Глубинная женская психология

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "глубинная женская психология" с детальным описанием.

Любовь или влюбленность | “ОНА” Глубинные аспекты женской психологии

Афродита решила задачу эволюции сознания весьма необычным способом! То, что считалось раньше цепью оплошностей и ошибок, превратилось в изумительный путь внутреннего развития. Хитрая и неискренняя в глубине души, Афродита в приступе ревности сделала все, чтобы заставить Психею обручиться со Смертью — чудовищем, обитающим высоко в горах. Она послала своего сына, бога любви Эроса, устроить свадьбу, но тот случайно укололся одной из своих стрел и без памяти влюбился в Психею. После этого в критический момент откровения сама Психея поранилась любовной стрелой Эроса и влюбилась в бога любви!

Что же представляет собой состояние “влюбленности”, если влюбленный становится настолько сильным, чтобы творить чудеса, не обращая внимания на волю судьбы. Прежде чем попытаться разгадать эту тайну, следует обратить внимание, что любовь и влюбленность — это два разных понятия, которые не следует путать.

Любить — значит пройти от начала до конца весь опыт соединения одного человеческого бытия с другим. Это означает видеть в любимом человеке реальную личность и ценить его за ординарность, недостатки, самобытность и значимость самой человеческой личности. Если мы когда-либо сможем продраться сквозь туман проекций, в которых проводим большую часть жизни, то начнем воспринимать обыкновенное как исключительное. Вся беда состоит в нашем ослеплении собственными проекциями; мы редко видим другого человека таким, какой он есть, оценив его глубину и благородство. Такая любовь длится долго и существует наряду с ординарностью повседневности (“ординарность”) в английском языке — производное от слов “упорядоченность”). Определенный смысл такой любви содержится в поговорке: “Все перемелется — мука будет.” Любовь проявляется в каждом событии повседневной жизни, она не нуждается в сверхчеловеческом масштабе 5 . Человек работает, общается, ошибается, спасается и живет, захваченный ежедневны потоком событий.

Если же человек влюблен, он как бы соприкасается со сверхчеловеческим уровнем бытия. Он уносится прочь от суеты повседневности на божественный простор, где уже нет места для человеческих ценностей. Нас как бы захватывает неизвестно откуда взявшийся вихрь и бросает в совершенно иной мир, где человеческие ценности не имеют никакой цены. Если любовь это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне времени и пространства.

Уже было сказано о том, что Психея оказалась первой из смертных, кому удалось увидеть бога любви во всей его прелести и остаться живой, чтобы рассказать об этом. В этом сердцевина нашего рассказа — смертная девушка влюбляется в бога и, не потеряв веру в любовь, остается верной своей человеческой природе Возвышенный конец этого повествования — прямое следствие того, что Психея осталась верной себе и своей любви 6 .

Давайте проведем мысленный эксперимент: представим себе, что на земле не осталось никого, за исключением вас и еще одного человека. Исследуйте свое отношение к этому человеку в течение дня и обратите внимание, какую он представляет для вас ценность. Пройдет совсем немного времени, и этот человек становится для вас воплощением чуда. Такая концентрациявнимания на одном объекте, имеющая неземное происхождение, характерна для состояния влюбленности. В этом состоянии может оказаться каждый человек, но лишь случайно, иногда и в течение короткого времени. Оно совсем не похоже на любовь, где “все перемелется”, которая длится долго и существует в домашних условиях”. (Если бы кто-нибудь двадцать лет назад мне сказал, что я сведу воедино любовь и долгий срок, я был бы шокирован и, скорее всего, сильно разозлился. Но средний возраст привносит небольшие крупицы мудрости).

Случилось так, что и Эрос, и Психея укололись волшебной стрелой и очутились в мире влюбленных. Произошло чудо, которое неизбежно повлекло за coбой страдания. Психея избавилась от брака со Смертью, Эрос раскрыл свой божественный облик. Психея изгнана из рая; страдающий Эрос улетел прочь к матери. Влюбленность лишает людей обыкновенного человеческого покоя, но придает им огромную энергию, необходимую для развития личности.

Жители Азии не имеют никакого понятия о влюбленности. Они вступают в отношения спокойно, постепенно, без драматизма, не тронутые стрелами Эроса. Браки всегда готовятся заблаговременно. Согласно традиции, жених не видит свою невесту до окончания брачной церемонии, пока она не снимет украшающие ее наряд цветы и гирлянды. После этого, следуя тщательно расписанному для новобрачных сценарию, жених ведет невесту в дом. Он сохраняет энергию, которую мы тратим в период влюбленности, до тех пор, пока не войдет в брачный чертог, где боги и богини придадут ему огромную силу.

Наша история — о женщине, которая соприкоснулась с чем-то более грандиозным, по сравнению с обычным человеческим опытом. Остальная часть мифа повествует о том, как Психея пережила это божественное прикосновение.

Купить на «Озоне»

Противостояние | “ОНА” Глубинные аспекты женской психологии

Эрос прилагал много усилий, чтобы держать Психею в неведении. Он обещал ей райскую жизнь при условии, что она не будет на него смотреть и ни о чем спрашивать. Именно так он рассчитывал сохранить над ней власть.

Нередко часть своей жизни женщина находится под властью мужчины, но если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от анимуса, своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины — это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, безотносительно к тому, находит ли она его вовне или внутри, в качестве собственного анимуса. Точно такая же параллель существует в жизни мужчины, когда он пытается обнаружить и осмыслить свое отношение к женскому образу жизни, безотносительно к тому, находит лион его во взаимоотношениях с реально существующей женщиной или в процессе героической борьбы, происходящей вокруг анимы, его внутренней женственности.

