Сдвг у детей дошкольного

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "сдвг у детей дошкольного" с детальным описанием.

Симптомы и лечение гиперактивности детей дошкольного возраста

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – стойкое психологическое расстройство, приводящее к нарушению поведения у детей. Это выражается в том, что ребенок не может спокойно сидеть на одном месте, не может концентрироваться, он должен постоянно двигаться и шуметь, привлекая внимание. На взгляд родителей и посторонних людей, гиперактивные дети просто ведут себя невоспитанно, и только врач может определить болезнь и поставить диагноз.

Гиперактивность – врожденное, реже приобретенное, состояние, возникающее при внутриутробном или родовом поражении коры головного мозга или нервной системы. Причинами этого могут быть:

  • Гипоксия внутриутробная или при рождении;
  • Курение или употребление матерью наркотиков;
  • Неправильный режим жизни, стрессы, неправильное питание матери во время беременности;
  • Недоношенность;
  • Слишком затяжные или наоборот, слишком стремительные роды, а также химическая стимуляция родовой деятельности.

Кроме того, гиперактивность может развиться и в более поздний период, из-за травм головы или заболеваний нервной системы. Некоторые врачи считают, что СДВГ может развиться и по психологическим причинам, например, из-за конфликтов в семье или излишней строгости в воспитании, но другие находят это утверждение спорным.

Диагностика и симптомы гиперактивности

Многим родителям кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок активный и импульсивный. Но на самом деле такие дети почти не приспособлены к учебе, не слышат собеседника и не могут нормально общаться, легко выходят из себя. Их гиперактивность носит деструктивный характер, а нервная система, если не принять мер по лечению, расшатывается до неврозов и более тяжелых заболеваний.

Болезнь делится на 3 вида или типа проявлений:

  • Синдром недостатка внимания;
  • Гиперактивность;
  • Синдром недостатка внимания и гиперактивности, наиболее частый вариант.

Точно диагностировать гиперактивность для последующего лечения, можно только после 6 лет. Но и в более раннем возрасте у детей могут проявляться некоторые симптомы: плохой сон, небольшая (на 1,5-2 месяца) задержка речи и психического развития, повышенная возбудимость и плаксивость. Все дети иногда капризничают, плохо спят или отвлекаются от игры, и часто нет причин подозревать гиперактивность. Гиперактивность у детей можно подозревать, если симптомы сохраняются несколько месяцев подряд. Однако такие симптомы могут быть и у других заболеваний, поэтому не стоит паниковать или начинать кормить детей успокоительным до посещения врача.

Симптомы гиперактивности:

  • Болтливость;
  • Много движений, часто неуместных;
  • Неспособность спокойно сидеть на стуле, заниматься одним делом дольше нескольких минут;
  • Неспособность ждать;
  • Беспокойный неглубокий сон;
  • В более взрослом возрасте такие дети становятся беспокойными взрослыми, которые стремятся делать несколько дел одновременно.

Симптомы недостатка внимания у детей:

  • Неспособность концентрироваться, удерживать внимание;
  • Невнимательность во время разговора;
  • Неспособность закончить начатое дело;
  • Забывчивость и много потерянных вещей;
  • Склонность к разрушению и деструктивное поведение, игнорирование правил и запретов.

Часто родителям не хочется видеть огрехи своего воспитания, и поэтому они сами ставят детям диагноз. Это в корне неверно, только врач-психоневролог может определить у малыша наличие или отсутствие СДВГ или другого, более серьезного заболевания с похожими симптомами. Постановка диагноза производится в 3 этапа: сбор анамнеза и наблюдение за детьми, тестирование и аппаратное обследование (электроэнцифалография мозга).

Нередки случаи, когда педиатр, принимая уставшего и хнычущего малыша, определяет синдром гиперактивности на глаз, предлагает лечение, беспокоя родителей. Верить такому врачу не стоит. Если доктор на самом деле подозревает у малыша заболевание, то он выпишет направление на обследование у специалиста.

Еще чаще похожие симптомы говорят о том, что малыш находится в стрессовой ситуации, например, из-за сложной напряженной обстановки в доме, переезда, подготовки к школе или просто перегруженности дополнительными занятиями.

Лечение гиперактивности

Назначать лечение детям с СДВГ должен врач. В России синдром гиперактивности не лечится психостимуляторами, вместо них чаще назначаются ноотропные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга, не влияя на психику. В Европе и США психостимуляторы разрешены для лечения, но из-за огромного количества побочных эффектов к ним прибегают только в крайних случаях. Врач может назначить еще и легкое успокоительное, от которого дети лучше спят и меньше раздражаются.

