Шизофрения 4 года

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "шизофрения 4 года" с детальным описанием.

Shpora_psikh / Частная / Шизофрения

Шизофрения- медленно или быстро прогрессирующее заболевание протекающее с характерными изменениями личности выраженное в утрате единства психических процессов в эмоциональном оскудении ,снижении волевой активности и энергетического потенциала, нарушением мышления и развитие шизофренического слабоумия.

Шизофрения может начаться в любом возрасте. Однако наиболее типичный возрастной период для начала развития шизофрении составляет 20-25 лет.

5.расстройства иммунной системы(пищевые аллергены,стрессовая теория)

К современным взглядам этиопатогенеза шизофрении относится теория: Стресс-диатез. Суть ее состоит в том, что у человека сочетается наследственная предрасположенность к данному заболеванию черепно-мозговая травма(либо интоксикация)+еще какая либо травма.

Классификация шизофрении по форме течения:

F20.3-не дифференцируемая шизофрения

Классификация шизофрении по типу течения:

Эпизодическая с нарастающими дефектами (приступообразно-прогредиентная)

Эпизодическая со стабильными дефектами,

Психопатологические проявления шизофрении отличаются большим многообразием. По своим особенностям они подразделяются на негативные и продуктивные. Негативные отражают выпадение или извращение функций, продуктивные – выявление особой психопатологической симптоматики: галлюцинаций, бреда, аффективного напряжения и т.д. Их соотношение и представленность в психическом состоянии больного зависят от прогредиентности и формы заболевания.

– Разноплановость. Малозначимые черты обыденных вещей кажутся более значимыми, чем предмет в целом или общая ситуация. Проявляется неясностью, расплывчатостью, обстоятельностью речи.

– Разорванность. Постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе в сторону случайных ассоциаций, склонность к символическому мышлению, характеризующемуся сосуществованием прямого и переносного смысла понятий. Отмечаются внезапные и непонятные переходы от одной темы к другой, сопоставление несопоставимого. В выраженных случаях речь лишена смыслового значения и недоступна пониманию при внешне правильном её конструировании.

– Sperrung (закупорка мышления) – внезапный обрыв мыслительного процесса.

– Резонёрство – витиеватые бесплодные рассуждения.

– Эмоционально-волевой дефект. Угасание эмоциональных реакций, равнодушие, безразличие к окружающему. Парадоксальность, неадекватность эмоциональных реакций. Утрата интересов, отсутствие планов на будущее, бездеятельность.

– Амбивалентность. Сосуществование двух противоположных тенденций (мыслей, эмоций, действий) по отношению к одному и тому же объекту у одного и того же лица в одно и тоже время. Проявляется невозможностью завершить те или иные действия, принять решение.

– Аутизм. Бессознательное отстранение от внешнего мира, предпочтение ему мира собственных, оторванных от реальности, мыслей и фантазий. Проявляется пассивностью, безынициативностью, необщительностью.

– Изменения личности – результат прогрессирования негативных симптомов. Проявляются в вычурности, манерности, нелепости поведения и поступков, эмоциональной холодности, парадоксальности, необщительности.

Позитивные (психотические) проявления

– Галлюцинаторно-параноидный синдром. Сочетание малосистематизированных, непоследовательных бредовых идей, чаще преследования, с синдромом психического автоматизма и/или вербальными галлюцинациями.

– Синдром психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо)

– Отчуждение или утрата принадлежности своему Я собственных психических процессов (мыслей, эмоций, физиологических функций организма, совершаемых движений и поступков), переживание их непроизвольности, сделанности, навязанности извне. Характерны симптомы открытости, отнятия мыслей и ментизм (непроизвольный наплыв мыслей).

– Бред воздействия, преследования. Наблюдают бред метаморфозы (насильственное превращение субъекта в другое лицо, животное или неодушевлённый предмет), транзитивизм (всё лично испытываемое субъектом испытывают и окружающие).

– Синдром Капгра (бредовая убеждённость в том, что окружающие люди способны менять свою внешность с определённой целью).

– Депрессивно-параноидный синдром проявляется сочетанием, депрессивного синдрома, бредовых идей преследования, самообвинения, вербальных галлюцинаций обвиняющего характера.

– Маниакально-параноидный синдром проявляется сочетанием маниакального синдрома, бредовых идей величия, знатного происхождения, вербальных галлюцинаций одобряющего, восхваляющего характера.

– Кататонический ступор. Характерны повышенный мышечный тонус, каталепсия (застывание на длительное время в определённом положении), негативизм (беспричинный отказ, сопротивление, противодействие всякому влиянию извне), мутизм (отсутствие речи при сохранном речевом аппарате).

– Кататоническое возбуждение. Характерны острое начало, внезапность, хаотичность, нецеленаправленность, импульсивность движений и поступков, бессмысленная вычурность и манерность движений, нелепая немотивированная экзальтация, агрессия.

