Способность к саморазвитию

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "способность к саморазвитию" с детальным описанием.

Профессиональное саморазвитие: условия и направления

Услышав словосочетание «профессиональное развитие», большинство людей представляют себе централизованное обучение персонала, тренинги или, как это принято во многих организациях, «курс молодого бойца» от старших коллег. Такое образование дает базовые навыки, необходимые для выполнения своих прямых обязанностей, но вряд ли поможет стать высококлассным специалистом. Чаще всего желаемый карьерный рост может обеспечить только постоянное профессиональное саморазвитие – кропотливая работа над собой для достижения поставленных целей. Рассмотрим, что же представляет этот процесс на самом деле, что для него необходимо, и на какие моменты стоит обращать повышенное внимание.

Из чего состоит профессиональное самосовершенствование?

Профессиональное самосовершенствование – это не только изучение полезных материалов и наработка специального опыта. Это понятие значительно шире. Оно включает в себя следующие важные аспекты:

  • личностный рост, развитие необходимых для эффективной работы персональных качеств;
  • развитие интеллектуального потенциала для расширения своих возможностей в любой сфере деятельности;
  • рост уровня квалификации – необходимое условие точного исполнения своих основных компетенций;
  • забота о здоровье и поддержание оптимальной физической формы для эффективной работы.

В разных сферах значение каждого из вышеперечисленных аспектов может быть более или менее выраженным. В любой ситуации не следует забывать, что профессиональное саморазвитие – это комплекс мероприятий, относящихся как к физическому здоровью, так и к состоянию ума, как к индивидуальным навыкам, так и личности в целом . Важно понимать, что даже офисный работник не будет эффективен, если его мучает бессонница или хронические болезни, а разнорабочий никогда не станет бригадиром, не проявив организационные способности и соответствующие личные качества.

Условия профессионального саморазвития

Практически в каждом случае, задав вопрос «Занимаетесь ли Вы профессиональным развитием?», можно услышать положительный ответ. К сожалению, далеко не всегда это соответствует действительности: многие специалисты занимаются, скорее, имитацией такой деятельности или путают работу над своими качествами с естественной наработкой полезного опыта. Как мы уже выяснили, для настоящего успеха этого недостаточно. Причину того, что миллионы людей относятся к повышению своего уровня спустя рукава, бизнес-тренеры видят в том, что далеко не каждый человек соответствует давно сформулированным условиям профессионального саморазвития:

  • внутренняя дисциплина;
  • высокий уровень мотивации для карьерного роста, повышения квалификации, улучшения своих навыков и умений;
  • способность к эффективному саморазвитию;
  • понимание теории и практики работы над своими качествами, методологическая готовность заниматься этим процессом постоянно.

Не удовлетворяя одному из вышеперечисленных условий, специалист вряд ли будет развиваться так, как этого бы хотелось. Например, горячее желание выйти на новый профессиональный уровень вряд ли поможет без готовности заниматься собой изо дня в день, а человек с железной волей и самодисциплиной не будет эффективно работать над собой без мощных стимулов. У многих просто не развиты способности к саморазвитию, что сводит к минимуму положительные сдвиги. Каждая из этих ситуаций – не приговор. Основная мысль заключается в том, что эффективность самосовершенствования зависит в равной степени от мотивации, волевых качеств и исходных данных . Но если недостаток последнего можно компенсировать упорным трудом, то без внутренней дисциплины, последовательности и желания достичь успеха (например, «из-под палки») специалисту вряд ли удастся добиться серьезных результатов.

Направления профессионального саморазвития

Вполне естественно, что говорить о конкретном содержании и техниках самосовершенствования в рамках этой статьи бессмысленно: профессиональное саморазвитие для каждой специальности очень индивидуально, имеет свои собственные уникальные приемы и методики. Но любую работу такого рода можно отнести к одному из трех направлений:

  • формирование необходимых для эффективной деятельности умений, навыков и особых качеств с помощью специализированных курсов, тренингов, профильной литературы, справочных материалов и т.д.
  • развитие положительных качеств и имеющихся полезных навыков с помощью регулярной практики и постоянного самоанализа в процессе работы;
  • устранение различных ограничений, недостатков, внутренних барьеров, которые снижают эффективность специалиста, мешают ему демонстрировать более высокие результаты.

В идеале все три направления профессионального развития должны осуществляться одновременно. Как показывает практика, большинство людей концентрируются на одном ключевом пути: например, на овладении новыми для себя компетенциями для повышения по службе или преодолении определенных внутренних преград, ограничивающих самосовершенствование. В этом есть свой смысл, но не стоит забывать, что профессиональный рост – это не только освоение новых знаний и умений, но также кропотливая работа над преумножением уже имеющихся достоинств и устранением ненужных ограничений . Только так можно добиться действительно впечатляющих результатов в долгосрочной перспективе.

