Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "мораль и сознание" с детальным описанием.
Содержание
Общественное моральное сознание
контрольная работа.docx
Содержание
1. Мораль: сущность, структура, функции 4
2. Общественное сознание: понятие, уровни, виды 7
3. Структура общественного морального сознания 8
Использованная литература 10
Целью работы является рассмотрение общественного морального сознания и его структуры.
Прежде чем приступить к изложению представленной работы, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность». Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики.
В современной этике наиболее распространены следующие толкования этих понятий:
- «мораль» – сфера общественных предписаний; опирается на законы и обычаи, религиозные и государственные нормы, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому, то есть является внешней силой воздействия на человека;
- «нравственность» согласуется с разумом человека, его размышлениями, его совестью; есть формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, то есть сфера внутренних установок, прошедших через совесть человека.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Моральное сознание человека формируется вместе с общим и другими узкими видами сознания в процессе воспитания, социализации. На него влияют как семья, институты образования и социального развития, так и современные общественные изобретения, средства массовой информации, Интернет.
Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.
Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.
Наиболее полно специфика и сущность морали раскрывается в ее регулятивном функционировании. Поэтому для этического анализа морального сознания общества важнее всего рассмотреть его структуру.
1. Мораль: сущность, структура, функции
Мораль, или нравственность, – специфический тип регуляции отношений людей; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль пронизывает всю общественную и индивидуальную жизнь, подвергая все ее стороны осмыслению и оценке. Основанием морального подхода к явлениям общественной и личной жизни является самоценность личности, ее права на уважение и достойную жизнь.
Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и осознанного выбора.
Можно охарактеризовать мораль как систему ценностей и норм, ориентирующих человека на духовно возвышенное единение с самим собой, с другим человеком (другими людьми), и с высшим началом (как бы оно ни понималось).
Мораль отражает целостную систему взглядов на общественную жизнь, убеждения, связь общества и личности, зависимость обычаев традиций, норм и нравов.
Главное место в морали занимает согласование индивидуальных и общественных интересов.
Сущностные черты морали:
– социальная природа и характер функционирования,
– производство ценностей, выявление меры человечности процессов.
Мораль – совокупность требований, норм и принципов по отношению к поведению человека в его отношении к обществу, социальным интересам, субъектам, другим людям, к себе с позиции добра и зла. Содержание моральных ценностей и норм конкретизируется в понятиях добра, долга, справедливости, вины, альтруизма и эгоизма и т.д. Мораль предусматривает нормативный образец поведения.
Мораль имеет свойства императивности, нормативности и оценочности.
Императивность – форма выражения повелений (предписаний, требований) способов их реализации, которая ориентирует личность на адаптацию к устоявшимся общественным стандартам поведения.
Нормативность – необходимость соблюдения определенных норм для достижения результата в отношениях между людьми. существуют нормы запреты (табу) и нормы образцы поведения.
Оценочность – способность к одобрению или осуждению.
– мировоззренческая (ценностно- ориентированная) – назначение человека, смысл жизни,
Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству.
Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).
Эмоциональный уровень – психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т.д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.)
Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.
Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ “Я” изначально содержит в себе “идеал – Я” или стремление к совершенству .
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора.
При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.
Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в это она может одновременно служить его мотивацией.
Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
Независимо от различия использованной терминологии можно сказать, что в сфере действия социальных институтов и исполнения публичных функций мораль современного общества действительно существенно отличается от тех представлений, которые, так или иначе, связывали этику с нравственным идеалом личности. В общественной морали адаптивность доминирует над совершенством, субъект и объект морального требования могут быть разделены, в ней имеют место коллективные решения и коллективная ответственность, а общее благо имеет приоритет над индивидуальным. Сказанное, тем не менее, не означает, что общественная мораль исключительно утилитарна. Современное общество уже пришло к пониманию того, что во многих случаях жертвовать личным интересом во имя большего общественного блага нельзя.
Для отражения сложной структуры представлений современного общества о морали (и реальных нравов) необходимо, прежде всего, различить этику долга и этику добродетелей.