– Гебефренический синдром. Характерны дурашливое, нелепое поведение, манерность, гримасничанье, сюсюкающая речь, парадоксальные эмоции, импульсивные поступки. Может сопровождаться галлюцинаторно-параноидным и кататоническим синдромами.

– Деперсонализационно-дереализационный синдром характеризуется тягостным переживанием изменённости собственной личности и окружающего мира, не поддающейся описанию.

Критерии шизофрении 4 А по Блеверу:

Аффект(снижение аффекта, не адекватный аффект)-стираются нюансы проявления эмоций у данного человека)

Ассоциации- нарушение стройности мышления, разноплановость, резонерство, аутизм)

Аутизм-отгороженность от окружающих

Амбивалентность- одновременно сосуществующие 2 эмоции

Шизофрения у детей. Симптомы и формы

Существует несколько теорий возникновения детской шизофрении, но наиболее распространенная – наследственная. Диагностировать шизофренический процесс у детей дошкольного и младшего школьного возраста гораздо труднее, чем у взрослых, так как из за еще формирующейся детской психики симптомы заболевания кажутся сглаженными и неясными. На первый план выдвигаются страхи, тревоги, характер которых достаточно сложно выяснить.

Формы проявления детской шизофрении можно обобщить в четыре группы:

Патологическое фантазирование (дошкольники) – в начале своего проявления оно ничем не отличается от обычных детских фантазий, но при дальнейшем прогрессировании приобретает совершенно оторванный от реальности характер: выдуманные персонажи не сходят на нет, но всё больше занимают места в жизни ребенка. Он начинает жить игрой, события реальности совершенно перестают интересовать ребенка.

Абулия (дети в основном школьного возраста) – ребенок замыкается в себе. К несчастью родители могут расценить это состояние как проявление лени. На самом деле – это не лень, а проявление шизофренического процесса. Ребенок ничем не интересуется, перестает посещать занятия, общаться со сверстниками, часами проводит в постели. К данным явлениям нередко присоединяются бредовые состояния и галлюцинации, но к сожалению чаще всего дети не рассказывают об этом взрослым.

Эмоциональная тупость – эмоциональные реакции приобретают характер полного равнодушия.

Разорванность мышления – полный отрыв от реальности, склонность к бессвязному философствованию.

Одной из форм шизофрении у подростков является так называемая гебефреническая – главным признаком заболевания является желание повеселить собеседника нелепым поведением: немотивированное веселье, двигательная активность, гримастничество, кривляния.

Основные симптомы ранней детской шизофрении:

Ещё в самом раннем возрасте можно отметить ряд психофизиологических особенностей ребенка, которые могут свидетельствовать о нарушениях психики:

  • приступы тревожного плача
  • нарушения сна
  • плаксивость в течении всего дня
  • чрезмерная возбудимость или наоборот двигательная пассивность
  • плохое развитие моторики
  • отсутствие реакций на грубый дискомфорт (громкие звуки) и чрезмерные реакции неудовольствия на тихие звуки, прикосновения, ласку
  • отсутствие инициативного поведения, выражающего стремление привлечь к себе внимание
  • дефицит активности в отношении бытовых правил, правил во взаимоотношениях
  • нежелание смотреть в глаза
  • необычность и чудоковатость в поведении, речи
  • ролевая игра отсутствует
Еще статьи:  Учимся целоваться в первый раз

В сфере интересов – однообразность и раннее по сравнению со сверстниками формально-логическое мышление, склонность к классификациям различного характера, к построению схем и таблиц, изобретениям. Дети, склонные к шизофрении избирательны в еде, увлечены взрослыми интересами, страшными сказками, компьютером и телевизионными рекламами. На сегодняшний день полностью побороть шизофрению невозможно, но существуют различные методы терапии,которые позволяют контролировать симптомы и улучшить качество жизни.

Шизофрения у детей и подростков: признаки и лечение

Механизм развития шизофрении связан с наследственной предрасположенностью, метаболическими нарушениями в работе головного мозга и не находится в зависимости от внешних воздействий. Сложность распознавания заболевания, возникшего в детском и подростковом возрасте, заключается в его схожести с проявлениями так называемого подросткового кризиса, поскольку нередко заболевание дебютирует у подростков в возрасте 12-15 лет.

Специфическими симптомами шизофрении являются нарушение мышления и восприятия, бредовая деформация мышления, наличие галлюцинаторного синдрома.

Помочь заподозрить наличие заболевания у подростка может появление в его обыденном поведении следующих черт:

  • замкнутости;
  • отрешенности;
  • необычной молчаливости;
  • обособленности от окружающих;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • резкими перепадами настроения.

Особой настороженности требуют случаи со стойким присутствием указанных первых симптомов болезни при наличии отягощенного семейного анамнеза.

Подобными признаками характеризуется подростковый возраст и у здоровых детей. Для патологической ситуации характерно внезапное появление и устойчивое существование данного комплекса симптомов в сочетании со специфическими признаками заболевания. Указывать на манифестацию шизофрении будет сочетание указанных признаков с галлюцинациями, бредовыми или бредоподобными идеями, появлением причудливого дурашливого поведения, кривляниями, расстройствами речи и мышления.

