Советы по адаптации

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "советы по адаптации" с детальным описанием.

Советы по адаптации

Рекомендации родителям 1 класса на тему «Адаптация учащихся».

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника.

Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению “дошкольничества”.

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В поддерживании у первоклассника “внутренней позиции школьника” неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Нормы и правила школьника порой идут вразрез с непосредственными желаниями и пробуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье ребёнка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

· Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

· Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

O собрать школьные принадлежности ;

O подготовить обувь, одежду.

O телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

· К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

· С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

5 класс – адаптация ребенка

Переход в 5 класс – это серьезные перемены в жизни школьника, который к тому же переживает еще и возрастные изменения.

Адаптация ребенка потребует особого внимания родителей.

К чему нужно адаптироваться?

К чему заставляет адаптироваться ребенка 5-й класс?

· К новому классному руководителю и наличию разных учителей по предметам.

· К разным кабинетам (и часто даже к новому зданию, т.к. начальная школа могла находиться отдельно).

· К новому коллективу одноклассников.

· К разным стилям преподавания.

· К разным требованиям учителей.

· К новым стандартам поведения.

· К большому объему информации.

· К новой школе (при переходе в новое учебное заведение).

Задачи адаптации в 5 классе

Перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется решить:

· сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;

· сформировать представления о себе как о личности с возможностями разностороннего развития;

· научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;

· развивать умение добиваться цели;

· развивать в себе умение соревноваться и сравнивать свои и чужие результаты;

· научиться принимать успехи и поражения;

· сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;

· развивать учебную мотивацию, познавательную активность;

· развивать в себе самостоятельность и ответственность.

Побочные действия адаптации к 5-му классу

Адаптация к 5-му классу может вызывать у ребенка:

· чувство страха перед несоответствием своих способностей ожиданиям ребенка;

· проявления забывчивости, неорганизованности;

· обостренная «развязность» в поведении/ робость;

Неуспешная адаптация ребенка

Адаптация ребенка к 5 классу не всегда проходит успешно. Этому могут способствовать:

· неудовлетворенность желаний и потребностей ребенка;

· проблемы в общении со сверстниками;

· неудовлетворенность своим статусом в обществе подростков;

· неспособность устанавливать прежние достижения, получать прежние результаты – снижение успеваемости.

Еще статьи:  Суицид с точки зрения психологии

Неуспешная адаптация 5-классника может привести к:

· демонстрации асоциального поведения (агрессия, закрытость, обидчивость, игнорирование или частичное нарушение правил поведения и т.п.);

· высокой самооценке (для самозащиты)/ низкой самооценке;

· формированию мотива неудач;

· неврозам и другим расстройствам нервных процессов, что проявляется в частых заболеваниях;

· формированию чувства неполноценности.

Советы родителям 5-класников

Психологи предлагают свои рекомендации для родителей 5-классников с целью более легкой адаптации:

· первое время не «выбивать» из ребенка прежних результатов в учебе;

· не ругать ребенка в присутствии друзей и других родственников;

· не сравнивать с другими детьми;

· не унижать и не оскорблять ребенка в словесной форме;

· не наказывать, лишая ребенка удовольствия;

· постепенно приучать ребенка к самоконтролю и самоорганизации;

· при выборе спецкласса или спецкружка учитывать способности и заинтересованность ребенка;

· не забывать о неформальном общении с ребенком в доброжелательном тоне;

· активно демонстрировать свою заинтересованность в школьной жизни ребенка;

· поддерживать ребенка в сложных эмоциональных состояниях;

· контролировать состояние здоровья ребенка;

· быть терпеливыми и чаще вспоминать о любви к ребенку, о его ценности.

Адаптация ребенка к 5 классу непременно пройдет успешно, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку.

Советы по адаптации

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

Советы родителям по адаптации ребенка

Совет первый – Неполный день

Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.

Совет второй – Правила личной гигиены

Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.

Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом .

Совет четыре – Сон

Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома ег о не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.

Совет пять – Одежда

Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.

Совет шесть – Игрушки

Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те
игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не
вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и так
тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.

Совет семь – Расставание

Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.

Совет восемь — Никогда не обманывайте ребенка Обман — даже если у вас изменились планы — может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом.

Часто родители спрашивают, сколько времени длится адаптационный период? Конечно, многое зависит от самого ребенка. Но если вас ждут на работе, то начинайте приучать малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до выхода на работу. Замечу, как мы, взрослые, порой бываем, черствы к нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все незнакомо ему в дошкольном учреждении, мы начинаем отсчитывать, в какой временной отрезок уложился малыш, привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128 дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: “Не детсадовский ребенок”. Да не бывает таких! Такими бывают сами взрослые. Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ детского учреждения. В сердцах такая мама восклицает: ” Почему не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным – никто кормить тебя там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку! “, “Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут!”. А еще печальнее, когда начинают пугать темной комнатой, углом.

Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни.

Постарайтесь, как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересно, занимательно. Можно даже придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. А еще лучше говорить: “Научишься одеваться сам, тогда тебя примут!”, ” Ты сегодня толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду? Там все добрые, приветливые дети. Пора исправляться! Времени осталось мало”.

В большинстве случаев мамы, выходя на работу, вынуждены отдавать детей в дошкольное учреждение к трем годам. Поэтому я буду в дальнейшем вести разговор о конкретном возрасте 2-2,5 года.

Советы по адаптации

Советы по адаптации ребёнка к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребёнка, вызывающий на первом этапе, этапе адаптации, у малыша стресс. Именно поэтому большинство детей в первые месяцы посещения садика реагируют на него плачем…

Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться. Нормой адаптации к детскому саду является срок до 6 месяцев.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу.

Еще статьи:  Методы общения детей

Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения садика. Необходимо заранее создать дома для ребёнка режим дня (сон, игры, приём пищи),соответствующий режиму в детском саду.

Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка морально – рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, ведь это может вызвать у ребенка страх.

Еще один совет – до начала посещения садика приобщайте ребенка к совместным видам деятельности: побольше гуляйте на детской площадке, приглашайте гостей и т.д.

К тому же, желательно почаще отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся – такая ситуация разлуки должна перестать быть для вашего малыша сильным стрессом.

1. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его в саду на целый день.

2. «Как прошёл день?». Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у детей позитивное отношение к дошкольному учреждению.

3. Во время адаптации ребёнку особенно важен физический контакт с мамой и её ласка. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить: видимо ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

4. Моральная подготовка к садику. Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

5. Соблюдайте режим дня. В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в саду, повторять те виды деятельности, которым малыш уже обучился. Не устраивайте «отсыпных» дней: если ребёнок не высыпается, значит пересмотрите свой режим.

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, средняя и тяжёлая.

Лёгкая и средняя формы сопровождаются небольшим повышением плаксивости ребёнка и длятся примерно до 2-3 месяцев, после которых ребёнок осваивается в обстановке детского сада и с радостью ходит в него каждый день.

Тяжелая же форма адаптации может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо – резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет – (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Если родителям пустить такую ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства ребёнка. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, если собственных возможностей уже не хватает. Позаботьтесь о моральном благополучии вашего ребёнка. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От вас наоборот требуется повышенное количество любви, а также терпение, забота и ласка.

В период адаптации к детскому саду как можно больше времени проводите с ребёнком! Этим вы показываете, что вы всегда рядом и окажете малышу поддержку в любой ситуации.

Первый день в детском саду:

Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

1. Не нервничайте сами и тем более не показывайте свою тревогу ребёнку. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

2. Отправить в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он полностью здоров.

3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается и т.д.

4. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора

5. В привыкании к новым условиям важную роль играет создание «домашней» обстановки в детском саду. Для этого пусть ваш малыш возьмёт с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и поможет ему отвлечься от расставания с родителем. Пусть игрушка ходит вместе с ребёнком в садик ежедневно, а вы расспрашивайте малыша о том, что с игрушкой происходило в детском саду: кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно? Таким образом, вы узнаете много интересного о том, как вашему ребёнку удается привыкать к садику.

6. Все время показывайте и говорите ребенку о том, насколько сильно вы его любите.

Первая неделя в детском саду.

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым нужно запастись терпением.

Возможно вам покажется, что поведение ребенка становится более капризным, по вечерам вас могут ждать неожиданные истерики, скандалы с криком и плачем. Причин такого поведения ребёнка может быть несколько:

Во-первых, действительно, адаптация к садику – большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка.

Во-вторых, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, поэтому выплескиваются они только вечером дома…

В первую неделю следуйте таким рекомендациям:

1. создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье. Щадите нервную систему ребенка: на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Максимально сократите просмотр телевизионных передач.

2. Не реагируйте на выходки ребёнка и не наказывайте за капризы. Когда ребёнок «остынет», скажите ему, что расстроены его поведением. Когда ребёнок попросит прощения, крепко обнимите его и поцелуйте. Скажите ему «Я люблю тебя всегда, а когда ты себя хорошо ведёшь – ещё больше!»

3. Когда вы оставляете ребёнка в детском саду, то расставайтесь с ним легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у малыша ненужную тревогу: «Раз мама так волнуется, значит здесь со мной может что-то случиться, здесь небезопасно!», и поэтому ребёнок долго не будет отпускать вас…

4. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель в садик ребёнка водил ОТЕЦ.

