Как облегчить адаптацию

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "как облегчить адаптацию" с детальным описанием.

Как облегчить адаптацию

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизведанным миром, с непривычным окружением и другими отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, отношений в семье, условий в детском саду и многих других факторов. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Обычно нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, к тому же, кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.

Хуже остальных в дошкольных учреждениях чувствуют себя дети с флегматическим темпераментом. Они часто не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше торопить, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок наоборот становится более медлительным и безучастным.

Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. В нашем детском центре развития «Летиция» опытные психологи и педагоги проводят психологические развивающие занятия для детей разного возраста, начиная с 1,5 лет. На занятиях особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Дети, испытывающие беспокойство, когда мамы нет рядом, сначала занимаются в группе с ее присутствием, а затем мама выходит из класса сначала на 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность своего отсутствия. Таким образом, дети привыкают к временной разлуке с мамой и уже, начиная посещать детский сад, не так остро реагируют на ее отсутствие.

С момента поступления в детский сад малыш становится участником коллектива, активно начинается процесс его социализации. Идет обучение детей навыкам взаимодействия с другими, формируется умение жить в обществе. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей и разных обстоятельств оказывают влияние на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои устойчивые вкусы – но допускать и что-то новое.

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны принимать просто за капризы. Между тем, проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно трудный для него период. Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые.

Существуют тяжелая, средняя и легкая степени адаптации в детском саду:

  • При тяжелой степени дети идут в сад с истериками, даже спустя месяц. Зачастую к этому прибавляются постоянные простуды и повышенная нервозность, плаксивость в течение дня.
  • При средней степени адаптации утренняя плаксивость характерна от 2 недель до месяца и время от времени возникает и позже. Сильных нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит вирусную и бактериальную адаптацию, начинает болеть.
  • При легкой степени малыш по утрам довольно охотно идет в садик. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Приведем базовые советы психологов для облегчения адаптации к детскому саду.

Таким образом, для того чтобы с самого начала ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой обстановке и новым людям. В садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, безопасный и комфортный мир.

Идем в детский сад как облегчить адаптацию

Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию?

Что это такое? Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; постоянный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; резкое уменьшение персонального внимания.

Какая она бывает? легкая адаптация: временное нарушение сна, аппетита (нормализуется в течение 7-10 дней) характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; заболеваний не возникает.

2. Средняя адаптация все нарушения выражены более и длительно. – сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней), – речевая активность (30- 40 дней), – эмоциональное состояние (30 дней), – двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении); резкое нарушение сна; избегание контактов со сверстниками, попытки уединиться, отмечается подавленное состояние ; дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более.

Еще статьи:  Как стать психопатом

Кому легко? Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее (беседы о д/саде, прогулки около д/сада, общение с другими детьми). Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Детям, чей режим близок к режиму д/сада. Детям, чей рацион питания приближен к садовскому (Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния).

А кому трудно. Трудно приходится детям, у которых Не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее); Малышам, которые воспринимают поступление в сад как неожиданность; Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); Главной и основной причиной является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок), ограничен рамками семьи. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Давайте справляться вместе! Основная задача в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий (игр, занятий, наблюдений и т.д).сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый (берёт на себя какую -то роль в игре). Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Помощь нужна еще и маме!

Необходимо помочь: Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, необходимость работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Хуже, когда ребенок настолько зажат, что не может плакать. Воспользоваться помощью. Обратиться к психологу, этот специалист может помочь не только ребенку, но и его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода. Такую информацию может дать и психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

Я маме помогаю: Я в детский сад хожу. Игрушки не ломаю. Детей не обижаю. В углу я не сижу. Я в садике не плачу, Обедаю и сплю, Гуляю, куклу няньчу. Танцую и пою.

Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию. Консультация психолога

Вы собираетесь отдать ребёнка в детский сад. Конечно, у вас возникает очень много вопросов и волнений по этому поводу. Как сделать процесс адаптации ребёнка к новым переменам более легким?

Все дети реагируют на первый визит в детский сад по-разному. Одни не замечают, как ушла мама, другие – плачут сразу, как переступили порог учреждения, чувствуя интуитивно неблагоприятные перемены. В большинстве случаев процесс адаптации требует больших эмоциональных и физических затрат со стороны ребёнка, поскольку их жизнь меняется кардинально. Весёлый призыв мамы: «Идем в детский сад!». для ребёнка означает:
-отсутсвие близких рядом;
-строгий режим дня;
-подчинение незнакомому до этого времени человеку;
-уменьшение личного внимания.

