Социальная адаптация инвалидов в обществе

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "социальная адаптация инвалидов в обществе" с детальным описанием.

Социальная адаптация инвалидов.

Полное участие в основных звеньях общества – семье, социальных группах и общине – является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории “инвалидов”, зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Еще статьи:  Что такое интуиция как протекает

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9825 –

| 7406 – или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами. Структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов можно условно разделить на две группы: общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и – особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными, из «особых» потребностей инвалидов, являются следующие:

  • Ш в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
  • Ш в передвижении;
  • Ш в общении;
  • Ш в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
  • Ш в возможности получать знания;
  • Ш в трудоустройстве;
  • Ш в социально-психологической адаптации;
  • Ш в материальной поддержке. Проблемы социальной адаптации инвалидов// «Рецепт-спорт»-спортивно- информационный портал социального интернет-проекта «Единая страна»-[Электронный ресурс]-URL:http://www.rezeptsport.ru/metod/metod9.php

Проблемы трудоустройства инвалидов можно рассмотреть на примере г.Одессы. В 2009 году в Городском центре занятости из 150 зарегистрированных инвалидов работу получили лишь 10. И это притом, что на законодательном уровне существуют налоговые льготы для предприятий, приглашающих к себе на работу инвалидов. Такие данные на заседании комиссии по социальной политике и труду Одесского горсовета озвучила директор Одесского городского центра занятости Светлана Липовская. Невысокий процент трудоустроенных инвалидов, говорят специалисты, свидетельствует о наличии множества проблем: отсутствии специализированного рынка труда для людей с ограниченными физическими возможностями, базы данных работодателей, которые могут предоставить им рабочие места и многое другое. Однако, даже получив желаемое рабочее место, инвалид, как правило, сталкивается с проблемой адаптации в коллективе. К тому же далеко не все справляются со своими обязанностями. При этом в Одессе нет ни одного государственного центра адаптации инвалидов. Проблемы трудоустройства инвалидов//INVAK.INFO-портал инвалидов-[Электронный ресурс]-URL:http://invak.info/content/view/7708/30/

Проблемы в передвижении инвалидов существуют во всех городах страны. В каждом городе огромное количество инвалидов. С одной из проблем инвалидов мы сталкиваемся ежедневно. Пандусы, коих на городских улицах не мало, теоретически должны облегчать жизнь колясочникам. Однако на деле, подобные конструкции ничего, кроме вреда не приносят. Пандусы, устраиваемые в домах сами по себе неудобны- скользкие, без поручней. В подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствует заезд и перила, на многих спусках идет стихийная торговля, лежат горы мусора. К тому же инвалид, съехав по такому пандусу, тут же сталкивается с препятствием в виде бордюров. Следственно многие из людей, прикованных к инвалидному креслу, не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции. Проблемы передвижения//Dislife-портал для людей с ограниченными возможностями-[Электронный ресурс]-URL:http://www.dislife.ru/flow/theme/12376/

Еще статьи:  Шокирующие гипотезы пришельцы

А если инвалид будет постоянно пребывать в изоляции от других, то будет дефицит общения.

Удовлетворение перечисленных потребностей- непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо выделить социально- психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность- это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально- демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования. Нарастают трудности участия инвалидов в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом, свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Проблемы социальной адаптации инвалидов//Рецепт-спорт-спортивно-информационный портал социального интернет-проекта «Единая страна»-[Электронный ресурс]-URL:http://www.rezeptsport.ru/metod/metod9.php

Социальная адаптация не будет осуществляться, пока общество не примет инвалидов как нормальных людей и не осознает то, что эти люди имеют такие же права и возможности, как и все. Собственно и государство не особо рвется заботиться об инвалидах. Всю основную помощь инвалидам осуществляют общественные организации.

Социальная адаптация инвалидов в обществе

В стремительно развивающемся современном мире, охваченном различными политическими, экономическими и социальными разногласиями, общество озабочено больше разделением ресурсов и динамикой курса валют, чем заботой друг о друге. Именно во времена таких кризисов наиболее остро ощущается необходимость общества в объединении, чтобы поддержать людей, которые в ситуации безработицы и утраты ценностных ориентиров находятся под влиянием психологических стрессов.

На современном этапе социально-экономического развития общества одно из ведущих направлений государственной политики по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан Российской Федерации, наряду с развитием различных социальных объектов и подразделений таких как, многодетные семьи, сироты и пенсионеры, является адаптация инвалидов как наименее социально защищенной группы.

Проведенное исследование показало, что медико-социологический подход, являющийся ведущим в социальной политике нашего государства в XX веке, продемонстрировал свою неэффективность, так как не затрагивал духовную сферу личности, являющуюся стержнем ее жизненной устойчивости. В результате чего у инвалидов появилась потребительская установка в отношении общества, иждивенчество, нежелание и неумение трудиться, желание снять с себя ответственность за организацию своей жизни. Впоследствии у многих инвалидов появились большие психологические барьеры при взаимодействии с социумом, которые сформировались из незнания своих сил и страха перед обществом, с которым они взаимодействуют [3].