5. Если у ребёнка нет сильных проявлений стресса (кошмары каждую ночь, повышение температуры, понос на нервной почве и т.д.), то старайтесь не делать перерывов в посещении садика. Вариант «сегодня мы в садик не пойдём – что-то дочка капризничает» только замедлит процесс адаптации вашего ребёнка к садику и подскажет ему способ симулирования («если капризничать и «болеть», то мама в садик не поведёт…»).

Еще статьи:  Пойду схожу за счастьем

Признак успешной адаптации к садику.

Когда малыш весело начинает говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный признак того, что он освоился и адаптация к детсаду завершена.

249034, Калужская область, г. Обнинск, ул. Гагарина, д. 28,

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
консультация по теме

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду.

Вложение Размер
adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность). Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки.

У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы. Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый), эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

Советы родителям по адаптации ребенка:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выучите с детьми стихи о временах года по месяцам.

Советы по адаптации

Рекомендации родителям 1 класса на тему «Адаптация учащихся».

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника.

Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению “дошкольничества”.

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В поддерживании у первоклассника “внутренней позиции школьника” неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Нормы и правила школьника порой идут вразрез с непосредственными желаниями и пробуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье ребёнка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Еще статьи:  Любовь и любовная зависимость

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

· Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

· Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

O собрать школьные принадлежности ;

O подготовить обувь, одежду.

O телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

· К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

· С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”

5 класс – адаптация ребенка

Переход в 5 класс – это серьезные перемены в жизни школьника, который к тому же переживает еще и возрастные изменения.

Адаптация ребенка потребует особого внимания родителей.

К чему нужно адаптироваться?

К чему заставляет адаптироваться ребенка 5-й класс?

· К новому классному руководителю и наличию разных учителей по предметам.

· К разным кабинетам (и часто даже к новому зданию, т.к. начальная школа могла находиться отдельно).

· К новому коллективу одноклассников.

· К разным стилям преподавания.

· К разным требованиям учителей.

· К новым стандартам поведения.

· К большому объему информации.

· К новой школе (при переходе в новое учебное заведение).

Задачи адаптации в 5 классе

Перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется решить:

· сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;

· сформировать представления о себе как о личности с возможностями разностороннего развития;

· научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;

· развивать умение добиваться цели;

· развивать в себе умение соревноваться и сравнивать свои и чужие результаты;

· научиться принимать успехи и поражения;

· сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;

· развивать учебную мотивацию, познавательную активность;

· развивать в себе самостоятельность и ответственность.

Побочные действия адаптации к 5-му классу

Адаптация к 5-му классу может вызывать у ребенка:

· чувство страха перед несоответствием своих способностей ожиданиям ребенка;

· проявления забывчивости, неорганизованности;

· обостренная «развязность» в поведении/ робость;

Неуспешная адаптация ребенка

Адаптация ребенка к 5 классу не всегда проходит успешно. Этому могут способствовать:

· неудовлетворенность желаний и потребностей ребенка;

· проблемы в общении со сверстниками;

· неудовлетворенность своим статусом в обществе подростков;

· неспособность устанавливать прежние достижения, получать прежние результаты – снижение успеваемости.

Неуспешная адаптация 5-классника может привести к:

· демонстрации асоциального поведения (агрессия, закрытость, обидчивость, игнорирование или частичное нарушение правил поведения и т.п.);

· высокой самооценке (для самозащиты)/ низкой самооценке;

· формированию мотива неудач;

· неврозам и другим расстройствам нервных процессов, что проявляется в частых заболеваниях;

· формированию чувства неполноценности.

Советы родителям 5-класников

Психологи предлагают свои рекомендации для родителей 5-классников с целью более легкой адаптации:

· первое время не «выбивать» из ребенка прежних результатов в учебе;

· не ругать ребенка в присутствии друзей и других родственников;

· не сравнивать с другими детьми;

· не унижать и не оскорблять ребенка в словесной форме;

· не наказывать, лишая ребенка удовольствия;

· постепенно приучать ребенка к самоконтролю и самоорганизации;

· при выборе спецкласса или спецкружка учитывать способности и заинтересованность ребенка;

· не забывать о неформальном общении с ребенком в доброжелательном тоне;

· активно демонстрировать свою заинтересованность в школьной жизни ребенка;

· поддерживать ребенка в сложных эмоциональных состояниях;

· контролировать состояние здоровья ребенка;

· быть терпеливыми и чаще вспоминать о любви к ребенку, о его ценности.

