Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "сострадание к больным" с детальным описанием.
Содержание
Имейте сострадание к больным!
“Опыт жизни показывает,что все мы глубоко больны:гордостью,тщеславием,
самомнением и другими грехами.А больной больному сочувствует,а не осуждает”
(А,И,Осипов,профессор богословия)
Имейте сострадание к больным:
Пусть очень слабым, и не умным людям,
Кто обделён, не понят, осуждён,
кто не увидел Бога – не подсуден!
Кто нам сказал, что все они должны,
быть чистенькими, доброту дарили,
Чтоб не затратить нам духовных сил
На то, чтоб мы их, грешных,полюбили.
Как важно всем,увидевщим ЕГО,
быть милосердней, чище, а не строже.
Ведь в заповеди сказано всего:
“ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО!”Прости нас, Боже!
Сострадание и сочувствие
Милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления, так указанные Нами, разве не являются чудесными путями сообщения с высшими энергиями? Нужно привыкать смотреть на эти светлые качества как на действительное средство, соединяющее с высшими мирами. Без этих качеств всякая астрохимия будет астроядом. Издревле понимали алхимики значение светоносного соединительного вещества, идущего из сердца. Потому эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовем как бы смыслом психической энергии. Конечно, и обратная сторона пытается по-своему решить эту задачу. Но вместо светлого творчества сердца они ищут семенное творчество и пытаются этим способом найти то же соединяющее вещество. Не Буду повторять его название. Колдуны первых трех степеней пользуются семенным веществом для соединения с пространственными энергиями. Не стоит пояснять, что их насильственные меры недостаточно сильны и длительны в процессе. Несравнимы они с огнем сердца!
Учение Живой Этики: Сердце, 374
СОСТРАДАНИЕ И СОЧУВСТВИЕ
(Из Посланий Высокого Источника)
(Гуру – Н.К.Рерих). Имейте хотя бы немного любви к тем, с кем сталкивает вас жизнь, и замените осуждение знанием, пониманием и состраданием к ним, не знающим ничего, а если и знающим, то не подошедшим так близко к Иерархии Света. Сострадание породит сочувствие и понимание к страдающим людям. Когда очень темно, сострадание поможет посветить вокруг. Оно принимает на себя чужие тягости и чужие боли. Сострадание – великое качество духа. Владыка, нареченный Состраданием, Дал людям великий пример любви к человечеству.
«Посылающий воздействие не всегда знает о творимом. Он заметит, что истекла его энергия, он может почуять утомление внезапно, но, как щедрый жертвователь, он не знает меру своим благодеяниям. Так родится сострадание, а затем любовь к человечеству.
Тот, кто любит, тот имеет доступ к Высшему Собеседованию» Учение Живой Этики: АУМ, 185.
Легко касание рукою,
но в сердце долог тока след,
и образ, чувство – мимолётно, –
память забудет, сердце – нет.
Легко подумать можно в Свете,
и свет – через века нести, –
легко забудется – во плотном,
но в сердце – в дальнее огни…
Владислав Стадольник 2004
Мы Признаем сострадание и сочувствие только действенное, когда оно выражается в активной помощи человеку или животным. Словесные сочувствия, ограничивающиеся только словами, часто граничат с лицемерием или равнодушием. Они могут быть оправданы только тогда, когда идут от сердца, то есть когда помощь оказывается выдачей сердечной энергии. Такая помощь тоже будет действенной. Иной раз много легче помочь внешними действиями, чем затрачивать психическую энергию.
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). При анализе некоторых чувств и переживаний нельзя не указать на их полную ненужность и бесполезность, а также и вред, ибо часто они очень нарушают равновесие и омрачают сознание. Сочувствие и сострадание хороши, но при условии, если они не ввергают сострадающего в круг безысходности того, кому выражается сочувствие. И тут тоже требуются суровый контроль и умение различать допустимое от недопустимого.