Именно поэтому в современном обществе чрезвычайно актуален социокультурный подход, ориентированный на реабилитацию духовного мира инвалидов, с целью вернуть им ощущение полноценной жизни даже при ограниченных физических возможностях. Сегодня проблема социокультурной адаптации в научной литературе рассматривается в нескольких направлениях: терапия природными материалами, театртерапия, танцтерапия, арт-терапия, библиотерапия, терапия спортом, музыкотерапия и др.

Современные взгляды на проблемы социальной адаптации при изменяющихся условиях жизнедеятельности индивида и социума нашли свое отражение в работах различных российских исследователей: З. Голенковой, Т. Вершниной, Л. Беляевой, Н. Римашевской. До них проблемами социальной адаптации за рубежом занимались Т.И. Заславская, Л.B. Корель, И.А. Милославова, М.В. Ромм и Ю.А. Урманцев.

Особый интерес для изучения процесса социальной адаптации представляют диспозиционная концепция В. Ядова и социокультурная концепция нетипичности Е. Ярской-Смирновой. Диспозиционная концепция связывает готовность личности к поведению в социальной ситуации в условиях предшествующей деятельности, в которых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей объекта в сложившихся условиях [6]. Существенное влияние на понимание теоретической модели адаптации оказали труды Л. Корель, П. Кузнецова, исследовавшего социологическую теорию адаптации. И лишь небольшое количество работ посвящено практическим исследованиям социальной адаптации инвалидов: М. Латухи, М. Солонниковой, Х.К. Гасановой, П.В. Валиевой, Д. Стотта, С. Аревьева, Р. Даймонда, Т. Дорохиной, Р. Гайнутдинова, М. Битяновой.

Так, например, в работе Х.К. Гасановой и П.В. Валиевой отмечается тот факт, что вследствие существующих ограничений и барьеров, формируемых обществом относительно инвалидов, их относят в особую социально-демографическую группу [2]. Показателями которой являются: низкий уровень дохода, невысокая возможность получения места работы и образования отделяют инвалидов от общества в целом. Важнейшим условием достижения социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В связи с чем необходимо осуществлять системный переход от отдельных видов помощи инвалидам к более качественным методам, формирующим у них навыки социального взаимодействия и активной жизненной позиции.

Интересна с точки зрения данного исследования работа Л.Ф. Сербиной, которая выявляет отличия в самооценке работающих и безработных инвалидов [5]. Так безработные считают себя более «несчастными» (63,5 %, а в среднем у инвалидов 44,2 %), «пассивными» (соответственно 56,2 % и 28,4 %), «грустными» (40,9 % и 29 %). Одиноким инвалидам сложнее адаптироваться в обществе, хотя в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Именно поэтому, в первую очередь инвалидам необходима психологическая помощь. Их плохое морально-психологическое состояние, как и у всех людей, объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране, тревога и страх за будущее, неуверенность в завтрашнем дне. Сочетаясь с материальным неблагополучием, это приводит к тому, что малейшие проблемы вызывают у инвалидов сильный стресс.

Еще статьи:  Наборы кухонных ножей из хорошей стали

Таким образом, можно резюмировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку: удовлетворённость жизнью у инвалидов низка; самооценка имеет отрицательную динамику; существуют значительные проблемы во взаимоотношений с окружающими; эмоциональное состояние характеризуется тревожностью, неуверенностью и пессимизмом.

Для изучения заданной проблемы, может быть применим аксиологический подход, изучающий ценности, потребности и интересы исследуемой группы.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: «общие», т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и «особые», т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. К «особым» потребностям инвалидов можно причислить следующие: в восстановлении нарушенных способностей к различным видам деятельности; в самостоятельном передвижении; в межличностном общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сфер; в возможности получения образования; в трудоустройстве; в комфортных жилищно-коммунальных условиях; в социально-психологической адаптации; в материальной поддержке [1].

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех реабилитационных мероприятий для инвалидов.

Социокультурная реабилитация – комплекс методов и мер культурологической направленности, ориентированный на возвращение индивида в активную социальную жизнь, создание психологических условий для личностного роста, способствующий восстановлению и развитию индивидуальных качеств личности.

Искусство способствует развитию разнообразных познавательных навыков, повышению уровня самооценки личности, творческому самовыражению, развитию навыков общения, формированию активной жизненной позиции. Мероприятия по социокультурной реабилитации инвалидов могут включать: художественные концерты; обучение основам работы на ПК; выставки изобразительного творчества; занятия в музыкальном или драматическом кружке; занятия в школе ремесел; занятие в студии рисования; занятия вокальной студии; занятие в кружках рукоделия; занятия в хореографической студии.

К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов) могут привлекаться такие специалисты как, социальные работники, врачи, психологи, работники культуры и др.

Проведенный анализ зарубежного опыта реабилитации инвалидов показал, что на Западе особой популярностью пользуются такие формы содействия социокультурной реабилитации как трудотерапия (Великобритания), и также большой упор делается на оккупациональную терапию (терапию повседневными занятиями) (США). Инновационные для России методы реабилитации – театртерапия и оккупациональная терапия постепенно входят в обиход. Отдельное внимание стоит обратить на терапию физической культурой и спортом. Как показали параолимпийские игры, инвалидам доступен спорт в различных формах от «колясочного баскетбола» до конного спорта.

