Технология мозгового штурма

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "технология мозгового штурма" с детальным описанием.

Мозговой штурм – технология метода

Решить одну проблему можно многими способами. Однако недостатком человеческого мозга является то, что он зачастую зацикливается на одной-двух способах выхода из ситуации. Чтобы увидеть все многообразие вариантов, человеку предлагает испробовать метод мозгового штурма. Данная технология помогает рассмотреть самые немыслимые способы решения ситуации, которая на первый взгляд кажется неразрешимой.

Неразрешимых ситуаций не существует, убеждены специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru. Просто не всегда человек видит, что он может сделать. Просто не всегда те варианты, которые он уже продумывает, ему интересны. Просто не всегда человек смотрит на ситуацию в целом, поэтому не видит других возможностей.

Технология «Мозгового штурма» предназначена как раз для нахождения выхода из любой ситуации, нахождение большого количества вариантов ее решения. Порой благодаря данному способу можно найти такое решение, которое ранее не использовалось, является новшеством для ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Мозговым штурмом называется методика обсуждения группой людей одной проблемы с целью нахождения максимального количества вариантов ее решения. Здесь приветствуется творческий подход, нестандартность мышления и безграничность рассмотрения проблемы. Здесь используется метод безоценочного предложения вариантов, когда участники во время мозгового штурма предлагают абсолютно любые, даже самые немыслимые варианты решения проблемы, которые записываются и считаются верными.

Лишь на этапе отбора эффективных вариантов решения проблемы включается критическая часть, когда участники отсеивают нереалистичные решения, а также неэффективные, оставляя лишь те, которые наиболее кажутся правильными.

Мозговой штурм – это этап безоценочного суждения, когда человек может позволить своей фантазии дать волю. Здесь не будет критики, осуждения или насмешек. Даже самая нелепая идея может оказаться правильной. Однако этого невозможно понять, пока человек не позволяет себе рассуждать безгранично.

Главный принцип мозгового штурма заключается в том, что человек может выдвигать абсолютно любые идеи, конечно, по делу. Они не оцениваются, учитываются, записываются и предлагаются в дальнейшем на рассмотрение. Идеи могут быть банальными, фантастическими, нереалистичными, связанными с другими вещами и т. д. Все это не имеет значения, пока происходит мозговой штурм – ситуация, когда человеческому воображению, сознанию и подсознанию дается полная воля. Все является правильным. Все приветствует. Любая идея может оказаться верной.

Пока происходит мозговой штурм, идеи не критикуются и не анализируются. Однако уже на этапе выбора идеи для решения ситуации включается критическая оценка. Рассматриваются все предложенные варианты, разбираются, анализируются и отсеиваются те, которые экспертами считаются неэффективными.

Мозговой штурм дает поразительные результаты, поэтому его применение предлагается компаниям и даже группе людей, которые столкнулись с какой-то проблемой:

  1. Группа лиц, у которых есть разный опыт и знания, могут выдать больше идей, чем люди с одинаковым мышлением или специализацией.
  2. Во время мозгового штурма, когда людей не ограничивают в выражении своих идей, предлагаются такие варианты, которые являются наиболее эффективными, нежели уже ранее применяемые знания.
  3. Очевидным становится то, как много вариантов существует у одной проблемы, которая на первый взгляд могла казаться неразрешимой.

Итак, нет неразрешимых проблем, просто отсутствуют варианты, которые бы решали ее. Для этого необходимо собрать группу из лиц, которые не похожи по своему мировоззрению, профессиональным знаниям, жизненному опыту и даже образу жизни. Чем разнообразнее контингент, тем лучше, поскольку каждый человек смотрит на ситуацию по-своему (не так, как другие лица).

Затем выдается проблема, которую группа людей должна решить так, как они ее видят и как сами бы ее решали. Здесь позволяется фантазировать, предлагать самые немыслимые решения и варианты, особенно если проблема на первый взгляд кажется неразрешимой. Любая идея, которая выдается одним человеком, может натолкнуть на правильную мысль другого участника процесса.

