Приемы общения с детьми

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "приемы общения с детьми" с детальным описанием.

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему

В данной работе представлен материал о том, как взрослый должен взаимодействовать с ребенком, не разрушая его внутренний мир и сохраняя его собственную эмоциональную устойчивость.

Вложение Размер
statya_gracheva.docx 16.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила Грачева Маргарита Валентиновна

Взрослому при общении с ребёнком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребёнок их услышал. Так же взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребёнка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребёнка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству.

Позитивное, эффективное общение с ребёнком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщении».
  • «Активно слушает» внутренний мир ребёнка, мир его чувств.
  • Не оценивает личность ребёнка, а говорит о его нежелательных действиях.

В семье происходит первичная социализация ребёнка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения, как в семье, так и вне неё. Родителям, в семье, необходимо установить единые правила, требования, предъявляемых к ребёнку.

Овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения»

«Я-высказывание» – это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

«Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-высказывания» взрослый часто использует угрозу или приказ. Это может вызвать сопротивление или протест. «Я-высказывание» – это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу. «Я-сообщение» имеет ещё некоторое значение. «Я-сообщение» – это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционального-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план.

«Я-сообщение» – это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано к внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.

«Я-сообщение» сигналит о границах дозволенного в необходимой для ребёнка форме.

«Я-сообщение» – это способ передать ответственность за свои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».

«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения.

«Я-сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных» вместо позиции «сверху» – «Я-высказывание».

Развитие навыков активного слушания

«Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» (Гиппенрейтер, 1988г.).

«Активное слушание» – это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

Родители, которые применяют «активное слушание» своих детей вместо поучений и наставлений отмечают, что ребёнок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения, начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены взрослые замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать «отрицательные» чувства ребёнка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребёнком, добиваясь подчинения.

«Активное слушание» помогает родителям видеть за внешним поведением ребёнка его скрытые стремления, желания, интересы.

Услышать чувство – это проявить сочувствие и, крайне, маловероятно, что сочувствие подтолкнет кого-либо к подчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность, и готовность идти навстречу.

«Активное слушание», так же как и «Я-сообщение» делает удивительную вещь для ребёнка – он сам принимает решения.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут быть использованы как материал для совместной деятельности. Это зависит от профессиональных и личных качеств педагога. Педагогу необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста, быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно быть искренним, эмоционально открытым, способным к импровизации, артистичным и владеть навыками саморегуляции.

Овладение взрослым навыками «Я – высказывания», активное слушание позволяет наладить с ребенком позитивное и эффективное общение. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса. При установлении требований и ограничений взрослому необходимо знать и соблюдать определенные правила, т.е. как устанавливаются «границы дозволенного».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети.

Наше общение с детьми имеет большое значение. И оно не всегда бывает конструктивным. Существуют определенные особенности. Предлагаю сегодня рассмотреть основные способы, которые оказывают основное вли.

Советы для воспитателейю «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям комм.

Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, ха.

Методические рекомендации для педагогов по построению диалога с родителями.

Консультация для воспитателей “Речевые формулы для конструктивного общения с родителями&quot.

Ситуации общения родителей с детьми дошкольного возраста

Ситуация 1.

Мать хлопотала по хозяйству, а Таня играла на улице. Вдруг в песочнице девочка увидела разбросанные игрушки. Их было много: лопатки, ведёрки, тарелочки, формочки. Даже кукла сидела в уголке, обиженно надув губы за то, что её забыли. Никого вокруг не было. Таня набрала игрушек и, радостная, побежала домой. Дома она стала играть с младшими сёстрами. Мать пришла звать их к обеду и увидела новые игрушки.

– Откуда эти игрушки? – спросила она, строго оглядев дочерей. Они молчали.

– Таня, где ты их взяла? – ещё более строго спросила мать.

– Нашла, – ответила девочка. – Они лежали в песочнице, я их и взяла.

– Нет, доченька, ты не просто взяла. Ты их уворовала! У нас в семье никогда не было воров. Ты первая!

