Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "структура самооценки уровни" с детальным описанием.
Содержание
Самооценка
Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.
Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.
В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.
Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Уровень притязаний и самооценка личности
Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.
В структуре самооценки выделяют два компонента:
– когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
– эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Американский психолог У. Джеймс (1842 – 1910) предложил формулу для самооценки:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Уровень притязаний – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.
Анализ внутренние механизмы формирования самооценки как полостного образования (стр. 1 из 9)
Актуальность исследования. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
Особое значение исследование этих проблем приобретает в условиях перестройки системы школьного образования, нацеленной на формирование творческой, всесторонне развитой личности. Развитие у учащихся способности к саморегуляции имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге “потолок” его достижений.
Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.
Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что в школе вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее роль как механизма произвольной психической саморегуляции недооценивается. Она формируется, как правило, стихийно, вне целенаправленных воздействий со стороны воспитателей. Одна из причин этого – отсутствие систематических научных знаний о закономерностях и условиях ее становления в онтогенезе; недостаточно раскрыта психологическая природа самооценки, не написана “цельная история” ее формирования (И.О. Кон).
В психологии самооценку изучают в контексте проблем формирования личности; ее понимание и выбор основных направлений экспериментальных исследований определяется теоретической трактовкой личности. Однако при ее изучении от исследователя часто “ускользает” специфическое психологическое содержание самооценки как механизма саморегуляции, особенности ее форм и видов функционирования, ее структура, представляющая побои своеобразный сплав эмоциональных и когнитивных компонентов, обеспечивающих возможность иерархизации субъектом знаний и переживаний, относящихся к его собственной личности. Практически не раскрыты особенности деятельности самооценивания, не выявлена ее роль в становлении системы оценок субъектом своих психических и физических качеств, социального статуса, взглядов и убеждений.
Являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, поэтому особую актуальность приобретают вопросы психологического обеспечения управления ее формированием. Оно должно опираться на научные знания о том, как складываются ее структура, уровни, способы функционирования, как они изменяются с возрастом и в ходе индивидуального развития, какова мера их устойчивости и вариативности, какие средства самооценивания обеспечивают развитие ее оптимальных форм.
Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций. В изучении самооценки накоплен значительный экспериментальный материал, однако он не является достаточно систематичным и не вскрывает особенностей формирования и функционирования самооценки как целостного образования, компоненты которого развиваются в сложных отношениях между собой и с другими психическими образованиями; не выявлен сензитивнъй этап в формировании самооценки как системы, не определены возможности ее направленного формирования.
Объект исследования – структурно-динамические характеристика самооценки, их развитие и взаимодействие.
Предмет исследования – генезис самооценки как сложноструктурированного, иерархически организованного системного образования.
Особо важным возрастным этапом в формировании такой самооценки является младший школьный возраст, в котором ребенок впервые включается в социально-значимую деятельность, в широкие сферы общения, интенсифицирующие процесс его самопознания.
Общая гипотеза исследования: самооценка является сложноструктурированным образованием, с генетически асинхронно развивающимися компонентами в сложной динамике взаимодействия между собой и с другими психическими образованиями; сензитивным периодом в ее становлении является младший школьный возраст, в котором самооценка наиболее поддается направленному формированию.
1. Самооценка представляет собой иерархически организованную, многоуровневую систему, становление структурных компонентов, форм, видов которой обусловлено не только социальным контекстом, но и их собственной спецификой и мерой сформированности у субъекта деятельности самооценивания.
2. Возрастное развитие самооценки характеризуется качественно своеобразным сочетанием ее показателей, определяющим ее вариативность и уровневые репрезентации.
3. Развитие самооценки детерминируется ее диалектическими связями о другими психическими образованиями: будучи обусловленной ими, она сама выступает важнейшим фактором их дальнейшего развития.
4. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки: в этот период происходят кардинальные изменения в развитии ее структурных компонентов, форм, видов, показателей, уровневых репрезентаций.
5. Направленное формирование самооценки в учебно-воспитательном процессе предполагает включение в него условий, формирующих у учащихся потребность в самооценивании и деятельность по её осуществлению.
Цель исследования – выявить на основе системно-обобщающего анализа внутренние механизмы формирования самооценки как полостного образования, вскрыть ее генезис, особенности формирования в сензитивном периоде, пути и условия управления этил процессом.
1. Разработка теоретической концепции самооценки и ее развития.