(Гуру). Что пользы от того, если вместо оказания помощи человеку вы начнете усиленно переживать с ним то, что переживает он, и погружаться в его состояние. Ему нужны не ваши переживания, а помощь. Поэтому надо научиться отличать сострадание от сочувствия, быть может, даже искреннего и сильного. Сострадание оказывает действенную помощь и поддержку, сочувствие обычно только переживает, не будучи в силах помочь.
Урусвати знает сущность сострадания. Майтрейя – Владыка Сострадания – этим всечеловеческим чувством запечатлел Будущее. Смятение мира велико!
Потребуется много врачей исцелять человечество. Эпидемии психические увеличиваются наряду с телесными. Явление сострадания может вооружить врачей на борьбу неотложную.
Около сострадания имеются некоторые родственные чувства, но среди них сострадание лишено эгоизма. Даже желание может быть горделивым; даже милосердие может быть не лишено самости, но сострадание приходит к больным, принимая на себя всю тягость боли. Оно изучает причину боли и подает психическую энергию, оздоровляющую негодную психологию.
Конечно, следует понимать психические заразы в широком значении. Люди вступают на путь смятения, и в таком состоянии они делаются беспомощными. Требуется много доброй силы, чтобы поддержать, не обидеть и выразить надежду в самых простых понятных словах. Больной бывает эгоистом, и не следует ему дать понять, что его порок замечен. Поистине, сострадание – самое нежное, отзывчивое чувство. Не забудем как тонкое чувство помогает в Надземном Мире. Оно являет магнит сердца, и в такой мощи человек непобедим.
Мыслитель утверждал: «Сострадание есть венец Будущего» Учение Живой Этики: Надземное, 809, 864.
Страдание и сострадание: вред или польза?
Врачебная деятельность, согласно прочно укорененному стереотипу, традиционно считается одной из самых престижных. Врачу все завидуют. Его боготворят. В нем видят человека, дарящего людям радость исцеления от недугов, победителя и триумфатора. И мало кто вспоминает о другом аспекте врачебного труда, отмеченном трагической печатью.
Среди множества профессий, пожалуй, трудно найти такую, где бы, как в медицине, мастер столь часто терпел поражение. На руках у врача умирают чужие люди, волею судьбы ставшие для него близкими и дорогими. Он страдает и сострадает. Он тяжело переживает каждую свою неудачу в борьбе со смертью. Он как бы умирает с каждым уходящим из жизни и снова воскресает, чтобы нести другим луч надежды. Все мы смертны, но каким будет наш финал, предугадать никому не дано. Вознаградит ли нас судьба безболезненной, легкой, как говорят, смертью? Или пошлет такие испытания, от которых человек будет корчиться в судорогах боли, призывать смерть. А она, как назло, станет запаздывать.
Врач и больной… Судьба соединила их незримой нитью. Врач – последняя надежда истерзанной страданием плоти. От него ждут чуда: вдруг ему удастся победить болезнь. Или хотя бы унять боль. А когда, наконец, обнаруживается, что ни то и ни другое ему не под силу. Может ли быть более тяжелое испытание для врача, чем видеть обращенные к нему с надеждой и страданием взоры умирающего и сознавать свое бессилие? Сколько надо иметь сил и выдержки, чтобы не очерстветь душой среди этих мучительных хрипов и стонов! Ошибаются те, кто считает, что медицинская профессия вырабатывает особую душевную стойкость, невосприимчивость к чужой боли и страданию. И у врачей, какими бы мужественными они ни казались, есть предел. Предел выдержки и терпения, определяемый его отношением к страданию и способностью к состраданию.
Пожалуй, будет правильным утверждать, что страдание и сострадание – это конкретное проявление Добра и Зла в медицине. Страдание можно определить как эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности. Причины его различны. Это могут быть боль, шум, яркий свет, громкая речь, болезнь человека или его близких, разочарование, неудача, расставание с семьей и друзьями. Страдание бывает связано с личными установками человека или вызвано воспоминаниями и предвидением условий, при которых оно возникало или должно возникнуть. Но какими бы ни были причины страдания, безусловно одно: “Всякое страдание и болезнь вносят в духовный мир человека такие перемены, которые меняют подчас гармонию личности, а также характер отношения к самому себе, ко всему окружающему” (Г.И. Россалимо). Это ситуация, в которой человек чувствует себя одиноким, потерпевшим поражение.
Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Тем более в такой поддержке нуждается больной человек. Именно физическое и психическое состояние заставляет его обратиться к врачу, в котором больной прежде всего видит человека, способного помочь ему освободиться от страдания. Врач должен помнить об этом и использовать свои знания, умения и навыки во благо больного.
Еще Гиппократ в своей знаменитой Клятве выразил протест против разрушительного вмешательства в организм больного, если оно умножает его страдания: “Я буду применять такой метод лечения, который в соответствии с моими способностями и суждениями я считаю полезным для моего больного, и воздержусь от каких бы то ни было вредных и злонамеренных действий”.
Эти мудрые слова Гиппократа дополнены в Международном кодексе медицинской этики, выработанном Всемирной медицинской ассоциацией в 1949 г: “Ни при каких обстоятельствах врачу не разрешается делать ничего того, что могло бы ослабить физическую или умственную стойкость человеческого организма, за исключением строго терапевтических или профилактических показаний, предписываемых в интересах пациентов”.
Основное предназначение врача – освобождать пациента от страдания. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не может смириться со страданиями больного и привыкнуть к ним. Напротив, он должен знать, в чем заключается сущность страдания, каковы его причины, как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его.
Но следует помнить и о том, что страдание, боль – это еще и показатель и симптом болезни, а иногда (например, при родах) и естественное состояние для пациента. Поэтому, стремясь облегчить страдания больного, врач вместе с тем не должен делать это самоцелью, добиваясь облегчения любой ценой (например, ценой образования впоследствии у больного наркотической зависимости).
В связи с этим следует сказать о столкновении альтернативных точек зрения. Представители одной из них – так называемой “безболезненной” медицины, считают, что везде, где только можно, следует стремиться снимать боль и неприятные ощущения у пациента (например, лечение зубов под общим наркозом). Другой – медицины “суровой”, считают, что боль, страдание следует рассматривать как сигнал, изменение интенсивности которого свидетельствует о течении заболевания, помогая врачу корректировать его действия, и поэтому они должны иметь место.
Кроме того, следует иметь в виду сложное взаимодействие боли, страдания и их связь с достоинством человека.
Во-первых, неоднозначна корреляция боли и страдания:
· боль испытывает тело, а страдание – личность;
· боль не обязательно влечет за собой страдание;
· страдание человек может испытывать и без боли;
· боль сопровождается страданием, когда она невыносима, не прекращается, внушает страх или отвращение;
· боль преодолима, если она имеет смысл – осмыслена;
· страдает не только тот, кто испытывает боль, но и сопереживающие ему.
Во-вторых, существует две противоположные точки зрения на влияние боли и страдания на человеческое достоинство.
Первая – сильные боль и страдание лишают человека достоинства; именно поэтому иногда смерть предпочтительней жизни в непереносимых физических или душевных мучениях.
Вторая – как человек ведет себя перед лицом страданий, проявляется его сущность; поэтому желание жить вопреки боли и страданию не умаляют, а упрочивают человеческое достоинство.
Нравственный ориентир врачу в отношении к страданию больного даетсострадание,помогая ему находить “золотую середину”, проявлять необходимую гибкость, облегчая или сохраняя страдание. Сострадание – умение страдать буквально вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему – обусловлено способностью, грубо говоря, “влезть в шкуру другого” и является, на наш взгляд, неотъемлемым качеством врача. В основе этой способности лежит высокоразвитая эмоционально-чувственная сторона морального облика личности. Можно утверждать, что для врача – это элемент его профессионализма.