В большинстве случаев профессиональное саморазвитие – неявное, но обязательное условие карьерного роста или успеха в бизнесе . Достичь хороших результатов в этой сфере можно любому, но при этом совмещая различные направления самосовершенствования, имея достаточную мотивацию, базовые способности и готовность постоянно работать над собой в заданном направлении. При этом важно не только осваивать новые навыки и умения, но также повышать уровень уже имеющихся и следить за возможными внутренними ограничениями. Соблюдая все эти условия и уделяя хотя бы минимум времени каждый день своему развитию, у каждого специалиста есть уникальная возможность добиться удивительных результатов без посторонней помощи, резко увеличив свои шансы на карьерное продвижение, увеличение дохода и профессиональную самореализацию.

Планомерное самосовершенствование как идея – твой вектор к успешности. Не упускай уникальную возможность подняться на новую ступень и приблизиться к мечте. Начни сейчас – почувствуй изменения завтра!

Остались вопросы по теме статьи “Профессиональное саморазвитие: условия и направления”? Задайте их в комментариях ниже и получите ответ специалиста!

1.4.4. Способность постоянного личного саморазвития

Способность к саморазвитию – это способность человека к приобретению, обновления и развития знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде. Это связано с тем, что сдвиги, которые проходят в технологиях, организационных структурах, на рынках, в производственных отношениях усиливаются и углубляются с каждым годом.

Все люди имеют возможность заниматься своим саморазвитием на протяжении всей жизни. Если первые двадцать лет развитие человека тесно связан с достижением физической зрелости (обучения в средней и высшей школе, приобретение новых знаний, которое расширяет кругозор и развивает способности), то со зрелостью возраста повышается роль и влияние внешних факторов ограничений развития, преодоление которых зависит от личности, ее инициативы.

Способность к саморазвитию только в отношении зависит от умения усвоения теоретических знаний, в жизни есть много факторов, которые мешают людям реализовать свой природный интеллектуальный потенциал. Основными из них являются:

  • влияние семьи;
  • собственная инерция, нежелание нечто изменить;
  • преждевременное разочарование, когда устанавливается позиция “ничего нельзя сделать”.
  • недостаточность поддержки других людей при возможных неудачах и трудностях, возникающих в ходе перемен;
  • необъективная оценка других людей;
  • враждебность других людей, которые считают, что перемены могут угрожать их статуса, или вносить дискомфорт. Отдельные из них стремятся саботировать возможные изменения, внося сомнение, высмеивая их, или даже вступают в прямой конфликт.
  • недостаточность ресурсов.

Таким образом, индивидуальное развитие – это процесс всестороннего усовершенствования человека на протяжении всей жизни.

Это приобретение способности управлять текущими событиями, борьба с трудностями в конкурентной среде. Для менеджера жизненно важным является развитие способности быть открытым для новых знаний и опыта умение быть гибким, приспосабливаться к изменению обстоятельств.

Еще статьи:  Искренность это качество

Способность быть гибким определяется совокупностью следующих навыков:

  • точно оценивать ситуацию;
  • слушать и слышать других;
  • постоянно пересматривать современности;
  • не зацикливаться на старом опыте;
  • получать удовольствие от преодоления барьеров;
  • признавать за другими право на ошибки.

Гибкость связана с открытостью личности. Открытая человек имеет следующие преимущества:

  • имеет силу убеждения;
  • вызывает доверие и лояльность в других;
  • дает выход своим чувствам и этим снижает напряжение;
  • берется за трудные дела;
  • устанавливает взаимоотношения с другими.

Открытой человеку противостоит человек – игрок, которая имеет такие потенциальные преимущества:

  • имеет вид эффективного и надежного;
  • проявляет гибкость;
  • умело оказывает содействие другим;
  • осторожна в обязательствах;
  • может менять свою позицию;
  • преследует прежде всего свои интересы. Человек-игрок имеет потенциальные недостатки:
  • может вызвать недоверие;
  • имеет неверный авторитет;
  • подрывает внимание к себе;
  • не работает с полной отдачей.

Саморазвитие – это более непрерывный процесс, чем цель, которую надо достичь.

В области менеджмента большинство видов деятельности требует высокого индивидуального развития, а при росте уровня изменений возникает потребность в развитии своего творческого потенциала.

Работа менеджера, которая постоянно меняются, требует высокую способность к саморазвитию для успешного освоения технологических изменений, новых рынков, новых организационных структур управления в организации. Характеристика менеджера, который способен к постоянному личного саморазвития показана на схеме.

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию – составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

Способность к саморазвитию

Рано или поздно любой человек перестает довольствоваться имеющимися у него навыками и способностями и начинает задумываться о саморазвитии. В детстве процесс саморазвития протекает естественным путем: мы растем, учимся, познаем мир и ищем в нем свое место. Однако, став взрослыми, мы теряем эту внутреннюю силу, толкавшую нас вперед навстречу новому и неизведанному, обрастаем множеством привычек, комплексов и повседневных забот. И вот нам начинает казаться, что жизнь для нас закончилась, а вместо нее началось долгое и монотонное путешествие к старости. Тогда перед человеком встает выбор: продолжать ли ему безвольно плыть по течению к неминуемой гибели, постепенно утрачивая приобретенное в детстве невыразимое ощущение радости бытия, или попытаться вырваться из круговорота рутины и серых дней. Большинство предпочитает первое, и лишь немногие способны открыть для себя новый путь, полный радости и удивительных открытий, который мы называем саморазвитием человека (см. Духовное развитие).