Проявление патологии может быть разнообразным: галлюцинации бывают слуховыми, зрительными, вкусовыми, обонятельными, тактильными. Наиболее частым вариантом являются слуховые, несколько реже встречаются зрительные, остальные разновидности проявляются в редких случаях.

Слуховые галлюцинации выражаются в восприятии несуществующих голосов или других звуков. Характерными вариантами являются звук капающей воды, скрип двери. Звуки носят навязчивый характер, раздражают больного. Голоса, которые слышатся пациенту, могут беседовать между собой, или это может быть один голос, общающийся с больным.

Характер галлюцинации субъективно определяется больным как угрожающий. Голоса могут иметь приказной, властный характер, что таит в себе определенную опасность: данная ситуация может привести к суициду или совершению противозаконных деяний.

Бред проявляется наличием умозаключений, не соответствующих действительности, формированием несуществующих идей (системный бред), часто имеет следующие проявления:

Разновидность бреда

Проявления

Пациент превозносит себя выше других

Проявляется в виде синдрома психического автоматизма, больной считает, что на него воздействует какие-то внешние силы (на его мысли, поступки)

Больной уверен, что за ним следят с целью причинения вреда (например, сосед — спецагент, или шпион инопланетный мафии, или специально подосланный к нему киллер)

Бред физического недостатка

Подросток приписывает себе несуществующие уродство: чрезмерно большой нос, укорочение одной ноги, излишний вес и так далее

Возможны различные проявления: бессвязная речь, речь в виде обрывков фраз

Это проявление характеризуется появлением у подростка дурашливого, нелепого поведения: больной может громко хохотать, нелепо или неопрятно одеваться, произносить публичные бессвязные монологи, считая их смешными и остроумными, гримасничать, капризничать. Поведение подростков 12–15 лет вдруг начинает напоминать поведение маленького ребенка.

Для данного состояния характерна смена дурашливости депрессивным состоянием. Нередко наблюдаются перепады эмоционального фона от безудержного веселья до истерии или агрессии.

Гебоидный синдром — это симптомокомплекс, характерный для детской и подростковой шизофрении. Предвестники такого состояния в большинстве случаев можно разглядеть еще в детском возрасте: в поведении такого ребенка сквозят черты повышенного интереса к насилию и жестокости. Он с интересом смотрит фильмы о катастрофах и убийствах, может проявлять агрессию по отношению к животным.

Являются характерными для гебоидного синдрома также ранимость, обидчивость в сочетании с безразличием и грубостью по отношению к близким. В подростковом возрасте становится ярко выраженным негативизм, направленный по отношению к более младшим и слабым членам семьи.

В период полового созревания гебоидный синдром при шизофрении у подростков выражается в тяге к философствованию, в увлечении абстрактными проблемами будущего, в поиске смысла жизни. Такие подростки циничны по отношению к сверстникам, высоко превозносят свои «великие» познания и мысли, ставят себя выше других.

При данном расстройстве существует высокий риск аморального поведения подростка, которое может проявляться как сексуальная расторможенность, принимающая нередко извращенные формы. Подросток легко увлекается наркотиками, алкоголем, имеет склонность к бродяжничеству, ночевке в подвалах и на чердаках. Алкогольное и наркотическое опьянение способствуют совершению противоправных деяний различной степени тяжести.

Такое состояние является показанием для госпитализации подростка в условия стационара с целью его изоляции, ведения постоянного наблюдения до купирования синдрома.

Гебоидный синдром в структуре шизофрении тяжело поддается терапии (по сравнению с гебоидным синдромом при психозе или в качестве самостоятельной патологии). Но правильный подход и систематическая антипсихотическая терапия позволяют добиться качественной убедительной ремиссии. Прием антипсихотических препаратов должен быть систематическим, в противном случае рецидив неизбежен, что существенно ухудшает прогноз заболевания.

Диагностика скрытой формы шизофрении осложняется «стертостью», слабой выраженностью симптомов.

Иногда заподозрить патологию позволяет склонность к эксцентричному, необычному поведению или внезапное появление страхов или мгновенных смен настроения, легких форм эмоциональных расстройств.

Проявление шизофрении у детей и подростков

Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением психической деятельности: речи, эмоций, поведения, поступков. Первые признаки расстройства проявляются в период раннего детства. Среди детей от рождения до 14 лет в среднем заболевание встречается 1,66 на 1000.

Еще статьи:  Интуиция для детей

Распознать шизофрению при первых ее проявлениях у детей очень трудно. Ранние симптомы болезни у детей и подростков носителей расстройства существенно отличаются от проявлений патологии у взрослых. Большая часть таких детей еще до появления бреда и галлюцинаций имеют задержки в развитии психических функций. В период раннего детства больных отличает неравномерное моторное развитие.

