Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "развитие логического мышления у детей дошкольного возраста" с детальным описанием.

Сайт для воспитателей детских садов

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Математика по праву в решении этой проблемы занимает ведущее место (Е.Б. Давидович, В.Г. Зак, А.В. Белошистая, М.И. Моро и др.). Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Главное – создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Дошкольное воспитание строится на личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Следовательно, обучение должно носить индивидуально – дифференцированный характер. В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал: счетные палочки, геометрические конструкторы, логические блоки Дьенеша.

Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Геометрические конструкторы или игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей – это «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Такое разнообразие конструкторов, разная степень их сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора геометрических фигур. Предложенные игры осваивают с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней.

Воспитывающие и обучающие их значение многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении задач.

Логические блоки Дьенеша позволяют формировать в комплексе все важные для математического развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Работа с блоками Дьенеша поможет ребенку

  • перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению;
  • научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно;
  • научиться моделировать разные множества с заданными свойствами;
  • понять сложные логические отношения между множествами.

Всю работу с нестандартными дидактическими средствами можно разделить на 2 этапа: образный и операционный, который включает в себя подготовительные упражнения и задания – проблемы.

На первом этапе дети играют с палочками, блоками, фигурами, строя различные изображения, которые подсказывает им собственное воображение или схема, рисунок.

Можно использовать следующую систему игр и игровых упражнений:

  • составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик.
  • игра «Составь фигуру» (геометрическую). В этой игре используются разные геометрические фигуры 2 – 3 размеров, по несколько фигур одного вида и размера. Дети составляют из имеющихся фигур те же фигуры только другого размера. Например, составь прямоугольник из квадратов, а затем из прямоугольников.
  • игра «Составь картинку». В этой игре используются одинаковые по размеру геометрические фигуры. Дети составляют картинку, орнамент, узор только из одинаковых треугольников или квадратов и т.д.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.

Игры могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Но прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану:

– сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры;

– докажите, что фигура составлена правильно.

Знакомство детей с геометрическими конструкторами проходит по следующему плану: название игры; рассматривание набора фигур; упражнения в различении и правильном назывании геометрических фигур, входящих в комплект; группировка фигур по форме и размеру; составление из нескольких фигур новой. Важно, чтобы дети запомнили правило: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали при этом плотно присоединяются друг к другу.

Подготовительные упражнения с логическими блоками Дьенеша помогают детям усвоить все свойства блоков. Это могут быть такие задания как:

  • найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру, толщине);
  • найди не такие фигуры, как эта, по цвету (форме, размеру, толщине);
  • найди все синие фигуры (треугольные, маленькие, тонкие…).
Еще статьи:  Инстинкт фитнес клуб тула

После подготовительных упражнений детям предлагаются задачи – проблемы или задачи – головоломки.

Задачи – головоломки со счетными палочками объединяют в 3 группы:

1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;

3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек;

Процесс решения задач второй и третей группы гораздо более сложный, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поисков решения соотносить результат с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять возможные изменения фигуры. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Игровая деятельность детей с геометрическими конструкторами предполагает постепенное усложнение используемых образцов: от расчлененного образца к нерасчлененному, а затем к образцу в виде рисунка. Составляя силуэты по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его, но, тем не менее, усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей.

Переходя затем к нерасчлененному образцу, ребенок высказывает предположения о размещении каждой фигуры, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов по рисунку или собственному замыслу.

Все игры и игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша можно делятся на 4 группы:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;
  • развитие умения сравнивать предметы по их свойствам;
  • развитие действий классификации и обобщения;
  • развитие способности к логическим действиям и операциям;

Каждую игру можно проводить в 3 вариантах различной степени сложности:

  • развитие у детей умение оперировать одним свойством, т.е. выявлять, абстрагировать одно свойство, классифицировать и обобщать предметы на его основе;
  • развитие у детей умение оперировать двумя свойствами;
  • развитие у детей умение оперировать тремя свойствами.

Чаще всего игры с блоками выполняются детьми сидя за столом. Для поднятия интереса детей проведение ряда игр целесообразно проводить в спортзале, используя обручи, шнуры и знаки, что гораздо привлекательнее для детей.

