Морис мерло понте

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "морис мерло понте" с детальным описанием.

Морис мерло понте

Мерло-Понти Морис — Морис Мерло Понти Файл:Merleau2.jpg Maurice Merleau Ponty Дата и место рождения: 14 марта, 1908 Дата и место смерти: 3 мая, 1961 Школа/традиция: Феноменология, Экзи … Википедия

Мерло-Понти Морис — (Merleau Ponty) (1908 1961), французский философ, представитель феноменологии, близкий к экзистенциализму. Основные труды: «Структура поведения» (1942), «Феноменология восприятия» (1945). * * * МЕРЛО ПОНТИ Морис МЕРЛО ПОНТИ (Merleau Ponty) Морис… … Энциклопедический словарь

Мерло-Понти Морис — Мерло Понти (Merleau Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор сюр Мер, ‒ 4.5.1961, Париж), французский философ идеалист, представитель феноменологии; в ряде мотивов близок экзистенциализму. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, где… … Большая советская энциклопедия

МЕРЛО-ПОНТИ Морис — (Merleau Ponty, Maurice) (1908 1961), французский философ, выдающийся представитель феноменологической школы. Родился 14 марта 1908 в Рошфор сюр Мер. В 1926 1930 учился, вместе с Ж. П.Сартром и С.де Бовуар, в Высшей нормальной школе. В 1929… … Энциклопедия Кольера

Мерло-Понти Морис — (1908 1961) французский философ, представитель феноменологического направления. Во время второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления вместе с рядом выдающихся ученых своего времени, в частности с Сартром, с которым он основал в 1945… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Мерло-Понти Морис — Между экзистенциализмом и феноменологией Отношение сознания и тела, человека и мира Жизнь Мориса Мерло Понти (1908 1961) началась в Париже, где он, закончив Ecole Normale Superieure, преподавал в лицеях. Участник движения Сопротивления, после … Западная философия от истоков до наших дней

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС — (Merlean Ponty, Maurice) (1908 1961) французский экзистенциалист, феноменологический философ и социальный теоретик, испытавший влияние Гуссерля, работавший также с Бовуа и Сартром. Находясь и под влиянием марксизма, он был критически настроен в… … Большой толковый социологический словарь

Мерло-Понти Морис — (Merleau Ponty, Maurice) (1908 61), франц. философ, последователь Гуссерля, применивший его феноменологический метод (феноменология) в изучении сознания, но с собственными вариациями, близкими к экзистенциализму. В гл. своей работе Феноменология… … Народы и культуры

МЕРЛО-ПОНТИ (Морис) — французский философ (Рошфор сюр Мер, Шаранта Маритим, 1908 Париж, 1961), один из представителей экзистенциализма. Преподавал в Лионском университете (1945 1949), Сорбонне (1949 1952) и Коллеж де Франс с 1952 г. Применил «теорию формы» сначала к… … Философский словарь

МЕРЛО-ПОНТИ Морис (1908- 1961) — французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма. Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Главные темы творчества М … История Философии: Энциклопедия

Морис мерло понте

Мерло-Понти (Merleau-Ponty), Морис (1908-1961) — французский философ-феноменолог и экзистенциалист. Родился в Рошфор-сюр-Мер. Профессор философии в Коллеж де Франс; профессор детской психологии в Сорбонне. Философия Мерло-Понти — эклектическая субъективно-идеалистическая концепция, включающая элементы феноменологии, экзистенциализма и социологии Макса Вебера. Мерло-Понти строит свою философию с помощью феноменологического метода, который он противопоставляет детерминизму, и характеризует как попытку «прямого описания нашего опыта таким, каким он является. не обращаясь к его психологическому генезису, не вдаваясь ни в какие причинные объяснения, которые может дать ученый, историк или социолог». Центральная проблема философских исканий Мерло-Понти — бытие человеческой субъективности и многообразие ее отношений с миром и другими людьми. Основные работы Мерло-Понти: «Структура поведения», «Феноменология восприятия», «Око и дух», «Человек и противостоящее ему», «В защиту философии».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 223-224.

Другие биографические материалы:

Тузова Т.М. Представитель феноменологии и экзистенциализма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кошелева В.Л. Его воззрения сложились в результате переосмысления феноменологии Гуссерля (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Оказал существенное влияние на формирование гуманистической психологии (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Французский философ феноменологическо-экзистенциалистского направления (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Мерло-Понти ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

La structure du comportement. P., 1967;

Phénoménologie de la perception. P., 1945;

Humanisme et terreur. P., 1947;

Sens et non-sens. P., 1948;

Éloge de la philosophie. P., 1953;

Les sciences de l’homme et la phénoménologie. P., 1953;

Les aventures de la dialectique. P., 1955;

Le visible et l’invisible. P., 1964;

La prose du monde. P., 1969;

Око и дух. M., 1992;

Человек и противостоящее ему. – В кн.: Человек и общество. Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе, Вып. 4. М., 1992;

В защиту философии. М., 1996.