Симптомы расстройства у детей

В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

  • хождение по кругу;
  • импульсивность;
  • бег в неопределенном направлении;
  • однообразное возбуждение;
  • немотивированные смех или слезы.

Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

Шизофрения у детей и подростков может сопровождаться тяжелым осложнением – дефектом интеллекта. Такой сценарий развития болезни возможен при появлении первых симптомов расстройства в раннем возрасте, на этапах формирования познавательных способностей.

Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При вялотекущей форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

  • противоречивость суждений;
  • трудности при общении;
  • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
  • неуверенность в своих действиях;
  • нарушения мышления;
  • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
  • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
  • неологизмы;
  • снижение интеллектуальной активности;
  • автоматизм мышления;
  • разрыв ассоциаций;
  • отсутствие интересов;
  • эмоциональная опустошенность;
  • обеднение психики;
  • повторение мыслей;
  • временная потеря способности понимать слова;
  • незавершенность высказываний;
  • стремление к витиеватым высказываниям;
  • рассеянность при чтении;
  • сильные переживания из-за неудач в школе;
  • эгоцентризм;
  • бесцельность.

Диагностика детской шизофрении

Диагностика расстройства у детей основывается на видимых симптомах. Специальных клинических методик выявления болезни не существует. Для выявления патологии применяются психологические методики. Кроме них, в комплексную диагностику включают:

  1. МРТ, позволяющую выявить типичные при шизофрении изменения в структуре мозга, и исключить наличие возможных опухолей.
  2. Электрическая энцефалографию, отражающую картину мозговой активности.
  3. Дуплексное сканирование сосудов, диагностирующее наличие возможных заболеваний – патологий венозного оттока, атеросклероза и пр.
  4. Нейротест, позволяющий отследить эффективность функций нервной системы.
  5. Лабораторные анализы на наличие следов наркотических средств и вируса Эпштейн-Барра.

При диагностике шизофрении используют метод изучения рисунков больных. Только по рисунку выявить патологию сложно, однако творческая работа может отображать возможные признаки расстройства. Рисунки ребенка больного шизофренией отличает: символизм, стереотипность, разрыв «ассоциативного аппарата», агглютинация, невыясненные формы. Частым симптомом заболевания является неестественное сочетание цветов: трава – черного цвета, облака – красного.

Виды (формы) шизофрений у детей

Для детей характерно развитие следующих форм расстройства:

Независимо от формы расстройства исходом являются необратимые дефекты психики: абулия, эмоциональное оскудение, выраженное слабоумие разорванное мышление и речь.

Основные причины шизофрении в детском и подростковым возрастах скрываются за генетическими нарушениями. ДНК детей – носителей расстройства содержат мутации, которые не обнаруживаются у здоровых людей. Современные ученые утверждают, что предрасположенностью к развитию заболевания обладают дети, родственникам которых, даже не по прямой линии, был установлен такой диагноз. Вместе с тем, известны случаи, когда у родителей больных шизофренией рождаются здоровые дети с высоким уровнем интеллекта.

Кроме того, причины расстройства прослеживаются в нарушениях клеток головного мозга. Диагноз шизофрения порождает недостаточность ацетильно-гистоновых связей. Так же существует версия, что причины патологии скрываются в нарушении обменных процессов в организме больного, который приводят к сбою метаболизма углеводистых и белковых соединений.

Существует еще ряд факторов, способствующих развитию патологии:

  • экстремальные жизненные условия;
  • поздняя беременность;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • детская наркомания.

Шизофрения независимо от возраста является хроническим психическим расстройством и самостоятельному лечению не подлежит. Расстройство, проявившееся в детском возрасте, имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при построении программы терапии. Лечение шизофрении у детей включает применение лекарственных препаратов и методов психотерапии. Успех терапии во многом зависит от своевременности обращения к психиатру. Затягивать с и ждать, что все пройдет само, не стоит.

Современные методики и лекарства позволяют добиться устойчивой ремиссии. Лечение шизофрении при помощи лекарств предусматривает применение нейролептиков, которые призваны сгладить психопатологические симптомы, и ноотропов. При назначении конкретного вида препарата врач исходит из особенностей течения болезни и ее формы.

Наиболее эффективными техниками при лечении шизофрении у детей считаются методики творческого самовыражения, такие как телесно-ориентированные, арт-терапия, танцевальная терапия, психодраматические постановки.

В особо сложных случаях при лечении подростков в качестве одной из крайних мер используется электрошок. Такой метод применяется для вывода из глубокой депрессии при вероятности суицида.

Еще статьи:  Кризис среднего возраста у мужчин длится

В зависимости от того, насколько успешно проходит лечение, больные дети могут посещать общеобразовательные учреждения и обучаться по специальной программе. При наличии симптомов расстройства личности больному назначается надомное обучение. В зависимости от особенностей течения заболевания лечение может проводиться в условиях стационарах.