В результате мозгового штурма оказывается более ста вариантов решения одной ситуации, среди которых можно выбрать наиболее подходящий и эффективный. Причем проблема может быть абсолютно любой из любой сферы жизни.

Метод мозгового штурма

На сегодняшний день многие компании используют метод мозгового штурма – когда собирается компания людей для обсуждения одной проблемы. Здесь отсутствует иерархия, правильность и неправильность мнения. Здесь каждый имеет право выражать свою мысль, доказывать ее, аргументировать. Здесь каждый волен погружаться в самые немыслимые размышления, если он видит в них решение проблемы.

Мозговой штурм – это метод обсуждения группой лиц одной проблемы с целью нахождения многообразия вариантов ее решения. Причем на первоначальном этапе ставится цель просто найти варианты, развить идеи, предложить все, что приходит в голову, без оценок, критики и раздумий.

Мозговой штурм хорош тем, что участники могут наталкивать друг друга на определенные мысли. Обычно отдельный человек мыслит в пределах своего опыта, как бы он решил конкретную задачу. А это говорит о том, что человек знает максимум 3 способа решения ситуации. Когда же происходит обсуждение, человек начинает смотреть на ситуацию более широко. Он уже начинает замечать то, на что его натолкнули другие люди. А это уже позволяет предложить несколько больше способов решения проблемы.

Вместе с тем сам человек может наталкивать людей на определенные мысли. Его идеи побуждают других тоже расширять свое видение ситуации и варианты ее решения.

При мозговом штурме люди выдают варианты, к которым они обычно не пришли бы в одиночку. Вот почему так приветствуется работа в группе с людьми различных направлений в мышлении и мировоззрении, поскольку это позволяет каждому участнику расширять свой взгляд на ситуацию.

Мозговой штурм – это коллективная работа по нахождению нового способа решения вопроса. Он может быть использован абсолютно в любой сфере жизни, не только на работе. К примеру, можно использовать мозговой штурм в школьной программе:

  1. На уроке литературы с целью обсуждения вопроса, о чем говорит автор в своем стихотворении.
  2. На уроке истории с целью нахождения мотивов поступков тех или иных исторических персон.

Мозговой штурм позволяет человеку высказать свое мнение, остаться услышанным и не быть оцененным, откритикованным. Его мнение такое же правильное, как и мнение других участников дискуссии. Все это позволяет человеку раскрепоститься и наконец-то более широкого смотреть на ситуацию, действовать не по шаблону, видеть новые варианты решения любой проблемы.

Еще статьи:  Что делать если началась паническая атака

Технологии мозгового штурма

Основателем мозгового штурма стал А. Осборн, который придерживался двух основных принципов:

  1. Отсутствие оценок на первом этапе, когда выдвигаются идеи.
  2. Качество решения зависит от количества участников, которые ее искали, и идей, которые ими были предложены.

На первом этапе автор предлагал включить свое воображение и полет мыслей. Поначалу людям свойственно думать логически над решением ситуации. Они нередко обращаются к опыту большинства, как такую же ситуацию решали другие люди. Однако автор говорит о том, что для нахождения нового, более качественного решения конкретной ситуации нужно применить воображение. Нужно перестать думать оценками и логикой. Нужно просто позволить себе пофантазировать, даже переместиться в параллельную реальность, где существуют другие законы Вселенной.

Как бы человек решил ситуацию, если бы он ни был ничем ограничен: деньгами, временем, физической силой, сферой влияния и даже законами Вселенной?

Каждая идея, которая выдвигается участником, записывается, считается такой же ценной, как и идеи более приземленные и логичные. Все идеи хороши – их не оценивают. Идеи можно дополнять, корректировать, развивать, но не игнорировать.

Группа из участников может состоять как из людей одной сферы деятельности, так и различных. Хорошо, если между участниками не будет иерархии либо она будет устранена, как и прочие ограничения. В процессе мозгового штурма должны быть устранены все возрастные, половые, иерархические и прочие конфликтные критерии. Все участники равны, ценны и умны.

