Мышление понимание рефлексия

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "мышление понимание рефлексия" с детальным описанием.

Мышление понимание рефлексия

Мышление – Понимание – Рефлексия

Составители и ответственные редакторы: А.А.Пископпельу, В.Р.Рокйтянскищ, Л.П.Щедровицкий
М.: Наследие ММК. 2005. – 800 с.
ISBN 5-98808-003-0
Формат: PDF 18 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: русский

Тема «Мышление» была сквозной и центральной для всей философско-методологической работы Г.П.Щедровицкого – над ней он размышлял всю свою сознательную жизнь. Именно мышление было для него тем ключом, с помощью которого могут быть открыты все остальные двери к тайнам человека и мира, все они так или иначе связаны или приводят, по его глубокому убеждению, к тайне мышления.
Этой книгой избранных текстов мы хотим дать читателю общее представление о разработках темы в 70-х – 80-х годах. Это был период пересмотра и развития представлений о мышлении и теории мышления под углом зрения органической связи мышления с пониманием и рефлексией – отсюда еще два термина в заглавии книги и присутствие в ней текстов, специально посвященных этим двум понятиям.

Мышление – Понимание – Рефлексия

Тема «Мышление» была сквозной и центральной для всей философско-методологической работы Г.П.Щедровицкого — над ней он размышлял всю свою сознательную жизнь. Именно мышление было для него тем ключом, с помощью которого могут быть открыты все остальные двери к тайнам человека и мира, все они так или иначе связаны или приводят, по его глубокому убеждению, к тайне мышления.

Этой книгой избранных текстов мы хотим дать читателю общее представление о разработках темы в 70-х —80-х годах. Это был период пересмотра и развития представлений о мышлении и теории мышления под углом зрения органической связи мышления с пониманием и рефлексией — отсюда еще два термина в заглавии книги и присутствие в ней текстов, специально посвященных этим двум понятиям.

Мышление понимание рефлексия

Дополнительная информация

  • Авторы: Щедровицкий Г.П.
  • Издательство: Наследие ММК
  • Год издания: 2005
  • Аннотация: Тема «Мышление» была сквозной и центральной для всей философско-методологической работы Г.П.Щедровицкого – над ней он размышлял всю свою сознательную жизнь. Именно мышление было для него тем ключом, с помощью которого могут быть открыты все остальные двери к тайнам человека и мира, все они так или иначе связаны или приводят, по его глубокому убеждению, к тайне мышления. Этой книгой избранных текстов мы хотим дать читателю общее представление о разработках темы в 70-х – 80-х годах. Это был период пересмотра и развития представлений о мышлении и теории мышления под углом зрения органической связи мышления с пониманием и рефлексией – отсюда еще два термина в заглавии книги и присутствие в ней текстов, специально посвященных этим двум понятиям.
  • Ключевые слова: Рефлексия Смысл Понимание Мышление Мыследеятельность
  • Печатный вариант: нет
  • Полный текст: прочитать книгу
  • Избранное:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.
Еще статьи:  Первый класс первая любовь

Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той личностью, которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Развитие рефлексии

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:

  • самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.

Возрастные этапы развития рефлексии

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:

  1. Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с ее помощью?
  2. Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своем внутреннем мире?
  3. Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
  4. Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в деятельность?

Последний пункт особенно важен, потому что нередко познание себя сдерживается особым психологическим барьером. Человеку бывает страшно заглянуть в свою душу, и он неосознанно сопротивляется необходимости анализировать свои поступки, их мотивы, их влияние на окружающих. Так спокойнее и не приходится испытывать стыд и муки совести. В этом случае можно посоветовать такое небольшое упражнение.

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Еще статьи:  Шизофрения 4 года

Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника. Это не только дисциплинирует и упорядочивает рефлексивный процесс, но и помогает избавиться от негатива. Ведь вы из своего сознания переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, страхи, неуверенность и тем самым освобождаетесь от них.

Но не следует слишком увлекаться самокопанием, выискивая негатив. Настройте себя на то, что положительного, позитивного всегда больше, ищите этот позитив, анализируя прошедший день, снова переживайте его. Поругав себя за ошибку или небрежность, обязательно полюбуйтесь своим хорошим поступком, любым своим успехом, пусть на первый взгляд он кажется не слишком значительным. И не забывайте хвалить себя.

Понятие и функции рефлексии. Основные подходы

Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в той или иной степени отражают трактовку мыслителей нового времени.

