Подходы семейной психотерапии

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "подходы семейной психотерапии" с детальным описанием.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Семья пришла на встречу с семейным психологом или психотерапевтом. Значит, у этих людей есть надежда на то, что многое можно изменить к лучшему. Главная задача консультанта в такой ситуации — помочь членам семьи обнаружить внутри семейной системы те возможности, которые необходимы для позитивных изменений.

ЦЕЛИ И ЭТАПЫ

Целями семейной терапии являются: повышение сплоченности семьи, улучшение адаптации ее членов к кризисным ситуациям, выработка конструктивного стиля общения между членами семьи.

Можно выделить пять этапов работы с семейной группой.

Выявление центральной проблемы семьи, распределения ролей и способов взаимодействия ее членов.
Конфронтация семьи с основной проблемой.
Отклонение семьей основной проблемы и акцентуация на частных вопросах семейной жизни.
Признание основной проблемы, кризис и диссоциация семейной группы.
Консолидация семьи и выработка взаимоприемлемых решений по основным проблемам семейной жизни.
Семейный диагноз может ставиться только с учетом истории семьи, природы отношений в ней, установок и форм поведения ее членов.
Решающее значение для формы взаимодействия психолога и консультируемого имеет структура семьи.
На разных этапах проведения психотерапии используются разные техники и приемы.

Можно выделить следующие признаки перехода к последнему этапу психотерапии: проблема, с которой обратилась семья, переосмысливается и теряет свою травматическую значимость, члены семьи начинают смеяться, семья вне занятий собирается вместе для обсуждения проблем, члены семьи начинают признавать и принимать независимость каждого друг от друга, члены семьи говорят, что все наладилось в их взаимоотношениях.

ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью в системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через индивида и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.

В русле данного подхода по-новому (для клиента) интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.

Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии («Вообразите, что мы с вами встретились через пять лет. »).

Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.

Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.

В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В рамках этого подхода семья рассматривается как система, включенная в другие системы. Семейные психотерапевты С. Минухин и М. Уолтерс определяют семью в терминах иерархии систем и подсистем. Даже семейные психотерапевты в этом случае рассматриваются как часть более крупных систем внешнего окружения, оказывающих воздействие на систему семьи клиента.

Согласно этому подходу, члены семьи усваивают нормы поведения с учетом отношений, мыслей и чувств других членов семьи. Так происходит потому, что они знают, какие материальные и психологические поощрения и наказания могут последовать за теми или иными видами поведения в определенных ситуациях. Представления о себе и других в семье в значительной мере формируются на основе семейных взаимоотношений. Изменения в поведении одного члена семьи сказываются психологически и эмоционально на всех других ее членах.

Внешние по отношению к семье системы — это культурное наследие семьи и общества, производственная среда, социальное окружение и др.

В настоящее время системная семейная психотерапия является наиболее представленным, перспективным, экономически целесообразным направлением.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Позитивная интерпретация

Первый шаг любой психотерапевтической работы — это, как правило, вопросы консультируемым о взаимоотношениях в семье, о внешних контактах ее членов, об ориентации на социальные ценности.

Симптом семейного неблагополучия можно понять только в том случае, если есть информация о контексте и характере отношений, в которых он проявляется. Тогда становится понятной роль симптома в сознании членов семьи, в их правилах поведения.

Каждый член семьи может принять роль клиента. Это зависит от того, с какой стороны посмотреть на конфликт, чью позицию признать «правильной». В любом случае нужно понять механизмы защиты и собственную «идеологию» человека, которые он выстраивает по отношению к конфликту и его участникам. Это особенно важно в работе с клиентами, которые отрицают наличие конфликтов, хотя в семье их множество и все члены семьи страдают от последствий.

Чтобы найти схему решения конфликта, клиенту предлагается на время оставить свою защитную установку. Ему дается позитивная интерпретация семейной ситуации. Это новый для человека взгляд на проблему, так как обычно последняя воспринимается как безвыходная и неприятная. Позитивная интерпретация конфликта помогает добиться изменений в его понимании как на индивидуальном, так и на семейном уровне, что открывает возможности для его оптимального решения. На практике это выглядит как расспросы консультанта о различных последствиях, которые может иметь конфликт для человека и его семьи.