Количество человек может быть от 6 до 12. Самым оптимальным считается количество в 7 человек. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы все участники были заинтересованы в решении вопроса, а также не были скептически настроенными.

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный – здесь оглашается проблема, собирается группа и выбирается ведущий.
  2. Генерация идей. Каждый участник имеет право говорить в любое время, выдавать идеи, которые он придумал, не оценивать и не критиковать ни свои, ни чужие идеи, не ограничивать себя ни в чем.
  3. Отбор, систематизация, оценка. Именно на данном этапе рассматриваются все предложенные варианты, отбираются наиболее лучшие, которые участники должны аргументировать.

На начальном этапе проведения мозгового штурма не следует надеяться на гениальные идеи. Обычно люди начинают с того, что выдают типичные, банальные, простые и уже всем известные варианты решения поставленного вопроса. Однако когда обсуждение логичных ответов достигнет своего финала, а ведущий будет требовать выдачи новых идей, даже самых немыслимых, тогда участники включат свое воображение и начнут выдавать необычные, фантастические и немыслимые идеи.

Виды мозгового штурма

Поскольку многие компании уже пользуются мозговым штурмом, выделяют несколько его видов:

Мозговой штурм является эффективным способом решения любых проблем. Поэтому им могут пользоваться люди в любой сфере жизни и для развития творческого потенциала, расширения своего мировоззрения и подхода к ситуациям.

Технология проведения мозгового штурма

– Знаете что такое «мозговой штурм»?

– Конечно! Кто не знает?

– В чем суть этого метода?

– Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, – может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна – торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта.

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма – brainstorming’a. В 1953 г. вышла его книга “Управляемое воображение”.

Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

МШ (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

МШ – групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ. Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

Как видим отношение различных авторов к данному методу неоднозначно, и колеблется от восторженного до саркастичного. В чем причины? Предлагаю рассмотреть МШ более подробно.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

  • Приветствуется свободный полет фантазии – люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
  • Идей должно быть много – каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
  • Критика исключается – на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
  • Комбинирование и совершенствование предложенных идей – участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
  • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.
Еще статьи:  Конфликт во время беременности

Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: “Подъезжай часикам к девяти, поштормим”.

Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

Количество переходит в качество. Чем больше идей – тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

  • имеющие гибкий, быстрый ум;
  • положительный настрой;
  • замотивированные на улучшение положения дел;
  • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

4. Создайте благоприятную атмосферу:

  • удобная комната;
  • возможность перерывов.

5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются – они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

6. Если уж идти – так до конца.

  • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
  • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
  • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача – выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

  • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

  • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
  • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
  • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики

Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит – это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999

«Мозговой штурм».
статья по технологии (10 класс) на тему

«Учебный мозговой штурм» – МАТЕРИАЛ ДЛЯ 10 КЛАССА
Метод “мозгового штурма” еще называют “мозговой атакой”, имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Еще статьи:  Формирование культуры общения детей дошкольного возраста

Один из членов экипажа предложил “гениальную” идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно “отдул” сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Мозговой штурм – решение творческих задач в группах. Это форма учебной деятельности может быть использована в работе с учащимися разных возрастов и при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.

История «мозгового штурма» началась в 1953 году с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», выпущенной в США. Именно он предложил использовать «мозговой штурм» как оригинального приема для решения креативных задач. Как организовать и провести «мозговой штурм»? Класс необходимо разбить на небольшие группы (по 4-6человек) и рассадить их за столы полукругом относительно доски: каждый ученик должен видеть и слышать всех участников. Всем участникам нужно договориться выполнять общее правило: никакой критики, никаких оценок и замечаний на первом этапе, все идеи имеют «право на существование».

Проводится «мозговой штурм» в три этапа: первый – «создание банка идей» (каждым учеником нарабатывается как можно больше возможных решений); второй – «анализ идей» ( каждая идея осмысливается в группе критически, в каждой желательно найти что-то полезное, рациональное); третий – «обработка результатов»( группа отбирает самые интересные решения и представляет на общее обсуждение). Третий этап может быть отделен временем или даже перенесен на другой урок. В качестве другого варианта можно использовать обратный «мозговой штурм». Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе.

