Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "психоз у подростка" с детальным описанием.
Содержание
Психоз у подростка
Если клиническую картину шизофрении определяют негативные симптомы, то как при стационарной терапии, так и в условиях реабилитации отмечается явно менее благоприятный прогноз (Remschmidt et al.). Это можно было бы объяснить меньшим эффектом нейролептической терапии и трудностью воздействия на негативную симптоматику с помощью психотерапевтических и социо-реабилитационных мероприятий.
В целом, согласно современному состоянию знаний, прогноз шизофрении, начинающейся в препубертатном и подростковом возрасте, менее благоприятен, чем динамика шизофрении у взрослых (Weiner). По имеющимся данным, у 23% пациентов-подростков наступает состояние ремиссии. Однако у 52% заболевание приобретает хроническое течение, в то время как у взрослых это наблюдается лишь в 25% случаев; частота частичных ремиссий составляет у взрослых 50%, а у подростков 25%.
На основании катамнеза 59 пациентов-подростков с шизофреническими психозами с манифестацией между 14 и 18 годами (Krausz, Krausz, Muller-Thomson) было установлено, что спустя 5—11 лет у половины пациентов болезнь перешла в хроническую форму. Только у 22% отмечалась отчетливая редукция симптоматики. При катамнестическом исследовании со средней длительностью наблюдения 5 лет (Schmidt, Blanz) выявилась неблагоприятная динамика после первого лечения в стационаре.
Из 40 обследованных подростков у 55% отмечалась тяжелая социальная дезадаптация, препятствующая получению образования. В 60% случаев в связи с начавшимся заболеванием наблюдалось несоответствие дальнейшего образования успехам, достигнутым в школе. Гильберг с соавторами (Gillberg et al.) на основе статистических данных, полученных в Швеции, указывают на неблагоприятный в целом прогноз шизофрении с первичной манифестацией в подростковом возрасте.
Критериями прогноза при этом служат возраст в начале заболевания, характер дебюта и преморбидные особенности личности (Remschmidt et al., Schulz et al.). Начало болезни до 14 лет и особенно манифестация в детском возрасте предвещают наименее благоприятное течение. Ранние проявления эмоциональных нарушений в виде интровертных расстройств, а также сопутствующие задержки развития и постепенное развитие главным образом негативных симптомов — неблагоприятное сочетание для дальнейшей динамики болезни.
Кроме того, Мартин (Martin), основываясь на проспективном исследовании, показал, что стойкость когнитивных расстройств и отягощенность аффективными симптомами предвещают неблагоприятное течение. Напротив, диагноз таких подтипов шизофрении, как гебефрения или параноидная шизофрения у подростков, не позволяет прогнозировать дальнейшее развитие болезни (Martin, Remschmidt et al., Schmidt, Blanz, Schulz et al.).
– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология”
Истерический психоз — психогенное расстройство сознания на фоне аффекта
Истерическими психозами называют психогенное реактивное изменение сознания, которое развивается по истерическому сценарию.Возникают они временно и обычно обратимы, однако нередко появляются периодически. Грамотно организованное лечение позволяет устранить патологию.
Сознание в таком случае сужается в результате состояния аффекта или погружения в нереалистические переживания. Возникают они, преимущественно, в результате сильных эмоциональных потрясений (смерть близких, террористические атаки, землетрясения и др. травмирующие ситуации).
Клинические проявления болезни непросто разграничить, при этом они сильно зависят от личности больного. Обычно с ними работают судебные психиатры, лишь изредка некоторые случаи можно встретить в общей психиатрической практике.
Психоз – это не просто неправильный ход мыслей, это заболевание, при котором человек не может адекватно воспринимать реальность и соответствующим образом на нее реагировать. Нередко на время развития патологии наблюдается амнезия, что также указывает на расстройство сознания.
Клинические проявления истерических психозов обычно характеризуются яркой симптоматикой, что часто заставляет неопытных психиатров принимать их за симуляцию.
Что входит в группу истерических психозов?
К группе истерических психозов относят следующие состояния измененного сознания:
Четкие границы между различными разновидностями можно выделить не всегда, нередко они последовательно переходят из одной формы в другую, либо сочетаются друг с другом, образуя сложные синдромы.
Симптомы разных видов истерических психозов отличаются друг от друга, при чем существенно:
Общий характер клинической картины
Острые шоковые психозы могут протекать в 2 формах:
- гипокинетической – ступор во время которого человек теряет способность говорить и двигаться;
- гиперкинетической, которая характеризуется двигательным возбуждением.