Три стадии шизофрении

Врачи говорят, что тяжелые физические болезни протекают в три стадии:

  1. На первой организм мобилизует все ресурсы.
  2. На второй возникает равновесие, организм приспосабливается к заболеванию.
  3. На третьей наступает истощение, больной орган (или весь организм) перестает справляться с «работой».

Диагностикой и лечением шизофрении должен заниматься опытный врач-психиатр .

Течение шизофрении напоминает течение тяжелых болезней тела. Выделяют три стадии шизофрении: овладение, адаптацию и деградацию. Выраженность и продолжительность этих стадий существенно варьируются.

Первая стадия шизофрении: овладение

Из привычного, предсказуемого реального мира пациент переходит в искаженный, фантасмагорический мир видений, галлюцинаций, необычных красок и непривычных пропорций. Меняется не только его мир — меняется и он сам. При бурном течении шизофрении в своих глазах человек становится героем или изгоем, спасителем вселенной или жертвой мироздания.

Если изменения происходят постепенно, на первой стадии шизофрении может преобладать тревога, растерянность и страх: с окружающим миром явно происходит что-то не то, мотивы людей не ясны, но ничего хорошего не сулят — нужно готовиться либо к обороне, либо к бегству.

Первую стадию шизофрении можно назвать периодом открытий и озарений. Пациенту кажется, что он видит суть вещей и истинный смысл событий. В этой фазе нет места рутине и спокойствию.

Открытие нового мира может быть прекрасным (например, при ощущении всемогущества) или ужасным (при осознании коварных замыслов врагов, которые якобы травят пациента, убивают его лучами или читают его мысли), но спокойно пережить перемены невозможно.

Случается, что пережив яркую, бурную фазу овладения, пациент полностью возвращается к нормальной жизни. А при неблагоприятном течении шизофрении короткие, почти незаметные периоды овладения и адаптации быстро сменяются длительной фазой деградации.

Вторая стадия шизофрении: адаптация

Пациент привыкает к изменениям. Чувство новизны утрачивается. На второй стадии шизофрении бред, галлюцинации и прочие проявления болезни становятся обыденными. Иллюзорный мир уже не заслоняет реальность. Две действительности более или мирно сосуществуют в сознании человека.

Для этой стадии шизофрении характерна так называемая «двойная ориентация»: пациент может видеть в соседе злобного инопланетянина и, одновременно, хорошо знакомого дядю Мишу.

Вне зависимости от варианта течения шизофрении результат терапии в значительной степени зависит от того, что выберет пациент: настоящий мир или мир иллюзий. Если ничто не удерживает человека в настоящем мире, ему попросту незачем возвращаться к реальности.

Кроме того, данная стадия шизофрении сопровождается повторением одних и тех же слов, жестов и выражений лица, не связанных с текущей ситуацией, стереотипностью поведения — пациент ходит кругами по комнате, сидит и раскачивается с причитаниями. Чем тяжелее течение шизофрении, тем более стереотипным становится поведение.

Третья стадия шизофрении: деградация

В этой фазе на первый план выступает эмоциональное отупение. Время наступления третьей стадии зависит от формы и от варианта течения шизофрении. Признаки эмоциональной, а затем и интеллектуальной деградации быстро развиваются при гебефренической и простой формах заболевания.

Пациенты с кататонической и параноидной формой, особенно при благоприятном течении шизофрении, могут в течение длительного времени оставаться эмоционально и интеллектуально сохранными.

На третьей стадии пациент словно выгорает изнутри: галлюцинации тускнеют, выражение эмоций становится еще более стереотипным. Пространство и время утрачивают свою значимость.

При любом типе течения шизофрении третья фаза неблагоприятна в прогностическом плане. Тем не менее, продуманная реабилитация дает пациентам возможность существовать в обществе. В отдельных случаях (обычно после выраженных эмоциональных потрясений) возможно кратковременное или устойчивое возвращение к нормальной жизни.

Детская шизофрения: механизм развития, формы, как распознать и диагностировать

Детская шизофрения – это не отдельная болезнь, а эндогенное психическое заболевание, которые впервые проявилось в детском возрасте. Никаких особых критериев для диагностики и установления диагноза нет. Наряду с названным, используется и другой термин – детский тип шизофрении, который отражает только возраст начала заболевания. Устаревшие названия – раннее слабоумие, детское безумие.

Что собой представляет детская шизофрения?

Признаки детского типа ровно такие же, как у взрослых – галлюцинации, бред, разорванность речи, уплощение аффекта и кататоническое поведение. В силу того, что шизофрения развивается у ребенка, она имеет некоторые особенности.

Диагноз «детская шизофрения» выставляется в странах СНГ до 14 лет, в других – до 12 или 15 лет. Описаны случаи проявления болезни в возрасте 2 лет. Болезнь относится к редким, частота – 1 случай на 30 тыс детей.

Шизофрения детский тип – это хроническое психическое заболевание, которое нарушает все стороны жизни ребенка и нередко ведет к инвалидности. Иногда этот тип называют еще истинным аутизмом, но однозначного мнения среди медиков об этом нет.