Литература:

Вдовина И.С. Феноменология во Франции, обзор французской литературы 70-х годов. – В кн.: Природа философского знания, ч. II, Современная феноменология, т. 1. М., 1977;

Она же. Философские проблемы общения: феноменологический подход. – В кн.: Философия и мировоззрение. М., 1988;

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., 1991;

Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.,1980;

Пиворюс В. Перцептуальное сознание в феноменологии М.Мерло-Понти.– В кн.: Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983;

Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. М., 1974;

Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме, М., 1977;

Dufrenne M. Maurice Merleau-Ponty. – «Les Etudes philosophiques», 1962, № 1;

Halda B. Merleau-Ponty ou la philosophie de l’ambiguïté. P., 1966;

Lefort С. Le corps, la chair. – «L’Arc», 1971, № 46;

Еще статьи:  Пикаперы разводят пары

Madison G.B. La phénoménologie de Merleau-Ponty: Une recherche des limites de la conscience. P., 1973;

Sichere В. Merleau-Ponty ou le corps de la philosophie. P., 1982.

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС

Французский философ Морис Мерло-Понти (1908–1961) – один из самых известных французских философов послевоенного времени. Особенно большую известность получила его книга “Феноменология восприятия” (1945). Оригинальность французского философа заключается в том, что он стремился соединить или, скорее, преодолеть противоречия между материализмом и идеализмом, рационализмом и иррационализмом, диалектикой и метафизикой, устранить расхождения между субъектом и объектом, явлением и сущностью. Мир человеческой культуры, исследованием которого занимается Мерло-Понти, находится не на стороне объекта (объективный мир) и не на стороне субъекта (внутренний мир, сознание, дух), а «между ними», там, где протекает человеческая жизнь.

В данном тексте, составленном из его бесед с журналистом, Мерло-Понти рассуждает о специфике философии, ее месте в социальной жизни и культуре рядом с политикой и наукой. Мерло-Понти выступает против придания науке статуса единственного подлинного знания. Наука и философия не могут ни противостоять, ни быть безразличными друг другу: им надлежит критиковать и дополнять друг друга. О политике Мерло-Понти написал немало книг, как и многие французские мыслители середины прошлого века. Нельзя жить и мыслить вне политики – таково убеждение Мерло-Понти, который сам жил и мыслил в эпоху самых разрушительных войн в истории человечества, в том числе и идеологических.

1. Структура поведения (1942)

2. Смысл и бессмыслица (1948)

3. В защиту философии и другие эссе (1953)

4. Науки о человеке и феноменология (1954)

5. Приключения диалектики (1955)

6. Око и дух (1961)

7. Видимое и невидимое (1964)

8. Проза мира (1969)

Текст из: «Философия и наука»

Когда физики расстаются с вычислениями и начинают интерпретировать свою науку на языке значений, то не только им судить о том, что же они действительно предлагают, так как в этом случае вводятся понятия (наблюдатель, объект, существование, истина), ключа к которым у их науки нет. Философ не может игнорировать научную критику идей здравого смысла, но он также не может и в науке найти полное разъяснение понятий, о которых я говорил и которые раскрывают тотально-человеческий, а не только научный опыт. Истинное для наук о природе тем более истинно и для так называемых наук о человеке.

Есть природа, животные, тела, люди, слова, сословия, институты, события и науки делят между собой познание их свойств. После чего живописный пейзаж становится черно-белым как на гравюре. Онтология занимается этой белизной и чернотой, исследует их полноту, пустоту, разрывы. и в результате оказывается в контакте со всеми науками и творениями человеческими, одновременно, отличаясь от них.

Онтология повсюду: в манере художника прочитывать мир но слогам, в молниях, которые наука извлекает из вещей, в людских страстях, в модусах труда и социальности. Есть онтологическая история, раскрытие нашего отношения к бытию или модуляция связей бытия и ничто, которая не выходит за пределы истории как таковой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

публикации/авторы/Мерло-Понти М.

Морис Мерло-Понти (Maurice Merleau-Ponty, 1908-1961) – французский философ, один из представителей феноменологии и экзистенциализма. Мерло-Понти работал над неопубликованным работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время он пришёл к выводу, что интенциональности – это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).

