Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "золушка сказка о женской фрустрации" с детальным описанием.
Содержание
Про Золушку. Размышления о смысле сказки
Бытует мнение, что сказка про Золушку очень вредна для маленькой девочки. Что, читая ее, мы прививаем дочке покорность всему на свете (злой мачехе и сводным сестрам, тюфяку-отцу) и безынициативность (ждала, когда фея ее на бал отправит). Что бедная ободраная поломойка, впахивающая за всех, никогда бы не стала женой принца (а значит и королевой впоследствии), если бы не добрая фея.
Да и принц в сказке влюбился не в Золушку, а в принцессу, когда она вся наряженная явилась на бал. Влюбился ли бы он в неё, если б встретил тогда, когда она швабрила полы? Заметил бы он ее вообще? В реальности Золушки не выходят замуж за принцев, а лишь стареют (от намывания полов. ).
В общем, если коротко, то сказка для маленькой девочки опасная и растит в ее сознании установку “много работай, будь хорошей девочкой и тогда ты выйдешь замуж за принца”. А на самом деле в ожидании принца и феи можно состариться, какой бы ты ни была работящей и хорошей. А принцы не способны в поломойке принцессу разглядеть.
Однако же… Позволю себе вольные размышления на эту тему.
Сказка совсем недурна. Но как и почти в любом творчестве, каждый в этом видит что-то свое.
Что мы имеем? Золушка выполняла свои женские обязанности в СВОЕМ доме. Этот дом принадледал ее родителям, а значит и ей тоже. Мачеха с дочерьми пришла туда позже. Золушка не роптала, не жаловалась на жизнь, была добра и при этом что она делала? Она мечтала и пела. Т.е. Она не копила обид на родню (а ведь могла бы! мачеха с дочерьми фактически вломились в ее жизнь и всячески старались ее унизить, отец ее не защищал), работу делала с любовью. И мечтала.
Кстати, представим, что ее отец так и не женился после смерти ее матери. Кто выполнял бы всю работу по дому? Она же. В меньшем объеме, но тоже она.
Идем дальше. Появляется фея-крестная, благодаря которой Золушка получает возможность поехать на бал. Кто это? Мне видится, что в образе феи показан ребенку Бог (Высшие силы).
Фея (Бог) создала ситуацию, отправила Золушку на бал. При этом, если вспомнить Священные писания, то право выбора и принятия решений (если я все правильно понимаю), принадлежит человеку. Бог посылает испытания – человек или пройдет их, или нет. Как себя поведет человек в той или иной ситуации, зависит полностью от него.
Возвращаясь к Золушке. Фея отправила ее на бал. Смогла бы (захотела бы) Золушка этой ситуацией воспользоваться или нет, другой вопрос. Но давайте задумаемся, Золушка (вся из себя униженная и разнесчастная, как обычно ее преподносят), как минимум умела очень хорошо танцевать, поскольку никто вокруг и принц в первую очередь (!) не заподозрил в ней служанку. Никто не усомнился, что она достойна присутствовать на балу. Т.е. у нее БЫЛО нормальное воспитание, БЫЛИ нормальные манеры и речь (а не замашки и сленг служанки, девушки из низшего сословия), и БЫЛИ мозги, чтоб не выкладывать всю подноготную при первой-второй встрече.
И далее принц влюбляется в прекрасную девушку, о которой НИКТО НИЧЕГО не знал. Не говорится, что он влюбился в принцессу, прямым текстом в сказке написано, что никто об этой девушке ничего не знал.
Вернусь к Золушке. Одним из каверзных вопросов , которые мне задавали, было “. Влюбился ли бы он в неё, если б встретил тогда, когда она драила полы?”
Я думаю, что нет, если б она драила общественный мужской туалет (говорим сейчас о принцах, т.е. мужчинах с высоким социальным статусом). Однако, если женщина моет пол в своем доме, то это говорит о ее хозяйственности, т.е. в пользу женщины.
Опять же, когда принц приехал мерить туфельку, его любовь никуда не делась, а ведь она вышла к нему в домашнем платье (а это, кстати, повод быть красивой всегда).