По сравнению с аутизмом, шизофрения отличается:

  • меньшим снижением интеллекта;
  • более поздним развитием симптомов;
  • сохранностью речи;
  • наличием галлюцинаций;
  • волнообразным течением с периодами стойкой ремиссии.

Код по МКБ – F20 с третьим знаком от 0 до 9.

Причины и факторы риска

Шизофрения у детей, симптомы и признаки которой мало отличаются от взрослых, основной причиной имеет наследственный фактор. В подавляющем большинстве случаев больной ребенок рождается от нездоровых родителей. Если больны оба, то риск заболеть у ребенка достигает 50%, а если один – 12%, наследование обязательно.

К причинам заболевания относятся врожденное нарушение обмена дофамина и кинуреновой кислоты, ацетилхолина и серотонина, стрессы, «раскачивающее» воспитание, когда родители предъявляют ребенку прямо противоположные требования.

Некоторые исследователи считают причиной вирусную инфекцию центральной нервной системы. За это говорит тот факт, что объем вещества головного мозга у больных детей меньше, чем у здоровых.

Что такое детский тип шизофрении? Это заболевание, которое развилось у наследственно отягощенного ребенка на фоне неблагоприятных факторов внешней среды:

  • беременность позже 35 лет;
  • неблагополучная семья;
  • болезни матери во время беременности;
  • употребление матерью алкоголя и наркотиков, особенно в период вынашивания;
  • бедность;
  • жизнь в крупном городе.
Еще статьи:  Ведущий шокирующие гипотезы

Механизм развития детской шизофрении

Многие исследователи сходятся в том, что пусковым механизмом служит тяжелый стресс – оставление без попечения взрослых, испуг, наблюдение сцен насилия, сексуальные действия взрослых в отношении ребенка.

У детей возникают типичные психопатологические состояния:

  • бредоподобное фантазирование – характерно для дошкольного возраста, когда фантазия полностью отрывается от реальности;
  • абулия – бывает у школьников, особенно подросткового возраста, когда ребенок становится апатичным и вялым, теряет активность, замыкается, становится малодоступным;
  • эмоциональная тупость – шизофреник теряет контакт с окружающим миром, полностью погружаясь в свой собственный;
  • разорванность мышления – в речи ребенка нельзя уловить ни одной законченной мысли, хотя слов и предложений произносится много.

Какие разновидности этой болезни существуют?

Международный классификатор выделяет 10 форм – такие же, как у взрослых. На практике чаще других встречаются такие:

  • кататоническая – двигательное возбуждение, переходящее в ступор, негативизм, отказ от речи и пищи, застывание в причудливых позах (диагностика состояний классическая);
  • юношеская или гебефреническая – жалобы на головную боль, рассеянность и бессонницу сменяются дурашливым нелепым поведением, часто заканчивается слабоумием;
  • простая – начинаясь в раннем возрасте с негативной симптоматики, быстро приводит к формированию олигофреноподобного дефекта, создавая впечатление умственной отсталости.

Неофициально выделяется еще одна форма – привитая. Имеется в виду, что болезнь привилась на биологически неблагоприятную почву. До начала болезни ребенок уже перенес поражения головного мозга – нейроинфекцию, травму, тяжелую интоксикацию или диатез. Все это вызывает задержку развития, на фоне которой развивается шизофрения.

Чем болезнь опасна?

Клинические проявления детской шизофрении можно заметить задолго до развернутого состояния, когда устанавливается диагноз. Некоторые психологические особенности можно наблюдать еще в младенческом возрасте:

  • ночное беспокойство с постоянным плачем;
  • тревожный плач, который сильно отличается от такового у здорового ребенка;
  • дневная плаксивость;
  • отказ от груди на фоне полного соматического здоровья;
  • отставание в формировании моторных навыков.

Опытный врач может отметить еще парадоксальные реакции, когда младенец не реагирует на мокрые пеленки, громкие звуки и шум, оставление в одиночестве, но раздражается на приятные вещи: ласку, купание, тихие и гармоничные звуки. Такое реагирование – свидетельство вялотекущего процесса, который исподволь делает свое дело.

В раннем детском возрасте отмечаются многие дисфункции:

  • гипомимичное лицо, ребенок не ищет взглядом источник звука или яркую игрушку;
  • задержка речи при нормальном слухе;
  • речь без интонаций;
  • слабая реакция на появление родных;
  • отсутствие интереса к сверстникам и новым взрослым.

Когда ребенок вступает в фазу игрового развития, симптоматика становится все более явной. Так, девочка-шизофреничка не принимает в игру никого из сверстников, потому что правила этой игры она установила сама, и они непохожи ни на какие из существующих. Больные дети не принимают ролевых игр, поскольку сам принцип преображение и воплощения в предложенный персонаж для них невозможен.

Детям доступна только игра «с правилами», причем речь не может идти ни о каком отступлении от заданных правил.