Затяжной истерический психоз может проявляться в виде параноидальных настроений и депрессии. У больного появляется заторможенность в поведении наряду с нарушениями аппетита и сна. Речь становится монотонной, а мимика и жесты отражают недавно
произошедшее психоэмоциональное потрясение. Возможны суицидальные наклонности, нередко состояние характеризуется сильнейшим чувством вины.Острее всего психоз проявляется в самом начале, сразу после наступления психотравмирующей ситуации. Состоянию может ничего не предшествовать и поведение человека до возникновения патологии нередко спокойное и расслабленное.
Спустя некоторое время после аффективной реакции, признаки начинают сходит на нет, пока постепенно полностью не пропадают. Это происходит в результате смирения и принятия ситуации человеком, а также уменьшения интенсивности. Острый период длится от нескольких часов до 7-8 дней. Если болезнь принимает затяжную форму, то для ее лечения может потребоваться до 3-4 недель.
Причины расстройства
Истерический реактивный психоз возникает как реакция психики на сильное потрясение, травму или стресс. Реактивность данного процесса объясняется внезапным развитием психогенных расстройств на фоне благоприятного состояния психики. Течение болезни зависит от личностных факторов:
- темперамента;
- склонностей;
- особенностей конституции.
Наиболее подвержены развитию патологии впечатлительные и чувствительные люди, склонные ярко реагировать на все происходящие. Реакция также будет зависеть от характера полученной травмы.
Психотерапевты выделяют ряд предпосылок, наличие которых более вероятно может привести к возникновению истерического психоза:
- гиперчувствительность психики;
- перенесенные черепно-мозговые травмы или инфекции, затронувшие ткани головного мозга;
- воздействие на человека различных ядовитых веществ: ядов, токсинов, тяжелых металлов;
- бессонница, эмоциональное переутомление, постоянное воздействие стресса, истощение эмоциональных и физических ресурсов организма;
- злоупотребление наркотиками, алкоголем, никотином;
- возрастные гормональные изменения в организме.
Конкретных причин, приводящих к развитию истерического психоза, может быть огромное количество – любое сильное потрясение, такое как смерть близкого человека, перенесенная катастрофа или стихийное бедствие, развод, расставание.
Особенности детских реактивных аффектов
У детей истерические психозы встречаются крайне редко. Если патология и проявляется, то кратковременно, обычно в форме псевдодеменции. Не многим чаще встречаются психозы у подростков. Обычно это связано с привлечением к судебной ответственности.Часто встречается мнение, что данные нарушения у подростков могут развиваться только на фоне истероидной психопатии.
В подростковом возрасте развитие реактивных психогенных расстройств во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок. Важное значение принимают и соматические показатели: недосыпание, недоедание, соматические заболевания, при наличии которых развитие болезни более вероятно. Обязательно проведение интенсивной терапии.
Комплекс терапевтических мероприятий
Первое, что необходимо сделать при диагностировании истерического психоза – по возможности устранить его причину. При аффективно-шоковых состояниях помещение в стационар не требуется, однако во всех других случаях лучше лечиться в условиях клиники.
Терапевтическая тактика определяется исключительно врачом. Для устранения симптомов может применяться лекарственная терапия, однако основное место в лечении отводится психотерапии. Ее главная задача – научить пациента не концентрироваться на своей проблеме и помочь ему выработать защитные механизмы адаптации.
Для медикаментозного лечения истерических психозов используют 3 группы препаратов:
- нейролептики помогают устранять бредовые идеи и галлюцинации;
- антидепрессанты используются только в случае наличия признаков депрессии, однако их применение необходимо корректировать в связи с особенностями психофизического взаимодействия с другими средствами;
- транквилизаторы помогают устранить психомоторное возбуждение с двигательными реакциями.
Применяется рациональная психотерапия, в течение которой перестраивается отношение пациента к ситуации, ему рационально
разъясняется необходимость нести ответственность за свои мысли и поступки.Если состояние не улучшается в течение 2-3 месяцев, рекомендуется поместить больного в психиатрическую лечебницу до выхода из психоза. Важным моментом является прекращение лечения, медики до сих пор спорят в какой момент можно предоставить свободу выбора больному.
О том, что болезнь начала отступать будет свидетельствовать нормальное адекватное поведение пациента.
Нередко весь комплекс реактивных расстройств психики спустя какое-то время отступают
самостоятельно. Наиболее выраженные симптомы могут быть купированы инъекциями Аминазина, Тизерцина или Седуксена.Дальнейшее улучшение состояния быстро наступит, если больной будет находится в спокойной не провоцирующей рецидивы обстановке.
