Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "методика самооценки подростков" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Тест на самооценку для подростков
- 2 Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан
- 3 Методика самооценки личности (Будасси)
- 4 Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.
- 5 Методика самооценки подростков
- 6 Методики по сферам / 5.5 ТЕСТ САМООЦЕНКИ
- 7 Методика самооценки подростков
- 8 Методика «самооценка личности» (о.И. Мотков)
- 9 Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков
Тест на самооценку для подростков
Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.
Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к грубому и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с заниженной самооценкой, напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.
Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.
Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой
Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» – 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.
Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне нравится находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:
- 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
- 12-24 балла – средний;
- 0-12 баллов – низкий.
С детьми, получившими в результате прохождения теста «низкий» или «высокий» результат, должен обязательно поработать школьный психолог, чтобы не совсем адекватная самооценка не повлияла на дальнейшую жизнь подростка.
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
2) ум, способности;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – “здоровье” – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (“О”) до знака “х”;
б) высоту самооценки – от “0” до знака “х”;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “х” до знака “-“, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)
Количественная характеристика (балл)
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов – обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 (“средняя” и “высокая” самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – “закрытости для опыта”, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют “группу риска”, их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и “защитная”, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Литература
Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007
Методика самооценки личности (Будасси)
Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .
1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»
2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»
3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ
1. Найти значения d, d 2 , S d 2
где d – разность номеров рангов. Внести в таблицу:
Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.
Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.
Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):
Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.
Опросник методики экспресс диагностики самооценки.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Я чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки в своей жизни.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я часто смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
23. Я часто волнуюсь и понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:
Очень часто – 4 балла
Иногда – 2 балла
Никогда – 0 баллов
А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.
Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.
Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности. Методика диагностики самооценки.
Методика самооценки подростков
Библиографическая ссылка на статью:
Войтко В.Т. Проблема самооценки у школьников // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/02/8511 (дата обращения: 07.02.2019).
Границы подросткового возраста или по-другому переходного возраста определены не четко, в связи с тем, что одни дети вступают в этот возраст раньше, другие – позже. В общем, подростковый возраст наступает в 12-13 и продолжается до 16-17 лет. Начало данного возраста обусловлено перестройками организма ребенка, в первую очередь – половым созреванием. Но в это время происходит не только физическое созревание человека, но и формирование личности. Происходит формирование представлений о природе и обществе, человеке и нормах морали, художественных ценностях. Также, этот возраст характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, иными словами, подросток –это уже не ребенок, но ещё и не взрослый человек. К завершению этого возраста подросток превращается в девушку или юношу [1, c. 121].
Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится нестабильным. Дело в том, что половых гормонов у подростков вырабатывается больше, чем у взрослых людей и наблюдается усиленная секреция желез коры надпочечников, вызывающая мобилизацию защитных сил организма. Поэтому подростки, как будто постоянно находятся в состоянии стресса. Следует отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождает процесс полового созревания.
В подростковом возрасте происходит активное развитие рефлексии, благодаря которой у подростка происходит переоценка семьи, школы и его окружения, они обретают для него новое значение и смысл. Для подростка важно приобрести качества значимые для взрослого человека, что влечет за собой внутреннюю и внешнюю перестройку. Обычно она начинается с подражания «кумирам»: подростки начинают копировать не только поведение, но и черты внешности значимых для них взрослых. Большую роль в ситуации развития играет реклама, которая оказывает воздействие на формирование потребностей. Так для подростка является очень важным иметь определенный набор вещей. Владение некоторыми ценными вещами помогает подростку обретать определенную значимость в своих глазах и в глазах сверстников [2, c. 203].
Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3, c. 87].
В целом, многие исследователи утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом [4, c. 79].
Они согласны в описаниях особенностей самооценки детей подросткового возраста, замечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
С целью выявления влияния механизмов психологической защиты на уровень самооценки подростка необходимо провести исследование.
Выделялись следующие задачи:
- Определить уровень самооценки подростков.
- Изучить механизмы психологической защиты подростков.
- Выявить влияние защитных механизмов на уровень самооценки подростков.
В нем принимали участие школьники 9 и 10 классов МБОУ СОШ №49 г. Белгорода в количестве 47 человек.
Для выбора инструментария было осуществлено знакомство с существующими методиками, которые соответствуют используемому контексту и возрасту данной выборки. С их помощью возможно измерение механизмов психологической защиты и уровня самооценки подростков. Выбор был остановлен на когнитивно-эмотивном тесте (КЭТ) Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой и методике диагностики интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире») Ю.М. Забродина, В.В. Новикова.
Методика диагностики интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире») Ю.М. Забродина, В.В. Новикова.