Так в философской литературе под рефлексией понимают способность разума обращать свой “взор” на себя; мышление о мышлении, «осмысление своих собственных действий и их законов» (45., с. 499-502); специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, предметом которого выступает отношение внутреннего опыта к опыту внешнему (6., с.24,25).

Исследование и разработка проблем рефлексии в психологии характеризуется наличием разнообразных ее трактовок и определений.

Так С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «. рефлексия как бы пpиостанавливает, прерывает этот непрерывный пpoцесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни» (34., с.351-352).

В социальной психологии, в контексте исследования проблемы взаимопонимания в процессе общения, «. под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» (5., с.361).

Кроме того, в психологии существует взгляд на рефлексию, как на необходимое условие или особенность теоретического мышления (А.З. Зак; Л.К. Максимов.). Рефлексия рассматривается здесь как познавательная активность субъекта, направленная на него самого: при теоретическом решении задачи предметом анализа становится рассмотрение оснований собственного способа решения.

В методологических разработках теории деятельности рефлексия рассматривается с точки зрения механизмов и закономерностей естественного развития деятельности. Здесь с явлениями рефлексии связывают обращение к основаниям своих собственных действий, анализ способов и результатов деятельности, проектирование и создание новых образцов деятельности. В данном контексте рефлексию можно определить как «анализ осуществлённой деятельности, направленный на выявление причин затруднений и коррекцию способа деятельности» (4., с.8).

В исследовании познавательной деятельности человека в ситуациях решения творческих задач рефлексия рассматривается как существенный компонент мышления. Так И.Н. Семёнов и С.Ю. Степанов (42.) выделяют четыре уровня процесса мышления: личностный, рефлексивный, предметный, операциональный, среди которых рефлексивно-личностный уровень представлен как важный элемент познавательной деятельности. В данном контексте рефлексия понимается как осознание оснований и средств решения задачи, способов мышления.

На основании приведённой модели мышления И.Н. Семёнов(43) и С.Ю. Степанов выделяют два вида рефлексии: личностную, как осмысление себя и своей мыслительной деятельности (связана с оценкой себя и поднятием мотивации), и интеллектуальную, как доступный для сознания поиск способов и средств для регуляции мышления, решения задач. Здесь необходимо выделить некоторые параметры «рефлексивного-нерефлексивного» мышления, которые будут необходимы в дальнейшем для понимания содержания, выделенной в методике для изучения рефлексии, шкалы рефлексии способа мышления. Это следующие параметры: гибкость-ригидность, рефлексивность (как осознание цели, способов, процесса мышления) – импульсивность (предполагает интуитивный процесс мышления), абстрактность (ориентация на целое) – конкретность (ориентация на части), способность к обобщению (схематизации), использование логических критериев, каузальность.

В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Выделяют соответствующие типы рефлексии. При этом первые два аспекта выделяются в исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах общения, а другие два – в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Данное разделение позволяет различить коллективную и индивидуальную формы осуществления рефлексии.

На выявление специфики кооперативного аспекта рефлексии направлены работы Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, О.С. Анисимова и др. Психологические знания о кооперативном аспекте рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а главное, кооперации их совместных действий. При этом рефлексия трактуется как “высвобождение” субъекта из процесса деятельности, как его “выход” во внешнюю позицию по отношению к ней (52, 54, 44,4).

В рамках кооперативного аспекта рефлексии мы считаем необходимым обратиться к исследованиям Г.П. Щедровицкого (53, с. 13-23), который в рамках «теории деятельности» разработал собственно научные теоретические описания и модели рефлексии. Рефлексия в этих работах рассматривается, во-первых, как процесс и структура деятельности и, во-вторых, как механизм естественного развития деятельности, как принцип развёртывания схем деятельности. Г.П. Щедровицкий выдвигает гипотезу о рассмотрении рефлексии с точки зрения «идеи кооперации деятельностей». На основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя в позицию новой деятельности, индивид обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность рефлексивно «поглощает» первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностных позиций.

