Обработка и интерпретация данных

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "обработка и интерпретация данных" с детальным описанием.

Обработка и интерпретация данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.

Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

1. Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13.Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный

Список литературы

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2002.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.,2010. – 512с.

4. Загвязинский В.И., Атарханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005. – 208с.

5. Кожевникова О.В.Общий психологический практикум: метод. реком. По выполнению контрольных работ. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 46с.

5. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе – другим навстречу. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003.

6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическлго исследования. – СПб.,2004. – 268с.

7. Общий психологический практикум: Учебно – методический комплекс дисциплины / Авт.- сост. доктор психологических наук, доцент Д.С. Горбатов – СПб.: НОУ ВПО АИГО, 2012. – 29с.

8. Общий психологический практикум. Часть 3. Психологические измерения. Раздел 1. Измерение сенсорных порогов. Рабочая тетрадь для вузов / Сост: М.А. Харченко, М.В. Петрушина, А.А. Меланьин. Воронеж, 2007.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2006. – 560с.

10. Психологический практикум. Ощущение. Восприятие. Представление: Учебно-методическое пособие / Сост.: А.В. Генералова, О.Ю. Гроголева. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 68 с.

11. Психология: практический курс. Психология человека / Авторы и составители И.В.Алехина, Н.В.Матяш, Т.А.Павлова. – Брянск, 1999.

12. Психологический практикум «Память»: Учеб.-метод. пособие / Сост. Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид; Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. – 124 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2002. – 720с.

14. Общий психологический практикум. Часть 2. Исследовательские процедуры. Раздел 3. Изучение мышления и воображения. Рабочая тетрадь для вузов. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9590 –

| 7566 – или читать все.

185.189.13.12 © xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обработка и интерпретация данных

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке отмечено 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1.

Такими пунктами являются:

По шкале тревожности: 1, 4, 19.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

Для получения балла какого‑либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.

Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний – и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных – среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для VII–X классов приведены в таблице (см. ниже).

Еще статьи:  Как бросить пить джес

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 448 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Обработка и интерпретация данных метода ОГТ

При проведении работ по методу ОГТ на каждой точке наблюдения получают N сейсмотрасс — сейсмограмму ОГТ. Обработка данных метода ОГТ — это сложный и многоступенчатый процесс, в результате которого N сейсмотрасс сейсмограммы ОГТ заменяют одной новой сейсмотрассой, на которой однократные волны преобладают по интенсивности над многократными и всеми другими видами нерегулярных и регуляр- ных волн-помех. Для того чтобы понять, как синтезируют такую новую сейсмотрассу, каков ее физический смысл и чем определяется эффективность подавления волн-помех, рассмотрим следующий случай.

Предположим, что в ряде точек наблюдения А1, A2, A3 на профиле получены сейсмотрассы при х=0 — сейсмотрассы t0. Обозначим их Sok(t). Отраженные волны, регистрируемые на сейсмотрассах Sok(t), отличаются от сейсмотрасс, получаемых при х

≠ 0, тем, что траектории лучей однократно отраженных волн совпадают с траекториями лучей падающих волн, т. е. луч, выходящий из источника, возвращается к нему же,

проходя одним и тем же путем от источника до границы и обратно. Это означает, что

все однократные волны образуются при нормальном падении волн на отражающую границу.

Если по сейсмограмме Sok(t) удалось бы выделить однократные отраженные вол- ны и определить времена их вступления t1 k , t2 k , ……… , tik , то эхоглубины до соот- ветствующих границ можно было бы определить по формуле

H =vср k

где vср k — средняя скорость в толще, покрывающей k-ю отражающую границу.

Амплитуды импульсов отраженных волн при этом указывали бы на относи- тельные величины коэффициентов отра- жения в толще под k-й точкой наблюде- ния. Изменение амплитуд волны, отра- женной от одной и той же границы, при движении по профилю указывало бы на изменение коэффициента отражения или

Рис.1.31 Сейсмограмма ОГТ S0(t) (а) и сейс-

мограмма однократных волн F0(t) (б)

на изменчивость свойств вышележащих пород в плане, например на изменение их поглощающих свойств. Сейсмограмма, на которой в прямоугольных координатах по

горизонтальной оси наносят точки наблюдения, а по вертикальной — сейсмотрассы S0 k (t), давала бы непосредственное представление о положении отражающих границ, их числе и особенностях формы в сечении разреза вертикальной плоскостью, проведенной

через профиль. В этом смысле сейсмограмму t0 можно назвать сейсмическим изобра-

жением изучаемой толщи.

