Психические расстройства у подростков список и описание

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "психические расстройства у подростков список и описание" с детальным описанием.

Психические болезни подростков

Корни многих психических заболеваний взрослых людей тянуться еще с детства, чаще всего с подросткового возраста. Некоторые расстройства психики в этом возрасте чреваты появлением в зрелости склонности к самоубийствам и шизофрении. Чем раньше будет выявлено психическое заболевание, тем проще будет с ним справиться.

Возможный вариант развития событий

К примеру, выявление у подростка ранней стадии шизофрении может улучшить прогноз этого страшного заболевания в будущем. Специфики ранней стадии такой болезни нет. Вернее ее легко принять на счет типичного поведения трудного подростка. Шизофренический психоз проявляется через несколько месяцев после появления первых симптомов (уменьшение активности подростка, более низкая успеваемость в школе, изменение личности, странное восприятие собственного «Я» и прочее). Далее шизофрения будет развиваться по классическому сценарию.

Очень распространенным вариантом развития событий в жизни подростка является депрессия. Это расстройство может иметь довольно разные последствия. Самый страшный вариант – самоубийство, которое довольно «востребовано» среди подростков всего мира.

Иногда у подростков наблюдается период меланхолии, который ни в коем случае нельзя приписывать на счет депрессивного состояния. Обычно ребенок начинает жаловаться на душевные муки или ощущения, после чего он замыкается в себе и старается сторониться людей. В самых тяжелых случаях подростки начинают отчаиваться, выглядят подавленными, ощущают себя «не в своей тарелке», агрессивно реагируют на критику.

Такое состояние может возникать у подростков, которые растут в семье с тяжелыми конфликтными ситуациями. В результате ребенок не будет подготовлен морально к изменениям, связанным с переходным возрастом.

Поэтому он видит мир как безнадежную и безотрадную среду обитания, из которой нет выхода. После этого появятся мысли о суициде, могут наблюдаться переходы от мыслей к практике.

Как распознать депрессию у подростка?

Чтобы предположить наличие депрессии у ребенка, можно обратить внимание на то, если у него следующие признаки заболевания:

1) без видимых причин ухудшилась успеваемость ребенка в школе;

2) в одной и той же ситуации подросток ведет себя совершенно по-разному;

3) ребенок жалуется на усталость, не спит по ночам;

4) плачет, казалось бы, по пустякам;

5) проявляет агрессию, нервничает;

6) пропал аппетит (или все наоборот, подросток не может контролировать себя при приеме пищи);

7) наблюдается ухудшение памяти, сильное раздражение при возникновении каких-либо вопросов у окружающих его людей;

8) не говорит родителям, в какое место отправляется, с кем гуляет, не здоровается;

9) говорит изредка и очень тихо, изолирует себя от окружающих, замыкается в себе;

10) не встает с постели, жалуясь на скуку.

Если половина указанных симптомов наблюдается у ребенка, то следует обратиться за профессиональной помощью врача.

Не стоит недооценивать возможность совершения самоубийства. Нужно проводить лечение исключительно у того психиатра, который обладает определенной квалификацией. Обычно лечение комбинирует в себе сеансы психотерапии и приема медикаментозных препаратов.

Чего еще бояться?

Девочки-подростки очень часто страдают расстройствами, связанными с приемом еды – это булимия и анорексия.

Могут наблюдаться нарушения психосоматического типа, то есть головные боли и другие болевые синдромы, бессонница и прочее. Эти болезни физического плана являются следствием нерешенных проблем в психическом состоянии подростка.

Признаки психических расстройств в подростковом возрасте

Подростковый возраст сам по себе, является не простым периодом, прежде всего, для родителей подростка, так как этот период обусловлен подростковым (пубертатным) кризисом. Объяснение особенностей этого кризиса, требует отдельной темы, поэтому в этой статье я сформулирую это очень кратко. В результате подросткового кризиса, рождается взрослая личность, со своими представлениями о мире и понимании своего места в нём. Поэтому, прежде чем «диагностировать» психическое расстройство необходимо чётко знать норму, что в норме характерно для этого периода.