Еще статьи:  Сдвг у детей дошкольного

Таким образом, рефлексия в данном подходе выступает как специальным образом организованная деятельность (которая может быть использована в проблемной ситуации), направленная на способы собственного мышления и деятельности, которая предполагает выход из своей позиции и рассмотрение её со стороны. По нашему мнению, такая попытка более углублённого представления о рефлексии является недостаточной. Но, с другой стороны, Г.П. Щедровицкий первым рассмотрел рефлексию как деятельность и выделил этапы в развитии рефлексии; использовал, открытый Локком, метод интроспекции в игропрактике, спроецировал рефлексию на плоскость профессиональной деятельности

На выявление специфики коммуникативного аспекта направлены исследования Н.И. Гуткиной, И.Е. Берлянд, К.Е. Данилина, А.В. Петровского, Л.А. Петровской, А.А. Бодалева и др. В них рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, направленная на представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков. Коммуникативному аспекту соответствует социально-психологическое определение понятия «рефлексия», данное Г.М. Андреевой.

Экспериментальному исследованию личностного аспекта рефлексии посвящены работы И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова, Н.И. Гуткиной, Е.Р.Новиковой, А.Б. Холмогоровой, В.К. Зарецкого и др. Центральным для большинства этих работ является понимание рефлексии как процессов «самосознания» и самопознания личности, переосмысления своих поступков и образов собственного “я” как индивидуальности; как механизма “не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом “я” его различных подструктур (типа: “я” – физическое тело”, “я” – биологический организм”, “я” – социальное существо”, “я” – субъект творчества” и др.), но и интеграции “я” в неповторимую целостность. ” (42.,с. 38), как механизма рефлексивной регуляции человеком собственного поведения.

Необходимо отметить, что в данном случае рефлексия отличается от процесса самосознания. И если самосознание можно определить как процесс формирования знания о собственном мышлении и выработки новой нормы (деятельностный план), то рефлексия – это направленное самосознание. При этом фокус сознания попадает на то, на что мы направляем своё внимание, то есть самосознание определяется в связи с направленностью внимания (в мышлении происходит поиск средств, который может регулировать мыслительный процесс).

В контексте изучения когнитивных процессов А.З. Зак, Н.Г. Алексеев, Л.Ф. Берцфаи, Л.Л. Гурова, ведутся исследования интеллектуального аспекта рефлексии. Так В.В. Давыдов определяет рефлексию как умение субъекта “выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия” (19; с.45). При этом субъект рефлектирует знания об объекте и способы действия с ним. Такое понимание рефлексии служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления. Н.Г. Алексеев и Э.Г. Юдин также рассматривают рефлексию в интеллектуальном аспекте и определяют ее как «…направленность испытуемого на осознание им средств, используемых при решении поставленной задачи» (СС 23).

Проведённый анализ направлений исследований, посвященных психологическому изучению различных аспектов рефлексии, раскрывает многообразие и противоречивость существующих психологических трактовок рефлексии, что, по всей видимости, обусловлено различными методологическими ориентациями, а также многоаспектностью и самого феномена рефлексии, многообразием «предметов», на которые может быть направлена рефлексия. Так, субъект может рефлексировать: 1) свои представления о другом человеке и причинах его поступков, 2) образ своего «Я», 3) собственные знания об объекте и способы действия с ним, 4) знание о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия. Соответственно в первом случае рефлексия выступает в коммуникативном аспекте, во втором – личностном, в третьем – интеллектуальном, в четвертом – кооперативном аспекте.

Принимая во внимание многоплановость исследований проблем рефлексии в психологии, в настоящей работе при определении понятия рефлексии мы будем исходить, во-первых, из положений теории единства сознания и деятельности, во-вторых, из понимания рефлексии как вида направленного сознания. Рефлексивную деятельность можно определить как специфический вид мыслительной деятельности, предметом которого является собственные мышление и деятельность субъекта, осознание собственных способов мышления и деятельности во всём составе (методов, средств, операций, результатов и др.).

В соответствии с рассмотренными выше определениями рефлексии можно выделить её функции.

Так к общей функции рефлексии относят функцию организации и регуляции мышления и деятельности. И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов (37) выделяют следующие функции интеллектуальной рефлексии: 1) фиксация мыслительной установки, осознание предметно-операционального средства решения задачи, 2) оценка решения неясного содержания (проблемного места) задачи, способа решения, решения в целом, 3) личностная регуляция мышления, 4) функция мотивации к действию. Рассмотренные функции не охватывают деятельностного аспекта рефлексии, что с необходимостью позволяет обратиться к функциям рефлексии, выделенным Г.П. Щедровицким (52). Перечислим их: 1) исследование (реконструкция) ситуации, 2) функция оценки деятельности и её результатов, оценки себя, своего вклада в деятельность, своей позиции в сложившейся ситуации, 3) саморегуляция (осознание собственной позиции в сложившейся ситуации и своего вклада в деятельность, способа деятельности, выявление затруднений в деятельности и установление их причин, регуляция деятельности и мышления), 4) функция критики (способа деятельности, старой нормы), 5) перенормирование деятельности.

Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности.

Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью её осмысления. Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от обучающихся, в ней отсутствуют рефлексивные виды деятельности. Вместо этого идет закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу по-другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования, которое включает осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Без такой фиксации у индивида не возникает и не может возникнуть необходимости что-либо познавать и понимать. Первая группа способов обучения рефлексии объединяет те способы, которые направлены на создание таких условий, когда такая необходимость возникает.

Вторая группа объединяет более частные дидактические приемы, направленные как на выведение ученика в рефлексию, в рефлексивную позицию, так и на ее активизацию (Степанов, 1982).

Еще статьи:  Как понять что ты влюбилась

Необходимое условие обучения выходу в рефлексию, в рефлексивную позицию – изживание широко бытующего в практике обучения “культа знаний”, при котором знать – хорошо, а не знать – плохо, и “внедрение” идеологии незнания, при которой снимается необходимость “казаться хорошим”, т.е. “знающим”, снимается атмосфера напряженности и страха не знать, не угадать “правильный ответ”; при которой “знание о своем незнании” становится ценностью большей, чем знание как таковое.

Наряду с культом знаний необходимо устранить закономерно следующую из него “презумпцию тождественности” (Г.П.Щедровицкий, 1993), когда познание подменяется узнаванием, т.е. во всякой новой ситуации ищется и находится, узнается старый, уже известный набор “знаний”.

Второе необходимое условие обучения умению и готовности выходить в рефлексивную позицию – это внедрение идеологии сомнения и критики. Эта идеология подразумевает всяческое поощрение и стимулирование несогласия и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны учеников.

Третье необходимое условие обучения учащихся умению и готовности выходить в рефлексивную позицию – это внедрение идеологии знаковости, идеологии, в рамках которой предмет или явление становятся знаком для индивида благодаря его, индивида, действию: именно индивид делает нечто знаком чего-либо за счет сознательного изменения “ракурса” рассмотрения.

Внедрение идеологии искусственно-технического подхода, то есть приучение учащихся рассматривать окружающий мир не только как естественный, но и как искусственно созданный. Необходимо научить школьников видеть за предметом его творца, его создателя, рассматривать все сущее не только как таковое, но и как созданное кем-то в соответствии с каким-то проектом, замыслом, какой-то целью, нормой.

Внедрение идеологии многообразия и равнозаконности разных позиций. Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект с разных точек зрения.

Одним из лучших способов овладения умением занимать и сменять разные позиции является ролевая игра. По мнению Ж. Пиаже, «для мысли игра в общем является верховным законом» (Пиаже, 1969: 125) Частое переключение с одной роли на другую приводит к систематическому “расшатыванию” представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.

Необходимо всячески поощрять наличие собственного мнения, видения, в том числе и несогласие с общепринятой точкой зрения, с точкой зрения учителя.

Помимо этого, необходимо формирование установки на “отчетность”, готовности ответить в любой момент на вопрос “Что ты делаешь?”, “Зачем ты это делаешь?”, “Каким образом ты это делаешь?” и т.д. Сначала эти вопросы, как правило, приходится задавать учителю, но постепенно учащиеся начинают сами задавать их друг другу, а затем и самим себе.

На уроке и вне его учитель сам должен постоянно демонстрировать рефлексию своей деятельности.

Можно добиваться реализации установки на более “высокое” осмысление посредством “навязывания” ученику несвойственной ранее для него позиции, например позиции учителя в том учебном процессе, в котором он ранее занимал позицию ученика. Например, можно дать ученику задание составить вопросы к тексту таким образом, чтобы, отвечая на них, можно было бы восстановить наиболее значительное и интересное в тексте; такие задания выталкивают ученика в рефлексивную позицию “учителя”, которому предстоит организовывать работу “ученика”, и в обеих позициях выступает сам ученик; везде, где это возможно, предварять урок изложением его плана в деятельностных формулировках; последние несколько минут каждого урока отводить для рефлексии того, что, с точки зрения детей, на уроке происходило; во время урока делать везде, где это возможно, остановки деятельности для ее рефлексии.

Таким образом, в сознание ученика внедряется установка на отчетность, готовность к отчету.

