Кризис 1 5 2 лет

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "кризис 1 5 2 лет" с детальным описанием.

Кризис 1.5 лет у ребенка. Как справиться с трудностями?

Здравствуйте, дорогие читатели! Недавно мы столкнулись с одним из самых серьезных испытаний в развитии ребенка — кризисом 1.5 лет. В этой статье вы узнаете, как пережить этот кризис с минимальными потерями и помочь бедному малышу справиться с новым скачком роста.

Что происходит с ребенком в 1.5 года?

Скачок роста в 17-18 месяцев называется «миром систем». Именно к этому моменту малыш вдруг осознает, что он — часть некой системы, общества. Его родители, оказывается, тоже часть этой системы, и каждый из них подчиняется определенным правилам. В этом возрасте начинается формирование совести, норм и ценностей. Так что если вы хотите воспитать добропорядочного человека, самое время начать.

Вы увидите, что после кризиса 1.5 лет ребенок станет поступать по-новому в привычных ситуациях. Теперь он уже не делает все, что заблагорассудится, как это было при кризисе в 15 месяцев. Он смотрит на других детей и взрослых — как поступают они? Как общаются? Как выполняют те или иные действия? Поэтому важно не упустить момент и окружить малыша приятным общением, хорошими людьми, прививать правильные ценности. В первую очередь, необходимо следить за собственным поведением: помните, что вы всегда будете эталоном для ребенка, главным примером.

Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка

  • Ребёнок становится плаксивым, ноет и хнычет.
  • Настроение часто меняется на противоположное.
  • Чаще скучает и требует, чтобы его развлекали.
  • Могут случаться истерики.
  • Ревнует маму к окружающим.
  • С недоверием относится к посторонним.
  • Хуже спит.
  • Хуже ест.
  • Чаще берёт мягкие игрушки.

И правда большинство этих признаков было замечено мной, когда дочке исполнилось 1.5 года. Эта неделя показалась мне ночным кошмаром :)). Иногда трудно понять, что произошло: вот вчера все было отлично, ребенок мог сам поиграть, хорошо себя вел, а сегодня ни с того ни с сего капризничает, постоянно что-то требует, висит на маме. В такие моменты родителям поможет прекрасная и понятная книга про кризисы ребенка — «Капризничает? Значит, развивается!». Советую обязательно скачать ее, благо она распространяется бесплатно. И вы будете в курсе всех переломных моментов в жизни малыша, сможете помочь ему и оставаться адекватной, любящей и понимающей мамой.

Как справиться с кризисом 1.5 лет?

Ребенок переживет этот кризис — можете быть уверены. Вопрос в том, как бы справиться в этот момент со своими нервами! И сберечь дорогие нервные клеточки :).

Самое главное, что я могу вам посоветовать — это больше времени проводить с ребенком. Качественно. Обязательно старайтесь понять, чего именно он хочет и удовлетворите его желание, если это не идет наперекор безопасности и жизненно важным принципам. То есть вы не дадите ножницы малышу, даже если он бьется в истерике, а стараетесь отвлечь его внимание, приласкать, обнять, спеть песенку. Мою дочку в этом возрасте лучше всего отвлекали красивые стихотворения, например, «Я пришел к тебе с приветом». Кстати, это отличная возможность изучить что-то новое, чтобы заинтересовать малыша — жонглировать, танцевать, петь фальцетом, делать оригами или еще что-то.

Если же ребенок требует погулять подольше или кушать за общим столом, а не в своем стульчике, или достать из холодильника желаемое, то в момент кризиса 1.5 лет позвольте ему сделать это. Скоро, буквально через недельку, все встанет на свои места. Но пока малыш отчаянно хочет видеть, что в нем распознают личность, что он может делать, что захочет, что его не ограничивают. Представьте, как это вообще сложно: ты только-только узнал, что ты отдельная личность и волен выбирать: подчиняться или нет, кушать кашу или нет, идти на качели или на горку; и через пару недель ты осознаешь, что должен также соблюдать какие-то правила, которые, оказывается, все соблюдают! И где же граница между «я», «мы» и «они»? Как жить-то теперь вообще?!

Наверное, мы с вами уже и не сможем представить, каково это. Вот недавно муж учил меня кататься на велосипеде, и не мог объяснить, как поворачивать, потому что делает это много лет на автомате. А для меня было абсолютно непонятно, как повернуть так, чтобы не упасть — объясни, помоги. Именно этого и ждут от нас наши дети, и если мы уже не в состоянии понять, как можно чего-то не знать и не уметь, то должны хотя бы поддержать.

Поэтому терпения и еще раз терпения! Вы обязательно справитесь. Желаю вам пережить кризис 1.5 лет с минимальными потерями, потому что этот скачок роста — последний. Осталось потерпеть совсем чуть-чуть. Следующий кризис уже именуется кризисом трех лет, правда, у некоторых деток он начинается уже около двух. Кстати, дальше кризисы будут все реже и реже, однако по мощности — гораздо сильнее. Возможно, для кого-то из вас предстоит в скором времени перенести кризис среднего роста у своего мужчины, а это вообще ого-го! Не стоит забывать и о наших вторых половинках — им тоже нужна наша поддержка и опора.