Золушка — сказка о женской фрустрации
То есть в слове «недотраханная» (как говорят про истеричек) содержится сермяжная правда. Ключевое «недо». Секс у женщины есть, но сексуальный блок (фрустрация) мешает ей открыться потоку либидо, поэтому сексуальное напряжение накапливается и выливается в истерику. Женщину как бы все время возбуждают, но не удовлетворяют как надо. Этот феномен и Фрейд упоминал, и Райх, и другие, однако, что конкретно делать с этим, писали мало.
Я обещала рассказать сказку про Золушку, которая описывает механизм выхода из неполной фрустрации (полная фрустрация — это когда сближаться вообще не хочется, а неполная — это когда сближаться хочется, иногда даже очень, а вот удовлетворения от этого почти нет). Классические сказки как и мифы всегда описывают какую-то инициацию, то есть выход из какого-то архетипического кризиса, конфликта. «Золушка» как раз описывает выход из неполной женской фрустрации.
Но давайте прежде посмотрим, чем женская фрустрация отличается от мужской. Почему мужчины так редко истерят (хотя тоже бывает, но намного реже), а диссонанс между амбициями и реализацией стараются гасить алкоголем или экстримом каким-то, вроде драк и войн, или просто заталкивают поглубже внутрь.
Мужская сексуальная фрустрация выглядит не так как женская. Женская сексуальная фрустрация почти всегда связана с переживанием чувства обиды, униженности, отвергнутости. Мужская фрустрация связана больше со страхами и чувством вины. Это важное гендерное отличие, которое происходит от того, что символическая роль секса для мужчин и женщин — разная.
Для мужчины секс — это возможность «взять», для женщин «дать». Понятно, что если ты обижен, отвергнут, «взять» тебе ничего не помешает, а вот «дать» — очень помешает.
Именно поэтому женщины находятся в такой сильной амбивалентности: скрытые обиды и чувство униженности (из-за того, что мужчина недостаточно их ценит) мешают женщине расслабиться и отдаться мужчине, она как бы придерживает часть себя, не отдает все, для нее слишком унизительно вот так вот распахнуться и отдаться полностью тому, кто ценит ее недостаточно. Чем больше у женщины амбиций, тем больше она склонна к такой фрустрации (поэтому скромность действительно помогает).
Можно сказать, что женщина охотно идет на контакт с любимым мужчиной и даже на близость, давая ему шанс доказать ей любовь, но если не видит доказательств, фрустрирует поток и полноценного удовлетворения не получает, ставит блок. Она «недотрахана» потому что не отдается до конца, отдается наполовину, и тогда неважно, сколько времени и как часто ее будут «трахать». Надеюсь, что такими простыми и грубыми словами я раскрыла этот тонкий гендерный момент.
Лечение истеричек в древности, собственно, состояло в том, чтобы заставить женщину «открыть все шлюзы», как о том прямолинейно писал Джакомо Казанова, который, кстати, считал себя мастером по излечению нервных женских заболеваний, но лечил безо всяких паровых и водных ухищрений, исконно-посконным путем.
Так как на символическом уровне сексуальное удовлетворение женщины четко ассоциировано с образом «отдавать», можно сказать, что неполная сексуальная фрустрация связана с «зажимом», символической «жадностью», отказом открывать себя полностью тому, кто не заслужил.
А как заслуживают расположение принцессы нам щедро рассказывают сказки: вот это вот все — рассмеши несмеяну, разбуди мертвую, отгадай три загадки, победи чудовище, отыщи царевну у кощея и так далее. Постараться нужно рыцарю и до седьмого пота потрудиться, тогда — да.
Получается, что мужчине, который хочет, чтобы рядом с ним была не истеричка, а уравновешенная женщина, необходимо следить за тем, чтобы ее обиды и претензии не копились, иначе секса нормального с ней не будет, а истерики на ровном месте — да. Помнить об этом любому мужчине полезно.
К сожалению, иногда от мужчины ничего не зависит. То есть мужчина ведет себя нормально, не хуже других, а вот женщина постоянно обижается, все время ощущает, что он ее «не заслуживает», но при этом от него не уходит, давая «шанс» исправиться и заслужить. Но мужчина — тоже человек, и если ему не дают любви, а дают только «шансы», может вести себя все хуже и хуже. Типичный замкнутый круг.
Как со всеми почти психологическими проблемами, помочь себе женщина может только сама. А ее партнер максимум — оказать поддержку. Как выходить из замкнутого круга фрустрации описывает сказка о Золушке. Напоминаю, что любая сказка отражает символическую внутреннюю картину: внутреннюю, а не внешнюю, то есть то, что происходит внутри личности, а не во внешнем мире с нею.