Саморазвитие: с чего начать?

Первый вопрос человека, решившегося заняться саморазвитием: с чего начать? Можно скачать книги по саморазвитию из Интернета или записаться на специальные курсы, организаторы которых обещают за короткий срок и немалые деньги превратить любого в настоящего титана духа, способного решать любые проблемы словно по мановению волшебной палочки. Я конечно же не утверждаю, что все книги по саморазвитию являются чушью, а курсы придуманы исключительно для отъема денег у простаков. Разумеется это не так, но даже если вам повезет найти хорошую литературу или знающего наставника, не факт, что это принесет вам ощутимую пользу. Все дело в том, что универсальные методы годятся для решения универсальных задач, и чем неординарнее человек или его проблема, тем меньше будет эффективность от стандартных «рецептов» (см. Право на Реальность).

Отличить хорошие книги по саморазвитию от плохих довольно просто. Автор плохой книги (или курса) в первую очередь будет утверждать, что он разработал «уникальную и не имеющую аналогов» методику развития личности, пригодную абсолютно для всех. Подобные заявления являются лживыми по двум причинам. Первую я назвал чуть выше: не существует универсальных рецептов помощи всему человечеству, потому что люди обладают разными способностями, жизненным опытом и степенью засоренности ума. Вторая причина, по которой не стоит доверять громким обещаниям обаятельных шарлатанов еще проще: абсолютно все практики саморазвития, дошедшие до нас из глубокой древности или созданные уже в новейшее время, основываются на одних и тех же общих принципах и положениях, и ничего нового здесь изобрести уже нельзя.

Например, теоретические различия между христианством, буддизмом и индуизмом колоссальны и не подлежат сомнению, однако практические методы, выработанные этими великими религиями, удивительно схожи и используют одинаковые методы концентрации сознания. В буддизме есть практика нэмбуцу («размышление о Будде»), которая заключается в многократном и непрерывном повторении имени Будды Амитабхи («Наму Амида-буцу»), в христианстве же для очищения ума и сердца рекомендуется постоянно произносить Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или совсем кратко «Господи помилуй»). В индуизме для той же цели имеются многочисленные мантры, например священный звук «Ом». Во всех трех религиях эти слова произносятся не для того, чтобы польстить божеству или безличному абсолюту, а для обуздания повседневного ума и приобретения устойчивых навыков концентрации. Первая задача любой практики заключается в том, чтобы научить человека отсекать повседневную суету и заглядывать вглубь самого себя, поэтому саморазвитие личности начинается не с книг или концепций, а с самопознания (см. Путь осознания).

Самопознание и саморазвитие

Не бывает никакого саморазвития без самопознания. Постигая окружающий мир, ребенок, в первую очередь, учится познавать себя, свои желания, возможности и недостатки. Со взрослыми дело обстоит сложнее, поскольку они убеждены, что наличие паспорта, аттестата и трудовой книжки автоматически делает их разумными самостоятельными личностями, однако на практике дело обстоит иначе. Взрослый человек, в отличие от ребенка, подчиняется несметному количеству гласных и негласных правил поведения в обществе, и со временем перестает замечать, что потерял контроль над своей жизнью, передав его начальникам, соседям, друзьям и всевозможным «кумирам». Именно эти «кумиры» и все общество в целом подспудно внушают взрослому человеку цели, желания, мысли и способы приемлемого самовыражения. Большинство людей не могут и шагу ступить без оглядки на окружающих и на то, что они о нем подумают или скажут. О себе же человек практически ничего не знает и всячески избегает этого знания, проводя все свободное время в праздности и развлечениях.

Еще статьи:  Как научиться флиртовать с парнем правильно??

Самопознание часто путают с молчанием. Некоторые думают, что посидев в одиночестве несколько минут без единой мысли в голове, они уже все о себе знают и могут двигаться дальше. Это очень опасное заблуждение, поскольку оно дарит человеку лишь иллюзию успокоения. На самом деле научиться медитировать или молиться не так уж трудно — низшие ступени этих практик доступны даже малым детям. Однако их суть заключается не в том, чтобы спокойно и расслабленно провести время, визуализируя Будду или повторяя «Отче наш», а в обуздании повседневного ума. Лишь тот умеет медитировать, кто может сконцентрироваться на себе в самой гуще шумной толпы. И лишь тот умеет молиться, кто спокойно и смиренно обращается к Богу в самой жуткой жизненной ситуации. Значительная часть людей, практикующих медитацию или молитву, не способны даже на малейшую концентрацию в стрессовой ситуации, что в наш неспокойный век чревато самыми серьезными последствиями. Такова, вкратце, опасность иллюзии самопознания.

Истинное самопознание начинается отнюдь не с чувства умиротворения или покоя, а со стыда или, быть может, даже с отвращения. Люди боятся заглянуть в самих себя отнюдь не из-за лени, а потому что боятся того, что они могут увидеть в самых темных и потаенных уголках своей души. Все мы совершали поступки, в которых никогда не сознаемся родным и близким. Со временем мы научились оправдывать себя или попросту забывать плохие воспоминания, однако этот груз прошлого продолжает тяготить нас, незаметно оказывая влияние на нашу повседневную жизнь. Необходимо освободиться от этого тяжкого груза, и для этого необходимо заглянуть вглубь себя с широко открытыми глазами. Иного не дано.