Всего вам самого наилучшего!

Ваша Блогомамочка — Екатерина Ульянова

Как пережить кризис 2-х лет у детей

Кризис 2-х лет у детей начинается, примерно, в 18 месяцев, то есть в 1,5 года. Ребенок начинает самостоятельно ходить, у него освобождаются руки, и он осознает то, что может самостоятельно пойти туда, куда ему хочется. Но не всегда это заканчивается мирным путем.

Свобода выбора

Кроха в 1,5 года уже довольно быстро передвигается. Это один фактор роста. Второй фактор, то что у него освобождаются руки, которые надо чем-то занять. Ему нужно принимать решение — что именно он должен делать, и это для него большой шаг вперед.

Это определенный этап развития детей, очень важный, когда они начинают осознавать собственное «Я». Именно в период от 18 месяцев до 2-х лет ребенок понимает, что такое «Я». Когда он видит себя в зеркале, то воспринимает себя уже не как постороннего малыша, а как самого себя.

В этот период кроха ощупывает границы своей свободы. Очень важно не ограничивать его там, где ему можно предоставить свободу.

Надо хорошо подумать о безопасности малыша. Предметы на нижних полках необходимо либо обезопасить – повесить замки, либо убрать вещи повыше. Последний вариант будет лучше, так как малютке интересно открывать шкаф, и смотреть, что там лежит, вытягивать это, творить беспорядок.

Конечно потом приходится это убирать, поэтому не обязательно оставлять все шкафы в его распоряжении. Но обязательно в каждой комнате, там, где малыш часто бывает с мамой, например, на кухне, где мама готовит, следует оставить ему свой личный шкаф. Положить туда пластиковую посуду, либо кастрюльки, которые не бьются, которые не могут причинить ему вред, но с которыми малыш свободно поиграет. В любое время, когда ему захочется, сам откроет шкаф, достанет что ему хочется и будет играть рядом с мамой.

Не стоит думать, что если есть в квартире детская комната, то ребенок будет там постоянно находиться. Это естественно, что он хочет быть рядом с мамой. В той комнате, где мама находится, там и он будет заниматься.

Самостоятельное принятие решений

Малышу нужно позволять принимать некоторые решения. Он может выбрать, какую шапку сегодня хочет одеть на улицу, либо синюю, либо красную. Но очень часто так бывает, что он выбирает себе зеленую шапку, а через минуту хочет красную. А когда ему надели на голову красную, все-таки, хочет зеленую.

Еще статьи:  Ребенок 2 года умственная отсталость

Говорите с ребенком, и объясняйте: «Ты, пожалуйста принимай решения, какую ты шапку хочешь одеть». И с третьей попытки, когда у него меняется решение — то одно, то другое, говорите: «Всё, сейчас ты выбираешь окончательно, и эта шапка остается на тебе».

Наиболее чарующий предмет на кухне для малыша — это плита

С пониманием относитесь к маленькому человеку, потому что для него это первый опыт, когда он вынужден от чего-то отказаться самостоятельно. То есть раньше он вообще этим не интересовался, а решения принимала мама вместо него. А теперь он сам вынужден принимать это решение, и ему очень больно в душе отказываться от какой-либо шапки, потому, что они обе ему очень нравятся.

Жизненно-важные правила

Ребенку можно позволять принимать решения, которые не грозят его жизни. Если у нас есть правила, переходить дорогу через зебру или только на зеленый свет, то в любом случае мы будем ждать зеленый свет и не перейдем дорогу, даже если ребенку этого очень захочется.

Очень важно родителям самим придерживаться этих правил, потому что кроха не понимает, почему сегодня мы переходим дорогу на зеленый свет, а вчера мы почему-то перешли на красный. Или почему мама говорит, что надо всегда по зебре переходить дорогу, но вчера почему-то мы перебежали дорогу в неположенном месте. То есть родители сами должны придерживаться этих правил, и давать детям правильный пример.

Кризис 2-х лет, осознавание собственного «Я», принятие первых решений, умение придерживаться общественных правил, правил своей семьи — это очень важный период. Потому что, если дитя не научится выполнять это сейчас, в возрасте 2-х лет, то тогда в подростковом возрасте он не будет уметь придерживаться правил, которые существуют в обществе. Тогда, это будет сложный период, и возможно развитие зависимостей у подростка, и асоциальное развитие.

Правил, которые существуют, не должно быть много, только те, которые касаются жизненно-важных решений.

Ребенку нужно предоставлять свободу. Но те правила, которые существуют (например, переходить дорогу через зебру), должно повторять множество раз.