Истории и притчи

В процессе психотерапии используются истории, притчи, басни, мифы. Сон является переживанием, которое во многих отношениях подобно притче. Цель терапевтических историй — не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией-примером. Истории выполняют функции зеркала, образца, посредника между консультантом и клиентом.

Проигрывание ситуаций

Важной методикой при проведении психотерапии является проигрывание ситуаций. Сюжет может быть взят из жизни клиентов или носить более обобщенный характер. Могут, например, проигрываться и обсуждаться темы «Трудный выбор», «Решительный разговор», «Обида» и т.д. Любой из членов психотерапевтической группы (которая часто состоит не только из одной семьи, но и из нескольких семей с похожими проблемами) может исполнять роль, значимую для него, или быть режиссером ситуации. Затем участники меняются ролями или одну и ту же роль играют разные лица. Ситуации проигрываются в форме диалога или без слов (так называемый метод пантомимы).

Еще статьи:  Образная форма мышления

Контрконцепция

Центральным понятием позитивной семейной терапии является «концепция». (Здесь это понятие употребляется, например, в таких сочетаниях, как Я-концепция или концепция другого.)

Концепции — это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие человеку схему интерпретации отношений к себе, к другим людям, к окружению.

Семье принадлежит особая роль во всем, что касается концепций. В семейном коллективе типичные концепции передаются из поколения в поколение, во взаимодействии членов семьи формируются новые концепции, которые затем усваиваются в повседневном общении.

Каждый индивид обладает типичными формами поведения, происхождение которых может быть прослежено до одной из семейных концепций: ложиться спать вовремя, вставать в предписанное время, есть вместе с семьей в определенные часы, быть пунктуальным, возвращаться к определенному времени, выполнять в срок свои обещания, испытывать неудобство, если есть опасность опоздать, переживать, когда опаздывают другие, и т.д.

Одним из эффективных способов разрешения неблагоприятной семейной ситуации является контрконцепция (Watzlawick, 1969, Selvini, 1977). Психотерапевт предлагает клиенту контрконцепцию его поведения и отношений. Форма, в которую облекается контрконцепция, зависит от обстоятельств. Это могут быть истории, предоставляющие информацию со множеством отступлений и поэтически образные; «мораль» истории, где кратко резюмируется концепция; поговорка или пословица, пригодная в качестве рецепта; «бесформенная» контрконцепция, возникающая непосредственно как ответ на проблемы клиента.

Таким образом, в арсенале психолога есть целый набор инструментов для работы с семьей. И что выбрать в каждом конкретном случае — вопрос его квалификации, мастерства, интуиции, наконец.

Мария БЕРЕЖНАЯ, психолог,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО, г. Москва

В оформлении использована гравюра немецкого художника Макса Бекманна «Семейная сцена», 1918 г.

Системная семейная психотерапия

Человек, обращающийся за помощью, сталкивается с выбором не только специалиста, но и метода, которым ему будет оказана помощь. А как в них разобраться, когда их тысячи, популярных у нас как минимум десятки?

Чтобы облегчить этот выбор, я очень кратко расскажу об одном из направлений психотерапии, системной семейной психотерапии (ССТ). Это не отдельный метод психотерапии, а целое направление, объединяющее вместе много методов. ССТ, что следует из названия, работает с семьями и семейными проблемами, но далеко не только с ними. ССТ работает так же и с отдельными людьми и любыми их жизненными сложностями. Человек воспринимается системным семейным терапевтом, как часть системы взаимодействующих друг с другом людей. Его жизненная трудность, с которой он обращается, воспринимается как симптом всей этой системы людей. Поэтому в названии этого направления присутствует слово «системная».

Система – это живой (постоянно меняющийся) организм, состоящий из конкретных людей, постоянно друг с другом взаимодействующих. Система так же взаимодействует с внешним миром, с другими людьми, не входящими в систему, подвергается воздействию внешних по отношению к ней факторов. Система стремиться к сохранению своего состояния, сохранению себя, для чего меняет свои внутренние элементы и отношения между ними. Отсюда одна из главных идей ССТ, идея о гомеостазе, динамическом равновесии, которое стремиться сохранить сообщество людей. Все это относится и к одному отдельно взятому человеку. Он так же рассматривается в ССТ как система, взаимодействующая с окружаемым миром.