Все это вызывает негативное отношение к детскому садику. Многие дети адаптируются в течение 3 недель, у других тревожное состояние наблюдается и после 2-х месяцев пребывания в детском саду. Если адаптация затянулась до 3 месяцев, то требуется вмешательство психолога.

Адаптация ребенка к детскому саду пройдет легче, если родители будут выполнять следующие требования.

Ребёнка следует готовить к детскому саду за несколько месяцев, а лучше за полгода. Для этого поиграйте дома в детский сад с игрушками, расскажите сказочные истории про садик, погуляйте на территории сада. Ещё лучше заранее познакомиться с воспитателем и побывать в группе вместе с малышом.

Поскольку в адаптационный период все силы организма направлены на привыкание к новым условиям, страдает иммунитет ребенка. Поэтому в адаптационный период особое внимание уделите правильному питанию, режиму бодрствования и отдыха.

Навыки самостоятельности. Прививайте ребенку самостоятельность. Учите его самостоятельно одеваться, ходить на горшок.

Рацион питания подобный садовскому. Поскольку питьё и еда являются залогом уравновешенного состояния, ребёнку будет лучше увидеть в садике привычную ему еду. Основой рациона в саду являются каши, сырники и творожные запеканки, разнообразные котлеты, омлеты, супы.

Некоторые особенности поведения малышей в период адаптации (слезы, нервозность, капризы) пугают родителей, они начинают задумываться «Почему он так себя ведет?» .

В первые дни познавательная активность ребёнка снижается. Пропадает даже интерес к игрушкам. Многие дети просто отсиживаются в стороне. Успешная адаптация завершается короткими вылазками к игрушкам, затем постепенным освоением территории группы и познавательными вопросами воспитателю.

У ребенка может также наблюдаться снижение социальной активности. Ваш кроха был самым общительным, с удовольствием играл с другими детьми, а теперь стал беспокойным и замкнутым. Внимательно следите за ребенком, разговаривайте с воспитателем. Понятно, что ребенку нужно время, чтобы прийти в себя и привыкнуть к новому. О положительной динамике адаптации можно судить, если малыш стал взаимодействовать с воспитателем, слушаться его, играть с другими детьми.

Отрицательные эмоции ребёнка по поводу расставания – оправданы сменой привычной обстановки. Если малыш через несколько минут успокаивается после ухода родителей, то адаптация проходит нормально.

Дневной сон в первые дни может быть тревожным. Будьте готовы к этому. Нервозность, расстройство сна может наблюдаться также и дома. Будьте терпеливыми, уделяйте малышу внимание, побольше разговаривайте с ним и все отрицательные эмоции скоро пройдут.

Снижение аппетита или отсутствие его вообще связано с непривычной едой (по виду или вкусу) и стрессовым состоянием. Добрым знаком является восстановление аппетита, пусть даже кроха съедает не всю порцию.

У некоторых детей могут появиться особенности речи. словарный запас может обеднеть, могут появиться «облегчающие» предложения и слова. Не переживайте, к концу адаптационного процесса речь восстановится.

В период адаптации снижается детский иммунитет. сопротивляемость организма к инфекциям не столь велика, поэтому ребёнок может заболеть.

Дома окружите ребёнка бережной обстановкой, вниманием и заботой, поскольку нервная система малыша работает на полную мощь. Если ребёнок жадничает . не хочет делиться своими игрушками с другими детьми, капризничает, ведет себя не адекватно, будьте терпимы. Обнимите и успокойте кроху.

Еще статьи:  От чего бывает эпилепсия у детей

Самый первый страх, который мучает всех детей, что родители бросят их, не заберут вечером. Убедите ребенка, что это не так. Со временем, когда он поймет, что мама всегда приходит, после того, как малыш поспал, он будет знать, что происходит и успокоится.

Никогда не говорите плохо о садике или воспитателях в присутствии малыша, даже если у вас есть все основания. Если ребёнок будет ходить в группу, ему будет намного легче, если воспитатели будут для него авторитетами. Наоборот похвалите малыша в присутствии посторонних, расскажите с гордостью, что он посещает детский сад, это подстегнёт самолюбие крохи. Дайте ребёнку с собой в садик мягкую игрушку, обнимая её, он будет вспоминать родных и домашнюю обстановку.