Несмотря на бесконечное множество вариантов, которые создают неповторимую индивидуальность жизни, поиск общего языка с маскулинным элементом в Определенной степени предсказуем. Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем — с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого — с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви, кем он собственно и является. В рамках этой драмы и вне ее расходуется очень много психической энергии.

Вероятно, биография каждой женщины содержит трепетные главы описания ее влюбленности, открытия и потерю райского сада, и в ее стремлении сближения с Богом — повторное открытие райского сада уже в состоянии зрелости, которое не менее прекрасно, чем первое.

В первый раз мы попадаем в райский сад во время ухаживаний медового месяца. В это время Психея oказывается в самом желанном из всех существующиххих райских уголков, где исполняется любая ее прихоть. Это самый настоящий райский сад, сад Эдема, место, где возникает ощущение абсолютного счастья. Мы надеемся, что такое состояние будет длиться вечно, но в каждом саду есть змея, то есть, призрак тени который рано или поздно приводит спокойную счастливую жизнь к неизбежному концу.

Другой инструмент — очень острый нож. Следует заметить, что Психея использует лишь одно из имеющихся у нее средств. Мне кажется, что в этом месте мифа содержится очень мудрый совет. Женщина осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует: преображение или убийство? Это критический момент выбора, момент истины, особенно для современной женщины. Если первым в ход пойдет нож, он причинит много вреда. Если же в первую очередь будет использована лампа, тогда есть шанс для осознания и внутреннего роста. Обращаясь со своими инструментами осторожно, женщина может совершить чудесное открытие и обнаружить бога любви, Эроса, в его истинном обличье. И тогда она будет довольна уже тем, что ее свет порождает чудо. Страстно желая женщину, мужчина часто испытывает потребность получить от нее свет, чтобы обнаружить свою истинную природу и божественность. Каждая женщина держит в своих руках эту неуловимую и в то же время могучую власть.

Еще статьи:  Теория личности эриксона

Что же такое лампа и что она помогает обнаружить? В лучшем случае мужчина знает, что он из себя представляет, и понимает, что где-то внутри него скрыто божественное величие и могущество. Но в момент, когда женщина зажигает светильник, он чувствует зов жизни, ощущает призыв к тому, чтобы, осознавая свою мужскую силу, проявить ее. Естественно, он дрожит! Кроме того, он ждет от женщины подтверждения своей состоятельности. Мужчина, потерпевший поражение и обнаруживший свою несостоятельность в лазах реальной или внутренней женщины, может оказаться в ужасном состоянии, так как обычно именно присутствие женщины напоминает мужчине о самом лучшем, что имеется в нем.

Во время второй мировой войны на Алеутских островах образовалось несколько изолированных друг от о друга мужских групп. Из-за неожиданно возникших к проблем с транспортом они лишились отдыха и покоя. Кроме того, они не имели возможности развлекаться и принимать гостей. Больше половины мужчин получили нервные срывы. Они перестали бриться, отпустили в волосы и прекратили делать все необходимое, чтобы поддерживать опрятный внешний вид. Это произоизошло потому, что рядом не было женщины, Психеи, смотрящей на Эроса, чтобы напомнить о его силе и состоятельности.

Упавшему духом мужчине может быть достаточно какого-нибудь знака внимания, а иногда — просто женского взгляда, чтобы обрести ощущение собственной ценности. В этом, наверное, проявляется одно из самых тонких мест в мужской психологии. Большинствомужчин получают глубинное ощущение своей мужской состоятельности от женщины, жены или матери или если они обладают высокой степенью рефлексии, — о своей анимы. Зажигая светильник, женщина видит cама и показывает мужчине его ценность.

Однажды я присутствовал при семейном скандале момент, когда женщина энергично схватила нож. Ее муж имел целый список провинностей и в этом списке обвинение в том, что он поздно приходит домой с работы, было далеко не первым. Он возмутился “Неужели ты не понимаешь, что я торчу на этой чертовой работе, чтобы побольше заработать и обеспечить семью?” Женщина опустилась на место. Она что-то услышала. Место ножа заняла лампа. Он продолжал”Я не пошел бы на работу, если б не ты. Я ненавижусвою работу и хожу туда только ради тебя и детей. ” Таким образом внезапно в их семейных отношенияхоткрылась новая сторона. Женщина подняла светильник и взглянула на происходящее. И то, что она увидела, ей пришлось по душе.

Мужчина очень зависит от женщины, освещающей семейную жизнь, ибо сам не обладает способностью раскрыть ее смысл. Жизнь для него часто суха и скучна до тех пор, пока кто-либо не привнесет в нее определенный вкус. Всего несколько слов, произнесенных женщиной, могут придать значимость целому дню напряженного труда и вызвать у мужчины чувство благодарности. Мужчина знает и хочет этого, он изо всех сил к этому стремится, давая возможность женщине пролить хотя бы немного света. Приходя домой и рассказывая о том, что произошло за день, он фактически просит женщину о том, чтобы она придала смысл его деятельности. Основное призвание женщины — хранить свет.

Прикосновение к свету или сознанию — серьезное и жестокое испытание; часто осознание становится для мужчины весьма болезненным — может быть поэтому он так сильно остерегается женщин. Главная причина ” петушиного” поведения мужчины — тщетные усилия скрыть свой страх перед женщиной. Чаще всего, задача женщины — привести мужчину к постепенному осознанию существующих отношений. Почти всегда именно она произносит такую или похожую фразу: “Давай сядем и поговорим о том, что между нами происходит.” В большинстве случаев именно женщина стимулирует личностный рост и развитие отношений. Мужчина всего о этого боится, но еще больше боится это потерять.

Мы можем двояко понимать функцию или символику масла в светильнике Психеи. Можно говорить о масле, уменьшающем трение, то есть, о средстве, смягчающем и облегчающем напряженную и запутанную ситуацию; можно — о попадании в котел с кипящим маслом. В смутном мужском восприятии женственности эти два разных смысла не всегда ясно отличаются друг от друга.

