Наука и гипотеза

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "наука и гипотеза" с детальным описанием.

Научная гипотеза и её назначение

Характеристика гипотезы как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль гипотезы в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксомгипотеза материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки.

Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям.

1-е требование: научная гипотеза должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д. Отсюда – тенденция науки придавать научной гипотезе точную логическую (математическую) формулировку, обеспечивающую включение гипотезы в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введения гипотезы в (дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н. естественного логического вывода.

Техника методов подтверждения гипотезы, в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной логике, в теории статистических решений.

2-е требование: Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических гипотез). [3]

3-е требование: Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания.

Противоречивая Гипотеза заведомо лишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные гипотезы от т. н. рабочих гипотез, рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей».

Рабочие гипотезы часто используются как промежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности.

Для поверхностного наблюдателя научная истина не оставляет места никаким сомнениям: логика науки непогрешима, и если ученые иногда ошибаются, то это потому, что они забывают логические правила.

Математические истины выводятся из небольшого числа очевидных предложений при помощи цепи непогрешимых рассуждений. Из каждого опыта с помощью ряда математических дедукций можно вывести множество следствий, и таким образом каждый из них позволит нам познать некоторый уголок Вселенной.

В таком виде представляется широкой публике или учащимся, получающим первые познания по физике, происхождение научной достоверности. Так они понимают роль опыта и математики. Так же понимали ее сто лет тому назад и многие ученые, мечтавшие построить мир, заимствуя из опыта возможно меньше материала.

Но, вдумавшись, заметили, что математик, а тем более экспериментатор, не может обойтись без гипотезы. Тогда возник вопрос, достаточно ли прочны все эти построения, и явилась мысль, что при малейшем дуновении они могут рухнуть. [2]

Есть гипотезы разного рода; одни допускают проверку и, подтвержденные опытом, становятся плодотворными истинами; другие, не приводя нас к ошибкам, могут быть полезными, фиксируя нашу мысль, наконец, есть гипотезы, только кажущиеся таковыми, но сводящиеся к определениям или к замаскированным соглашениям. Мы постоянно видим перед своими глазами плодотворную работу науки. Этого не могло бы быть, если бы она не открывала нам чего-то реального; но «то, что она может постичь, не суть вещи в себе, как думают наивные догматики, а лишь отношения между вещами; вне этих отношений нет познаваемой действительности.» [1]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9825 –

| 7407 – или читать все.

185.189.13.12 © xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория)

Формы научного познания

Проблема

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается прежде всего своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания – научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Виды:

1. Конструктивные проблемы – они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. Реконструктивные проблемы – они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

Еще статьи:  Алена Курилова поможет нам привлечь деньги в дом! (видео)

– неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами:

а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм;

б) задача, которая возникла как закономерный результат познания;

в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения;

г) задача, путей решения которой не видно.

Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза

Гипотеза – предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы – множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза → Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык – язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

Виды:

1. Объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. Научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом).

Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Наука и гипотеза

Наука и гипотеза

«НАУКА И ГИПОТЕЗА» – книга выдающегося франц. математика, физика и философа Анри Пуанкаре, вышедшая в 1902 г., в рус. пер. вошла в состав его книги «О науке» (М., 1983).

Основное содержание «Н. и г.» составляют е г о доклады на философском, математическом, физическом международных конгрессах 1900 г.

Еще статьи:  Как привлечь внимание мужчины?

Помимо гипотез, полученных индуктивным путем, существуют и др. категории гипотез. К ним относятся, во-первых, те из них, которые можно назвать априорными и которые представляют собой естественную предпосылку любого физического исследования. Такого рода предпосылками являются, в частности, вера в единство и простоту природы, или предпосылка, что влияние очень удаленных тел является ничтожно малым. Во-вторых, вычислительная часть гипотез носит инструментальный и конвенциональный характер в смысле П. Дюгема. Таким образом, всякое физическое знание не есть свод достоверных истин, а состоит из набора гипотез того или иного сорта.