При организации проведения «мозгового штурма» необходимо в каждой группе выбрать секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, условными знаками…). Между этапами должны быть небольшие по продолжительности перерывы, во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. Необходимо называть авторов идей. Каждому участнику на первом особенно и на последующих этапах нужно иметь под рукой лист бумаги и ручку для записи ключевых слов или рисунка, который позволит не потерять свою новую идею во время прослушивания других предложений.

Особые вопросы возникают при выборе темы; можно использовать сборники творческих задач. Проблема для обсуждения должна быть сложной и предполагать много различных вариантов решений.

В «мозговом штурме» роль педагога сводится к наблюдению и консультированию, в зависимости от необходимости ему приходится корректировать направление разговора, если он видит, что мозговая атака «захлебнулась». Учитель не должен вмешиваться в обсуждение решений или критиковать предложения участников «штурма».

Алгоритм проведения «мозгового штурма»:

– сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам);

– проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь;

– предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;

– выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;

– обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;

– общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;

– предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект (в виде печатного текста с иллюстрациями или компьютерной презентацией).

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
– Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, – это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: “А что ты предложишь свое?” Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей
Сначала приведем “классические” вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела – задачи и их решения.

– Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?
– Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
– Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
– Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
– Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
– Как не ссориться с мамой?
– Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
– Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

Еще статьи:  Снятие диагноза шизофрения

– Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
– Чем можно рисовать на асфальте?
– Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
– Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
– Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
– Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет. )
– Что будет, если уничтожить всех волков?
– Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

– Придумайте насекомое с необычными свойствами.
– Как сделать разноцветную льдинку?
– Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
– Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
– Как можно поприветствовать человека?
– Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот. ): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой. Какие способы не подойдут?
– Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
– Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием “посредник”: промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния. Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами. Например: дождь из конфет и игрушек. Быстрое перемещение материков.

Источник: Ю.Г. Тамберг “Развитие творческого мышления детей”

Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы

Когда что-то пошло не так, сложная проблема не решается и, вообще, «крокодил не ловится, не растет кокос», нужно обратиться к коллективному разуму. Конечно, коллективный труд не всегда эффективнее индивидуального, особенно в творчестве. Однако в условиях интеллектуального тупика правильно организованное «объединение разумов» может дать потрясающие результаты. Один из наиболее известных методов коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мозгового штурма.

В чем эффективность коллективного подхода к решению проблемы

Поговорка «одна голова хорошо, а две лучше» возникла неслучайно. Давно замечено, что наиболее интересные, яркие идеи и решения, приходят в голову тогда, когда вы обсуждаете с кем-то свою проблему. А нередко о непонятном моменте достаточно рассказать другому человеку, чтобы разобраться в сути вопроса. И вы замечали, думаю, что чужие проблемы, которыми с вами поделились, решить проще, чем свои, а чужие ошибки заметнее.

Что же происходит, с точки зрения психологии, в процессе коллективного обсуждения проблемы? Известно, что мысли рождаются как обмен импульсами между различными участками коры головного мозга. А во время коллективного обсуждения к мышлению как бы подключаются внешние ресурсы и срабатывает не только ваша система ассоциаций, но и ассоциативная память собеседника. И вовсе не обязательно, что она богаче вашей, просто другая, и опыт, и знания другие. Таким образом, интеллектуальные ресурсы удваиваются. А если в обсуждении участвуют не двое, а несколько человек, то объем и вариативность ассоциативной информации увеличивается во много раз.

Немалое значение имеет и процесс проговаривания. Рассказывая о проблеме, вы облекаете смутные подчас мысли в четкие фразы и формулировки – ведь вам надо, чтобы собеседник вас понял. В речевой деятельности происходит процесс «кристаллизации» мысли.