  1. + – Временность[ недоступно ]

// Мерло-Понти M. Временность //Историко-философский ежегодник №90. M., 1991.

Классическая психология рассматривает наше визуальное поле как сумму или мозаику ощущений, каждое из которых возникает благодаря соответствующему локальному возбуждению на сетчатке. Новая психология прежде всего указывает, что даже при рассмотрении самых простых и непосредственных ощущений мы не можем признать параллелизма между ними и теми нервными феноменами, которые их обусловливают. Наша сетчатка далеко не однородна, например, в некоторых своих областях она слепа по отношению и синему или красному, но вместе с тем, когда я смотрю на синюю или красную поверхность, то не вижу никакой обесцвеченной зоны. Дело в том, что уже на уровне простого видения цветов восприятие не ограничивается элементарной регистрацией того, что ему предписано сетчаточным возбуждением, но реорганизует это возбуждение таким образом, чтобы восстановить однородность поля. В целом мы должны понимать его не как мозаику, но как систему конфигураций. В наше восприятие изначально входят не рядоположенные элементы, но совокупности. Мы группируем звезды в созвездиях так же, как это делали древние, а между тем априори возможны многочисленные иные варианты небесной карты.

// Morlean-Ponty, Mauricе, Le cinema et la Nouzelle Psychologie. — In: Sens et non-sens, Paris, Nagel, 1948, pp.97-122.

// Фрагмент книги Мориса Мерло-Понти «Видимое и невидимое» Maurice Merleau-Ponty «Le visible et l‘invisible» Paris, Gallimard 1964

// Санкт-Петербург. «Ювента» «Наука». 1999. УДК 14 М. Мерло-Понти ББК 87.3 М 52 Издание осуществлено в рамках программы «Пушкин» при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Посольства Франции в России

Морис мерло понте

Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961) – французский философ феноменологическо-экзистенциалистского направления. Выпускник Высшей педагогической школы; преподавал философию в Лионском ун-те (1945-1949), в Сорбонне, в Высшей педагогической школе и в Коллеж де Франс (с 1952 – ректор Коллежа). В 1945 году совместно с Ж.-П. Сартром создает журнал «Les Temps modernes» (в 1953 между Мерло-Понти и Ж.-П. Сартром произошел разрыв по политическим соображениям). Философские воззрения Мерло-Понти сложились под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, М. Монтеня, Мен де Бирана, А. Бергсона; он опирается также на исследования гештальт-психологии, бихевиоризма и “психоанализа. Основные темы исследования (в работах «Феноменология восприятия» (1945), «Знаки» (1960) и др.): обоснование уникального отношения человека и мира, человека и человека; природа языка; история как порождение и пространство человеческой деятельности.

Искомый Мерло-Понти феномен во многих аспектах сродни произведению искусства. Художник в своем творчестве исходит из первичного отношения к миру, на основе которого только и возможно обладать целостным мироощущением; в художественном творчестве потребность человека в самовыражении и общении с другими проявляется со всей очевидностью. Наиболее соответствующими философскому (феноменологическому) освоению мира Мерло-Понти признает художественную литературу (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, А. Сент-Экзюпери, С. де Бовуар, Ж.-П. Сартр и др.) и живопись (П. Сезанн, П. Клее, П. О. Ренуар, В. Ван Гог и др.).

Еще статьи:  Чекчурин боевое нлп

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 302-304.

Сочинения: Око и дух. М., 1992.; В защиту философии. М., 1996; Феноменология восприятия. СПб, 1999; Знаки. М., 2001; Видимое и невидимое. Минск, 2006; Structure du comportement. P., 1942; Humanisme et terreur: essai sur le probleme communiste. P., 1947; Les Aventures de la dialectique. P., 1955; Sens et nonsens. P., 1966; La prose du monde. P. 1969; Resume de cours. P., 1968; L’Union de l’ame et du corps chez Malebranche, Main de Biran et Bergson. P., 1978.

Морис Мерло-Понти/ Maurice Merleau-Ponty

Человеческое тело – ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого.

Мерло-Понти

Мерло-Понти – французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма.

Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Мерло-Понти работал над неопубликованными работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время, он пришёл к выводу, что интенциональности – это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).

Широкую известность Мерло-Понти приобрел, когда вместе с Сартром основал журнал «Тан модерн», ставший трибуной французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом. В 1953 году Мерло-Понти порвал с Сартром из-за его сближения с коммунистами и симпатий к СССР. Мерло-Понти ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (экзистенции), которое не замкнуто в себе, а осмыслено и открыто миру. Всё бытие человека является реализацией и раскрытием его экзистенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром.