Логико-методологическая концепция Пуанкаре развивается и в др. его работах: «Ценность науки» (1905), которая – включает в себя такие известные работы, как «Измерение времени», «Пространство и три его измерения», а также доклад на международном конгрессе в Сент-Луисе, имевший огромный успех в широких читательских кругах; «Наука и метод» (1908) и в книге «Последние мысли», которая была издана уже после смерти автора в 1913 г.

«Н. и г.» – первая из серии книг А. Пуанкаре, посвященная развитию научного знания. Она стала злободневной в конце 19 в. в связи с радикальными переменами в теоретическом инструментарии науки. Главные проблемы книги – историчность научного знания, рождение и роль гипотез, соотношение теории, наблюдения и эксперимента. В центре внимания – активность мысли в ходе исследования и, соответственно, место эвристических предположений (гипотез) в развитии науки, их структура, их соотношение с теориями, а также определение научной истины, учитывающее тот факт, что гипотезы входят в состав научного знания.

Этот комплекс теоретико-познавательных, методологических и мировоззренческих вопросов Пуанкаре раскрывает на материале истории науки. Следует учесть, что только во второй половине 19 в. ученые перестали считать, будто бы научное знание – это просто собрание незыблемых истин относительно разного рода объектов, которые существуют независимо от сознания исследователей. Оно может быть либо результатом «чистого созерцания» (в так называемых «чистых науках», прежде всего в математике и логике), либо происходить из опыта, т. е. основываться на чувственных данных. Соответственно, развитие науки представляет собой только накопление знания и его упорядочение по принципу составления перечня открытий и их классификации, исходя из соображений удобства в поиске нужных сведений. Делается это с помощью понятий и формулировок законов, которые суть не что иное, как способ концентрации знания. Из них ученые создают дедуктивные системы, которые открывают возможность редукции понятий и законов к данным опыта (теперь уже возможного). Соответственно таким представлениям, история науки сводилась к хронологии открытий, и от нее не было пользы для достижения новых знаний.

В первой главе, посвященной природе математического знания, Пуанкаре подверг критике тезис о математике как о «чисто-аналитической» науке, которая-де пользуется только дедуктивным методом, развертывая свои построения. Но он не согласен и с противоположным утверждением – о рождении всей математики из опыта. Он полагает, что хотя в конструировании базисных положения математики (аксиом) большую роль играет индукция, но в ее основе лежит предположений о непрерывности знания и его предмета. При этом следует различать «математическую» и «физическую» непрерывность. Первая представляет собой особую систему символов и является продуктом «математического ума». Вторая – это «непрерывность опыта»; ее можно обнаружить даже в составе математического знания, напр. в геометрическом учении о пространстве. Существует несколько геометрий, и в основе каждой лежит особая аксиоматика, и поэтому говорить о предметной истинности геометрии вообще не имеет смысла; – можно говорить лишь о сравнительном удобстве той или др. геометрической конструкции применительно к разным предметным областям. В конечном счете, геометрия оперирует идеальными объектами. Она – не «форма восприятия», а «форма способности суждений», – ведь предмет каждой из геометрий задан группой перемещений, которые она разрешает.

Третья часть посвящена базовым понятиям физики и их изменениям. Понятие, вынесенное в название третьей части – «Сила», – не единственное, и даже не важнейшее, из тех, которые здесь рассматриваются. Это понятие было базовым для классической механики, ядром которой была динамика Ньютона. Позднее на эту роль стало претендовать понятие «энергии». Проводя аналогию с ситуацией в геометрии, Пуанкаре усматривает и в принципах физики те же два аспекта: с одной стороны – это «истины, обоснованные опытом», с др. – постулаты, которые распространяются на всю Вселенную, поскольку принимаются учеными как безусловно достоверные. Подвижное равновесие этих компонентов в каждом конкретном случае определено соображениями удобства той символической системы, которую используют ученые. Хотя, в конечном счете, все научные принципы – это соглашения и скрытые определения, но, вместе с тем, они суть также «экспериментальные законы», возведенные в ранг принципов, коим разум ученого приписывает абсолютное значение.