2. Объективация основных положений концепции в структурно-динамической модели самооценки.
3. Выявление целостной картины генезиса самооценки на протяжения младшего школьного возраста с выходами в пограничные зоны развития через а) раскрытие особенностей становления ее структуры; б) выявления динамики взаимодействия основных форм и в) видов ее функционирования, их показателей и уровневых репрезентаций.
4. Раскрытие содержательных и функциональных аспектов взаимодействия самооценки с другими феноменами психического развития ребенка.
5. Определение путей и средств направленного формирования самооценки в учебно-воспитательном процессе.
Научная новизна исследования определяется разработкой концепции самооценки и ее развития. Самооценка впервые рассматривается и экспериментально изучается как системное, иерархически организованное образование, включенное во множество связей и отношений с другими факторами психического развития, функционирующее в качестве личностного феномена и компонента самосознания, все элементы которого развиваются во взаимодействии и взаимообусловленности и вместе с тем имеют качественную специфику, задающую каждому из них собственную логику развития.
Аналитический подход к изучению самооценки позволил охарактеризовать ее как синтез эмоциональных и когнитивных компонентов, выявить динамику их взаимодействия в возрастном аспекте: зафиксировать усиление роли когнитивного компонента в росте у детей самокритичности и неудовлетворенности собой; выявить возрастную специфику развития и взаимодействия основных форм функционирования самооценки – общей и частных: констатировать появление более выраженной независимости их друг от друга и избирательности во взаимовлиянии, усиление дифференцированности частных самооценок; показать, что возрастная динамика основных показателей самооценки проявляется в снижении ее высоты, росте заниженных – осторожных по своей психологической природе – самооценок, их рефлексивности и обоснованности, усиливающих ее регулятивные функции.
Впервые продемонстрировано, что становление прогностической самооценки – оценки возможностей отстает от ретроспективной оценки достигнутых уровней развития, что позволяет ставить вопрос о необходимости более широкого введения в процессы обучения и воспитания детей прогнозирующих ситуаций.
В результате проведенного исследования выявлены и описаны возрастные и индивидуальные варианты уровневых репрезентаций самооценки, определяющиеся мерой сформированности ее основных показателей. Изучение процесса самооценивания в единстве с его итогами позволило показать, что системообразующим фактором становления самооценки как целостного образования выступают средства ее обеспечения, определяющие ее качественную специфику и уровневые репрезентации.
Раскрыта специфика связей самооценки с развитием у детей мышления, познавательной активности, нравственной сферы, с формированием субъектное™, личности и индивидуальности ребенка: каждый из этих феноменов вносит свой вклад в становление самооценки, определяет развитие ее показателей, преимущественную локализацию и специфику транслокаций из одних сфер жизнедеятельности в другие и вместе с тем сам корригируется и направляется в своем развитии ее регулятивными функциями.
Показатели и уровни самооценки
Феномен самооценки и его психологические составляющие тщательно изучаются психологами. Показатели самооценки и ее уровни представлены на схеме 3.
Адекватной признается самооценка, при которой представления личности о своих качествах и свойствах максимально приближены к реальному уровню их развития. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя. При значительном отклонении самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие, и меняется весь стиль поведения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на позитивное отношение к нему и успех, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Человек с заниженной самооценкой переносит решение проблем в план восприятия, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире фантазий.
При завышенной самооценке человек гипертрофированно оценивает свои качества и свойства, не замечает собственные негативные качества, считает их случайными.
Осознаваемая и неосознаваемая показывает степень развития самосознания у данной личности, их свертывания и автоматизации.
Устойчивость самооценки рассматривается как способность личности сохранять неизмененное представление о себе в течение определенного промежутка времени. Стабильность отражает уровень развития представлений о себе, законченность процесса формирования самооценки. Реальная и демонстрируемая самооценка является выражении степени отражения объективной реальности самооценки, проявляющейся в поведении.
Е.И. Савонько, Л.С. Славина выделяют четыре уровня самооценки, раскрывающие специфику ее появления:
1. Процессуально-ситуативный уровень характерен для человека, неспособного установить связи между своими поступками и качествами личности, оценивающего своё «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности, которые необязательно соответствуют возможностям человека и могут быть ситуативно обусловлены. Стихийность, случайность и противоречивость внешних ситуаций способствуют повышению тенденции к неадекватности и неустойчивости показателей самооценки. Регуляция собственного поведения подчинена психологическому защитному механизму избегания.