Для того, чтобы научить детей самостоятельно анализировать задачи, искать пути решения, догадываться, педагог использует различные методические приемы: игровые ситуации, словесные отчеты детей, напоминания, пояснения и др. В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте – соревновательный элемент (кто быстрее составит, найдет, положит). Детям даются инструкция (целостная – для старших, расчлененная – для малышей), пояснения, разъяснения, указания о необходимости поискового подхода к решению задачи. Используется система наводящих вопросов, словесные отчеты детей о выполнении задания. Обязателен контроль над выполнением заданий и оценка, подтверждение правильности или ошибочности хода.

Таким образом, особое место в процессе развития логического мышления отводится математике. Это обосновано тем, что ни одна другая наука не даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно- действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Кроме того, математические знания предполагают изучение в чистом виде процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение, что даёт ребёнку возможность самому выводить новые знания из уже известных, или вновь узнаваемых во всех существующих направлениях науки.

  • Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб: ООО Корвет,2002
  • Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
  • Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор – сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  • Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Еще статьи:  Как избавиться от навязчивых мыслей и тревоги

Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Тема: “Овощи”

Цель:

– развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций – анализ и синтез предметов.

– упражнять детей в составлении целого из частей.

– учить узнавать предмет по деталям.

– учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

– воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

– учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

– развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

– развивать внимание, восприятие.

– стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию “Сколько зайцев спряталось за кустом?”

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре “Собери урожай”, карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 “На огороде”

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: “Найди дорожку”.

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: “Собери урожай”.

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Фрукты Овощи

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Скок – поскок, скок – поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

“В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?”

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 “В гостях у зайчика”.

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: “Зайцы”

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали:
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”,
А двое вдруг спросили:
“Он может сделать ” БАХ”?”

“БАХ” – выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Развитие словесно-логического мышления у дошкольников

Словесно логическое мышление – форма мыслительной деятельности, которая начинает развиваться в дошкольном возрасте и предваряет переход к теоретическому мышлению, характерному для взрослого человека. Это важная стадия в умственном развитии, когда ребенок научается с помощью речи выражать логические умозаключения и развивает способность аргументировать свои мысли.

Словесно логическая форма мышления в дошкольном возрасте

К логическому мышлению ребенок «подбирается» шаг за шагом. Манипулируя предметами и оперируя образами, он интуитивно их примеряет, сравнивает, сопоставляет.

Поначалу подобный анализ примитивен, и дошкольник выделяет только самые заметные признаки, часто имеющие второстепенное значение – округлую форму яблока, яркий цвет ведерка, помещающийся в это ведерко мячик…

Может перечисленные предметы объединить для себя в некую группу, исключая объективные законы логики.

Ребенок младшего дошкольного возраста не способен увидеть внутренние связи объектов, не может отвлечься от непосредственного восприятия и распознать существенные признаки предметов. Для таких заключений его опыт еще слишком мал.

Словесно логическое мышление у дошкольников начинает проявляться, когда осваивается все больше слов, речь проникает в детскую деятельность и начинает выполнять планирующую функцию. С 4-летнего возраста у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей (шарик лопнул, потому что в него ткнули карандашом; чашка упала и разбилась).

Наблюдения за происходящим, открытие новых связей между объектами подводят ребенка к тому, что он становится способным делать определенные выводы, не проверяя их с помощью действий. Появляются отвлеченные рассуждения, в которых дошкольник оперирует словами, отражающими свойства предметов и явлений.

Так зарождается словесно логическое мышление – вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности. Этот вид мышления характерен в старшем дошкольном возрасте.

Еще статьи:  Ревность к первому ребенку мужа

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное. Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка

Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам.

Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения. В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях.

Что следует развивать

В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика.

На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Чем похожи стол и стул?», «Положи на тарелку только фрукты»).

Средний дошкольный возраст отличается бурным развитием образного мышления, поэтому логические операции лучше всего тренировать, применяя соответствующие картинки. Это стадия активного формирования суждений. Необходимо следить за истинностью суждений, пояснять ребенку, если он ошибается, какие признаки нужно учитывать, и помогать ему сформулировать верное суждение.