В четвертой части, «Природа», главная тема – роль гипотез в развитии науки, соотношение конструкций разума и обрабатываемого им фактического материала знания. Выдвижение, проверка и трансформация гипотез – единственный способ так организовать научный поиск и его результаты, чтобы они обеспечили и обобщение фактов, и их предвидение. Последняя глава этого раздела посвящена серии открытий, которые привели многих ученых к выводу, что материи как физической реальности, скорее всего, вообще не существует: и теоретическая электродинамика, и эксперименты с микрообъектами, о которых она говорит (тогда это были электроны), показывают, что массу покоя они не имеют. Тем не менее Пуанкаре считал, что пока еще рано выносить окончательное суждение о «конце материи», даже в той осторожной форме, что-де «элементарные» частицы, из которых состоит мир, массы не имеют.

Гипотезы происхождения науки Hypothesis of the origin of science

    Виталий Слепцов 2 лет назад Просмотров:

5 5 этих двух гипотезах, которые описали выше, есть то, что эксперимент признается неотъемлемой частью современной науки. При этом отличающееся от «пранауки» древних. Пока в гипотезах не обсуждался вопрос космоса противоречий с гипотезами Эйнштейна-Прайса и Нидама не было. В конечном итоги произошла замена Аристотелевского космоса новым. Бернала-Блэккета в своей гипотезе обсудили два новых момента. В этой гипотезе речь шла о связи с производством и быстрая смена парадигм. Было выявлено, что в главном гипотезы не противоречат друг другу. Таким образом, ценность науки очень значима. Существующие теоретические научные концепции, которые претендуют на целостность знания о мире и месте в нем человека, становятся убеждениями личности, а в некоторых случаях, даже идеологией определенных слоев общества. Можно с уверенностью говорить об актуальности исследуемого вопроса.

Еще статьи:  Любое теоретическое положение гипотеза должны быть обоснованы

6 6 Список использованной литературы 1. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Современный философский словарь. М.: Академический проспект, с. 2. Лекция 2. Три гипотезы о возникновении науки [Электронный ресурс] // Дата доступа г. 3. Философия: учебник для вузов / Под.ред. В.В. Миронова. М.: Норма с.

Наука и гипотеза

ГИПОТЕЗА — (от греч. hipothesis основание, предположение) положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования… … Философская энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

НАУКА — область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них… … Энциклопедия культурологии

НАУКА — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство это «я»; наука это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть… … Сводная энциклопедия афоризмов

Гипотеза Сепира — Гипотеза Сепира Уорфа (англ. Sapir Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности концепция, разработанная в 30 х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.… … Википедия

Гипотеза уникальной Земли — Гипотеза уникальной Земли предложенный ответ на парадокс Ферми, который объясняет, почему появление такой планеты, как Земля, следует считать очень маловероятным. Вместе с допущением о необходимой предпосылке появления высокоразвитых форм… … Википедия

Гипотеза Уникальной Земли — (англ. Rare Earth hypothesis) предложенный ответ на парадокс Ферми, который объясняет, почему появление такой планеты как Земля следует считать очень маловероятным. Вместе с допущением о необходимой предпосылке появления высокоразвитых форм жизни … Википедия

ГИПОТЕЗА — (греч. hypothesis основание, предположение) форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи (концептуальная… … Новейший философский словарь

Гипотеза Гамкрелидзе — Не следует путать с Анатолийской гипотезой. Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские … Википедия

Гипотеза Римана — Задачи тысячелетия Равенство классов P и NP Гипотеза Ходжа Гипотеза Пуанкаре Гипотеза Римана Квантовая теория Янга Миллса Существование и гладкость решений уравнений Навье Стокса Гипотеза Бёрча Свиннертон Дайера Гипотеза Римана о… … Википедия

Наука и гипотеза

Вниманию читателей предлагается один из первых переводов на русский язык книги выдающегося французского математика, физика и философа Анри Пуанкаре, посвященной философско-методологическим проблемам науки.

Автор исследует вопрос о значении гипотезы в науке, выясняет природу математического мышления, анализирует понятие математической величины, принципы, постулаты и гипотезы в геометрии, механике, физике, иллюстрируя свои положения примерами из истории оптики и электродинамики. Данная работа была первым из знаменитых трудов А. Пуанкаре, относящихся к философии науки.

