Понятие воспитание личности

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "понятие воспитание личности" с детальным описанием.

Концепции воспитания личности

Вернуться назад на Воспитание личности

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. XX в. До этого времени общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи.

В современной России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм – естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культурный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но расцвета гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, деятели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

В педагогической литературе обосновывается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия.

Концепцией воспитания называют более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах.

В настоящее время в России не существует ни сложившейся парадигмы (парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни цельной концепции воспитания, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской педагогики.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание”. Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, обращенной к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием “социального заказа”, на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из жестких рамок такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей жизни. Такой подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиян. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

При разработке концепции за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Теоретический анализ конкретной проблемы позволяет выйти на путь или пути достижения поставленной цели. Смысл концепции заключается в том, чтобы обозначить эти пути. Творчество при разработке концепции заключается в нахождении самой идеи, которая позволяет ответить на вопрос: как, например, создать условия для самореализации личности?

Идея саморазвития, самореализации является чрезвычайно значимой для многих современных концепций воспитания.

В начале 1990-х гг. коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания в данной концепции – всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

В основу концепции положены следующие идеи:

а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;
б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
д) гуманизация межличностных отношений;
е) опора на чувства воспитанников.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – предложили реальную. Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Еще статьи:  Три стороны общения в психологии

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

Понятие “культура” включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуру тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.

Главное, что необходимо растущему человеку, – это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые, в свою очередь, являются базой для формирования способности к саморазвитию.

Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

В основе концепция воспитания Н. Е. Щурковой лежит понимание воспитания как вхождения в культуру. Смысл “вхождения в культуру” заключается в формировании у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а помогает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сформировать собственное понимание того, что есть Истина, Добро и Красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности “проживает” с ребенком какой-то отрезок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечной целью воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Стержнем данных концепций воспитания является ребенок. Все они ориентированы на совместную деятельность субъектов образовательного процесса.

Роль личности
Формирование личности
Личностный рост
Социальный контроль
Социальный конфликт

В чем отличие понятий «воспитание», «становление», «формирование», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание»?

Воспитание — целенаправленный процесс формирова­ния личности с помощью специально организованных пе­дагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педа­гогическое понятие включает три существенных признака:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, соци­ально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-куль­турным ценностям как достижениям исторического раз­вития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспита­тельных воздействий и влияний.

Хорошо организованное воспитание приводит к форми­рованию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазви­тия. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опы­та предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспита­ние, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самооргани­зации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непо­средственного получения человеком опыта поколений бла­годаря собственным устремлениям и выбранным средствам.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «са­мообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в дей­ствие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверж­дают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждени­ями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее ана­лизу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость че­ловека и являются предпосылками организации самовос­питания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов как самообязательство(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, ре­шение сформировать у себя те или иные качества); самоот­чет(ретроспективный взгляд на пройденный за определен­ное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения(выявление причин успехов и неудач); самокон­троль(систематическая фиксация своего состояния и пове­дения с целью предотвращения нежелательных последствий),

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления,которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением про­граммы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1 — самопозна­ние, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.

Самопознаниевключает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладаниеопирается на самоубеждение, самоконт­роль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, са­моисповедь, самопринуждение.

Самостимулированиепредполагает: самоутверждение, са­моободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограни­чение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспи­тания. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо ка­чества и привычки характеризуют процесс «перевоспита­ния». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.

Еще статьи:  Психические расстройства у подростков список и описание

Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недо­статков уходит в прошлое. Еще К. Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются форми­рованием добрых привычек, которые станут заменой дур­ным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно вос­питать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета ис­тории его становления, развития, принцип опоры на по­ложительные качества ребенка. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

Воспитание личности

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.

ВОПРОС 24. Общество.

1. Понятие общества.

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

2. Две основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества.

Общественное бытие имеет две стороны:

объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.);

субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

3. Экономическая сфера.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

деятельность институтов управления экономикой;

способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

сырье и материалы;

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат:

отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

отношения по поводу распределения производственных материальных благ.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

создает материальную базу существования общества;

способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

влияет на политические процессы;

влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера.

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

люди города и деревни;

представители физического и умственного труда;

социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

стратификационный; согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).

Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония;

страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;

страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жестокой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Еще статьи:  Как бросить пить пиво мужчине

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденций развития современного общества является:

превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

5. Политическая сфера.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

6. Духовная сфера.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

духовные потребности людей;

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

обыденное и теоретическое сознание;

общественная идеология и психология;

формы общественного сознания.

Обыденное сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание – высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных сдлоев, общественно-политический строй.

Понятие о воспитании. Механизмы формирования личности в процессе воспитания

Личность школьника формируется под влиянием различных факторов, доминирующим среди которых является воспитание. В современной науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». В широком смысле воспитание рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В узком смысле — как целенаправленная, организованная деятельность, призванная формировать у человека личностные качества, взгляды, убеждения, мотивы.

Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок.

Научный анализ психологических основ воспитания предполагает рассмотрение его основных структурных компонентов, к которым относятся: цели, задачи, противоречия, принципы, содержание, средства, формы, методы, контроль, оценка результата.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цель — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные в результате воспитательных воздействий. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе.