Теория саморазвития

Существует великое множество теорий саморазвития личности, и зачастую многие не знают, какую из них выбрать для себя. Люди спрашивают: «Какой из путей саморазвития истинный?», желая заранее получить гарантии результата, однако на самом делен никто не может гарантировать, что практика принесет свои плоды, поскольку все зависит от самого человека. Очевидно, что у лодыря и разгильдяя вообще ничего не получится, по крайней мере до тех пор, пока он не воспитает в себе привычку к самодисциплине. А человек умный и проницательный сумеет отыскать полезное для себя даже в ошибочном учении. Поскольку в центре саморазвития находится не концепция и не гуру, а конкретная личность, истинным путем саморазвития для нее будет тот, который делает человека свободнее и мудрее. И наоборот: ложным путем следует признать всякое учение, порабощающее человека и низводящее его до уровня примитивного животного.

На мой взгляд не следует доверять всяким новомодным эзотерическим и оккультным движениям, зародившимся в основном на Западе в последние 200 лет. Многие из них основываются на неправильных или ошибочных переводах религиозных текстов Востока и строятся вокруг амбициозной личности какого-нибудь самопровозглашенного гуру, подавляющего своих последователей. Из всех учителей, родившихся в ХХ веке, я бы особо выделил Карлоса Кастанеду, Георгия Гурджиева и Раджниша, книги которых не только содержат полезную информацию, но и расширяют кругозор читателя, демонстрируя новые подходы к решению набивших оскомину проблем. И все же я настоятельно рекомендую избегать организаций, действующих под их именами по всему свету, поскольку ничего хорошего из их недр пока еще не пришло, но многие неплохие люди сгинули в них безвозвратно.

Вообще, при внимательном рассмотрении можно обнаружить, что все современные и модерновые практики саморазвития не содержат в себе ничего принципиально нового, отличного от того, что уже было создано в недрах мировых религий. Зачастую древние практики просто описываются псевдонаучной терминологией и преподносятся неискушенной публике в качестве «уникальной и передовой методики» самосовершенствования личности. К сожалению современный человек мало интересуется историей и весьма скептически настроен по отношению к религии, но при этом весь его скепсис куда-то улетучивается, если речь заходит об эффективных шаманских практиках (к которым настоящие шаманы не имеют никакого отношения), о магии или об астрологии. Человек по-прежнему готов верить в любую чепуху, лишь бы она льстила его самолюбию и давала иллюзию собственного величия. Но раб, который думает, что он свободен, никогда не сможет освободиться. И лишь тот, кто признает свое рабское положение, имеет реальный шанс обрести однажды свободу.

Процесс саморазвития

Процесс саморазвития никогда не бывает легким. Современный человек психологически не подготовлен к систематическим и целенаправленным практикам самосоредоточения. С ранних лет нас учат потреблять информацию извне, однако самый главный источник информации находится внутри нас, и в нем содержится все, что нам нужно знать о себе и о целом мире. Эта мудрость присутствует в человеке с рождения, но родители и воспитатели подавляют ее, чтобы ребенок слушался только их и ни в коем случае не прислушивался к самому себе. Она никогда не умолкает, но человек не слышит ее, потому что все время занят чем-то другим, что кажется ему более важным, чем голос собственной души. Настоящий учитель и наставник вовсе не передает ученику свои знания, как думают многие, но помогает ему найти собственный источник мудрости, который останется с ним на всю жизнь.

Саморазвитие — это путь вглубь себя, а не вовне. Бесконечная погоня за новыми знаниями и новыми учителями не дает человеку ничего, кроме опустошения и истощения сил. Людям кажется, будто они постоянно заняты чем-то важным, но если попросить любого человека вспомнить, какие неотложные дела были у него на прошлой неделе, в прошлом месяце или в прошлом году, то он вряд ли перечислит больше пары десятков. Подумать только, ни секунды свободного времени и всего 10 важных дел за месяц, а ведь так пролетит вся жизнь. Многие верят, что однажды все каким-то чудесным образом изменится, и жизнь превратится в сказочное путешествие, полное радости и приключений. Но годы проходят в суете и заботах, а волшебный момент преображения так и не наступает, пока человек не оказывается на пороге смерти, изнеможенный решением повседневных проблем, которые неотступно преследовали его на протяжении всей жизни, но так и не обрели окончательного решения.

Суета крадет время людей, не давая им ничего взамен. Человек вытирает пыль с полки, а на следующий ее становится еще больше. Он покупает мобильный телефон, а через полгода выходит новая модель, которую тоже хочется купить. Он делает ремонт в квартире и тут же начинает копить на следующий. У него нет ни секунды свободного времени, чтобы остановиться и спросить себя: кто я? что я здесь делаю? зачем это все? Современная система массового потребления сделает все, чтобы у человека не возникало подобных размышлений, а если он все же начнет задумываться над подобными проблемами, внушенный ему потребительский взгляд на мир разрушит все его благие начинания. Следует понимать, что саморазвитие — это не потребление, его невозможно купить, как компьютер или автомобиль, и использовать для решения утилитарных задач или просто ради развлечения. Саморазвитие — это творческий процесс, в котором человек созидает чистоту своей подлинной сущности, и в целом мире не найдется ничего важнее этого.

