Развитый эмоциональный интеллект

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "развитый эмоциональный интеллект" с детальным описанием.

Как развить эмоциональный интеллект? 4 практических шага

Как развить эмоциональный интеллект? 4 практических шага

Виктория Шиманская — психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики», партнер Лаборатории EQ-factor, ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ — об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций — и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку – эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих», — сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient — коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ — это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» — стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом — создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов — драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром — например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес — в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

Еще статьи:  Развитие произвольного внимания дошкольников

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик — или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста — того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя — реализацией «стратегии творца».

Что такое эмоциональный интеллект, его модели и как развить

Способность индивидуума распознавать собственные желания, намерения, ощущения, мотивы, а также понимать эти проявления у других людей объединяет термин «эмоциональный интеллект». Люди, у которых его показатель высок, способны брать под контроль свои эмоции и управлять чужими. Это умение очень ценно, особенно для руководителей. Чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни следует задуматься о повышении уровня EQ.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать собственные и чужие эмоции, брать их под контроль. Человек с высоким EQ способен управлять своими реакциями, он будет продуктивнее в работе. Основная ошибка в контроле над эмоциями – попытка их подавить, либо проигнорировать. Вместо этого их нужно учиться проживать, оттачивать внутренние и внешние способы реагирования.

EQ появился из-за неспособности интеллектуальных тестов определить, насколько человек будет успешным в карьере, ведь помимо умственных способностей значение имеют социальные и коммуникативные навыки. Эксперты пришли к выводу, что оценке стоит подвергать также эффективность взаимодействия с окружающими, эмоциональные связи, умение управлять собой.

Модель Майера-Саловея-Карузо

Эта модель является самой признанной среди психологов. Хотя некоторые специалисты считают ее чересчур психометрической, она остается популярной. В ней выделяется всего 4 компонента:

  • Восприятие эмоций. Помимо способности к эмоциональной самоидентификации человек также может распознать и чужие чувства, анализируя походку, мимику, выражение лица, интонацию речи, пр.
  • Применение эмоций с целью стимуляции мышления. Неосознанные попытки использовать эмоции в качестве стимулятора креативности, творчества, мыслительного процесса. Умение вдохновляться.
  • Понимание эмоций. Этот навык говорит о том, что человек умеет определять причину развития определенной эмоции, видит связи между тем, почему одно чувство переходит в другое, как связаны мысли и ощущения. Также он склонен к эмоциональному прогнозированию, интерпретации эмоций в различных типах взаимоотношений.
  • Управление эмоциями. Этот компонент выражается в том, что индивидуум способен обуздывать, вызывать и направлять собственные эмоции и чувства окружающих. Он принимает их во внимание, выстраивая логические цепочки, принимая решения, выбирая стиль поведения.

Модель Гоулмана

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана также называют смешанной, она была описана в его книге. Ученые назвали ее ненаучной, а вот простые обыватели отреагировали лояльно, потому произведение автора продавалось рекордным тиражом. Считается второй по популярности моделью. Согласно Гоулману, EQ состоит из таких компонентов:

  • Мотивация. Человеком движет желание достичь цели.
  • Самопознание. Понимание собственных эмоций, мотивов, плюсов и минусов, использование этой информации в процессе поиска решений.
  • Эмпатия. Способность принимать решения, в том числе опираясь на понимание чувств окружающих и взятие их в расчет.
  • Саморегуляция. Эмоциональный контроль, сдерживание импульсивного поведения.
  • Социальные навыки. Умение не только выстраивать взаимовыгодные отношения с людьми, но и подталкивать их к решению, выгодному для себя, навыки манипулятора.

Модель Рувена Бар-Она

Она дает оценку EQ и SQ. Рувен Бар-Он предположил, что EI выражается в таких способностях:

Как развить эмоциональный интеллект

Высокий EI или EQ– признак успешных людей. Чтобы его развить необходимо тренироваться. Занятия нацелены на распознание эмоций и их использование для достижения целей. Выполнять упражнения рекомендуется именно в этой последовательности, ведь нельзя научиться пользоваться тем, в чем не разбираешься.

Игра «Что я чувствую?»

Психолог из США Пол Экман предложил теорию, что у человека всего 7 основных эмоций:

Все остальные ощущения – это производные «эмоционального коктейля». Также Экман предположил, что в жизни человека, как правило всего 2 ведущие эмоции. Для самопознания рекомендуется несколько раз в день проводит следующее упражнение:

  • Необходимо назвать эмоцию, испытываемую в данный момент. Необязательно пользоваться только указанной семеркой, можно использовать и производные.
  • Затем нужно спросить себя, чем испытываемая эмоция полезна.
  • В конце упражнения требуется вспомнить, как часто данная эмоция возникает.