Цели воспитания в конкретном обществе во многом определяются доминирующими научными концепциями. Например, выделяют технократический и гуманистический подходы к воспитанию.

Технократический подход к воспитанию исходит из того, что задачей воспитательной системы является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. Представители технократического подхода за рубежом стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Признавая важность формирования навыков поведения, необходимо в то же время пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение. Гуманистический подход к воспитаниюбазируется на идеях гуманистической психологии.

Гуманистическая психология — направление в современной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология сформировалась в особое направление психологической науки в 60-е годы ХХ века благодаря работам таких зарубежных ученых, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. В конце ХХ в. — начале ХХI в. данный подход начал распространяться в России, Беларуси и других постсоветских странах (С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев и др.).

В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:

 человек должен изучаться в своей целостности;

 все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;

 каждый человек наделен потенциями . к непрерывному развитию и самореализации;

 человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воле, способности формировать свои ценности и смыслы;

 человек по своей природе является активным и творческим.

В соответствии с гуманистическим подходом, целью воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочее, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Еще статьи:  Страдаю от безответной любви

Цели воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда для любого общества. Изменения общественного устройства и социальных отношений ведут к изменению целей воспитания. В настоящее время цели воспитания, соответствующие новыми тенденциями общественного прогресса, заключаются в том, чтобы воспитать современное поколение в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются общечеловеческими и нравственными ценностями. Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее изученными противоречиями являются противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности школьника, между школой и семьей, между стихийным влиянием социальной среды и целенаправленностью, планомерностью воспитания.

Принципы воспитания представляют собой исходные положения, на которых строится воспитательный процесс (принцип связи воспитания с жизнью, трудом; принцип личностного подхода в воспитании; принцип единства воспитательных воздействий).

Психологическая сущность воспитания не может быть понята без анализа психологических механизмов формирования личности. К основным механизмам формирования личности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Они являются стихийными механизмами, поскольку человек, подвергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в развитии человека вместе с сознательными формами самовоспитания.

Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (т. е. говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или цель приобрела статус мотива). Сразу заметим, что данный механизм детерминируется характером воспитания ребенка. Установлено, что в случае, если общение со взрослым приносит не радость ребенку, а лишь одни огорчения, механизм сдвига на цель не действует. И, соответственно, правильного воспитания личности не происходит.

Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям: через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации. Характерной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка. Это требует особенной ответственности от воспитателей: ответственности за качество собственной личности. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется (известный спортсмен, неформальный лидер в компании сверстников, литературный герой и т. д.). Недостаточное количество идентификаций в детстве ведет к возникновению целого блока социально-психологических проблем уже у взрослого человека. Например, было установлено, что те дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры и тем самым мало воссоздавали поведение взрослых, хуже адаптируются к социальным условиям.

Механизм принятия и освоения социальных ролей описывается в психологии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль». Социальная позиция — это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Оно характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль — осуществлять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.

Необходимо отметить, что набор социальных позиций и ролей широк и разнообразен. Среди них роль дошкольника или ученика первого класса, роль ученого, матери, мужчины или женщины и т. д. После того как человек начал выполнять требования социальной роли, через некоторое время она становится неотъемлемой частью его личности.

Рассмотренные механизмы действуют совместно, переплетаясь и усиливая друг друга.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Понятие воспитания. Цели воспитания

Личность формируется под влиянием различных факторов, доминирующим среди которых является воспитание. В современной науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». С позиции психологии воспитание — это процесс интериоризации, т. е. перевода внешних по отношению к личности опыта, знаний, ценностей во внутренний, психический план личности: в ее убеждения, установки, поведение.

Как общественное явление воспитание характеризуется особенностями генезиса, своеобразием соответствующего этапа общественно-исторического развития общества. Оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, религия, мораль. По мнению Д. М. Гришина, воспитание как общественное явление — это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Воспитание как психологическое явление — это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок. Многие концепции рассматривают воспитание как процесс управления, организации воспитательного воздействия. Большое внимание при этом уделяется созданию благоприятных для этого условий, к которым относят воспитательную среду, личность воспитателя и т. д.

По мнению П. И. Пидкасистого, процесс воспитания — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. Психологами Б. Н. Боденко, Н. А. Морозовой, И. А. Зимней был проведен анализ существующих концептуальных подходов и концепций воспитания. Его результаты свидетельствуют, что большинство психологов определяют задачи воспитания как воспитание современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности.

Сущность воспитательного процесса состоит в формировании в ребенке умения реализовать себя в трех главных ролях в жизни: гражданина, работника, семьянина (рис. 5.1).

Еще статьи:  Общение педагогической деятельности

Содержание воспитания включает в себя формирование ценностных отношений, семейных отношений, культуры общения, жизненного самоопределения, а также интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.

Процесс воспитания — это последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделяются следующие этапы: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов. Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее изученными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т. д.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка

Рис. 5.1. Соотношение основных понятий психологии воспитания личности как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда, для любого общества. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним обычно относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью понимают приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой будем понимать стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общие цели воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общих выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают весьма приблизительно. Это цели воспитания, которые, как правило, становятся другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

Воспитание как процесс формирования личности

Принципы воспитания

Содержание процесса воспитания

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознательность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение трудиться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответственность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here