Прием способствующий развитию мышления

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "прием способствующий развитию мышления" с детальным описанием.

Развитие понятийного мышления

Только каждый 6 человек на земле обладает способностью мыслить понятиями. Сложное понятийное мышление не является врожденным, его можно только приобрести – развить, поставить на высокий уровень. Для этого применяются нехитрые упражнения. Но для начала стоит разобраться с терминами и выяснить, зачем это нужно именно вам.

Понятийное мышление: что это такое

Часто люди «думают» сердцем, а не головой. Принимают решения по велению души, а не после просчетов и построения логических цепочек. Поэтому результат подчас оказывается печальным и совсем неожиданным. Тогда начинается поиск виноватого – под эту категорию подпадают все окружающие люди и события, только не сам «виновник» случившегося.

На самом деле, исход практически любого действия можно просчитать наперед и быть уверенным в результате, если не на 100, то на 99 процентов! Погрешность списывается на форс-мажорные обстоятельства. Предсказать их заранее тот, кто обладает мышлением понятийного типа, не способен.

Зачем человеку необходимо понятийное мышление. Чтобы:

  • смотреть вглубь явления;
  • уметь выстраивать логические цепочки, находить причину, вычислять последствия того или иного действа;
  • систематизировать и использовать информацию с выгодой для самого себя.

Люди, которые мыслят понятиями, не способны быстро принимать решения. Зато результат будет ожидаемым, а не неожиданным для самого человека.

Чтобы выполнить даже самое простое действие такая личность разберет несколько примеров, продумает разные ходы, проанализирует итоги и выберет наиболее подходящий для себя. Если приводить простые примеры, это выглядит примерно так:

  • нужно добраться из пункта А в пункт В;
  • можно нанять такси, сесть на автобус, поймать попутку, вообще никуда не ехать;
  • тот, кто думает понятиями, будет рассуждать следующим образом: вызвав такси, я доеду быстрее, но потрачу много денег, на автобусе будет дешевле, но дольше, на попутке можно доехать бесплатно, но это опасно – мало ли, какой водитель мне попадется; что будет, если я вообще никуда не поеду – сильно ли это повлияет на мою дальнейшую жизнь и судьбу;
  • только после глубоких рассуждений человек принимает решение. Оно наверняка будет зависеть именно от последствий, которые принесет конкретное действие.

Общаться с такими людьми не просто, но очень интересно. Они помогут найти выход даже из самой сложной и, казалось бы, максимально запутанной ситуации.

Важно! Невозможно начать развитие понятийного мышления в зрелом возрасте.

Формирование стартует с 6-7 лет, активный этап происходит в школе. Потом его можно только развивать и улучшать. Если вы изначально не способны к таким рассуждениям, они для вас скучны и непонятны – не стоит насиловать себя. Миллионы людей живут без подобного мышления и отлично себя чувствуют, а Земля все так же вертится вокруг своей оси.

Развитие понятийного мышления (упражнения для тренировки)

Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:

  1. возьмите в руки любой предмет. Постарайтесь понять из чего он сделан, представьте, как происходило его изготовление, где брали сырье. Как использовать вещь – стандартно и нестандартно, что приведет к порче;
  2. наполните воздушный шарик водой, сначала представьте, что с ним произойдет, если вы: скинете его с окна, погрузите в наполненную ванную, проткнете иглой, оставите на неделю, сядете на него. А теперь повторите все это в ходе практических испытаний. Каков результат? Совпал ли он с вашими представлениями?
  3. Возьмите любую фразу, например, «Идет дождь», попытайтесь проследить все последствия этого события – мокнут деревья, нельзя погулять, кошкам холодно, птицы не летают, водителям не придется мыть свои машины. Чем длиннее будет это цепь, тем лучше.
  4. Читайте книги. Они прекрасно развивают воображение и фантазию, помогают поставить мышление понятиями на новые рельсы. Углубляясь в чтение, иногда прерывайтесь и представляйте – что будет дальше. Совпали ли представления с тем, что написано?

Упражнения не должны напоминать рутину. Вам реально должно нравиться вот так рассуждать – иначе какой смысл в подобном занятии?! Искусственно настроить мышление понятиями нельзя. Не все обладают к нему склонностью, кому-то вообще не удается найти причину и построить следственную цепь из событий. В этом нет ничего плохого. Просто такие люди чаще совершают нелепые ошибки, но не признают их, а винят окружение.

