Косвенная агрессия это

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "косвенная агрессия это" с детальным описанием.

Вербальная агрессия — косвенная или прямая.

· 1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

· 2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.

Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму.

· 1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.

· 2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия — непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.

Причины агрессивного повеления детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Обобщая все сказанное, можно выделить главную социальную причину проявления агрессии в дошкольном возрасте: неверное поведение взрослых по отношению к ребенку, при ребенке, когда взрослый демонстрирует агрессивность.Неверное поведение взрослых можно классифицировать так:

  • уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми ини циативы;
  • в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
  • не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
  • требуют безоговорочного выполненияправил и требований без разъяснения их детям;
  • не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
  • поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.

Современные родители мало уделяют внимания ребенку. С одной стороны, они озабочены тем, чтобы ребенок был одет и обут, чтобы у него были «крутые» игрушки, не такие, как у всех, с другой – они не задумываются над развитием внутреннего мира ребенка, его интересах, потребностях, не внимательны к тому, какой социальный опыт приобретает малыш, какие способы поведения постепенно становятся для него привычными. Дети часто остаются наедине с телепередачами далеко не того качества и содержания, которое необходимо дошкольнику. Ребенок впитывает из таких передач негативные формы поведения и реагирования на события, с удовольствием копирует их в своей реальной жизни.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. aggressiо – нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Смотреть значение Косвенная Агрессия в других словарях

Агрессия — агрессии, ж. (латин. aggressio) (полит.). Наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-н.
Толковый словарь Ушакова

Агрессия — Авантюристическая, бандитская, безрассудная, варварская, вероломная, внезапная, военная, вооруженная, гибельная, дерзкая, захватническая, кровавая, кровопролитная.
Словарь эпитетов

Агрессия Ж. — 1. Незаконное применение силы одним государством против другого, вооруженное нападение одного государства на другое с целью захвата территории, ликвидации независимости.
Толковый словарь Ефремовой

Агрессия — -и; ж. [лат. agressio – нападение].
1. Вооружённое нападение государства или нескольких государств на какое-л. государство с целью захвата его территории, уничтожения или.
Толковый словарь Кузнецова

Агрессия — (от лат. аgressio – нападение) – незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо.
Политический словарь

Косвенная Верификация — Верификация прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.
Политический словарь

Стихийная Агрессия — – это массовые враждебные действия, направленные на нанесение страдания, физического или психического вреда или ущерба, либо даже на уничтожение массой других людей.
Политический словарь

Агрессия — (лат. aggressio – нападение) – в международном праве – противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной.
Экономический словарь

Косвенная Агрессия — – в международном праве –
агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных.
Экономический словарь

Косвенная Ипотечная Ссуда — –
ипотечный кредит, обеспеченный долговыми инструментами, которые в свою очередь обеспечены
недвижимостью.
Экономический словарь

Косвенная Котировка — Применительно к иностранной валюте, – количество единиц иностранной валюты, необходимое для покупки одного доллара США.
Экономический словарь

Косвенная Котировка Валют — См. Котировка валют косвенная
Экономический словарь

Котировка Валюты Косвенная — котировка иностранной валюты, при которой единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству каких-либо иностранных денежных единиц.
Экономический словарь

Котировка Косвенная — котировка валюты данной страны, когда
единица этой валюты приравнивается к определенному количеству иностранных денежных единиц. К.к. характерна для
фунта стерлингов.
Экономический словарь

Оплата Труда, Сдельная Косвенная — –
оплата, при которой
размер заработной платы рабочего находится в зависимости от результата
труда обслуживаемых им основных производственных рабочих.
Экономический словарь

Определение Агрессии, Агрессия — –
установление с
помощью международно-правовых положений основного
смысла и характерных особенностей агрессии – тягчайшего международного
преступления.
Экономический словарь

Прямая Агрессия — – агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые.
Экономический словарь

Реклама Косвенная — неявная
реклама, рекламирование товаров и услуг посредством
интервью, публикаций, радио и телепередач, в которых упоминается рекламируемый
товар; при этом.
Экономический словарь

Агрессия — Заимствовано в начале XX в. из французского, восходящего в свою очередь к лат. aggressio – “нападение”.
Этимологический словарь Крылова

Агрессия — (от лат. aggressio – нападение) – в международном праве любое противоправное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы. Общую формулировку понятия А. дает принятое.
Юридический словарь

Агрессия Косвенная — – в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных.
Юридический словарь