Адаптация ребенка к 5 классу непременно пройдет успешно, если ребенок будет ощущать родительскую любовь и поддержку.

Советы по адаптации

Когда назначается испытательный срок – Согласно российскому трудовому законодательству, процедура увольнения работника весьма непроста. Поэтому с помощью испытательного срока работодатель перестраховывается – на случай, если рекрутёр допустит ошибку и новичок окажется, что называется, не на своем месте. Теоретически у специалиста имеются законные основания для отказа от испытаний, но такой кандидат в глазах работодателя мгновенно переходит из категории перспективных в категорию проблемных. Едва ли это сулит Вам дальнейшую успешную работу в компании. Однако существуют определённые категории работников, которым, согласно ТК РФ, испытательный срок не устанавливается. Это беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, кандидаты моложе 18 лет, молодые специалисты, те, кто принят на должность по конкурсу, и др. (см. статью 70 Трудового кодекса РФ).

  • Как преодолеть страх перед новой работой?
  • Какая оптимальная линия поведения в течении первых месяцев работы?
  • Как быстро освоиться в новом коллективе и наладить отношения с коллегами?
  • Что может вам помочь эффективно и комфортно пережить период адаптации на новой работе?

Подробнее.

Программа Испытательный Срок 2.0 – Ваш надежный помощник на новой работе

Современная специализированная программа под названием «Испытательный cрок 2.0» представляет собой отличный инструмент для комфортной адаптации на новом месте. Каждый новичок в первые дни получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку весьма велик. Это может привести к тому, что новый работник может выглядеть некомпетентно. Специализированная программа позволяет сохранять сведения и впоследствии при выполнении различных ежедневных заданий сверяться с оформленными заметками. Подробно ознакомиться с функциональностью и бесплатно скачать программу можно на сайте проекта “ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ-СРОК.РФ” (разделы: “О системе” и “Скачать”) .

Новичок? Вливайся! Практические советы по созданию системы адаптации в компании

Мне было 19 лет, когда я устроилась на свою первую официальную работу. Помню, как я шла на нее первый раз в предвкушении своего дебюта, светясь счастьем и обуреваемая трудовым рвением. На входе меня задержала охрана – их не предупредили о том, что должен придти новый сотрудник. Меня едва не довели до слез – грозились вышвырнуть за дверь, требовали документы, хамили (будто я могла действительно представлять какую-то угрозу компании). К тому времени, когда наконец удалось дозвониться до моей новой начальницы (она опоздала на 20 минут – тоже забыла, что на работу придет новый член коллектива), мой пыл сильно поубавился. Когда я оказалась на своем рабочем месте (в крайне растрепанных чувствах), выяснилось, что там тоже было всем не до меня. Нужно отметить, что коллектив состоял в основном из женщин возраста 45-55 лет – это была бюджетная организация. И рабочее время они проводили преимущественно за сплетнями и чаепитием. Когда в 17-20 я робко осведомилась, могу ли я идти домой (мой рабочий день закончился 20 минут назад), на меня посмотрели как на инопланетянку – про мое существование попросту забыли.

Еще статьи:  Дура полюбила вора

Это был пример того, как не надо проводить программу адаптации. Нужно отметить, что подобная ситуация для России – не исключение. Переходя на новую работу в нашей стране, сотрудник включается в гонку на выживание. Ему не дают шансов оглядеться, понять, что к чему, и сразу требуют каких-то результатов. А между тем, адаптация не просто важна, она необходима. Если бы я была тогда не 19-летней скромной девушкой, а тем, кем я являюсь сейчас, я бы развернулась и хлопнула дверью сию же секунду, столкнувшись с подобным отношением. И трудно сосчитать, сколько ценных сотрудников именно так и поступают из-за неумелой и неквалифицированной адаптации (или полного ее отсутствия).

Конечно, каждая компания вольна сама строить схему введения новых сотрудников в должность. Но на самом деле, изобретать ничего не нужно.

Все давным-давно придумано: нужно лишь систематизировать, структурировать и «обкатать» программу конкретно для данной фирмы.