Нередко во время истерических психозов нарушается сон, поэтому показано также применение препаратов с гипнотическим эффектом – Нитразепам. Фленитразепам, Зопиклон и т.д.
Поскольку истерический психоз может нередко проходить и без вмешательства врача, то прогноз, как правило, благоприятный. Однако, полностью избавить человека от истерической симптоматики невозможно, болезнь характеризуется периодическим рецидивированием. Пациенту необходимо регулярно принимать лекарства для предотвращения возможных рецидивов.
После проведения терапевтического лечения необходимо не допустить повторного появления расстройства и принять соответствующие меры. Для этого стоит придерживаться определенных правил:
- избегать стрессов и травмирующих психику жизненных ситуаций;
- обращаться за поддержкой к близким людям;
- придерживаться определенного распорядка дня, избегать переутомления;
- правильное питание обеспечит поступление в организм всех необходимых витаминов и микроэлементов.
Психические расстройства у подростков – симптомы, причины, способы лечения
Психическое расстройство – нарушение функций головного мозга, вызванное проблемами со здоровьем или внешними причинами, которые ЦНС не в состоянии «переварить». Подростковый возраст – один из сложнейших в жизни человека. В момент гормональной бури любые социальные и физиологические факторы могут серьезно навредить ментальному здоровью личности. О типах психических расстройств у подростков и о том, как с ними справиться, поговорим в сегодняшней статье.
Ипохондрия
Выражается в глубокой убежденности в наличии тяжелого заболевания. От нормальной заботы о своем здоровье отличается тем, что ребенок полностью растворяется в мнимой болезни. Все свободное время посвящает лечению, перестает ходить в школу, так как «плохо себя чувствует». Симптомы ипохондрии:
- чрезвычайная фиксация на состоянии здоровья;
- глубокая убежденность в наличии заболевания, несмотря на заверения врачей в обратном;
- уверенность в непрофессионализме медиков, заговоре;
- снижение тяги к жизни, работоспособности, возникновение депрессии.
Особенность детской ипохондрии в том, что на фоне эндокринно-гормональных изменений тело действительно может испытывать различные новые, не всегда приятные ощущения. Некоторых подростков они пугают, и «по интернету» они диагностируют у себя неизлечимые недуги. Риск возрастает, если у кого-то из окружения обнаруживают подобную болезнь. Интенсивность симптомов зависит от событий, происходящих в жизни юноши или девушки, их впечатлительности. Часто ипохондрия – спутник депрессии, тревожности.
Чтобы помочь ребенку, нужно понять, что это не блажь, а серьезное эмоциональное заболевание. Необходимо отвести тинейджера к специалисту в области психологии, чтобы он поставил точный диагноз, и выявил причину подобного поведения.
Дизморфофобия
В возрасте 13-14 лет ребенок начинает придавать огромное значение своему внешнему виду. Сравнивает себя со сверстниками, знаменитостями. На этом фоне появляются мысли о том, что нужно что-то скрыть, изменить. Подросток становится уверен, что несовершенства внешности – причина его неудач, неуспеха у противоположного пола, плохих оценок, низких результатов в какой-либо дисциплине. Дизморфофобия – отклонение, при котором человек боится быть неидеальным. Со временем тема физической привлекательности занимает все мысли тинейджера, мешает нормальному существованию в социуме, формированию адекватной самооценки. Клиническая картина обычно проявляется остро:
- все действия подростка направлены на желание устранить недостатки (голодовки, изнурительные тренировки);
- он постоянно разглядывает свое отражение в зеркале;
- категорически не желает фотографироваться;
- настаивает на пластической операции;
- в особо тяжелых случаях галлюцинирует («слышит», как его оскорбляют, смеются над ним).
Дизморфофобия – симптом более глубоких расстройств, от невроза до шизофрении. Поэтому при обнаружении вышеописанных форм поведения у своего ребенка, нужно обратиться к психиатру. Он дифференцирует диагноз и определит метод лечения в зависимости от степени тяжести (антидепрессанты либо психотерапия).
