Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "саморазвитие и самообучение" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Самообразование: с чего начать
- 2 Самообразование – залог успеха
- 3 Как учиться лучше и быстрее? Или механизмы самообразования от практиков
- 4 Самообразование и саморазвитие личности.
- 5 Саморазвитие сотрудника, как один из способов обучения персонала
- 6 Саморазвитие и самообразование – важная составляющая профессионализма педагога дополнительного образования статья на тему
- 7 Какие преимущества от самообучения и саморазвития?
- 8 С чего начать самообразование: 15 лучших сайтов
- 9 5. Самообразование и саморазвитие
Самообразование: с чего начать
Дата публикации 03 октября 2014 . Опубликовано в Саморазвитие
Самообразование – это процесс приобретения новых знаний без участия преподавателя, учителя или тренера. Такая форма развития интеллектуального потенциала человека может стать альтернативой или существенным дополнением традиционному процессу обучения.
Чтобы начать процесс самообразования и саморазвития, постарайтесь четко установить цели: что вы хотите сделать и к какому результату стремитесь.
Составляйте списки дел
Если вы чувствуете определенный застой и недостаток интеллектуального развития, начните составлять списки конкретных заданий. Это поможет не упустить из головы то, что хотите сделать и поможет лучше спланировать свое время. Запишите названия книг, которые хотите прочесть и укажите крайние сроки. После прочтения книги хорошо было бы посмотреть фильм по ней, чтобы взглянуть на сюжет с другой точки зрения и расширить свои знания по предмету.
Добавьте нового общения
Живое общение – незаменимый источник новых знаний и интересных взглядов, отличающихся от ваших собственных. Открытость к общению с новыми людьми никогда не повредит. В социальных сетях можно свободно общаться с людьми со всего земного шара – это уникальная возможность не только культурно обогатиться, но и подтянуть знания по иностранным языкам. Живое общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека. Может помочь частная школа в получение углубленных знаний.
Самообразование возможно также при помощи онлайн-курсов, семинаров, вебинаров, тренингов и обучающих программ в интернете. Здесь можно свободно выбрать интересующее вас поле для изучения и методы получения информации. Ведь новые знания и идеи не сразу попадают в книги и другие печатные издания, а в программу учебных заведений и подавно. Если вы хотите самостоятельно изучать определенную отрасль, можно составить индивидуальную программу: выбрать информацию, подходы и методы, которые интересны и удобны именно вам, составить перечень соответствующей литературы и следить за выполнением этой программы.
Найти время – просто
Найти время на самообразование гораздо легче, чем на посещение учебного заведения. Когда едете в метро или другом общественном транспорте удобно читать и смотреть видео, а когда выходите на пробежку или идете на работу пешком – слушать аудиокниги и подкасты. Более того, вы экономите не только время, но и деньги – при самостоятельном обучении вам не нужно оплачивать услуги преподавателей, а большинство ресурсов доступны совершенно бесплатно.
Самообразование – залог успеха
Дата публикации 29 сентября 2013 . Опубликовано в Саморазвитие
В современном обществе без самообразования нельзя надеяться на успех в карьере и жизни. Чтобы идти в ногу со временем необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием. Мы привыкли понимать под образованием наличие документа, который подтверждает его получение. Однако это вовсе не так, как мы думаем.
Образование – это наличие знаний и умение ими пользоваться. Можно много знать, но никогда не употребить их в жизни. Про таких людей нельзя сказать, что они образованны. Они могут иметь по несколько дипломов о высшем профессиональном образовании, кандидатских или даже докторских степеней, но совершенно не быть образованными.
Образование – это не просто документ государственного образца. Это, прежде всего, знания и навыки, необходимые для ежедневной трудовой и обыденной деятельности. Оно позволяет нам находить ответы на все возникающие у нас вопросы, адаптироваться к изменяющимся условиям, решать трудные жизненные задачи, которые нам готовит судьба.
Необразованные люди испытывают трудности в жизни. Им тяжело справляться с теми препятствиями, которые возникают у них на пути.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что заниматься самообразованием – значить учиться жить. Оно необходимо, чтобы не испытывать стрессов и легко бороться с жизненными трудностями.