Однако на сейсмотрассах S0 k (t) и сейсмограмме t0, кроме относительно неболь- шого числа однократных волн, присутствует огромное число многократных. Число многократных волн лавинообразно возрастает по мере увеличения числа отражающих границ. Именно по этой причине однократные волны, приходящие от глубоких отра- жающих границ, оказываются в особо неблагоприятных условиях: чем больше время

регистрации, тем большее число многократных волн успевает сформироваться. Эти волны маскируют однократные волны в ряде случаев настолько, что их вообще не уда- ется выделить.

Представим себе, что каким-либо путем с сейсмотрасс S0 k (t) удалены все или большинство многократных волн. Тогда новое сейсмическое изображение давало бы полное представление об изучаемом разрезе — и времена вступления однократных волн, и их амплитуды. Сейсмотрассу F0(t), на которой времена вступления однократ- ных волн и их интенсивность остаются такими же, как на реальной сейсмотрассе S0(t), а кратные волны частично или полностью подавлены, можно получить путем соответ- ствующей обработки сейсмограмм ОГТ.

Рис.1.32 Построение суммотрассы ОГТ.

а — исходные сейсмотрассы Sk (t), б — вспомогательные сейсмотрассы, полученные при из-

вестной (истинной) скорости v=3ООО м/с; в — результат суммирования

На рис.1.31 приведен фрагмент сейсмического изображения, сейсмограммы S0(t) и тот же фрагмент после устранения из нее кратных волн — сейсмограмма F0(t). Опе- рацию преобразования сейсмограммы ОГТ в сейсмотрассу Fo(t) рассмотрим на не- скольких примерах. Пусть на некоторой точке профиля получено N сейсмотрасс ОГТ— S1(t), S2(t), . SN(t), соответствующих расстояниям источник — приемник x1

Предположим теперь, что скорость v1 известна, и вместо v1 возьмем скорость v11(v11

Сложим импульсы, суммируя их значения в один и тот же момент времени, и по- делим результирующий импульс на N. Поскольку v11 >T ,

x >>v× 2T

Приведенный выше пример позволяет сделать еще один важный вывод. Рассмат- ривая результаты суммирования с различными значениями v1, видим, что когда ско- рость выбрана правильно, импульс суммотрассы F0 (t) имеет наибольшую амплитуду. Это дает возможность определить скорости, опираясь на динамические параметры ре- зультирующих импульсов сейсмотрассы F0(t). Такой подход лежит в основе всех спо- собов скоростного анализа по данным ОГТ.

Если бы однократные и многократные волны на сейсмограмме ОГТ регистриро- вались, не интерферируя друг с другом, т. е. на сейсмотрассе S0(t) они вступали бы в моменты t01, t02, ……, t0k такие что t0i – t0k >τи, то описанным выше способом любую из этих волн можно было бы подавить или сохранить на суммотрассе F0(t). Подавить одни волны и сохранить другие можно лишь тогда, когда их годографы различаются по величинам параметра скорости vОГТ. Если параметры v1, v2, …., vk для различных годо- графов близки между собой, то независимо от различия или совпадения значений t01, t02,……, t0k суммирование по способу ОГТ либо равномерно подавит все волны, либо сохранит их такими же, какими они были бы на сейсмотрассе S0(t).

Предположим, что известна зависимость средней скорости от t0 — времени при- хода волны на сейсмотрассе S0(t). Такие сведения можно получить при проведении сейсмокаротажа скважин. Однако в выражение для годографа входит не vср(to) и не vэф, а либо vэф /cos φ (если волна однократная), либо vэф /cos mφ (если кратность волны m), где φ — угол наклона границы; vэф — эффективная скорость в толще, по- крывающей границу. По этой причине скорость, которую используют при суммирова- нии по способу ОГТ, называют не эффективной, а скоростью vОГТ или скоростью при суммировании, и всегда vОГТ > vср. При малых углах наклона, когда cos φ ≈ 1, график v(to) можно использовать лишь в качестве первого приближения к графику vэф(to). При больших углах наклона, например при φ =30°, vОГТ для однократных волн будет на 13,5

Еще статьи:  Технология мозгового штурма

% выше vэф, а для волны второй кратности vОГТ будет в 2 раза выше vэф.