неспособность принять и полюбить себя – это не самостоятельная проблема, а следствие комплекса глубоких переживаний на почве внутриличностного конфликта и возможно симптом скрытого психического заболевания
Дереализация
Образно-чувственное переживание, появляющееся вследствие гормональной перестройки, роста тела и эмоциональной нестабильности. Это чувство измененности, странности, необычности окружающего мира. Дереализация проявляется следующими симптомами:
- меняются слуховые ощущения (звуки кажутся глухими, доносящимися издалека);
- нарушается зрительное восприятие (мир кажется тусклым, лишенным красок);
- иногда наблюдаются вкусовые расстройства (груша и мясо кажутся одинаковыми на вкус);
- нарушается ощущение пропорций тела (руки кажутся длиннее).
Описывая ощущения, подросток использует эпитеты: «дома как нарисованные», «голоса как эхо».
Причинами дереализации выступают:
- недостаток серотонина, дофамина;
- генетический фактор;
- впечатлительность, ранимость;
- неблагополучная атмосфера в семье, школе;
- алко- и наркозависимость;
- заболевания внутренних органов и эндокринной системы.
Если болезнь вовремя не диагностировать, ребенок полностью утрачивает связь с реальностью, перестает контролировать действия. При появлении одного из симптомов необходимо записать подростка к психиатру. Он назначит комплексное лечение. В зависимости от тяжести случая это могут быть нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Лечение должно также включать активный образ жизни, социализацию, отказ от вредных привычек, полноценный отдых.
Нервная анорексия
Отсутствие аппетита и нежелание принимать пищу чаще развивается у девочек, чем у мальчиков. Анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом (например, дизморфофобии). Нервную анорексию ВОЗ приравнял к психиатрическим расстройствам. Причинами выступают:
- генетика (нарушение в генах, отвечающих за выработку гормонов);
- избыток веса вследствие дисфункции нейромедиаторов;
- низкая самооценка;
- стремление к превосходству над сверстниками (я лучше, так как я худее);
- психологическая защита (если имели место быть оскорбления по поводу веса);
- желание подражать знаменитостям.
Диагностировать нервную анорексию можно по:
- значительной потере веса;
- постоянному «сидению» на диетах;
- пропускам ужинов;
- питанию только низкокалорийными продуктами;
- прекращению социализации (так как в гостях и на встречах с друзьями часто предлагают еду);
- низкой активности, сонливости;
- отсутствию месячных у девушек;
- перепадам настроения.
Запущенные формы анорексии сказываются на здоровье сердца, это может привести к его остановке. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех органов. Необходимо убедить подростка в целесообразности визита к психотерапевту. Родителям обязательно нужно контролировать назначенное лечение, так как часто юноши и девушки, страдающие этим заболеванием, только делают вид, что следуют рекомендациям.
«Лучшая подруга» анорексии. Они часто сопровождают друг друга, хотя булимия имеет другие симптомы. Если анорексик отказывается от еды, то страдающий булимией компульсивно переедает. Мозг не контролирует этот процесс, организм не знает чувство насыщения. После обильной трапезы подросток чувствует себя виноватым, и вызывает рвоту, пьет слабительное, мочегонное. В результате такого «режима» желудок патологически увеличивается в размерах, что негативно сказывается на работе внутренних органов. Если вы заметили, что после приема пищи ребенок постоянно уходит в туалет, поговорите с ним по душам. Если выяснится, что самостоятельно с проблемой не справиться, посетите специалиста.
Девиантное поведение
Тип поведенческого расстройства, при котором подросток игнорирует нормы общества. В литературе часто встречается понятие «трудный ребенок». Основной причиной подобного поведения являются проблемы в семье. Ребенок воспитывается в атмосфере, где взрослые не могут подать положительный пример. Это может быть неполная, конфликтная, асоциальная семья. «Проблемные» тинейджеры:
- плохо учатся в школе;
- конфликтуют с учителями;
- обладают «взрывным» характером;
- злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят;
- проявляют тягу к садизму;
- агрессивны;
- постоянно провоцируют окружающих.
Воспитание морально-этических ценностей через семью – главная мера профилактики девиации. Вылечить ребенка от расстройства психики поможет только исключение из неблагополучной среды и полный педагогический контроль. С такими тинейджерами нужно быть чуткими, но строгими.
Один из самых распространенных и пугающих диагнозов. На начальных стадиях недуг протекает вяло, это практически скрытый процесс. Тинейджер может не подавать вида, что его что-то беспокоит, но глубоко внутри испытывать дискомфорт. Типичное временное состояние меланхолии достаточно частое явление, но оно может перерасти в депрессию. Причины:
- стрессы;
- неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм, финансовая нестабильность, развод родителей);
- негативные события в жизни (смерть близкого);
- неудачи в учебе, спорте, творческой реализации;
- дисбаланс гормонов, нарушения функции щитовидной железы, аномалии гипофиза.