Золушка жила в мире враждебных соперничающих с ней женщин (злые сестры) и садистичной родительской фигуры (злая мачеха), отец (фигура защитника) ее предал от трусости (возможно от недостатка мужественности).
Золушка чувствовала себя грязной замарашкой, вынужденной делать самую унизительную работу, пока толстые и наглые сестрицы праздно живут. Ее мачеха (супер-эго, контролер, цензор, Король) все время ругала ее и заставляла работать, унижала, иногда даже била. Золушка догадывалась о том, что, вообще-то, она мила и возможно даже красива, но она ходила чумазая и в лохмотьях, поэтому красота всегда была спрятана.
Знакомство Золушки с принцем (мужской фигурой, ее Анимусом) произошло благодаря фее, то есть фантастической персоне (выдуманной) которая помогла ей создать видимость, что она не замарашка, а принцесса. Только хрустальные башмачки были настоящими, а все остальное — морок, ложь, которые должны были растаять и сгинуть, едва часы пробьют полночь. Поэтому Золушка плясала с принцем на балу, а когда часы начали бить, поспешно сбежала. Она испугалась, что принц увидит ее настоящую и отшатнется от нее в отвращении.
Однако, принц, уже влюбленный в прекрасную незнакомку, страстно фетишировал на хрустальную туфельку, которую Золушка обронила, поэтому он нашел ее, обыскав всю страну. Его не отпугнули ее лохмотья, грязный и убогий вид, он надел на нее туфельку и позвал замуж. Так и выяснилось, что карета и платье не имели большого значения, и принц был влюблен в Золушку, а не в антураж, созданный феей.
Сказка описывает, что женщина, склонная к сексуальной фрустрации (привыкшая сбегать посередине бала, не давая себе получать оргазм) боится открыться, поскольку не доверяет мужской фигуре (внутренней), ожидает ее разочарования и отвержения.
Если бы мужская фигура смогла доказать ей свою любовь, нашла бы ее, пока она играет в прятки, стоптала бы сто башмаков и стерла сто посохов в поисках ее по темному лесу, разбудила бы ее в ее хрустальном гробу, в общем заслужила бы ее доверие, то женщина могла бы начать открываться и перестала бы сбегать с «балов».
Если вы понимаете, что сделать это должен не мужчина извне, а изменения должны произойти внутри женщины, ведь принц — это ее внутренняя фигура, внутренний образ Мужчины, то вы сможете увидеть выход.
Выход в том, чтобы получить изнутри уверенность в том, что ты — достойна любви и перестать в этом сомневаться. Это будет означать, что Анимус нашел женщину и признался ей в любви, счастливое воссоединение произошло, и теперь она не будет постоянно переживать свою ничтожность и ненужность в глазах любимых мужчин в реальной жизни, копить обиды и комплексы, требовать бесконечно доказывать ей что-то и заслуживать ее доверие.
Почему Золушка была замарашкой, а не принцессой? Потому что ее фигура защитника (отец) предала ее и выбрала злую женщину (мачеху). То есть все начинается с того, что женщина вместо внутренней матери (мудрого и любящего контролера, он же — самооценка) получает какую-то злую стерву. Не будь этой стервы, не было бы ни лохмотьев, ни золы, ни издевающихся сестер.
То есть глобально исправить ситуацию можно только поменяв мачеху на мать, то, о чем я писала вот здесь. Стать себе доброй и внимательной матерью, такой же доброй как фея. В этом случае проблема Золушки будет решена изначально, Золушка сразу превратится в красавицу, ей не придется прятаться от принцев и пускать им пыль в глаза, она и так будет достаточно хороша (прежде всего в своих глазах, то есть на уровне своей самооценки, что даст ей устойчивость — «башмачки»).
Вторая проблема Золушки — базовое недоверие к мужчинам. Мысль о том, что мужчинам не нужны женщины, что женщине нужно притворяться и стараться выглядеть лучше всех, чтобы получить и удержать интерес мужчины, — это непонимание мужской природы. Принц влюблен в туфельку Золушки, в сам символ женственности, готов поклоняться женственности, поскольку в этом — суть мужественности. Никакой мужественности не существовало бы, если бы мужчины не отделяли себя от женщин и не признавали их теми, кого они должны защищать и опекать, кем они хотели бы владеть (да, собственническое патриархальное чувство тут тоже, но влечение очевидно).
