Конфликт интересов на госслужбе

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "конфликт интересов на госслужбе" с детальным описанием.

Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Как следует из ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:

– выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

– выполнение иной оплачиваемой работы;

– владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

– получение подарков и услуг;

– имущественные обязательства и судебные разбирательства;

– взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

– явное нарушение установленных запретов.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Еще статьи:  Постизометрическая релаксация шейного отдела

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования

Дата и время размещения:

27 апреля 2016 15:00

Дата и время изменения:

18 декабря 2018 23:58

Сообщить об ошибке

Министерство труда
и социальной защиты
Российской Федерации

127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21

Основные разделы

Дополнительные возможности

  • Карта сайта
  • RSS
  • Техническая поддержка
  • Статистика посещаемости сайта
  • Версия для слабовидящих
  • English version

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 3.0
Официальный интернет-ресурс

Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе

Понятие «конфликт интересов» введено Законом о системе государственной службы Российской Федерации. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе урегулирован Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Некоторые положения, касающиеся конфликта интересов на государственной службе, содержатся также в Указе Президента РФ от 24 ноября 2003 г. «О Совете Президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией». Закон трактует конфликт интересов, как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникать противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского служащего, которые приводят или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в отношениях близкого родства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации предусматривает, что гражданский служащий обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, где он проходит службу. Нарушение этого требования является правонарушением, влекущее за собой установленную законом ответственность.

Гражданский служащий обязан в случае возникновения конфликта интересов: принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с представителем нанимателя; подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов. Гражданский служащий, замещающий должность, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, обязан заявить представителю нанимателя о характере и размерах своей личной заинтересованности при своем назначении на должность, прохождении аттестации, любом изменении ситуации. Конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность гражданской службы, должен быть урегулирован до назначения или присвоения классного чина.

Гражданский служащий не должен допускать, чтобы перспектива получения другой работы (после завершения государственной службы) способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов. В этом случае гражданский служащий обязан: незамедлительно доложить представителю нанимателя о любом конкретном предложении работы после завершения гражданской службы, которое может привести к конфликту интересов, принять согласованное решении о совместимости предложения гражданской службы; сообщить представителю нанимателя о своем согласии на любое такое предложение и принять меры к недопущению возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов вплоть до отстранения гражданского служащего, являющего стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

Представитель нанимателя должен принять меры к тому, чтобы гражданскому служащему, информировавшему представителя нанимателя о конфликте интересов добросовестно и на основе разумных подозрений, не было причинено никакого вреда.

При возникновении конфликта интересов предусматривается образование в государственном органе, в федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется на постоянной основе правовыми актами государственных органов.

В состав комиссии в обязательном порядке входят представитель нанимателя или уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Количество экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Комиссии должны создаваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересов, их состав, задачи, функции, права и 2обязанности, а также порядок деятельности определяется положением, утвержденным указом Президента Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

9) Конфликт интересов на государственной службе

Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Статья 10. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”

конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Еще статьи:  Причины уйти от мужа

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства (или свойства), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на гос и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Гос или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении такой ситуации обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гос или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода гос или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5.1. Непринятие гос или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гос или муниципального служащего с гос или муниципальной службы в соответствии с законодательством РФ.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О гос гражданской службе РФ» также установлены нормы по урегулированию конфликта интересов на гражданской службе.

«Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в гос органе, федеральном гос органе по управлению гос службой и гос органе субъекта РФ по управлению гос службой (далее – орган по управлению гос службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее – комиссия по урегулированию конфликтов интересов).

6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гос служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ».

Указом Президента №821 от 01.07.2010 г. « О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утвержден порядок формирования комиссий.

В состав комиссии входят:

а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем;

б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;

в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии:

а) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”;

б)представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;

в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Еще статьи:  Цвета и темпераменты

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, материалов проверки, свидетельствующих:

о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом “а” пункта 1 названного Положения;

о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа:

обращение гражданина, замещавшего должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии, и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

Заседание комиссии проводится в присутствии фигуранта. При наличии его письменной просьбы проводится в его отсутствие. В случае неявки фигуранта рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.

Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения вопроса, о достоверности сведений комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что не соблюдал. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Конфликт интересов государственных гражданских служащих судебной системы

Дата публикации: 17.12.2015 2015-12-17

Статья просмотрена: 1005 раз

Библиографическое описание:

Насибуллина Э. Ш. Конфликт интересов государственных гражданских служащих судебной системы // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 744-746. — URL https://moluch.ru/archive/104/24511/ (дата обращения: 08.09.2019).