Средняя продолжительность депрессии у подростков – 9 месяцев. При этом в возрасте 15 лет девочки страдают от недуга чаще, чем юноши. Как распознать, что подросток впал в депрессию? Тревожные «звоночки»:
- замкнутость;
- плаксивость ;
- пессимистическое мышление;
- неуверенность в себе, низкая самооценка;
- нарушения сна, аппетита;
- снижение интереса к жизни, занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;
- ухудшение взаимоотношений с друзьями;
- десоциализация, желание постоянного пребывания в одиночестве;
- снижение успеваемости;
- повышенная раздражительность;
- разговоры о побеге из дома, суициде;
- злоупотребление алкоголем;
- физическое недомогание.
Своевременное выявление симптомов депрессивного расстройство облегчит лечение. Если причина не физиологическая, депрессия лечится психотерапией. На родителей возлагается ответственность по созданию в доме доброжелательной атмосферы. Также они всячески должны стимулировать тинэйджера к занятиям спортом, хобби, общению с друзьями.
депрессивный подросток нуждается в многочасовой психотерапии, иначе он может совсем отгородиться от мира, потерять друзей и интерес к жизни (одна из главных причин депрессии – проблемные взаимоотношения с родителями)
Шизофрения
Серьезное заболевание, требующее медикаментозного лечения. Сложность диагностики на ранних стадиях заключается в похожести на симптомы кризиса подросткового возраста. Характерными признаками является молчаливость, замкнутость, нежелание общаться с друзьями, плохая успеваемость, иногда головные боли. Среди симптоматики сложно усмотреть признаки зарождающейся шизофрении. И лишь когда тинейджеры-шизофреники углубляются в религию, начинают игнорировать нормы гигиены, полностью замыкаются в себе и галлюцинируют, становится понятна клиническая картина. Это опасный недуг, который требует наблюдения у психиатра, в некоторых случаях амбулаторного лечения. Психологические тесты, которые должны регулярно проводиться в школе, помогают выявить детей, находящихся в группе риска развития заболевания.
Деперсонализация
Один из симптомов серьезных психических расстройств (шизофрения, депрессия). Возникает при сильном нервном потрясении, недосыпании, иногда из-за приема лекарственных препаратов или наркотиков. Подростку кажется, что он «не в себе». Чувства и реакции, ранее переполнявшие его, утратили смысл, исчезли, как будто их кто-то украл. Пропадают нежные чувства к близким людям, ощущение тепла, уюта, дома. Иногда страдает память. Вещи, которые ранее вызывали эмоциональные отклики, становятся безразличны (домашние животные, любимые передачи). Иногда страдает восприятие своего тела в пространстве, нарушается чувство времени.
Деперсонализация – защитный механизм психики, не изученный до конца. Психотерапевты предлагают экспериментальные методы лечения, однако панацеи не существует. Зачастую они лишь снимают симптомы.
Психическая нестабильность легкой степени тяжести. В развитии состояния большую роль играют проблемы личностного характера. Чаще всего неврозу способствуют:
- чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
- невозможность доказать свою точку зрения, отстоять интересы;
- склонность к тревожности, перфекционизму;
- сильная впечатлительность;
- низкая самооценка;
- потребность в самоутверждении.
Слабая, несформировавшаяся нервная система не способна удовлетворить и переварить требования, которые тинейджер предъявляет к себе и окружающим. Из-за несоответствия ожиданий действительности возникают:
- быстрая утомляемость;
- нарушения концентрации внимания;
- снижение работоспособности;
- физическая слабость;
- навязчивые состояния (сомнения, страхи, переживания);
- обессивно-компульсивные состояния.
В запущенных случаях наблюдаются истерики, потеря памяти, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (временный паралич, судороги), проблемы с дыханием, ЖКТ.
Расстройство диагностирует невролог. При необходимости он назначает успокоительные препараты. Не лишней будет консультация психолога и эндокринолога. При комплексном подходе к лечению все симптомы быстро исчезают.
В статье мы рассказали о симптомах и причинах психических расстройств у подростков, возможных способах лечения. Подобные состояния легче предупредить, чем вылечить. Будьте внимательны к детям, и вовремя обращайтесь за консультацией к специалистам.
Лечение психозов у подростков в Москве
Лечение психоза у подростков требует крайней осторожности. Нужно помнить, что психоз у подростков может иметь иную сущность. Спешить с применением антипсихотических средств не стоит. Наши специалисты имеют большой опыт по лечению психоза у подростков и рекомендуют проведение более глубокой диагностики перед назначением лечения.