Однако, самообразование – это не только чтение литературы, участие в тренингах, интересные беседы, чтобы получить пользу от него, необходимо научиться применять полученные навыки и умении на практике.
Что дадут вам знания, как делать искусственное дыхание человеку, если вы не сможете их применить в экстремальной ситуации? Как поможет вам субъективная информация, полученная от преподавателя, высказывающего свое мнения относительно прелестей политики Гитлера? Как поможет вам изучение ведения дискуссий, если вы не сможете ему возразить?
Необходимость самообразования не зависит от опыта, стажа работы, возраста человека. Оно необходимо для каждого ответственного и нацеленного на результат человека. Самообразование всегда и каждому помогает жить.
В современном мире польза от самообразования ни у кого не вызывает сомнения. Любой может найти время на самосовершенствование. Не нужно делать для себя самого отговорки: «Нет времени», «Очень устал или занят». Это нужно делать, прежде всего, для себя, чтобы не опускаться на ступень ниже по лестнице своей жизни.
Как учиться лучше и быстрее? Или механизмы самообразования от практиков
Вы должны понимать, для чего именно учитесь — для получения новой информации, глубокого понимания, поиска конкретных фактов и т.д. Определите объем своих источников и усилий в зависимости от того, чего вы хотите достичь. Лучший способ (который, однако, довольно трудно превратить в привычку) — это когда вы определяете, что именно вам важно понять, и тратите, на первый взгляд, непомерное количество времени на то, чтобы понять основы на очень глубоком уровне. Благодаря этому вы сэкономите время позднее, так как понимание основ позволит вам мастерски оперировать данной темой на протяжении всей жизни. Иными словами, это кратчайший известный путь к овладению знаниями. Поэтому вкладывайте время и ограниченные когнитивные ресурсы только в те вещи, которые для вас важны.
С какими проблемами сталкиваются люди при самообразовании?
Для многих самым большим препятствием является то, что они не имеют «структуры» своего прогресса. С ними часто случается, что начальный импульс углубиться в какую-то тему был достаточно сильным, но, проработав некоторые материалы, они забывают о том, что мотивировало их начать это делать. Тогда они бросают это занятие и берутся за что-то другое. Решение этой проблемы эксперты видят в разработке плана того предмета, который вы хотите изучить, и как можно тщательнее ему следовать. Конечно, этот план можно будет изменять по мере того, как вы будете становиться более осведомленным в данной теме. Но он все же должен быть. Можно воспользоваться программой какого-то курса на тему, что вас интересует. Не обязательно ее точно копировать, но если этот курс содержит полезную информацию, можете на его основе составить свой собственный план. И пусть на этом пути вас кто-то сопровождает — друг, соперник или наставник. Это очень помогает.
Какой самый эффективный способ читать книгу?
Делайте заметки не во время чтения, а после каждого раздела. Многие люди считают, что если они конспектируют книгу, это означает, что они поняли материал и смогут воспользоваться этими записями позже. Но это не работает. Конспектирование требует меньше умственных усилий, чем кропотливый перенос информации из рабочей памяти в долгосрочную. Такое сохранение ментальной энергии становится привычкой для многих людей, которые сталкиваются с тягостными умственными задачами. Их ментальные ресурсы направляются на само конспектирование, а не на обработку информации, которая является главной целью. После прочтения раздела суммируйте его содержание и выкладывайте его себе. Умение кратко пересказывать прочитанный материал значительно повысит вашу способность хранить в памяти информацию, как показывает аксиома «учиться обучая». Когда вы сможете четко объяснить, что вы только что прочитали, можете сделать заметки.
Как научиться учиться?
Если вы будете просто читать книги, слушать лекции и просить друзей что-то вам объяснить — много вы не изучите. Это полезные занятия, но часто их недостаточно для того, чтобы учиться. Это как собирать хворост, но еще не разводить костер. Чтобы учиться, нужно «делать», иначе ваш мозг не будет воспринимать информацию. Когда вы ее не используете, ваш мозг считает, что она не важна. После того, как вы что-либо прочитали либо услышали, попробуйте на основе этого что-то создать или кому-то это объяснить. Лучший способ чему-либо научиться — это учить. Прочитав статью, сделайте выводы, расскажите ее содержание пяти людям, напишите об этом пост в блоге и т.д.
