Развитие детского мышления

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "развитие детского мышления" с детальным описанием.

Семь основных принципов развития детского мышления

Научить ребенка думать сложно. Но очень интересно и довольно увлекательно, если знать, как это делать. Занимайтесь с ребенком постоянно, учитывая ряд важных принципов, и результат не заставит себя долго ждать.

1. Любой вопрос ребенка очень важен

Непременно отвечайте даже на, казалось бы, самые глупые вопросы ребенка. Ему интересно, значит, важно, следовательно, нужно ответить и тем самым стимулировать мыслительную деятельность. Не пропускайте мимо ушей сложные вопросы, ищите на них ответы вместе с ребенком, ведь именно при решении таких вопросов мозговая деятельность активизируется и ребенок учится мыслить.

2. Вопросы следует поощрять

Если ребенок не задает вопросов, значит, его ничего не интересует. Развитие мышление не происходит, если ребенок не интересуется причинами явлений, которые окружают его, если он не хочет понять взаимосвязь предметов и следствие различных поступков. Создавайте ситуации общения, в которых ребенок должен будет анализировать окружающий мир и искать ответы на вопросы самостоятельно или с вашей помощью.

3. Задавайте вопросы

Мотивируйте ребенка на поиск новой информации, задавайте вопросы и просите ответить на них. Поиск ответов поможет не только узнать что-то новое, но и размыслить над заданным, поискать причинно-следственные связи и обогатить словарный запас.

4. Позвольте ребенку быть самостоятельным

Когда перед ребенком стоит сложный вопрос, на который он не сразу может дать ответ, взрослый не должен отвечать за него, он может лишь направить мысль ребенка на путь, который поможет ему найти правильный ответ. Ребенок, которому сразу помогают во всем, привыкает к помощи, он не учится размышлять, искать ответы.

5. Право на ошибку

Всем свойственно ошибаться, а детям даже разрешено, ведь они только начинают жить и познавать мир. Если при решении очередной задачи ребенок ошибся, не ругайте его, не стыдите и не смейтесь над его неудачами. Ведь такое ваше отношение к ребенку может навсегда лишить его желания узнавать что-то новое и искать ответы на вопросы, что в конечном счете приведет к тому, что решать его проблемы в виде задач по математике, а затем и жизненных вопросов, придется вам.

6. В споре рождается истина

Умение думать и размышлять формируется как единое целое с умением искать ответы на вопросы. А во время поиска ответов часто возникают споры, так как точки зрения на одно и то же явления могут быть разными у вас и у вашего ребенка. Поощряйте желание ребенка доказывать и отстаивать свое мнение по любому поводу, только без фанатизма. Когда человек пытается отстоять свою точку зрения, он ищет аргументы, учится логично высказывать свои мысли и делать выводы, что, конечно же, способствует развитию мышления.

7. Упражнения для развития мышления

Читайте вместе с ребенком познавательную литературу, играйте в игры для развития мышления, проводите даже совсем простые эксперименты и опыты, соблюдая шесть предыдущих принципов, и тогда мышление вашего ребенка будет развиваться быстро и незаметно, как само собой разумеющийся навык.

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления ↑

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

  • поиск и открытие нового знания;
  • обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;
  • анализ событий или объектов;
  • восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников ↑

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.
Еще статьи:  Уравнение регрессии коэффициенты регрессии

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие ↑

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников? ↑

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:

  • в 2–3 года ребенок должен уметь давать основные характеристики предметам и группировать их по схожим параметрам (большой, маленький, тяжелый, холодный и т. п). Ему доступно умение создавать простые модели, имитирующие реальные объекты (дом, машина, парк и т. п.);
  • в 4 года малыш способен по описанию находить предмет, давать распространенную характеристику объекту, знать профессии, животных и названия их детей, правильно отвечать на задаваемые вопросы, выделять особенности в поведении разных людей и их внешнем виде;
  • в 5–6 лет дети умеют применять свой опыт, давать характеристику объектам по аналогии, могут ответить на вопросы об окружающем мире, описать процессы, которые с ними происходят чаще всего или наблюдаемые ими.

Принципами развития мышления принято считать:

  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Развитие пространственного мышления у малышей, дошкольников и младших школьников

Ребенок различает геометрические фигуры, выбирает кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Lego — все это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда не рано, можно и нужно в любом возрасте. В каждом — по-своему. На что родителям стоит обратить внимание?

Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.

Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Еще статьи:  Досудебное урегулирование конфликтов

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».

Еще статьи:  Иллюзии своими руками

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Как развивать образное мышление у ребенка и что нужно знать об этом родителям

Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе

  • двух – трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все большие кубики, положить в коробку только мелкие игрушки, объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели, копирующие реальные объекты, например, из кубиков построить машину, мебель, домик для куклы;
  • четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять характеристику объекта, ориентироваться в названиях и образах животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности профессионального поведения, видеть отличие и похожесть в поведении и внешнем виде окружающих людей;
  • старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая характеристику аналогичным предметам, правильно формулировать свои мысли, излагая ответ на вопрос об окружающем мире, рассказывать о событиях, которые происходят с ними или окружающими людьми;
  • младшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.

Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного возраста.

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

Еще статьи:  Бросить курить самостоятельно народные

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы – шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки – блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки – кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки – отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» – скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Имаджинариум

Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные – пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников – отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.

Детское мышление – коротко о важном

Появляясь на свет, мы лишены возможности мыслить и адекватно воспринимать окружающую ситуацию. Чтобы оценивать поступающую из внешнего мира информацию, нужно накопить определенный багаж интуитивных и прикладных навыков, подкрепленных рефлексом памяти. Лишь спустя год после рождения у маленького человека начинает формироваться и эпизодично себя проявлять первые признаки наличия логического понимания.

Умение мыслить – уникальная способность мозгового центра, способная находиться в фазе постоянного развития и совершенствования посредством умственной, физической и творческой деятельности личности.

Специфика детского мышления ↑

Главным требованием, при котором развитие мышления у детей дошкольного возраста дает желаемый результат, является целевая направленность — как воспитательном, так и в обучающем аспекте работы с ребенком. Под влиянием игрового творческого обучения дети получают первые практические навыки осмысленного владения своими поступками и действиями, а так же словесными высказываниями и правильно поставленным речевым аппаратом.

Обратите внимание! Именно в дошкольном возрасте малыш впервые начинает решать без посторонней помощи – сперва элементарные, а впоследствии и более трудные задачи, начинает осознанно воспринимать требования родителей и соответственно, адекватно на них реагировать. И чем грамотней и методичней мы, взрослые, своими поступками, поведением и личным примером и отношением к жизни развиваем у ребенка способность логического, образного и творческого мышления, тем скорее он научится словесно обыгрывать ситуацию и свободно доносить свои мысли окружающим. Стоит отметить, что умение легко общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками, сделает жизнь маленького человека комфортнее и увереннее.

Еще статьи:  Кризис среднего возраста у мужчин длится

Развитие образного мышления проявляется в планомерном расширении мысленного наполнения мысли, в последовательной цепочке ассоциативных форм и методов мозговой деятельности и их способности приспосабливаться к мыслительному функционированию и его совершенствованию по мере личностного формирования малыша.

Дошкольная логика – принципы развития ↑

Согласно проведенных исследований, ребенок в возрасте 5-6 лет начинает проявлять особенности

логического умозаключения, когда он способен словесно выражать свои чувства и эмоции. Если в этот момент понаблюдать за поведением дошкольников, можно отметить ярко выраженное проявление образного озвучивания логического понимания происходящего вокруг него.

Чаще всего в таком возрасте имеют место однозначные проявления логического объяснения суждений, когда явно выражено словесно ограниченное поведение образного мышления дошкольников. Однако, нередка и более расширенная специфика рассуждений, то есть, уже в раннем возрасте дети способны вполне однозначно выражать свои суждения и мысли посредством логически понятных взрослому человеку умозаключений, достаточно емко выражающих причинные связи и отношения событий и действий.

Спустя немного времени можно так же заметить, что в лексиконе дошкольников происходит некое логическое обобщение образного мышления, в процессе которого наблюдается слияние образного визуального понимания происходящего, подкрепленное словесно обоснованными выводами и трактовкой увиденной (услышанной) информации.