Во-первых, ребенок забудет на следующий день, что мама вчера говорила. Во-вторых, необходимо объяснять почему именно так. Даже если ребенку 1,5 года, и кажется, что он мало что смыслит, все равно дети уже все понимают в этом возрасте. Проговаривайте это правило много раз, и объясняйте ему так доступно, как это положено в его возрасте.

Даже если ребенок осознает, то что мама ему говорит, и он уже запомнил определенное правило, и вы уже расслабились и воспринимаете, что малыш привык ждать маму возле зебры, и он не пойдет один, то нужно быть готовым к тому, что чадо будет периодически проверять работу этого правила. Потому что ребенку интересно, действительно ли это правило работает всегда. Поэтому не теряйте бдительности.

Как выглядит кризис 2 лет

Признаки кризисного периода у малыша:

  • крики;
  • истерики;
  • очень сложно договориться;
  • невозможно отвлечь;
  • на улице хочет идти в другую сторону;
  • кусается, дерется, особенно достается близким (брату или сестре);
  • беспокойно спит и иногда просыпается уже со слезами;
  • не хочет одеваться;
  • не хочет уходить с детской площадки;
  • не хочет заходить домой в подьезд;
  • дома плачет на публику. То есть в пустой комнате плакать не будет, но как только кто-нибудь заглянет в комнату, где находится, сразу же начинается плач.

Кому-то знакома такая ситуация? Почему происходит кризис 2 лет. Ребенок взрослеет, и понимает, что он уже не часть мамы, не часть папы, он — самостоятельная личность.

Своим «нет», он утверждает самостоятельность, узнает границы дозволенного: что в вашей семье допускается делать, а что — нет; что в обществе разрешается предпринимать, а что — нет.

Если беспрестанно соглашаться с ребенком и отвечать на его капризы согласием, то он поймет, что это очень хороший выход добиваться своего. В любой ситуации, когда что-то будет не по его, он будет добиваться своего криком, капризами, истериками и т.д.

Нельзя постоянно все запрещать. Это тоже не выход. Но с 2-х летним ребенком вполне можно договориться и пойти на компромисс.

К примеру, если ваше чадо не хочет идти домой, то скажите, что пройдете еще один кружок вокруг дома и пойдете домой после этого. Если вы совершаете кружок вокруг дома, а малыш все равно не хочет идти домой, то надо сказать так, что вы договаривались, что после этого круга вы идете домой. Если не переставая упрямится – ребенка в охапку и домой. Потому что он должен осознавать, что существуют какие-то правила, и что человек неподвластен своим желаниям и иногда делает то, что нужно делать.

Просто для себя в голове составьте список тех вещей, которые позволительны и тех вещей, которые нельзя осуществлять ни в коем случае: засовывать гвозди в розетку, или идти через дорогу без родителей. После двух объяснений ребенок это поймет, потому что это опасно, может закончится больницей.

Нужно научится разговаривать с ребенком. В 2 года – это уже довольно взрослая личность, с которой необходимо больше разговаривать и больше объяснять.

Дополнительно мы подготовили для вас статью об уходе за детскими зубами: какими методами это объяснить маленькому человечку и что пригодится в уходе.

Если ребенок капризничает на публику

Что делать, если ребенок капризничает на публику? Оставить его на время, пусть он первый подойдет, первый возобновит общение. Или же через некоторое время подойти к ребенку самому и попытаться чем-то отвлечь.

Если это дома происходит, то можно принести косметичку, которая обычно не попадает к малышу в руки. Это очень интересная игрушка для него, совершенно новая. Если это на улице, в магазине, просто отойти на пару шагов от ребенка, и пусть он чувствует, что этот концерт остается без внимания окружающих.

Не стоит идти на принцип и стараться переупрямить своего упрямца. Попробуйте в большинстве ситуаций проявлять свою волю и свои желания. Спрашивайте его мнение.

Что делать, когда дерутся дети

Драться и кусаться в ответ – не выход. Потому что малыш думает, что это нормальное поведение, что все вокруг так делают, и мама тоже. Поэтому этого допускать нельзя.

Нужно уделять внимание и защищать обиженного. На обидчика, по возможности, не обращать внимания. Это неправильно, рассказывать ребенку, как не надо делать, надо ему показывать, как надо.

Потому что дети дерутся и делают нехорошие вещи от того, что потом начинается очень «веселый спектакль». Мама порой не осознает, что в ответ на удары ребенка, она начинает эмоционально себя вести, а малышу это кажется игрой, наблюдая, что мама умеет выдавать.

Если не последует никакой реакции, то это перестанет быть весело.

В возрасте 1,5 лет многие дети уже не сосут пустышки, но что делать, если он все еще с ней засыпает, а если отбираете ее, закатывает истерики — в следующей статье объясним, стоит ли отучать ребенка от соски.