2. Качественно-ситуативный уровень демонстрирует человек, устанавливающий прямолинейные связи между своими поступками и качествами, отождествляющий «поступок» и «качество».
3. Качественно-консервативный уровень отражает способность к разрушению прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в сознании человека как самостоятельная объективная реальность. При этом недостаточная осознанность новых сложных связей приводит к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного поведения. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.
4. Качественно-динамический уровень характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками, преодолением отрыва внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к адекватности, динамичности.
В жизни человека самооценка функционирует как на вербально-осоз-нанном, так и на интуитивном уровнях. Интуитивный уровень функционирования самооценки характерен либо для стандартных, либо экстремальных условий. На ранних этапах развития ребенка самооценка функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок референтных для него лиц. Вербально-осознанный уровень самооценки появляется у человека, способного ее обосновать (А.В. Захарова).
Структура самооценки не является статичной, она изменяется с развитием личности человека. В процессе формирования самооценки изменяются ее представления и понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. А это, в свою очередь, приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения. Таким образом:
– Самооценка – сложное образование, системное по происхождению, характеризующееся целостностью, многоаспектностью, наличием многоуровневого строения и иерархической структуры. Самооценка включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности ребенка.
Связи и взаимодействие структурных компонентов, форм и видов самооценки определяет ее ценность и значимость как фактора саморегуляции поведения и деятельности личности. Основой формирования адекватной и устойчивой личностной самооценки является единая, непротиворечивая система оценочных отношений, активное участие в коллективной деятельности, практическая деятельность по сопоставлению, сравнению оценок и уточнению или подкреплению самооценок, анализ собственных поступков и действий, их оценка с точки зрения норм общества.
САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.
Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с делинквентным и криминальным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке подростков-делинквентов (Хоружий С. Н., 1980, Яновская Е. А., 1973), да и у взрослых правонарушителей (Ратинов А. Р., Константинова Н. Д., Собчик Е. М., 1979). Отмечается, в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зонуконфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения (Ратинов А. Р., 1983).
Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения (напр., Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б., 1989), уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают эти авторы, является методически некорректным.
Таким образом, существует явное противоречие в современных данных по вопросу о завышенности-заниженности самооценки подростков-правонарушителей. В науке часто, когда появляется такое «тупиковое» противоречие, актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия.
Мы полагаем, что на рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть с иных концептуальных позиций. По-нашему мнению, главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит в том, что самооценка у них находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане, оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу).
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его само-
оценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка становится адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Наглядно указанные концептуальные положения можно отобразить следующим образом (рис. 1).
Оценка О1 меньше самооценки. Самооценка не находит опоры в данном месте социального пространства. Актуализация потребности поиска другой плоскости опоры в социальном пространстве.
Оценка О2 адекватна (или больше) самооценки. В результате предпринятого личностью поиска самооценка находит опору в социальном пространстве.
Рис.1. Интеракционный конфликт самооценки и его разрешение.
Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой, неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования (Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б., 1989), контрнормативность ценностей характерна для групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. И это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.
Предлагаемый здесь механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им
Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решения этого психологического противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы, другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Вышеизложенный подход объясняет и такое парадоксальное явление, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В этом случае действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки личности группой, однако принадлежность к асоциальной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.
3.2. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ[1]
На бланке (форма 1) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти качества по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке (Л^) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность ( 2 ). Далее подсчитывается сумма квадратов (сумма d 2 ) и по формуле
определяется коэффициент корреляции.
Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.
Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффициент при ^d 2 , т.е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:
Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т.е. п = 20), то коэффициент 6/п(п 2 -1) становится равным 0,00075, а общая формула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.
N | Качество личности | N, | Разряд |
d | Ф | ||
Уступчивость | |||
Смелость | |||
Вспыльчивость | |||
Настойчивость | |||
Нервозность | |||
Терпеливость | |||
Увлекаем ость | |||
Пассивность | |||
Холодность | |||
Энтузиазм | |||
Осторожность | |||
Капризность | |||
Медлительность | |||
Нерешительность | |||
Энергичность | |||
Жизнерадостность | |||
Мнительность | |||
Упрямство | |||
Беспечность | |||
Застенчивость |
Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