Наряду с рефлексией своей деятельности ученик должен быть научен осуществлять самоопределение, т.е. должен уметь и быть готовым рефлектировать свою позицию в ситуации деятельности: как кто он в ней выступает, какие цели ставит или какими ценностными основаниями руководствуется. Учитель должен постоянно демонстрировать такое самоопределение сам в процессе рефлексии своей деятельности.

Важно формирование установки на всяческое поощрение учебных и неучебных действий: ответов, интерпретаций, сочинений, решений и т.д., в которых видна рефлектирующая личность в ее индивидуальном своеобразии.

Следующим методом обучения учащихся готовности и умению выходить в рефлексивную позицию является метод обучения школьников задавать самим себе вопросы. Вопрос есть средство фиксации знания о незнании, причем если этот вопрос ставит сам ученик, то тем самым он фиксирует знание о своем незнании, выводя, соответственно, себя в рефлексивную позицию. Майкла Коула, например, считает «вопрошающее чтение успешным применением культурно-исторической теории к решению проблем дифференциальной диагностики и коррекции затруднений в приобретении навыков чтения» (Коул, 1997: 319) Надо отметить, что вопросы учителя или автора учебника отнюдь не всегда выводят ученика в рефлексивную позицию. Ведь, чтобы стать таковыми, они должны исходить из той модели мира, в которой живет и действует ученик. Это усиливает необходимость обучать ученика технике постановки собственных вопросов, приучать адекватными способами и средствами постоянно ставить себе самому вопросы, демонстрировать в процессе обучения виды вопросов и разнообразные способы их постановки. Этот метод имеет весьма глубокие корни – вспомнить хотя бы сократический диалог или катехизисную форму – и весьма серьезные основания: ведь любое движение мысли начинается с постановки вопроса, с проблематизации.

Существует два типа средств, выводящих учащихся в рефлексивную позицию: языковые средства и средства чистого мышления.

К первым относятся морфемы, лексические единицы, синтаксические конструкции и т.п. Чем богаче их набор у индивида, тем точнее индивид может рефлектировать ситуацию, рефлективно описывать ее этими языковыми средствами.

Ко вторым относятся разнообразные (философские, грамматические, эстетические, научные и т.д.) категории и понятия.

Наличие достаточного набора таких средств позволяет индивиду не только выходить в рефлексивную позицию, но и осуществлять разные способы представления, осмысления рефлектируемой ситуации.

Учитель должен постоянно давать учащимся средства для выхода в пространство чистого мышления (схемы, графики, формулы, таблицы, карты и пр.) и обучать ими пользоваться.

Организовать деятельность учащихся следует таким образом, чтобы они могли выйти в более мощную рефлексивную позицию, чем им (каждому конкретному ученику) было присуще до этого момента. Этого можно достичь, например, посредством интерпретации действий учащегося при помощи достаточно мощных категорий, вынуждая учащихся рефлектировать свои действия этими категориями как средствами и, соответственно, осуществлять задаваемые этими категориями действия.

Еще статьи:  Что делать если впадаешь в депрессию

В основе коммуникации в процессе обучения должны быть соблюдены следующие основополагающие принципы диалога: свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; выявление позиции и аспекта видения каждого участника коммуникации; возбуждение самопознания (рефлексии) посредством целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как способа активизации мышления; применение аналогий; выявление противоречий на уровне схематизации.

Важно также и постоянное поддержание повышенного эмоционального фона при интерпретациях, ролевых играх и дискуссиях.

Активизирует рефлексию учащегося и прием «прогнозирования», поскольку для того, чтобы ответить на вопросы типа “Что будет дальше?”, “О чем, по-вашему, текст с данным заголовком (начинающийся следующими словами)?”, “Чем закончится данный рассказ?” и т.д., необходимо прежде всего ответить на вопросы типа “Что это?”, “Что происходит?” и тому подобные, непосредственно выводящие обучаемого в рефлексивную позицию вопросы.

Анализ текстов дает возможность перенести имеющиеся рефлексивные позиции на самих учащихся и моделировать имеющиеся рефлексивные отношения.

Эксплицирование импликаций позволяет “увидеть невидимое” и “услышать несказанное”, а имплицирование экспликаций является модификацией первого, но выполненной на более высоком рефлексивном уровне: надо составить импликацию, учитывая картину мира и рефлексию реципиента этой импликации, что весьма трудно и является уже работой повышенного уровня сложности.