Если женщина считает себя ненужной и ничтожной в глазах мужчин, она не прошла женскую сексуальную инициацию (которую описывает миф о Коре и Аиде, который ее украл, но я об этом еще подробно не рассказывала), и не понимает, насколько у здорового мужчины сильно (иногда очень сильно) влечение ко всему женскому. В этом случае она останется Золушкой.
Символ туфельки — ключ к пониманию того, что мужчина, если он не слишком фрустрирован, ищет женщину, ищет любовь, чтобы иметь утешение для сердца и вдохновение для души. Но чтобы лучше понять этот ключ, нужно иметь в виду куртуазные рыцарские инициации, на которые намекает туфелька в этой французской сказке. Недаром романтический рыцарский культ зародился именно в Провансе. Но про эти инициации — как-нибудь в другой раз.
Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско–мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, ее цель, средства, которыми она добивается цели и многое другое.
Клиентка, назовем ее О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.
Для анализа модели ее поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная «Золушка». Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет – потребность много работать. Ленивых Золушек я еще не встречала.
Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.
Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.
Золушка помогала отцу по хозяйству, вести домашние дела и быт. А старшие «сестры» только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь – убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на все глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сестры и прозвали ее Золушкой.
И как – то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с женами и дочерьми. Золушка и сестры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестер и делала прически. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.
Ее добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей – кучера. Из ящериц – лакеев. Из старого платья – шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе все превратится обратно на свои места.
Золушка приехала на бал, но ее никто не узнал. Принц выбежал даже ее встречать. «Какая она красивая» – шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут, часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить ее имени, и только подобрал хрустальную туфельку.
…Издал Король «указ» – кому подойдет туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сестрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но, так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось ее надеть.
. Туфелька оказалась впору. Сестры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.
… Принц отвез ее во дворец и через несколько дней сыграли веселую свадьбу.
Золушка простила свою мачеху и сестер, так как была очень доброй девочкой.
На этом сказка заканчивается, и мы переходим к ее анализу.
– Чего Золушке не хватало в начале сказки?
– Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?
– Когда Золушка делала все за всех, обидно.
– В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?
– Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.
– Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?
– Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, все время была одна, все сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.
– Что она хотела от мужа?
– От мужа хотела любви.
– Каких действий она хотела от мужа? Что для нее является проявлением любви?
– Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.
– Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?
– Да (с грустью). Для нее характерна неуверенность в себе, самокопание.
– У нее были сомнения, что мужу нужна она одна.
– Муж больше времени, чем жене уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.
– В чем заключалась ее помощь?
– Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.
– Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину – мачеху.
– Она сама женила его на себе, привлек состоянием.
– Дай определение, кто такой «мужик». В сказке ты называешь отца – «мужик богатый».
– Мужик – тот, кто постоянно пашет, труженик.
– А мужчина – это кто такой?
– Это более благородное создание.
– Принц – нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.
– Что общего между принцем и мужиком?
– Финансовая успешность мужа была важна и для первой и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?
– Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.
– Почему Фея наградила Золушку?
– Золушка была добрая, отзывчивая.
– В чем проявлялась ее доброта?
– Усмешки и зло мачехи и ее дочерей она принимала как должное.
– Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?
– Нет, конечно. Это ужасно, глотать слезы вперемешку с обидой.
– Что Золушка могла сделать по – другому?
– Могла выразить мачехе и ее дочерей свое недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать ее жалобы)
– Она могла жить отдельно, самостоятельно?
– Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.
– Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение – это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда все – таки, почему Фея наградила Золушку?
– Наверное, она дала Золушке. шанс взбодриться, подтолкнула ее вперед, но это не помогло.
– Что ей помешало?
– Привычка быть покладистой, жертвой, ее мама была такой же.
– Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображенные в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.
Всё многообразие ролей может быть сведено к трем основным –Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника дает возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а так же в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: «Золушка простила свою мачеху и сестер, так как была очень доброй девочкой». Происходит перемещение ролей героини внутри «драматического треугольника» из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
– Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живем как жертвы?
– Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?
– Вышла замуж за принца.
– Помнишь, я тебя спросила: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?»
– Да. Я ответила: «Отца»
– Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?
– Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.
– Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная ее имени. Может быть, ему было все равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?
– Ранее ты называла принца «беспомощное существо». Зачем Золушке такой принц?
– То, что он беспомощный дает Золушке ощущение собственной нужности.
– В чем проявляется беспомощность принца?
– Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.
– Но, если все это будет делать Золушка, чем ее жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?
– (с удивлением) Ничем.
– Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в ее жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет так же гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как ее мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?
– Быть нужной для мужчины, который рядом.
– Сколько лет было Золушке, когда умерла ее мама?
– Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?
– Ничего особенного, заканчивала школу.
В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в ее семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: «умер отец» Отец О. трагически погиб под колесами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с ее отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа, на мой вопрос: «Чего Золушке не хватало в начале сказки?», она ответила: «Отца»
– Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?
– После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надежного верного мужчину.
– Где его можно встретить?
– Среди тех, кто трудится.
– Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?
– Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.
Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:
- О. копирует мамину модель поведения
- серьезной травмой для нее является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть)
- существует желание заменить отца мужем
- пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестер, феи, принца)
- отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини)
- нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы – терпение и смирение – это хорошо
- привычка к уединению как способ решения проблем
Анализ любимой сказки “Золушка”. Пример из практики
Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.
Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.
Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная “Золушка”. Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.
Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.
Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.
Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие “сёстры” только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.
И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.
Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.
Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. “Какая она красивая”, — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.
…Издал Король “указ” — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.
. Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.
…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.
Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.
На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.
— Чего Золушке не хватало в начале сказки?
— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?
— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.
— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?
— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.
— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?
— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.
— Что она хотела от мужа?
— От мужа хотела любви.
— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?
— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.
— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?
— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.
— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.
— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.
— В чём заключалась её помощь?
— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.
— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.
— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.
— Дай определение, кто такой “мужик”. В сказке ты называешь отца — “мужик богатый”.
— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.
— А мужчина — это кто такой?
— Это более благородное создание.
— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.
— Что общего между принцем и мужиком?
— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?
— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.
— Почему Фея наградила Золушку?
— Золушка была добрая, отзывчивая.
— В чём проявлялась её доброта?
— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.
— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?
— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.
— Что Золушка могла сделать по-другому?
— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).
— Она могла жить отдельно, самостоятельно?
— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.
— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?
— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.
— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.
— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.
Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: “Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой”. Происходит перемещение ролей героини внутри “драматического треугольника” из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?
— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?
— Вышла замуж за принца.
— Помнишь, я тебя спросила: “Чего Золушке не хватало в начале сказки?”.
— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?
— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.
— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?
— Ранее ты называла принца “беспомощное существо”. Зачем Золушке такой принц?
— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.
— В чём проявляется беспомощность принца?
— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.
— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?
— (с удивлением) Ничем.
— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?
— Быть нужной для мужчины, который рядом.
— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?
— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?
— Ничего особенного, заканчивала школу.
В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: “умер отец”. Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: “Чего Золушке не хватало в начале сказки?”, она ответила: “Отца”.
— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?
— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.
— Где его можно встретить?
— Среди тех, кто трудится.
— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?
— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.
Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:
- О. копирует мамину модель поведения,
- серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
- существует желание заменить отца мужем,
- пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
- отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
- нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
- привычка к уединению как способ решения проблем.
Рейтинг топ блогов рунета
Yablor.ru – рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.
Фототоп – альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
Комплименты для Рапунцелей, Золушек, Белоснежек (по evo-lutio)
truth_about_men — 26.05.2016 Орлики, мы тут немного отвлеклись, а новые посты эво-люции давно неразобранные стоят. Вы мне, кстати, напоминайте, если я какие важные темы забыл разобрать.
Про женские типы (Рапунцели, Золушки, Белоснежки) у эволюции здесь.
Напомню: большинство девушек фрустрированы в большой или малой степени, и, следовательно, подпадают под одних из трех типов.
Знаю, пасаны, мы много раз обсуждали, что лучшее решение – это не бороться с серьезной фрустрацией, а просто найти девушку с низким, почти незаметным, уровнем фрустрации. Это нормальная тактика, при условии, что мужчина знает, что делает, и не раздует фрустрацию сам, в процессе отношений.