Люди, живущие с понятийным мышлением, способны слышать и слушать других. Им проще принять чужую точку зрения – они могут найти в ней рациональное зерно и развить его до нужных масштабов. Но не стоит пытаться переубедить того, для кого подобный способ мыслить – фантастика. Это приведет к конфликтным ситуациям, разрешить которые будет невозможно или очень сложно.

В этом деле очень важно уметь отсекать информацию, понимать, какие данные пригодятся в дальнейшем, а какие – точно нет.

Педагогической стратегии испульзуются —-оценка

Педагогической стратегии используются два вида оценки.

A. Суммативная оценка, формативная оценка.*

B. Суммативная оценка, экзамен.

C. Формативная оценка, экзамен.

D. Формативная оценка, компетенция.

E. Суммативная оценка, компетенция.

Цель технологии модульного обучения.

A. Направленность к исследовательской работе учащегося

B. Развитие возможности самостоятельной работы учащегося

C. Обучение учащегося к информационным технологиям

D. Подготовка к олимпиаде

E. Направленность к творческой работе учащегося*

106. Восприятие осмысление , обобщение , закрепление, применение на практике –это:

A. Этапы педагогического процесса

B. Компоненты процесса обучения

C. Элементы структуры процесса обучения

D. Этапы процесса освоения знания*

E. Компоненты деятельности

107. Конечный итог процесса обучения:

Еще статьи:  Развитие мышления в онтогенезе

B. Средства обучения

D. Методы обучения

Укажите правильное последовательное применение следующихт методов в процессе формирования понятий

A. Сравнение, наблюдение.

B. Опыт, сравнение,наблюдение.

C. Конкретизация, абстрагирование.

D. Опыт, измерение, сравнение.*

E. Обобщение, абстрагирование, конкретизация.

109.Прием, способствующий более других развитию мышления учащихся.

A. Составление плана

B. Репродуктивная беседа

C. Эвристическая беседа*

D. Составление таблицы

E. Заучивание наизусть

110. Процесс определения степени достижения учащимсия целей обучения, называется:

111. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления-это.

E. Научное познание

112. Основной показатель сформированности знаний:

A. Владение понятиями

B. Не владение фактами

C. Скорость чтения

D. Умение конспектировать

E. Моделирование практического действия*

113. Прогнозируемые результаты обучения учащихся входят в:

A. Цели обучения

B. Задачи обучения*

C. Сущность обучения

D. Приемы обучения

E. Определение обучения

114. При обучении наиболее важно:

A. Помощь родителей и учителей

B. Самовоспитание и самоконтроль

C. Контроль со стороны учителя

D. Дидактическое взаимодействие преподавателя и обучаемых*

E. Желание взаимодействовать с учителем

Что такое EMI

A. Расширенные варианты соответствия*

B. Вопросы множественного выбора

C. Вопросы с коротким ответом

D. Эссе с коротким ответом

E. Эссе с длинным ответом

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 53 | Нарушение авторских прав

3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения

Мышление – это обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях (В.А. Ситаров).

Существенные связи и отношения проявляются в виде объективных законов окружающей действительности, поэтому мышление позволяет нам проникать в глубинную суть существования окружающего мира. Оно позволяет познать то, что скрыто от органов чувств, с помощью установления связей и отношений путем осмысления и обобщения.

Мышление опирается на:

чувственное отражение мира, так как мышление всегда и обязательно строится на ос­нове чувственного восприятия, образы чувственного по­знания являются материалом, с помощью которого осуществиться мышление;

слово, так как мышление взрослых людей является словесно-логическим, и мыслят люди преимущественно с помощью слов;

имеющийся опыт восприятия различных объектов и явлений, так как чем богаче опыт, тем больше возможностей для обобщенных взглядов, тем сложнее и глубже мышление;

память, которая хранит образы и представления, в которой запечатлеваются результаты размышлений, и тем создаются условия для дальнейшей мыслительной деятельности;

словарный запас, так как чем он богаче, тем шире и глубже мышление, подобно тому, как из большего числа кирпичей можно построить более удобное и просторное здание;

имеющиеся знания, с опорой на которые протекает мышление, так как больший объем знаний повышает эффективность мышления.

Мышление является опосредованным отражением действительности, так как оно использует мыслительные операции. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с други­ми операциями.

Функцией анализа является разделение целого на части, выде­ление отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие от­дельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или яв­лений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объ­единение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объ­единение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Мышление проходит в три этапа: понимание, осмысление, обобщение (рис. 4).