Для исследования была выбрана данная методика, т.к. она позволяет определить не только адекватную, заниженную или завышенную самооценку, но и её целостность, сформированность и противоречивость.
Методика представлена 10 семибалльными линиями, которые обозначают такие качества человека, как: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность, счастье.
В левой части линий расположены низкие оценки человеческих качеств, а в правой – высокие. Испытуемому предлагается оценить свои вышеперечисленные качества и отметить выбранную цифру любым знаком. Затем сумма баллов суммируется по всем 10 индексам, и в соответствии с общей суммой баллов определяется самооценка.
Когнитивно-эмотивный тест Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова (КЭТ).
Выбор данной методики основан на том, что он в полной мере измеряет защитную и саногенную рефлексии.
В результате обработки методики «диагностика интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире)» Ю.М. Забродина и В.В. Новикова были получены следующие данные: у 4% школьников присутствует тенденция к занижению самооценки, у 13% – адекватная самооценка, у 19% наблюдается явно завышенная самооценка и у 64% – тенденция к завышению самооценки. Это можно объяснить тем, что эмоциональный фон в подростковом возрасте крайне нестабилен, что выражается в неуравновешенности, тревожности и неспособности себя адекватно оценить. Здесь важную роль играют родители.
Таким образом, воспитание без конструктивной критики и действий, отсутствие каких-либо запретов и морально-нравственных ориентиров оказывает непосредственное влияние на формирование неадекватной и завышенной самооценки подростка. Такие подростки ставят себя выше других, как следствие, недооценивание сверстников и проявление высокомерия в их адрес. Причины всех неудач и провалов им свойственно искать в их окружении, но никак не в себе, и поэтому любое замечание оценивается ими, как незаслуженная и необоснованная «придирка», но не как объективная оценка.
Методики по сферам / 5.5 ТЕСТ САМООЦЕНКИ
Автор С. Я. Рубинштейн
модификация Дембо – Рубенштейн 1970 г
Источник: «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ нарушений социальной адаптации подростков» под редакцией С. А. Коробейникова.
Возраст: 10-15 лет
Время проведения неограниченно.
Время обработки: 5-10 минут
МЕТОДОМ изучения особенностей самооценки подростков служит модифицированный вариант методики Дембо – Рубенштейн.(С. Я. Рубенштейн,1970). Подросток, сопоставляя себя со всем человечеством, должен оценить себя самого по 10 параметрам ( здоровье, ум, красота, счастье, благополучее, любовь окружающих, сила, доброта, везенье, смелость). Для этого ему следует сделать отметку на отрезке прямой. Отметки переводятся в значения десятибалльной шкалы и подсчитывается итоговый результат – среднее арифметическое значение, отражающее степень принятия личностью самой себя, оценку собственной значимости, собственных возможностей, качеств и места среди других людей. Оценить адекватность самооценки позволяет сопоставление полученного значения с возрастными нормами.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКОЙ
Подростку предлагается самостоятельно оценить выраженность у себя 10 личностных свойств, для этого его подробно инструктируют. Как при групповом, так и индивидуальном обследовании инструкцию следует излагать в устной форме, убедившись при выполнении испытуемым примера, что задание им усвоено.
Инструкция: « Тебе следует оценить самого себя по ряду качеств, таких как сила, здоровье, ум, красота и др. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий пример.
Тебе нужно оценить себя по росту. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Представь, что на нем расположилось всё человечество по росту, тогда с одного края (слева) будут находиться самые низкие люди, а с другого (справа) – самые высокие на земле люди. А ты теперь отметь на отрезке то место, где с учётом твоего роста должен находиться ты сам. Если тебе всё понятно, то оцени себя таким же образом и по другим качествам».
Полученные в результате обследования отметки переводятся в баллы (длина отрезка 10 см., 1 см. = 1 баллу), а затем вычисляется среднее арифметическое полученных значений. Значения суммарного показателя соотносится с нормативными данными с учётом возраста обследуемого
Нормы для методики «ТЕСТ САМООЦЕНКА»
Методика самооценки подростков
Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение уровня притязаний и самооценки детей старшего подросткового возраста сельской школы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai/issues/2016/08/70473 (дата обращения: 25.03.2019).
Подростковый период жизни ребенка – один из самых сложных, кризисных, но наиболее интересных для изучения периодов жизни человека. Подростковым принято считать период развития детей от 11 до 16 лет. С наступлением кризиса у старших подростков неким образом изменяется отношение к окружающим, меняются приоритеты и цели, меняется мнение об окружающем их мире. В сельских школах многие подростки воспитываются под влиянием отрицательных факторов. Интересно проследить, как это может повлиять на самооценку и уровень притязаний подростков, что и стало целью данного исследования.