Социокультурная реабилитация у инвалида независимо от формы способствует формированию положительной самооценки, навыков межличностного общения, человек начинает менее болезненно воспринимать свое положение, все чаще проявляет жизненную активность, раскрывается его личностный потенциал. Наряду с этим следует учитывать тот факт, что социокультурная реабилитация успешно реализуется только при программе взаимодополняющих индивидуальных и групповых занятий, направленных на решение конкретно поставленной цели в определенный специалистом период времени.

В процессе исследования нами было проведено анкетирование, с целью анализа доступности среды г. Владивостока, в том числе культурно-досуговой жизни и информированности инвалидов о существующих событиях и переменах в городе.

Во Владивостоке на сегодняшний день проводятся различные культурно-досуговые мероприятия для инвалидов-колясочников, такие как: конкурсы красоты, спортивные состязания и тренировки, конкурсы талантов, можно выучится в автошколе и участвовать в автопробеге, посещать театр оперы и балета или цирк, а летом отправится в палаточный реабилитационный лагерь «Инвалето».

По итогам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что:

– большинство респондентов считают, что в городе оснащение объектов социального устройства для доступа к ним практически не осуществляется (67 %);

– труднодоступными в настоящий момент являются: государственные учреждения (82 %), учреждения культуры (78 %), предприятия здравоохранения (76 %), реабилитационные учреждения (68 %);

– к числу недоступных, но необходимым для людей с ограниченными возможностями были отнесены услуги спорта (45 %), комплексной реабилитация на дому (36 %) и занятости населения (45 %);

– большинство инвалидов трудоспособного возраста, не имеют постоянного места работы (60 %);

– существует острый дефицит информации об изменениях нормативно-правовой базы (74 %), о действующих правах и льготах (95 %), о возможностях приобретения технических средств реабилитации (78 %) и об учреждениях, предоставляющих необходимые реабилитационные услуги (67 %);

– лучшим каналов распространения информации для инвалидов является Интернет, так как он удобен, быстр и экономически выгоден (51 %);

– самыми недоступными объектами для инвалидов является: посещение общественных мест (42 %), а также путешествия и туризм (42 %).

Таким образом, в современных условиях нельзя говорить о возможности для полноценной социальной интеграции, доступности досуга, спорта, туризма, культурного отдыха и пр. мероприятий инвалидов, существуют серьезные ограничения, так как окружающая среда еще недостаточно адаптирована для них.

Поэтому, как отметило большинство респондентов, в качестве рекомендаций на первом месте стоит именно создание доступной среды, а на втором трудоустройство. Потому как возможность в свободном и самостоятельном передвижении решит множество проблем, которые стоят перед инвалидами сегодня. В-третьих, необходимо вести информирование инвалидов о доступных объектах инфраструктуры. В- четвертых, организовать единый банк данных об инвалидах и их проблемах. В-пятых, провести работу по корректировке законодательной базы совместно с инвалидами-колясочниками. Далее, нужно расширить круг услуг социального обслуживания, заняться переподготовкой и повышением квалификации кадров, установить достойную оплату труда для специалистов этой сферы.

Активное участие инвалидов г. Владивостока показало, что большинство из них желает и, главное, может приносить пользу обществу. Они с огромным удовольствием ходят в театр и занимаются спортом, стремятся к саморазвитию и хотят показать всем, что способны на многое. У человека с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социокультурной деятельности. А в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции, именно поэтому, тесное сотрудничество с ними это необходимость для успешной реабилитации инвалида.

Еще статьи:  10 способов как пополнить женский кошелек в несколько раз

Проблемы социальной адаптации инвалидов (стр. 1 из 2)

Ветрова Ирина Юрьевна – соискатель кафедры социального управления, социальный педагог по работе с молодыми инвалидами Центра социального обслуживания инвалидов Заволжского р-на

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Настал момент представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

в возможности получать знания;

в комфортных бытовых условиях;

в социально-психологической адаптации;

в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.

Вследствии этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.

Взаимоотношение инвалидов и здоровых-мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными. Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили следующее: представители различных слоёв населения в принципе признают (97%), что существуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества и только 3% опрошенных говорили, что при оказании социальной помощи никому не должно отдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности помощи некоторым группам людей мнения распределились следующим образом: более 50% граждан считают, что в ней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).

Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.

Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.

Социальная адаптация инвалидов (стр. 1 из 7)

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов – проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране — с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении”. (18. – С.147).

Еще статьи:  Пути урегулирования конфликта

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами. Предметом – проблемы социальной работы с инвалидами. Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы с инвалидами;

6. Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;

7. Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;

8. Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, – развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (8).

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. (17. – С.87).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1.2 Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизни инвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальных льгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ли возможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядом негативных последствий — противопоставление здоровых и инвалидов (что, в свою очередь, порождает негативное отношение к последним), а также различных категорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here