На первом этапе этого достаточно. Занимаясь более углубленным анализом, можно задавать себе больше вопросов, попытаться отследить, что вызвало именно такие ощущения, к чему это привело.

Дневник эмоций

Цель этого упражнения − определить взаимосвязь между событиями и эмоциональным состоянием. Удобнее делать это в таблице. В течение дня нужно отслеживать и записывать все свои эмоции (в первом столбце), а также события, которыми они были вызваны (во втором). Чтобы в конце недели или месяца было удобнее проводить анализ, можно окрашивать ячейки в определенный цвет, например, зеленый – положительная эмоция, красный – отрицательная, желтый – нейтральная. В качестве визуализации может быть использован не цвет, а смайлики.

После заполнения таблицы и ее анализа нужно поставить перед собой цель – увеличить количество зеленых ячеек и счастливых смайликов. Проводя данное упражнение, необходимо помнить, что почти все события нейтральны, а эмоциональное выражение – это личная реакция каждого человека.

Говорит тело!

Есть разные техники взятия эмоций под контроль, например, дыхательная, танцевальная. Чтобы понять, в чем их суть, можно провести интересное упражнение, которое покажет связь между телом и эмоциями. Нужно сделать следующее:

  • Встать ровно, затем опустить голову, немного ссутулиться, смотреть в пол, сдвинуть брови и грустным голосом произносить фразы: «Я успешный, у меня все получится, я добьюсь своих целей, я счастлив».
  • Теперь нужно поднять руки, подбородок, спину держать ровно и, улыбаясь, уверенным тоном произнести: «Я неудачник, у меня ничего не получится, все в моей жизни ужасно, я несчастлив».
Еще статьи:  А я ревную не тебя

Важно в эти моменты отслеживать свои ощущения. Оказывается, что мозг реагирует не на слова, а на язык тела. Жесты и мимика передают сигналы в лимбическую систему, потому чувства меняются.

Это знание можно использовать. Несколько раз в день на протяжении 21 дня следует принимать позу лидера, можно опробовать уверенную походку, улыбаться себе в зеркале.

В качестве «скорой помощи» для быстрого снятия напряжения моно использовать уже упомянутые техники. Самой знаменитой считается дыхательная. Нужно сделать медленный глубокий вдох, задержать дыхание на 4 счет, а затем медленно выдохнуть и повторить упражнение. Все это время нужно концентрироваться на дыхании.

Эмпатический «крокодил»

Можно выделить 3 вида эмпатии:

  • понимание чужой точки зрения;
  • умение подбирать уместную реакцию на чужое поведение;
  • способность определять тип эмоции, которую испытывает человек.

Чтобы развить в себе навыки эмпата, можно поиграть в забавную игру. Для нее нужно как минимум два участника. Необходимо на маленьких карточках написать по одной эмоции или чувству. Это могут быть интерес, страх, гнев, злость, влюбленность, удивление, восторг и пр. Карточки складываются в стопку так, чтобы надписи не были видны. Дальше участники по очереди тянут их, не показывая остальным игрокам. Задача – показать мимикой движениями, положением тела ту эмоцию, которая написана в карточке.

Можно немого усложнить игру и не просто угадывать эмоции, а отвечать на них. Например, если оппонент изображает страх, нужно попытаться его успокоить. Если эмоция угадана правильно, человек, который загадывал ее оценивает, насколько верной и эффективной была реакция на нее.

Социальные навыки

Развитие эмоционального интеллекта возможно только на практике. Для этого нужно больше общаться с людьми, заводить новые знакомства, бывать в новых местах. Не помешает завести хобби, расширить круг интересов.

Также в развитии социальных навыков поможет игра «Мафия». Ее можно организовать с друзьями, но также в крупных городах есть компании, которые проводят такие игры. Оказаться в комнате с незнакомцами даже полезнее. Все участники рассаживаются за столом. Ведущий раздает карточки, на которых написаны роли, это может быть – житель, комиссар, мафия либо дон. Ведущий говорит фразы:

  • «город засыпает» − все участники закрывают глаза;
  • «и просыпается мафия» − открыть глаза должны только те участники, на карточках которых было написано «мафия» либо «дон», они должны принять решение, кого из мирных жителей стоит «убить»;
  • «мафия засыпает и просыпается комиссар» − после этой фразы «мафия» закрывает глаза, ход делает комиссар, его цель обнаружит среди «спящих» дона. Указывая на подозреваемого, комиссар получает знак от ведущего, угадал ли он. Главная задача комиссара – рассекретить дона.
  • «комиссар засыпает, просыпается город» − все открывают глаза.