Понятие «государственный служащий» включает в себя довольно большой список государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отдельную категорию принято выделять служащих аппарата суда, потому что только они вовлечены в процесс вершения правосудия, начиная от принятия заявления и до выдачи исполнительных документов.

В процессе подготовки процессуальных документов только государственные служащие аппарата суда считаются фигурами процессуального права с подписанием надлежащих документов, за которые они несут индивидуальную ответственность за его достоверность. На государственных служащих аппарата суда возложены функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия.

Еще статьи:  Если мужчина говорит ты моя

Учитывая специфику и особенности прохождения государственной службы в судебной системе, надобность увеличения ее значимости, целенаправленно отметить судебную службу как отдельное направление государственной гражданской службы. С данными предложениями выступает и Совет судей РФ, потому что по смыслу оказываемых услуг, представленная категория государственных служащих не имеет возможности быть приравненной к другим категориям государственной службы и требуется определение ее отдельного статуса [1, с.1].

Необходимо обозначить, что как раз конфликт интересов государственного служащего суда может воздействовать на отправление правосудия, вынесение нелегитимного решения и подорвать вес судебной власти.

В Концепции реформирования системы госслужбы, утвержденной Президентом России 15 августа 2001 г., в конфликт интересов вложено понятие появления у государственных служащих собственной или же массовой заинтересованности в достижении конкретной цели, которая воздействует или же имеет возможность воздействовать на обсуждение вопросов при выполнении ими собственных обязанностей.

Принятый Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» более четко обусловил конфликт интересов на гражданской службе, при которой собственная заинтересованность государственного служащего воздействует или же имеет возможность воздействовать на беспристрастное выполнение им должностных обязанностей и при этом появляется или же имеет возможность появиться возражение меж его собственной заинтересованностью и легитимными интересами людей, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или же Российской Федерации, способное привести к причинению вреда данным личным заинтересованностям [2, Ст.19].

В саму базу государственной службы положено понятие честного служения работником интересам общества и всякого его индивида в целом, соблюдение конституционных основ. В процессе жизнедеятельности общества невозможно обойтись без института государственной власти, которая реализует свои функции через государственные органы. Общество, как в целом, так и каждый его индивид, сходятся во мнении, что удовлетворение потребностей любого из них будет обеспечено посредством честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей должностными лицами государственных органов власти.

Для выполнения государственных задач, нормального функционирования судебной системы, нужно принять на службу людей, которые радиво исполняли бы свои прямые должностные обязанности.

Ни у кого не вызывает сомнений, что на государственную службу в судебную систему обязаны поступать высокопрофессиональные, честные государственные служащие. Для этого аппарат судебной системы обладает массивным инструментарием по отбору и допуску к работе служащих, возможностями использования механизмов и рычагов осуществления такого отбора.

Следует отметить что зачастую государственные служащие преследуют частные интересы, деловые и другие связи для получения собственной выгоды, что наиболее подрывает и компрометирует судебную власть. Проблема решения конфликта интересов служащих суда состоит в том, что отсутствует полный и четкий механизм предотвращения конфликта, а также процедура последующего его урегулирования.

В Федеральном законе от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятию определения конфликта интересов было дано более конкретно. В определении указано, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность, прямая или косвенная, государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных или служебных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства [3, Ст.10].

Конфликт интересов государственного служащего судебных органов может выражаться в его собственных заинтересованностях, а еще в приобретении интересов его членов семьи в форме получения презентов, передачи акций, других ценных бумаг, получения выгоды или же дохода, приобретения прав, как на себя, так и на членов собственной семьи, внедрение и передачи информации, ставшей известной при выполнении служащим обязательств.

Нечеткость нормативных правовых документов, размытость и отсутствие трактовки критериев, оценки при появлении конфликта интересов считаются почвами торможения системы урегулирования конфликта интересов.

Неразрешенные или неэффективно разрешенные конфликты интересов при выполнении чиновниками собственных должностных обязательств приводят к подрыву доверия людей к судебным органам, и как следствие к государству в целом.