Еще статьи:  Цветок счастье уход в домашних

Способность к саморазвитию

Для формирования собственного имиджа важно иметь склонность к самоизменению. Следующий опросник измеряет индивидуальную способность к развитию. Для самодиагностики необходимо:

оценить насколько оно подходить именно Вам;

поставить крестик в соответствующей графе: «нет», «частично», «да»

1. Читали ли вы что-либо о методах самообразования и самовоспитания?

2. Знаете ли вы свои сильные и слабые стороны?

3. Был ли у вас идеал (пример), которому вы стремились подражать?

4. Вели ли вы когда-либо дневник?

5. Стремились ли вы воспитать в себе силу воли или другие качества?

6. Часто ли вы задумываетесь о причинах своих промахов и неудач?

7. Хотите ли вы лучше познать себя, свои возможности?

8. Необходимо ли вам, на ваш взгляд, самообразование и самовоспитание?

9. Считаете ли вы себя целеустремленным человеком?

10. Способны ли вы продолжать решать трудную задачу, если первые 2 часа не дали ожидаемого результата?

11. Способны ли вы к самостоятельному овладению новыми видами деятельности?

12. Планируете ли вы вашу жизнь (на день, неделю, месяц, год)?

13. Проводите ли вы анализ того, что из запланированного не удается выполнить и почему?

14. Отмечали ли окружающие вас люди «ваши изменения к лучшему»?

15. Способны ли вы сдерживать себя в конфликтной ситуации?

16. Способны ли вы к риску?

17. Заботит ли вас ваше будущее (то, что с вами будет через 5–10 лет)?

Теперь просуммируйте баллы, которые вы набрали и определите по нижеприводимой шкале собственную способность к саморазвитию:

Тот, кто выполнил все предложенные в настоящем разделе задания, проделал большую работу по самомониторингу личного имиджа. Теперь, когда имеется обширная информация о том, какое впечатление вы производите на окружающих людей, можно перейти к главному вопросу — что и как можно сделать для управления личным имиджем.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Анкета – Способность к саморазвитию (для учителей)
тест по теме

Анкета – Способность к саморазвитию.

(опубликована в книге «Менеджмент в управлении школой» ред. Т.М. Шамова. М.: Магистр, 1992)

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

Вложение Размер
Анкеты 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

(опубликована в книге «Менеджмент в управлении школой» ред. Т.М. Шамова. М.: Магистр, 1992)

Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.

Инструкция: ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:

5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 – скорее соответствует, чем нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
  3. Возникшие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым.
  11. Я осознаю то влияние. Которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе.

Подсчитайте полученную общую сумму баллов:

75 – 55 – активное развитие;

54 – 36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;

35 – 15 – остановившееся развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета “Готовность к ЕГЭ”.

Памятка для учителя.”Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ”.

В статье раскрывается опыт работы педагогов колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельности студентов.

Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос.

Описывается проблема нехватки качественных учебно-методических материалов для учителей математики и ее содержание.

Представлена аннотация к пособию для учителя “Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики” Левенберг Л. Ш. 1978 г.

Аннотация к книге Фаермарк, Д.С. “Развитие интереса к математике&quot.

Читать онлайн книгу

7.3. Формируем способность к саморазвитию

Саморазвитие — это слово, в котором заключается одна из самых важных целей воспитания. В каждом из нас заложен огромный потенциал. Но многие из людей даже не пытаются реализовать свои возможности, не знают и не хотят узнать, для чего они живут. Они тонут в алкогольном или наркотическом угаре, прозябают у телевизоров или плачутся в социальной сети. Искренне считают себя несчастливыми и неудачливыми людьми. Только найдя ключ к своему саморазвитию, можно вырваться из рутины и зажить в полную силу.

Безусловно, саморазвитие — не панацея от всех невзгод и несчастий. Это способность делать самого себя. Это просто умение полноценно жить. И поверьте, подавляющее большинство детей хотят саморазвиваться.

По вопросам саморазвития написаны книги, диссертации, научные статьи. Все они по-разному раскрывают данную проблему. Мы же с вами попытаемся рассмотреть саморазвитие как основу реализации своих возможностей, как путь к своему таланту.

В каждом человеке есть особая предрасположенность к какой-то деятельности, в которой он может наиболее полно проявить свои силы, стать авторитетным не только у других людей, но и заслужить собственное самоуважение. Трудность заключается в том, что мы часто не догадываемся о своих талантах, а если и знаем о них, то не можем, не умеем полностью раскрыть и использовать свой дар. Лучшим инструментом поиска, обработки и шлифовки своего таланта может выступить саморазвитие. Если личность занята своим развитием, значит она рано или поздно самореализуется.