Итак, психические расстройства характерные для подросткового возраста:

  • Физморфофобия/дизморфомания
  • Нервная анорексия
  • Ипохондрия
  • Деперсонализация и дереализация
  • Психопатоподобные нарушения
  • Гебоидные расстройства
  • «Метафизическая интоксикация»
  • Депрессия

Дизморфофобия – страх быть телесно изменённым или не совершенным. Дизморфомания – представление о своём мнимом уродстве.

– убеждённость в своём уродстве, чаще всего, это какая то одна часть тела (нос, уши, зубы и т.д.)

– настойчивое объяснение близким их «дефекта» и просьба исправить это, при помощи операций, если родители не разделяют мнения подростка, он пытается самостоятельно исправить это «уродство».

– все не удачи в жизни, отсутствие друзей, плохие отношения подросток объясняет наличием у себя этого «дефекта»

– пониженное настроение, иногда со стремлением к самоубийству

– идея того, что все замечают уродство больного и в тайне смеются над ним.

– постепенно с течением болезни подросток начинает вести затворнический образ жизни (перестаёт ходить в школу, общаться с друзьями и т.д.)

Нервная анорексия – отказ от пищи, связанный со страхом полноты. Встречается практически только у девушек. Чаще всего это «правильные» девушки, для которых следование общественному мнению, моде является очень важным. Как правило, мамы у таких девочек энергичные, авторитарные, подавляющие.

– постепенный отказ от пищи. Сначала под запрет попадает какой то один продукт (хлеб), затем к нему начинают добавляться и другие

– скрупулёзное высчитывание калорийности всех продуктов, которые девушка съела

– после «срыва» с перееданием подростки вызывают рвоту, а иногда себя «наказывают» не едят вообще ничего по нескольку дней

– иногда применяются различные фармакологические средства для снижения веса (таблетки, чаи)

– обязательные физические нагрузки (поднимаются на 12 этаж пешком, отживаются)

Еще статьи:  Сострадание к больным

– неожиданный интерес к кулинарии, закармливание родных и подруг, при этом сами не едят

– критическая потеря веса и как следствие нарушение менструального цикла, появление проблем с ЖКТ, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем.

– приподнятое настроение чередуется с периодами сниженного настроения и апатии

Ипохондрия необоснованное беспокойство или уверенность в наличии тяжёлого физического заболевания. Убеждённость эта проистекает из «особых» физических ощущений подростка.

Навязчивую ипохондрию, которая характеризуется тем, что возникает, чаще всего, вследствие какой либо психотравмирующей ситуации (например, болезнь и скоропостижная смерть близкого человека) или же не осторожного высказывания врача и других «страшилок» со слов авторитетных людей. При таком расстройстве подростки чаще всего боятся остановки сердца, заболевания раком, СПИДом, сифилисом и т.д., которые носят навязчивый характер.

Сверхценную ипохондрию. Идея заболевания и фиксация на собственных ощущениях, диагностика у себя этого заболевания через медицинские справочники, статьи в интернете, поиск последующего способа лечения захватывает подростка на столько, что он постепенно начинает игнорировать, сначала домашние задания, потом, общение с друзьями и свои увлечения, в конечном счете, перестаёт ходить в школу. Чаще всего лично на приём к врачу они не пойдут, они и так уже «всё знают».

Ипохондрический бред. При этом расстройстве больной не просто уверен в своей болезни, но и пытается это доказать всем: родным, друзьям, врачам. А если они не согласны воспринимает это очень агрессивно. Такие подростки, считают врачей, которые не подтвердили их «диагноз» не квалифицированными и будут искать тех, кто даст им «надежду» на подтверждение своей гипотезы.

В этой статье я рассмотрела только 3 психических расстройства, характерных для подросткового возраста в следующей статье мы продолжим их рассматривать. Важно помнить, что поставить диагноз, а, следовательно, назначить соответствующее лечение или психологическую помощь может только врач психиатр либо квалифицированный клинический психолог.

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме “сказать спасибо” (чуть ниже)

Признаки психических расстройств у подростков (Продолжение)

Продолжая описывать характерные признаки психических расстройств, хочу подчеркнуть, что данные виды расстройств, становятся явными, «расцветают», именно в подростковом возрасте, поэтому их часто называют специфическими психическими расстройствами пубертатного возраста или типичными для подростков.

