Творчество креативность одаренность

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "творчество креативность одаренность" с детальным описанием.

Творческая одаренность у детей

Творческая одаренность – это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает “удачником” – так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о “творческой личности”[7].

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одаренности ребенка могут сыграть:

  • – родители.
  • – семейные врачи или педиатры, которые по роду своей службы имеют возможность наблюдать за ребенком с самых первых дней его жизни;
  • – социальные работники;
  • – работники детских учреждений и другие лица, которые в силу выполнения своих служебных обязанностей находится в постоянном контакте с детьми.

Основными признаками творческих способностей являются:

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство – жажда новизны, характерна для каждого ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого ребенка.

· Сверхчувствительность к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.

Это стремление к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка решение задачи – это не завершение работы, скорее, начало будущего, нового дела.

· Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцы не боятся задач, которые имеют не один, а множество правильных ответов.

· Способность к оценке

Способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности в самом себе и в своих решениях.

· Особенности склонностей и интересов

У одаренных детей интересы очень широки и при этом устойчивы и осознанны.

Это стремление все делать наилучшим образом. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Одаренный ребенок значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.

· Высокая концентрация внимания

Отличительная черта одаренного ребенка – склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память – также характерна для творца.

· Стремление к самоактуализации

Главным побудительным мотивом творчества является стремление раскрыть свой внутренний потенциал. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.

· Социальная автономность, эгоцентризм и лидерство

Одаренные дети не способны понять: что просто и понятно им – не всегда постигают окружающие. Наверное, поэтому им комфортнее занимать самостоятельную позицию среди окружающих. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

· Особенности эмоционального развития

Способность улавливать то, что осталось не замеченным другими, сочетаясь со свойственным творцам эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники отнесутся к ним равнодушно. Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей.

Творческого человека невозможно представить без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях.

  • · Самостоятельность
  • 1. независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки реализовывать важные решения
  • 2. ответственность за свои поступки и их последствия
  • 3. внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно
  • · Соревновательность

Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах.

Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить. ».

Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.

Еще статьи:  Слабоумие симптомы у взрослых

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), – всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале[13].

Для определения уровня творческого развития личности ребенка чаще всего используется следующую последовательность диагностических методов:

  • 1. Наблюдение,
  • 2. Создание экспериментальных ситуаций,
  • 3. Тесты.

Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.

Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.

Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.

Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности.

Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми.

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь».

Признаками высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу является:

  • 1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
  • 2. Любопытство.
  • 3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • 4. Отличная память.
  • 5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
  • 6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
  • 7. Высокая избирательная концентрация внимания.
  • 8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
  • 9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.

Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению, они не всегда отражены в тестах интеллекта, обучаемости.[14]

Наиболее эффективными методами являются наблюдение и эксперемент.

Объект изучения – ребенок – так активен, что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявит то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении ряда лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – как бы «срезы», соединяемые «пунктиром».

Одаренность – «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; наличие (или отсутствие) различных форм дисинхронии в развитии одаренного ребенка; особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.п.

Еще статьи:  Цветок первая любовь

Невербальная диагностика лучше применима к детям дошкольного и школьного возраста.

Начиная со старшего школьного возраста, включая взрослых, используется вербальная диагностика творческого мышления.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • 1. Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в детском саду, в школе, внешкольной деятельности и т.п.);
  • 2. Специальные психодиагностические тренинги;
  • 3. Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • 4. Оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • 5. Организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.
  • 6. Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик.

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И, напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции!

Креативность, или творческая одаренность

страница 6/6
Дата 17.04.2016
Размер 0,88 Mb.
Тип Задача
    Навигация по данной странице:
  • Стимульно-продуктивный уровень
  • Эвристический уровень
  • Креативный уровень
  • 6.3 Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками
  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
6.2 Креативность, или творческая одаренность

Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

  • богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
  • гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
  • оригинальность;
  • любознательность;
  • способность к разработке гипотезы;
  • иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;
  • фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Перечисленные параметры творческого мышления входят в состав кубической модели Гилфорда – «дивергентное мышление».

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности:

  1. – способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. – способность к генерированию большого количества идей;
  3. – семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей;
  4. – оригинальность, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
  5. – способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  6. – способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности, (10 тестов – на», вербальную креативность, 4 – на невербальную).

Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармониям. Торранс разработал серию тестов на креативность от дошкольников до взрослых, разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок и, он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих 3 сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Воллах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы. Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», непоняты ни учителями, ни сверстниками. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Методика креативного поля была разработана Д.Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:

  • Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов.
  • Отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях – от частного до общих, пользуясь универсальными законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя – выхода за пределы заданного.
  • Эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.