Включить саморазвитие можно, если сформировать у человека соответствующие способности. И делать это нужно еще в дошкольном возрасте. Первым шагом на пути к саморазвитию является обучение и воспитание. Ребятишек необходимо приучать слушать хорошую музыку, отдавать в художественную школу, обучать чтению, игре в теннис и многому другому. Это нужно для того, чтобы развить заложенные в детях возможности.

Знаменитый музыкант, непревзойденный альтист Юрий Башмет рассказывал, что в детстве его отвели в музыкальную школу, чтобы защитить от влияния улицы и просто дать музыкальное образование. Мама всегда шла ему навстречу. Когда он просился поиграть в футбол вместо занятий на скрипке, его всегда отпускали на спортивную площадку. Позже, будучи подростком, Юрий активно увлекся рок-музыкой, создал свою группу. Но мама не запрещала это увлечение, а просто просила заниматься на альте. Отношение к классической музыке у него поменялось, когда он в десятом занял первое место на конкурсе в Киеве. Только после этого будущая знаменитость стала активно заниматься своим музыкальным саморазвитием.

Когда мама или другие взрослые люди специально занимаются с малышом, они закладывают хороший фундамент в его саморазвитие. Подобные занятия обеспечивают личностный рост мальчика. Он видит собственные достижения. У него появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и желание сделать что-то без помощи других.

Пытаясь осуществить что-либо самостоятельно, ребенок начинает открывать у себя способность к саморазвитию. Первый сигнал проявления способности к саморазвитию — это чудесное восклицание малыша «Я сам!». Поддержите его в этом. Конечно, отсюда еще далеко до настоящего саморазвития, но культивируя желание ребенка делать что-то самому, можно хорошо развить потребность в работе над собой.

Еще статьи:  Бывший муж ушел к другой

Осознанное стремление к саморазвитию начинается в подростковом возрасте. Двенадцати-тринадцатилетний мальчишка начинает задумываться о себе. Это представление происходит по трем направлениям. Первое направление включает осознание своего интеллекта, социальной значимости и внешности. Второе — состоит из отношения к себе (самоуверенности, самокритичности, себялюбия, самоуничтожения). Третье — включает желание быть понятым, завоевать симпатию, авторитет, повысить свой статус (или стремление скрыть свои недостатки). Естественно, что подросток будет стараться улучшить свои интеллектуальные и физические способности, чтобы укрепить свой статус, завоевать уважение, получить признание в значимых для него кругах, среди сверстников и авторитетных для мальчика взрослых людей. В связи с этим у него «просыпается» тяга к саморазвитию. Думаю, что подобное стремление есть у большинства детей. Нужно только эту мотивацию заметить и усилить.

Если вы заметили, что сын начал уединяться, дольше задерживаться у зеркала или уделять внимание своей внешности, подойдите к нему, поговорите по душам. В этот период ему требуется поддержка и добрый совет. Результатом вашей беседы должен стать ответ на вопрос: «Чего ты хочешь добиться?». Формирование цели ребенком — основополагающий этап в развитии его способности к саморазвитию. А ответ на ваш вопрос является прообразом этой цели. После того, как будет определена цель, нужно подыскать для него эталон, образец человека, добившегося выдающихся достижений в соответствующей деятельности. Знакомство с биографией такой личности обязательно подтолкнет мальчика к самостоятельным занятиям над собой. В этот период нельзя извне заставлять ребенка заниматься своим самосовершенствованием. Желание взяться за себя, так же как и определение идеала для подражания, должно быть свободным внутренним выбором человека. Только в этом случае развиваются способности к саморазвитию. От взрослых требуется только корректная поддержка начинаний сына. Если ребенок стал уделять время физическим упражнениям, тактично заметьте, что у него улучшилась осанка, что он возмужал.

Активную роль в запуске механизма саморазвития играет практическая деятельность. Здесь важно, чтобы ребенок не просто следовал установленному образцу (хотя и это нужно), а старался выступить в качестве самостоятельного создателя, творящего что-то новое. Автор этих строк в старших классах школы увлекся резьбой по дереву. Я помню, как одну из лучших моих картин мама повесила в гостиной и с гордостью всем говорила, что это сделал ее сын.

Будьте готовы при формировании способности к саморазвитию вашего ребенка встретиться с его нежеланием трудиться. Преодолеть это сопротивление непросто, возможно, что у мальчика уже сформировалось пассивное отношение к жизни. Постарайтесь все-таки найти у него какой-то интерес. Осмотритесь, может, это вы хотите, чтобы он стал скрипачом… А мальчик себя видит футболистом. Если это так, обеспечьте ему «зеленый свет» там где он сам хочет развиваться. Главное здесь, чтобы он почувствовал «вкус» самосовершенствования. В любом случае ваше терпение, любовь, настойчивость и такт помогут ему самореализоваться.