Старший дошкольник не только активно использует формы и операции логического мышления, но и предварительно планирует свою деятельность: намечает логическую последовательность, что за чем он будет выполнять, обустраивает место для сюжетной игры и даже подключает коллективное планирование. Предшкольный этап важен для расширения запаса знаний. Следовательно, в этом возрасте должен постоянно появляться новый материал, на котором дошкольник практикует свои умения анализировать, обобщать, классифицировать и логически рассуждать.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях. Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное.

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?
Еще статьи:  Общение детей с отцом через суд

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Как развивать логическое мышление у дошкольников

Цели:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.

Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

Новизна:
Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

Инновационный подход:
Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Всё это – активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Вывод.
-Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
-Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
-Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей) процесса познания математических отношений и зависимостей.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.
Для достижения успеха является интерес детей к интересным и разнообразным занятиям.
Начиная занятия с ребенком, важно выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.
Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Статья “Педагогические условия развития логического мышления у детей дошкольного возраста”

Статья “Педагогические условия развития логического мышления у детей дошкольного возраста”

Просмотр содержимого документа
«Статья “Педагогические условия развития логического мышления у детей дошкольного возраста”»

Педагогические условия развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

В современных исследованиях значимыми методами и приемами развития мышления, обеспечивающими расширение чувственного опыта, приобретение практических действий и их преобразование в логические операции, являются игры, проблемные ситуации.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается вместе с потребностями ребенка. В игре присутствуют многие предметы, окружающие ребенка. Играя, с этими предметами он изучает их свойства. Например, используя для игр песок, камни, воду, дошкольники узнают об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются.

Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно-сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам. ). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Таким образом, игра носит развивающий эффект.

При освоении способов и средств познания, происходит интеллектуализация познавательных процессов, образующих в итоге функциональную систему. У ребенка складываются познавательные мотивы, формируется понимание условности ситуации, а также умение принимать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней, самоконтроль, произвольность внимания и поведения, соподчинение мотивов на основе выполнения правил, дифференцированная самооценка.

В играх и упражнениях детям предоставляется возможность:

повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, размера, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т.д.).

Отмечая роль игры в развитии интеллекта, в психолого-педагогических работах используется разнообразный материал. Данный материал должен обеспечивать разнообразную практическую деятельность, накопление чувственного опыта, возможность организации вариативной деятельности с ним. Ориентиром могут служить материалы Ф.Фребеля, М.Монтессори, Б.П.Никитина, В.В.Воскобовича.

В народной педагогике отбирались средства, способные развитию логических операций (вкладыши, пирамиды, матрицы), которые позволяют развивать операции сериации, классификации.

Еще статьи:  Парень не уважает меня

В «дарах» Ф.Фребеля предусматривалось накопление опыта самой деятельности (конструирование, преобразование, воссоздание форм) в процессе работы с материалом. В материалах М.Монтессорри предусматривалось развитие различных анализаторов, накопление сенсорного опыта. Данные игры позволяли накапливать практический опыт, являющийся основой развития логического мышления.

В связи с этим для развития логического мышления используются развивающие и дидактические игры. В исследованиях Б.П.Никитина, З.А.Михайловой, в разработках Воскобовича отмечена эффективность использования развивающих игр в материале на развитие логических операций (анализ, сравнение, обобщение) и познавательных качеств (сообразительность, любознательность и другие). Так в процессе освоения игр Б.П.Никитина (Сложи узор, Куб – Хамелеон, Пирамида, Чудо-куб и другие) дети, придумывая постройки и выкладывая их по образцу, осваивают сравнение, анализ, умение соотносить детали, воспринимают их расположение в пространстве.

В современных исследованиях изучались возможности использования полифункциональных материалов с целью развития логического мышления (Блоков Дьенеша, материалов для экспериментирования). Игры с обручами согласно исследованиям Столяра А.А., Носовой Е.А. обеспечивают развитие логических операций: удерживать и выделять основание для сравнения, анализировать объект на наличие-отсутствие признака, обобщать по нескольким признакам. В процессе игры создается ситуация, требующая обследования блока, осуществление анализа, сравнения, соотнесение с другими блоками, их объединение в группу.