Купить на «Озоне»

Глубинная женская психология

В разные времена супруги вновь и вновь разыгрывают эту драму. Какое сообщение несет нам этот архаичный, полный поэзии, мифологический язык о женщинe и ее отношениях с мужчиной и своей внутренней маскулинностыо?

Сестры — это раздраженные голоса, раздающиеся у нас внутри, а часто — извне, которые имеют двойную функцию: разрушение прежнего отношения к жизни и осознание нового. Во время утреннего кофе часто разыгрывается сцена, где две сестры замышляют свой коварный план. Они часто, выполняют свою двойную миссию бросая выбор старому патриархальному миру и подстрекая друг друга к осознанию происходящего, цена которого может быть значительно выше, чем они себе представляют. Вероятно, мы платим прометееву цену за полное осознание того, чего мы так страстно желаем.

Допрашивающие сестры — страшное зрелище. Несмотря на то, что они являются предвестницами осознания, для всякой женщины все же существует опасность задержаться и застыть на этой стадии развития, всю последующую жизнь оставаясь деструктивной. Вы можете видеть в мужчинах источник своих бед, оставаясь на скале Смерти; точно так же можно оказаться в состоянии двух старших сестер и разрушать все, что пытается создать мужчина.

Как правило, женщина проходит со своим партнером через весьма необычную и ставящую ее в тупик последовательность отношений. Мужчина для нее может быть и богом любви, и Смертью на вершине скалы, и кем-то неизвестным в раю, и очень восприимчивым человеком при ее настойчивом желании что-либопонять. И, наконец, когда на вершине Олимпа она приходит к своей собственной божественности, он предстает перед ней в качестве бога любви. Все это сбивает мужчину с толку. Не следует удивляться тому, что каждый день, приходя домой, он робко оглядывается, пытаясь понять, какая именно роль ему отведена сегодня. Теперь добавьте включенность его собственной анимы, и вы получите очень сложный, но занимательный сюжет.

Сестры олицетворяют собой требование эволюции источник которой нам неизвестен. Это может быть теньюПсихеи. Юнг описывал теневые стороны личности как вытесненные элементы или до сих пор не прожитые возможности полного личностного потенциала. Из-за недостатка внимания и препятствий развитию эти не прожитые и вытесненные черты остаются архаичными или, уходя в тень, становятся опасными. Несмотря на вытеснение, этот скрытый потенциал добра или зла остается в бессознательном, где он накапливает в себе энергию до тех пор, пока она не найдет выхода в сознание, подобно тому, как в критический момент жизни Психеи появились ее сестры.

Если мы будем вглядываться в себя, осознавая лишь наличие любви и великодушия, как это произошло с Психеей, мы недооценим существующую теневую сторону. Это приведет к тому, что мы будем вынуждены покинуть наивный рай, в котором было так уютно, и отправимся на поиски новых открытий своей истинной сущности.

Юнг говорил, что желание личностного роста часто возникает в сознании из тени. Поэтому те же сестры играя скорее менее, чем более, приятную и совершенно неприглядную роль в жизни Психеи, все-таки добросовестно ей служат3.

Эрос прилагал много усилий, чтобы держать Психею в неведении. Он обещал ей райскую жизнь при условии, что она не будет на него смотреть и ни о чем спрашивать. Именно так он рассчитывал сохранить над ней власть.

Нередко часть своей жизни женщина находится под властью мужчины, но если ей удается избавиться от этой власти, она неизбежно попадает в зависимость от анимуса, своей внутренней маскулинности. Жизненный путь женщины — это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, безотносительно к тому, находит ли она его вовне или внутри, в качестве собственного анимуса. Точно такая же параллель существует в жизни мужчины, когда он пытается обнаружить и осмыслить свое отношение к женскому образу жизни, безотносительно к тому, находит лион его во взаимоотношениях с реально существующей женщиной или в процессе героической борьбы, происходящей вокруг анимы, его внутренней женственности.

Еще статьи:  Но зато полюбит твоя кончелыга дама

Несмотря на бесконечное множество вариантов, которые создают неповторимую индивидуальность жизни, поиск общего языка с маскулинным элементом в Определенной степени предсказуем. Впервые молодая женщина соприкасается с маскулинностью отца, затем — с поглощающей ее маскулинностью в брачный период, после этого — с Эросом, обещающим рай, если она не станет задавать вопросов. Позже она находит в Эросе бога любви, кем он собственно и является. В рамках этой драмы и вне ее расходуется очень много психической энергии.

Вероятно, биография каждой женщины содержит трепетные главы описания ее влюбленности, открытия и потерю райского сада, и в ее стремлении сближения с Богом — повторное открытие райского сада уже в состоянии зрелости, которое не менее прекрасно, чем первое.

В первый раз мы попадаем в райский сад во время ухаживаний медового месяца. В это время Психея оказывается в самом желанном из всех существующиххих райских уголков, где исполняется любая ее прихоть. Это самый настоящий райский сад, сад Эдема, место, где возникает ощущение абсолютного счастья. Мы надеемся, что такое состояние будет длиться вечно, но в каждом саду есть змея, то есть, призрак тени который рано или поздно приводит спокойную счастливую жизнь к неизбежному концу.

Она: Глубинные аспекты женской психологии

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость?

Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии.

Глубинная женская психология

Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, — это ее способность к осознанию. Свет — всегда символ сознания, отличающегося особой ясностью и остротой; в нашем случае его символом служит светильник. Горючее, добытое из земли, или масло, получаемое из плодов, сгорая в лампе, превращаются в теплый, мягкий и ласковый свет. Это не жесткий свет солнечных лучей высокой интенсивности, а ласковое женское тепло природного света. Одно из его названий — Свет Жизни.