И, конечно же, поддержка нужна и маме. У неё тоже рвётся сердце, когда она видит переживания своего ребёнка. Прежде всего, вы должны быть уверенны, что вашему малышу необходимо посещать садик. Старайтесь быть спокойной и сохранять ровный голос при общении с ним. Ведь дети сканируют чувства своих мам, а спокойствие мамы передастся и ребенку. И, конечно, делитесь опытом и своими ноу-хау в адаптации к садику с другими мамочками. От всей души желаем вам, чтобы ваш ребенок ходил в садик с удовольствием и никогда не болел!

Статья прочитана 5 раз(a).

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ

Идём в детский сад, как облегчить адаптацию?

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?


муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад с. Федоровка Тульская область, Ленинский район

Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?

На днях, гуляя с ребёнком в парке, я стала невольной свидетельницей следующей истории – на лавочке мама громко отчитывала дочку (с виду чуть младше полутора лет) за некую провинность: “Как ты могла так сделать! Да я тебя. Я тебя. В детский садик отдам, будешь в садик ходить. “. Интересный вариант угрозы, конечно. Хорошо ещё, если эта мама не планирует в будущем отдавать ребёнка в сад вообще. А если собирается? Как думаете, легка ли будет адаптация девочки в детском садике, если для неё это будет выглядеть как сбывшаяся самая страшная из угроз взрослых?!

И поскольку на дворе июнь, а если мне не изменяет память – именно в июне наиболее массово раздают направления в эти учреждения тем, кто прошёл туда в этом году по очереди, то я решила написать о своих взглядах на вопросы адаптации малышей в детских садиках. Точно знаю, что для многих эта тема является острой и наболевшей, и ещё для большего количества людей – просто актуальной.

На фото – мой старший сын Егорка на своём первом в садике новогоднем утреннике (утренников в других местах он к тому моменту посетил предостаточно, но именно в саду это был первый раз, очень трогательный и волнительный). В тот момент ему было 2 года 3 месяца, и он с середины осени ходил в группу кратковременного пребывания (с 8 до 13 часов) при нашем детском садике.

Немного фактов о том, почему (ну помимо профессии психолога) я считаю, что нашим опытом по адаптации в садике стоит поделиться. Во-первых, как я уже писала ранее, первый раз мы со старшим ребёнком ушли в саду на больничный в марте (через полгода с начала его посещения), до этого ни о каких серьезных болезнях, которые многие считают нормальными для адаптационного периода, у нас речи не шло. Во-вторых, как уже тоже упоминала, в первые же 1.5 месяца пребывания там нашему и ещё одному ребёнку из всей группы местный психолог поставила высший балл из возможных по тестам на уровень адаптации, и даже просила поделиться опытом о том, как удалось такого достичь. В-третьих, я с сыном никогда не знала, что такое “отдирать ребёнка в саду от мамы со слезами на глазах обоих” – при этом вокруг регулярно наблюдала и такое, и истерики, и многое из этого у некоторых продолжалось вплоть до конца года.

Как удалось к этому придти? Опять же, как и в статье про ревность между детьми в семье (когда я писала про отсутствие таковой в нашем семействе) – нельзя сказать на 100%, что именно из факторов оказало большее, а что меньшее влияние. Возможно, имел место быть и факт, часто всеми упоминаемый, что нам “повезло”, и у нас “садиковский” ребёнок, а у них – нет. Согласна, что и изначально все дети разные. Однако, помимо того, что я никогда не пугала сыновей страшилками про сад, в отличие от мамы из начала сегодняшней истории, было много других вещей, которые я целенаправленно и осознанно делала для того, чтобы ребёнку в будущем было легче адаптироваться в саду. И мне кажется, что все это могло повлиять на столь благоприятный для нас исход этой ситуации в неком комплексе. А потому, поделюсь всем относящимся к данной теме, что считаю важным и что вспомнится сейчас.