Еще одним средством эффективного развития логического мышления является использование логических задач для дошкольников. В связи с этим уточняется понятие «логическая задача»:

«Логическая задача» трактуется как вид текстовой задачи: описание на естественном языке определенной ситуации, для решения которой необходимо построение математической модели и установление зависимости (закономерностей).

В современных исследованиях представлены различные технологии развития логического мышления на основе использования логических задач.

З.А.Михайлова изучала возможности развития сообразительности, познавательной активности, в процессе освоения дошкольниками игр на плоскостное моделирование, головоломок с лучинами. Обнаружила необходимость развития анализа образца, условия задач для ее решения, создания проблемной ситуации.

А.З.Зак разработал последовательность усложняющихся упражнений для развития интеллектуальных способностей. В программе предусмотрено развитие способности комбинировать, рассуждать, анализировать, планировать. С этой целью используются последовательность логических задач. Ребенку предлагается проанализировать представленные в тетради задачи (представить, что произойдет, если осуществить ход фигурой; сравнить, чем сходны – отличаются изображения; установить простые закономерности). Следует отметить, что все преобразования ребенок осуществляет в умственном плане, что не совсем соответствует возрастным возможностям старших дошкольников. Задания несколько однообразны. Сам процесс объяснения носит дидактический характер.

В.Г.Гоголева определила систему упражнений, логических задач по развитию логического и конструктивного мышления. Предлагает знакомить детей 4-6 лет со способами действий на преобразование объекта; их обозначением, что способствует формированию более обобщенных действий, осознанию детьми преобразований. Детям предлагается осуществить анализ фигуры, зрительно выделить ее части, представить способ ее изменения, преобразования. В разработках представлено усложнение заданий за счет: нарастания степени сложности фигур, способов деления, самостоятельности детей. Однако использование заданий предусматривающих зрительный анализ, с детьми 4 лет сложно.

В разработках Кралиной М.В. предусматривается развитие логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация и другие) в ходе выполнения детьми разнообразных игр, упражнений. Задания представлены в игровой форме, позволяют сочетать наглядно-образный и логический уровень решения. Однако не всегда включают принцип системности.

Обобщенный анализ исследований позволил выделить ряд педагогических условий развития логического мышления.

Формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций;

сочетание практических действий с познанием, обеспечивающим взаимодействие чувственного и логического этапа познания;

ведущая роль взрослого, обеспечивающего целесообразное построение педагогического процесса;

постановка ребенка в субъектную позицию, что способствует более эффективному развитию логических операций, развитию интереса к установлению закономерностей, зависимостей. За счет использования проблемных ситуаций, активизация субъектной позиции детей, косвенных приемов привлечения к ним, и помощи в их решении («подсказок», необычного расположения материала, намеренных ошибок, объединение детей с разным уровнем развития).

развитие различных логических операций

использование вариативных методов, приемов, форм развития логического мышления.

Однако анализ разработок и исследований показывает недостаточную ориентированность «Программы воспитания и обучения в детском саду» на развитие логического мышления. В программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделены только специальные знания и умения (количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). Как небольшая подзадача определено развитие сравнения предметов, классификации, обобщения, умозаключения. Но этого не достаточно для развития логического мышления дошкольников и требует разработки дополнительных программ по данному направлению.

Таким образом, анализ педагогических исследований показывает возможность развития логического мышления детей дошкольного возраста при создании педагогических условий: формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций, сочетание практических действий с познанием, ведущая роль взрослого, постановка ребенка в субъектную позицию, развитие различных логических операций, использование вариативных методов и приемов.

Развитие логического мышления должно включать развитие логических операций, суждений, умозаключений и строится с опорой на возрастные возможности дошкольников.

Существуют различные подходы к определению содержания по развитию логического мышления и построению логики данного процесса, однако недостаточно определены технологии развития логического мышления в процессе использования различных средств (развивающих игр, «логических задач» и др.)

Список использованных источников:

1. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 224с.

2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 158с.

3. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998. – 144с.

4. Люблинская А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. – М.: Просвещение, 1971. – 415с.

5. Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников: Учебное пособие/ Сост. З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2000. – 160с.

6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2004. – 112с.13

7.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 64с.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here