Главные темы творчества Мерло-Понти — специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром; характер и механизмы «жизненной коммуникации» между сознанием, поведением человека и предметным миром; присутствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальных смыслообразующих структур и содержаний, организующих опыт как целостность и мир как конкретную ситуацию; способы феноменологического анализа и прочтения интенциональной жизни сознания и экзистенции и др.

Философия Мерло-Понти

Морис Мерло-Понти (1908-1964) – один из самых значительных феноменологов 30-50-х годов. Еще в гимназические годы он начал интересоваться философией.

В 1926-1930 гг. Мерло-Понти учился в Ecole Superieure, где познакомился с Ж. Ипполитом, Ж.-П. Сартром, С. де Бовуар. Он прослушал упомянутый курс А. Кожева. Кроме этих философов на духовное становление Мерло-Понти большое влияние оказал А. Бергсон. В 1932-1935 гг. Мерло-Понти преподавал в лицеях, в 1935-1939 гг. был репетитором в alma mater.

В эти годы он испытал глубокое воздействие феноменологии, опосредствованой прежде всего теми ее толкованиями, которые вышли из-под пера поселившихся во Франции эмигрантов из России Г, Гурвича и Э. Левинаса. Параллельно Мерло-Понти заинтересовался гештальтпсихологией, получившей развитие и во французской психологической науке. Он начал работать над кандидатской диссертацией, которая была посвящена проблеме восприятия в феноменологии и психологии. В 1935-1937 гг. Мерло-Понти принимал участие в работе группы Э. Мунье, издававшей журнал «Эспри». В эти же годы Мерло-Понти стал интересоваться марксизмом. В 1939-1940 гг. он служил в армии.

В годы второй мировой войны Мерло-Понти преподавал философию в Париже. Он входил вместе с Сартром в группу движения Сопротивления «Социализм и свобода». Продолжая исследовательскую работу, Мерло-Понти опубликовал два больших и значительных произведения – «Структура поведения» (1942) и «Феноменология восприятия» (1945).

В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961г.

Вторая половина 40-х и 50-е годы оказались для Мерло-Понти поворотными: тоталитаризм все более отталкивал его от марксизма и социализма.

Эти умонастроения отразились в книге «Приключения диалектики», приведшей к разрыву с Сартром и Симоной де Бовуар. Незадолго перед смертью Мерло-Понти снова начался процесс их сближения. Мерло-Понти долгое время оставался верным феноменологической философии. Но к концу 50-х годов наметилось его движение в сторону новой онтологии, что получило выражение в книге «Видимое и невидимое» (1959).

Французский феноменолог охотнее всего пользовался поздними размышлениями Гуссерля, где, в частности, анализ перемещался со структур чистого сознания к человеческому телу и кинестезии тела. Телу человека придается новое значение: оно является «анонимным» носителем Я; в нем воплощается моя предыстория; оно есть «доперсональный субъект». Мерло-Понти утверждает: поскольку мое тело осуществляет процесс восприятия, то «воспринимаю не я, а нечто во мне». Человеческое тело – ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого. Вопреки Декарту и Гуссерлю Мерло-Понти утверждает: от «я мыслю» неправомерно переходить к «я есть», ибо «мое бытие не сводится к сознанию, которое я имею относительно бытия; как раз наоборот, «я мыслю» находит себя включенным в трансцендентальное движение «я есть», а сознание – включенным в существование, экзистенцию».

В произведениях Мерло-Понти важную роль играют критические размышления о диалектике. «Дурная диалектика» – та, которая делает из диалектического метода учение о самом бытии: когда всерьез полагают, что связи самого бытия выражаются в конструкции высказываний, имеющих форму триады – тезиса, антитезиса и их синтеза. Диалектику нельзя превращать в доктрину. Применять диалектику как метод можно и нужно, однако с учетом того, что подлинная диалектика не имеет ничего общего с застывшими истинами, что она предполагает постоянную «самокритику истины», преодоление опасностей позитивизма и негативизма.

МЕРЛО-ПОНТИ МОРИС

Французский философ Морис Мерло-Понти (1908–1961) – один из самых известных французских философов послевоенного времени. Особенно большую известность получила его книга “Феноменология восприятия” (1945). Оригинальность французского философа заключается в том, что он стремился соединить или, скорее, преодолеть противоречия между материализмом и идеализмом, рационализмом и иррационализмом, диалектикой и метафизикой, устранить расхождения между субъектом и объектом, явлением и сущностью. Мир человеческой культуры, исследованием которого занимается Мерло-Понти, находится не на стороне объекта (объективный мир) и не на стороне субъекта (внутренний мир, сознание, дух), а «между ними», там, где протекает человеческая жизнь.