При поступлении в школу на первый план выступает отставание в учебе. Больной ребенок не может отделить главное от второстепенного, обобщает знания по формальным, вторичным признакам. У них нет живости и любознательность, свойственных детству.

Вместе с тем такие дети хорошо справляются с таблицами и графиками – видами деятельности, которые не требуют эмоционального отклика.

Ребенок не участвует в негласном соревновании за лидерство, которое есть в каждом детском коллективе. Ему не нужна оценка окружающих, поскольку это ему безразлично.

Читайте больше о том, как может проявляться детская шизофрения, в этой статье.

К какому врачу обращаться?

Только к психиатру, желательно детскому. Врачи других специальностей могут заподозрить психическое расстройство, но не смогут качественно помочь ребенку. Ребенок нуждается в стационарной помощи, где с ним работает не только врач, но и клинический психолог, а также воспитатель и социальный работник.

Правильно подобранное лечение детской шизофрении, начатое рано, позволит сохранить те стороны личности, которые не затронула болезнь. По мере взросления пациента врач может дать рекомендации о профессии или другом устройстве в жизни. Если ситуация безнадежна, то ребенку хотя бы устанавливается группа инвалидности для социальной защиты.

Автор статьи: Врач-психиатр, психотерапевт Небога Лариса Владимировна

Симптомы и признаки шизофрении у детей

Шизофрения у маленьких представителей человечества – редкая психическая болезнь. Её часто дополняют пониженная эмоциональность, проявления аутизма, бред, галлюцинации и другие психопатологические проявления. Как утверждает статистика, из 1000 детей, возраст которых не превышает 14 лет, только у 1,5% диагностировано это заболевание. Симптомы и признаки шизофрении у детей, как правило, проявляются к 7 годам, однако в некоторых случаях они могут возникнуть уже с первого года жизни.

Детская шизофрения – когда бить тревогу

До семилетнего возраста болезнь имеет некоторые особенности в своём проявлении. Это выражается кататоническими расстройствами, которые отражают физиологическое недоразвитие нервной системы детей. Родители должны знать, как распознать заболевание у своего чада.

Проявления кататонических расстройств при шизофрении в детском возрасте выражаются следующим образом:

  • у малыша возникают приступообразные возбуждения, которые выражаются смехом или слезами без каких-либо причин;
  • необоснованные метания из одной стороны в другую.

Затем, когда у ребенка начинают формироваться мышление и речь, отмечается дополнение уже существующих симптомов новыми:

  • фантазии, о которых ребёнок постоянно говорит и которые занимают все его мысли и разговоры.
  • проявления галлюцинаций: малыш жалуется на определенные посторонние голоса, которые хотят его обидеть.

Иногда дети могут с полной серьёзностью и сильнейшим страхом рассказывать родителям о некоторых бытовых вещах или ситуациях. В этом случае очень тяжело отличить проявления шизофрении от нормальной детской фантазии, что часто приводит к игнорированию признаков детской шизофрении.

Справочники по психиатрии описывают все возможные симптомы детской шизофрении:

  • признаки паранойи: маленький человек постоянно испытывает чувство сговоренности против него, вследствие чего у него проявляется агрессия к окружающим;
  • вербальный и зрительный тип галлюцинаторных проявлений;
  • нежелание заниматься гигиеническими процедурами, дети упорно отказываются чистить зубы, умываться, утренние процедуры превращаются для них в муки;
  • распознать шизофрению можно по ничем не обоснованным страхам, рассказам о мифических существах, которые приходят к малышу и что-то рассказывают, пытаются стать его друзьями;
  • ранняя детская шизофрения выражается в нежелании ребёнка проводить время с друзьями, он предпочитает быть в одиночестве и общаться с несуществующими персонажами;
  • сильно повышенная эмоциональность, слёзы или смех, появляющиеся во время непонятных или бредовых разговоров;
  • отсутствие концентрации на теме разговора, ребёнок может резко прервать свою речь и удалиться;
  • прислушивание к несуществующим звукам;
  • временное непонимание слов;
  • повторение одних и тех же высказываний, мыслей, автоматизм в мышлении;
  • использование в речи слов без смысла;
  • симптомы детской шизофрении проявляются также в затруднении отвечать на вопросы, непонимании чада, что конкретно от него хотят услышать;
  • рассеянность и несобранность при чтении;
  • отсутствует привязанность к родителям и близким людям;
  • хаотичность мышления;
  • желание нанести вред себе и всем вокруг: в приступах агрессии маленький человек ломает игрушки, демонстративно бьёт посуду, находя это веселым увлечением.
Еще статьи:  Денежный талисман

Признаки шизофрении у подростков чаще всего проявляются нелепым поведением и излишней дурашливостью, присущими детям более младшего возраста.

Подростковая шизофрения сопровождается эмоциональной неразвитостью, отчуждением от окружающего мира, плохой успеваемостью в школе, а также влечением к пагубным привычкам: сигаретам, алкоголю, наркомании. Симптомы шизофрении у детей при переходе в юношеский период проявляются задержкой в развитии.