Общий принцип эксплицирования импликаций – выявление того содержания, которое прямым образом «не оформлено», а как бы «следует» из контекста, из ситуации.

Техника экспликации применима в рамках практически всех учебных предметов.

Осуществлять имплицирование – то есть создавать такие «сжатые» формы, в которых запрограммирован (посредством имитационной рефлексии) способ их интерпретации, понимания – сложнее как в учебном (из-за высокого уровня сложности этой творческой работы), так и в организационном плане. Реальнее всего эту работу проделывать в рамках занятий развития речи или в рамках внеаудиторной работы (например, при подготовке текстов или мизансцен при составлении сценариев вечеров и т.п.). (Пономарев, 1976)

Несомненно, рефлексия является инструментом мышления в обучающей деятельности, а перечисленные и многие другие способы призваны сформировать у учащихся способность к рефлексии.

Как известно, рефлексия или размышление является одной из составляющей технологии формирования критического мышления в обучении.

Мышление Понимание Рефлексия

Щедровицкий Г.П., Г.П.Щедровицкий

ISBN: 5-98808-003-0
Год издания: 2005
Издательство: Издательство “Наследие ММК”

“Мышление”сквозная тема для философско-методологической работы Г.П.Щеровицкого. “Все,что касается человеческой деятельности,человеческого духа, есть мысль.Потому занятие мышлением давало нам ту всеобщность и тот предельно широкий взгляд на существующее и мир, какой был только возможен”.
Служить мышлению и мыслить значило для Г.П.Щедровицкого не столько владеть мыслительными средствами,сколько развивать Мышление,разрабатывая новые категории и подходы.

Лучшая рецензия на книгу

Средства и методы конструктивно-нормативного представления и описания мысле-деятельности

Самоорганизация и теория деятельности Щедровицкого и метод «рисования» быка по Пикассо


Меня интересуют проблемы самоорганизации: что я могу и чего не могу. Моя методология предельно субъективна и направлена на самоорганизацию: я должен иметь такой набор языковых схем. Чтобы работать мог. Я вообще полагаю, что каждый должен заниматься своим делом и себя развивать. А то у русской интеллигенции сложилась установка :она все время других к счастью ведет, силком. Вот я и хочу иметь возможность рассуждать. Для этого нужны язык и схемы, коих я нигде не могу почерпнуть, приходится их выдумывать.
Чтобы можно увидеть какую-то область явлений, нужно иметь соответствующий схематизм. Может, это математика или физика. так было с «Началами» Евклида. Спорили: геометрия или физика? Они являются и тем, и другим. У меня это – теория деятельности. ..
Это как метод Пикассо: нарисовали быка во всей реальности, а потом начинаем убирать одно, другое, третье, пока не остается предельная схема быка.

Яблоки ненастоящие-из задачи!


Знаете историю Гольдштейна с яблоками из задачи? В американской школе для дебилов учительница объясняет сложение. Принесла три яблока, потом еще пять .Несколько уроков-никакого продвижения. И вдруг на пятом уроке кто-то говорит:-Мэм, я понял: яблоки, которые вы принесли-ненастоящие, они из задачи!
-Да, а что?
И этот дельный дебил говорит:-Так это же совсем другое дело!С того момента, как класс понял, что это яблоки из задачи, все сдвинулось. Это, например, и есть эмоциональный «разрыв» в деятельности.
Для дальнейшего понимания важно: коммуникация нарушает все законы, пронизывая все рефлексивные слои и уровни. Учитель рефлектирует деятельность учеников и вроде бы находится на полочку выше, но находясь в состоянии коммуникации-учитель должен говорить на таком языке, чтобы ученику было понятно. Удивительная способность коммуникации : она как бы «сплющивает» разные уровни иерархии деятельности.

Средства и методы конструктивно-нормативного представления и описания мысле-деятельности

-Когда я делаю какой-то доклад, выступаю с лекцией, моя задача состоит в том, чтобы что-то сделать с головой слушателя, то есть дать такие знания, которые бы перестроили их способности, умения, навыки…Поэтому любые знания меня интересовали как человеко-направленные. В этом смысле я работал по Выготскому. То есть давал такие знаки, схемы, такие средства, которые позволяли моим ученикам овладевать своими натуральными психическими процессами и перевести их в рафинированные формы. И вроде бы так работает каждый учитель…Он дает то, что называется «культурными формами», что обеспечивает развитие способностей учеников, увеличивает класс задач, которые они могут решать, новые способы деятельности. И вот я… Развернуть

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here