Система сама воздействует на окружающий ее мир и получает информацию о том, как это воздействие на этом мире отразилось. Из этого следует еще одна важнейшая идея ССТ, идея об обратной связи. Информация о действиях человека или семьи, как системы, поступающая обратно в эту систему, вызывает в ней изменения, влияет на ее дальнейшее функционирование.

Еще одна идея Системной семейной психотерапии, вытекающая из двух предыдущих, это идея о том, что изменение одного элемента или связи в системе, приводит к изменению всей системы. В системе возникают множественные ответы на это изменение, поддерживающие ее баланс и функционирование. Возникает так называемая круговая причинность: одно действие вызывается другим действием и обеспечивает другое действие, и так по кругу. Возникает цикл связанных друг с другом действий. Т.е. у какого-то человека обнаруживается жизненная трудность, которая осложняет его жизнь или жизнь его близких. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что у всех членов его семьи, или других близких людей, среди которых он существует, возникает цепочки взаимодействий, поддерживающих сосуществование этого человека вместе с этой его трудностью. Иногда сама эта жизненная трудность – возникает как реакция на поведение или трудность во взаимодействии других людей в системе. Системный семейный терапевт видит систему, помогает менять систему, воздействуя на какой-либо ее элемент, на который воздействовать проще, при этом трудность у обратившегося к нему человека или семьи (говорят: «Симптом») исчезает.

Примеры. Ночное недержание мочи у ребенка 7 лет. При исследовании обнаруживается, что между супругами нет нормальных сексуальных отношений. Супруги часто ссорятся по вечерам, для того, чтобы не сталкиваться с трудностями в сексе. Ночной энурез ребенка, привлекает к себе внимание супругов, прекращает их ссоры, у матери появляется занятие: по вечерам проверять постель ребенка, что предотвращает ссоры супругов. Налаживание нормальной сексуальной жизни между супругами, прекращает проблему ребенка.

Мужчина среднего возраста, депрессия. Оказывается, что депрессия развилась в тот момент, когда жена после трех лет отпуска по уходу за ребенком вышла на работу и начала успешно строить собственную карьеру. Депрессия мужа, дает возможность жене проявлять больше заботы, снова вовлекая ее в семью. Муж получает при помощи своей депрессии власть над поведением жены, она вынуждена предпринимать какие-то особые действия. Выделение особых зон ответственности (а значит власти) мужу, введение в семейную систему совместных дел, сближающих супругов, прекращает депрессию мужа.

Молодая девушка, живущая с матерью. Панические атаки при попытке выйти из дома. Они могли возникнуть по разным причинам, но в настоящий момент они помогают вышедшей на пенсию матери чувствовать свою нужность, обеспечивая дочь и иметь видимые и конкретные цели в жизни. С другой стороны забота и внимание матери к паническому расстройству дочери, поддерживает это паническое расстройство, не дает ему пройти естественным образом. Наряду с некоторыми другими воздействиями, снижение внимания со стороны матери к недугу дочери, появление у нее собственных независимых от дочери целей в жизни и занятий, прекращает панические атаки. И таких примеров самых разнообразных жизненных трудностей, проблем, являющихся на самом деле элементами поведения системы можно привести множество.

Системная семейная терапия – это направление психотерапий. В системном подходе работает структурная системная семейная терапия. В этом методе в рамках системы выделяют подсистемы и отношения между ними. Например, в семье существует родительская и детская подсистемы, родители не справляются с родительскими делами, и семья отвечает тем, что в детской подсистеме старшая сестра берет на себя функции родителей, что со временем формирует у нее гиперответственность и анорексию. В структурной ССТ нормализуют роли и отношения подсистем внутри семейной системы.

Еще статьи:  Как извиниться перед своим парнем?

Стратегическая системная семейная терапия, направлена на определение и исправление определенного «сбойного» говорят: «Дисфункционального паттерна», шаблона поведения. Допустим, проблема курения. В системе отдельно взятого человека, курение выстраивается в цепочку последовательных действий, в определенный ритуал. Внесение дополнительного элемента в эту цепочку с изменением последовательности действий (конечно же, наряду с некоторыми другими действиями) разрушает паттерн курения, помогая избавиться от зависимости.