Агрессия Прямая — – в международном праве агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Согласно ст. 3 “Определения агрессии”, принятого Генеральной Ассамблеей ООН.
Юридический словарь

Косвенная Агрессия — – в международном праве – агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных.
Юридический словарь

Косвенная Реклама — – неявная реклама, рекламирование товаров и услуг посредством интервью, публикаций, радио-и телепередач, в которых упоминается рекламируемый товар; при этом.
Юридический словарь

Определение Агрессии, Агрессия — – установление с помощью международно-правовых положений основного смысла и характерных особенностей агрессии – тягчайшего международного преступления против мира.
Юридический словарь

Прямая Агрессия — – агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые.
Юридический словарь

Агрессия — (от лат. aggressio – нападение) – понятие современногомеждународного права, которое охватывает любое незаконное с точки зренияУстава ООН применение вооруженной силы одним.
Большой энциклопедический словарь

Англо-франко-израильская Агрессия Против Египта (1956) — имела цельюзахват Суэцкого канала. 29 октября израильские войска вторглись натерриторию Египта; 31 октября английские и французские вооруженные силыначали бомбардировку.
Большой энциклопедический словарь

Онкометрия Косвенная — определение величины кровенаполнения органа, основанное на измерении разности между количеством крови, притекающей к органу и оттекающей от него.
Большой медицинский словарь

Косвенная Речь — одна из форм передачи чужой речи, синтаксическиорганизованная в виде сложноподчиненного предложения, напр.: “Он сказал,что завтра придет”. Ср. Прямая речь.
Большой энциклопедический словарь

Косвенная агрессия это

2 августа 1939 г.

Между тремя договаривающимися правительствами условлено, что слова «косвенная агрессия» в предыдущем § 2* должны пониматься как не исключающие (или как включающие) акцию, принятую государством, о котором идет речь, под угрозой силы со стороны другой державы и имеющую последствием потерю его независимости или его нейтралитета.

Если создадутся обстоятельства, которые не подпадают под предшествующее определение, но которые, по мнению одного из договаривающихся правительств, содержат угрозу независимости или нейтралитету государства, о котором идет речь, договаривающиеся правительства приступят по просьбе одного из них к немедленной консультации в целях любой акции, о которой будет принято решение с общего согласия 78) .

Примечания:

77) В англо-французском проекте определения понятия «косвенная агрессия » по-прежнему оставался открытым вопрос о том, когда вступают в силу гарантии трех держав другим государствам.

Признавая на словах обоснованными опасения Советского правительства в отношении косвенной агрессии Германии в Прибалтике, английское правительство не стремилось к скорейшему урегулированию этого вопроса. В указании Сидсу Галифакс писал 28 июля 1939 г., что, поскольку решено начать военные переговоры, «нет опасности срыва переговоров в течение ближайших критических недель». При этих изменившихся обстоятельствах, указывал Галифакс, мы считаем, что «можем запять несколько более жесткую позицию» в отношении пункта об определении косвенной агрессии. Галифакс предлагал в связи с этим Сидсу не отходить в дальнейшем от существа английского определения косвенной агрессии, данного в предложении от 8 июля 1939 г. (Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. Third Series, vol. VI, p. 525).

В телеграмме от 28 июля 1939 г. Сидс сообщал Галифаксу: «Во время нашей сегодняшней [27 июля] встречи с г-ном Молотовым я говорил в духе вашей телеграммы № 183 [435], сообщив о согласии правительства Его Величества на немедленное начало военных переговоров в Москве и о том, что оно ожидает, чтобы сразу же было начато обсуждение неурегулированных политических пунктов. Французский посол высказался в том же смысле и выразил надежду, что Советское правительство поможет обеим военным миссиям удобно устроиться в Москве. Г-н Молотов обещал сделать это. Г-н Молотов не мог дать ответа на вопрос, поставленный французским послом, относительно состава советской делегации.

В ответ на мое высказывание относительно урегулирования нерешенных политических пунктов г-н Молотов сказал, что Советское правительство изучает вопрос о косвенной агрессии. [. ]

Г-н Молотов спросил, является ли позиция правительства Его Величества и французского правительства по этому вопросу непоколебимой. Откажутся ли они от всяких изменений в своем меморандуме. Если это так, то решения будет трудно достигнуть.