Согласно этим принципам Д.Б. Богоявленская в своих исследованиях использовала несколько типов специфичных задач. Для исследования, например, детей младшего школьного возраста применялась методика «Морской бой» – задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью выявления закономерностей. Методика «Система координат» заключается в работе с формулами. Но наиболее полно иллюстрирующей метод креативного поля является методика «Сказочные шахматы» – шахматные задачи на доске нетрадиционной формы – цилиндрической – «свернутой в трубу» (левая вертикаль граничит с правой). При этом исследования показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.

Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач и сам эксперимент – решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:

6.3 Коррреляция между креативностью и индивидуальными характеристиками

Исследования Д.Б. Богоявленской показывают ряд зависимостей уровня интеллектуальной активности от других индивидуальных характеристик:

  • Корреляция с уровнем ЭЭГ. Результаты исследования в этой области далеки от значимости, однако на уровне тенденций можно сказать, что Альфа-активность большей амплитуды и меньшей частоты соответствует большей интеллектуальной активности. Также большей интеллектуальной активности соответствует меньший эффект навязывания на низкие частоты.
  • Важным фактором является тревожность. Например, существуют эксперименты, показывающие, что тревожность способствует формированию дальней мотивации. Однако в данном случае корреляции с тревожностью и невротизмом обнаружено не было.
  • Интеллектуальная активность не связана с нарушением тормозного процесса, что опровергает представление интеллектуальной активности как незатухающего ориентировочного рефлекса.
  • Не было обнаружено корреляции с индикаторами лабильности и подвижности нервных процессов.

Таким образом, феномен интеллектуальной активности детерминирован не на уровне индивидуума, а на уровне личности.

В зарубежных исследованиях были получены данные об отсутствии влияния наследственных факторов на интеллектуальную активность, однако следует учесть, что при этом применялась и несколько другая методика определения Сг.

Исследования Д.Б. Богоявленской выявили:

  • незначительность корреляции отец – дети;
  • тенденцию к сходству мать – дети;
  • сильную корреляцию у близнецов.

Таким образом, корреляция между уровнем интеллектуальной активности родителей и детей мала, зато довольно высока корреляция у супругов. Это позволяет сделать вы вод, что доля средовых влияний значительно выше генетических.

Исследования школьников показали, что с возрастом интеллектуальная активность имеет тенденцию к снижению. Наибольшие спады наблюдаются после 4 и 8 классов. Это соотносится с исследованиями Торренса, которые также показали снижение интеллектуальной активности у американских школьников после 4 класса, хотя надо учитывать, что по возрасту это соответствует нашему 5 классу. Трудно сказать, виновата ли в этом система образования, хотя безусловно необходимо большее внимание уделять развитию дивергентного мышления у школьников, а также общей культуре мышления, в частности логике.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности, одарённости»

Дата 27.04.2016
Размер 126,9 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
    Навигация по данной странице:
  • Магистерская программа
Еще статьи:  Индивидуальность самостоятельность не поощрялись

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология творчества, креативности, одарённости»

Разработчики: Шемилина Е.М. , Косолапова Ю.В.

УМКД.16(34)-050400.68-М2.В.ДВ.2-2012
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, КРЕАТИВНОСТИ, ОДАРЕННОСТИ
Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Педагогическая психология
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

практические занятия – 12 (час.)

лабораторные работы – 12 ( час.)

всего часов аудиторной нагрузки – 30 (час.)

самостоятельная работа – 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

экзамен – 4 семестр
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.

Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н, 2012г.

Составитель : Шемилина Е.М., Косолапова Ю.В.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ
Данный учебный курс разработан для студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерской программы «Креативные педагогические технологии» (очной формы обучения), входит в вариативную часть профессионального цикла и логически связан с учебным курсами: «Психологические процессы и состояния человека», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Когнитивная психология».

Цель: осмысление психологических механизмов творческой деятельности, структуры креативности, предпосылок и показателей одаренности.

1.Формирование представлений о креативной личности и психолого-педагогических условиях ее развития.

2. Развитие готовности магистрантов к решению профессиональных задач, связанных с диагностированием показателей творчества, креативности, одаренности у субъектов образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • философско-психологические основания творчества, креативности, творческой деятельности;
  • трактовки психологических механизмов творчества и креативности, существующие в отечественной и зарубежной психологии;
  • трактовки сущности и структуры одаренности, психологические характеристики различных видов одаренности;
  • характеристики и условия развития креативных качеств личности;

– проявления и показатели одаренности и креативности.

– отслеживать и замерять проявления креативности и одаренности;

– анализировать и интерпретировать полученные в результате диагностирования данные;

– составлять коррекционно-развивающие программы, ориентированные на развитие креативности и одаренности обучаемых;

– разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей в обучении и адаптации к образовательной среде.

Владеть:

  • методологией психолого-педагогического исследования;
  • способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности;
  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть такой компетенцией, как способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел1.Философия творчества и креативности. – 6 часов

Тема1.1. Категория «творчество» в философии: основные смыслы (4 час.)