Другой инструмент — очень острый нож. Следует заметить, что Психея использует лишь одно из имеющихся у нее средств. Мне кажется, что в этом месте мифа содержится очень мудрый совет. Женщина осторожно и мягко проливающая свет в сложных ситуациях, способна творить чудеса; женщина, держащая в руках нож, способна убить. Так что же последует: преображение или убийство? Это критический момент выбора, момент истины, особенно для современной женщины. Если первым в ход пойдет нож, он причинит много вреда. Если же в первую очередь будет использована лампа, тогда есть шанс для осознания и внутреннего роста. Обращаясь со своими инструментами осторожно, женщина может совершить чудесное открытие и обнаружить бога любви, Эроса, в его истинном обличье. И тогда она будет довольна уже тем, что ее свет порождает чудо. Страстно желая женщину, мужчина часто испытывает потребность получить от нее свет, чтобы обнаружить свою истинную природу и божественность. Каждая женщина держит в своих руках эту неуловимую и в то же время могучую власть.

Что же такое лампа и что она помогает обнаружить? В лучшем случае мужчина знает, что он из себя представляет, и понимает, что где-то внутри него скрыто божественное величие и могущество. Но в момент, когда женщина зажигает светильник, он чувствует зов жизни, ощущает призыв к тому, чтобы, осознавая свою мужскую силу, проявить ее. Естественно, он дрожит! Кроме того, он ждет от женщины подтверждения своей состоятельности. Мужчина, потерпевший поражение и обнаруживший свою несостоятельность в лазах реальной или внутренней женщины, может оказаться в ужасном состоянии, так как обычно именно присутствие женщины напоминает мужчине о самом лучшем, что имеется в нем.

Во время второй мировой войны на Алеутских островах образовалось несколько изолированных друг от о друга мужских групп. Из-за неожиданно возникших к проблем с транспортом они лишились отдыха и покоя. Кроме того, они не имели возможности развлекаться и принимать гостей. Больше половины мужчин получили нервные срывы. Они перестали бриться, отпустили в волосы и прекратили делать все необходимое, чтобы поддерживать опрятный внешний вид. Это произошло потому, что рядом не было женщины, Психеи, смотрящей на Эроса, чтобы напомнить о его силе и состоятельности.

Упавшему духом мужчине может быть достаточно какого-нибудь знака внимания, а иногда — просто женского взгляда, чтобы обрести ощущение собственной ценности. В этом, наверное, проявляется одно из самых тонких мест в мужской психологии. Большинство мужчин получают глубинное ощущение своей мужской состоятельности от женщины, жены или матери или если они обладают высокой степенью рефлексии, — о своей анимы. Зажигая светильник, женщина видит сама и показывает мужчине его ценность.

Однажды я присутствовал при семейном скандале момент, когда женщина энергично схватила нож. Ее муж имел целый список провинностей и в этом списке обвинение в том, что он поздно приходит домой с работы, было далеко не первым. Он возмутился “Неужели ты не понимаешь, что я торчу на этой чертовой работе, чтобы побольше заработать и обеспечить семью?” Женщина опустилась на место. Она что-то услышала. Место ножа заняла лампа. Он продолжал “Я не пошел бы на работу, если б не ты. Я ненавижу свою работу и хожу туда только ради тебя и детей. ” Таким образом внезапно в их семейных отношениях открылась новая сторона. Женщина подняла светильник и взглянула на происходящее. И то, что она увидела, ей пришлось по душе.

Мужчина очень зависит от женщины, освещающей семейную жизнь, ибо сам не обладает способностью раскрыть ее смысл. Жизнь для него часто суха и скучна до тех пор, пока кто-либо не привнесет в нее определенный вкус. Всего несколько слов, произнесенных женщиной, могут придать значимость целому дню напряженного труда и вызвать у мужчины чувство благодарности. Мужчина знает и хочет этого, он изо всех сил к этому стремится, давая возможность женщине пролить хотя бы немного света. Приходя домой и рассказывая о том, что произошло за день, он фактически просит женщину о том, чтобы она придала смысл его деятельности. Основное призвание женщины — хранить свет.

Прикосновение к свету или сознанию — серьезное и жестокое испытание; часто осознание становится для мужчины весьма болезненным — может быть поэтому он так сильно остерегается женщин. Главная причина «петушиного» поведения мужчины — тщетные усилия скрыть свой страх перед женщиной. Чаще всего, задача женщины — привести мужчину к постепенному осознанию существующих отношений. Почти всегда именно она произносит такую или похожую фразу: “Давай сядем и поговорим о том, что между нами происходит.” В большинстве случаев именно женщина стимулирует личностный рост и развитие отношений. Мужчина всего о этого боится, но еще больше боится это потерять.

Мы можем двояко понимать функцию или символику масла в светильнике Психеи. Можно говорить о масле, уменьшающем трение, то есть, о средстве, смягчающем и облегчающем напряженную и запутанную ситуацию; можно — о попадании в котел с кипящим маслом. В смутном мужском восприятии женственности эти два разных смысла не всегда ясно отличаются друг от друга.

Афродита решила задачу эволюции сознания весьма необычным способом! То, что считалось раньше цепью оплошностей и ошибок, превратилось в изумительный путь внутреннего развития. Хитрая и неискренняя в глубине души, Афродита в приступе ревности сделала все, чтобы заставить Психею обручиться со Смертью — чудовищем, обитающим высоко в горах. Она послала своего сына, бога любви Эроса, устроить свадьбу, но тот случайно укололся одной из своих стрел и без памяти влюбился в Психею. После этого в критический момент откровения сама Психея поранилась любовной стрелой Эроса и влюбилась в бога любви!