Еще статьи:  Томат интуиция характеристика и описание сорта

В данном тексте, составленном из его бесед с журналистом, Мерло-Понти рассуждает о специфике философии, ее месте в социальной жизни и культуре рядом с политикой и наукой. Мерло-Понти выступает против придания науке статуса единственного подлинного знания. Наука и философия не могут ни противостоять, ни быть безразличными друг другу: им надлежит критиковать и дополнять друг друга. О политике Мерло-Понти написал немало книг, как и многие французские мыслители середины прошлого века. Нельзя жить и мыслить вне политики – таково убеждение Мерло-Понти, который сам жил и мыслил в эпоху самых разрушительных войн в истории человечества, в том числе и идеологических.

1. Структура поведения (1942)

2. Смысл и бессмыслица (1948)

3. В защиту философии и другие эссе (1953)

4. Науки о человеке и феноменология (1954)

5. Приключения диалектики (1955)

6. Око и дух (1961)

7. Видимое и невидимое (1964)

8. Проза мира (1969)

Текст из: «Философия и наука»

Когда физики расстаются с вычислениями и начинают интерпретировать свою науку на языке значений, то не только им судить о том, что же они действительно предлагают, так как в этом случае вводятся понятия (наблюдатель, объект, существование, истина), ключа к которым у их науки нет. Философ не может игнорировать научную критику идей здравого смысла, но он также не может и в науке найти полное разъяснение понятий, о которых я говорил и которые раскрывают тотально-человеческий, а не только научный опыт. Истинное для наук о природе тем более истинно и для так называемых наук о человеке.

Есть природа, животные, тела, люди, слова, сословия, институты, события и науки делят между собой познание их свойств. После чего живописный пейзаж становится черно-белым как на гравюре. Онтология занимается этой белизной и чернотой, исследует их полноту, пустоту, разрывы. и в результате оказывается в контакте со всеми науками и творениями человеческими, одновременно, отличаясь от них.

Онтология повсюду: в манере художника прочитывать мир но слогам, в молниях, которые наука извлекает из вещей, в людских страстях, в модусах труда и социальности. Есть онтологическая история, раскрытие нашего отношения к бытию или модуляция связей бытия и ничто, которая не выходит за пределы истории как таковой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мерло-Понти Морис. Книги онлайн

Морис Мерло-Понти (фр. Maurice Merleau-Ponty, 14 марта 1908, Рошфор — 3 мая 1961, Париж) — французский философ, является представителем экзистенциальной феноменологии, восходящей к основаниям философии Гуссерля и Хайдеггера. Оказал значительное влияние не только на эти два направления, но также на герменевтику, структурализм и постструктурализм, теорию символа.

Мерло-Понти в 1926–1930 годах получил образование в Высшей нормальной школе в Париже, где познакомился с философами Жаном-Полем Сартром, Симоной де Бовуар, Жаном Ипполитом и Симоной Вейль. Вследствие этого благодаря Арону Гурвичу он увлёкся идеями гештальтпсихологии. В 1929 году также прослушал в Сорбонне «Парижские лекции» Эдмунда Гуссерля, а в 1939 году стал консультантом архива этого философа и занимался подготовкой к изданию его рукописей.

С 1935 года Мерло-Понти преподавал в Высшей нормальной школе. Стал профессором Лионского университета в 1945 году, через четыре года начал преподавать детскую психологию и педагогику в Сорбонне, а с 1952 года в Коллеж де Франс, где возглавил кафедру философии.

Широкую известность приобрёл после войны, когда вместе с Сартром основал и руководил литературно-политическим журналом «Тан модерн» («Les Temps Modernes»), близком к экзистенциализму и марксизму. Сартр даже утверждал, что в марксизм его обратил Мерло-Понти; однако последний вскоре разочаровался в коммунистических идеях, и их сотрудничество в журнале прервалось к концу 1952 года.

Мерло-Понти работал над неопубликованными работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время он пришёл к выводу, что интенциональность — это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).

Морис Мерло-Понти — известнейший философ XX века, автор работ «Феноменология восприятия» (1945), «Смысл и бессмыслица» (1948), «Видимое и невидимое» (1964) и др.