Книга рекомендуется философам, историкам и методологам науки, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами науки, в том числе математикам, механикам, физикам.

Формы научного познания. Научный факт, научная проблема, идея, гипотеза, теория.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это исторически сложившиеся компоненты научного знания, различающиеся способом отражения действительности и функциями в общей системе науки. К ним относятся: факт, проблема, закон, (в том числе эмпирический закон), гипотеза, теория, принцип и т.д. Каждая форма научного познания характеризуется специфическими для нее критериями научности.

1) ФАКТ употребляется в 3-х значениях: 1) фрагменты действительности, относящиеся либо к объективной реальности, либо к субъективной реальности; 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (факт как синоним истины). 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Во втором и третьем значении выступает как научный факт – базис и фундамент, науки.

а) научный факт – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное знание о событии, явлении, объекте. Событие составляет объективную основу факта. Субъективной его стороной является деятельность ученого по фиксации, описанию событий. Научный факт должен удовлетворять следующим требованиям: 1) отнесенность к определенной предметной области науки; 2) содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события; 3) усредненность результатов наблюдений и измерений; 4) воспроизводимость в научной деятельности других исследователей; 5) соотнесенность с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов.

б) ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ – это полученное в результате экспериментальных исследований (опыта) обоснованное научное высказывание об определенных явлениях действительности.

Соотношение факта и теории – фактуализм и теоретизм. Первая утверждает автономность фактов по отношению к теории, подчеркивая независимость формулировки фактов от теоретических построений. Согласно второй, факты полностью зависят от теории, в зависимости от выбора теоретической позиции, факты могут изменяться.

Тем не менее, зависимость факта от теории выражается в том, что теория формирует основу факта (т.к. она выделяет изучаемый объект действительности, задает язык, на котором описывается факт, детерминирует методы и средства экспериментальных исследований). С другой стороны, полученный из эксперимента факт определяется самой материальной действительностью – или факт подтверждает теорию, или опровергает ее.

В литературе распространены и подходы суммирующие в себе как фактуализм, так и теоретизм и признающие одновременно теоретическую нагруженность фактов и их автономный по отношению к теории характер.

Еще статьи:  Секреты знакомства с парнем вконтакте

2) Научная проблема – это ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования.

Научная проблема возникает при следующих условиях:

а) когда наука имеет факты, но есть задача их теоретического объяснения;

б) когда теория уже существует, но появляются новые факты, необъяснимые в ее рамках.

Стадии развития знания: а) постановка проблемы, б) план ее решение, в) само решение проблемы.

Результат постановки проблемы – это идея или гипотеза, а результат решения проблемы – это теория.

ИДЕЯ – абстрактная догадка о сущности происходящих явлений, которая является исходным началом для систематизации знаний и построения теорий. Идею следует отличать от эмпирических понятий, которые отражают только явления в абстрактном виде, а логический механизм формирования идеи заключается в сравнении, абстрагировании и обобщении как моментов категориального синтеза. Идея отражает сущность объекта и поэтому становится конкретно-теоретическим знанием тогда, когда превращается в теорию. Поскольку из идеи можно вывести теорию, она представляет собой теоретическое знание, которое еще не стало теорией. Основное назначение идеи – свести все многообразие эмпирических знаний к их теоретическому единству. Первым шагом на пути превращения идеи из абстрактного знания в конкретно-теоретическое является гипотеза.

3) ГИПОТЕЗА – это обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний, это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов.

Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: 1) построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), 2) проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов), 3) доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории.

В научной практике термин гипотеза употребляется в следующих смыслах:

а) в узком – как обозначение, предположение о закономерном порядке, существенных связях и отношениях объекта;

б) в широком смысле – как система предположений, одни из которых являются исходными посылками вероятностного характера (гипотеза в узком смысле), а другие представляют собой дедуктивное развертывание этих посылок;

в) предположение о существовании отдельного события или явления.

4) Теория. Иногда теорией называют умственную деятельность ученого, его взгляды, иногда теорией называют гипотезу. Мы же под теорией будем понимать систему объективных знаний.