  1. Прежде всего, необходимо понимать, кто несет конечную ответственность за адаптацию нового сотрудника. И как ни крути, это должен быть его непосредственный руководитель. Очень часто адаптацию ошибочно считают святой обязанностью менеджера по персоналу. Но HR-отдел в принципе не может решить некоторых вопросов, да и не должен. Начальник и эйчар должны четко оговорить и разделить между собой задачи по адаптации сотрудника.
  2. Странно говорить о таких вещах, но тем не менее. Прежде чем брать в штат нового сотрудника, необходимо понимать, что от него ждут. Конечно, это надо решать на стадии подбора. Но такая ситуация – классика российского менеджмента: сотрудника берут для одних обязанностей, а увольняют на испытательном сроке, потому что он не справляется с совсем другими. И потом всю вину сваливают на рекрутера: дескать, он не того нашел. Именно поэтому необходимо составить план и график задач, которые должен решить новичок в период испытательного срока. И его не заменят должностная инструкция или заявка на подбор. Он должен быть предельно конкретным. И разумеется адекватным. С ним сотрудника нужно ознакомить под подпись до заключения трудового договора – человек должен понимать, что будет являться критерием эффективности его работы, и за что с него будут спрашивать.
  3. Вся необходимая производственная документация должна быть систематизирована и предоставлена сотруднику для изучения. Это и пресловутые ПВТР, и должностная инструкция, и Корпоративный Кодекс (Коран, Сборник заповедей – он может называться как угодно), и все касающиеся его процедуры. Не стоит ограничиваться подписью сотрудника на обязательных для ознакомления документах – он должен действительно их прочитать. Предполагается, естественно, что они работают, а не являются пустой формальностью. Но тут главное – не переборщить и не завалить новичка бумагами. Изучать на первых порах нужно лишь то, что имеет отношение к занимаемой им должности.
  4. Институт наставничества – прекрасный по своей функциональности инструмент, полезность которого (при грамотном использовании) трудно переоценить. Но, во-первых, выбирать наставников надо с умом – не все обладают сочетанием нужной профессиональной компетентности и педагогического таланта. Во-вторых, у них тоже должен быть стимул заниматься стажировкой новичков. Проще говоря, за наставничество надо доплачивать. И, в-третьих, надо учитывать, что у наставника есть свои обязанности.
  5. Различные виды вводных тренингов – тоже весьма не лишняя вещь, если есть кому их проводить. Но это имеет смысл, если в компании проводится массовый набор. Согласитесь, организовывать тренинг для 1 человека – это стрелять из пушек по воробьям. В подобном варианте достойной альтернативой послужит экскурсия. Обычно ее проводит менеджер по персоналу.
  6. Необходимо помнить, что смена работы – это довольно серьезный стресс, и отнестись к новенькому по-человечески. А это выражается прежде всего в мелочах. Объяснить, когда обеденный перерыв, показать столовую, курилку, туалетную комнату – подобные организационные мероприятия помогут снизить напряжение у новичка, который и без того чувствует себя не в своей тарелке.
  7. Именно по штрихам и деталям складывается общее впечатление о компании. Человеку необходимо заранее подготовить рабочее место, создать учетную запись в корпоративной почте, выписать пропуск, предупредить секретарей на ресепшн и так далее. Все звенья адаптационной цепочки замкнутся, только если она будет как следует продумана, а процедуры отработаны. Лишних мелочей тут не бывает.

Общие рекомендации по прохождению испытательного срока на новой работе

Когда назначается испытательный срок – Согласно российскому трудовому законодательству, процедура увольнения работника весьма непроста. Поэтому с помощью испытательного срока работодатель перестраховывается – на случай, если рекрутёр допустит ошибку и новичок окажется, что называется, не на своем месте. Теоретически у специалиста имеются законные основания для отказа от испытаний, но такой кандидат в глазах работодателя мгновенно переходит из категории перспективных в категорию проблемных. Едва ли это сулит Вам дальнейшую успешную работу в компании. Однако существуют определённые категории работников, которым, согласно ТК РФ, испытательный срок не устанавливается. Это беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, кандидаты моложе 18 лет, молодые специалисты, те, кто принят на должность по конкурсу, и др. (см. статью 70 Трудового кодекса РФ).

  • Как преодолеть страх перед новой работой?
  • Какая оптимальная линия поведения в течении первых месяцев работы?
  • Как быстро освоиться в новом коллективе и наладить отношения с коллегами?
  • Что может вам помочь эффективно и комфортно пережить период адаптации на новой работе?

Подробнее.

Программа Испытательный Срок 2.0 – Ваш надежный помощник на новой работе

Современная специализированная программа под названием «Испытательный cрок 2.0» представляет собой отличный инструмент для комфортной адаптации на новом месте. Каждый новичок в первые дни получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку весьма велик. Это может привести к тому, что новый работник может выглядеть некомпетентно. Специализированная программа позволяет сохранять сведения и впоследствии при выполнении различных ежедневных заданий сверяться с оформленными заметками. Подробно ознакомиться с функциональностью и бесплатно скачать программу можно на сайте проекта “ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ-СРОК.РФ” (разделы: “О системе” и “Скачать”) .

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here