Как мотивировать себя к самообразованию?
Эффективное обучение происходит тогда, когда вам необходимо что-то изучить, чтобы создать то, что вы хотите создать. Страсть к обучению появляется тогда, когда оно является средством для достижения определенной цели. Если хотите изучить какой-то язык программирования, поставьте цель написать программу, которая требует этого языка. Когда вы это сделаете, вы не только будете знать этот язык, но и почувствуете огромное удовольствие от реализации.
Самообразование и саморазвитие личности.
Внешние социализирующие личность факторы — среда, воспитание — способствуют ее саморазвитию и формированию только во взаимодействии с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие внешних факторов (среда, воспитание) с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) приводит личность к саморазвитию.
Саморазвитие определяется самообразованием, самовоспитанием, самообучением как составляющими, характеризующими внутреннее душевное состояние человека.
Самообразование — система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
Самообразовательная деятельность — форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал личности, повышается ее идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Поэтому так важна упорная систематическая работа по своему самообразованию.
Характер самообразования зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.
Главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совершенствование личности. Всесторонне образованный человек постоянно следит за достижениями общества с помощью аудиовизуальных средств, накапливая и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.
Самовоспитание — процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не осуществляется насильно, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса развития. Самовоспитание является условием воспитания и одновременно его результатом. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное условие совершенствования личности.
Среди содержательных компонентов самовоспитания следует выделить:
О глубоко осознанные цели и задачи;
О выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, лежащие в основе программы самосовершенствования;
О осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности;
О идейно-политические, профессиональные, психолого-педагогические, эстетические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах жизни.
Исходными компонентами самовоспитания являются потребности и мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.
Эти сферы развития личности тесно связаны между собой, требуют постоянной проверки, самоконтроля и коррекции процесса самовоспитания, непрерывного руководства им. Здесь существенную роль играют самопознание и самоанализ своих действий, поступков, поведения, что предполагает критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Большое значение имеет самооценка, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, социальной сфере и социальных группах.
К наиболее общим методам самовоспитания относятся прежде всего:
О самообязательства — осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств;
О самоорганизация — разработка принципов и правил поведения в личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
Из истории известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил. Например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; «Для того чтобы достичь необходимой высоты, нужно соблюдать правило: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, но качеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три, чем второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий материал».
Самообучение — процесс непосредственного получения человеком из опыта поколений знаний, умений и навыков посредством собственных устремлений и выбранных средств. Эта составная часть самообразования предполагает систематическую целенаправленную работу в овладении знаниями, а также включает овладение методикой работы с учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний и организации самостоятельной и практической работы. Чтобы помочь обучающемуся в самообразовании, педагог должен:
О правильно выбирать материал (тему) для самообучения;
О перед самообучением проводить вступительную беседу с обучающимися;
О контролировать и направлять процесс самообучения;
О обращать серьезное внимание на выработку обучающимися умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;
О использовать демонстрацию наглядных пособий, предшествующую самообучению;
О организовать выборочное чтение материала по учебнику;
О формировать общеучебные умения обучающихся воспроизводить ранее изученный материал;
о четко определять ход работы, чтобы «исследовательские» усилия обучающихся были целенаправленны и сосредоточены на решении основных вопросов темы.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование» и «самообучение» педагогика описывает духовный мир человека, его врожденную способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — образование, воспитание и обучение — лишь условия, стимулы и средства их пробуждения, приведения в действие. Именно поэтому утверждают, что в душе человека заложены движущие силы его развития.
Взаимосвязь образования, воспитания и обучения с самообразованием, самовоспитанием и самообучением проявляется, как мы уже выяснили, выражена в воспитательных отношениях.
Воспитательные отношения — это разновидность отношений людей между собой посредством взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие личности и формирование ее готовности к жизни и деятельности.