Кризис 2 лет у ребенка нужно просто переждать. Он закончится и начнется новый период в развитии ребенка. Все дети разные: с одним ребенком можно пережить кризисное время, с другим – неизвестно, что такое кризис 2-х лет. Необходимо родителям быть терпеливыми. В родительских силах делать так, чтобы этот период закончился как можно быстрее. Проявляйте любовь к своему ребенку, умейте разговаривать и договариваться.

Еще статьи:  Как себя полюбить и поднять самооценку психология

Отзывы родителей

Ярослава, 25 лет, г. Нижний Новгород

Не прошло и недели, когда дочери исполнилось 2 года, как у нее в полной мере начался кризис 2-х лет. Был такой случай, когда на перекрестке нужно было идти направо, а она хочет идти налево. Отказывалась наотрез, присаживалась на корточки и ни шагу с места.

Папа решил проверить однажды в пешеходной зоне, в безопасном месте как себя поведет дочь. Муж оставил дочь стоять на месте и сказал, если она не пойдет с ним сейчас, то он уйдет без нее. Папа спрятался в кустах и наблюдал, как в течении 10 минут она стояла на месте и не сдвинулась ни шагу. И когда папа вернулся к ней, то вместе продолжили движение в требуемом направлении.

Светлана, 30 лет, г. Барнаул

С первенцем я не ощутила никакого изменения. Когда сыну исполнилось 2 года и родилась моя дочь, тогда он сразу повзрослел. Сейчас дочь в таком же возрасте, сколько было сыну, когда она родилась, но ей позволялось многое и поэтому мы сейчас переживаем тот самый кризис 2-х лет.

Стараемся воспитывать детей на равных, так как тогда в 2 года сын был уже взрослый мужчина, то и дочери пора взрослеть.

Анна, 28 лет, г. Москва

Мои дети переживают сложный этап в их жизни. У меня погодки, и они вечно не могут поделить игрушки, мамину любовь. Выясняют кто из них прав, кто виноват.

Конечно проделывают это своими доступными им способами: драки кулаками, щипания, плач и крики. Пытаюсь разнимать, надеюсь, что скоро это закончится.

Доктор Комаровский объяснит в доступной форме, как отучить ребенка от истерик в этом видео, которое мы предлагаем вам посмотреть:

Как пережить кризис 2-х лет у детей : 1 комментарий

В этот момент сгладить кризис 2-х лет поможет садик. Появится новое окружение, занятия, друзья. Всё это благодаря появившемуся новому режиму дня. Самое главное у родителей должна быть правильная реакция на поведение ребёнка.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Море эмоций, или кризис двух лет у ребенка

Переходная стадия развития у детей наступает в возрасте полутора—двух лет.

У кого-то кризисные явления могут проявиться и позже. Все зависит от особенностей развития и воспитания маленького человечка.

Психологи уверены, что возрастные кризисы необходимы, таким способом совершенствуется психика ребенка.

Что же такое кризис двух лет?

Причины возникновения

К двум годам малыш становится любопытным, активным ребенком с большим стремлением к самостоятельности. Для него открываются новые границы дозволенного, он начинает осваивать и строить систему взаимоотношений с окружающим миром.

Вместе с тем у малыша портится поведение, появляются истерики, ярко выражено упрямство. В переходе на новый уровень развития и кроются причины кризиса двух лет. Рассмотрим их подробнее.

Малыш в двухлетнем возрасте стремится стать более самостоятельным, справляться с некоторыми делами без участия и помощи родителей.

Многие мамы отмечают, что труднее стало выполнять обязанности по дому, так как шустрый двухлетка повторяет все за мамой. Например, пылесосит или вытирает тряпкой пыль.

Не все родители позволяют принимать участие в своих делах или ограничивают доступ, а следствие таких запретов и сдерживания – истерика крохи. Ребенку кажется, что его ущемляют.

Причина плохого поведения может крыться в запрете на исследование новых границ. Например, ребенку хочется долго кататься на качелях или нарисовать фломастером на диване.

Родительские запреты вызывают истерику, иногда агрессивную реакцию. Некоторые мамы рассказывают, что ребенок пытается их укусить или ударить в ответ на запрещение какого-либо действия.

Продолжительность

Продолжительность кризиса двух лет зависит от здоровья ребенка, его семейной ситуации, приобретенного опыта общения с родителями. Переходный период может пройти спокойно, а может проявляться в бурных эмоциональных реакциях, как у ребенка, так у родителей.

Все кризисные периоды краткосрочны, стабильные этапы жизни намного продолжительнее. Кратковременный промежуток кризисных проявлений позволяет ребенку развиваться и менять свое поведение.

Однако при неудачном стечении обстоятельств и ошибочном поведении родителей беспокойный период может увеличиться и длиться более года.

Гипоксия у новорожденных: симптомы и признаки — в этой статье.

Отследить начало кризиса довольно сложно, но есть несколько особенностей, которые говорят о переходном периоде.

Переходный период характеризуется неуправляемым поведением и необъяснимыми реакциями на привычные вещи. На послушное прежде чадо не действуют уговоры и проверенные способы воздействия.