Еще статьи:  Молитва матронушке вернуть любимого

Что же представляет собой состояние «влюбленности», если влюбленный становится настолько сильным, чтобы творить чудеса, не обращая внимания на волю судьбы. Прежде чем попытаться разгадать эту тайну, следует обратить внимание, что любовь и влюбленность — это два разных понятия, которые не следует путать.

Любить — значит пройти от начала до конца весь опыт соединения одного человеческого бытия с другим. Это означает видеть в любимом человеке реальную личность и ценить его за ординарность, недостатки, самобытность и значимость самой человеческой личности. Если мы когда-либо сможем продраться сквозь туман проекций, в которых проводим большую часть жизни, то начнем воспринимать обыкновенное как исключительное. Вся беда состоит в нашем ослеплении собственными проекциями; мы редко видим другого человека таким, какой он есть, оценив его глубину и благородство. Такая любовь длится долго и существует наряду с ординарностью повседневности (“ординарность”) в английском языке — производное от слов “упорядоченность”). Определенный смысл такой любви содержится в поговорке: “Все перемелется — мука будет.” Любовь проявляется в каждом событии повседневной жизни, она не нуждается в сверхчеловеческом масштабе5. Человек работает, общается, ошибается, спасается и живет, захваченный ежедневны потоком событий.

Если же человек влюблен, он как бы соприкасается со сверхчеловеческим уровнем бытия. Он уносится прочь от суеты повседневности на божественный простор, где уже нет места для человеческих ценностей. Нас как бы захватывает неизвестно откуда взявшийся вихрь и бросает в совершенно иной мир, где человеческие ценности не имеют никакой цены. Если любовь это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне времени и пространства.

Уже было сказано о том, что Психея оказалась первой из смертных, кому удалось увидеть бога любви во всей его прелести и остаться живой, чтобы рассказать об этом. В этом сердцевина нашего рассказа — смертная девушка влюбляется в бога и, не потеряв веру в любовь, остается верной своей человеческой природе Возвышенный конец этого повествования — прямое следствие того, что Психея осталась верной себе и своей любви6.

Давайте проведем мысленный эксперимент: представим себе, что на земле не осталось никого, за исключением вас и еще одного человека. Исследуйте свое отношение к этому человеку в течение дня и обратите внимание, какую он представляет для вас ценность. Пройдет совсем немного времени, и этот человек становится для вас воплощением чуда. Такая концентрация внимания на одном объекте, имеющая неземное происхождение, характерна для состояния влюбленности. В этом состоянии может оказаться каждый человек, но лишь случайно, иногда и в течение короткого времени. Оно совсем не похоже на любовь, где “все перемелется”, которая длится долго и существует в домашних условиях”. (Если бы кто-нибудь двадцать лет назад мне сказал, что я сведу воедино любовь и долгий срок, я был бы шокирован и, скорее всего, сильно разозлился. Но средний возраст привносит небольшие крупицы мудрости).

Случилось так, что и Эрос, и Психея укололись волшебной стрелой и очутились в мире влюбленных. Произошло чудо, которое неизбежно повлекло за coбой страдания. Психея избавилась от брака со Смертью, Эрос раскрыл свой божественный облик. Психея изгнана из рая; страдающий Эрос улетел прочь к матери. Влюбленность лишает людей обыкновенного человеческого покоя, но придает им огромную энергию, необходимую для развития личности.

Жители Азии не имеют никакого понятия о влюбленности. Они вступают в отношения спокойно, постепенно, без драматизма, не тронутые стрелами Эроса. Браки всегда готовятся заблаговременно. Согласно традиции, жених не видит свою невесту до окончания брачной церемонии, пока она не снимет украшающие ее наряд цветы и гирлянды. После этого, следуя тщательно расписанному для новобрачных сценарию, жених ведет невесту в дом. Он сохраняет энергию, которую мы тратим в период влюбленности, до тех пор, пока не войдет в брачный чертог, где боги и богини придадут ему огромную силу.

Наша история — о женщине, которая соприкоснулась с чем-то более грандиозным, по сравнению с обычным человеческим опытом. Остальная часть мифа повествует о том, как Психея пережила это божественное прикосновение.

По иронии судьбы, именно в тот момент, когда приходит влюбленность, вы должны признать индивидуальность и уникальность личности другого человека и, как следствие этого, — его потребность в собственном личностном пространстве и некоторой дистанции. Отдалившись друг от друга, вы сразу начинаете осознавать наличие этой дистанции, ощущать разобщенности и осложнение отношений. Как правило, у человека (мужчины или женщины) возникает страшное чувство слепой подчиненности, едва он вообразит в своем партнере бога или богиню. Вслед за этим приходят изоляция и одиночество.

Эрос выполнил свое обещание: у Психеи родился ребенок. Конечно это была девочка, а не мальчик, и не богиня, а простая смертная. А Эрос покинул Психею. Так происходит и в реальной жизни: на смену райским наслаждениям приходит обыденное и земное.

Когда подобные события происходят в реальности очень часто ранний брак превращается в печальную драму. Как только женщина обнаружит, что мужчина не является создателем и творцом рая, как она предполагала, едва она раскроет уловки и секрет его «невидимости», оба супруга переживают сильное потрясение. Оно несет в себе огромный потенциал расширения сознания, но проявляется в болезненных переживаниях. И мужчина, и женщина покидают райский сад и находят твердую основу в человеческой жизни и человеческом измерении. И очень здорово, что все именно так и происходит, ибо люди делают больше хорошего, совершая человеческие поступки, чем божественные деяния. Однако цена этому — человеческое страдание.