Я ответил, как уже это делал ранее, что мы готовы допустить изменения в формулировках, но суть должна быть сохранена. Основой нашего определения является: а) угроза применения силы; б) отказ от независимости и нейтралитета. Наша формула достаточно широка для того, чтобы покрыть любой законный случай, который может возникнуть. Если бы мы постарались сделать определение более широким, то оказалось бы, что мы одобряем вмешательство во внутренние дела третьих государств, а этого правительство Его Величества не хочет делать. Я надеялся, что до нашей следующей встречи он еще раз взглянет на нашу формулу и определит, нельзя ли предложить какой-нибудь альтернативы, которая хотя и изменит слова, но сохранит сущность;

Г-н Молотов сказал, что, как он думает, наша формула может быть улучшена. Она должна быть исправлена таким образом, чтобы имелись в виду случай с президентом Гахой, а также случай с Данцигом, т. е. ситуация, связанная с внутренним развитием страны, которое изменило бы внешнее положение другого государства. Он надеется, что правительство Его Величества и французское правительство смогут, так же как и Советское правительство, представить альтернативные проекты. В таком случае он убежден, что будет найдена удовлетворительная формула. [. ]

Я спросил г-на Молотова, что он думает об общей идее проекта заявления, который мы ему передали. Г-н Молотов ответил, что еще но пришло время для совместного коммюнике. Надо сначала посмотреть, что могут дать военные переговоры. Важно возможно скорее заключить договор. [. ]

Я задал вопрос, собирается ли Советское правительство воздержаться от заявлений со своей стороны в настоящее время. Г-н Молотов сказал, что это так. Для Советского правительства военные статьи являются наиболее важной частью. Предложенный нами проект создаст иллюзию, что все урегулировано в политическом отношении.

Французский посол заявил, что, как он понимает, советская точка зрения сводится к следующему:

1. Советское правительство считает, что прибытие военных миссий является само по себе фактором существенного значения.

2. Советское правительство не может согласиться с совместным коммюнике в соответствии с франко-английским проектом, поскольку всякое такое коммюнике должно быть более детальным и более осторожно составленным. (Г-н Молотов согласился и сказал, что такое коммюнике должно было бы сказать, что политические переговоры еще не закончены, что еще продолжается обсуждение вопроса об определении понятия «косвенная агрессия» и что предстоит обсуждение наиболее важной части проблемы, а именно военных вопросов.)

3. Советское правительство не исключает возможности совместного коммюнике, объявляющего факт прибытия военных миссий, по лишь после того, как они прибудут.

Г-н Молотов согласился с этим определением его позиции. [. ]» (Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. Third Series, vol. VI, p. 521—525).

78) В телеграмме от 3 августа 1939 г. Сидс писал Галифаксу:

«Г-н Молотов принял нас сегодня во второй половине дня [2 августа].

Я сообщил ему о составе нашей военной миссии так, как она указана в Вашей телеграмме № 192, и сказал, что она выедет, вероятно, в конце этой недели. Г-н Молотов сказал, что это будет удобно и что он сможет в скором времени дать нам состав советской делегации. Он спросил, будет ли наша миссия иметь полномочия для ведения переговоров. Я сказал, что не могу ответить на этот вопрос, поскольку мне не приходилось иметь до сих пор дела с военными переговорами. В ответ на вопрос французского посла о процедуре переговоров г-н Молотов предложил, чтобы три главы делегаций встретились для составления программы.

Г-н Молотов сообщил, что он хотел бы изложить точку зрения Советского правительства по поводу замечаний, сделанных г-ном Батлером в палате общин 31 июля, которые явились предметом коммюнике в советской прессе (моя телеграмма № 183) [512]. Г-н Батлер грубо исказил советскую позицию в отношении Прибалтийских государств. Французскому послу и мне, конечно, хорошо известно, какова эта позиция, и в Москве такое искажение ее вызвало негодование. Я спросил г-на Молотова, имеет ли он полный текст замечаний г-на Батлера. Я сам его не видел. Он ответил, что имеет полный текст из агентства ТАСС. Я сказал, что многое зависит от того, какие точно слова были употреблены, и убежден, что со стороны г-на Батлера не имелось намерения сказать что-либо обидное для Советского правительства. Я даже убежден, что дело обстоит как раз наоборот.

Г-н Молотов ответил, что г-н Батлер представил советскую формулу так, будто Советское правительство хотело нарушить независимость Прибалтийских государств. Советское правительство, напротив, хотело гарантировать эту независимость. Он вынужден обратить внимание на тот факт (который является для него совершенно непонятным), что в то время, когда три правительства обсуждали в обстановке секретности вопрос косвенной агрессии, иностранная пресса знала все, что происходило, и, более того, советская точка зрения искажалась официальным лицом в Лондоне. Позиция, которую заняло Советское правительство, имеет в виду защиту независимости и нейтралитета Прибалтийских государств. Согласно г-ну Батлеру и прессе, советская позиция направлена против этой независимости и нейтралитета. Развивая свои замечания, г-н Батлер сказал также, что расхождения, которые существуют на этом основании между двумя правительствами, являются истинной причиной задержки в переговорах. Это неправда.