Еще статьи:  Я никогда не стану хорошей

Таня заплакала, думала, что мать простит.

– Не плачь, а быстренько отнеси игрушки на место и попроси прощения у девочки, игрушки которой ты взяла!

Таня шла, и слёзы капали из глаз. Ей было жалко себя, было стыдно перед незнакомой девочкой. Очень хотелось есть, болели ноги, а идти пришлось далеко. Таня пыталась выбросить игрушки под забор, но слова матери «у нас в семье никогда не было воров. Ты первая!» звучали в ушах. И дочь сделала всё так, как сказала мать, поскольку она очень любила её и верила всем её словам.

1. Какую функцию в этом случае сыграло общение матери с дочерью?

2. Почему слова матери так сильно повлияли на сознание и поведение девочки?

3. В каких случаях требование родителей не действует на детей?

Ситуация 2.

Лене два с половиной года. Она очень впечатлительная девочка. Часто, наигравшись за день и насмотревшись телепередач, никак не может уснуть. Отец и мать, укладывая девочку спать, постоянно прибегают к угрозам и запугиванию. Но когда приходит бабушка, ей удаётся усыпить внучку безболезненно менее чем за полчаса. Бабушка знает множество песен. Но прежде чем начать их петь, она шёпотом спрашивает у внучки:

– Твои куклы, зайка и мишка уже спят?

– Я видела, что и птички полетели спать. Они тебя обогнали, уже спят, а завтра утром прилетят к тебе и постучат в окошко. Будем их встречать?

– Скажем им доброе утро?

– Теперь быстренько закрой глазки, а я тебе спою, как спят птички и зверюшки.

Бабушка начинает петь, и Лена быстро засыпает под её мелодичное пение.

1. Дайте оценку действиям бабушки, отца и матери.

2. Какие приёмы применяете вы, чтобы усыпить своих детей и внуков?

Ситуация 3.

Тоня любила сидеть на перилах своей железной кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.

– Смотри, Тонечка, упадёшь, будет больно, – предупреждала мать.

– Не упаду, я держусь крепко! – сказала девочка.

И вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой о пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:

– Вот и всё, уже не больно! Тоня больше не будет садиться на спинку и падать с кровати?

– Не будет, – ответила девочка и обняла маму за шею.

1. Дайте оценку воспитательным воздействиям матери.

2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 4.

Семья И. отправилась на реку. Как только шестилетний Саша вошёл в воду, бабушка подошла к нему, наклонилась и зловещим голосом зашептала на ухо:

– Играй на берегу, не смей лезть в воду, там сидит страшная косматая русалка! Она схватит тебя за ногу, утащит на дно в пещеру и зажарит на огне.

Саша больше в воду не лез. Отец стал купаться и звать сына:

– Сашенька, заходи в воду, буду учить тебя плавать.

– Я боюсь, там русалка!

Тогда отец взял сына на руки и попытался внести в воду. Тот стал отчаянно вырываться и плакать.

Когда Саша уже учился в школе и ходил с отцом на реку купаться, у него всегда возникало чувство страха. Думалось, что вот-вот кто-то схватит за ноги и утащит в глубину.

1. Проанализируйте воздействие бабушки на внука. Чем оно могло быть вызвано?

2. К чему приводит подобное запугивание детей?

3. Как следовало поступить бабушке в этом случае?

Ситуация 5.

Трёхлетняя Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:

– Ха-ха, полетели, ещё полетели…

– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.

Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:

– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…

Девочка отдаёт ветку и просит:

– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.

Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:

– Не плачьте, я больше не буду вас бить!

1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?

2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?

Ситуация 6.

Когда отец вошёл в комнату, он увидел необычайное зрелище. Четырёхлетний Дима выстроил в ряд пять стульев, на которых лежали его игрушки. На переднем была пристроена игрушечная ракета. Отец хотел было сделать сыну замечание за беспорядок и поставить на место стулья, но Дима увлеченно гудел:

– Что это ты делаешь, Дима? – спросил отец.