Часто гиперактивность – всего лишь симптом более сложных и глубоких проблем, поэтому перед началом избавления от нее необходимо устранить причину – вылечить травму или заболевание головного мозга, нервной системы, нормализовать атмосферу в семье или проработать с психологом травмирующую ситуацию. Часто после устранения причины дети становятся более спокойными и гиперактивность сама сходит на «нет».

Большую часть симптомов гиперактивности можно купировать и без лекарств. Например, детям с гиперактивностью показана физическая нагрузка для избавления от излишков энергии. Но, чтобы не нагружать расшатанные нервы еще сильнее, противопоказаны командные игры, вроде футбола и баскетбола, соревнования в чем бы то ни было или скучные статичные нагрузки. Отличный выбор – плавание, так как вода прекрасно снимает стресс, легкая атлетика, лыжи или езда на велосипеде, гимнастика и ЛФК. Перед началом занятий необходима консультация терапевта или другого лечащего врача, чтобы физическая нагрузка не навредила организму.

Второй не менее важный аспект работы с такими детьми – работа с психологом. Регулярные занятия помогут малышу раскрыться, научиться взаимодействовать с другими детьми, понимать себя и окружающих, концентрироваться и удерживать внимание. Разумеется, это достигается не за одно занятие, а за несколько месяцев, а иногда и лет. Работа проводится не только с гиперактивными детьми, но и с родителями, у которых может быть депрессия или иное подобное расстройство, влияющее на домочадцев. Перед тем, как лечить последствия детской гиперактивности, необходимо устранить причину, и если в семье сложная нервозная обстановка, то психолог разбирается с причинами конфликтов, тем самым облегчая малышу жизнь.

Также для расслабления и снижения тревожности рекомендуется проведение аутотренингов. Простой формой аутотренинга для маленького ребенка может стать чтение или рассказывание сказки, которой он полностью поглощен и в рассказывании которой задействован, а деткам постарше подойдет аутогенная тренировка, основанная на расслаблении и внутренней концентрации. Аутотренинги стимулируют работу коры головного мозга и приводят в порядок нервную систему.

Наибольшее значение имеет коррекция поведения, причем не только детей, но и родителей. Задача психолога – помочь родителям гиперактивного малыша не только услышать своего ребенка, но и научить доносить до него свои мысли. Как правило, родителям даются четкие рекомендации по общению с гиперактивным ребенком, по выстраиванию отношений в семье, по тактике и стратегии воспитания и лечения.

Еще статьи:  Денежный ритуал с помощью девяти узлов

Чтобы избавиться от привычки что-то постоянно перебирать руками, психологи рекомендуют завести четки с крупными и мелкими бусинками разной текстуры, которые можно перебирать, или предложить ребенку пальчиковые краски. Конечно, гиперактивным детям лучше всего заниматься таким рисованием с взрослым членом семьи, который сможет и увлечь малыша, и проконтролировать.

Обычные рекомендации для родителей сводятся к подобному своду правил:

Если гиперактивный ребенок разыгрался и не может успокоиться, то родителям рекомендуется не кричать, а обнять его, взять на руки или посадить на колени, предложить воды. Для детей с этим заболеванием очень важен физический контакт и поощрение. Гиперактивность у детей купируется на начальном этапе, когда нервная система еще стабильна и здорова. Синдром гиперактивности часто является следствием недостатка внимания, поэтому родителям такого проблемного ребенка стоит проводить с ним больше времени.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ
статья на тему

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.

Вложение Размер
СДВГ у детей ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №53,

Красносельского района, Санкт-Петербург

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ

«Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или «Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться» – из воспоминаний гиперактивного ребенка.

С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни воспитатели, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум.

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Поскольку такие дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание.

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности приводит к тому, что школа начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?

Прежде чем ответить на этот вопрос давайте разберемся что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) на самом деле. Гиперактивность – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» – (от греч. Hyper – над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Последним термином активно пользуются в настоящее время.

К основным показателям СДВГ относят следующие симптомы:

  • Невнимательность (часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях, часто не слушает то, что ему говорят, часто не следует инструкциям или не может закончить школьное задание, часто теряет вещи, которыми только что пользовался),
  • Гиперактивность (не способен сидеть неподвижно в течение всего урока, часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит, часто встает с места в классе, не может играть или проводить досуг тихо, часто очень болтлив: говорит слишком много и остановиться не может),
  • Импульсивность ( не способен сдержать свои немедленные реакции или подумать, прежде чем сделать, часто не может дослушать вопрос до конца и

начинает отвечать, зачастую давая ошибочные ответы, часто прерывает других или мешает им).

Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы – неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.

Так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с СДВГ.

В последние годы этому вопросу начинают уделять всё больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме.

В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопросом о готовности к школе для гиперактивных детей родители должны заняться еще с детского сада, обеспечив ребенка определенными условиями в дошкольной образовательной системе и в особенности обеспечить ребенка компетентным дошкольным педагогом.

Важным условием для развития и создания определенных условий для таких детей, служит желание самих родителей оказать непосильную помощь. Родитель должен не только полагаться на социальных партнеров, но и заниматься саморазвитием в области данного вопроса. Необходимо помнить, что ребенок с СДВГ не должен чувствовать за собой вину, не должен ощущать себя «не таким», нельзя сваливать на него вину за то, как он ведет себя. В начале статьи, приводилась выдержка их биографии ребенка с СДВГ, и в ней ярко описываются те чувства, которые испытывает ребенок, и они далеко не положительные. Дети с СДВГ заложники своего диагноза. Поменяв отношение к таким детям, можно напрочь искоренить мнение о том, что такие дети не способны к нормальной обучаемости.

Еще статьи:  Психолог как выйти из депрессии самостоятельно

В организации помощи гиперактивным детям, естественно, не мало важную роль играют воспитатели. Выполнение основных правил, при общении с такими детьми, дает возможность положительного взаимоотношения педагога с «трудным» ребёнком, помогает ребёнку достигать более высоких результатов на занятиях. Есть ряд советов и рекомендаций, которые разработали психологи для педагогов и родителей, но главным правилом является само отношение к таким детям – они такие же как и все остальные, только требуют к себе чуть больше внимания. Все окружение ребенка должно приложить усилия к его вопитанию. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков». Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь.

Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с

Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – №3. – С. 95-101.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика, 2002. – 128 с.

Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. – Санкт-Петербург, Центрполиграф, 2010. – 224 с

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы и лечение СДВГ у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор, — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • перинатальная энцефалопатия – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, гипоксия мозга у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, МРТ, электрокардиографию, компьютерную томографию. Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов,

способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Кортексин, Пантогам, Церебролизин, Пирацетам, Фенибут, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диета разрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.

Еще статьи:  Укол при резус конфликте

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своего чада:

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Однако одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ. Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность и импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков.

Во всём мире этому нарушению придаётся очень большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.

Исследователи в России этой проблемой заинтересовались только в последнее десятилетие.

В настоящее время стала актуальной проблема развития внимания у гиперактивных детей. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие внимания у гиперактивных детей со старшего дошкольного возраста. Вот почему именно этой проблеме – проблеме развития внимания у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста – мы и уделяем первостепенное внимание.

Итак, что такое гиперактивность? «Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Гиперактивный ребёнок – это ребёнок: с повышенной энергетикой – вариант нормального развития, не требующий коррекции; с двигательной расторможенностью (нуждается в психологической помощи).

Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…»

Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведённая ниже таблица 1 поможет в этом.

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.

Гиперактивный ребёнок

Тревожный ребёнок

Критерии оценки
Контроль поведения Постоянно импульсивный Способен поведение контролировать
Двигательная активность Постоянно активен Активен в определённых ситуациях
Характер движений Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряжённые движения

Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.
Еще статьи:  Все равно мы пить не бросим

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам.

Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:

    1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
    2. Уменьшить рабочую нагрузку.
    3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
    4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
    5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
    6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
    7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
    8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
    9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
    10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
    11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
    12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
    13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ; в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы; в-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% (1 ребёнка) до 30% (5 детей) детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 человека – дети с нарушением внимания и гиперактивностью.

В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучению детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст. Вместе с тем, в ходе аналитического обзора не обнаружено разносторонних подходов к разработке вопросов раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с целью профилактики синдрома, в основном строятся по принципу компенсации.

Литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001.
  3. Гриханов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М., 2008.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.
  5. Задавенко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2004.
  6. Зинкевич-Евстшнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. – СПб., 2007.
  7. Лаурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
  8. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. – С-П., 2008.
  9. Мухина В.С. Психология дошкольников. – М., 1975.
  10. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. – М., 2008.
  11. Психологические тесты. /Под ред. А.А. Карелина. – М.. Владос, 2000.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
  13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2008.
  15. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.
Еще статьи:  Педагогическое общение всегда

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here