Воспитательные отношения реализуются как определенный процесс, который в педагогике принято называть педагогическим процессом — специально организованным и управляемым взаимодействием педагогов и обучающихся в рамках воспитательных отношений, направленным на развитие личности и формирование ее готовности к жизни и деятельности.
Саморазвитие сотрудника, как один из способов обучения персонала
Автор: Мария Финатова , руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой, эксперт и практикующий консультант в области трудового законодательства
Внутренним обучением и развитием своего персонала занимаются многие организации. В современных условиях и тенденциях, которые задает бизнес, необходимость в обучении и развитии собственных кадров становится все более актуальным и востребованным вопросом, ведь это позволяет иметь не только высококвалифицированных специалистов, но и способствует развитию бизнеса, что является немаловажным фактором. Но далеко не каждый работодатель готов вкладываться в развитие и образование своих сотрудников, так как это стоит недешево, занимает немало времени, сил и требует ресурсов. Поэтому,
Достаточно часто на практике работники занимаются самообразованием и саморазвитием для того, чтобы уверенно занимать определенную профессиональную нишу, повышать свой уровень квалификации и развиваться лично
Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является необходимым и основным для достижения жизненного успеха.
Любое развитие постигается путем наблюдения и анализа самого себя. Саморазвитие может быть личностным, а может быть и профессиональным. Они кардинально отличаются друг от друга, так как у них разные цели. Личностное саморазвитие подразумевает развитие персональных качеств, которые заложены где-то глубоко внутри каждого человека на генетическом уровне, при развитии которых человек открывает в себе что-то новое, что было ему неизвестно ранее и чем он никогда не пользовался. Это может выражаться в изменении типа мышления, отношении к себе и окружающим, выработке новых качеств и многое другое. Все зависит, прежде всего, от того чего хочет сам человек.
Саморазвитие профессиональное — это совершенствование своих компетенций в профессиональной сфере
Оно может быть долгим, а может быть и быстрым. Желание, возможности, а также самые дорогие сейчас временные ресурсы, которое работник готов для этого выделить, в данном вопросе являются главными и основополагающими факторами.
Немаловажную роль играет и мотивация. Мотиваторами могут выступать как работодатель, так и сам работник. Например, хорошей мотивацией со стороны работодателя может послужить переход на более высокую должность, при занятии которой у работника появляется гораздо больше перспектив, чем он имеет сейчас, смена профессиональной деятельности (получение новой профессии), как возможности попробовать себя в чем-то новом, чего давно хотелось, но не было возможности. Самомотивация задается самим работником и зависит от тех целей, которые он перед собой ставит.
Так как же работник может саморазвиваться для того, чтобы повысить свою квалификацию и усовершенствовать свои знания? Способов много. Рассмотрим некоторые из них.
- Способ первый. Человек может читать полезную развивающую и профессиональную литературу. Такой способ дает возможность получить достаточно большой багаж теоретических знаний и позволит попробовать их применить на практике.
- Способ второй. Дистанционное обучение. Возможность получения образования по совсем новой профессии или повышение квалификации по имеющейся. Такой способ образования позволяет достаточно быстро получить не только новые знания, но и документ, подтверждающий их получение.
- Способ третий. Работник может посещать тренинги, семинары, слушать вебинары по интересующим его тематикам. Данный способ является одним из самых популярных, так как сочетает в себе одновременно получение как теоретических, так и практических знаний.
- Способ четвертый. Человек может быть наставником для других работников, либо иметь своего наставника. Такой способ очень хорошо развивает навыки руководителя, причем в обоих случаях и когда работник сам является наставником и когда у него есть наставник.
Конечно, это далеко не все способы, которые существуют. Их гораздо больше, но можно попробовать начать с одного из них, либо использовать все четыре одновременно. Еще раз повторюсь, все зависит от желания, возможности и времени, которое работник готов уделить самому себе для того, чтобы достичь профессиональных высот и личного развития. А какие он для этого будет использовать способы это уже вторично. Главное результат!