– Лечу на самолёте.

– Куда же ты летишь?

– На Северный полюс к полярникам, они замерзают. Я их спасу.

– Ты не долетишь, – неожиданно сказал отец. – У тебя не хватит горючего.

Диму как ветром сдуло. Через минуту термос с чаем стоял на переднем стуле рядом с ракетой.

– Теперь хватит? – спрашивал он.

И сын снова загудел, спеша на помощь к полярникам. Через полчаса он «возвращался» домой, доставляя на самолёте полярников (на стульях лежали и стояли все его пластмассовые солдатики). Отец пожал Диме руку и сказал:

– Поздравляю лётчика Диму с успешным окончанием рейса и спасением полярников.

Довольный и радостный, мальчик улыбался и вместе с отцом стал разгружать «самолёт».

1. Проанализируйте ситуацию общения отца с сыном.

2. Правильную ли позицию по отношению к сыну занял отец?

3. Какие качества формирует отец у мальчика в процессе игры?

Ситуация 7.

Родители пятилетней Тани уехали на стройку. Её воспитывала бабушка. Она часто читала ей сказки, учила мыть посуду и вышивать, играла с ней.

Зимой родители Тани приехали навестить её с бабушкой. Девочке очень хотелось рассказать матери о себе и о бабушке, но мать не стала выслушивать её. Более того, во время прогулки она рассердилась на Таню за то, что девочке случайно в валенок попал снег, и поспешно увела дочь в дом. От обиды девочка плакала, ей так хотелось поиграть и поговорить с матерью.

На следующий день, когда девочка проснулась, матери уже не было.

– Уехали, пожалели тебя будить, – сказала бабушка.

Таня проплакала весь день. На ласки и успокаивающие слова бабушки она твердила:

Еще статьи:  Как происходит паническая атака

– Больше никогда не буду её любить, пусть не приезжает…

1. Сопоставьте отношение бабушки и матери к девочке.

2. Чем было вызвано стремление девочки поговорить с приехавшей матерью?

3. Правильно ли повела себя мать, оставшись наедине с дочерью?

4. Что зародило в сердце Тани подобное отношение к ней матери?

Ситуация 8.

Лене должно было исполниться 5 лет. Родители готовились отметить её день рождения.

– Мы купим тебе большую-пребольшую куклу, – обещала мать.

– Она будет говорить и сама открывать и закрывать глазки, – восхищённо добавлял отец.

– А я буду петь ей песенки и укладывать спать, – радовалась девочка.

Но проходили дни рождения Лены, а куклу ей родители все не покупали. Сейчас девочке 12 лет. Но когда подходит день рождения, как признаётся она, кажется, что родители вспомнят о своём обещании и купят ей большую-пребольшую говорящую куклу.

1. Какая ошибка была допущена родителями?

2. Почему Лене запомнилась именно эта ситуация общения родителей с ней?

3. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 9.

Когда Марине пошёл шестой год, отец часто запугивал её:

– Вот скоро в школу пойдёшь, там твои капризы быстро выгонят!

– Не бойся, Маринка, папа шутит, – успокаивала девочку мать. – Сейчас в школе дети не боятся ни учителей, ни директора, и ты никого не бойся.

1. Дайте оценку высказываниям отца и матери.

2. Что могут закрепить в сознании девочки подобные суждения родителей о школе?

Хотелось, чтобы читатели проанализировали эти ситуации и мысленно ответили на поставленные вопросы.

Эффективное общение родителей с ребенком — залог хорошего воспитания

Выявлены основные педагогические условия, соблюдение которых содействует эффективности общения родителей с детьми в процессе их морально-эмоционального воспитания.

Проявление доброжелательности по отношению ко всем детям в семье (родным и приёмным). Морально-эмоциональное развитие тех детей, родители которых постоянно проявляют к ним доброжелательность и добросердечность, проходит наиболее интенсивно. Доброжелательные отношения отца и матери к детям пробуждают у них добрые чувства, поднимают настроение, помогают преодолевать трудности в учёбе, труде и жизни.

Учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей

Психологи выделяют следующие возрастные этапы в эмоциональном развитии детей, в развитии их общения с родителями и взрослыми:

  • от рождения до 3 месяцев младенцы для установления связи и общения с родителями и окружающими используют сигнализирующие и ориентирующие формы поведения (прослеживание, голосовые реакции, плач);
  • от 2 до 7 месяцев малыши улыбаются и пантомимикой реагируют на приближающихся родителей и окружающих;
  • от 3 до 10 месяцев ребёнок обменивается с матерью и отцом взглядами, делает паузы, играет в игры;
  • от 9 до 18 месяцев дети начинают пользоваться при общении словами. Умеют гневаться, печалиться, радоваться, осознают отличие себя от других;
  • от 18 до 36 месяцев при общении с родителями пользуются словами;
  • к году ребёнок знает около 30 слов, к двум — 200—300, к трём 1.000—1.500 слов;
  • от 30 до 48 месяцев ребёнок пользуется вербальным и невербальным общением. Отношения и общение строит в форме партнёрства, взаимных уступок, достижения своих собственных целей.

Постоянная забота о сохранении и подкреплении своего морального авторитета, престижа и положительного примера. В общении с детьми авторитет родителей основан на безоговорочной вере детей в справедливость поведения матери и отца, на подражании их поступкам. Поэтому родители приучают детей к освоению понятий «можно», «нельзя», «надо».

Общению с детьми необходимо постоянно учиться, развивая положительное и устраняя имеющиеся в нём ошибки и просчёты. В определённой степени этому помогут упражнения, задания, ситуации, тесты, которые приводятся в моей новой книге «Педагогика семейного воспитания». Книга может быть использована для родительского самообразования и обучения сложному искусству общения с детьми, родителей друг с другом и с окружающими людьми.

Провести самоанализ общения с детьми можно, ответив для себя на следующие вопросы:

  • Думаете ли вы о своих детях в свободное от работы время?
  • Какое ощущение преобладает у вас к концу дня: безразличие, утомление, стремление наблюдать за детьми?
  • Если вы рассердились на ребёнка, то как долго сохраняется Ваше раздражение?
  • Проанализируйте, сложились ли у вас привычные приёмы родительского общения с ребёнком.

Умею ли я всегда спросить о чём-то сына (дочь) так, чтобы ему (ей) было приятно ответить?

Могу ли я внимательно выслушать ребёнка и вызвать у него доверие, расположение, интерес?

Реагирую ли я на грубость сына (дочери) в мой адрес всегда другими средствами или отвечаю грубостью?

Способен (способна) ли я вовремя разрядить атмосферу, когда назревает конфликт или накаляются страсти?

Умею ли я всегда настоять на своём тактично и спокойно, чтобы убедить детей в своей правоте?

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть по­зитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уваже­ние к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав спо­соб действия, вы не должны колебаться. Будьте друже­любными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над деть­ми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спо­койное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддер­жать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе­реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется не­удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

1. Какими способами взрослый может оказать психологи­ческую поддержку ребенку?

2. Почему ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых?

Глава V психолого-педагогическая помощь ребенку, переживающему горе

Вите было всего 2 года, когда трагически погиб его отец. О том, как это случилось, мальчик знает со слов мамы и старших сестер. Внешне он как будто бы не переживает, но как только в детском саду заходит разговор о папах, Витя громко сообщает: «А мой папа погиб». Дети замол­кают, а воспитательница теряется, не зная, что ответить ребенку.

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только ра­достями и мелкими огорчениями. В ней порой встречает­ся и настоящее горе, связанное с потерей близких вслед­ствие болезней, старости, катастроф, аварий, несчастных случаев. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как ве­сти себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю.

Еще статьи:  Как вылечиться от депрессии

Важно, чтобы взрослый умел не только профессиональ­но грамотно оказать помощь такому ребенку, но и под­держать его.

Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

Овладение предлагаемыми ниже приемами доступно и необходимо всем взрослым, имеющим дело с детьми, так как в любой момент они могут столкнуться с ситуа­цией, когда потребуется психологическая помощь, под­держка, понимание. Обращение к специальной психоте­рапевтической или психиатрической помощи рекоменду­ется лишь тогда, когда предлагаемые средства не сраба­тывают или оказываются недостаточными.

Что отличает детское горе? Если в семье горе, то нуж­но, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнориро­вать, но важно признать его право на переживание. Даже если в семье психически неполноценный ребенок, никак нельзя недооценивать его способность понять происхо­дящее, а также глубину его эмоций. Он, как и другие дети, должен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки любви и поддержки.

Не надо пытаться делать вид, что ничего не случи­лось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не га­рантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких стра­хов, которые могут привести к тяжелым психологичес­ким проблемам много лет спустя. В это трудное время детям прежде всего требуются поддержка, демонстрация любви и заботы.

Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами и только я пришел с папой».

Что считать нормальными реакциями ребенка? Это обязательно нужно знать, чтобы отличить «проблемно­го» ребенка от ребенка «с проблемой». Шок – первая ре­акция на смерть. У детей он обычно выражается молча­ливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство диском­форта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телеви­зор) оказывается не самой лучшей политикой в такой си­туации. Оно действует временно и не помогает справить­ся с горем, а лишь на момент отвлекает внимание. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, по­сидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре.

Если ребенок достаточно большой, дайте ему возмож­ность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.

Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски – для ребенка очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозмож­ность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаянье наступает, когда ребенок осознает невозмож­ность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на роди­теля, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Маленькие дети могут начать ломать иг­рушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, под­росток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические воп­росы: кто будет провожать его в школу? кто поможет с уроками? кто даст карманных денег? Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продол­жить учебу и т.п.

Роль игровых приемов в развитии общения детей младшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Кроме того, сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования предъявляемые к структуре дошкольного образования основной общеобразовательной программы определяют уровень достижения планируемых результатов и в области общения дошкольника “- это ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками (в зависимости от ситуации)” Кроме того, в программе по которой работает наш детский сад, определено: “Общение и разнообразные деятельности выступают как главное условие усвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания”.

Программой определены параметры развития и способы фиксации совместной детской деятельности, где сказано, что ребёнок – выпускник детского сада может работать в едином темпе и ритме с другими детьми.

Речь идёт об общегрупповом темпе, который может возникнуть только при нормальной организации жизни в детском саду, где приоритетом являются дружеские связи детей, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе.

Между тем, наши наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста, многим из которых исполнилось четыре года испытывают трудности в общении со сверстниками. Отсутствует коммуникативная потребность в общении, интерес друг к другу, наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества. Ситуация осложнялась адаптацией детей к условиям детского сада.

И перед нами встала задача, какие создать условия, какие создавать игровые ситуации, в которых дети вынуждены будут, решая игровые задачи, обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Проанализировав методическую литературу по социо-игровой педагогике, деятельность педагогов практиков по внедрению социо-игровых приемов для развития общения младших дошкольников, мы посчитали, что самыми эффективными приёмами развития общения младших дошкольников являются игровые приёмы вообще и социо-игровая педагогика в частности.

На основе пособия “ Развитие талантов ребенка через игру” В.М Букатова, основываясь на практике педагогов, использующих социо-игровую педагогику, нами была подобрана серия из социо-игровых приемов, целью которых – обратить, направить внимание и интересы детей друг на друга.

Еще статьи:  Остеохондроз и депрессия

На первом этапе нами использовались игровые приемы, задания, которые пробуждают интерес друг к другу (или зависимость друг от друга). Многие из этих игр повышают мышечную мобилизованность. Это игры (по классификации В.Букатова) игры для рабочего настроя. К этим приемам мы отнесли следующие группы игр:

На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогали нам налаживать доброжелательную атмосферу в группе, помогали снять эмоциональное напряжение детей.