Итак, Эрос улетел к матери, Афродите и с этого момента будет занимать очень мало места в нашей истории. Бедная Психея отныне продолжит свое странствие в одиночестве, хотя у нее гораздо больше помощников, чем она думает. Даже великая пожирающая свекровь, Афродита, продолжает заботиться о ней на всем извилистом и запутанном пути. В это время мужчина может разорвать брачные узы и вернуться в родительский дом. Или, не сделав это физически, он может погрузиться в непрерывное молчание, перейти на поверхностный уровень общения и не включаться эмоционально. Это означает, что он вернулся в материнский дом — если не к реальной матери, то к своему материнскому комплексу. В это время власть над сознанием женщины берет в свои руки Афродита.

Рассматривая Эроса в качестве анимуса — мужской части женской психики — мы можем вспомнить, что именно Эрос сделал так, что в раю Психея находилась в бессознательной власти анимуса до тех пор, пока не зажгла светильник. Когда это случилось и раскрылась полная идентичность Эроса с анимусом, он улетел обратно в свой внутренний мир, к которому принадлежал.

Глубинная женская психология

Психея в одиночестве

Войти в соприкосновение с божественной сущностью — значит, стать открытым для проникновения божественного сознания (божественного — в греческой Олимпийском смысле). Вступив на эту дорогу, вам уже не вернуться к простой, безмятежной жизни, куда ведет бессознательное. Если западный человек влюбился, он совершил однозначный выбор из всех, намеченных богами возможностей, выбрав путь эволюции который нужно пройти, имея перед собой постоянно одну-ёдинственную цель — осознание. Задача, которая стоит перед женщиной, — превратить боль и страдания трагической любви в реальное вощение возможностей личностного роста.

Психея направилась к реке, чтобы утопиться, руководствуясь, быть может, ложными поверхностными мотивами, но следуя верному инстинкту.

Хромоногий бог Пан сидел на берегу реки и держал на коленях нимфу Эхо. Увидев, что Психея вот-вот бросится в воду, он остановил ее.

Но почему именно Пан? Пан — недалекий, непослушный, полусумасшедший бог, очень почитаемый древними, появление которого нагоняет на нас горечь и тоску. Слово «паника» произошло от имени бога Пана. Встреча с Паном спасла Психею. Повстречав Пана в нужный момент, то есть, выйдя из нормального состояния в аффективное и направив избыточную энергию эмоций в нужное русло, можно извлечь для себя определенную пользу. Не выйти на уровень сильных эмоций, например, совершить самоубийство значит пойти по ложному пути.

Еще статьи:  Цветок счастье уход в домашних

Если женщина плачет, она находится под влиянием Пана. Несмотря на унижение, которое он испытывает (слово «унижение» означает “быть внизу, у земли”), растворение в слезах может привести ее к чему-то несоизмеримо более высокому, чем она сама. Он приходит к этой точке эволюции, находясь в полной власти Афродиты, которая поможет ей сделать следующий шаг, не совершив ошибки.

Пан сообщил Психее, что она должна молиться богу любви, который внемлет тем, кто воспламенен любовью, поранившись о его стрелы. Такова восхитительная ирония: вы должны просить милости у того самого бога, который вас ранил.

Бог любви Эрос — это и бог человеческих отношений. Сущность фемининности — содержится она в женщине или в мужчине — состоит в лояльности к Эросу, то есть — к отношениям между людьми. Чтобы следовать по пути, дающему возможность сохранять отношения с анимой и анимусом, необходимо быть чутким к своей внутренней жизни.

Чтобы найти Эроса, Психее следовало встретиться с Афродитой, ибо теперь Эрос находился в полной ее власти. Все в Психее протестовало против этой встречи, поэтому она побывала в храмах многих богинь, за исключением храма Афродиты. Но все остальные боги и богини, не желая раздражать Афродиту, один за другим отвергали Психею. Все знали силу ярости богини любви, поэтому рисковать не хотел никто!

Здесь можно обнаружить очень любопытную параллель между Психеей и Парсифалем. Психея идет от одного храма к другому, пока не приходит, наконец, к нужному ей храму Афродиты. Парсифаль переодевается в красные доспехи, героически сражается, побеждая драконов. Следует иметь в виду и запомнить эту динамику маскулинности и фемининности, cyществующую и в мужчине, и в женщине. И мужчина, и женщина имеют как маскулинные, так и фемининные черты и должны выбрать необходимые средства, чтобы пройти испытание, с которым их сталкивает судьба.

Наконец, Психея добралась до храма Афродиты. Почти всегда раненый человек рано или поздно находит необходимое ему исцеляющее средство.

Афродита, конечно же, не удержалась от язвительной тиранической речи, низведя Психею до положения судомойки, ниже которого просто не существовало. Женщине часто приходится переносить временную власть Афродиты, когда она чувствуют запредельное унижение. Наконец, Афродита дала Психее четыре задания, выполнив которые, Психея смогла бы искупить свою вину.

Задачи, которые Афродита поставила перед бедной Психеей, несут в себе глубинное психологическое содержание, которое нечасто встречается в литературе. Обычно, наш практичный ременный разум сразу вопрошает: “Большое вам спасибо за всю эту теорию, но что же мне с ней делать?” В этой части мифа наглядно раскрывается картина развития женской идентичности, более наглядно, чем где бы то ни было. То, что этот сюжет сохранился с незапамятных времен в истории нашей психики, никак не нарушает его соответствия современной жизни, а наоборот, свидетельствует о его универсальности и бессмертии. Существует огромное количество описаний развития мужской идентичности, но эта теория — одна из немногих «женских», доставшихся нам в наследство.

После того, как Психея перенесла все ядовитые насмешки Афродиты, она получила от нее задание такой сложности, что ее бросило в дрожь. Так зачем же идти за ним к Афродите? К сожалению, больше некуда. Другого выхода нет. Психологические события проявляются в своей совокупности: наивность, проблема, ожидание и решение тщательно собраны в единое целое.