Даже на интересные игры и занятия малыш может реагировать отрицательно, отказываясь от любимых прежде развлечений.

Основная черта кризиса двух лет – истеричное поведение. Истерика проявляется слезами, криками, агрессией. Ребенок может упасть на пол, ломать игрушки, кидать вещи, его очень трудно успокоить в этот момент.

Поводом для истерики служат самые разные ситуации, иногда совсем незначительные. Например, мама налила молока не в ту чашку или ребенку предложили съесть банан вместо яблока.

В период кризиса отмечаются следующие эмоциональные реакции: громкий плач, капризы, агрессивность, упрямство. Но любой ребенок индивидуален, эмоциональность у разных малышей может быть различной.

Стоит отличать плач, вызванный обидой, и слезы, используемые для манипуляции. К примеру, громкий плач и крик, как способ получить желаемую вещь.

Как справиться с кризисом 2 лет

Главное правило при кризисе двух лет – искать новые пути для общения с чадом. Не нужно воевать с ребенком, сейчас время сопровождения, помогите ему пережить этап слез и истерик.

Рекомендация первая

Реагируйте на капризы чада спокойно. Если он отказывается от каши, то предложите ему другой вариант завтрака.

Разумеется, необходим набор правил, которые нарушать нельзя. Ребенок должен знать о них, хотя первое время он будет пытаться нарушить запреты.

Но если двухлетка проявляет самостоятельность в дозволительных вещах, позвольте ему ее проявить. Такой прием позволит избежать многих неприятных ситуаций и позволит ребенку расширить границы.

Рекомендация вторая

Главная проблема двухлеток – истерики. Бороться с ними иногда бесполезно. Если не помогают никакие действия и малыш не успокаивается, оставьте его одного. Иногда лучшее решение – лишить юного крикуна аудитории.

Еще один действенный способ – взять кроху на ручки и отвлечь интересной ситуацией. Одна мама при начинающейся истерике брала дочку на руки и вместе с ней начинала искать кошку: «Где киса, давай ее найдем, куда она спряталась».

Рекомендация третья

Объясняете малышу свои поступки и действия. «Я надеваю шапку и перчатки, так как на улице холодно», «Я буду мыть посуду, так как нельзя есть из грязных тарелок», «Я выкидываю мусор в урну, некрасиво мусорить».

Как бы это ни выглядело нелепо, такие простые объяснения помогают малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее шагнуть в новый этап взросления.

Рекомендация четвертая

При всем стремлении к взрослению, малыши все-таки еще быстро устают и могут перевозбудиться от новых впечатлений. Итог – истерика, крик, капризы.

Следует по возможности избегать мест, где ребенок может устать, проголодаться. Это долгий поход по магазинам, длительная поездка на общественном транспорте и прочее.

Если двухлетнему сорванцу скучно и неинтересно — он будет капризничать. У него еще не сформировались необходимые психические процессы.

Скарлатина у детей: симптомы и лечение — в этой статье.

А здесь — все о слабительных средствах http://mamaliza.com/zdorove/lekarstva/slabitelnoe.html для вашего ребенка.

Чего нельзя делать

Как нельзя действовать родителям при переходном периоде? Однозначно опасен крик, физические наказания. Насилие в отношении ребенка деформирует его личность, тормозится развитие.

Запреты и правила по отношению к ребенку должно быть четкими. Недопустимо сначала запрещать, потом разрешать. Это размывает границы малыша, его понятие о безопасности.

Ребенок в этом возрасте начинает испытывать чувство злости, часто он не знает, как с ним справиться. Злость проявляется при неудачах, запретах, неумении сказать о своих чувствах.
Еще статьи:  Как понять что ты красивая девушка

Не наказывайте за чувство злости, обнимите и переключите эмоцию. Злость в ответ создает порочный круг. Также следите за своими эмоциями, дети двухлетнего возраста копируют поведение родителей.

Большое количество запретов воспитывают неуверенную в себе личность, позволяющую себе решать проблемы при помощи агрессии.

Попробуйте формулировать фразы в позитивном ключе. Например, лучше сказать: «Давай я дам тебе другую чашку», чем «Не бери мою кружку!».

Не заставляйте чадо давать другим детям свои игрушки. В двухлетнем возрасте кроха не понимает, почему он должен отдавать любимую вещь.

Хороший способ придумали опытные мамы. Во избежание конфликтов на детской площадке они производят между детьми своеобразный обмен. Дети довольны, появилась возможность поиграть с новой вещью.

Таким образом, кризис двух лет у ребенка отличается эмоциональностью, но может протекать и без выраженных особенностей. Родителям нужно принимать во внимание потребности малыша, тогда критический период не доставит проблем.