Деперсонализация – это сложное психическое расстройство, при котором происходит искажение восприятия себя, своих чувств, ощущений, своего тела, иногда и восприятия окружающего мира. Выделяют три вида деперсонализации, которые различаются по длительности и степени выраженности симптомов.

– мир воспринимается, как будто не реальный, не настоящий, иллюзорный

– искажается не только зрительное восприятие (краски поблекли, всё как в тумане или, наоборот, всё очень чётко, до мельчайших частиц), но слуховое и тактильное, и, даже, вкусового восприятие (не чувствую вкуса, всё стало пресным или, наоборот, очень солёное, горькое)

– теряется самосознание, собственное «Я»

– не чувствуются страх, нежность, любовь и другие эмоции. Чувства как будто исчезли

Если в детском возрасте имело место патологическое фантазирование с перевоплощением себя, в какого-либо персонажа, то в подростковом возрасте может происходить полная или частичная замена собственного «Я» на выбранный персонаж.

Соматическая деперсонализация – самоназвание, говорит о том, что искажение самосознания начинают затрагивать и тело.

– части тела становятся «чужими», появляется разрозненность движений

– собственный голос воспринимается как посторонний, слышимый издалека

– появление тревоги и страхов, связанных с ощущением тела

Деперсонализация может проявляться в картине различных состояний и заболеваний – от психического здоровья до тяжёлых форм эпилепсии и шизофрении.

Метафизическая интоксикация представляет собой абстрактную, лишённую доказательств, изматывающую мыслительную деятельность, направленную на понимание экзистенциальных вопросов.

– размышление, философствование, рассуждения на определённые темы

– создание собственных «учений». Чаще всего, эти идеи касаются понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, свободы, смерти.

– постепенное ограничение в общении со сверстниками, а затем и полная изоляция

– отказ от увлечений и хобби, кроме собственной «теории», всё становиться не важным

– отказ ходить в школу, в виду не целесообразности, относительно собственной «теории»

Если такие идеи носят сверхценный характер и продолжительны по времени, то постепенно они перерастают в бредовое расстройство, наблюдающееся при шизофрении.

Поведенческие расстройства – проявляются в конфликтах с родителями, друзьями, педагогами. В стремлении примкнуть к асоциальной группировке, влечение к курению, употреблению наркотиков, грубости, негативизму, при этом, подростки не редко отказываются посещать школу. Выделяют девиантное и делинквентное поведение.

– протестное поведение (игнорирование правил морали, поведения в обществе),

– желание принадлежать определённой социальной группе

Это происходит постепенно, и начинается сначала с нарушения правил поведения в школе, в дальнейшем появляется домашнее воровство, бродяжничество, употребление алкоголя. Если подростку вовремя не оказывается помощь, появляется уже и деликвентное поведение.

– противоправное поведение (кража, разбой, наркомания и т.д.)

Чаще всего поведенческие расстройства являются следствием той семейной ситуации, в которой находиться подросток. Не редко это семьи с финансовыми трудностями, один из членов которой, а иногда и оба, страдают какой-либо зависимостью. Кроме этого, поведенческие расстройства могут наблюдаться и при разных видах психопатий.

Гебоидные растройства характеризуются деспотичным агрессивным поведением, искажением инстинктов и влечений, потерей продуктивной деятельности.

– появление чрезмерно ранней и извращённой сексуальности и садизма

– эмоциональная холодность, не способность сопереживать.

– утрата нравственных установок (честь, достоинство, добро и зло)

– потеря интереса к учёбе

– частичная или полная изоляция

В большинстве случаев гебоидные расстройства проявляются в рамках подростковой и юношеской шизофрении.

В этой статье были рассмотрены признаки наиболее типичных для детского возраста психических расстройств. Материал для статьи взят из лекций детского врача психиатра, президента Ассоциации Детских психиатров и Психологов А.А. Северного. Отдельно в следующей статье будет рассмотрено проявление депрессии у детей и подростков.

Еще статьи:  Став желанная любовь

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме “сказать спасибо” (чуть ниже)

Причины и последствия психических расстройств у подростков

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • анорексия нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: девиантное поведение, социализированное расстройство поведения;
  • невроз;
  • шизофрения.
  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес.

    Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.

  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

    Симптомы и признаки

    Все подростки время от времени ведут себя странно.

    Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

    Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

    Насторожить родителей должны следующие симптомы:

    1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
    2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
    3. Попытки суицида, членовредительства.
    4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
    5. Длительный отказ от еды.
    6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
    7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
    8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
    9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
    10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
    11. Длительные истерические припадки.
    12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

    к содержанию ↑

    Возможные последствия

    Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

    При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

    Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

    К возможным последствиям психических расстройств относятся:

    • тяжелая шизофрения;
    • суицид;
    • задержка психического развития;
    • развитие эпилепсии.

    к содержанию ↑

    Диагностика

    Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

    Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

    Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

    Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

    Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

    Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

    Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

    • купирование приступов;
    • стабилизация;
    • адаптация;
    • профилактика

    Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

    • беседа;
    • аутотренинг;
    • применение гипноза;
    • метод внушения.

    Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.

    Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

    Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

    1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
    2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
    3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.

  6. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  7. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  8. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.
Еще статьи:  Бросила пить противозачаточные в середине цикла

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Профилактика

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

к содержанию ↑

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу. При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу, в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Расстройства личности у детей

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Еще статьи:  Сила мысли мужчина

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

2. Расстройства, специфичные для детского и подросткового возраста

Ниже описаны некоторые расстройства, особенно часто встречаемые в детском и подростковом возрасте и редко наблюдаемые у взрос-

лых. Данные нарушения не являются специфичными и могут возникать при многих психических, неврологических и соматических заболеваниях. Однако они часто вызывают беспокойство у пациентов и их родных, требуют особого внимания и специальной коррекции.

Симптомы, характерные для детского возраста

Заикание [F98.5] у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4%, а стойкое – у 1% детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивают от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4-5 лет на фоне нормального психического развития. У 17% пациентов отмечается наследственная отягощенность заиканием.

Несколько чаще встречается невротический вариант заикания (ло-гоневроз), связанный с психотравмирующими событиями (испугом, тяжелым внутрисемейным конфликтом) и личностными особенностями пациентов (преобладают тревожно-мнительные черты). Для этих больных характерны усиление симптоматики в ситуации большой ответственности, тяжелое переживание своей болезни. Довольно часто встречаются другие симптомы невроза: нарушения сна, плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость, боязнь выступлений перед аудиторией (логофобия). Прогноз при невротическом заикании благоприятен, по миновании пубертатного возраста исчезновение симптоматики или ее сглаживание отмечают у 90% пациентов. Длительное существование симптоматики может приводить к патологическому развитию личности с нарастанием астенических и псевдошизоидных черт.

Органически обусловленный (дизонтогенетический) вариант заикания развивается вне зависимости от психотравмирующих ситуаций. Причиной его считают ММД (родовую травму, инфекцию). Такие больные меньше переживают по поводу имеющегося дефекта речи, часто наблюдаются другие признаки органической патологии (отдельные неврологические симптомы, изменения на ЭЭГ). Само заикание имеет более стереотипный, монотонный характер, напоминающий тик или гиперкинез. Усиление симптоматики связано больше с дополнительными экзогенными вредностями (травмами, инфекциями, интоксикациями), чем с психоэмоциональным стрессом. Расстройства речи обычно сохраняются в течение всей жизни, однако не вызывают серьезного страдания у больного.

Лечение заикания нужно проводить в сотрудничестве с логопедом. При невротическом варианте логопедическим занятиям должна пред-

шествовать релаксирующая психотерапия («режим молчания», семейная психотерапия, гипноз, аутотренинг и другие варианты суггестии, групповая психотерапия). В лечении органических вариантов большое значение придают использованию ноотропов и средств, расслабляющих мускулатуру [толперизона (мидокалма * )].

Энурез [F98.0] на различных этапах развития отмечается у 12% мальчиков и 7% девочек. Диагноз «энурез» ставят только детям старше 4 лет, у взрослых данное расстройство отмечают редко (до 18 лет энурез сохраняется только у 1% юношей, у девушек не наблюдается).