В настоящей книге Мерло-Понти ищет ответ на вопрос: «Что такое философия?» Первейшей задачей философии автор считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, «исторический рационализм» Маркса, «скептицизм» Монтеня, анализирует идею интерсубъективности Гуссерля, концепции социальной антропологии Мосса и Леви-Сгросса, политические взгляды Макиавелли, то вступая в продуктивный диалог, то резко полемизируя с ними.

Для студентов и преподавателей вузов, историков философии, а также широкого круга читателей, интересующихся культурой Франции XX века.

Работа «Видимое и невидимое» представляет существенно новый этап в его творчестве (со времени публикации «Феноменологии восприятия»), который характеризуется выходом за рамки феноменологии, с ее анализом интенциональных отношений, и разработкой «новой онтологии», претендующей на окончательное преодоление фундаментальных категориальных оппозиций классической философии: субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, видимого и невидимого.

Новая онтология разворачивается как онтология плоти, как тематизация дикого бытия, которая в методологическом плане требует диалектического мышления, способного удерживать взаимопереплетение воспринимающего и воспринимаемого.

Став, бесспорно, революционным словом в феноменологии, работа оказала также значительное влияние на представителей других философских течений: герменевтики, структурализма и постструктурализма.

Морис Мерло-Понти — один из ведущих представителей феноменологическо-экзистенциали-стской философии во Франции.

Значительная часть его книги «Знаки» (гл. I–XI) посвящена поиску ответа на вопрос: что есть философия? Первейшей задачей философии М.Мерло-Понти считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследовани ях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, исторический рационализм Маркеса, спектицизм Монтеня.

Еще статьи:  Оказание паллиативной помощи в амбулаторных условиях

Работы, объединенные названием «Заметки», несмотря на то, что они написаны в 1948–1958 годах, затрагивают ак туальнейшие вопросы современности и вызовут у современного читателя особый интерес: большая часть их посвящена критическому рассмотрению марксистской концепции революции, коммунистического режима, феномену сталинизма и его разоблачению.

Морис Мерло-Понти — крупнейший французский феноменолог, оказавший огромное влияние на современную французскую философию и психологию. Преподавал в Сорбонне и Коллеж де Франс. Работал с неопубликованным работами основателя философской феноменологии Эдмунда Гуссерля.

«Око и дух», последнее законченное и прижизненно опубликованное философское эссе ученого, знакомит читателя с интереснейшим опытом феноменологического истолкования творчества Сезанна. Прекрасный литературный стиль, глубокие размышления над таинствами живописи, тонкие психологические наблюдения — все это делает предлагаемую небольшую по величине работу подлинным эстетическим шедевром.

«Феноменология восприятия» (1945) — наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти — реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного «я», субъекта восприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполне самобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории.

Морис Мерло-Понти/ Maurice Merleau-Ponty

Человеческое тело – ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого.

Мерло-Понти

Мерло-Понти – французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма.

Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Мерло-Понти работал над неопубликованными работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время, он пришёл к выводу, что интенциональности – это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).

Широкую известность Мерло-Понти приобрел, когда вместе с Сартром основал журнал «Тан модерн», ставший трибуной французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом. В 1953 году Мерло-Понти порвал с Сартром из-за его сближения с коммунистами и симпатий к СССР. Мерло-Понти ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (экзистенции), которое не замкнуто в себе, а осмыслено и открыто миру. Всё бытие человека является реализацией и раскрытием его экзистенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром.

Главные темы творчества Мерло-Понти — специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром; характер и механизмы «жизненной коммуникации» между сознанием, поведением человека и предметным миром; присутствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальных смыслообразующих структур и содержаний, организующих опыт как целостность и мир как конкретную ситуацию; способы феноменологического анализа и прочтения интенциональной жизни сознания и экзистенции и др.

Философия Мерло-Понти

Морис Мерло-Понти (1908-1964) – один из самых значительных феноменологов 30-50-х годов. Еще в гимназические годы он начал интересоваться философией.

В 1926-1930 гг. Мерло-Понти учился в Ecole Superieure, где познакомился с Ж. Ипполитом, Ж.-П. Сартром, С. де Бовуар. Он прослушал упомянутый курс А. Кожева. Кроме этих философов на духовное становление Мерло-Понти большое влияние оказал А. Бергсон. В 1932-1935 гг. Мерло-Понти преподавал в лицеях, в 1935-1939 гг. был репетитором в alma mater.