В этом возрасте происходит один из самых важных и неизбежных кризисов. Как и любой другой кризис, он имеет свои предпосылки, выделяют внешние и внутренние, которые способствуют его развитию, знаменуют наступление кризиса.
Внешние предпосылки связаны с переходом на более сложную ступень обучения, изменением учебной деятельности, где подросткам приходится сталкиваться с новым коллективом, другими учителями, другими требованиями преподавания, более высокими требованиями от родителей. Все это вызывает необходимость формирования собственной позиции и отказа от зависимости и влияния взрослых.
К внутренним же предпосылкам относят биологический и психологический факторы, которые проявляются в бурном физическом росте и изменении психосексуального развития. В последствие эти факторы приводят к раздражительности, негативной оценке окружающего, повышенной возбудимости и утомляемости[1].
Л.С. Выготский выделил в подростковом возрасте центральное новообразование – чувство взрослости, что выражается в стремлении быть взрослым, в изменении взглядах, оценки, поведении и отношении со сверстниками и взрослыми [2].
Старшие подростки, психологически зависимые от родителей, как правило, имеют двойственные отношения с родителями. С одной стороны это покладистость в отношении родителей, установление с ними доверительного общения, принятие их помощи и советов. А с другой – присутствие эмоциональной напряженности, отрицание какой-либо зависимости от родителей.
Важным моментом в психическом развитии подростка является развитие его самосознания, а точнее появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Наиболее важным в самосознании подростка является представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности», то есть образа физического «Я». Именно нарушения в физическом развитии подростка могут стать причиной снижения самооценки и самоуважения, боязни плохой оценки его личности окружающими, что в итоге может привести к неприятию самого себя и чувству неполноценности [3].
В отличие от младших школьников, которые испытывают тревожность в общении с незнакомыми, подростки испытывают напряженность в общении с родителями и сверстниками. Как было сказано выше, подростковый возраст характеризуется сменой целей, взглядов и идеалов, что приводит к конфликтным ситуациям с родителями и сверстниками.
Неуверенность в себе у подростков сопровождается эмоциональными реакциями, такими как, агрессивность, упрямство, негативизм.
Так же для подросткового возраста характерны акцентуации характера – яркая выраженность какой-либо черты характера, граничащая с патологией.
Нами была поставлена цель: изучить уровень притязаний и самооценки старших подростков сельской школы. Для достижения этой цели была использована методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [4]. Данная методика помогает выявить уровень притязаний и самооценки испытуемых. Ученикам предлагалось на ранее заготовленных листочках оценить по семи шкала свои возможности, способности, черты характера и т.д. Затем другим знаком отметить тот уровень на каждой шкале, при котором ученик испытывал бы довольство, гордость за себя.
Экспериментальной базой нашего исследования послужила МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. В качестве испытуемых нами были выбраны обучающиеся 9-10 классов в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек.
По результатам исследования у обучающихся были выявлены следующие показатели, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки у старших подростков сельской школы.
Из рисунка 1 видно, что у большинства учеников 9,10 классов преобладает адекватный уровень притязаний и уровень самооценки (53% и 80% соответственно). Такие результаты, говорят о том, что большинство учеников реально оценивают свои возможности. Подростки реалистично оценивают себя по указанным в методике и другим параметрам. Адекватная самооценка – нормальное соотношение между “Я-реальным” и “Я-идеальным”. Заниженная самооценка характеризуется приписыванием себе несуществующих недостатков. Завышенная самооценка это переоценивание собственных возможностей. Человек ведет себя адекватно ситуации.
Несмотря на многие отрицательные факторы воспитания детей в условиях сельской местности (например, низкий культурный уровень, материальный недостаток, невозможность нормально развивать у детей художественные, музыкальные, умственные и физические способности и многие другие факторы) большинство подростков все же адекватно оценивают свои возможности и себя.
Низкий уровень притязаний наблюдается у 20% подростков, а заниженный уровень самооценки всего у 7%. Это говорит о том, что обучающиеся оценивают свои возможности недостаточно высоко, не верят в себя, а так же не претендуют на что-то большее, чем имеют в данный момент.
Высокий уровень притязаний наблюдается у 27% подростков, а завышенный уровень самооценки у 13 %. Что свидетельствует о завышении уровня своих возможностей и переоценивании своих возможностей.
Таким образом, нами было проведено исследование самооценки и уровня притязаний старших подростков сельской школы. В результате было выявлено, что даже при влиянии отрицательных факторов (например, низкий культурный уровень, жесткий контроль, нежелание отца участвовать в воспитании детей и другие), что свойственно многим сельским семьям, у подростков сформирована адекватная самооценка и оценка уровня своих возможностей.