Сегодня никто не может определить точную причину психических расстройств у детей. Единственное, что могут с уверенностью сказать учёные, так это то, что шизофрения у подростков и детей протекает так же, как и у взрослых.

В развитии недуга немаловажную роль может играть отсутствие баланса между химическими составляющими мозга. Не последнее значение имеют факторы окружающей среды и генетика. Несмотря на то, что исследователи не могут со стопроцентной уверенностью назвать причины шизофрении, они предполагают, что болезнь формируется под действием некоторых экологических причин.

Факторы, влияющие на раннее развитие шизофрении:

  • поскольку болезнь может передаваться по наследству, то наличие недуга у близких родственников увеличивает риск его развития;
  • поздняя беременность матери ребенка;
  • пребывание в стрессовых ситуациях (скандалы или вредные привычки родителей, трудный развод, насилие);
  • вирусные недуги, которые постигают малыша ещё в материнской утробе;
  • сильные недоедания матери во время беременности;
  • развитие шизофрении у подростка может произойти под действием психотропных препаратов (Псилоцибин, ЛСД).

Формы шизофрении

  1. Злокачественная – в основном возникает в младшем возрасте (до 7 лет). Характеризуется быстрой остановкой, а в некоторых случаях даже регрессом развития. Больные дети утрачивают способность нормально говорить, из их речи можно услышать только нечленораздельные звуки. Если даже до прогрессирования болезни малыш научился ходить, то все навыки теряются и он снова начинает попросту ползать.
  2. Параноидная форма встречается очень редко. Её возникновение до 12 лет характеризуется несуразными фантазиями, страхами, периодическими маниями преследования или отравления. Такие дети начинают выказывать враждебность по отношению к своим родителям. Симптоматика данной шизофрении в подростковом возрасте проявляется в виде философической интоксикации и анорексии на фоне физических отклонений.
  3. Вялотекущая шизофрения – самая распространённая разновидность болезни. Иногда симптомами вялотекущей шизофрении у детей может стать повышение психических возможностей у маленького человека, например, абстрактного мышления или музыкального таланта. Изначально ребёнка можно даже причислить к вундеркиндам. Однако с течением времени развитие постепенно тормозится. Проявление болезни часто выражается в чересчур умных фантазиях, интересах или же страхах. У подростков болезнь обнаруживается в виде психопатоподобного поведения, слабой эмоциональности, потери интереса ко всему, что его окружает.
  4. Приступообразно-прогредиентная – ещё один часто встречаемый вид. Признаки шизофрении у детей проявляются чаще всего слабо: вялые проявления страхов или галлюцинаций. У подростков симптомы более выраженные. Результатом данной формы болезни является олигофреноподобный дефект.
  5. Рекуррентная шизофрения у детей и подростков возникает редко. Основной её симптоматикой являются необоснованные страхи, дисфункции пищеварения, вегетативные призы с головными болями, повышение температуры.

Как и чем лечить

При обнаружении подозрительных симптомов родители должны незамедлительно показать чадо врачу и провести соответствующее обследование. В любом случае отчаиваться не стоит, сегодня терапия шизофрении значительно сдвинулась в своих результатах и имеет очень оптимистические показатели.

Лечение детской шизофрении имеет комплексный характер: новейшие эффективные препараты, профессиональный подход медицинского персонала, поддержка родителей, психологические курсы – все это даёт перспективу полного выздоровления ребёнка, у которого окончательно ещё не сформировалась психика и работа ЦНС.

Маленьких детей лечат с помощью нейролептиков. План терапии полностью составляется лечащим детским психотерапевтом. Наряду с этим, лечение включает прохождение психологических тренингов у психологов. Лечение нейролептиками дополняется ноотропными препаратами («Ноотропил», «Фенибут» и прочие). Это значительно снижает проявление побочных эффектов нейролептиков.

Во время лечения очень важен контакт лечащего доктора с родителями больного ребёнка. Специалист должен быть уведомлен по поводу малейших изменений, происходящих с малышом. Особенно это относится к подростковому возрасту, который в медицине считается самым сложным в плане лечения.

Если возникают галлюцинации, тогда психотерапевты назначают препараты в виде капель: «Трифлуоперазин», «Галоперидол». Они избавляют чадо от столь негативных проявлений заболевания.

Если болезнь постигла ребёнка, это ни в коем случае не значит, что он становится отшельником или «особенным». Многие такие дети учатся в самых обычных школах, лишь с незначительным индивидуальным подходом в обучающей программе. Однако для этого необходимо добиться стойкой ремиссии заболевания.

Если течение болезни сопровождается симптоматикой аутизма, в таком случае малыш обучается на дому.

Ошибка родителей заключается в том, что многие из них отказываются госпитализировать ребёнка во время ухудшения состояния. А ведь это очень важно для своевременной помощи и исключения негативных последствий болезни.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here