Последнее, что мужчина хочет себе представить, это жену, которая после пяти лет вместе, детей, дома, и т.д., начинает задумываться: “а достоен ли он меня?”, и копать фотки бывших в фейсбуке. Иногда и обратное бывает, жена задавлена настолько, что чувствует себя УГ в жизни мужа, и сбегает, или уходит в депресняк.
То есть мы сейчас про проблему самооценки сейчас, а в частности, про игру в комплименты.
Помните, комплименты – не однозначная фишка.
Все до одной женщины скажут вам, что любят и хотят больше комплиментов. И будут грозиться, что им не нужен мужчина, который не делает комплиментов. Этот миф из серии про “женщины любят ушами”.
Пасаны, смотрите, что происходит в новых отношениях (мы говорим о паре МЖ, у которых как минимум был секс).
-Чем больше вы делаете комплиментов, тем меньше ваша значимость (она уходит в плюс).
-Чем меньше вы делаете комплиментов, тем больше ваша значимость (она уходит в минус).
Очевидно, в этом уровнении есть золотая середина, где вы делаете достаточно комплиментов, чтобы не вогнать подругу в глубокий, липкий минус, где она будет клянчить комплименты щипцами, но и не слишком много, где ваша значимость упадет настолько, что она начнет задумываться о вашем достоинстве.
Где эта золотая середина. Очевидно, она зависит от самооценки девушки.
Рапунцель = самооценка завышена
Золушка = самооценка занижена
Белоснежка = хз: хаос, треш, разборки с расчлененкой
Казалось бы просто: золушкам нужно больше комплиментов, рапунцем – меньше (или вообще никаких, пока не вылезет окончательно из башни).
Но учтите, есть ещё одна проблема.
Самооценка скачет. Как только углубляется минус, начинается падение самооценки, потом она съедает пирожок комплимента, и поползла обратно.
Когда самооценка скачет (а почти у всех девушек она скачет), то и комплименты – восполняют иллюзию, а их отсутствие – разбивает.
Когда самооценка не скачет, девушке совершенно наплевать на комплименты. Мало того, она критику лучше воспринимает (конструктивная критика от реально любимого мужчины воспринимается как забота, её отсутствие – как безразличие).
Я чему веду, пасаны.
Комплимент – это очень тонкое оружие в отношениях. Именно оружие. Приучите девушку к комплиментам – посадите её в иллюзии, и она никогда не сможет выйти в стабильную, адекватную самооценку, и создать внутренний локус, и станет либо зависимой от вас, либо наоборот, подумает, что вы недостойны, и найдет альфа-мерзавца, который ей ни одного комплимента не сделает, но будет грубо трахать, и вот именно это ей будет в кайф.
С другой стороны, вы сейчас начитаетесь, и пойдете хамить жене/подруге, и получите по яйцам, совершенно справедливо.
Я предлагаю вашему вниманию вот какую тактику.
Попробуйте почти не делать комплиментов, но вместо комплиментов, высказывать свое одобрение действиями.
Хочется сделать приятное – сделайте подарок. Обнимите крепко вашу боевую подругу в конце концов. Ни в коем случае не хамите (помните, вы, сука, дубы, непреклонные, никаким эмоциям неподвластные, а хамство = бета-черта). Иногда, намного реже – сделайте комплимент словами. И, конечно, учитывайте изначальный тип девушки. Рапунцелям нужно ОЧЕНЬ мало одобрения. Золушкам – намного больше. С белоснежками – хз. Куннилингус делать умейте, видимо. Конечно, не забывайте про самоуважение. Если девушка орлика на хую вертела, а он ей с благодарным ебальцем лабутены преподносит – то это пиздец совсем другого уровня.
Механика здесь какая. Любимая девушка старается в отношениях, мужчина оценивает старания, делает осознанное поощрение, причем не пустой звон, типа на отмазаться, комплиментом, а именно свое собственное вложение. И наоборот, конечно, впрочем женскую сторону вопроса эволюция потом рассмотрит.
Комплимент – жир. Полезен в маленьких количествах. Действия, направленные на искреннее, осмысленное одобрение – белок, и да, наращивает мускулы отношений.
Возможно вам покажется, что разницы в действии и комплименте нет, но это не так.
Слова – ветер. Действие – сила.
Согласиться, оспорить, просто тупо насрать – в каменты.
А вот эту соседскую бестию я даже не знаю как определить. Белоснежка, наверное:
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.