Этика долга предполагает одинаковое отношение к разным людям безотносительно их достижений в практической жизни. Это этика строгих ограничений и универсальной любви. Одним из способов ее обоснования является как раз универсализм. Другой тип этики представляет этика добродетелей. В ней допускается различное нравственное отношение к разным людям, потому что их достоинство зависит в этом типе этики от конкретных черт характера людей и их практических достижений. Моральные качества соотносятся здесь с различными социальными способностями и выступают как очень дифференцированные.
Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Цель нормативного порядка – уберечь человеческие отношения от вырождения в “войну всех против всех”.
2. Общественное сознание: понятие, уровни, виды
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально- политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.
Все изменения и самый процесс развития общественного сознания, в конечном счете определяются изменениями в общественном бытии. Было бы, однако, неверно думать, будто бы это сознание всегда отстает от общественного бытия. Политическое сознание, мораль, художественное сознание, религия и философия отражают материальную деятельность людей, классовую борьбу, различные события, постепенные и революционные изменения не пассивно, не зеркально, а создают определенные идеалы, нормы, установки, правила поведения, вырабатывают образ наиболее желательной, предпочтительной организации общественной жизни.
Рефераты и курсовые по химии
Топливные элементы
Билет 46. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества.
Нравственное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо.
В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия – это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде понимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние, и, прежде всего просматривается такая связь с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.
Билет 47. Эстетическое сознание, его сущность, структура и функции.
Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.
Билет 45. Политическое сознание и правовое сознание, их роль в общественной жизни.
Политическое сознание (ПС) занимает особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. ПС принадлежит ведущая роль, так как выражает материальные и политические интересы субъектов. ПС может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права, науки и т.п. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их место в государстве, а также отношения между нациями и государствами. ПС – это система знаний и оценок, благодаря которым происходит осознание области политики субъектами. Оно является необходимым элементом функционирования политической системы. Уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.
Обыденно-практическое ПС возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, ибо зависит от условий жизни, эмоций. В то же время оно статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. Обыденное сознание противоречиво, его выводы не всегда бывают справедливыми. Носителями обыденного сознания являются все члены общества. Выражением обыденного сознания является общественная психология с такими элементами, как потребности, интересы, ценности, традиции, внушаемость и т.п. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти.
Теоретическое ПС (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. В теоретическом ПС политические взгляды и интересы класса должны быть представлены убедительной теорией и для функционирования общества, и для развития. Господствующая политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, используя при этом науку, право, искусство, религию и средства массовой информации. Теоретическое ПС выступает в качестве способа отражения политики и имеет определенную структуру, включающую следующие элементы: 1) систему научных знаний о политической жизни(политические теории); 2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику; 3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий; 4) конкретные политические программы.
ПС призвано закреплять и совершенствовать достигнутый уровень политической практики.
Правовое сознание оказывает воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под ПрС понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). ПрС выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. ПрС изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. ПрС теснее всего взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает промежуточное положение между ними.
ПрС возникает с появлением политической организации общества. Право – это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения – это отношения между отдельными людьми, организациями, связанными друг с другом обязанностями и правами.
Правовое государство отличается от неправового содержанием и качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими права каждого человека. В отличие от неправового государства правовое осуществляет управление обществом через законы, основой которых является гражданское общество. В создании правового государства большую роль играет ПрС. В структуру ПрС входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития. В правовой идеологии отражены те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового регулирования. В структуре ПрС по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое сознание. Уровни отражения действительности: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности.
ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ , французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства – сер. 15 – сер. 17 вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен).
ХАРАДЗЕ Евгений Кириллович (р . 1907), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР (с 1984), академик (1955) и президент (1978-86) АН Грузии. Труды по звездной астрономии.
ГЛАЗЕР (Глейзер) (Glaser) Доналд Артур (р . 1926), американский физик. Создал (1952) пузырьковую камеру для регистрации заряженных частиц. Нобелевская премия (1960).