  1. Категория «творчество» в философии: исторический аспект.
  2. Творчество как метафизическая сущность человека, а культура как продукт его творческой деятельности (Чтение работы Н.А. Бердяева «Смысл творчества» (введение, гл.1, 2, 4, 5, 6, 14), определение смыслов категории «творчество»).
  3. Творческая деятельность: сущность, специфика (Чтение и конспект работы А.Ф. Лосева «Диалектика творческого акта»).
  4. Проблема ответственности творческой личности (Подготовка выступления по работе Н.Винера «Творец и робот»).

Тема1.2. Творчество и креативность в работах философов 20 века.(2 час.)

  1. Философия 20 века: роль творчества и креативности в жизни человека (Поиск и презентация философских источников, раскрывающих проблему творчества и креативности в экзистенциализме, современной философии, в русской философии серебряного века).
  2. Креативность против социальной деструкции (Чтение работы Вершинина С.Е., Борисовой Г.А. «Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ)», п.3 «Креативность против деструктивности», осмысление роли креативности в жизни современного человека).
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Раздел 1.Философия творчества и креативности

Практическое занятие 1.

Тема: Ключевые смыслы категории «творчество» (2 час.)

  1. Творчество как метафизическая сущность человека, а культура как продукт его творческой деятельности (Чтение работы Н.А. Бердяева «Смысл творчества» (введение, гл.1, 2, 4, 5, 6, 14), определение смыслов категории «творчество»).
  2. Проведение дискуссии.

Практическое занятие 2.

Тема: Специфика творческой деятельности (2 час.)

1.Творческая деятельность: сущность, специфика (Чтение и конспект работы А.Ф. Лосева «Диалектика творческого акта»).

2.Аксиомы творческой деятельности.

Лабораторное занятие 1.

Тема: Роль творческих личностей в развитии общества (2 час.)

Проблема ответственности творческой личности (Подготовка презентации и выступления по работе Н.Винера «Творец и робот»).

Раздел 2. Психологические механизмы творчества, креативности, одаренности

Практическое занятие 3.

Тема: Психологические механизмы творческой деятельности (2 час.)

1.Чтение работы Я.А. Пономарёва «Психология творчества»

2.Дискуссия по прочитанному тексту, приём «Зигзаг».

Практическое занятие 4.

Тема: Творческий процесс: психологические характеристики (2 час.)

  1. Подготовка схемы этапов творческого процесса (по тексту Я.В. Пономарёва «Психология творчества»).
  2. Презентация своей схемы.

Лабораторное занятие 2.

Тема: Творческие способности (2 час.)

1.Чтение работы Д.Б. Богоявленской «Психология творческих способностей».

2. Осмысление прочитанного текста в виде таблицы (приём «Знаю, хочу узнать, узнал»).

Практическое занятие 5.

Тема: Одарённость как основание креативности (2 час.)

1.Основные подходы к феномену одарённости

Практическое занятие 6.

Тема: «Модель одаренного ребенка» Дж. Рензулли (2 час.)

1.Специфика детской одарённости.

2. Изучение детской одарённости: исторический аспект.

3.Примеры одарённых детей.

4.Государственная программа «Одарённые дети»: цель, задачи, реализация.

Самостоятельный поиск текстов, представление ответов на вопросы (приём «Фишбоун»).

Раздел 3. Проблема развития творческого потенциала

Лабораторное занятие 3.

Тема: Теория развития творческой личности: сущность принципы (2 час.)

1.Чтение работы Альтшуллера Г. С. «Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач»

2.Составление глоссария по теме

3. Презентация глоссария.

Лабораторное занятие 4.

Тема: Актуальные проблемы развития творческого потенциала (2 час.)

1.Программа развития латерального мышления Э. де Боно.

2.Характеристика метода проблемного обучения М.И. Махмутова.

3.Основные принципы технологии ОТСМ-ТРИЗ А.А. Нестеренко.

4.Технология ТОГИС: краткая хараеткристика.

Лабораторное занятие 5.

Тема: Мои методические находки в аспекте развития творческого потенциала обучаемых (2 час.)

1.Подготовка наброска программы развития творческого потенциала обучаемых:

б)формулировка целей и задач программы;

г)разработка критериев развития творческих способностей и подбор методик.

3.Разработка рекомендаций по внедрению.

Лабораторное занятие 6.

Тема: Методики развития творческого потенциала (2 час.)

1.Анализ методик по проблеме развития творческого потенциала

2.Сбор «портфеля методик» по проблеме развития творческого потенциала.

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КРЕАТИВНОСТИ

“Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее”.

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ.

Определение одаренности ребенка – сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми каккреативность.Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может ‘ стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого “озарения” служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов воснепосле 15-ти лет упорной и напряженной работы.

Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем;

поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9591 –

| 7566 – или читать все.
Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Еще статьи:  Вернись и полюби
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here