Саморазвитие и самообразование – важная составляющая профессионализма педагога дополнительного образования
статья на тему
Для успешной деятельности каждый педагог должен переосмыслить представления о себе как о профессионале. Нобходимо постоянно заниматься своим саморазвитием, самообразованием, поиском новых форм работы.
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_i_samoobrazovanie_pedagoga.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Саморазвитие и самообразование – важная составляющая
профессионализма педагога дополнительного образования
Учитель живет до тех пор, пока учится.
Современная система образования привела к тому, что современный педагог дополнительного образования должен не только хорошо знать свое дело, но и решать все вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью. Именно от его профессиональных навыков зависит творческая активность обучающихся, содержание и продолжительность творческого пути коллектива, социально-культурная востребованность, умение общаться и взаимодействовать с родителями детей и другими объектами социума.
Важную помощь педагогу в его работе оказывают коллеги и учреждение. Сложившаяся система взаимодействия всех структурных подразделений в работе правильно функционирующего учреждения дополнительного образования позволяет педагогическому коллективу очень органично, без дополнительного напряжения сил, в рамках основного образовательного процесса идти к поставленной цели – воспитанию детей.
Для успешной деятельности каждый педагог должен переосмыслить представления о себе как о профессионале. Важно наличие позитивной оценки себя как профессионала, необходимо заниматься своим саморазвитием, самообразованием, поиском новых форм работы.
Основными направлениями развития профессиональной компетентности педагога являются:
- повышение профессионального мастерства;
- освоение новых педагогических технологий;
- участие в методической работе своего учреждения;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:
Хороший руководитель старается задействовать своих учеников так, чтобы у них не осталось время для безделья. И решающее значение здесь имеет гармонично организованная система воспитательно-образовательного процесса.
Разработка творческих проектов, участие и достижения в конкурсах различного уровня – все это помогает детям ценить свой труд, повысить самооценку, преодолевать различные трудности.
Навыки творческого сотрудничества со сверстниками, участие в коллективных делах п овышают м отивацию и потребность к самореализации в практическом творчестве, познавательной деятельности. Личный опыт участия детей в акциях, проектах, спортивных соревнованиях способствует воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде, богатствам своей родины и к своему здоровью.
Если в группе преобладают такие стили общения как дружелюбный и альтруистический, большинство детей имеют нормальную адаптацию в коллективе, в личностном плане будет идти установка на преодоление препятствий, общительность, дружескую поддержку.
Ведь, качества и свойства личности представляют собою определенные преобразования, которые возникают в результате взаимодействия человека с миром в системе отношений с обществом. Они проявляется в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, в привычках и привычных формах поведения. Самым высоким уровнем нравственного поведения личности является осознанное владение собой, сохранение верности и твердости, нравственным убеждениям, особенно в непростых ситуациях. А такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни.
Поэтому, несмотря на быстро меняющееся время, роль педагога остается неизменной. На современном этапе развития общества, любой учитель не только преподает свой предмет, но и воспитывает, помогает ребенку найти ответы на многие жизненные вопросы. И это многозначительная ответственность перед государством, родителями, обществом, обучающимися.
Какие преимущества от самообучения и саморазвития?
Дата публикации 18 июня 2018 . Опубликовано в Саморазвитие
К сожалению знания, умения и навыки, полученные в школе и других учебных заведениях, отличны от того что требуется в современной жизни. Жить в ногу со временем и заниматься саморазвитием – значит быть конкурентоспособным. Это относиться также к профессионализму.
Саморазвитие – запрос личности на приобретение определенных знаний и умений с конкретной целью. Учебные заведения классического типа в этом не принимают участия: средняя школа, колледжи, техникумы, да и многие вузы.
Выделяют правила саморазвития:
1. Любопытность к знаниям. Самообучение без интереса не возможно, иначе это каторга. Желание узнавать новую информацию, развиваться личностно и разносторонне.
2. Воля к знаниям. Процесс самообучения на одном интересе не построить, каждый этап необходимо доводить до логического конца. Не всегда это хочется делать, переключение интересов зачастую происходит практически с каждым. Ввиду этого развитие силы воли важный инструмент.