В рамках Системной семейной психотерапии выросли и такие методы как Ориентированная на решение краткосрочная психотерапия (Про это у меня есть целая подборка статей), норративная психотерапия, и множество других, особенно проблемно ориентированных и краткосрочных психотерапий. ССТ одно из очень эффективных направлений оказания психологической помощи, помощи в преодолении жизненной трудности, избавлению от проблемы.

Семейная психотерапия

Ликвидацией и профилактикой нарушения эмоциональной атмосферы в семье занимается семейная психотерапия. Это узкоспециализированное направление в психологии представляет собой методику, которая главным образом фокусируется на анализе и коррекции межличностных отношений как таковых. Если говорить более точно, это помощь любому индивиду в рамках его близких, семьи, а также посредством них.

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений. При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие. А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

В зависимости от типа применяемой техники психотерапии, цели данной методики могут кардинально меняться. Чаще всего речь идет о создании актуального вопроса для всех членов семьи и их вовлеченности в процесс решения проблемы, понижение эмоционального напряжения в семье, поиск общего компромиссного варианта решения конфликтов и тому подобное.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода. С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования. Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой». Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Система семьи находится в очень тесном контакте с окружающим миром, постоянно проводя в нем те или определенные действия, которые так же могут влиять на внутреннее состояние семьи. Таким образом, семья как система является системой открытой. При этом главной ее особенностью является тот факт, что генератор, то есть «ядро» направления действия как бы размещено внутри системы. Из этого легко сделать вывод о том, что поведение всех участников семьи напрямую зависит не от внешних факторов. а от их личностных идей, мотивов, а также потребностей. А если рассматривать иерархическую систему положения элементов, то по отношению к индивиду, как элементу, составляющему систему семьи, эта система является первичной. Таким образом, в рамках психотерапии, разумнее воздействовать не на конкретную личность, а на саму систему.

Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы». Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой.
Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре. При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.

Цели семейной психотерапии

Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет. При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается. В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.
Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

При этом основная зада как терапевта. Так и всей семьи, является формирование понимания у членов системы того факта, что убежденность в каком-либо варианте успеха – это не просто пассивное ожидание, а последовательный ряд активных действий, выраженной инициативы, постоянного поиска возможностей и доступного внутреннего потенциала всей семьи.

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов:
1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата.
2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие.
3. Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи.
4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим.
5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям.
6. Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.
7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

Еще статьи:  Мужчина хочет девушку как понять

Методы семейной психотерапии

Групповая семейная психотерапия

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.
К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру. Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом. Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.
В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Семейная психотерапия (СП) – модификация отношений в системе семьи с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью устранения негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). СП реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих воздействий семейную систему в целом.

Значительная распространенность в семьях с ветеранами войны разводов, супружеских конфликтов, семейной дисгармонии, злоупотребление алкоголем, непонимания обусловливают необходимость проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Целью психотерапии является гармонизация семейных отношений, улучшение взаимопонимания в семье, ликвидация у супругов негативных эмоциональных установок друг к другу.

Задачи групповой семейной психотерапии:

• ликвидация неадекватных форм реагирования, общения и поведения, обусловленных особенностями личности;

• установление адекватного отношения жены к проблемам мужа, связанным со службой в армии;

• снижение невротизации жены;

• укрепление ориентации на здоровый образ жизни.

Терапия семьи включает этап оценки и четыре этапа коррекции.

Критерии, отличающие функциональные семьи от дисфункциональных:

1) травма в семье не отрицается, а принимается;

2) проблема распределяется на всю семью, а не лежит исключительно на «жертве»;

3) семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение;

4) семья характеризуется высокой толерантностью (терпимостью);

5) среди членов семьи существует высокая привязанность;

6) в семье открытая коммуникация;

7) семья отличается высокой сплоченностью;

8) обладает гибким распределением семейных ролей;

9) для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и внесемейные;

10) в семье отсутствует насилие;

11) не принято использование наркотических средств.

Этап 1: Построение терапевтического альянса

Когда семья и терапевт приняли решение проводить психотерапию, на первом этапе необходимо, чтобы как можно больше членов семьи выразили свои личные переживания и свою неудовлетворенность семейными отношениями. Психотерапевт выражает признание и понимание их страданий. Демонстрация уважения терапевта к каждому члену семьи создает атмосферу доверия и способствует продвижению терапии. Постепенное выдвижение на первый план индивидуальных различий в реакциях членов семьи ведет к следующей стадии.