Первичный (дизонтогенетический) энурез проявляется тем, что нормальный ритм мочеиспускания не устанавливается с младенчества. Он часто сочетается с мягкой неврологической симптоматикой и признаками нарушения онтогенеза (изменением позвоночника, особой формой ушей, неправильным прикусом), нередко наблюдают парциальный психический инфантилизм. Данное расстройство не зависит от психологических стрессов, отличается строгой регулярностью. Присутствуют более спокойное отношение к своему дефекту, строгая периодичность, не связанная с сиюминутной психологической ситуацией. Некоторые авторы рассматривают первичный энурез как признак, предрасполагающий к возникновению эпилепсии (для дифференциальной диагностики исследуют ЭЭГ).

Вторичный (невротический) энурез возникает у детей на фоне психологических травм (отрыва от матери, угрозы развода родителей) после нескольких лет нормальной регуляции мочеиспускания. Нередко наблюдают другие симптомы невроза: страхи, боязливость. Данные больные часто тяжело переживают имеющееся расстройство, дополнительные психические травмы провоцируют усиление симптоматики. Этот вариант энуреза протекает более благоприятно и к концу пубертата в большинстве случаев исчезает.

Для лечения энуреза используют ТЦА (имипрамин, амитриптилин), холинолитики (атропин, экстракт белладонны*), неспецифические противовоспалительные средства (салицилаты, диклофенак), антагонисты серотонина (дигидроэрготамин*, синепрес*). Предполагают, что часть случаев энуреза связана с излишне глубоким сном, для таких больных полезен прием стимуляторов перед сном (зерен кофе, лимонника китайского семена, элеутерококка колючего корневища и корни, женьшеня, кофетамина * ). В последние годы обращают внимание на то, что в основе данного расстройства может лежать относительно недостаточный синтез антидиуретического гормона в ночное время. Показана

высокая эффективность при всех формах энуреза синтетического аналога антидиуретического гормона десмопрессина (минирина * ), принимаемого внутрь или в виде капель в нос.

При невротическом (вторичном) энурезе используют различные психотерапевтические методики. Бихевиоральные методы заключаются в использовании аппаратов биологической обратной связи (звонок срабатывает при замыкании электрической цепи первой каплей мочи). Гипносуггестия нацелена на создание стойкой прикованности внимания к сигналам от мочевого пузыря. Парадоксальная психотерапия предлагает поощрять (вознаграждать) каждый случай мокрой постели. Отношение к употреблению жидкости при энурезе неоднозначно. Показано, что ограничение приема жидкости и дача соленых продуктов в вечернее время уменьшают частоту непроизвольного мочеиспускания, однако в этом случае формирование защитного рефлекса затрудняется. Противоположная методика состоит в том, что ребенку предлагается выпить большое количество воды в дневное время и активно сдерживать мочеиспускание или прерывать его усилием воли.

Еще статьи:  Причины уйти от мужа

Тики [F95] возникают у 4,5% мальчиков и 2,6% девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, чаще протекают благоприятно, не прогрессируют, у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Чаще других движений встречаются мигание, наморщивание лба, подергивание головой, плечами, хрюкающие и хмыкающие звуки. Тревога, страх, повышенное внимание окружающих усиливают тики и могут их спровоцировать у излечившегося от тиков взрослого человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей.

При появлении тиков проводят исследование для исключения прогрессирующих органических заболеваний мозга (эпилепсии, хореи, паркинсонизма, болезни Вильсона, синдрома Леша-Нихена и др.). В отличие от неврологических расстройств (гиперкинезов) и кататони-ческих симптомов, тики можно подавить усилием воли, сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Миоклонические припадки при эпилепсии часто напоминают тики, но они сопровождаются полной амнезией, дети их совершенно не замечают.

Для лечения невротических тиков используют семейную психотерапию, гипносуггестию и аутогенную тренировку. Рекомендуют вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначают мягкие

нейролептики [тиоридазин, перфеназин (этаперазин * ), галоперидол в небольших дозах].

Некоторое сходство с тиками имеют патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, вырывание волос, раскачивание). В большинстве случаев эти нарушения полностью проходят после пубертатного возраста. Несколько более стойкой бывает привычка вырывать волосы – трихотилломания (см. раздел 25.2).