“Подари улыбочку”,“Здравствуй”, “Доброе утро”, “Давайте поздороваемся”,“Солнечные лучики”, “Ручеёк радости”,“Мы стоим рука в руке”,“Пузырь”, “Карусель”, “Поздороваемся необычно”.

На следующем этапе – чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играли в “Волшебную палочку”.

Для начала выбирались самые близкие темы для игры:“Как тебя называют ласково?”,“Любимая игрушка”,“Я люблю когда. ”.

Потом постепенно вводился вариант “Волшебной палочки” дидактического характера: “Найди предмет определенного цвета”, “Домашние животные”, “Какой?”,“Какой бывает каша, вода и т.д.”, “На что похоже?”.

Кроме того, чтобы дети учились слушать друг друга, не мешать друг другу, нами использовался прием “Что слышно за дверью, за окном”.

Чтобы дети чувствовали партнера, “дружочка” мы играли в такие игры как: “Сапожки”,“Поезд”.

Чтобы сначала направить детей друг на друга, а потом предоставить ребенку возможность осознать, что он может помочь “дружочку”, мы использовали следующие приемы: “Кто во что одет?”, “Ветер дует на того. ”, “Дом мод”, “Зеркало”,“Ты дрозд – я дрозд”, “Дружная парочка”, “Выложи фигуру веревочкой”.

Чтение стихотворений “с дружочком” – условием такого исполнения являлось то, что дети должны держаться за руки и помогать рассказывать стихотворение своему товарищу.

Следующая группа игровых приемов, применяемая нами для развития общения младших дошкольников, это “игры разминки-разрядки”.

Опираясь на опыт использования таких игр “социо-педагогами” во второй младшей группе, мы, не учитывая темп исполнения, начали играть в “Руки-ноги”.

Широко нами применялись всевозможные хороводные игры. Хороводы помогали детям не только психологически и деятельностно отдохнуть, но и помогали сплотиться.“Бабушка Маланья”, “По дорожке Настя шла”, “Каравай”, “Коза”, “Дядя Трифон”, “Колпачок”.

Если говорить о группе игр для творческого самоутверждения, то такие игры помогали нам развивать не только творческую активность. Как правило, эти игры подразумевают объединение в группы. И они помогали нам привлекать внимание одной группы к другой. Среди них:“Мишка – косолапый”,“Зайка беленький сидит”,“Животные”,“Магазин игрушек”.

Говоря о развитии общения младших дошкольников, нужно отметить, что обратить детей друг на друга, учить оказывать посильную помощь “дружочку”, можно и входе продуктивной деятельности. Это может быть и совместное конструирование, лепка парой, тройкой, коллективные работы.

Большую возможность для применения игровых приемов дают и интегрированные занятия. В ходе которых, создаются условия для направленности детей друг на друга, для решения задачи по развитию общения детей младшего дошкольного возраста.

Анализ использования игровых приемов в развитии общения младших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы.

У большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками. Появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 63 с.

2. Букатов В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. – СПб.: Речь, 2009. – 189 с.

3. Задровская И.А. Размышления социо-игровых технологиях в ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. – Красноярск, 2003. – С.53.

4. Кулакова З.Н. Использование приемов социо-игровой педагогики для развития коммуникативных умений воспитанников ДОУ // Социо-игровая педагогика и современное образование: Сб. науч. материалов науч. конф., 8-9 апреля 2003г. – Красноярск,2003.-С.29-33

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: 1986. – 150 с.

6. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

7. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 416 с.

8. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга первая. Условия успеха. – СПб.: Образовательные проекты, Образовательный центр Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 288 с.

Способы эффективного общения с ребёнком

Мамам и папам помогут приёмы из психологии, многие из которых уже на слуху: активное слушание, я-сообщения, отзеркаливание, перефразирование, резюмирование.