Если в раннем возрасте речевой аппарат маленького человека как бы вплетается в череду происходящих вокруг него событий, то в процессе взросления к одному и тому же понятию могут быть применены разные по смыслу, но словесно похожие особенности логического обоснования происшедшего. Так начинают складываться и формироваться творческое восприятие действительности, способность образного понимания, закладывающего личностные особенности характера и специфику поведения дошкольников в обществе.

Последующая динамика роста и самосовершенствования детского творческого потенциала, накладывающего положительный отпечаток на словесно – поведенческие функции и психосоматические особенности памяти ребенка, находит свое проявление в тандеме мозгового и речевого взаимодействия, когда словесно выраженное обоснование событий соответствует действительно происходящему вокруг. Регулярно проводя целевое творческое занятие в садиковых группах дошкольников и в дома, мы, таким образом, развиваем внутренний потенциал отделов детского головного мозга, отвечающего за развитое и формирование памяти, накопления базового потенциала информации и способности ее правильного восприятия и осмысления.

Особенности и специфика детского мышления ↑

Когда мы развиваем (как самостоятельно, так и, прибегая к помощи специалистов) творческое и логическое начало у детей дошкольников, стараясь выявить личностные особенности образного поведенческой трактовки происходящего, предлагая словесно – обучающий материал, мы стараемся максимально стимулировать участие в процессе обучения образного восприятия окружающего мира.

Важно понимать! Логическое ситуативное понимание дошкольников чаще всего находит свое проявление в ситуативных ассоциациях и носит непосредственный характер образного видения события, когда на первый план выходят особенности восприятия, когда словесно выраженная формулировка целиком соответствует реально происходящему вокруг.

Основные отличительные особенности образного логического мышления детей – дошкольников:

    способность адекватно воспринимать увиденное (услышанное); вследствие его неумения владеть ситуацией, понять природу происхождения и особенности многих явлений и действий окружающих, как раз и побуждают дошкольника проявлять недюжинную любознательность.

Когда мы развиваем мозговую деятельность малыша путем конкретных ответов и руководства к действию на возникшие вопросы, мы, тем самым, поощряем его интуитивную тягу к познанию. А если мы развиваем его логическое мышление посредством игровых предложений, процесс познания облегчается в разы, поскольку именно в таких ситуациях дети чувствуют себя максимально комфортно, а, следовательно, лучше усваивают информацию. Отсюда главное правило – развиваем играючи!

Стоит отметить, что нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении в корне меняет активную деятельность и информационное наполнение мозговых центров. Становится более емким круг повседневных обязанностей, расширяется кругозор, растет интерес к самому процессу размышления. Дети коллективно учатся следить за ходом мыслей и суждений воспитателя, который, понимая, что так мы развиваем интеллект подопечного, четко следит за конструктивностью высказываний, их доступностью для понимания и адекватного восприятия. Малыши учатся находить связующее звено между своими мыслями и поступками, и хотя на данном этапе процесс мышления еще несколько ограничен, отмечена стойкая тенденция к развитию пространственных суждений и размышлений. Ребенок способен прекрасно рассуждать о том, что ему хорошо знакомо и понятно: об окружающей природе, животных, привычных предметах и действиях.

Способы мышления ↑

Детское восприятие окружающей действительности происходит посредством:

  • чувственного понимания и сознания мира;
  • абстрактных рассуждений и визуальных наблюдений.

Первый вариант находит свое проявление посредством впечатлений, тактильных и телесных ощущений,

фантазийных представлений, восполняющих непонимание реальной информации. Эффективно пользуясь данными ощущениями, дети, впадая в размышления о происходящем вокруг них, выходят за грань эмоционального восприятия, они начинают принимать мир во всех его красках и отношениях, которые так или иначе, не наблюдаемы внешне либо непредсказуемы интуитивно. Так, ребенок получает способность к мозговому преобразованию объектов в материальные и практические действия.

Умение абстрактно рассуждать значительно расширяет детские умственные возможности.

Таким образом, когда мы развиваем логику и интеллектуальные способности наших детей, мы способствуем накоплению их генофонда, повышаем усвояемые возможности, что окажет им неоценимую услугу в процессе школьного обучения, прививаем основные навыки познания и принятия мира. Полученные таким образом знания незаменимы для преодоления большого количества логических задач и признаны стать базовой надстройкой интеллекта взрослого человека.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here