Понимание сообщаемой информации осуществляется через ус­тановление первичных, в значительной мере обобщенных, свя­зей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функ­ционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою оче­редь, является основанием для более глубокого и разносторонне­го осмысления учебной информации.

Осмысление изучаемого материала требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебно­го материала сопровождается формированием у учащихся опре­деленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Ос­мысление непосредственно перерастает в процесс обобщения зна­ний.

Рис. 4. Этапы мышления

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к опреде­лению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобще­ния знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказатель­ствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналити­ческой, так и дедуктивно-синтетической логики учебного про­цесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основ­ном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные дан­ные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

Умственные способности ребенка шире, чем предполагалось ранее. При специальной методической организации обучения младший школьник может усваивать абстрактный материал, например, овладевать основами алгебры, устанавливать отношения между величинами. Развитию мышления в процессе обучения способствуют нижеперечисленные приёмы.

1. Моделирование отношений, то есть выражение их в другой материальной форме. Отношения «больше-меньше», например, можно моделировать при помощи двух одинаковых банок с разным количеством воды или двух одинаковых предметов разной массы.

2. Преимущественное развитие теоретического мышления, которое помогает овладевать понятиями и способами решения интеллектуальных задач. Выражается теоретическое мышление в умении осмысливать собственные действия по решению задачи, соотносить их с условием задачи, анализировать задачу и выявлять общий способ решения, строить внутренний план действий.

Еще статьи:  Формирование культуры общения детей дошкольного возраста

3. Развитие интеллектуально-побуждающих мотивов, познавательных интересов и потребностей, связанных с установлением взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей, их теоретическому осмыслению.

4. Систематическое руководство мыслительной деятельностью учащихся, которое заключается в том, чтобы не допускать снижения мышления с абстрактного до конкретного уровня при работе с новым и трудным материалом. Например, всегда необходимо подталкивать учеников к поиску общих способов решения задач, а не ограничиваться конкретными частными решениями.

5. Использование в учебном процессе дедуктивно-синтетической логики при овладении научными понятиями.

6. Широкое введение в учебный процесс разнообразных мыслительных операций и их использование школьниками на различном материале.

Развитие мышления: способы тренировки мозга

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;
  • Логическое мышление;
  • Творческое мышление.

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.
Еще статьи:  Обработка и интерпретация данных

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

Еще статьи:  Сенсорная алалия у детей

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Основные подходы, приемы и техники, способствующие развитию мышления учащихся

Основные подходы, приемы и техники, способствующие развитию мышления учащихся

Автор: Романенко Лариса Александровна,
учитель математики
ГБОУ “Кропоткинский казачий кадетский корпус имени Г.Н. Трошева”,
г. Кропоткин, Краснодарский край

Мышление, являясь психическим процессом, не находится в статическом, строго фиксированном состоянии. Мышление важно и нужно развивать, и это в силах педагога, при условии того, что педагог понимает природу мыслительного процесса и основу затруднений, с которыми он может столкнуться.

По мнению Брушлинского А.В., выбор тех или иных педагогических стратегий по развитию мыслительных процессов у детей и подростков может приблизиться через применение разнообразных педагогических приемов и техник. Во-первых, всем знаком тот факт, что в общеобразовательной школе через сознание ребенка проходит огромное количество информации. Однако это количество нуждается в структуризации, логическом увязывании, классифицировании. Именно поэтому, при всей информационной перегруженности в школе, важно помнить, что именно обобщение, как постоянно присутствующее условие процесса овладения знаниями, а затем и привычка к обобщению, сформированная педагогом, применяемая уже вне урока может способствовать повышению уровня интеллектуального развития учащегося.

Обобщение – это как «красная строка», отделяющая один информационный массив от другого, маленький итог, удачно завершающий изученную подтему и открывающий следующую. Это тем более важно, что подобные обобщения являются лучшим средством для формирования детского мышления. Как следствие применения подобного педагогического приема будет проявляться склонность ребенка уже после занятий, дополняя полученные знания, делать самостоятельные обобщения, дополнять их поиском источников информации, размышлять, расширяя границы познания. Поэтому можно однозначно утверждать, что такой простой прием как обобщение является, по сути, следствием задуманного стратегически и тактически выверенного педагогом пути следования, который, безусловно, дает свои положительные результаты.