И наконец после хода комиссара ведущий сообщает, кто «убит». Далее начинается обсуждение. Каждый участник представляется и рассказывает вымышленную историю о себе, а также указывает на человека, которого подозревает в связи с мафией.

Игра помогает научиться распознавать ложь, волнение, развить умение формулировать свою мысль, приводить доводы.

Высокий эмоциональный интеллект делает человека более обаятельным. Другие люди к нему тянутся, готовы следовать за ним. С таким человеком чаще соглашаются, ведь он — источник позитива и уверенности. И эти качества можно в себе развить.

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

Эмоциональный интеллект — наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса; управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

Чему не учат в обычной школе?

В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!

Не бывает плохих и хороших эмоций!

Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими.

Эмоции – это информация и энергия. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией – другое дело: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными.

Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.

Программа развития эмоционального интеллекта развивает у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные ошибки.

Эмоционально грамотные дети отличаются от других.

Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит Вашему ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме.

Программа «Развитие эмоционального интеллекта ребенка»

Комплексная система развития эмоционально — интеллектуального потенциала и социальной компетентности Вашего ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи. Обучение проходит в форме игры.

А помогать Вам будут эмоционально – интеллектуальные Интерески. Они научат Вашего ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.

Ведь, эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!

Интереска Радость

Отвращение

поможет нам творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое, а также помнить о том, что для нас важно

Эта интереска бережет нас от всего опасного и вредного

Страх поможет держаться вдали от опасности

Удивление научит сконцентрироваться на новой ситуации

Злость поможет бороться с проблемами, отстаивать свои границы

Грусть поможет быть более внимательными и замечать ошибки

Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нам помогают, любят, заботятся о нас

И главная интереска «ИНТЕРЕС» никогда не знает покоя, она во всем хочет разобраться, вникнуть в суть, стимулирует Вашего ребенка развиваться, познавать новое и совершать увлекательные открытия

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех в зрелом возрасте — это научно доказанный факт.

Дети с высоко развитым Э.И. в будущем:

Более успешны в профессиональной деятельности, финансово более успешны Легче адаптируются в социуме, более востребованы Более гармоничны и счастливы, удовлетворены своей жизнью

Методики развития эмоционального интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты.

Сеть детских школ развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» – первая и единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и Университета Нью-Гемпшир (Д. Мэйера, П. Саловея, Д. Карузо), при их личной экспертной поддержке, при личной экспертной поддержке профессора университета Швейцарии Д. Антоньяцца, эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей, при научной поддержке Института психологии РАН.

Программы школы сертифицированы Европейской Ассоциацией культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects).

Эмоциональный интеллект

Случалось ли вам задумываться над тем, почему покупая новый телефон, ноутбук или телевизор, человек чаще отдаёт предпочтение товару известного бренда, который стоит дороже, а не гораздо более дешевому аналогу непопулярной марки? При этом технические характеристики, внешний вид, гарантия практически одинаковы, так что оправдать это выгодными условиями или лучшим качеством можно далеко не всегда. А бывало ли такое, что, получив зарплату, вы отправлялись по магазинам, спонтанно покупали себе какую-то вещь, а, спустя время, задумывались о целесообразности данной покупки и винили себя? Не стоило, ведь таких людей очень много. Тех, кто в поступках руководствуется эмоциями и импульсами, а не логикой. Это может звучать немного обидно, но у них недостаточно развит эмоциональный интеллект – способность задействовать и использовать свои эмоции, управлять ими. Но есть и хорошая новость – его можно тренировать. Дальше будет рассказано как.

Эмоциональный интеллект и крах классической экономики

Отправной точкой детального изучения проблематики эмоционального интеллекта стал 2002 г. Безусловно, сфера человеческих эмоций интересовала учёных постоянно, но именно в этом году Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями. В подтверждение данного факта приводился любопытный эксперимент: приобретение и утрата одной и той же суммы денег вызывает у человека разные по силе переживания. Так, при приобретении, к примеру, 100 $, степень удовлетворения в эмоциональном плане меньше, чем от утраты этой же суммы.

Гораздо детальнее это все описано в монографии Е. Хлевной и Л. Южанинова «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект». В ней авторы выказывают убеждение, что описанным выше признанием заслуги психологов «была справлена тризна по классической экономике». Поведенческая же во многом строилась на понимании сущности эмоционального интеллекта, изучением которого Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, занимались с 1990 г.