3. Побуждение к знаниям. У каждого действия, занятия должно быть своя цель – для чего это нужно делать, каких результатов нужно достичь, какие ответы нужно найти, что позволит открыть новый уровень знаний и умений.
Только использование совместно этих трех принципов даст толчок на пути к самообразованию.
Какие же инструменты для саморазвития можно использовать?
В-первую очередь все доступные бумажные, аудио и виде ресурсы. Получение информации любым удобным путем для человека.
Во-вторых, тренинги, семинары, курсы. Посещение однодневных или модульных обучающих программ. Постренинговое сопровождение, индивидуальные отработки, отработки в группах как дополнительные ресурсы. Бюджетным вариантом не является этот метод.
В-третьих, заимствовать бест-практики у других людей. Приятный диалог с преуспевшим в каком-либо деле человеком, которому есть чем поделиться и передать свой опыт и накопленные знания. Наличие таких сильных и успешных личностей в окружении облегчает задачу. Если же нет, можно обратиться к нетворингу. В двух словах, нетворинг – умение формировать вокруг себя определенный круг профессионалов из разных сфер.
В-четвертых, помощь коуча. Результативный метод для прокачивания своих зон роста, с помощью персонального тренера. Коуч может помочь составить эффективный план развития, со сроками и детализации действий. Не из дешевых мероприятий.
В-пятых, полезные интернет-ресурсы. Обучающие материалы, тематические порталы, форумы, группы, вебинары, где люди делятся своими знаниями и опытом. Важно в данных ресурсах возможность вопрос-ответа, домашних заданий с проверками модератора, а также наличие чатов для участников для обмена бест-практиками.
В процессе самообразования каждая из предложенных методик может привести к результату, только при грамотном использовании информации, правильно расставленных приоритетах и отсеивании инфо-мусор.
Не откладывайте в долгий ящик развитие самого себя, ведь самое главное преимущество перед конкурентами – это знания и умения!
С чего начать самообразование: 15 лучших сайтов
Современный ритм жизни человека не всегда позволяет полноценно посещать университет для получения дополнительного образования, проходить курсы и длительные тренинги. Несмотря на эту тенденцию, потребность в постоянном развитии и повышении квалификации не исчезает, а лишь увеличивается: профессионалы нужны каждому работодателю. Ловко выйти из непростого положения реально. Это можно сделать с помощью соответствующих образовательных сайтов. От вас потребуется исключительно желание к самосовершенствованию и наличие пары часов свободного времени ежедневно.
Помимо известных всем способов обучения на youtube, существует уйма прочих полезных и увлекательных программ, о которых, к сожалению, мало информации. Пускай они и не научат вас нырять с аквалангом, но точно повысят уровень знаний на ту или иную тематику.
5 сайтов для тех, кто увлечен искусством
Если вашим хобби, увлечением, профессией является какая-либо отрасль искусства, то следующий топ сайтов точно окажется вам по нраву. Минус некоторых из них – нацеленность на англоязычную аудиторию. Но в этом скрыт и некий плюс: есть вероятность подтянуть уровень английского языка. Впрочем, сайты составлены и описано понятно, а потому разобраться в них легко.
5 сайтов для общего развития
Повысить свои знания в любой области, поднять словарный запас и приобрести статус начитанного человека несложно, если регулярно посещать один из перечисленных далее платформ:
- https://postnauka.ru – просто, доступно и увлекательно. Сайт с постами на различные темы, дополненный авторским контентом и уникальной информацией.
- https://www.lektorium.tv – постоянно пополняющийся портал с видеофайлами и лекциями от ведущих специалистов, образовательных учреждений. Для получения знаний достаточно записаться на выбранную программу.
- https://xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai/ – русскоязычные курсы, статьи и лекции для самосовершенствования. Если занимать появившееся свободное время использованием этого сайта, то оно не окажется бесполезным.
- https://theoryandpractice.ru – узнать ранее неизвестную информацию тут можно, начиная с заглавной страницы. Материалы не привязаны к определенной теме, потому сайт полезен всем пользователям.
- https://thequestion.ru/– платформа для вечно любопытных людей-почемучек. Здесь разбираются актуальные, проблемные и достойные внимания вопросы.