Она. Глубинные аспекты женской психологии

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость? Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии.

Оглавление

  • Роль мифа
  • Начало истории
  • Элементы мифологии
  • Внутренняя борьба
  • Брак Психеи
  • Брак со смертью
  • Райский сад
  • Потеря рая
  • Современная драма
  • Средства
  • Анимус
  • Психея в одиночестве
  • Первое задание
  • Второе задание
  • Третье задание
  • Четвертое задание
  • Что же мы узнали из этой истории?
  • Современный сон

Читайте еще:

IX.. СТАДНЫЙ ИНСТИНКТВ целом ряде случаев влюбленность является не чем иным, как нахождением со стороны сексуального влечения объекта для цели прямого сексуального удовлетворения, причем с достижением этой цели влюбленность угасает; это называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация.

Часть II. Борьба за “новую жизнь” в СССР.Особо сильное впечатление как пример формирования психической структуры, обусловливающей позицию жизнеутверждения, произвели на меня “летучие детские сады” в парке культуры. Его посетители могли на время прогулки разместить детей в “детском саду”, где с ними играли педагоги и воспитательницы.

Глава IIТогда мы решили назначать ответственных по палатам, которые входили в совет больных. Так образовались органы самоуправления. Конечно, все медицинские процедуры проводили медработники, а вот в трудовых процессах, связанных с улучшением быта больных, участвовал совет больных. Выздоравливающие.

8 этюд. Дикая роза– Было, было такое. В прошлом году я остался без работы и решил зимой поехать с детьми покататься на лыжах и санках. Жена работала и не могла поехать с нами. Да, да, точно. 10 дней мы провели втроем – и ни разу он не описался. Как это я забыл?

XIV.Чтобы положить конец революционным забастовкам и восстаниям рабочих, которые становились все более масштабными и порой даже охватывали целые области, фашисты выработали новый метод: систематическая оккупация неспокойных районов. В определенный день чернорубашечники собирались на мобилизационные.

Вэтой концепции положительные корреляции объясняются только наличием генерального фактораСуществует достаточно много разных способов доказательства валидности теста. О них и пойдет речь далее.

Джонсон Роберт » Она. Глубинные аспекты женской психологии

ISBN: 5-89353-152-3, 978-5-89353-152-7

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость? Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии.

Роберт Алекс Джонсон ‘ОНА: Глубинные аспекты женской психологии’

Роберт Алекс Джонсон “ОНА: Глубинные аспекты женской психологии”
Воспроизводится по изданию: Роберт Джонсон. “Она: глубинные аспекты женской психологии” перевод В.Мершавка “Институт общегуманитарных исследований”, 1998
Оглавление:
Введение
Рождение Психеи
Юность Психеи
Эрос
Противостояние
Любовь или влюбленность
Исчезновение Эроса
Страдания Психеи
Испытания
Современная Психея
Введение

Греческий миф об Эросе и Психее – одно из самых подходящих повествований для изучения женской психологии. Этот древний дохристианский миф, имеющий долгую историю устных преданий, был впервые записан в эпоху античности, и до сих пор не потерял своего глубокого смысла.

Это не так странно, как может показаться на первый взгляд. Поскольку биологическая природа человека с античных времен сохранилась неизменной, не изменилась и его бессознательная психическая динамика. Базовые физиологические и психологические потребности все это время оставались постоянными, тогда как форма их удовлетворения время от времени изменялась.

Вот почему для изучения личности и основных типов поведения человека весьма полезно выйти на самые ранние источники. Они способны показать истинную картину, хотя нам не всегда хватает умения ее распознать. Но раскрыв ее, мы начинаем видеть огромное разнообразие и изменение характерных для нашего времени стилей поведения.
Роль мифа

Мифы являются богатыми источниками психологического инсайта. Великая литература так же, как и великое искусство, чрезвычайно точно передает характерные черты человеческой натуры. Мифы – особый род литературы, которая не имеет одного автора. Они создаются на протяжении целой культурной эпохи, впитывая в себя все богатство воображения и деятельности человека, представляя собой экстракт духа и опыта, относящихся к данной культуре. Весьма вероятно, что основное содержание мифа порождается определенным мотивом; потом сюжет многократно уточняется и распространяется, подобно кругам на воде: точно так же люди постоянно пересказывают друг другу занимательные истории. Таким образом сохраняют свою жизнь характерные и универсальные для человечества сюжеты, тогда как отдельные люди и целые эпохи уходят в историю. Мифы – это отражения коллективного образа; они содержат в себе и доводят до нас общечеловеческие истины.

Еще статьи:  Единственная, верная формула богатства

Тем не менее, в нашем сознании укрепилось расхожее рационалистическое определение мифа как повествования с вымышленным и фантастическим содержанием. Часто приходится слышать нечто вроде: “Да, это всего лишь миф, это – сплошной вымысел.” Подробности мифологической истории могут не найти подтверждения в жизни или вовсе оказаться абсолютной фантастикой, но в глубине содержания мифа лежит универсальная истина.

Миф может быть фантазией или продуктом воображения, оставаясь при этом истинным и адекватным реальности. Он воплощает в себе множество граней и, уровней бытия, включающего как внешний рациональный мир, так и менее постижимый мир внутренний.

Эту путаницу, связанную с узким определением реальности, можно проиллюстрировать на примере тревожных мыслей маленького мальчика, возникших после ночного кошмара. Чтобы его успокоить, родители могут сколь угодно долго уговаривать сына, что это был всего лишь сон, и монстра, который в нем появился, в жизни не существует. Но эти уговоры не убеждают ребенка, и он прав. Для него чудовище было реальностью, такой же живой и настоящей, как и любое другое переживание событий внешнего мира. Приснившийся монстр существовал в его голове, а не в спальне, но все же для ребенка это была угрожающая ситуация, возбуждающая его эмоционально и физически. Для него это была его собственная внутренняя реальность, которую бессмысленно отрицать. Мифы изучались многими психологами. К. Г. Юнг, исследуя глубинные уровни человеческой психики, обращал особое внимание на мифы, ибо считал, что именно в них заложена первооснова психологической структуры. Анализируя миф об Эросе и Психее, мы попытаемся найти ее и осмыслить.