Лечение психоза у подростков
Психоз является нарушением психической деятельности, при котором человек страдает от галлюцинаций, помрачнения сознания, бредит. Его психические реакции грубо противоречат объективной действительности. Поведение дезорганизовано, критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует.
Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении).
Причинами таких нарушений считаются:
- наследственность;
- органические заболевания;
- стрессовые ситуации;
- психологические травмы;
- гормональные нарушения;
- психические заболевания.
На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.
Как лечат психозы у подростков
Ребенка в состоянии психоза направляют на обследование к психиатру либо сразу помещают в стационар (при остром психозе). Для уменьшения выраженности психотической симптоматики применяют медикаментозную терапию. Также больному оказывается психотерапевтическая помощь — проводят индивидуальную, семейную психотерапию, модификацию поведения. Транквилизаторы используются исключительно при агрессивном поведении.
В процессе ведения пациента врач учитывает текущую фазу течения патологии (депрессивную, маниакальную, выздоровление, период между острыми приступами). Для каждой фазы применяются соответствующие методы лекарственного лечения, психологической помощи и социальных вмешательств.
Важно понимать, что в детском и подростковом возрасте необычное поведение не всегда свидетельствует о проблеме. Например, маленькие дети часто общаются с воображаемыми друзьями. Или в ответ на потребности своего организма подросток может начать спать больше обычного. Но если у родителей появились сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту и развеять их.
Обратиться к специалистам клиники, вы можете по телефону в Москве: 8(495)6320065, .
Подростковый возраст — непростой период в жизни человека. В это время происходят изменения внутри организма, выстраивается система ценностей и жизненных ориентиров, формируются социальные связи. В этих условиях психозы у подростков — нередкое явление (около 10-20 % тинейджеров нуждаются в обследовании и лечении). Причинами таких нарушений считаются:
- наследственность;
- органические заболевания;
- стрессовые ситуации;
- психологические травмы;
- гормональные нарушения;
- психические заболевания.
На начальной стадии психоз проявляется проблемами с концентрацией внимания, нарушениями сна, подавленностью или чрезмерной радостью. Возникают тревога и беспокойство, подозрительность к окружающим, стремление к самоизоляции от родных и друзей. Позднее развиваются слуховые и зрительные галлюцинации, депрессивная подавленность, суицидальные мысли.
Психоз у подростка
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ (АФФЕКТИВНЫЙ) ПСИХОЗ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Для ряда авторов относительно тонкие эмоциональные расстройства, отличающие этот психоз, кажутся несовместимыми с состоянием психического недоразвития (Schneider К., 1949; Irle G., 1960).
С другой стороны, В. А. Гиляровский, 1938; В. П. Осипов, 1931; S. Berman 1967; S. Brendel, 1954; Н. Neuer, 1947; R. Neustadt, 1928; L. Penrose, 1954; M. Porot, S. Vicario-Kiener, 1961; T. Sjogren, 1932; M. Wasner не только признают возможность возникновения маниакально-депрессивного психоза у умственно отсталых лиц, но и на примере своих наблюдений показывают особенности этого заболевания, появившегося на неполноценной почве.
Duncan А. с соавт. (1936), например, указывают на очень большую частоту случаев олигофрении (27%) среди больных маниакально-депрессивным психозом. Высокий процент встречаемости этого психоза у умственно отсталых лиц Е. Slater (1936) кажется неправдоподобным. Не получает он подтверждения и у других авторов.
В противоположность этому большая часть авторов, описывающих аффективные психозы на неполноценной почве, подчеркивает их редкость.
К. Khasan, R. Moony (1979) указывают на то, что маниакально-депрессивный психоз у умственно отсталых лиц часто не диагностируется из-за атипичного протекания мании и депрессии. Н. Gersckovitz, М. Ples-set (1941) считают, что маниакально-депрессивный психоз может возникнуть лишь у лиц с неглубокой степенью умственной отсталости.
С. И. Матусова и Д. Н. Исаев (1966) отмечают, что у лиц с умственной отсталостью, болеющих маниакально-депрессивным психозом, во время депрессии чаще и ярче выражены тревожные симптомы, легче возникают онейроидные переживания. Маниакальные состояния отличаются относительной бледностью и монотонностью интеллектуальной продукции, а переоценка личности не выступает на передний план. Таким образом, клиническая картина психоза является характерной. Однако она тем беднее и монотоннее, чем глубже психическое недоразвитие.