Хотя и существует точка зрения, что сострадание “мешает” врачу, отвлекает его на эмоциональные переживания вместо того, чтобы сконцентрировать все силы на рационально-рассудочном анализе хода болезни, стратегии и тактики ее преодоления, поисках оптимальной методики лечения. Кроме того, как считают сторонники подобного рационализма, сострадание препятствует моментальному принятию решения, заставляет врача колебаться, терять драгоценное время в экстремальных ситуациях (поэтому, в частности, по их мнению, женщинам, у которых эмоционально-сострадательная сфера развита сильнее, чем рационально-аналитическая, труднее быть хирургами).
Очень важно не декларировать сострадание, а на деле проявлять его. Наиболее действенной, “практической” формой сострадания больному выступаетмилосердие врача. Милосердие – это общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке. Замечательный русский врач Вл. Даль, автор известного словаря, дал такое толкование слова “милосердие”: сердолюбие, готовность делать добро всякому, любовь на деле. Не высокие слова, а добрые дела по отношению к конкретному человеку, попавшему в беду, отличают человека милосердного от равнодушного и жестокого, доброго от подлеца и демагога.
Особенно велика роль милосердия в медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, немощными стариками.
В истории медицины можно найти немало примеров, когда врачи были зачинателями добрых дел, проявляя тем самым любовь к людям, верность принципам гуманизма и милосердия. Полвека честно и бескорыстно служил людям замечательный врач-гуманист XIX в. Фридрих Иосифович Гааз. На свои средства он содержал больницу для бесприютных, пострадавших при пожарах, от холода, голода. “У Гааза – нет отказа” – такую поговорку сложил о нем народ. На могильном камне был начертан девиз его жизни: “Спешите делать добро”.
Великое множество добрых дел было на счету медицинских работников во время Великой отечественной войны. Врачи и сегодня приходят на помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф. А.П. Чехов говорил, что профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов.
Может быть, это будет звучать парадоксально, но изначальным проявлением способности человека к милосердию выступает его отношение к животным.
Еще Аристотель признавал, что “зверю присущи радость, печаль, разные ощущения, а также, в простейших формах, – способности размышления и стремления. Но удел животных, в основном, – страдания, а не счастье…”, и причина этого во многом – человек. Порфирий и Плутарх считали, что духовное развитие человека должно идти по пути распространения справедливого отношения на животных и даже на растения. А. Шопенгауэр в середине ХIX в. писал: “Жестокое обращение со зверями свидетельствует об общей злобности характера”. Конечно, доброе отношение к животным – еще не признак человеческой доброты, но жестокое, безусловно, признак его злобности. К счастью, именно гуманное, милосердное отношение к животным отличает большинство наших врачей.
Кстати, многие подопытные собаки, обреченные на смерть, обязаны жизнью профессору МГМУ, доктору биологических наук, лауреату Государственной премии Татьяне Сергеевне Морозкиной, которая после экспериментов выхаживала их в своем кабинете. Благодаря ей, проректору МГМУ С.Д. Денисову и другим профессорам, Минздрав Республики Беларусь принял решение о прекращении жестоких опытов на собаках.
Больные нуждаются не только в доброте со стороны медицинских работников, но и в их сопереживании – эмпатии по отношению к себе. Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние. Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии. Оно требует большой самоотдачи – “взять боль пациента на себя” и помочь ему действиями.
Вместе с тем, проявляя милосердие, облегчая физическое и душевное состояние больного, медики должны помнить, что всякое действие при определенных условиях может привести к противоположным результатам. Если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, этим можно оказать ему “медвежью услугу”: войдя в роль страдальца, он не захочет из нее выходить. Ему будет нравиться, чтобы за ним ухаживали, проявляли к нему внимание. Больной становится капризным и пассивным, не принимает активного участия в лечении, не включает внутренние резервы своего организма, не ориентирует себя на преодоление болезни.