Если однократная волна на сейсмотрассе S0(t) имеет время вступления t0, то дву- кратная волна, образующаяся на той же границе, будет иметь время вступления при- мерно 2t0. Но эта волна дважды прошла толщу, эффективная скорость в которой vэф(to). Отсюда следует, что если однократная волна с временем вступления t0 характеризуется эффективной скоростью vэф(to), то двукратная волна, образовавшаяся на той же грани- це и вступающая в момент 2t0, должна характеризоваться эффективной скоростью vэф(to). Если vэф(to) возрастает с глубиной и соответственно с увеличением t0, то при суммировании двукратной волны, вступающей на времени t0 и имеющей, следователь- но, vОГТ = vэф(to/2) при значении vОГТ = vэф(to), она будет подавляться. Однократная же волна, с тем же значением времени вступления t0 будет суммироваться с правильным значением v и на сейсмотрассе F0(t) останется такой же, какой она была бы на сейс- мотрассе S0(t). Очевидно, что при больших углах наклона кратнообразующих гра-

= v (t /2)·cosmφ может стать сравнимой с v(t ) для однократных волн и по-

давить такие кратные волны будет невозможно. Наиболее сложным является случай,

когда однократная и двукратная волны имеют близкое значение t0. На рис.1.34 приве- ден пример, показывающий, как выглядит при этом сейсмограмма ОГТ и что получает- ся после ее обработки.

На реальных сейсмотрассах ОГТ выделить отдельно импульс какой-либо волны, найти время его вступления t1k на сейсмотрассе Sk(t) и затем весь импульс поместить на сейсмотрассу F0(t) невозможно, поскольку в каждый момент времени на этой сейсмот- рассе регистрируется результат интерференции многих волн. Поэтому оперировать можно только с отсчетами, проводимыми с некоторым шагом Δt. При этом для каждого отсчета Sk(t) необходимо найти кинематическую поправку и этот отсчет поместить на сейсмотрассу F0(t) в точке t0n= tn – Δtk(xk,N). Для следующего отсчета tn+Δt находят свою поправку, и этот •отсчет помещают на соответствующем времени на сейсмотрас- су F0(t). Значение v при этом выбирают по кривой vэф(t0). Поскольку vэф(t0) изменяется медленно, а Δtk

Дата добавления: 2015-06-27 ; просмотров: 1068 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Обработка и интерпретация данных

Читайте также:

  1. Cистема управления базами данных MS Access.
  2. I. Обработка SWAPом документа Word.
  3. II. Обработка SWAPом Накопителя тестовых заданий.
  4. IV. Сбор анамнестических данных и проведение общего осмотра больных с поражением сосудов артериального и венозного русла.
  5. VI.5. Интерпретация факторов, ограничивающих развитие туризма
  6. Адекватность имитационных моделей. Валидация выходных данных всей имитационной модели.
  7. Алгебраическая интерпретация дисконтирования.
  8. Анализ данных наблюдения и опроса
  9. Анализ данных об исполнении документов
  10. АНАЛИЗ ДАННЫХ ПОВТОРНЫХ И СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  11. Анализ и интерпретация данных тестирования
  12. Анализ и интерпретация коэффициента дискриминации

Образец протокола

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.

4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола.

Ключ к методике выявления установок на «свободу — власть», «труд — деньги»

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике — подсчитывается количество плюсов (ответов «Да» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма «плюсов» первой строки — «ориентация на труд» — обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки — «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей — это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свобода» и «деньги».

3. Сумма третьей строки — «ориентация на власть» — эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки — «ориентация на деньги» — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориентаций имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентаций интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях, при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показывает опыт, разногласия в социально-психологических установках вносит часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и будут предприняты попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, можно представить графически. Для этого необходимо начертить две взаимно перпендикулярные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок.

Еще статьи:  Человек верящий в рок

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесообразно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентаций или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 138 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования

1. Определение исходных оценок по субтестам.По окончании тестирования следует численно оценить все ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы на задания этого субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на регистрационном листе (приложение 6).

2. Отнесение испытуемого к возрастной группе.Для использования таблиц перевода исходных оценок в шкальные необходимо отнести испытуемого к какой‑либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам 11 месяцам (см. приложение 4). Соответственно преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев».

3. Определение шкальных оценок по субтестам.В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки (см. приложение 1) для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листе к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) расположены в вертикальных столбцах таблиц. Исходные оценки по субтестам идут непосредственно под номером субтеста.

Обратимся к примеру из приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту № 1 («Осведомленность») соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка по субтесту № 2 («Понятливость»), равная 11 баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов.

Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки вписываются в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на регистрационном листе.

4. Построение профиля шкальных оценок.Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на регистрационном листе. После соединения кружков линиями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок, или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) профиля, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции выражаются в наглядной форме, удобной для интерпретации.

5. Определение сумм вербальных и невербальных оценок.С целью установления итоговых показателей предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумм следует иметь в виду, что, как указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№ 1–5 в вербальном наборе и 7‑11 в невербальном). То есть результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. Этой цели служит таблица из приложения 2.

В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения:

• «Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные или невербальные субтесты.

• «Шесть субтестов» – «истинная» оценка шкальных оценок, начисляемая испытуемому, который тестировался по всем шести вербальным или невербальным субтестам.