Важную роль в коллективном обсуждении играет и древний психофизиологический механизм психического заражения. Он проявляется в том, что в окружении других людей человек неосознанно «считывает» их эмоциональное состояние, чувства, настроения и психологически настраивается на группу, как бы становясь единым целым с ней. Эта настройка вызывает своеобразный эффект резонанса – не только ярче и сильнее становятся эмоции, но и эффективнее мыслительная деятельность.

Но с групповой интеллектуальной деятельностью не все так просто. Феномен заражения также приводит и к повышению стихийности поведения людей в группе, и пущенное на самотек обсуждение очень быстро превращается в хаотичный «базар», а то и в скандал из-за несогласия одних с мнением других. Поэтому важную роль играет правильная организация группового обсуждения проблемы.

Кстати, эффективность организованной коллективной мысли была замечена людьми еще в глубокой древности. В старинных хрониках сохранились истории о том, что метод управляемого организованного обсуждения проблемы использовался еще древними викингами. В сложной ситуации ярл или капитан драккара собирал всю команду и предлагал воинам высказаться. Говорить должны были все, начиная с самого младшего и неопытного, заканчивая вождем или капитаном. Такой порядок обеспечивал свободу высказывания, когда авторитет старших не подавлял инициативу младших. Но окончательное решение принимал вождь.

Этот принцип лежит и в основе популярного эвристического метода мозгового штурма, или брейнсторминга.

Особенности метода мозгового штурма

Если коротко охарактеризовать этот метод, то суть его состоит в том, что все члены группы высказывают максимально большое количество идей по решению проблемы. Идеи могут быть от банальных до самых бредовых, главное, чтобы их было много. Цель этого метода – сломать стереотипы мышления, мешающие увидеть новое, оригинальное, нестандартное решение.

История возникновения метода

Хоть прототипы мозгового штурма были известны в глубокой древности, но в настоящее время автором его считается американский исследователь творчества Алекс Осборн. Идея этого метода имеет интересную историю.

Во время Второй мировой войны Осборн служил офицером в английском флоте. Одной из главных проблем были немецкие торпеды, из-за которых гибло много кораблей. Вопрос, как защитить судно от этой угрозы, казался нерешаемым, пока Осборн не использовал древний метод викингов. Он собрал команду на палубе и предложил всем, начиная с юнги, сформулировать свои варианты решения проблемы. Среди множества конструктивных и не очень предложений одно показалось Осборну интересным. Матрос, видимо, в шутку предложил всей команде выстроиться с той стороны палубы, где ожидается торпеда, и дружно подуть на нее, тем самым отгоняя ее от борта.

Еще статьи:  Как понять что мужчина заинтересован женщиной

Бред? На первый взгляд, да. Однако спустя некоторое время Осборн запатентовал свое изобретение: дополнительный винт, который устанавливался так, чтобы гнать волну вдоль борта корабля, тем самым заставляя торпеды отклоняться от курса.

Этот опыт поиска творческого решения так вдохновил А. Осборна, что после окончания войны он занялся исследованием психологии творчества. А метод коллективного поиска решений, названный им брейнсторминг (brainstorming — мозговая атака), он описал в книге «Управляемое воображение», которая была опубликована в 1953 году.

Основные правила и принципы мозгового штурма

В мозговом штурме, как и в любом коллективном методе, важную роль играет правильная организация. Все участники брейнсторминга делятся на две группы, одна из них, в которую входят генераторы идей, называется «штурмовой», а вторая состоит из критиков и аналитиков, которые рассматривают эффективность и продуктивность всех предложенных решений.

Состав и правило подбора членов групп

Что касается группы «штурмующих», то наиболее эффективной считается группа, состоящая из 6-8 человек. Меньшее количество людей ограничивает разнообразие высказываемых ими идей, а большее – затрудняет организацию. При подборе членов «штурмовой» группы необходимо учитывать следующее:

  • в группе должны быть профессионалы, люди, разбирающиеся в проблеме, хоть их опыт и уровень знаний может быть разный;
  • «штурмующие» должны быть равны, исключаются любые отношения субординации и давление авторитета;
  • в процессе работы необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности и поощрения любых идей; люди не должны испытывать дискомфорт и опасения показаться глупым или выскочкой;
  • творческий потенциал «штурмующих» тоже является важным условием, которое надо учитывать при подборе группы.