В эти годы он испытал глубокое воздействие феноменологии, опосредствованой прежде всего теми ее толкованиями, которые вышли из-под пера поселившихся во Франции эмигрантов из России Г, Гурвича и Э. Левинаса. Параллельно Мерло-Понти заинтересовался гештальтпсихологией, получившей развитие и во французской психологической науке. Он начал работать над кандидатской диссертацией, которая была посвящена проблеме восприятия в феноменологии и психологии. В 1935-1937 гг. Мерло-Понти принимал участие в работе группы Э. Мунье, издававшей журнал «Эспри». В эти же годы Мерло-Понти стал интересоваться марксизмом. В 1939-1940 гг. он служил в армии.

В годы второй мировой войны Мерло-Понти преподавал философию в Париже. Он входил вместе с Сартром в группу движения Сопротивления «Социализм и свобода». Продолжая исследовательскую работу, Мерло-Понти опубликовал два больших и значительных произведения – «Структура поведения» (1942) и «Феноменология восприятия» (1945).

В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961г.

Вторая половина 40-х и 50-е годы оказались для Мерло-Понти поворотными: тоталитаризм все более отталкивал его от марксизма и социализма.

Эти умонастроения отразились в книге «Приключения диалектики», приведшей к разрыву с Сартром и Симоной де Бовуар. Незадолго перед смертью Мерло-Понти снова начался процесс их сближения. Мерло-Понти долгое время оставался верным феноменологической философии. Но к концу 50-х годов наметилось его движение в сторону новой онтологии, что получило выражение в книге «Видимое и невидимое» (1959).

Французский феноменолог охотнее всего пользовался поздними размышлениями Гуссерля, где, в частности, анализ перемещался со структур чистого сознания к человеческому телу и кинестезии тела. Телу человека придается новое значение: оно является «анонимным» носителем Я; в нем воплощается моя предыстория; оно есть «доперсональный субъект». Мерло-Понти утверждает: поскольку мое тело осуществляет процесс восприятия, то «воспринимаю не я, а нечто во мне». Человеческое тело – ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого. Вопреки Декарту и Гуссерлю Мерло-Понти утверждает: от «я мыслю» неправомерно переходить к «я есть», ибо «мое бытие не сводится к сознанию, которое я имею относительно бытия; как раз наоборот, «я мыслю» находит себя включенным в трансцендентальное движение «я есть», а сознание – включенным в существование, экзистенцию».

В произведениях Мерло-Понти важную роль играют критические размышления о диалектике. «Дурная диалектика» – та, которая делает из диалектического метода учение о самом бытии: когда всерьез полагают, что связи самого бытия выражаются в конструкции высказываний, имеющих форму триады – тезиса, антитезиса и их синтеза. Диалектику нельзя превращать в доктрину. Применять диалектику как метод можно и нужно, однако с учетом того, что подлинная диалектика не имеет ничего общего с застывшими истинами, что она предполагает постоянную «самокритику истины», преодоление опасностей позитивизма и негативизма.

Еще статьи:  Кризис 3 лет семейной жизни

МЕРЛО-ПОНТИ, МОРИС

МЕРЛО-ПОНТИ, МОРИС (Merleau-Ponty, Maurice) (1908–1961), французский философ. Родился 14 марта 1908 в Рошфор-сюр-Мер. В 1926–1930 учился, вместе с Ж.-П.Сартром и С.де Бовуар, в Высшей нормальной школе. В 1929 слушал в Сорбонне лекции Э.Гуссерля. В 1939 был приглашен в качестве консультанта в только что открывшийся в Лувене «Архив Гуссерля», где работал над подготовкой к изданию рукописей философа. Усилиями Мерло-Понти феноменология прочно утвердилась во Франции. Благодаря Арону Гурвичу Мерло-Понти познакомился с гештальт-теорией. Широкую известность философ приобрел после 1945, когда вместе с Ж.-П.Сартром основал журнал «Тан модерн» («Les Temps Modernes») (сотрудничество с Сартром прервалось по политическим причинам в 1952), который стал рупором французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом. Сторонясь иррационализма, Мерло-Понти постоянно подчеркивал, что на повестке дня стоит не расставание с разумом, а расширение рамок разумного. В размышлениях философа, наряду с Гегелем и Марксом, Гуссерлем и Хайдеггером, большую роль играли З.Фрейд (а позднее Ж.Лакан), Ф. де Соссюр и Р.Якобсон, а также К.Леви-Строс. В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961.