Этап 2: Воссоздание проблемы.

Каждый член семьи сообшает свое видение травмирующей ситуации. Слушая друг друга, члены семьи проясняют для себя, как проблема действует на каждого из них.. Терапевт поощряет обсуждение, в ходе которого фокус проблемы сдвигается от члена семьи, так называемой «жертвы», ко всей семье в целом. На этом этапе происходит распознавание, исследование и преодоление чувства вины у «жертвы». В процессе обсуждения терапевт обращает внимание на положительные последствия травмирующего события (например, ощущение ценности жизни после близкого контакта со смертью).

Этап 3: Переструктурирование проблемы.

После обсуждения личного опыта, эмоциональных реакций и точек зрения каждого члена семьи по отдельности все они объединяются в последовательное целое. Терапевт должен помочь семье переформулировать личный опыт и понимание проблемы в опыт совместный, чтобы в дальнейшем произошел процесс построения семейной «теории заживления». Часто ветераны страдают от изоляции, потому что их жены, чувствуя беспомощность и невозможность помочь мужу, страдающему ПТСР, отказываются говорить с ними на темы трагедии. Помогая ветерану на этом этапе терапии воспринимать поведение жены как проявление любви, а не отвержения, терапевт, в конечном итоге, стимулирует процесс -возвращения семье утраченной целостности и сплоченности.

Проблема рассматривается как обычное препятствие, которое может быть преодолено.

Этап 4: Развитие «теории заживления».

Цель терапии семьи – формирование согласованного видения того, что случилось в прошлом, и оптимистического взгляда на способность справляться с трудностями в будущем. Видение, разделяемое всеми членами семьи, учитывающее реакции каждого, приносящее сплоченность, – это «заживляющая теория». Предполагается, что появление «заживляющей теории» может быть критерием успешного завершения семейной терапии.

В соответствии с изложенным выше можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с раличной степенью выраженности психологического насилия:

1. В ходе психологического консультирования семьи с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;

2. Если это семья с проблемами психологического насилия, приоритетное внимание следует уделять неадекватности (патологии) родительских функций;

3. Если это семья с неадекватностью родительских функций, приоритетом становятся механизмы неприятия самих себя у родителей;

4. Если речь идет о консультирования родителей с проблемами неприятия себя, приоритетом становятся интраперсональные процессы блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из сознания родителей своих собственных сущностных (в широком смысле – витальных) проявлений, то есть динамические аспекты «негативной психологии» (А. Ме-негетти), процессы персонализации (А. Б, Орлов) – формирование персональных и теневых личностных составляющих;

5. В ходе консультирования родителей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетом становятся прецеденты и условия процессов персонификации (А. Б. Орлов), альтернативных процессам персонализации.

Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию новых, свободных от насилия форм родительской функции.

Что касается семейной терапии с родителями жертв сексуального насилия, то, по мнению Orenchuk-Tomiuk, Matthey и Christensen (1990), моделью терапии, которую лучше использовать в данном случае, является так называемая модель разрешения ситуации, состоящая из 3 стадий:

На стадии отрицания не участвовавший в насилии родитель отрицает факт насилия, обвиняет ребенка в обмане и защищает насильника. На промежуточной стадии он начинает верить в факт насилия и становится союзником ребенка. На стадии разрешения этот родитель начинает оказывать поддержку ребенку и прорабатывает чувство вины за отказ защитить ребенка на стадии отрицания.

Еще статьи:  Счастье быть здоровым

Родитель-насильник на стадии отрицания отказывается принять ответственность за насилие или отрицает его; на промежуточной стадии признает факт насилия, но обвиняет ребенка; на стадии разрешения принимает на себя ответственность за насилие и усваивает более продуктивные родительские роли.

Данная модель предполагает использование на стадии отрицания индивидуального и группового консультирования, а семейную и супружескую терапию только на последующих стадиях, при этом ребенок может быть включен в семейную терапию только тогда, когда он будет к этому готов.

В процессе семейной терапии с жертвами сексуального насилия также можно использовать подход, предложенный К. Маданьес (1990), при котором жертвы прощают насильников-мужчин. Эта процедура принимает форму ритуала, когда насильник раскаивается и ищет прощения у ребенка.