Кроме тех, кто высказывает идеи, в мозговом штурме участвуют и те, кто эти идеи оценивает, критикует, анализирует. Их задача – внимательно слушать, фиксировать и объективно оценить каждый, даже самый фантастический или бредовый вариант решения и выявить в нем конструктивные и оригинальный мысли.

В группе критиков должны быть собраны люди с высоким уровнем интеллекта, обладающие аналитическим складом мышления и, конечно, тоже разбирающиеся в сути проблемы. Важными качествами членов аналитической группы должна быть открытость всему новому и позитивный настрой, а также вера в успех дела и в возможность нахождения эффективного решения. Они должны не только анализировать и критиковать идеи, но и стимулировать «штурмующих» на поиск решения.

Процедура проведения мозгового штурма

Брейнсторминг состоит из нескольких этапов. От правильной организации каждого из них зависит успех поиска решений проблемы.

А если среди предложенных вариантов решения проблемы так и не нашлось подходящих? Тогда процедура мозгового штурма запускается снова, возможно, с другим составом групп. Оценить эффективность их работы должен ведущий, в роли которого часто выступает руководитель, начальник подразделения и т. д.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм после публикации книги А. Осборна сразу стал популярным. Несмотря на критические замечания многих профессиональных психологов, им увлекались во всех сферах деятельности: от младшей школы до правительственных учреждений. Брейнсторминг считался чуть ли не чудодейственным методом, с помощью которого можно решить любую проблему. До нашей страны, правда, это увлечение дошло значительно позднее, что не уменьшило восторга от метода.

Однако постепенно стало понятно, что мозговой штурм требует затрат массы энергии и рабочего времени, а предложенные решения далеко не всегда пригодны к реализации. По сути, серьезный, казалось бы, метод превращался в увлекательную, но часто бесполезную игру. Дело здесь в объективных недостатках мозгового штурма:

  • Неорганизованность. Стихийный процесс генерации идей приводил к высказыванию большого числа оригинальных, но нежизнеспособных решений. Ведь все участники стремились продемонстрировать прежде всего свою креативность, а конечная цель часто вообще забывалась. Попытки же как-то организовать и упорядочить процесс приводили к снижению его продуктивности – люди просто замолкали, опасаясь сказать что-то не то.
  • Отказ от оценки идей в процессе генерации. Этот важный для метода принцип приводил к целому комплексу проблем. Часто хорошее, рабочее решение попросту «забалтывалось», забывалось, терялось за массой более оригинальных, но менее рабочих вариантов. Внимание группы ожидаемо привлекали наиболее фантастические идеи, а естественный процесс ассоциативного мышления уводил участников далеко за пределы рационального. И каждая новая идея была еще фантастичнее предыдущей.
  • Мозговой штурм, как метод, пригоден для определенной категории людей – открытых, общительных, активно взаимодействующих. Творческие личности часто к этой категории не относятся, поэтому они чувствовали себя скованно и некомфортно в условиях мозгового штурма, напоминающих восточный базар. Нередко получалось, что наиболее творческие личности оказывались наименее активны.

Из-за этих недостатков мозговой штурм критиковался еще на пике его популярности, а сейчас и вовсе редко является по-настоящему рабочим инструментом для генерации идей. Чаще всего брейнсторминг используется психологами в психологических тренингах или коучами, чтобы продемонстрировать преимущества командной работы и эффективность коллективного разума.

Но все же полностью не стоит отказываться от принципа групповой работы при решении сложных проблем. Понимание этого привело к разработке различных модификаций мозгового штурма, в которых пытались устранить недостатки исходного метода. Это, например, метод «Корабельный совет», роль группы критиков в нем выполнял один человек – руководитель. На основе мозгового штурма были разработаны также менее известный в нашей стране эвристический метод «Дельфи», включающий работу независимых экспертов и синектика У. Гордона.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here