Правила создания контекста, в котором эти методы будут работать:

  1. Поддерживайте доброжелательный настрой, демонстрируйте уважительное отношение. Представьте, что вы общаетесь не с несмышлёнышем, а потенциальным предпринимателем, учёным, артистом… Увидьте в ребёнке будущего взрослого, и повышать голос, кричать, иронизировать, давить будет гораздо сложнее, ведь в ситуации со взрослым это приведёт к конфликту.
  2. Принимайте детей с их достоинствами и недостатками. Представьте, что вы почувствуете, если муж, партнёр или подруга грубо или насмешливо, при всех, будут критиковать вас. Поставьте себя на место ребёнка, и это поможет вам останавливаться и тщательнее подбирать слова и интонацию.
  3. Дайте маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то смешное или глупое.
  4. Удовлетворяйте потребность в контакте с вами, наполняйте общение положительными эмоциями в течение дня и детям будет проще открыться вам.

Приёмы активного слушания

Чтобы успокоиться, детям бывает достаточно, чтобы их выслушали. Поэтому слушание предполагает, что ребёнок говорит, а вы слушаете не перебивая.

Что значит активное? Это значит, что вы включены: не просто слушаете, но и слышите, и откликаетесь на рассказ. В первую очередь маленький человек считывает эмоции и сигналы тела, поэтому так важны ваше положение и поза.

Если вы искренне заинтересованы в том, что говорят и переживают дети, тело само сделает свою работу и они поймут, что вы включены.

В то же время активное слушание — это навык, который тренируется, поэтому понаблюдайте за собой, чтобы понять, посылаете ли вы эти сигналы, и начните использовать их сознательно:

  • повернитесь к говорящему всем телом, смотрите в лицо, желательно, чтобы ваши глаза были на одном уровне;
  • кивайте или наклоните голову слегка на бок;
  • если ребёнок готов к телесному контакту, посадите его на колени, обнимите, поглаживайте, держите за руку или просто слегка касайтесь. Но не настаивайте, если почувствуете нежелание или сопротивление. Лучше просто сядьте рядом на комфортном расстоянии.

Чего делать не следует:

  • отвернуться от собеседника, заниматься своими делами, смотреть телевизор или разговаривать по телефону;
  • сесть или встать в закрытую позу, скрестить ноги или руки на груди;
  • физически доминировать: «нависать» над говорящим, поставить руки на пояс или на бёдра.

На уровне эмоций и речи выделяют несколько основных приёмов:

Еще статьи:  Верю в искренность

1. Паузы: делайте их для того, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться, а также показать, что вы его внимательно слушаете.

2. Поддакивание, подбадривание, побуждение.

3. Междометия (да, ага, угу, и) и короткие реплики («неужели», «а дальше», «ну и»).

4. Перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это.

Можно использовать фразы:

«Другими словами, ты хочешь сказать…»

В дополнение можно использовать уточняющие фразы и вопросы:

«Что ты имеешь в виду, когда говоришь…»

«Если я тебя правильно понял(а)…»

Старайтесь использовать больше утвердительных предложений вместо вопросов. Они дают ощущение большего сопереживания и побуждают рассказывать дальше. Если вы ошибаетесь, ребёнок вас поправит.

5. Отражение чувств, сопереживание:

«Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…»

«Ты, наверное, сильно разозлился…»

Вместе с обозначением чувства можно повторить фразу ребёнка его же словами или схожими:

— Я не нашёл свою игрушку.

— Не нашёл игрушку? Должно быть, ты сильно расстроился.

6. Резюмирование — это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости.

«Вот, значит, что произошло…»

«Теперь я понимаю, что случилось…»

«Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации»

«Давай договоримся, что если…»

Одно из препятствий к успешному использованию активного слушания — наши шаблонные реакции и ответы. Психологи выделили двенадцать видов (подробнее о них можно прочитать у Ю. Б. Гиппенрейтер):