Кризис 2-х лет у детей: период отрицания всех и вся

Согласно возрастной периодизации данный этап относится к раннему детству. Малыши от полутора до 2,5 лет – это маленькие упрямцы, от которых отрицание в этом возрасте звучит в двойном объеме. Бывает, что ребенок настолько увлекается частицей «не», что ставит ее по поводу и без: «Не буду не кашу!» – гордо звучит во время обеда. «Не пойду не гулять!» – слышится днем. «Не буду не спать!» – так завершается день вселенского отрицания. А прибавьте сюда настойчивое желание обуть сандалии зимой, а сапоги летом, демонстративное поведение, периодические истерики. Сложный период может тянуться где-то до полугода.

А между тем кризис 2-х лет имеет весомые причины, среди которых:

  • Развитие структур головного мозга почти завершено;
  • Уровень гормонального фона практически сформирован;
  • Гигантскими темпами развиваются психические познавательные процессы (мышление, ощущение и восприятие, память, воображение);
  • Совершенствуются физические возможности организма – ребенок учится резво бегать, прыгать, становится очень подвижным.

Мы уже говорили, что будем понимать этот период, как очередной этап развития. И в 2 года кризис возраста возникает не столько у малыша, сколько у его родителей, вопреки здравому смыслу. В зависимости от темперамента ребенка (а это единственное врожденное психическое свойство по утверждению именитых психологов) бурных проявлений детский кризис 2 лет может и не иметь. Либо характер у родителей настолько уравновешен, что этот период протекает спокойно, без вспышек ярости, гнева.

Уважаемые родители, терпение и еще раз терпение!

  1. Помните о том, что ребенок ничего не делает вам назло, он о вас вообще не думает! Выберите четкую линию своего поведения, строго следуйте выбранному направлению. Последовательность – это залог успешности ваших отношений. Дети в этот период очень открыты к общению, пользуйтесь этим.
  2. Посещайте детские студии и всевозможные «развивашки» для гармоничного развития своего малыша, успешной социализации во время общения со сверстниками, а при необходимости – детский сад.
  3. Позвольте ребенку быть самостоятельным там, где возможно, доверьте ему выполнение несложных поручений. Пусть он самостоятельно выберет одежду, даже если она будет смотреться не очень стильно, уважайте его выбор.
  4. Соблюдайте режим дня. Общеизвестно, что дети очень любят правила, так введите их в свою жизнедеятельность, пусть ребенок имеет возможность прилечь отдохнуть днем, обеспечьте ему полноценное питание, дозируйте просмотр мультиков, а вместо этого гуляйте 2 раза в день на свежем воздухе.

Соблюдая эти простые рекомендации, малыш скорее преодолеет проявления этого периода, конечно же, с вашей ненавязчивой помощью и безграничным терпением. Ведь ему сейчас намного тяжелее, чем вам! И если вы будете злиться, выражать недовольство или сравнивать своего малыша с более послушными соседскими детьми, вы сделаете ему еще хуже. Собственному малышу.

В трудные моменты постарайтесь абстрагироваться и вспомнить момент трепетного ожидания, чудо рождения новой жизни. Вспомните, как волновались, переживали, любили, ждали, как впервые взяли на руки маленький теплый комочек, частичку себя, свое продолжение… вспомнили? И вот вы, такие мудрые, умные взрослые сейчас его главная опора и поддержка в этом большом мире. Без вас он просто не сможет! По крайней мере, лет до 3-х, пока не осознает, что некоторые вещи может делать вполне самостоятельно. Но это тема следующей публикации.

2) Как себя вести родителям, чтобы сократить кризис 1 года?

Как себя вести родителям, чтобы сократить продолжительность кризиса 1 года

Кризис первого года становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный ненадолго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости в отношении к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет уже намного больше, чем раньше.

Надеемся, что вы поняли важнейшее: ваш ребенок даже в этом возрасте – это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Кризисы у детей 3, 4, 5 лет — советы психолога

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители, столкнувшись с неадекватным, на их взгляд, поведением ребенка, не знают, как поступить. Советы психолога помогут им найти подход к упрямому чаду.

Кризис трехлетнего возраста

Кризис – это период, когда происходит активное формирование новых черт личности, становление новых взаимоотношений в обществе. В 3 года это происходит следующим образом:

  • Ребенок начинает проявлять самостоятельность и болезненно воспринимает попытки взрослых помогать ему, все чаще звучит фраза: «Я сам!»;
  • Происходит осознание понятий «мое» и «не мое», появляется стремление оградить свое, пресечь попытки других овладеть этим своим;
  • Сопротивление всему и всем, стремление сделать наоборот;
  • Проявление агрессии к взрослым и сверстникам, особенно это может проявляться по отношению к одному из близких родственников, например, к бабушке, которую раньше преданно любил;
  • Авторитарность, ребенок пытается указывать взрослым, что они должны, по его мнению, делать;
  • Появление новых эмоций, например, гордость после похвалы;
  • Истерики, попытки манипулировать взрослыми.