• «Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими‑то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.

• В обсуждавшемся примере (приложение 4) сумма вербальных оценок равна 64 баллам, сумма невербальных – 61 баллу. Однако поскольку в тестировании использовались все 12 субтестов (а не только основные субтесты), необходимо полученные суммы перевести в стандартную (из пяти субтестов) форму. Для этого в графе «Сумма шкальных оценок» находим продемонстрированную испытуемым сумму вербальных оценок, равную 64 баллам. Поскольку испытуемый тестировался шестью субтестами, обращаясь к графе «Шесть субтестов», определяем «истинную» сумму шкальных оценок, равную 53 баллам. Действуя аналогичным образом, определяем, что «истинная» сумма шкальных оценок по невербальным субтестам у данного испытуемого составляет 51 балл. Стандартизованные суммы вписываются в таблицу на регистрационном листе, как это показано в приложении 4.

6. Определение итоговых показателей методики.Для определения итоговых показателей используются только стандартизованные («истинные») суммы шкальных оценок. Таблица вычисления итоговых показателей (см. приложение 3) предполагает раздельное определение вербального, невербального и общего IQ.

В графах «Сумма оценок» обозначены стандартизованные суммы шкальных оценок испытуемого. Для вычисления общего показателя IQиспользуется сумма вербальных и невербальных оценок.

Для примера из приложения 4 сумма оценок для вербального показателя равна 53 баллам, для невербального – 51 баллу, для общего – 53 + 51 = 104 баллам. Этим суммам в таблице соответствуют итоговые показатели в 104,101 и 103 балла, которые заносятся в регистрационный лист (см. приложение 4).

Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок иногда оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенными Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А. Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которым им предложено дополнение к таблицам Векслера:

Еще статьи:  Как сделать мужчине хорошо?

| следующая лекция ==>
Субтест 12. Лабиринты | Психологическая характеристика субтестов

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 303 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Обработка и интерпретация данных

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной актив­ности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сер­жусь»), Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных пережи­ваний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитыва- ются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке отмечено 12 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1.

Такими пунктами являются:

По шкале тревожности: 1, 4, 19.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.

По шкале познавательной активности: 23, 29.

Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитыва­ется сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минималь­ная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунк­там, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет счи­таться относительной.

Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уров­не основных эмоциональных процессов — тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний — и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных — среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это по­зволяет определить показатели уровней познавательной активности, тре­вожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоя­нии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для 7-10 классов приведены в табл. 18 (в баллах):

По каждой шкале во всех возрастных группах обнаруживается значитель­ный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чув­ствительности описываемой методики к индивидуальным различиям, об ее пригодности для изучения эмоциональных компонентов учебной деятель­ности отдельного ученика в ходе работы школьного психолога. Данные,

Таблица 6.18. Средние данные, полученные по методике Спилбергера
Уровень эмоции Класс Тревожность Познавательная активность Негативные эмоциональные переживания
обычно на уроке обычно на уроке обычно на уроке
Низкий 7-й 10- -17 10- -18 10- -21 10- -20 -14 Э
8-й 10- -16 10- -18 10- -22 10- -20 -16 10-
9-й 10- -17 10- -17 10- -23 10- -17 10- -16 10-
10-й 10- -17 10- -17 10- -23 10- -20 10- -16 10-
Средний 7-й 18- -23 19- -24 22- -29 21- -27 15- -22 11-
8-й 17- -24 19- -25 23- -28 21- -28 17- -25 12-
9-й 18- -24 18- -26 24- -30 18- -28 17- -27 12-
10-й 18- -25 18- -23 24- -31 21- -29 17- -25 12-
Высокий 7-й 24- -40 25- -40 30- -40 28- -40 23- -40 18-
8-й 25- -40 26- -40 29- -40 29- -40 26- -40 20-
9-й 25- -40 27- -40 31- -40 29- -40 28- -40 22-
10-й 26- -40 24- -40 32- -40 30- -40 26- -40 19-

приведенные в табл. 6.18, могут быть использованы для определения уров­ня познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний отдельного школьника.

Опросник Басса-Дарки 19

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

□ мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

□ инструментальная агрессия, как средство.

(При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.)

Практических психологов в большей степени должна интересовать мо­тивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих лич­ности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать воз­можность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подоб­ных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разде­лил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «ре­акцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и со­бытий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против дру­гого лица.

2. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на дру­гое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при ма­лейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопро­тивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вы­мышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по от­ношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и при­носят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Описание теста

При составлении опросника авторы пользовались следующими прин­ципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Еще статьи:  Социальные условия самореализации

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы максимально осла­бить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».

Текст опросника

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только от злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here