  1. Приказы, команды. «Я сказала прекрати!» «Прибери здесь!» «Живо спать!»
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не перестанешь капризничать, конфету не дам!», «Ещё раз так сделаешь и получишь!»
  3. Мораль, нравоучения, проповеди. «С другими ребятами нужно делиться!», «Старших надо уважать».
  4. Советы, готовые решения. «Я бы на твоём месте это не надела. Возьми лучше вот ту футболку».
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Ты уже не маленький, должен понимать, что так поступать нехорошо».
  6. Критика, выговоры, обвинения. «Совсем совести нет, разве так делают», «Всё из‑за тебя!».
  7. Похвала. «Вот это правильно, так и надо». «Молодец!»
  8. Обзывание, высмеивание. «Жадина-говядина», «Эх ты, разиня».
  9. Догадки, интерпретации. «Наверняка опять двойку получил».
  10. Выспрашивание, расследование. «В чём дело, почему ты молчишь?»
  11. Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки».
  12. Отшучивание, уход от разговора. «Давай как-нибудь потом поговорим».

Навыки активного слушания помогают не только в общении с ребёнком, но и с любым взрослым. Есть хорошее выражение: «Удивительно, насколько разными бывают люди. Одни не слышат, что ты говоришь, а другие слышат то, о чём ты думаешь». Активное слушание позволит попасть во вторую категорию.

Подробнее о правилах, приёмах и результатах этого метода читайте в книгах Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания» и «Общаться с ребёнком. Как?».

Я-сообщения

Ещё один принцип конструктивного общения — я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания, вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.

«Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!»

«Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!».

«Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

Отзеркаливание

Следующий способ — отзеркаливание. В психологии так называют копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально, что вы его понимаете, сопереживаете ему.

Этот механизм начинает свою работу ещё в младенчестве. Для новорождённого мама — зеркало: отвечает улыбкой на улыбку, хмурится, цокает или агукает в ответ.

Наверняка вы замечали, как забавно копируют малыши манеру родителей говорить, ходить, наклонять голову или поправлять волосы. Важно помнить, что они делают это не для того, чтобы передразнить или рассмешить нас. Для малышей это способ стать своим, освоить мир чувств и научиться понимать, что испытывают другие.

Имитация и подражание возможны благодаря зеркальным нейронам и являются ключом к эмпатии и сопереживанию. Дети подражают чаще всего неосознанно, а вот взрослые, напротив, могут использовать метод отзеркаливания в отношениях сознательно, чтобы настроиться на одну волну с детьми. Когда малыш чувствует, что его принимают, он расслабляется, раскрывается и лучше реагирует на ваши слова и действия.

Отзеркаливание можно использовать на одном или нескольких уровнях.

На уровне тела:

  1. Повторите положение тела собеседника (например, сядьте напротив него на пол в той же позе).
  2. Повторяйте какие-то его движения, жесты, мимику (возможно, почёсывайте изредка нос, пожимайте плечами или вздыхайте). Делайте это не сразу, а не спеша и с промежутком.
  3. Подстраивайтесь под его дыхание.

На уровне эмоций и речи:

  1. Говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией.
  2. Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции.

Избегайте передразнивать детей. Следите за тем, чтобы ваше поведение не выглядело фальшиво и/или как насмешка. Это наверняка обидит и разозлит малыша, и скорее всего, он закроется. Осознанное отзеркаливание должно быть незаметным и выглядеть естественно.

Создав атмосферу понимания и близости, можно потихоньку менять ход общения в нужное русло: юный собеседник начнёт теперь уже зеркалить вас и будет прощё достичь согласия.

Кстати, простое актёрское упражнение (по форме, но не по сути и исполнению), которое можно превратить в полезную весёлую игру с малышом, так и называется «Зеркало». Встаньте напротив друг друга. Пусть один из вас показывает какое-то движение. Задача второго максимально точно повторить его.

Один из вариантов этого упражнения: двигаться, соединив ладони друг с другом. И хотя это кажется простым, быстро и точно повторять движения за другим, не потеряв контакта рук, получится, только если расслабиться, довериться другому и следовать за ним!

В статье приведены лишь некоторые способы эффективного общения. Но даже их использование поможет вам улучшить взаимопонимание и сделать отношения более близкими. При этом дети будут учиться различать собственные эмоции, называть их, а значит, управлять ими в будущем и правильно использовать в общении с другими.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here