Кризис в этом возрасте может проявляться в меньшей или большей степени. Спровоцировать его может гиперопека со стороны взрослых, ограничение самостоятельности, отсутствие единого стиля воспитания, когда один из родителей пытается проявлять строгость, а другой балует.

Кризис четырехлетнего возраста

В 4 года ребенок начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Он понимает, что когда-то был маленьким, и живо интересуется, что с ним было раньше. В этом возрасте малыш считает себя взрослым и может указывать другим на их неправильное поведение. Это относится и к родным: мама делала ему замечания, когда он чавкал за столом, однажды чавканье малыш услышал от папы. Непременно последует замечание, что так поступать нельзя.

Еще статьи:  Камни для интуиции

Кризис в 4 года в большинстве случаев продолжение кризиса трехлетнего возраста, точнее, его отголоски. В целом ребенок в этом возрасте ведет себя более сдержанно, и все же могут присутствовать следующие проявления:

  • Ребенок не слушается, проявляет упрямство;
  • Он все еще охвачен духом противоречия и делает все наоборот;
  • Он может обидеться и замкнуться в себе;
  • Он эмоционально нестабилен, то бурно радуется, то плачет, а то вообще безразличен ко всему;
  • Он стремится быть только первым и болезненно воспринимает неудачи;
  • К физиологическим признакам можно отнести плохой сон, отсутствие аппетита, снижение иммунитета.

Причин у наступления кризиса в этом возрасте несколько: недостаток внимания со стороны родителей, а также со сверстниками, однообразие в жизни, адаптация к новым условиям, например, к детскому саду. Гиперопека со стороны родителей также влияет на изменение поведения четырехлетнего ребенка.

Кризис пятилетнего возраста

В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверстниками, все меньше он нуждается в маминых ласках. Дети в 5 лет активно готовятся к школе, родители стараются вложить много сил и времени в их развитие. Порой ребенку бывает сложно с этим справиться.

Кризис 5 лет у детей тоже имеет определенные симптомы:

  • Ребенок в этом возрасте очень нервный, его реакция на слова или поступки взрослых может быть бурной;
  • Малыш очень хочет быть похожим на родителей, но он осознает, что до взрослого возраста ему еще очень далеко, и это одна из причин нервозности, порой замкнутости;
  • В 5 лет ребенок вдруг начинает врать, на самом деле так он фантазирует, выдает желаемое за действительное;
  • Пятилетки часто бывают неразговорчивы, у них пропадает желание делиться с мамой или папой своими переживаниями, успехами, неудачами, впечатлениями;
  • Самый опасный симптом – появление страхов, например, страха темноты;
  • В этом возрасте дети уже имеют некоторое представление о смерти, и у них появляется страх потери близкого человека;
  • Признаки кризиса любого возраста – упрямство, непослушание, агрессивность, и пятилетним детям они тоже присущи.

Что советуют психологи?

Нужно ли помогать ребенку, который переживает возрастной кризис? Безусловно. Во-первых, сам малыш очень утомляется, испытывая бурю эмоций. Во-вторых, самих родителей выматывает такое неуправляемое поведение ребенка.

В принципе, подходы к воспитанию в 3-5 лет примерно одинаковы:

Все советы, которые предлагаются родителям в этой статье, обобщенные, но каждый ребенок индивидуален, и возрастной кризис у каждого из них проявляется по-разному. Родителям важно понимать потребности своего ребенка, тогда этот сложный период пройдет менее болезненно.

Первые три года жизни. Возрастные кризисы у детей

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете – что-то изменилось. Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис – необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них – кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризисявление позитивное, в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис – явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того – мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни – осознание малышом собственной самостоятельности, желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать, отстаивая свою независимость.

Вот тут то и начинается самое интересное – малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Наша мама-форумчанка Lady рассказывает: «У нас этот кризис в год и месяц начался, чуточку припоздал. Но как начался – я уже не скучала. Собираться на улицу – не хочу, не буду, идем домой с прогулки – не затащишь, в туалет – нереально, сидит у меня на руках, только спущу – крик. Обед готовлю одной рукой, и разве его кто-то нормально ест, одеваюсь – аналогично. Около двух месяцев было так. Сколько у меня нервов погибло за это время, не знаю, но валерианка мне уже не всегда помогала. Зато потом ходить начал хорошо, и в речи был скачок. Так что – ждем еще полгодика и начинаем готовиться к следующему кризису».

Конечно, находить общий язык с карапузом, который находится в состоянии постоянного конфликта – сложно. И даже самые терпеливые родители то и дело теряют терпение. Так как все мы понимаем, что насилие и авторитарное воспитание – это не выход, переходим к новому пункту воспитательного плана – учимся договариваться с ребенком. Да, именно сейчас родителям уже пора начинать осваивать это особенное искусство – ведь как только малыш услышит крик, истерика начнется с новой силой.