Здесь приводится одно из наших наблюдений.
ПРИМЕР_Ира, 13 лет, ученица 4-го класса коррекционной школы
У бабушки — сенильный психоз, у матери — послеродовой психоз. На четвертом месяце беременности мать перенесла операцию по поводу грыжи
белой линии живота. Роды, сухие, затяжные, наступили в срок. Девочка плохо прибавляла в весе. До года были частые рвоты, в последующие три года — тяжелая диспепсия, ангины, тонзиллэктомия, в 5 лет — ветряная оспа, в 8 лет — коклюш и корь, осложнившаяся отитом. С трех лет отстает в интеллектуальном развитии. С 8 лет обучается в коррекционной школе, программу усваивает с трудом. В настоящее время второй год занимается по программе четвертого класса, арифметику освоила лишь в объеме второго класса.
Всегда замкнутая, робкая, обидчивая, не умеет дружить с детьми, во время ссор не может постоять за себя, держится особняком, нелюбознательна, подвижна, но деятельность непродуктивна, в играх отсутствует творчество. На уроках привлечь внимание к занятиям удается с трудом, не подчиняется школьной дисциплине. Охотно переписывает из учебника, но с большим трудом излагает свои мысли. Перелистывает книги, не проявляя интереса к их содержанию. Прямой счет до 100 правильный, обратный — с ошибками. Таблицу умножения не знает, счетные операции производит в пределах первого десятка. Запас представлений скудный, комбинаторные процессы, анализ и синтез затруднены. Пространственные представления недостаточны — путает стороны тела, понятия верх-низ.
20 ноября девочка перестала ходить на уроки, во время занятий бродила по интернату, заглядывая во все комнаты, плакала, плохо ела, ночью не спала. Через три дня без разрешения уехала из интерната домой. В течение двух дней дома настроение было сниженным, плакала, просила мать не отправлять ее в школу, жаловалась, что ей там плохо, что ее обижают. Дома не выполняла элементарных работ, которые охотно делала раньше, была тревожной.
В интернате, куда больную привезла мать, была резко возбуждена, кричала, плакала, металась, вырывалась из рук персонала.
В отделении наблюдается почти беспрерывное чередование двух разных состояний. При одном из них больная постоянно в движении, мимика очень живая, гримасничает, подмигивает, оживленно жестикулирует. Речь быстрая, громкая, часами говорит, не переставая. Заявляет, что во вспомогательной школе заниматься неинтересно — «кругом одни дураки»; считает, что помещена в больницу для перевода в массовую школу. Много кричит, громко смеется, пытается петь. Голос хриплый. Вмешивается в происходящее вокруг. В разговоре легко переходит от одной темы к другой, все время отклоняясь от основной. Пытается шутить. Переоценивает свои успехи в школе, считает себя хорошей ученицей, заявляет, что учиться — «чепуха», «я сама могу быть учительницей в первом классе». Считает себя умнее других девочек. Делает критические замечания по поводу внешнего вида и поведения персонала. Просит подарить понравившуюся ей вещь, в свою очередь легко обещает персоналу различные подарки и награды. Передачи пытается отдать другим детям — «тем, у кого ничего нет». Пребыванием в больнице довольна, хотя больной себя не считает. Хвалит персонал и порядки в отделении, нравятся соседи по палате. Окружающих пытается обнять, посылает им воздушные поцелуи. Несдержанна, раздражительна, не терпит противоречий, легко становится гневливой.
Глаза блестят, зрачки широкие, лицо красное, потное. Аппетит повышен, съедает по 2 — 3 порции, спит мало, только после приема снотворных. Пульс ускорен до 120 ударов в минуту. Отмечаются запоры.
В депрессивном состоянии больная двигательно заторможена, часами лежит в постели, стараясь укрыться с головой, или неподвижно сидит на одном месте. Речь тихая, голос беззвучный, темп речи резко замедлен. Ест медленно, из рук персонала, временами отказывается от пищи, иногда горько плачет. Говорит, что никогда не пойдет в школу, так как девочки смеются над ней, называет себя двоечницей, дурой. Ответы на самые простые вопросы дает через значительный промежуток времени.
В классе не может выполнить ни одного самого простого задания. Лицо грустное, гипомимичное, глаза опущены, цвет лица и кожных покровов бледный, руки холодные. Губы сухие, потрескавшиеся.
По вечерам чуть оживляется. Спит 2—3 часа в сутки. Наблюдается задержка стула. При нарастании депрессии становится совершенно недоступной, неподвижной, реакция на окружающее полностью отсутствует.