Я повторил, что не знаю точно, что г-н Батлер сказал и какие слова ему приписываются. [. ]

Я передал затем текст нашей первоначальной формулы вместе с дополнительной фразой о консультации, так как она одобрена в Вашей телеграмме № 188 [476]. В тексте определения я заменил слово «включая » (или в качестве альтернативы «или не исключая») словом «покрывая ». Г-н Потемкин устно перевел французский текст проекта на русский язык.

Г-н Молотов сказал, что дополнительная фраза не улучшает определения. Консультации недостаточно для того, чтобы покрыть те случаи, которые он имеет в виду. Французский посол поинтересовался, почему г-н Молотов так считает. Г-н Молотов ответил, что фраза о консультации не предусматривает оказания немедленной помощи в случаях, которые имеются в виду. Он спросил г-на Наджиара, не имеет ли он нового предложения. Французский посол ответил, что сделал личное предложение на одном из предыдущих заседаний, но что оно не имело успеха. [. ]

Г-н Молотов согласился с тем, что консультация может иногда явиться необходимой, но заметил, что в тех случаях, которые он имеет в виду, речь идет об оказании немедленной помощи. Наша новая фраза вызывает возражение, так как она ослабляет силу действия статьи в том, что касается немедленной помощи.

[. ] Г-н Стрэнг объяснил затем на основе Вашей телеграммы № 191 [№ 497], что целью англо-французской формулы (а это относится как будто бы в равной степени и к советскому проекту) является не стремление покрыть определением все случаи косвенной агрессии, к которым будет применяться статья 1, а возможность показать тот разряд промежуточных случаев, которые подпадают под действие статьи. Германская акция в Данциге, которая явно угрожает независимости Польши, не была бы «прямой агрессией», а своею рода случаем, к которому можно должным образом применить определение «косвенной агрессии», хотя этот случай и не был бы покрыт ни англо-французским, ни советским определениями в том виде, в котором они сейчас имеются. Именно по этой причине мы предложили использовать в нашей формуле слова «включая», а не «покрывая».

[. ] В ответ на вопрос г-на Стрэнга о том, имеется ли теперь полная ясность в отношении характера расхождений между тремя правительствами, г-н Молотов сказал, что слова «под угрозой применения силы» слишком ограничивают рамки англо-французского определения. Он напомнил, что Советское правительство первоначально предложило формулу, которую правительство Его Величества и французское правительство отвергли, предложив собственную фразу. Советское правительство составило тогда новый проект. Взгляды Советского правительства ясно отражены в условиях этого проекта. [. ]

Г-н Молотов был иным человеком, чем при нашей прошлой встрече, и я чувствую, что наши переговоры понесли серьезный ущерб» (Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. Third Series, vol. VI, p. 570— 574).

Печат. по изд.: « С С С Р в борьбе за мир. », с. 5 2 5 .

Здесь печатается по кн.: Документы и материалы кануна Второй мировой войны 1937-1939 гг. в 2-х томах. Москва. Политиздат. 1981.

Агрессия в психологии

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия

– использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая – физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая – физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья – физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Вербальная агрессия

– с имволическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

– агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio — отрицание) – лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования – способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. ( см . Негативизм детский ).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Психотерапия агрессии.

Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Большинство психологов считают, что агрессия – это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными животными порывами. . Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, ненавистью и т.д.

Агрессия: это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1997).

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например:

  • любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо);
  • инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц);
  • проявление влечения к смерти (3. Фрейд);
  • реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе);
  • реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец);
  • реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус);
  • стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер);
  • внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Виды агрессии в психологии

Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.

Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;

Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;

Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;

Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;

Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;

Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.

Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.

Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.

Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.

Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.

Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.

Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.

Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д. Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия. Неполноценный отдых, переутомление.

Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

Шизофрения. Энцефалит. Неврастения. Менингит. Эпилептоидная психопатия и т. д.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля. Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности. Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

исключительно близких людей – нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;

людей не из семейного круга – педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;

самого себя – как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;

животных, насекомых, птиц и т. д.;

неодушевлённые физические объекты – в форме порчи имущества, съедания несъедобных предметов;

символические предметы – увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия – это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.

Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.

Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.

Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.

Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок. Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение. Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

Что делать с агрессией?

Для человека, многие его состояния могут являться индикатором наличия агрессии, но не восприниматься таковыми. Ум может начать спекулировать терминами («я не агрессивен, а обижен», «это не агрессия, а просто у меня такой юмор»), чтобы не признаваться в наличии агрессии, чтобы не с чем было работать. Поэтому приведу небольшой перечень состояний синонимичных агрессии: сарказм, желание напакостить, обида, гнев, ярость, зависть, высокомерие, презрение, самобичевание, злорадство, спор, раздражение, желание обвинять, бойкот, саботаж, желание унизить, издевательства, нарушение границ человека, хамство, ненависть, лесть, систематические опоздания, шантаж, злоба, ненависть. Для работы с агрессией, важно отлавливать в себе подобные состояния. И, если агрессия действительно есть, то признаться себе в её наличии и в том, что она иногда подавляется. Это первый и очень важный шаг в работе.

Далее желательно научиться регистрировать зарождение агрессии в себе, т.е. чтобы она не выплёскивалась неожиданно и непонятно, через несколько часов или месяцев, а обнаруживалась «по горячим следам», сразу же. Необходимо выработать в себе привычку «просыпаться», вспоминать себя, регистрировать что происходит, выявлять источник, породивший агрессию, научиться замечать включение и работу механизма подавления.

Нередко, заметив появление агрессии, можно сразу сделать определённые действия для устранения причин (например, попросить мужа сделать телевизор потише или сказать человеку, что сейчас совсем некогда разговаривать). В ситуациях, когда возможно проявить агрессию – её желательно проявлять, если же неуместно, то можно отработать ситуацию чуть позже и выплеснуть агрессию каким-либо из способов:

  1. Если причина агрессии в поступке другого человека, то представить его перед собой и чётко проговорить ему всё то, что не можете сказать в реальной ситуации. Не фильтруйте, не включайте в этот процесс ум, если идёт мат, то пусть идёт мат, если идут слёзы – плачьте, если хочется орать – орите. Как говорится, называйте вещи своими именами.
  2. Домой можно купить себе какую-нибудь подушку и, когда необходимо, бить её, кидать, топтать, в общем делать с ней всё что хочется, как можно неистовее, отпустить себя, убрать мысли о том, что это глупо, несерьёзно, снять контроль ума. На этой подушке лучше не спать, использовать только для выхода агрессии.
  3. Купить несколько десятков яиц или чего-нибудь подобного (еще лучше – снежки) и покидать их об стену, скалу, камень, стараясь чтобы осколки как можно сильнее разлетались.
  4. После встречи с человеком, можно некоторое время злобно рвать бумажки, выпускать пар. Или пакеты, в меру, прочные, чтобы их с силой и криком разрывать.
  5. Можно палкой делать колющие удары в песок (старайтесь не накладывать образ обидчика на этот песок).
  6. Сходить в тренажёрный зал, либо побить грушу до изнеможения, т.е. перевести эмоцию в эфирную энергию, отработать её.
  7. Массаж, телесно-ориентированная терапия.

Зачастую возбудителем агрессивного поведения являются наши не исполненные, скрытые желания. Если желания не реализуются, подавляются, то агрессия постепенно может смениться печалью. И чем больше подавленных желаний, чем они энергичнее, тем больше печаль, печаль становится фоном жизни. Поэтому, при дальнейшей работе, необходимо выявлять страхи и неудовлетворённые желания, породившие агрессию и печаль, распознавать истинные и ложные цели, вспоминать прошлые непрожитые эмоции и проживать их, убирать лишние наслоения, сковывающие рамки, отжившие стереотипы и установки.

Соответственно, дальше, потребуется внести коррективы в своё поведение и быт, например:

Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Читайте также:
  1. Агрессия и способы ее социального канализирования.
  2. Агрессия против СССР, создание антигитлеровской коалиции.
  3. Вербальная составляющая рекламного сообщения: слоган, заголовок, основной рекламный текст, эхо-фраза.
  4. Косвенная сдельная – при этой системе размер заработной платы рабочего зависит от выработки на обслуживаемом им участке производства.
  5. Культурная агрессия и толерантность. Национализм и расизм.
  6. Невербальная коммуникация.
  7. Невербальная речь разных народов
  8. Невербальная риторика в деятельности оратора
Еще статьи:  Ты его любишь, а он тебя нет?
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here