Теория – это качественная форма научного знания, существующая как система логически взаимосвязанных предложений, отражающих закономерные, общие и необходимые внутренние связи определенной предметной области, т.е. это истинное знание, изложенное в виде системы.

– гносеологическая структура: основные специальные понятия, принципы и законы, идеи, язык, математический аппарат, логические средства.

– логическая структура – в соответствии с логической структурой различают следующие виды теорий: 1) аксиоматические теории (исходные предложения принимаются без доказательств, а все остальные дедуктивно выводятся из них); 2) генетические теории (указывают пути получения исходных предложений, которые развиваются в индукции); 3) гипотетико-дедуктивные теории (из гипотетически выдвигаемого общего положения дедуктивно выдвигаются все другие предложения).

Проблема, гипотеза, теория как компоненты научного познания.

Научное познание является высшей и наиболее развитой формой познавательного процесса. Оно имеет сложную структурную организацию как процесс.

К основным структурным компонентам познания относятся:

Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне научного познания. Вкратце охарактеризуем их.

Этапы научного познания:

1. Постановка научной проблемы. Проблема – это знание о незнании, это вопрос. Научная проблема – это осознание противоречий, возникающих между старой теорией и новыми научными фактами.

2. Гипотеза, вырабатываемая для решения проблемы. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, исходящее из фактов. Цель гипотезы – решить научную проблему. Гипотеза – это вероятностное знание. Теория – достоверное знание.

3. Научная теория – система знаний, объясняющая определенную совокупность явлений, это доказанная (практически проверенная) теория.

Теория – это логически обоснованная, проверенная система знаний в определенном классе явлений о сущности и действий законов бытия данного класса.

Проблема – это форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но то, что нужно познать. Проблема выступает как процесс, включающий два этапа движения познания:

Умение верно поставить проблему – это предпосылка ее успешного решения. Проблема – с греч. «трудность», «задача». Объективно возникающий в ходе развития познания – вопрос или комплекс вопросов. Постановка научной проблемы есть исходный пункт научного познания. Научная проблема – это не просто незнание, а «знание о незнании». Сама же постановка научной проблемы определяется потребностями общества. Первоначально очерчиваются варианты этого решения, которые выступают как гипотезы.

Гипотеза – с греч. «основа», «предположение» – это форма теоретического знания, содержащая предположение относительно исследуемой проблемы, но не пустое предположение, а предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Гипотеза нуждается в доказательстве. Иначе говоря, гипотеза – это предположительное знание. Это попытка мышления проникнуть в сущность исследуемой проблемы и решить ее. Гипотеза становится достоверным знанием, когда ее содержание доказано на практике. При этом гипотезы бывают: эвристическая и научная. К научной гипотезе предъявляются следующие требования (к эвристической – нет):

1. Она должна объяснять круг исследуемых явлений

2. Гипотеза должна исследовать новые факты

3. Должна опираться на уже известные законы или хотя бы не противоречить им

4. Должна допустить принципиальную проверку своих основных положений, то есть быть принципиально проверяемой. В этом смысле гипотезы должны обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. При этом фальсифицируемость фиксирует предположительный характер научной гипотезы, а верифицируемость позволяет проверить научную гипотезу эмпирически. Гипотеза проверяется с соответствующими опытными фактами, в особенности экспериментом.

Гипотезы также бывают рабочими, частными и общими. Рабочие гипотезы – это предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего исследования. Частные гипотезы – это обоснованные предположения о происхождении свойств единичных, частных фактов, конкретных событий и явлений. Общие гипотезы – это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Гипотеза является плодотворной если может привести к новому знанию и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.

Еще статьи:  Бек депрессия интерпретация

Наиболее развитой формой научного познания является теория. Она дает целостное отображение закономерных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются: классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем в лице синергетики и тд. Теория – это целостная система истинного знания. Она имеет сложную структуру, кроме того включает элементы заблуждения. При этом теория выполняет ряд функций.