Мораль и нравственное сознание
Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По “закону джунглей” эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.
Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания – это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи.
Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.
Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Мораль и нравственное сознание. Функции морали. Искусство и эстетическое сознание. Функции искусства
Правовое регулирование – регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область чел-их отношений, именуемых нравственными (нет закона для наказания за невежливость). Определенный страх общественного осуждения – стыд.
Этика– наука об отношениях, существующих между людьми. И об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Нравственность – исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма О.С., в которой отражаются общепринятые нормативы и оценки чел-их поступков.
Нравственный чел-к наделен совестью – способностью самоконтроля.
Нравственность проявляется в отношении чел-ка к семье, к обществу, к родине, другим народам, к самому себе (поведение достойное, труд, сохранение здоровья).
Чел-к не может жить равнодушным ко всему; отношение к теминым действиям он не только оценивает в этических категориях, но выражает в чувствах удовлетворенности неудов-ти. Чел-к несет ответственность за свои поступки.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Т.о., нравственность – определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, чувства и идеалы.
Проявление нравственной жизни – ответственность перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяние. Нормы нравственности – неписаные законы. Мера требований общества к людям и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость.
Нравственность предполагает относительную свободу воли (при отсутствии таковой и при абсолютном произволе не могло бы существовать нравственных норм).
Истоки нравственности уходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и чел-ка, отвечали потребностям исторического прогресса.
Нравственность обладает известной преемственностью и относительной самостоятельностью: нормы заимствуются и развиваются. В нравственности, как и в других областях познания, наблюдается исторический прогресс (мораль рабовладельческого общества – мораль феодализма и отношения вассал.-сюзерен. и пр.). вместе с тем возникли и развивались теоретические поиски правильной нравственной ориентации Л.
Добро – нравственное выражение того, что способствует счастью людей.
Зло – отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения. Диалектика: Гегель – зло мб и движущей силой истории; Гете – зло может выступать как ирония над чел-кими иллюзиями. Всякий новый шаг – борьба со старым – оценивается как зло.
Чел-к находится с другими людьми и с природой в отношениях взаимной обязанности. Долг – то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. Важно не только знать моральные нормы, но и переживать их.
Совесть – осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Способность Л. совершать самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство ответственности за свои поступки.
Достоинство личности – осознание своего общественного значения и права на общественное уважение. Мерило чел-го достоинства – общественно полезный труд.
Смысл чел-ой жизни – (коренной вопрос этики) – совпадение основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. Человеческое счастье – нравственное удовлетворение, проистекающее т осознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Счастье многогранно (труд умственный и физический – стержень ).
Кантовский императив: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Мораль – система норм, правил, которая регулирует общение и поведение людей.
– духовный способ освоения дейст-ти.
– способ утверждения социального в индивидуальном (первобытные дб существовать вместе, чтобы выжить – особое моральное качество, иначе общество тебя не примет).
Основные идеи морали: добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое.
Функции морали: регулятивная; оценочно-императивная (любая ситуация волей–неволей оценивается с тз добра и зла); познавательная; воспитательная; прогностическая.
Особенности морали: самая древняя форма О.С.; охватывает все формы бытия; внеинститутциональность – не сфера организованной деять-ти людей; моральные требования принимаются как добровольные решения; императивность – не согласуется с чисто внешней стороной.
xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .
Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой. Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества. Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. В современных условиях развития общества, когда перед человечеством рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин – этика. Этика (греч. , от – нрав, обычай, привычка) – это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали.
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания.
Нравственное сознание (мораль).
Понятие мораль означает квинтэссенцию мыслительного и практического опыта людей, а именно обычаев, законов, норм, правил поведения, с помощью которых выражаются высшие ценности бытия и долженствования. Лишь через них человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо.[23]
Мораль как система норм, принципов, ценностей выражает и закрепляет правила поведения, которые вырабатываются людьми стихийно в труде и общественных отношениях. Мораль есть обобщенный результат многовековой массовой житейской практики. Истоки морали – в нравах, обычаях, закрепивших те поступки, которые по опыту поколений оказались наиболее полезными для сохранения и развития общества и человека и которые отвечали интересам исторического прогресса (А.Г.Спиркин). Мораль – это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.