В первую очередь мы должны научиться психологически мыслить. Когда мы начинаем соприкасаться с содержанием мифов, сказок и собственных снов, происходит нечто очень важное. Терминология и мир старых мифов кажутся весьма странными, архаичными и далекими от современности, но вслушиваясь в них глубоко и относясь к ним серьезно, мы начинаем что-то слышать и понимать. Иногда возникает необходимость в интерпретации символических значений, но уловив общий смысл содержания, ее сделать совсем нетрудно.

Многие психологи интерпретировали миф об Эросе и Психее с точки зрения его отношения к женской психологии. В самом начале нашего исследования имеет смысл отметить, что в более широком контексте речь идет о проявлении женственности как в мужчине, так и в женщине. Считать, что этот миф имеет отношение лишь к женщинам – значит существенно его ограничить.

Во время одного из своих самых глубоких инсайтов Юнг отметил, что каждая женщина обладает рядом мужских психологических черт, не являющихся для нее основными, по аналогии с тем, что каждый мужчина имеет рецессивные женские гормоны и хромосомы. Юнг назвал существующую в мужчине женскую часть – анимой, а мужскую часть в женщине – анимусом.

Об аниме и анимусе было написано достаточно, и мы, в свою очередь, позже скажем о них еще. С этой точки зрения, говоря о проявлении феминности в мифе об Эросе и Психее, мы имеем в виду не только женщину, но и аниму мужчины. Связь этого мифа с женской психологией может считаться наиболее очевидной, ибо женственность – это преобладающая черта женщины. В то же время безусловно существует определенная параллель с внутренней феминностью мужской психологии.
Рождение Психеи

Наша история начинается так: “В одном королевстве:” И сами того не осознавая, мы проникаем внутренним взором в то самое королевство, которое называется нашим внутренним миром. Если вслушаться в мелодию древних языков, можно услышать, как звучит скрытый в них внутренний мир, редко доступный современному рациональному сознанию. А это может означать, что всего несколько слов “в одном королевстве:” обещают нам золотые россыпи ценных открытий и прозрений.
Начало истории

Жили-были король и королева, и было у них три дочери. Две старшие – обычные принцессы, ничего примечательного.

Третья дочь – воплощение человеческой души, даже имя у нее подходящее – Психея, или – в переводе с греческого – душа. Она возьмет нас с собой в путешествие в глубину внутреннего мира. Психея имеет точно такое же отношение к мифическому королевству, как и к земному.

Вы узнаете в себе всех троих? Кто не сможет узнать самую обычную часть самого себя, и вместе с тем – уникальную духовную самость, которая чувствует себя весьма неуютно в обыденной повседневной жизни?

Личность этой необычной принцессы была столь притягательна, что люди стали говорить: “Это новая Афродита, богиня, которая в храме Афродиты займет ее место, ибо во всех отношениях скоро превзойдет ее!”. Афродита мучилась и страдала, глядя на пепел, оставшийся от священного огня в остывающем храме, ибо ее культ уступал место культу новой прекрасной девы.

В те времена Афродита была богиней женственности, которая правила с, давних пор, с каких именно – точно никто не мог вспомнить. Увидеть восхождение новой богини женственности было для нее невыносимо. Ее ярость и ревность напоминали апокалипсис; они сыграют значительную роль в нашей истории. Разбудить божественную ярость или потребовать смены бога или богини – значит потрясти все основы внутреннего мира.
Элементы мифологии

Обратим внимание на происхождение обеих богинь – Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и бросил гениталии в море, таким образом оплодотворив его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты увековечил Ботичелли своей знаменитой картиной “Рождение Венеры”[1]: из морской пены появляется богиня во всем своем женском великолепии. Это рождение как бы олицетворяет неземную природу женственности в ее архетипической форме, находящуюся в ярком контрасте с человеческим происхождением Психеи, которая по преданию появилась на свет от выпавшей росы [2]. Обратите внимание на этот удивительный язык! Он становится полон психологических инсайтов, если вы в состоянии услышать содержащееся в нем вневременное архаическое послание.

Поняв разницу между этими двумя рождениями, можно понять разную природу двух типов женственности. Афродита – это богиня, рожденная морем. Она обладает первобытной океанической женской силой, царствуя с незапамятных времен в своих владениях – на морском дне. Психологически это значит, что она правит в бессознательном, символизированном морском пучиной. Она почти недоступна обычному сознанию: с таким же успехом можно пытаться управлять приливами и отливами. Такой архетипической феминностью можно восхищаться, ее можно боготворить или быть ей раздавленным, но установить с ней связь чрезвычайно трудно. Задача Психеи как раз и состоит в том, чтобы использовать свою человечность для обуздания и смягчения великой океанической архетипической феминности. В этом суть мифа.

Каждая женщина имеет внутри себя Афродиту. Ее можно распознать по переполняющей женственности и по величию, которое бросается в глаза, но не имеет конкретного отношения к реальности.

Об Афродите и ее владычестве существует много занимательных историй. Например, у нее есть слуга, который постоянно носит перед ней зеркало, в это зеркало богиня время от времени смотрится. Кто-то готовит для нее превосходную парфюмерию. Афродита очень ревнива и нетерпима даже к малейшему соперничеству. Она постоянно устраивает брачные союзы и никогда не бывает удовлетворена. Все вокруг должны приумножать ее богатство.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here