5 сайтов для изучения английского
Не пытаться усовершенствовать свой уровень английского сейчас просто непозволительно. Потому новые идеи и способы его изучения появляются довольно часто. Ниже подобраны наиболее понятные и наполненные контентом платформы. Просто подберите самую комфортную для вас.
- https://www.engvid.com
- https://xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai/ru
- http://etc.usf.edu/lit2go/
- https://www.bookrix.com/books.html
- http://linkengpark.com
Правда, чтобы разобраться в некоторых из сайтов уже нужно иметь начальный уровень понимания английского, но это не сложно сделать и с помощью переводчика. Платформы с электронными книгами и аудиофайлами подходят для более осведомленных “студентов”.
Заниматься самообразованием никогда не поздно. Начитанные и образованное люди всегда привлекают внимание и притягивают себе подобных. Успех и достойное окружение – итог кропотливой работы над собой.
5. Самообразование и саморазвитие
Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.
Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.
Данное определение имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.
Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков, даже помыслов.
Современная ситуация характеризуется тем, что все больше и больше людей во всем мире, стремятся продолжить свое образование и развитие и после окончания университета. В большей степени это стремление определено внешними обстоятельствами. Жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности проникает информатика и информационные технологии. Чтобы овладеть этим, необходимы новые знания и навыки работы. Научно технический прогресс требует повышения общеобразовательного и профессионального уровня. С каждым днем усложняется и социальная жизнь. Переосмысливаются многие понятия, идет поиск новых решений вечных проблем. Происходит развитие политической жизни, демократических принципов и политического плюрализма, развиваются различные формы собственности, а новые приобретают межгосударственные связи. Все эти изменения нуждаются в осмыслении и оценке каждым. Это возможно лишь с помощью соответствующих систематизированных знаний и работы над собой.
Другой причиной стремления к обучению, как считают психологи, является присущее любому человеку стремление к самосовершенствованию, причем часто даже не осознанное.
Справедливости ради, необходимо отметить, что указанные выше причины не являются единственными. Любой человек, может начать процесс самообразования, мотивируясь иными потребностями. Вообще американский исследователь М. Ш. Ноулз группирует побуждения к самообразованию по 6 основным направлениям:
1. профессией и карьерой;
2. развитием собственной личности;
3. домашней и семейной жизнью;
4. использованием свободного времени;
6. коллективной (общественной) жизнью.
Саморазвитие также имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:
1. нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;
2. самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.
С другой стороны и имеет место существенные недостатки:
1. может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации;
2. не всегда можно положиться на организованность, ответственность;
3. лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося;
4. очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста.
Итак, социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме.
Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:
· личностного развития (личностного роста);
· профессионального (квалификационного) развития;
· поддержания физического состояния (оздоровления).
В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?
Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:
Ш внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
Ш способность к саморазвитию;
Ш понимание содержания и методических основ саморазвития.
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
o организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
o доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
o методического обеспечения условий профессионального развития.
Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были: внутренняя мотивация профессиональной деятельности и способность к саморазвитию.
При этом необходимы определенный уровень грамотности менеджера в вопросах и методах саморазвития, а также наличие указанных внешних организационно-методических условий.
Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.
Мотивированность на профессиональное развитие. Уровень активности профессионального развития определяется структурой мотивов трудовой деятельности менеджера. Если в этой структуре внутренние мотивы занимают доминирующие позиции или, еще лучше, один из них является ведущим мотивом, то это обеспечивает мотивированность менеджера на саморазвитие. Если же ведущим мотивом является один из внешних мотивов и в структуре мотивации менеджера на позициях доминирующих отсутствуют внутренние мотивы, можно говорить об отсутствии мотивированности на профессиональное саморазвитие, самосовершенствование.
Формирование мотивов и изменение структуры мотивации профессиональной деятельности — процесс сложный и длительный. Поэтому невозможно быстро сформировать у менеджера мотивированность на саморазвитие, если ее нет в структуре его мотивов. Наличие данной мотивации является одним из главных профессиональных качеств менеджера, способного самостоятельно сделать карьеру и добиться успеха в процессе преобразований.
Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.
Основу способности к саморазвитию составляют умения:
видеть свои недостатки и ограничения;
анализировать их причины в собственной деятельности;
критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.
Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.
Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.
Наличие мотивации и способности к саморазвитию свидетельствует о том, что менеджер уже не нуждается во внешней опеке своего профессионального роста. Он сам способен сделать максимальные усилия для того, чтобы полностью реализовать свой внутренний потенциал профессионального развития и достичь успехов, соответствующих ему.
Только грамотный в этих вопросах менеджер может оценивать реальные возможности и выбирать правильное направление своего развития. Возможности отражаются в задачах развития, которые менеджер ставит перед собой. Задачи могут быть реальными или нереальными. Реальными они оказываются тогда, когда соответствуют имеющимся к данному моменту достижениям. Допустим, менеджер стоит на пятой ступеньке лестницы своего профессионального развития. Вполне реальным для него является следующий шаг на шестую ступеньку или даже на седьмую (при неординарных способностях и сверхусилиях). Если же менеджер, находясь на пятой ступеньке, думает, что он на седьмой, и пытается сразу шагнуть на десятую, то это свидетельствует о нереалистичности его действий. Например, не владея эффективными коммуникативными навыками, он не сможет научиться организовывать и эффективно управлять групповой деятельностью. Такой менеджер не понимает своих реальных возможностей. Неадекватная оценка своих профессиональных и человеческих качеств — путь к неврозу, а не к успеху в профессиональном росте.
В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.
Первое — формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.
Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.
Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.
Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей.
Условия совершенствования. Если задать вопрос директору какого-либо предприятия об условиях для саморазвития менеджеров, то скорее всего можно услышать в ответ: «А разве для этого нужны специальные условия? Ведь это саморазвитие. Кто хочет, тот и занимается. Для того чтобы совершенствоваться, менеджеру не нужны тренажеры, спортзал или какая-то аппаратура. Он может этим заниматься дома в кресле, на диване или на работе за столом». В действительности, конечно, все обстоит не так просто. Для саморазвития нужны и определенные условия, и определенные ресурсы. К двум наиболее важным группам условий относятся культурные и личностные, которые в известной мере взаимосвязаны.
Условие 1. Организационная культура в виде сложившихся традиций, норм и ценностных ориентации может стимулировать и поддерживать инициативу работников в самосовершенствовании, а может, напротив, ее полностью блокировать. Например, к первым относится инновационная культура, а ко вторым — бюрократическая.
Условие 2. Высшие руководители могут быть примером саморазвивающегося новатора, а также примером осторожного консерватора. Доминирующий стиль руководства компанией играет исключительно важную роль в этом вопросе. Если он стимулирует участие менеджеров в обсуждении проблем предприятия, поддерживает инициативу, демонстрирует заинтересованность в привлечении персонала к решению актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.
Для решения данной задачи любому менеджеру важно также иметь некоторые ресурсы.
Первый из них — время для занятия саморазвитием. Второй ресурс — доступ к информации. Третий ресурс — методическая обеспеченность производственных условий, т. е. набор мероприятий, учебно-тренировочных технологий и обучающих программ, которые менеджер может использовать для своего профессионального развития. Речь идет не об обязательных для всех мероприятиях или курсах повышения квалификации, а о программах, которые предлагаются заинтересованным работникам компании. Менеджер, занимающийся самосовершенствованием, выбирает из предлагаемого набора только то, что считает для себя полезным и необходимым, что соответствует его потребностям и планам профессионального роста.
Создание условий и ресурсов для саморазвития, конечно, требует определенных, иногда значительных, финансовых затрат. Для руководителей, склонных экономить на персонале, следует заметить, что компания, в которой есть саморазвивающиеся менеджеры, имеет серьезный потенциал роста; компания, в которой количество таких менеджеров постоянно увеличивается, является перспективной; компания, в которой большинство менеджеров занимается самосовершенствованием, является уже обучающейся организацией. Поэтому создание организационных условий и ресурсов для саморазвития менеджеров представляет собой эффективную форму инвестирования компании в свое собственное развитие.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.