Следует помнить предупреждение австрийского писателя Стефана Цвейга: “Сострадание малодушное и сентиментальное…не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего…Врачу должно быть свойственно сострадание истинное, которое требует действий, а не сентиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах”.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Сострадание к больным
Сочувствие и сострадание – это те качества, которые возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Сочувствие основывается на спокойном и внимательном отношении к собеседнику и на полном взаимопонимании. Сочувствие и сострадание – две разные вещи, хоть часто используются как синонимы. Например, врач по отношению к пациенту оказывает сочувствие для оказания помощи больному, а сострадать ему вовсе необязательно, так как это может способствовать эмоциональному напряжению лечащего доктора.
Сочувствие и сострадание вызываются ситуациями, которые кажутся нам жалостливыми и требуют нашей помочи. В обычной жизни мы проявляем эти чувства в зависимости от конкретной ситуации. Так, видя человека просящего милостыню, не каждый человек дает подаяние, некоторые проходят мимо. Сочувствие требует определенного эмоционального настроя. Обычно нам присуще сочувствие и сострадание к родственникам и друзьям. Сострадание может обидеть людей, не требующих нашей жалости. Например, у человека сложное материальное положение, выслушав его, мы можем сочувствовать ему, но, предложив ему деньги, сострадая его состоянию, рискуем его обидеть.
Чтобы сочувствовать, надо собеседника не только выслушать, но также понять и воспринимать его эмоции. Искренне сочувствующий человек испытывает такие же негативные чувства на себе. Сочувствие сближает людей и помогает исцелиться больному. Чем больше мы сочувствуем, тем лучше можем понять отношение людей к нам и изменить отношение других людей к окружающим.
Способность человека чувствовать другого человека называется эмпатией. Сочувствие в отличие от эмпатии, есть совместное чувство, настроенность на волну другого человека. Просто слышать, что в душе человека. Проявлять сочувствие – это значит понять, что человек говорит, как он говорит и что делает. Сочувствовать и проявить сострадание человеку, можно только определив его эмоциональное состояние и то, что человек чувствует. Хитрость в определении чувств, которые испытывает собеседник, заключается в пристальном внимании на изменения, происходящие в этом человеке и в его реакции на внешние события. Особенно хорошо читать настроение по жестам, по мимике лица и тону голоса.
Чуткое сердце наших близких и родных умеет сочувствовать. Скажем, вы расстроены на работе и решили не беспокоить никого своими проблемами. Но первое, что вы слышите, войдя на порог своего дома – это вопрос, не случилось ли чего-то у вас на работе. Близкие люди способны интуитивно чувствовать друг друга. Стало быть, сочувствовать и сострадать зависит от нашего характера. Известно, преступникам не свойственно ни сочувствовать и ни сострадать. Благотворительность, как многим кажется, присуще больше религиозным деятелям, состоятельным людям и их супругам, а также людям преклонного возраста. Причина такого искаженного мнения лежит в воспитании.
С самого раннего возраста особое внимание необходимо уделять воспитанию в детях сочувствия и сострадания. Ребенок не умеющий проявить эти чувства вырастает эгоистическим и жестоким, а в некоторых случаях отсутствие их может стать настоящей трагедией как для родителей, так и для самих детей. Сочувствовать и сострадать, способны только те дети, у которых родители вызывают эти эмоции своим поведением. Чтобы ребенок проявлял заботу и участие к другим, когда им плохо, надо его с детства любить и оградить от всяких наказаний. Если родители вежливы друг с другом и внимательны к другим, заботливы, то и ребенок привыкает вести себя таким образом.
Установлено, что в семьях сочувствовать и сострадать более способны мужчины. Казалось бы, они сильные и должны меньше проявлять эмоции. Если у женщины недомогание, мужчины помогают, не только проявляя сочувствие, но сострадая и заботясь на деле. Они готовы потратить целые сутки на то, чтобы облегчить боль любимой женщины. Женщины же способны проявлять сочувствие только первые 5 минут. Связано это с тем, что когда страдают мужчины, женщины заметив его страдания, сначала сочувствует ему, а потом, увидев, что он старается быть перед ней сильным, чувство сострадания у них проходит. Даже когда мужчина жалуется на жизнь, он часто не настроен на сочувствие других людей. Проявляя сочувствие мужчине, мы можем задеть его самолюбие, ведь каждый мужчина боится казаться слабым. Чтобы сочувствовать мужчине, надо испытывать к нему любовь, и только изучив мужчину можно понять, что у него на души.