В групповую работу можно включать родителей, опекунов и других людей, непосредственно несущих ответственность за ребенка. Перед началом группы необходимо проанализировать индивидуальные особенности предполагаемых участников:

– взрослые с различными формами психических расстройств, с наркотической или алкогольной зависимостью, а также уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей, не должны включаться в группу;

– не рекомендуется включать в группу взрослых, которые полностью отрицают факт насилия даже после индивидуальной терапии;

– взрослые, которые сомневаются в правдивости своих детей и сохраняют близкие отношения с отрицающим свою вину насильником, могут активно противодействовать терапии;

– приверженцы строгих религиозных систем, где запрещено открытое обсуждение сексуальной сферы, могут усложнить групповую работу;

– серьезные внутрисемейные разногласия между супругами могут отвлекать группу от ее целей. В таких случаях в занятиях группы должен участвовать только один из супругов.

Следует особо подчеркнуть правило конфиденциальности относительно всего, что обсуждается на групповых занятиях. Кроме того, важно, чтобы у взрослых сложилось ясное представление о требованиях, предъявляемых к участникам групповой терапии. Для этого им предлагают контракт, в котором оговариваются основные правила группы; вопросы пропусков и опозданий; условия досрочного выхода из группы; описание структуры и основного содержания работы группы.

Родители, оказавшиеся после случившегося в эмоциональной изоляции, часто опасаются, что другие члены группы или психолог будут обвинять их в происшедшем. Этот страх, порожденный собственным чувством вины, как правило, глубоко скрыт и выражается косвенно – в форме враждебности и цинизма. Взрослые скрывают тревогу по поводу группы и могут опасаться неприятия со стороны других ее членов. С другой стороны, работа в группе дает им возможность получить поддержку и понимание, поэтому психолог должен укрепить желание родителей участвовать в групповой терапии, несмотря на страхи и сомнения.

Семейная или супружеская терапия также подходящий способ для работы с жертвами изнасилования. Так как реакция окружающих чаще обвинительная по отношению к жертве, иногда даже происходит отвержение жертвы, – члены семьи должны участвовать в терапии. Типичные реакции родителей и супругов на изнасилование – чувство беспомощности, гнев, фрустрация и фантазии об убийстве насильника (Emm, McKenry, 1988). Поэтому участие в терапии может способствовать реорганизации и восстановлению целостности семьи. В рамках семейной/супружеской терапии члены семьи смогут обсудить когнитивные и эмоциональные компоненты своих реакций на травму.

В СП выделяются 4 этапа:

1) диагностический (семейный диагноз);

2) ликвидация семейного конфликта;

Выделение этапов позволяет структурировать процесс СП и обосновывает порядок применения тех или иных методов в зависимости от целей и от объема диагностических данных. Чаше всего в СП применяются психотехнические приемы, используемые в групповой психотерапии:

1) использование молчания;

3) обучение с помощью вопросов;

4) повторение (резюмирование);

5) уточнение (прояснение) и отражение эмоций;

7) проигрывание ролей;

8) создание «живых скульптур»;

9) анализ видеомагнитофонных записей.

Основным теоретическим базисом СП является принцип системности семейных отношений, т. е. взаимодетерминированность отдельных личностей и межличностных отношений. Согласно этой теории, стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. СП является методом разрушения такого цикла, когда он становится патологическим, и создания конструктивных альтернатив семейного функционирования.

Параметры семейной системы.Семейная система может быть описана по нескольким параметрам. Можно выделить шесть информативных параметров:

1) особенности взаимоотношений членов семьи;

2) гласные и негласные правила жизни в семье;

3) семейные мифы;

4) семейные границы;

5) стабилизаторы семейной системы;

6) история семьи.

Последний параметр важен, поскольку для успешной работы с семьей необходимо знать не только сегодняшнее положение дел, которое описывается этими параметрами, но и то, каким образом семья достигла этого положения.

Более подробно о различных теориях семейной терапии можно прочесть в следующих работах: Бендлер и др., 1999; Варга, 2001; Витакер, 1998; Минухин, Фишман, 1998; Витакер, Бамберри, 1997; Кратохвил, 199-1; Маданес, 1999; Мягер, Мишина, 1979; Пезешкиан, 1993; Пэпп, 1998; Ричардсон, J994; Саймон, 1996; Сатир, 1992, 1999; Фримен, 2001; Хейли, 1995; 1998; Черников, 1997; Шерман, Фредман, 1997; Эйде-миллер, Юстицкий, 1989.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10155 –

| 7772 – или читать все.