Например, на уроках биологии очень часто проводится постоянная связь между текущими темами и основными постулатами естествознания. Вполне правильно и логично связывать морфологию, физиологию групп растений, животных с мыслью о единстве всего живого. А как это сделать? Вот здесь и нужно стремиться увязывать факты, конкретный иллюстративный материал в единую и ценную во всех смыслах концепцию.

Большим подспорьем в этом вопросе является подход, заключающийся в переводе образно-логического отображения мысли в вербальное. Еще мыслитель говорил «Кто ясно мыслит, ясно излагает», а это означает, что важно научить ребенка еще с очень раннего возраста уметь связно выражать пусть поначалу очень простые, но самостоятельно рожденные мысли. Оригинальность идей, их яркость и неожиданность – это половина решения проблемы, вторая половина – попытаться связно и ясно, а главное точно подобрать формулировку, отобразив эту идею вербально. Нам, педагогам, это действие кажется простым и естественным, но современные дети очень часто бывают косноязычны, для них сложно выразить концепцию в нескольких правильно подобранных, семантически верных предложениях. Ничего зазорного не будет в том, что на уроках физики, химии, биологии мы будем учить детей точно, связно и грамотно излагать свои соображения, ведь психологами и педагогами давно доказана неразрывная связь между речью и мышлением.

Еще один, уже знакомый коллегам комплексный подход, гарантирующий повышения уровня мышления считается тоже весьма эффективным. Ребенка ставят в положение «первооткрывателя», «исследователя», ставя перед ним проблему, требующую для своего разрешения творческого подхода и стройного логического следования мысли. Проблемное обучение уже завоевало своих почитателей в среде учителей, поскольку, безусловно, приносит замечательные результаты. В педагогике разработана целая система различных приемов и способов, с помощью которых взрослый организует учебную деятельность детей, по ходу побуждая решать проблемные ситуации и задачи.

Важной составляющей проблемного обучения является наличие полноценно сформированной мотивации, которая, в ряде случаев, стимулируется некой «неизведанностью», перспективой получения новой и интересной информации учащимися. Педагогу всегда есть смысл использовать эту психологическую особенность стимулирования познавательной деятельности для получения искомого результата в своей практической деятельности. Основным, в этом смысле, становится компонент «смыслообразования», когда рассуждения на уроке становятся не чересчур абстрактными, далекими от жизни и самой действительности, а максимально приближенными к жизни. В этом случае даже традиционные способы изложения учебного материала выступают в новом для учащихся качестве, а, значит, станут более эффективными.

Важнейший признак всякого мышления – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. С этой позиции, несомненно, хороши будут удачно и искусно организованные учителем моменты, где явно будут звучать темы тесной связи разных наук и предметов.

Межпредметные связи стимулируют познание, расширяют возможности детского интеллекта, формируют творческий подход и образование так называемых «инстайтов», взрывов из догадок и предположений. Разумеется, это требует известной научной подготовки учителя. Но кто сказал, что предмет будет интересен тогда, когда один педагог не владеет предметным содержанием другого, пусть не очень далекого, вполне «родственного» предмета? «Литература-история», «математика-физика», «физика-биология», «информатика-обществознание» – сколько их, этих удачно составленных межпредметных композиций, возникающих при внимательном изучении педагогами учебных программ! А сколько продуктивных уроков можно составить, если подойти не стандартно, творчески.

Еще статьи:  Как расстаться с парнем не обидев его

Интересные результаты дает применение таких простых подходов как включение в объяснение учебного материала пословиц, поговорок, метафор. Еще Зейгарник Б.В. называла применение пословиц – один из лучших диагностических и педагогических подходов. Толкование пословиц, с одной стороны, требует определенного уровня обобщения, а в работах Л.С. Выготского показана прямая взаимосвязь между пониманием переносных значений и уровнем образования понятий. По сути, работа с пословицами и метафорами – это обходящая сознание, а значит и его ограничения, стратегия по коррекции многих психических состояний. Все, что касается проекций – а это, в определенном смысле, любое символическое или образное отображение информации, может служить для развития интеллектуальных способностей.

Использование метафор нашло достойное место в практической работе с детьми и подростками. Исследуя феномен метафоры, Шелдон Копп различает три вида познания: рациональное, эмпирическое и метафорическое. Он полагает, что последний вид расширяет возможности двух предыдущих и даже вытесняет их. Метафорическое познание не зависит напрямую от логических рассуждений и не нуждается в проверке точности нашего восприятия. Понимать мир метафорически, значит, улавливать на интуитивном уровне ситуации, в которых опыт приобретает символическое измерение. В связи с этим, нам открывается множество сосуществующих значений, придающих друг другу дополнительные смысловые оттенки.