Образец сочинения
Сострадание – активный помощник. Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часторавнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так,чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило,уважают окружающие. Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. Кажется, что им хорошо. Они-де наделены бронёй,которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот.
Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется! На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек,который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней.
Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым раскаянием. Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову)
Образец сочинения
Что такое сострадание? По определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность”. Как важно иметь такое сердце, которое было бы способно ответить на просьбу о помощи. Императив «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» имеет огромное значение. Если мы осознаём важность заботы в собственной жизни, нам нужно научиться проявлять заботу о других. Как же сделать это, если твое сердце не такое богатое и щедрое?
Над этой «вечной» нравственной проблемой размышляет С. Львов. Можно ли воспитать чувство сострадания? Как влияет на жизнь человека обладание такой способностью? Эта проблема воспитания сострадания – главная в этом публицистическом тексте С. Львова.
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Автор справедливо замечает, что «человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя».
Автор убедительно доказывает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя. Человек, обладающий способностью к сочувствию, сумеет понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, и тогда сочувствие должно стать действием, содействием. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. С этой авторской позицией невозможно не согласиться.
В воспитании чувств сострадания, сочувствия нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Повседневная жизнь пожилого человека в современном городе, доме, обществе известна в подробностях только тем, кто смотрит уже “изнутри”. Тем из нас, кто пока просто пробегает мимо, трудно представить, на каком “ровном” месте мы будем спотыкаться, дожив до старости, какие мелкие проблемы будут ставить нас в тупик. Самое главное, что мы можем дать нашим пожилым людям – это любовь. Когда человек чувствует, что он любим, у него и боль проходит, и живет он дольше. Как важно быть способными ответить на призыв о поддержке, который обращает к нам другой человек.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда. и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. ”
О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии».
Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии» была опубликована в 1967 году. Испытание, которое выпало на долю Кузьмы, высветило многомерность и неоднозначность поведения и жизни человека, а главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее полноте, такой, какой она сложилась.Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей. И ревизор, понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.
В. Распутин использует известный литературный приём – «сон героя». Во сне легко и естественно осуществляется людская реакция на горе Марии, какой она должна быть в мире родственности, братства, истинного коллективизма. Машина подъезжает к дому, где есть деньги, освещает его, и люди выносят «деньги для Марии». Первый сон Кузьмы можно назвать «сон-убеждение», в котором выражаются идеальные представления главного героя о бескорыстной товарищеской взаимовыручке. Или в другом сне – односельчане делят недостачу на всех, и выходит на каждого совсем немного, а человек спасен. Но это во сне.
Что же происходит в жизни, в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести? Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии. Люди, готовые оказать помочь: Тетка Наталья, мать Василия, отдает Кузьме все, что у нее есть, – деньги на собственные похороны. При этом она просит об одном: в случае необходимости вернуть эти деньги сыну и использовать их по назначению. Дед Гордей искренне хочет помочь, и на другой день приносит 15 рублей, взятые взаймы у сына. Друг Василий помогает Кузьме в поисках денег, но не сразу проникается его бедой. Люди завистливые, корыстные, жадные: Тетка Степанида – тоже старая женщина, как и тетка Наталья.
Но все попытки получить хоть малую сумму не увенчались успехом, хотя деньги у нее были, накануне она получила за сданного в колхоз бычка. Директор школы – самый денежный человек в деревне, но дает всего 100 рублей и то скрепя сердце, при этом сообщая всей деревне. Только председатель колхоза хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных специалистов. Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется удачной.
И председателю удается собрать деньги у специалистов, но… большинство специалистов, согласившись помочь Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого-нибудь присылают и забирают свои деньги на семейные нужды.Финал повести автор оставляет открытым.Почему-то Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка имеющему деньги, в самую последнюю очередь. В.Г. Распутин так об этом говорит: «Получалось так, что они «братья» не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли».Поэтому, посылая мужа к брату, Мария заранее знает: «Не даст он!
Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»
Тема милосердия и сострадания человеку волнует и А. Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрёне на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но не обозлилась на этот мир Матрена, столь жестокий к ней, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это. Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
«Нетерпение сердца». Когда сострадание может обернуться трагедией
Есть два вида сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их.
С. Цвейг «Нетерпение сердца»
Гениальный роман Стефана Цвейга вряд ли может кого-то оставить равнодушным. С каждой минутой прочтения все больше и больше погружаешься во внутренний мир героев, проживая с ними каждую эмоцию. Буря переживаний в душе каждого из героев трогает до слез.
Но роман Цвейга не просто трогательный, он еще и невероятно поучительный. Ставя себя на место главного героя, невольно анализируешь, как бы поступил на его месте. Хватило бы сострадания и эмоциональных сил на помощь главной героине?
Истинное сострадание и ложное: в чем разница?
Самый интересный анализ произведения можно провести с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Роман «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга — это прекрасное пособие, позволяющее увидеть разные состояния зрительного вектора.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, проявлять сострадание способны обладатели зрительного вектора. Это чуткие, ранимые, впечатлительные от природы люди. На происходящие вокруг события они реагируют ярко и эмоционально, проявляя многообразную палитру чувств. Именно про таких людей говорят, что они «делают из мухи слона».
В зрительном векторе есть два состояния:
1. «На отдачу, от себя» — когда зрительник полностью сосредоточен на проблемах и страданиях другого человека. Он проявляет бескорыстную любовь, его сердце наполнено истинным сочувствием. В таком случае он готов отдавать все силы ради благополучия тех, кто находится в худшем положении, чем он сам.
2. «В себя» — когда обладатель зрительного вектора поглощен только собой, своими чувствами, переживаниями, жалостью к себе любимому. В таком случае чужие проблемы не трогают его настолько, что он готов чем-то жертвовать. Напротив, такой человек будет «тянуть одеяло только на себя», истерично требуя любви, понимания и жалости со стороны окружающих.
Проявления сострадания у героев романа
Стефан Цвейг гениально описал эти два состояния у героев своего романа. Развитый зрительный вектор, выведенный в сострадание к ближнему, четко прослеживается у доктора Кондора. Вот как описывается этот персонаж в романе:
«Этот человек живет и умирает вместе с каждым больным. …Он никогда не думает о себе, а всегда только о других, о тех, кто страдает. …Замечательный человек. …Он никого не бросит на произвол судьбы. …Он словно чувствует себя виноватым, если ему не удается помочь».
Не сумев вылечить одну слепую пациентку, доктор Кондор женится на ней. Вот как он сам описывает свое решение: «Я знал, что эта женщина погибнет, если я брошу ее на произвол судьбы. Она верила только в меня, отними я у нее эту веру — ей нечем было бы жить. …Все-таки стоит обременить себя тяжкой ношей, если другому от этого станет легче».
Незнакомые чувства
У главного же героя, Антона Гофмиллера, четко прослеживается второе состояние зрительного вектора. Большую часть времени он зациклен на себе, на своих переживаниях, а также на том, что про него подумают другие. Но даже в таком состоянии его озаряют яркие вспышки сострадания, которые привносят в его жизнь новую струю, новые неведомые ранее чувства. Вот как эта метаморфоза описывается в романе.
После одного из посещений парализованной девушки Антон так описывает свои чувства:
«Мне неожиданно открылись совершенно неведомые прежде и несравненно более тонкие сферы чувства. …С тех пор как я впервые ощутил в себе способность к состраданию, мне стало казаться, будто в мою кровь проникло какое-то вещество, сделало ее краснее, горячее и заставило быстрее бежать по жилам.