Формирование у дошкольников способности к саморазвитию и самосовершенствованию через творческое преобразование окружающего мира

Изменения, которые происходят сейчас в обществе, обострили духовно-нравственные проблемы и потребовали от человека новых способов решения данных проблем, новых типов мышления и самосознания. Человек, по словам А. Печчеи, занимает сегодня новое положение в мире, и это наделяет его огромной ответственностью, представляющей собой прежде всего “уважение к тем сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы”. Духовно-нравственный уровень современного человека не соответствует тому высокому уровню цивилизованного развития общества, на котором оно сейчас находится и которое характеризуется высокой степенью механизации, технологизации, информатизации. В этих условиях возрастает “угроза потери духовной идентичности”. Современный человек не успевает адаптировать свое сознание к тем новым событиям и явлениям реальности, инициатором и исполнителем которого он сам является.

В таких условиях духовного кризиса общества и “демонологии культуры” нужна “мощная педагогическая терапия” (Е.А. Ямбург). Появление за последние годы огромного количества литературы психолого-практической, психотерапевтической направленности и увеличения спроса на эту литературу, увеличение служб психологической помощи и поддержки не могут в полной мере удовлетворить растущую среди людей потребность в самопознании, в конструктивном решении своих индивидуально-личностных проблем и обеспечить целостное образование человека.

Традиционная система образования, по утверждению Н.В. Масловой, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке не только знающем, но и понимающем себя и общество в их целостности и в совокупности всех связей и отношений, умеющем “человекосообразно” вписаться в культуру, в сложный окружающий мир. Образование так или иначе связано с проблемами нравственного и духовного воспитания, с проблемами гуманитарного образования, становления человека как личности.

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, личность должна уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Решение такой проблемы, по всей видимости, лежит в плоскости “специфического” образования – ориентированного на становление личности, показателем которого является умение искать смыслы своего бытия, управлять собой, решать гуманитарные проблемы, что предполагает наличие особого типа мышления – диалогического.

“Личностно-развивающий” диалог “вписывается” в контекст гуманитарного образования, в контекст решения проблемы развития личности. Опираясь на концепцию образования личности (В.В. Сериков), мы считаем, что современному ученику, наряду с разными видами опыта, необходимо овладеть опытом организации собственного внутреннего мира. Имеется в виду: опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения; самооценивания и рефлексии; самопредъявления и самореализации; самостоятельности; смыслотворчества; духовного самостроительства. Такой опыт нельзя передать. Его можно накопить, пережить, осмыслить в условиях “диалогического бытия”.

Учиться быть в диалоге – это значит учиться понимать мир в его многочисленных связях, осознавать свою “встроенность” в него и в жизнь других людей, видеть значимость совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества, события людей, развивать в себе стремление к целостности.

Основная цель опыта – разработка и апробация педагогических средств, форм и методов, направленных на гуманитарное развитие ребенка.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

  • формировать представление дошкольников о мире и себе через развитие творческого воображения;
  • учить создавать новые образы и идеи путем переработки имеющихся у ребенка представлений и понятий;
  • расширить опыт взаимодействия с другими людьми через решение творческих задач.

Технология функционирования опыта.

Какими же должны быть педагогические технологии, которые смогли бы адекватно обеспечить процесс гуманитаризации образования? В своем опыте мы предположили, что это могут быть технологии, имеющие в своей основе художественно-творческую доминанту.

В ее основу было положено утверждение о влиянии художественно-творческой деятельности ребенка на формирование и развитие его психического здоровья.

Технология представляет собой поэтапное индивидуальное движение ребенка от самопознания к саморазвитию, что является, на наш взгляд, основным механизмом формирования индивидуального здоровья. Актуализировать, “запустить в действие” этот механизм у ребенка дошкольного возраста возможно лишь через его художественно-творческую деятельность, опираясь на присущую этому возрасту креативность. Но прежде, чем заниматься развитием ребенка, необходимо понять его мир, осмыслить его, задуматься над ним вместе с ребенком.

Ребенку интересно не только то, что во вне, но и то, что внутри него – его внутренний мир его ощущения, его гармония. А для этого необходимо войти в мир ребенка.

В процессе образовательной деятельности педагог использует игры и задания, которые:

  • учат общению и наблюдательности;
  • развивают нравственные качества ребенка и творческие способности;
  • воспитывают чувство взаимопомощи и сотрудничества;
  • развивают воображение и интуицию, ловкость, глазомер и быстроту реакции;
  • помогают при изучении различных вопросов образовательной программы, а также при проведении различных мероприятий.
Еще статьи:  Волшебный мешочек

Каждый педагог по своему усмотрению может использовать эти игры в процессе духовно-нравственного воспитания, но самое важное – не забывать, что игры должны служить развитию души ребенка Приложение 1 .

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны. Но следует помнить, что педагог постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее уроком жизни. Можно перед началом игры обсудить с детьми те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношения в течение игры, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т.д. В конце игры необходимо обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации, возникшие во время игры. Когда дети играют, педагог не должен отвлекаться и заниматься своими делами. Игра для него – поле наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними ближе.

Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращая дистанцию между педагогом и детьми. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям, умел наблюдать, быстро реагировать, был вежливым, терпеливым.

Нет нужды доказывать, что ребенок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Игры можно использовать в процессе разных видов образовательной деятельности.