Специалист в области психотерапии Джулиан Джейнс, утверждая, что субъективный сознательный разум как раз представляет собой процесс построения метафор, писал: «Разум является тем словарем или областью лексики, понятия которых – суть метафоры или аналоги существующего в физическом мире поведения». Не лучшее ли это доказательство важности использования таких, довольно, недооцененных подходов педагогики!

Исходя из динамики развития мышления, в применении разнообразных методов обучения важно учитывать возрастные особенности учащихся. Если в начальной школе важно обеспечить связность мышления, обучать детей делать обоснованные выводы или обобщения, то учащихся средней и старшей школы необходимо побуждать думать о своем месте в окружающем мире, формировать мировоззренческие взгляды, разобраться с приоритетами и вырабатывать социальные установки. Это тоже является частью комплексной работы по формированию личности и качественного во всех отношениях мышления.

Мыслительные процессы подростков основываются уже на четкой дифференциации учебных дисциплин, у них уже есть солидная «база» из понятий и определенной системы знаков (вспомните, хотя бы систему знаков и символов, принятых в математике, физике, химии). Символика и знаки – это еще одна большая и интересная тема для разговора о моделировании качественного мышления у учащихся. Недаром еще Конфуций говорил «Миром управляют знаки и символы, а не слово и закон». Действительно, любое понятие, действие или признак могут быть наполнены смыслом, если их им нагружают, закрепляют в памяти и связывают друг с другом. Связывание разных образов, облеченных в язык символов, также требует определенной аналитической и синтетической работы мысли. Разумеется, это требует соблюдения многих условий – достаточного объема памяти, качественного восприятия информации и умелого «тренера-учителя».

Универсальность данного подхода в том, что он применим в любом возрасте (хотя и получил широкое распространение в работе именно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста) и «работает» на материале любой учебной дисциплины. Уже одно то, что символика позволяет научить правильно конспектировать информацию, об этом мало кто помнит, а ведь умение быстро и качественно «сжимать» в объеме большое количество информации и параллельно с этим записывать в тетрадь за учителем – это очень ценный навык, который, безусловно, будет необходим при обучении в высшем учебном заведении. Умение быстро воспринимать и конспектировать значительный по объему массив информации основывается на том, что человек умеет оперативно и качественно осуществлять реакции восприятия, отличается гибким мышлением.

Для того чтобы научить пользоваться символико-знаковой системой, можно использовать пиктограммы (пиктограмма – упрощенный рисунок, который служит общепринятым обозначением некоторого предмета, действия или события), технику моделирования (моделирование – знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективной информации при оперировании знаково-символическими средствами), мнемотехнику.

Пиктограмма как метод применяется и в психолого-педагогической коррекции, и в диагностике. Многим специалистам-психологам известна проективная методика Херсонского, предоставляющая возможность изучить особенности психоэмоционального состояния, уровня концентрации внимания, а также характеристики мышления (стереотипность, инертность, ригидность мыслительных операций). Особенность применения данной методики заключается еще и в том, что она позволяет изучить эмоционально-волевую составляющую мышления, поскольку, как мы уже выяснили, мышление – это не набор операционных характеристик, это живая, зависящая от особенностей личности и восприятия человека постоянно формирующаяся система.

Учеба в старшей школе – это время формирования связей между дисциплинами, формирование теоретического мышления. Если первичные навыки управления мышлением закладываются в 3-4 классе, то в 9-11 классах этот процесс должен подняться на должный уровень и обеспечить успешное обучение по окончанию общеобразовательного учреждения. Закладывание понятий о том – что такое гипотеза или закон, аксиомы или доказательство начинается в сравнительно раннем возрасте, но в полной мере оперировать этими понятиями способны учащиеся более старшего возраста. Тем более это важно, ведь именно в старших классах учащиеся пусть условно, но делятся на «гуманитариев», «естественников» и «математиков».

Практическая часть.

Задание 1. Пересмотрите планирование одного-двух уроков. Включите в него элементы развивающего характера, направленного на мыслительную функцию. Если вы пользовались подобными приемами, дополните ваш арсенал новыми. Сделайте вывод – насколько эффективна ваша деятельность, используя новые приемы и технологии.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here