Степень выраженности описанных состояний была различной. Светлых промежутков почти не было. Продолжительность того и другого состояния около полутора-двух недель. Лишь один из маниакальных приступов длился полтора месяца. Всего было 7 депрессивных и 7 маниакальных приступов.
За исключением хронического мезотимпанита, соматоневрологическое состояние больной без особенностей.
Для маниакально-депрессивного психоза у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости характерно периодическое (монополярное) течение типичных кратковременных маниакальных или депрессивных фаз, с последующим длительным светлым промежутком между ними (3—7 лет).
ПРИМЕР_14-летний подросток, ученик 6-го класса вспомогательной школы
Общими отличительными особенностями аффективных психозов у детей с умственной отсталостью этой формы являются большая типичность и относительная краткость протекания приступов психоза в сравнении с таковыми же у детей с астенической формой умственной отсталости.
Патогенез возникновения маниакально-депрессивного психоза у умственно отсталых лиц, как показывают данные литературы, объясняется различно: эмоциональной незрелостью, дисгармоничным развитием, бурным половым созреванием, нарушением функции гипофиза, органическим поражением межуточного мозга и наследственным отягощением.
С давних пор делаются попытки выделить наиболее характерные признаки психозов, развивающихся только у умственно отсталых лиц. Е. Esquirol(1838), W. Weygandt (1938), W. Medow( 1925), T. Ziehen(1914),
W. Strohmayer (1928) и многие другие долгий период времени наиболее характерными симптомами считали кататонические симптомы.
Е. Kraepelin (1915), П. И. Ковалевский (1911) полагали, что олигофрены склонны к ипохондрии.
Если судить по описаниям A. Tredgold (1937), то для психически неполноценных субъектов наиболее характерны нарушения аффектив-ности: ажитированная меланхолия, маниакальное состояние, тревога и страх. A. Luther (1913) также считал, что психозам у умственно отсталых лиц более свойственны «простые эндогенные нарушения настроения» с раздражительностью и переходом к возбуждению. На этом фоне могут развиваться параноидные, ипохондрические или кататонические синдромы. По течению он разделял эти психозы на периодические, эпизодические или хронические. Последние нередко имеют эпи-лептиформный характер, и в процессе их течения развивается еще более глубокое слабоумие. К. Роеск (1967) считал, что основным типом периодических психозов у олигофренов является раздражение, переходящее в стихийное возбуждение. Черты сходства с аналогичными состояниями у больных эпилепсией отчетливы, так как немало форм слабоумия, обусловленных повреждениями или заболеваниями мозга, сопровождаются симптоматической эпилепсией.
R. Neustadt (1928), Н. Ф. Пащенко (1959) также писали о преобладании аффективных расстройств, однако они указывали на большую частоту среди них дисфорических нарушений настроения.
В противоположность этому, W. Strohmayer (1928) думал, что в основе большинства эпизодических психозов слабоумных лежит повышенная психогенная реактивность; он это относил и к тем случаям, когда в картине расстройства настроения выявляются параноидные, ипохондрические или кататонические черты.
К. Schneider (1950) также считал эпизодические состояния возбуждения обычными реакциями переживания, причем из-за отсутствия у многих слабоумных достаточных языковых выразительных средств и ввиду малопонятности их мотивов эти переживания часто остаются нераспознанными.
В. А. Гиляровский (1938) полагал, что к числу особенностей психозов, возникающих на неполноценной почве, следует относить редкое появление галлюцинаторных расстройств.
По мнению О. Е. Фрейерова (1964), основная симптоматика олигофрении выявляется как в содержании психотических переживаний, так и в определенной специфичности психопатологических синдромов. Например, параноидные и галлюцинаторные переживания у дебилов наблюдаются относительно редко. Если же параноидные проявления
Общими особенностями для всех психозов при олигофрении являются рудиментарность и фрагментарность продуктивной симптоматики, бедность и примитивность высказываний в связи с болезненными переживаниями. Клиническая картина психоза в целом относительно проста и однообразна. Подчеркивается конкретность и образность сенсорных и бредовых расстройств, обилие сенестопатически окрашенных соматических жалоб (Маринчева Г. С. и Вроно М. Ш., 1999).
При осложненной олигофрении, по мнению Г. Е. Сухаревой (1965), более отчетливо выступают признаки органически измененной почвы: благодушие или злобность, некритичность и особенная назойливость («приставучесть»), истощаемость, головная боль.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.