Мораль как особая форма общественного сознания включает в себя нравственные нормы, в том числе, поведенческие нормы – предписания (заботиться о родителях, не сквернословить, не лгать и т.п.), нравственные принципы (справедливость / несправедливость, гуманизм / антигуманизм, индивидуализм / коллективизм и т.д.), ценности (благо, добро / зло), моральный идеал (интегральное представление о нормах нравственности), а также нравственно-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Поэтому основные оценочные категории становятся предметом этики как науки, изучающей моральное отношение и моральное сознание.
Учитывая названные структурные элементы морали, следует указать на специфические черты морали: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки пронизывают все сферы человеческой жизни и деятельности (быт, труд, науку, политику, искусство, семейные и личные отношения и т.д.). Каждая сфера общественного сознания, каждый конкретно-исторический этап развития общества и каждая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», проверяется на «человечность».
Внеинституциональность морали означает, что, в отличие от науки, искусства, религии и других форм общественного сознания, мораль не имеет специализированных учреждений, обеспечивающих ее функционирование и развитие. В отличие от права мораль опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, принятую в данном обществе систему нравственных ценностей.
Императивность морали означает, что мораль носит форму императива, прямого и безусловного повеления, долженствования (например, «золотое правило нравственности», категорический императив И.Канта). Однако опыт свидетельствует, что строгое следование правилам морали не всегда приводит к жизненному успеху отдельного индивида. Тем не менее, мораль настаивает на строгом соблюдении ее требований. И этому есть свое объяснение. Ведь только в суммарном итоге, на уровне общества в целом правила морали срабатывают.
Под общечеловеческими нормами имеются в виду элементарные нормы нравственности и справедливости, социальное назначение которых – охранять людей от всего, что угрожает их жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию. Общечеловеческие нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость.
Теоретическую основу морали составляет этика как наука, изучающая, как отмечалось, феномен морали и связанного с ним нравственного сознания личности и общества. В истории этики сложились различные представления о фундаменте морали (моральных действий и моральных отношений): этика блага, этика закона, этика любви, этика долга, этика творчества, этика пользы и т.д.
На основе общей этики формируются прикладные этики, в том числе, профессиональные, выступающие «совокупностью моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом».[24] К вопросу о специфике технической этики мы вернемся в последней теме данного пособия.
Основными функциями морали являются регулятивная, рестриктивная, аксиологическая, познавательная.
Регулятивная функция заключается в том, что мораль выступает всеобщим и уникальным способом регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения отдельного индивида. Уникальность этого способа состоит в том, что мораль не нуждается в подкреплении со стороны различных организаций, учреждений, карательных органов, а апеллирует к моральному чувству, разуму и совести человека.
Рестриктивная (запретительная) функция морали выражает специфические ограничения, эффективность которых обеспечивается не внешним контролем над поступками человека со стороны общественных институтов, а внутренним волением самого субъекта деятельности.
Аксиологическая функция состоит в выработке системы моральных ценностей. Нравственное освоение человеком действительности осуществляется на основе критерия добра и зла. С помощью этих основополагающих категорий дается оценка любому явлению общественной жизни, поступкам личности.
Познавательная функция морали тесно связана с аксиологической и заключается в стремлении людей находить наиболее гуманные, достойные и перспективные пути развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. Моральное одобрение или возмущение является показателем того, что наличная форма жизни устарела или, напротив, перспективна для развития. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком оценок, идеалов.
Мораль выполняет также воспитательную, ориентирующую, прогностическую и коммуникативную функции. Вместе взятые, они дают представление о социальной роли морали.
Дата добавления: 2017-11-30 ; просмотров: 262 ;
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.