Мне вдруг стало чуждым оцепенение, в котором я прозябал долгие годы, точно в серых холодных сумерках. Сотни мелочей, на которые я прежде просто не обращал внимание, теперь занимали и увлекали меня; я стал замечать подробности, которые меня трогали и поражали, словно первое соприкосновение с чужим страданием сделало мой взор мудрым и проницательным. …И мое сердце, дивясь самому себе, трепещет от благодарности к больной, которую я невольно обидел и несчастье которой научило меня волшебной науке действенного сочувствия».
Любить и сострадать — выбор не из легких
Ощутив в себе подобное преобразование, прочувствовав, насколько ярко и эмоционально можно проживать свою жизнь, человек обычно не готов с этим расставаться. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что бессознательно человек всегда делает свой выбор по принципу наслаждения.
Многие люди, впервые попробовав себя в волонтерстве и помощи тяжело страдающим, уже никогда не променяют эту деятельность ни на какие сокровища мира. Проявляя сострадание на деле, они наполняют себя любовью к окружающему миру, избавляются от страхов, плохих эмоциональных состояний, панических атак и фобий.
Такие преобразования и начали происходить в главном герое романа. Но, к сожалению, ощутив на себе в полной мере прекрасные плоды истинного сочувствия, Антон делает иной выбор. Помощь больной девушке не стала делом всей его жизни.
Сосредоточившись на себе, он полностью погрузился в мысли о том, как союз с парализованной будет воспринят окружающими, не высмеют ли его друзья. Тяжелый груз ответственности стал пугать его.
Итак, недостаточно развитые свойства зрительного вектора «заставили» переключиться на собственную персону. Но от чего зависит, разовьет ли человек в себе сострадание и будет ли готов чем-то жертвовать для других?
Как научиться истинному состраданию
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что развитие зрительного вектора происходит в детстве и заканчивается в подростковом возрасте. Здесь главную роль играет окружение человека, в первую очередь родители, которые формируют систему ценностей своих детей. Если ребенок с детства наблюдает щедрые поступки родителей, их желание помочь нуждающимся и, главное, сколько радости им это приносит, то и у него будет взращиваться склонность к сопереживанию.
Кроме того, немаловажную роль играет литература, с помощью которой у ребенка формируются определенные зрительные ряды. Настоящая классическая литература позволяет по-настоящему переживать за героев, часто вызывая искренние слезы сочувствия.
То, что литература невероятным образом влияет на способность сострадать, ярко показано в романе. Одна сказка из книги «Тысяча и одна ночь» прочно засела в уме Антона, негативно влияя на его отношение к тем, кто нуждается в помощи.
Суть сказки такова: хромой старик, который сам не может идти, просит молодого юношу помочь ему. Юноша милосердно сажает старика на шею. Но во время дороги старик, который на самом деле оказался злым джинном, начинает беспощадно погонять юношу. В сказке милосердный юноша оказался обманутым и использованным коварным существом.
Проводя параллель с ситуацией в доме Кекешфальвы, Антон решает, что отец с парализованной дочкой и есть те наглые существа, которые воспользовались его милосердием, чтобы сесть ему на шею. Неправильные образные ряды поспособствовали подавлению чувства сострадания и зацикливанию на мысли: «Меня хотят использовать».
Жизнь для себя — несчастная жизнь
Приняв в итоге эгоистическое решение — не связывать свою жизнь с парализованной девушкой, Антон обрек себя на пожизненные муки совести и безрадостное проживание унылой и серой жизни. Ни заслуги перед отечеством, ни почетное звание, ни высшая австрийская военная награда не смогли украсить его жизнь или сделать ее более осмысленной.
Произведение Стефана Цвейга удивительным образом показывает, к чему приводят неразвитые и ненаполненные свойства вектора (в данном случае зрительного вектора). Не используя свой заданный потенциал на пользу другим людям, мы не сможем испытать то удовольствие от жизни, на которое способны.
Если вы хотите избежать подобных ошибок, важно научиться реализовывать свои врожденные качества, чтобы получать от жизни максимальную радость и удовлетворение. На бесплатном онлайн-тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы сможете подробно узнать, как это сделать лучшим образом именно для вас.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.