Наш опыт работы с детьми показал, что дети совершенно не умеют общаться. Отсутствие навыков общения приводит, как известно, к тяжелым психологическим последствиям. С самого раннего возраста дети должны учиться открывать свою душу, задавать вопросы, выслушивать собеседника. Наши игры и задания учат ребенка внутреннему осознанию того, что все люди вокруг него – удивительные и неповторимые личности, которые нуждаются в его любви, внимании и уважении.

Мы уверены, что наша работа направлена на развитие и рост души ребенка. Этот опыт – небольшая страничка в этой неисчерпаемой работе.

Ребенок как преобразователь окружающего мира и субъект сотворения своего “Я”.

Для творчества или осознания творчества ребенка необходима возможность выхода за пределы “своей” системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую позицию, другую точку зрения, с которой человек может увидеть невидимое из “своего мира”. Решение: “взгляд изнутри”. Процесс воображения заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Но воображение дошкольника достаточно бедно, смутно. У него не хватает словесных характеристик, умений выразить ощущаемое, увиденное, услышанное. Именно поэтому необходимо эмоционально насытить упражнения, ибо эмоциональная окраска развивает сенситивность ребенка, удерживает устойчивость внимания, побуждает к действию (попробовать самому), способствует регуляции эмоционального переживания, снятию тревожности, самовоспитанию достоинства.

Выделяют два основных способа его существования и, соответственно, два типа отношения к жизни. Первый способ – это жизнь, не выходящая за пределы связей, в которых живет человек, где каждое его отношение относится к отдельным явлениям, но не к жизни в целом.

Второй способ существования человека связан с активным развитием рефлексии – это путь построения духовно-нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе с поисками ответов на вопросы: Кто я такой? Как я живу? Зачем я делаю это? Куда мне следует двигаться дальше? Что я хочу от жизни и от себя? И т.д.

В этом случае человек является творцом своей собственной жизни и жизни общества, к которому он себя относит. Метод воображения позволяет подготовить человека к осознанному, духовно-нравственному способу жизни. Главной его целью является выработка у человека второго рефлексивного творческого “Я”, нравственного отношения к собственной жизни, так как каждый, совершая путь к себе, своему внутреннему “Я”, осуществляет внутреннюю акцию.

Видеть и анализировать чрезвычайно важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя.

Обращаясь к методу воображения, мы учим ребенка фокусировать ум – концентрироваться, ибо без концентрации человек не может существовать в этом мире. Сама жизнь требует того, чтобы ум был способен к концентрации.

Поэтому концентрация – это необходимость. Она необходима, чтобы жить и выживать. Каждая культура стремится “сузить” ум ребенка. Но сами по себе дети никогда “не фокусируются”. Ребенок должен научиться “сужать ум” – концентрировать. Чем более сужен ум, тем более он приспособлен для жизни, но на самом деле нет границы между сознательным и бессознательным. А “бессознательный ум” – это та его часть, которой пренебрегли, которую игнорировали. И это создает напряжение, стресс, проблемы в обучении и т.д.

Развитие синестезической способности.

Одна из важнейших задач развития дошкольника – развитие его синестезических способностей. Это позволит каждому ребенку:

  • раскрыть внутренний потенциал своего организма:
  • научиться воспринимать окружающий мир, целостно, включая все сенсорные каналы;
  • увеличить объем памяти (доказано, чем более комплексно воспринимается объект, тем более четкий “след” он оставляет в памяти).

Осознанное формирование и развитие своих синестезических способностей – это путь к самопознанию и саморегуляции.

При работе по развитию синестезических способностей Приложение 2 мы соблюдаем следующие рекомендации:

1. используем в образовательной деятельности игры и упражнения, направленные на:

  • формирование слуховых образов;
  • формирование зрительных образов;
  • формирование зрительно-слуховых образов;
  • формирование тактильных образов;
  • формирование тактильно-зрительно-слуховых образов;
  • формирование обонятельных образов;
  • формирование обонятельно-тактильно-зрительно-слуховых образов;
  • формирование вкусовых образов;
  • формирование обонятельно-тактильно-зрительно-слухо-вкусовых образов (синестезических).

2. Главным условием для правильного выполнения всех упражнений является их эмоциональное переживание. Возникновение образа (зрительного, слухового, тактильного) должно приносить ребенку радость, стать для него увлекательной игрой, сказкой на перевоплощение, а не скучным заданием.

3. Каждый образ должен стать устойчивым в воображении ребенка, поэтому важно зафиксировать на нем внимание в течение нескольких минут. Для этого после выполнения упражнения ребенку предлагается попытаться передать другим свой образ: рассказать о нем, нарисовать, изобразить в движении и т.д.

4. При выполнении упражнений важно обратить внимание детей на то, что каждый ребенок в группе уникален и неповторим – ведь у каждого получился свой образ, не похожий на образ другого.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Москва, 2002.
  2. Белова С.В. Педагогика диалога. Москва, 2006.
  3. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога. Москва, 2002.
  4. Лопатина А., Скребцова М.. 600 творческих игр. Москва, Амрита-Русь, 2009.
  5. Сериков В.В. Управление образовательной системой: закономерности, принципы, технологии. Москва, 2003.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Москва, 1995.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. ООО “Попурри”, 1999.
  8. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. Москва, 2000.
Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here