Что же делать? Главное – просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, быть готовым к сиюминутным эмоциональным взрывам ребенка, уметь переключать его внимание на что-то другое и нивелировать проблему.

Например, вы знаете, что ребенок не захочет одеваться, значит, на этот период стоит запастись удобной одеждой и памперсами-трусиками, на манипуляции с которыми не нужно тратить много времени, а также какой-то новой развлекающей игрушкой, на которую малыш на время сможет переключить свое внимание, позабыв о необходимости протеста.

Еще один совет – в период кризиса малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ним, носить на руках, ведь ему сейчас труднее чем взрослым, и крохе, как никогда, необходимо ее тепло и понимание.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «В момент возрастного кризиса, да и не только, родителям не стоит делать за ребенка то, что он хочет сделать сам. Конечно, это будет гораздо дольше обычного, у карапуза не будет получаться и он начнет капризничать, но не стоит навязывать малышу свою помощь. Будьте всегда рядом, но помогайте, только если ребенок попросит – сейчас ему непременно нужна определенная доля самостоятельности. Конечно, вы сделаете все необходимое лучше, быстрее, более ловко и без проблем, но взрослый человек уже все это умеет, а малышу – необходимо научиться быть самостоятельным, и в этом ему стоит помочь. Каждый родитель хочет, чтобы из его ребенка выросла решительная, целостная и сильная личность, а основа таких проявлений характера закладывается именно во время возрастных кризисов еще совсем маленького человечка».

Еще статьи:  Приступы эпилепсии у детей

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил – кризис двух лет.

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого упрямства.

Причина кризиса двух лет проста – малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» – «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет – а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама-форумчанка Nunuм рассказывает: «У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково – это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду – нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению. Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Кризис трех лет

Кризис трех лет – один из самых известных кризисов в развитии малыша, и он отличается от всех вышеописанных возрастных переломных моментов. У некоторых детей первые два кризиса могут пройти достаточно спокойно и гладко, а вот пропустить кризис трех лет зачастую просто невозможно, ведь именно сейчас в лексиконе малыша появляется местоимение «Я» и целое море негативизма, строптивости и непослушания.

Конечно, родители пережившие кризисы одного и двух лет знакомы с детским стремлением противоречить всегда и всему без разбору, даже не потому, что хочется, а потому, что малыш не может поступить иначе, отстаивая свое право на что-либо.

А еще малыш будет упрямо настаивать на своем, абсолютно не поддаваясь на уговоры, быть постоянно недовольным всем, может начать ругаться, толкать, ломать игрушки. Что происходит? Ребенок самоутверждается, и процесс этот проходит в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

К счастью, подобные негативные признаки – обратная сторона позитивных изменений маленькой личности. Ребенок неуклонно развивается и на смену старым способам взаимодействия с миром приходят новые модели общения, проходит переломный момент психологического развития.

Что же новое возникает в жизни трехлетнего карапуза? Он осознает новое чувство – я отдельный человек, «я сам». Казалось бы, еще совсем недавно, на вопрос «кто будет кушать клубничку», ребенок называл свое имя, а вот сейчас, активно кричит «яяяяяяя». Вместе с осознанием собственного «Я» у ребенка развивается новая форма самостоятельности независимость, которая рождается через бунт против прежних рамок и системы.

Трехлетний малыш уже готов целенаправленно делать что-то, ради достижения своей цели, также для него важно, чтобы за его успехи он получил похвалу от взрослого. Весь этот удивительный коктейль психологических изменений щедро приправлен повышенной чувствительностью ребенка, его обидчивостью и эмоциональными вспышками.

Итак, злиться на ребенка в период кризиса абсолютно бесполезно – все перемены природны, и чаще всего от них страдает сам малыш не меньше, чем его родители. Выходом, как обычно, станут терпение и понимание, а также новые игры, пусть даже во время еды или когда нужно пойти на горшок, стратегический запас различных «волшебных отвлекалок», которые могут переключить внимание ребенка и максимально допустимая самостоятельность.

Еще одно необходимое, но очень сложное условие – родительская последовательность. Можно сколько угодно быть гибкими и договариваться по поводу того, когда, как и кто будет собирать разбросанные по ковру игрушки, только если это не является закрепленной за малышом обязанностью. Ребенок не слушает то, что вы ему говорите? Потерпите, привычка формируется месяц, и если в течение 30-ти дней спокойно и уверенно говорить ребенку «нет, сначала ты соберешь игрушки, а потом мы будем смотреть мультики», не отступая от своего ни на шаг, он обязательно осознает, чего вы от него хотите.

Именно сейчас малыш не может вести себя по-другому, ведь задача трехлетнего ребенка – проверять границы родительского терпения, но есть хорошая новость – рано или поздно ему это надоест. И все встанет на свои места.

Действительно, возрастной кризис – это не навсегда.

Уже совсем скоро, маленький «нехочуинебуду» опять превратится в смышленого малыша, с которым можно легко договориться!

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here