Нарративный подход в семейной психотерапии

Нарративный подход в постмодернистской семейной психотерапии обязан своим существованием работе Майкла Уайта, терапевта из Аделаиды, Австралия. Он и его жена, Черил Уайт, а также коллеги по Dulwich Centre, внесли заметный вклад в семейную психотерапию. Супруги Уайт проводили тренинги для специалистов, публиковали краткие обзоры своих результатов, а также выступали на национальных конференциях, посвященных вопросам семьи и брака в конце 1980 – начале 1990 гг. Подобно другим конструктивистам, Майкл Уайт уделяет особое внимание тому воздействию, которое оказывают проблемы на индивида и семью, в частности тому, каким образом проблема определяет их поведение.

Майкл Уайт делает акцент на нарративных составляющих человеческого поведения, полагая, что проблема способна пронизать рассказ человека о своей жизни (то есть человек начинает думать и говорить о себе так, что всякие изменения представляются невозможными).

Одним из предложенных Майклом Уайтом приемов, впоследствии получившим широкое распространение, является экстернализация проблемы, то есть представление проблемы как внешней по отношению к индивиду или семье. Клиенту задают вопросы типа: «Как долго вы боретесь с этим проблемным поведением!», или «Не правда ли, несправедливо, что эта вопиющая проблема настолько подчинила себе вашу жизнь и жизнь ваших близких?», или «Чего бы вы смогли достичь, если бы эта проблема не нарушала ход вашей жизни?». Подобные вопросы помогают хотя бы отчасти вывести членов семьи за рамки актуальной проблемы и дают возможность начать действовать независимо от нее (White, 1988; White & Epston, 1990). Когда проблема находится вовне, для ее преодоления члены семьи и терапевт могут объединитьсяв одну команду. В том случае если носителем проблемы считается тот или иной член семьи, экстернализация проблемы позволяет ему также подключиться к ее решению, вместо того чтобы занимать оборонительную позицию.

Еще статьи:  Святой бездна отчаяния

Экстернализация проблемы не снимает личной ответственности. Так, даже лиц, совершивших преступления на сексуальной почве и прячущих стыд за бравадой и ложью, можно заставить взять на себя моральную ответственность за содеянное. Например, семейный терапевт может представить членам семьи их проблему как внешнюю, заявив: «Мне кажется, вы хотели бы с моей помощью попытаться справиться с алкоголизмом, который мешает вам жить. Я думаю, вы могли бы гордиться тем, что справились с этой проблемой и не передали ее своим детям». В этом случае общим «врагом» становится алкоголизм, а сам алкоголик может помочь с этим врагом справиться, предоставив терапевту как можно больше информации о своей вредной привычке. Ниже приведены некоторые другие примеры.

Экстернализация не сводится лишь перефразированию семейной проблемы; это закономерное следствие позиции консультанта (или партнера), которую занимает терапевт, пытаясь отыскать решение проблемы. Совместная работа над преодолением общего препятствия позволяет членам семьи ощутить уважение друг к другу, а также дает возможность обсудить общие вопросы без ущерба для личностной целостности.

Оценка влияния проблемного паттерна

Некоторые проблемы, по-видимому, затрагивают все аспекты жизни индивида. Это, в частности, относится к жертвам психической или физической травмы, которым кажется, что события прошлого забыть невозможно. Эти воспоминания угнетают людей, препятствуют исследованию альтернативных вариантов поведения и способствуют сохранению проблемных поведенческих паттернов.

Семейные терапевты, стремящиеся к созданию новой реальности, сталкиваются с тем, что клиент не способен говорить ни о чем, кроме своей проблемы. Очевидно, в этом случае проблемный паттерн имеет чрезвычайно сильно влияние на жизнь самого индивида и семьи в целом. Все, не имеющее отношения к проблеме, практически игнорируется, а сама она поглощает львиную долю сил и времени. Часто члены семьи не осознают, что в их жизни были лучшие времена. Они могут, например, заявить: «Вся моя жизнь – это сплошной кошмар». В этих случаях полезно оценить влияние проблемы на семью, а затем и воздействие членов семьи на проблему.