Данные результаты позволяют разработать нам рекомендации для старших подростков по гармонизации уровня самооценки:
Таким образом, нами было проведено исследование уровня притязаний и самооценки старших подростков в сельской школе. Были получены положительные результаты, а именно, адекватно сформированные самооценка и уровень притязаний у старших подростков сельской школы. На основе этих результатов были разработаны рекомендации, которые помогут старшим подросткам гармонизировать свою самооценку.
Методика «самооценка личности» (о.И. Мотков)
(модификация методики Б.А. Сосновского.
См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.
М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)
Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.
Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма – внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.
Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.
В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место – чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.
В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).
24 качества личности группируются в следующие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.
Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.
Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности, который не требует от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.
Мою гипотезу легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.
Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен крен в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Однако при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки, и последующем размещении таких данных ниже высокого, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.
Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.
Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.
Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.
БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)
Место работы (учебы)……………………… Дата обследования …………….
Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже Список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне. Сохранение тайны ваших ответов – профессиональный долг экспериментатора.
Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков
Серкова Алёна Михайловна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]
Психологопедагогическая коррекция самооценки старших подростков
Анотация. В статье представлен анализ диагностики самооценки старших подростков (из числа учащихся 8гокласса), модель психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа, обобщены результаты диагностики до реализации программы. Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, уровень притязаний, личность, анализ, обобщение, эксперимент, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование,моделирование. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Теоретический блок: анализ психологопедагогической литературы, целепологание;подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Методы: обобщение, анализ, моделирование
Диагностический блок: проведение диагностики самооценки старших подростковс помощью методик:методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Методы: тестирование и констатирующий эксперимент
Коррекционноразвивающий блок: формирующий эксперимент, разработка и реализация программы психологопедагогической коррекции самооценки студентов колледжа. Задачи программы: 1.Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции. 2. Формирование уверенного поведения через осознание своих личностных качеств ивозможностей. 3. Формирование позитивного отношения к себеАналитический блок: повторнаядиагностика самооценки студентовколледжа: методика В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире»; нахождение количественного выражения уровня самооценки (С. А. Будасси); диагностика самооценки ДембоРубинштейн в модификации А.М.Прихожан; анализ результатов исследования, проверка гипотезы Ткритерием ВилкоксонаЦель: теоретически обосновать и экспериментально проверить психологопедагогическую коррекцию самооценки старших подростков
Результат исследования: уровень самооценки старших подростков изменится или не изменится в результате реализации программы психологопедагогической коррекции
Обобщенные результаты первичной диагностики самооценки старших подростков по трем методикам
№ п/пИспытуемыйМетодика самооценки С. А. БудассиМетодика ДембоРубинштейн (А. М. Прихожан)Методика В. В. Новикова«Кто я есть в этом мире»Общий уровень1.
Б. Н. Адекватно высокаяЗавышеннаяЗавышеннаяЗавышенная2.
В. Н. Адекватная ВысокаяЗавышеннаяВысокая3.
В. Д. Адекватная АдекватнаяАдекватная Адекватная 4.
ВысокаяАдекватная Адекватная 5.
Г. П. Неадекватно низкая ВысокаяАдекватнаяАдекватная6.
Д. В. Неадекватно высокая ВысокаяВысокаяВысокая7.
Е. Е. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая 8.
И. И. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая9.
И. Н. ВысокаяВысокая ВысокаяВысокая10.
И. Ф. АдекватнаяЗавышеннаяЗавышенная Завышенная11.
Л. В. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокаяП. Д. Адекватно высокая АдекватнаяВысокаяВысокая 13.
Ш. М. Адекватная ЗавышеннаяВысокаяВысокая14.
Ш. О. Адекватная ЗавышеннаяЗавышеннаяВысокая15.
Ш. Н. Адекватная ВысокаяВысокаяВысокая16.
Ч. В. АдекватнаяВысокаяВысокаяВысокая
Ссылки на источники1.Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2007 год, № 4. URL : http://www. voppsy. ru/J87_93. htm ( дата обращения 11. 12. 2014). 2.Дубровина И. В. Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед / И. В. Дубровина. –М.: ТЦ «Сфера», 2009. 528с. 3.Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998. 4.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формированиеи развитие. –Челябинск: Искра, 2012. –229 с. 5.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению “Педагогика и психология”, (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Челябинский гос. пед. унт; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. –Челябинск, 2008.
Alena Serkova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, [email protected] correction of the selfesteem of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the diagnostic selfassessment of older adolescents (students in 8th grade), a model of psychologicalpedagogical correction of selfesteem of College students, summarizes the results of the diagnosis to the implementation of the program. Keywords:adolescence, selfesteem, level of aspiration, personality, analysis, synthesis, experiment, ascertaining experiment, a formative experiment, testing, modeling.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.