Под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) в их трудах описывается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Для чего эта способность нужна человеку? Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. Без неё не обойдётся ни один управленец, HR-менеджер, бизнесмен, пиарщик или рекламист. Зависимость принимаемых решений от эмоционального фона справедлива в любых случаях, именно поэтому сейчас так много миленьких котиков и собачек убеждают нас с экранов телевизоров о необходимости совершения какой-нибудь покупки. Пример немного утрирован, но общую мысль доносит хорошо. «Вирусность», «сарафанное радио», позиционирование товара – всё это построено на понимании механизмов эмоционального интеллекта так, чтобы буквально заставлять человека совершать нужное действие.

Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект как раз таки и даёт возможность не попадаться в коммерческие сети, противостоять манипулированию, правильно расставлять приоритеты и цели.

Совсем недавно мы публиковали материал об эмпатии и, возможно, вы заметили некоторое сходство между ней и эмоциональным интеллектом. Действительно, эмпатия, как способность понимать и сопереживать эмоциям других, является одной из составляющих EQ. Наряду с самоуправлением, социальными навыками и самосознанием.

Как развивать эмоциональный интеллект

Высокий уровень EQ позволяет человеку продуктивнее развиваться как в личном, так и профессиональном планах, управлять стрессом и строить эффективную коммуникацию с другими. Работа над его развитием как минимум научит вас понимать подоплёку некоторых своих бессознательных действий.

Отзывы и комментарии

А чем вы больше руководствуетесь, принимая решения и действуя, логикой или эмоциями? Пишите в комментариях ниже.

Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать

Порой мы не можем совладать с собой, о чём позже жалеем. Такие моменты портят отношения с окружающими и выставляют нас с худшей стороны. Хорошая новость: можно научиться управлять своими излишне бурными реакциями, развивая эмоциональный интеллект. О том, что это за явление и как оно влияет на учёбу, карьеру и личную жизнь, рассказываем в материале.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать, управлять и эффективно выражать свои чувства, распознавать стремления и настроения других людей. Существуют некоторые разногласия между психологами по поводу того, что включает в себя эмоциональный интеллект. Бесспорно к нему можно отнести 3 навыка:

  • умение распознавать и называть эмоциональные состояния людей;
  • использование эмоций для решения личных и профессиональных задач;
  • способность управлять как своими, так и чужими эмоциями, регулировать чужие состояния: например, подбадривать или успокаивать человека.

Джон Майер, профессор психологии из Университета Нью‑Хэмпшир, так описывает людей, имеющих развитый эмоциональный интеллект: «Такие люди безошибочно и быстро разрешают многие эмоционально‑заряженные ситуации. Например, они понимают, как использовать разные эмоциональные состояния для решения задач. Например, знают, что печальное настроение побуждает к аналитике, поэтому предпочитают браться за задачи, требующие такого тип мышления, когда находятся не в настроении.

Также они понимают, какие последствия могут быть у разных эмоциональных состояний: рассерженный человек может быть опасен; в хорошем настроении — будет расположен к общению; печальный — скорей всего захочет побыть в одиночестве. Человек с развитым эмоциональным интеллектом не станет навязывать приглашение на вечеринку тому, кто грустит или расстроен».

Тот же Джон Майер утверждает, что эмоциональный интеллект не имеет ничего общего с такими чертами личности, как дружелюбие, оптимизм, уравновешенность, трудолюбие.

Он подчёркивает, что журналисты и даже некоторые психологи ошибочно относят их к проявлению эмоционального интеллекта.

Некоторые работодатели на собеседованиях проводят тесты на эмоциональный интеллект, потому как считают людей с высоким уровнем его развития хорошими лидерами и коллегами. Правда, такая практика спорна: некоторые исследования обнаруживают связь между развитым эмоциональным интеллектом и производительностью труда, тогда как другие не находят доказательств этому. Но если вы изучите, из чего состоит эмоциональный интеллект, для вас не составит труда пройти подобный тест, а, может, вы решитесь поменять что‑то в себе.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Из обзора, опубликованного на онлайн‑ресурсе “Annual Review of Psychology”, известно, что высокий уровень эмоционального интеллекта способствует:

  • успехам в учёбе, большей популярности и эмоциональной стабильности у детей и подростков, противостоит отклонению от социальных норм, антиобщественному поведению;
  • успешному построению личных и профессиональных отношений, снижению агрессии;
  • хорошим отношением окружающих — тех, кто обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, считают более приятными и понимающими людьми;
  • психологическому благополучию — от уровня эмоционального интеллекта зависят удовлетворённость жизнью и уровень самооценки;
  • пониманию себя и принятию взвешенных решений, основанных на сочетании разума и эмоций.