Частым симптомом у детей являются страхи [F93]. В отличие от фобий у взрослых, детские страхи отличаются простотой и стереотипностью (страх темноты, страх оставаться одному дома, страх животных и сказочных персонажей). Если причина страхов – тревожно-мнительный характер ребенка, то прогноз оценивают как благоприятный, хотя у взрослого страхи могут повторяться в виде невроза навязчивых состояний и приступов паники. Сложные, фантастические, надуманные страхи, сопровождаемые галлюцинациями, возможны при ранней шизофрении. Повторяющиеся ночные кошмары, приводящие к пробуждению ребенка, могут быть эквивалентом эпилептических припадков.

Синдромы, характерные для подросткового возраста

Асоциальные поступки (гебоидный синдром, делинквентное поведение) нередко появляются в фазу пубертата и сопровождаются растормаживанием сексуального влечения, снижением контроля за нравственностью, потерей чувства добра и зла, дозволенного и недозволенного. Характерны эгоцентризм, пренебрежительное, недоброжелательное или враждебное отношение к родным. Возможны уходы из дома, бродяжничество, воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков. Более распространено применение наиболее доступных и дешевых ПАВ (клея, ацетона, таблеток от астмы, препаратов эфедрина). Иногда такие подростки объединяется в группы, исповедующие насилие и вседозволенность.

Только часть подобных случаев можно объяснить педагогической запущенностью и влиянием семьи. Вероятность асоциальных поступков повышается при ускоренном половом созревании (акселерации). Нередко подобное поведение бывает проявлением прогрессирующего психического заболевания (шизофрении или шизотипического расстройства). Вне зависимости от диагноза по мере взросления возможно смягчение симптомов и некоторое улучшение адаптации.

Дисморфофобией (дисморфоманией) называют болезненную идею мнимого или необоснованно преувеличенного физического недостатка либо порока, определяющего внешнюю непривлекательность. Такой идеей может быть уверенность в избыточной полноте или худобе, переживание по поводу якобы неправильной формы ушей или носа, боязнь избыточного выпадения волос. Помимо собственно идей физического недостатка, у больных с дисморфоманией, как правило, наблюдают идеи отношения (ощущение, что все окружающие замечают их дефект, потихоньку посмеиваются над ними), тоскливый фон настроения. Описывают постоянное стремление больных по секрету от окружающих рассматривать себя в зеркале («симптом зеркала»), настойчивый отказ от участия в фотосъемках. Больные могут придерживаться странной диеты, проводить настойчивое лечение народными средствами или даже настаивать на проведении косметических операций.

У взрослых пациентов дисморфомания встречается довольно редко. Только у немногих больных присутствует критическое отношение к своим переживаниям, с ними удается достичь хорошего взаимопонимания (небредовая дисморфомания [F45.2]). Прогноз в этом случае довольно благоприятен. При бредовой дисморфомании [F22.8] больные

полностью уверены в тяжелом дефекте внешности, они скрываются от окружающих, никому не доверяют, успокаивающие слова воспринимают как унизительную жалость. Бредовая дисморфомания может сопровождаться галлюцинациями (например, чувство исходящего от тела неприятного запаха, оскорбительные замечания окружающих). Необходим тщательный контроль за поведением больного, поскольку он может отказываться от еды, изводить себя бессмысленными или опасными процедурами, даже стремиться покончить с собой.

Навязчивые и сверхценные дисморфофобические идеи у подростков часто ослабевают по мере взросления и оцениваются как относительно благоприятные. Бредовая дисморфомания может быть проявлением шизофрении и требует специального лечения и обследования. К разновидностям дисморфомании относят и синдром нервной анорек-сии (см. раздел 16.1).

Патологические фантазии свойственны не только подросткам, но и маленьким детям. От нормального детского фантазирования они отличаются своей настойчивостью и избыточностью, и это мешает адаптации ребенка, приводит к конфликтам с окружающими. Фантазии могут подчеркивать замкнутость ребенка, свидетельствовать о его нежелании общаться с другими. Примерами такого поведения могут быть стереотипные рисунки, изображающие сцены войны и насилия, приступы мечтательности с отказом от игр и общения, путешествия в воображаемую страну. Такое поведение может свидетельствовать о формировании шизоидной психопатии или шизофрении. Другие виды фантазий, наоборот, привлекают внимание окружающих. Это самооговоры, ложные признания в преступлениях, рассказы о невероятных приключениях. Причинами такого поведения могут быть истерические черты характера или реже гиперкомпенсация (борьба с собственным страхом) у тревожно-мнительных подростков.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here