Важнейшие идеи Мерло-Понти были высказаны еще в его диссертациях – Структура поведения (La structure du comportement, 1942) и Феноменология восприятия (Phénoménologie de la perception, 1945). Последняя принадлежит к числу основополагающих трудов по феноменологии. Анализ ключевых феноменов поведения и восприятия служит Мерло-Понти поводом для разработки новой феноменологии тела, использующей не только идеи Гуссерля, Шелера и Хайдеггера, но и представителей гештальтпсихологии (В.Кёлер), медицинской антропологии (Э.Штраус), невропатологии (К.Гольдштейн), теории поведения (Ф.Бётендейк). Непосредственно после Феноменологии восприятия выходят в свет статьи и эссе Мерло-Понти, впоследствии объединенные в сборники Гуманизм и террор (Humanisme et terreur, 1947), Смысл и бессмыслица (Sens et non-sense, 1948) и, наконец, Приключения диалектики (Les aventures de la dialectique, 1955), в которых автор подвергает критике марксистскую философию истории. В сборнике Знаки (Signes, 1960) ощущаются приметы нового подхода, очевидные также в работах Мерло-Понти о живописи, наиболее важная из которых – Око и дух (L’oeil et l’esprit, 1961).

Среди посмертных публикаций мыслителя стоит упомянуть Видимое и невидимое (Le visible et l’invisible, 1964), работу, содержащую набросок новой онтологии. В 1969 было опубликовано другое незаконченное сочинение Мерло-Понти – Проза мира (La prose du monde).

Развивая феноменологию тела, Мерло-Понти смещает акцент феноменологического описания, стремясь найти срединный путь между рационализмом и эмпиризмом, спиритуализмом и материализмом. Тело не есть ни чистое сознание, ни естественная, природная вещь, оно не находится ни «вовне», ни «внутри». Тело выступает как «поворотный пункт» (выражение Гуссерля) между природой и культурой, между чужим и собственным. Феномены человеческой жизни – от прикосновения руки до эротического ритуала, от слова до картины – являются и естественными, и искусственными. Смысл, проявляющийся в телесном поведении, характеризуется незаконченностью, многозначностью и неопределенностью. Поэтому он зависит от наших ответов на его запрос и развертывается в своего рода диалоге с миром.

В 1950-е годы центр тяжести мысли Мерло-Понти смещается в сторону структурной феноменологии. Под влиянием структурной лингвистики и структурной антропологии философ приходит к концепции непрямого характера смысла. Смысл возникает только между знаками. Всякое смыслопорождение происходит только как отклонение, деформация. Это означает, что не только старое и новое, но и чужое и собственное, чужая речь и собственная речь переплетены друг с другом.

Завершающим этапом интеллектуальной эволюции Мерло-Понти стало создание непрямой (косвенной) онтологии. В видимом напоминает о себе порядок невидимого, в сознании есть темное, несознаваемое пятно, здесь-бытие указывает на нездешнее существование. Бытие не предстает перед нами как прозрачная и очевидная реальность; оно огибает нас как «сырое» и «дикое» бытие, которое предшествует смыслополаганию и взрывает любой осмысленный порядок. Понятие собственного тела (corps propre) уступает место понятию плоти (chaire) – текстуры, охватывающей и Я, и других людей, и внешние вещи. В качестве смотрящего и видимого, касающегося и касаемого наше Я постигает себя в единстве близости к себе и дистанции по отношению к себе. Я отделен от самого себя. Я вижу себя как в зеркале; Я слышу себя как в эхо; другой, с которым Я встречаюсь – как бы мой двойник. Дальность и отсутствие, невидимое и неслышимое вписаны в видимый и слышимый мир. Задача феноменолога – с помощью слов делать явным то, что ускользает от взгляда и прикосновения.

Морис мерло понте

Название: Знаки
Перев. с франц. И.С.Вдовина
Автор: Мерло-Понти, Морис
М.: Искусство, 2 001.- 429 с.
PDF 22,8 Мб
Качество: отличное
Язык: Русский
ISBN: 5-210-01429-0
Серия: История эстетики в памятниках и документах

Морис Мерло-Понти (1908—1961) — один из ведущих представителей феноменологическо-экзистенциали-стской философии во Франции. Значительная часть его книги «Знаки» (гл. I—XI) посвящена поиску ответа на вопрос: что есть философия? Первейшей задачей философии М.Мерло-Понти считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследовани ях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, исторический рационализм Маркеса, спектицизм Монтеня. Работы, объединенные названием «Заметки», несмотря на то, что они написаны в 1948—1958 годах, затрагивают ак туальнейшие вопросы современности и вызовут у современного читателя особый интерес: большая часть их посвящена критическому рассмотрению марксистской концепции революции, коммунистического режима, феномену сталинизма и его разоблачению.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here