Основные структурные элементы теории:

1. Исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы)

2. Идеализированный объект (теоретический объект) – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (к таковым относятся «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и тп)

3. Логика теорий (совокупность определенных правил и способов доказательств)

4. Философские установки, социокультурные и ценностные факторы

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Теории опытных наук, по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений, можно разделить на два больших класса:

– феноменологические (описательные, эмпирические), направленные на то, чтобы описывать наблюдаемые в опыте свойства и величины предмета или процесса. Это теории не вникают глубоко во внутренний механизмы этих процессов. Однако с развитием научного познания феноменологического типа теории уступают место нефеноменологическим.

– нефеноменологические (объясняющие явления). Они не только отражают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов. Они помогают распознать необходимые связи, существенные отношения, то есть законы. На этом уровне выводятся абстрактные понятия.

Теории классифицируется по другому критерию, например, по критерию точности предсказания:

1. Теории, в которых предсказание имеет достоверный характер

2. Теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер. Это обусловлено тем, что в этих теориях речь идет о совокупном действии большого числа случайных факторов. К таким теориям относятся стохастические теории.

1. Теория представляет собой целостную, органически развивающуюся систему

2. Знание в теории не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их

3. Теория имеет обоснование

4. Она стремится к объяснению широкого круга явлений

5. Содержательно имеет системную организацию идеализированных объектов

6. Она есть не только готовое знание, но и процесс его получения

Основные функции теории:

1. Синтетическая (так как объединяет отдельные достоверные знания)

2. Объяснительная (так как выявляет причинные и иные зависимости)

3. Методологическая (так как способствует формированию методов, способов и приемов исследовательской деятельности)

4. Предсказательная (так как способствует предвидению)

5. Практическая (так как может выступать в качестве руководства к практическому действию)

Гипотеза и её роль в науке. Анализ философского текста

Споры о роли гипотезы в науке ведутся давно. Во все времена существовали великие учёные своего времени – первооткрыватели научных истин, которые нередко подвергали сомнению современные им научные догматы.

Задачи науки лежат на границе между известным и неожиданным. Отсюда одна из главных ее черт — открытость новому, способность пересмотреть привычные представления и, если надо, отказаться от них.

В современной науке существует строго определённый порядок. После того как проблема или проблемный комплекс сформулированы и исследованы, т. е. проанализированы на предмет правильности постановки, наличия и единственности решения и т. д., следует поиск решения проблем.

Сам процесс поиска решения зависит от того, с какого рода проблемой мы имеем дело, эмпирической или концептуальной. Некоторые проблемы разрешаются обращением к реальному миру, поиском новых фактов посредством процедур наблюдения, измерения и т. п., другие же проблемы могут быть решены только путем построения некоторых новых теорий, нового субъективного образа объективного мира.

Действовать в решении проблемы без какой-либо гипотезы невозможно. Даже решение очевидных практических задач осуществляются на основе представлений, что эти задачи надо решать именно так в силу предшествующего опыта и стремления оптимально добиться желаемого результата. Эти представления и есть гипотеза.

В более сложной задаче представления о деятельности по достижению цели скрыто в ее информационной системе. На первых этапах решения обычно гипотезы выдвигаются интуитивно. Они позволяют зафиксировать область поиска, а при успешном продвижении в решении и сужении области поиска повышается роль логической обоснованности и контролируемости гипотезы.

Гипотеза всегда обладает большим содержанием и большей логической силой, чем те данные, на которых она основана. Поскольку гипотеза не относится к единичным суждениям опыта, а всегда превосходит их по содержанию, ее нельзя обосновать, исходя только из данных. Эмпирические данные могут лишь опровергнуть гипотезу, но не подтвердить ее. Гипотеза ставится под сомнение уже в том случае, когда вступает в противоречие хотя бы с одним фактом или при ее логической проверке убеждаются, что гипотетические способы действия не приводят к цели. Но каждая новая гипотеза, как правило, не отбрасывает целиком содержание прежних гипотез, а использует все рациональное.

Существует заблуждение, будто ценность научного открытия измеряется тем, насколько оно ниспровергает существующую науку. Значительность научной революции в ее созидательных, а не разрушительных возможностях, в том, какой толчок она дает развитию науки, какие новые области открывает. Очень часто при этом основные представления предшествующей науки остаются неизменными. Но даже коренная научная революция не отменяет, а только пересматривает, переосмысливает прежние соотношения и устанавливает границы их применимости.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here