Необходимо принять во внимание, что на государственную службу системы судов принимаются сотрудники, имеющие оконченное высшее юридическое образование, а на конкретные должности со специальным стажем работы по юриспруденции. Замещение на должность государственной службы ведется на конкурсной основе, что позволяет говорить об ответственности к данной профессии и кропотливом отборе претендентов.

Проблемой в разрешении конфликта интересов является противоречие законодательной базы, а порой и полное ее отсутствие. Одним из ярких примеров является закон «О противодействии коррупции» от 19 декабря 2008г. № 273-ФЗ, который предлагает в качестве возможного урегулирования конфликта отстранение от исполнения должностных обязанностей, отвод либо самоотвод госслужащего, отказ от выгоды, которая является причиной возникновения конфликта [3, Ст.11].

В то же время в действующем законодательстве нет подобных общепризнанных мерок правоотношений, таких как перемена должностного или же казенного положения государственного служащего. Изменение служебного положения государственного служащего подразумевает перевод на иную должность либо увольнение, то есть прекращение контракта, что производится только при наличии согласия государственного служащего, то есть на основании его письменного заявления. Увольнение госслужащего без его согласия может быть в строго предусмотренных случаях, которое не подлежит расширительному толкованию и такого основания, как конфликт интересов — не предусматривает.

Отсутствует и понятие выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов госслужащего. Подобная обстановка складывается из-за наличия оснований отвода или же самоотвода чиновника. Вероятность отвода (самоотвода) учитывается общепризнанными мерками уголовно-процессуального законодательства, штатского процессуального законодательства, арбитражного процессуального законодательства в рамках рассмотрения обозначенных дел. Но ни одна из норм не действует при исполнении должностных обязанностей, а специального закона для государственного служащего об этом нет.

Еще статьи:  Лобная эпилепсия у детей

Методы, формы и способы урегулирования конфликта, связанного со службой чиновников, следует рассматривать с учетом специфичности работы судебных органов, принимать во внимание характер конфликта, уровень обострения, казенное состояние чиновника.

Де-юре, чиновник должен представлять собственному руководителю письменное извещение о возможности появления или же уже о наличии конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Затягивание решения конфликта интересов несет за собой отрицательные результаты. Чиновник, который при выполнении собственных казенных обязательств на госслужбе выработает как рефлекс «эффект отклоняющегося поведения», то есть как обычное и допустимое, после чего уже не может отречься от такового поведения в будущем и при переходе в иные структуры государственных и муниципальных органов, или наделения его полномочиям судьи- оставит это отклоненное поведение желательным, потому что станет считать его (поведение) допустимым и обычным в рамках всякий государственной системы.

Многие ученые отождествляют конфликт интересов в сфере государственной службы только с коррупцией и считают сведение предотвращения этих инцидентов только способами запретов. В предоставленном раскладе внедрение в качестве единого вероятного запрещенного способа не станет считаться животрепещущим и не доставит желанных итогов. В то же время невыполним и абсолютный отказ от запретов, являющихся одним из сдерживающих механизмов ненужного поведения чиновника.

Конфликт интересов государственных служащих в судебной системе настоятельно требует кропотливого исследования, потому что чиновники судебной системы считаются специфическими субъектами, и их правовой статус отличается от государственных служащих законодательной и исполнительной системы.

Практическая актуальность данной проблемы заключается в том, что в рамках представленного расклада нужно обнаружить предпосылки появления конфликта интересов, классифицировать их, квалифицировать грани ненужного поведения и пути их корректировки в рамках судебной системы.

  1. Постановление Президиума Совета судей РФ от 19.05.2014 N 398«О ходе подготовки проекта федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы и об оплате труда федеральных государственных служащих федеральных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 июля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — N 31 — С. 3215.
  3. О противодействии коррупции: закон Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 273-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1) — С.6228.

Конфликт интересов на государственной службе и его урегулирование.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Согласно ФЗ №273 «О противодействии коррупции»:

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гос. или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гос. или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность – возможность получения гос. или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ:

Гос. или муницип. служащий обязан: 1) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; 2) в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя: если ему стало известно о возникновении у гос. или муницип. служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гос. или муницип. служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является гос. или муницип. служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода гос. или муницип. служащего в случаях и порядке, предусмотренных закон-вом РФ.

В случае, если гос. или муницип. служащий владеет ЦБ, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ЦБ, акции в доверительное упр-е в соответствии с закон-вом РФ.

Концептуальные положения государственной кадровой политики.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here