Семейная проблема Мать, избивающая своего ребенка (сама в прошлом жертва жестокого обращения). Мать, страдающая депрессией и поэтому не уделяющая детям достаточного внимания. Отчим, который неоднократно бил по лицу свою падчерицу. Возможные вербальные способы экстернализации проблемы «Возможно, вы хотели бы положить конец той жестокости, которую получили в наследство от родителей. Что если вам будет принадлежать честь победы над этим чудовищем, которое больше не сможет причинить вред вашим детям?» «Что касается темной пелены, о которой вы упомянули, расскажите мне о том времени, когда вам удастся избавиться, ускользнуть от скрывающей вас тьмы». «Описывая один из случаев, когда вам не удалось сдержаться, вы, как мне кажется, ощущали ненависть к таким ситуациям, потому что они мешают быть хорошим отцом для своей падчерицы, чего вам так хотелось бы».

Подкрепление успехов путем позитивной оценки

Разговорная семейная психотерапия

Психолог-постмодернист Кеннет Герген (Gergen, 1985) много писал о том, что человеческая личность практически полностью формируется за счет взаимодействий с окружающими благодаря разговорам. Если после разговора индивид представляет себе свою ситуацию как более благоприятную, чем до него, этот разговор можно считать «терапевтическим». В этот подход внесли свой вклад такие видные семейные терапевты, как Харлеи Андерсон, Линн Хоффман, Том Андерсон и Гарри Гулишьян в своих поздних работах. Все эти терапевты-постмодернисты придерживались мнения, о том, что, делая акцент на роли терапевта-эксперта, не следует умалять возможностей самого клиента. С этой точки зрения терапевту следовало не столько лечить членов семьи, сколько проявлять о них заботу. Такой подход к жизни семьи эпохи постмодерна уделяет особое внимание формированию эгалитарных отношений между терапевтом и членами семьи, использованию «разговорных» вопросов, а также привлечению рефлектирующих команд психотерапевтов для терапевтического вмешательства и тренинга.

«Разговорные» вопросы

Основой разговорного подхода являются «разговорные» вопросы(conversational questions). Выделить составляющие «разговорного» вопроса непросто. Андерсон (Anderson, 1993) поясняет, что:

«разговорные» вопросы помогают вызвать клиента на разговор и задаются исходя из того, что терапевту о клиенте ничего не известно. Использование таких вопросов требует внимательного и активного слушания, полного погружения в повествование клиента, обсуждения его забот и тревог, попытки вникнуть в представления клиента о своем «я» и истоки этих представлений. каждый вопрос. задается исходя из того, что терапевт на самом деле не улавливает или не осведомлен о сути вопроса (р. 330-331).

«Разговорные» вопросы напоминают стиль ведения разговора Карла Роджерса, когда терапевт отражает сказанное клиентом, однако сторонники разговорного подхода идут еще дальше, активно сотрудничая в поиске решений, если это соответствует желаниям клиента. Ключевым моментом является способ высказывания мнений или идей, что следует делать деликатно и уважительно, лучше всего в полувопросительной форме.

Психотерапевтам, прошедшим подготовку в соответствии с представлениями о семейных системах и привыкшим выступать в роли авторитетного эксперта, это дается нелегко. В связи с этим в фокусе внимания сторонников разговорного подхода находятся вопросы практической подготовки психотерапевтов, то есть тренинга. Одним из методов, который широко применяется для тренинга терапевтических навыков и умений, а также для уравнивания прав терапевта и клиента, является привлечение рефлектирующих команд психотерапевтов (reflecting team).

Разговорная семейная терапия скорее является философским подходом, чем теоретической моделью вмешательств. Ее основоположники и последователи, однако, оказали заметное влияние на постмодернистскую семейную психотерапию: их идеи получили дальнейшее развитие в многочисленных подходах, сторонники которых ратуют за эгалитарные отношения с клиентом, когда нет необходимости выступать в роли эксперта. Эти исследователи и теоретики восстановили равновесие в сфере терапии, которое ранее было смещено в сторону использования технических приемов, при этом в отношении к клиенту стала больше проявляться забота и сочувствие, стремление поддержать попытки членов семьи достичь терапевтических изменений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here