Несмотря на все достоинства эмоциональный интеллект не гарантирует стопроцентного успеха в жизни, по мнению профессора психологии в Университете Нью‑Хэмпшир Джона Майера, но во многом способствует его достижению.

Как развивать эмоциональный интеллект

Некоторые специалисты утверждают, что высокоэффективным сотрудникам присущ высокий уровень эмоционального интеллекта и приводят следующие техники по его развитию:

  • Не объясняйте поступки людей через их личные качества

Люди склонны думать, что поведение других можно объяснить через личные качества, свои же поступки мы оправдываем внешними обстоятельствами.

Так, опоздавший коллега может показаться ленивым малым. Своё же опоздание человек спишет на вчерашнюю задержку на работе, плохое самочувствие, нестабильную работу транспорта. Психологи называют подобное искажение фундаментальной ошибкой атрибуции.

Прежде чем давать эмоциональную оценку, стоит хорошенько подумать, имеет ли ваше суждение какое‑либо отношение к действительности, можете ли вы доказать его фактами. Возвращаясь к примеру, если тот же коллега выполняет задачи раньше срока, его вряд ли можно назвать ленивым.

  • Не принимайте всё на свой счёт

Если поведение человека кажется недружелюбным, не стремитесь думать, что оно следует из неприязни к вам. Например, коллега проигнорировал вашу просьбу. Можно сделать из этого два вывода: первый — по какой‑то причине вы ему не понравились, второй — у него много задач, и он не может помочь прямо сейчас.

Человек воспринимает ситуацию объективнее, если не принимает все поступки других людей на свой счёт. Причины поведения человека чаще зависят от его настроения или воспитания, нежели от нас.

  • Попробуйте поставить себя на место другого человека

Если у вас недостаточно информации о человеке, поговорите с ним, чтобы узнать его лучше.

Психолог Томас Чаморро‑Премузик в статье для издания Harvard Business Review рекомендует руководителям чаще устраивать небольшие встречи с сотрудниками, чтобы чувствовать их настрой и продумывать лучшие методы мотивации.

  • Не стесняйтесь интересоваться самочувствием

Психолог Сьюзан Краусс Уитбурн делится советом о том, как развить эмпатию — способность к сопереживанию, которая является основой для понимания эмоций других людей. «Не бойтесь спрашивать у коллег и близких о том, что они чувствуют. Особенно это важно, если вы не понимаете, что происходит с человеком, или ошибались в прошлом и предпринимали неверные действия», — советует психолог.

«Ни один коуч‑тренинг не поможет вам сдвинуться с нулевой точки до 100%, но вы вполне сможете улучшить свои способности в среднем на 25%, выбрав хорошую программу», — утверждает психолог Томас Чаморро‑Премузик. Ссылаясь на результаты метаанализа различных научных публикаций, он утверждает, что самая легкоисправимая часть эмоционального интеллекта — навык межличностного общения. Улучшить его можно, изучив искусство переговоров или социального этикета. Но положительного эффекта от коучинга стоит ждать только в случае, если он предполагает обратную связь, потому как многие из нас попросту не представляют, как выглядят со стороны.

В каких профессиях важен эмоциональный интеллект

Логично, что эмоциональный интеллект особенно важен для работы с людьми. Специалистам в таких сферах, как найм, услуги и гостеприимство, работа с клиентами, продажи, а также всем руководителям просто необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Улучшить его можно, регулярно практикуя общение в разных ситуациях. В этом помогут специализированные занятия с активным взаимодействием между участниками: тренинги, курсы актёрского мастерства и даже разговорные курсы иностранных языков.

Ищите образовательные программы и развивайте эмоциональный интеллект вместе с TeachMePlease!

Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

80 % информации человек усваивает через невербальную речь, в том числе распознавая эмоции и чувства других людей. Отвечает за распознавание эмоциональный интеллект – способность, которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие мышления. Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и мотивацию людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в общении.

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

Развитие эмоционального интеллекта не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • Умение общаться, слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать конфликты, работать в команде, быть лидером.
  • Эмпатия и комфортное нахождение в большой социальной группе, улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении интеллекта человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка.
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, стрессоустойчивость.
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Еще статьи:  Все равно мы пить не бросим
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here