Прежде, чем перейти непосредственно к теме адаптации, хотела обозначить свои взгляды на детский сад в-принципе. Я лично не считаю его чем-то строго необходимым для ребёнка дошкольного возраста. Что же считаю необходимым? Занятия в игровой форме, формирующие разнообразную среду и способствующие всестороннему развитию, регулярное общение в детском коллективе, желательно схожего возраста, а также заботливый, принимающий и понимающий взрослый рядом (и по степени значимости для ребёнка последнее я бы поставила на первое место). Всего этого можно вполне достичь и без сада, и если у вас есть на то желание и возможность – почему бы и нет. Но и сам садик как таковой я тоже совсем не считаю неким местом зла, куда люди сдают своих детей исключительно от безвыходности и наблюдают за тем, как они там мучаются. Скорее, это некий компромиссный вариант, позволяющий удовлетворять потребности как родителей, так и ребёнка – и, при условии грамотного к тому подхода, все вышеобозначенное вполне можно получить и там. А потому, перехожу непосредственно к описанию своего личного опыта по данной теме.

Ну во-первых, раз уж я начала сегодняшний пост с темы про “страшилки”, продолжу обратным
– с раннего возраста сына, проходя мимо садика и видя гуляющих деток, или читая стихи/истории про детский сад в книжках и рассматривая там картинки, я рассказывала ему, что, когда он подрастёт и станет большим, ему тоже разрешат посещать садик, как этим малышам. Не секрет, что в детском возрасте большинство из нас хотят казаться как можно более взрослыми и гордятся этим, а потому я всегда прививала сынишке отношение к саду как к некоему атрибуту взросления – следовательно, поводу для собственной гордости и удовлетворения (“Вот, я вырос и теперь мне уже можно!”). Делать я это начала задолго до того, как он научился говорить и что-либо осознанно отвечать мне по данной теме. Но когда все же научился говорить распространенно (а это было как раз уже во времена посещения им вышеупомянутой группы кратковременного пребывания) – “обратная связь” показала, что отношение у него сформировалось примерно такое.

Еще статьи:  Низкий уровня тревожности

Кроме “повода для гордости” я всегда акцентировала внимание ребёнка (в течение тех самых подготовительных разговоров) на положительных аспектах пребывания в саду. Например, много интересных игрушек, веселые игры с другими детками, и так далее – кто ищет, тот всегда найдёт. Страшилок же или оханий и аханий на тему того, как же трудно ему (и нам всем) будет, когда он пойдёт в сад я не только не рассказывала ребёнку сама, но и не давала это делать другим в его присутствии (а желающие всегда находились).

Ближе к непосредственному началу хождения в сад мы с ребёнком смотрели ещё разного рода презентации и видео, скачанные мной в инете в компьютер, о том, как устроен детский сад, какой примерно там распорядок дня и какие правила, и так далее. Благо подобных материалов в наше время, если поискать, можно найти в изобилии. Это позволило ему ощущать меньше неизвестности перед походом в сад и во время первых дней нахождения​ там, а ведь именно неизвестность часто вызывает у людей самые сильные страхи.

Третий важнейший момент – выбор садика, и, главное, адекватных воспитателей. Поскольку именно на этого человека ребёнком будет условно говоря проецироваться роль и обязанности его родителя во время нахождения в саду, с ним он будет строить отношения и ему доверять свои тревоги (или же как раз не будет, и тогда будет чувствовать себя одиноко, оставаясь с ними один на один) то воспитатель – это, на мой взгляд, самый важный критерий при выборе детского садика или группы внутри него. Никакие наикрутейшие занятия не пойдут на пользу, если рядом с детьми постоянно будет находиться агрессивный, не любящий свою работу и детей человек. И вообще Ваша задача, как взрослого – обеспечить пребывание своих детей в надёжных и заботливых руках. А не задача ребёнка – подстраиваться под неадекватную тётю-воспитателя (к сожалению, такие встречаются, и не редко) просто потому, что Вам больше некуда его деть на это время. Выбирая воспитателя, общаясь с ним, задумайтесь – а было бы мне в детском возрасте комфортно находиться полдня или весь день рядом с этим человеком? Если ответ “да” – можно Вас поздравить, смело можете переходить к дальнейшему чтению. Если же “нет” – есть, над чем задуматься, и рекомендую это сделать.

Четвертое – в течение адаптационного периода старайтесь планировать на свободное от садика время как можно больше совместного досуга и общения с Вашим ребёнком. Он пока не привык столько находиться без Вас, он может скучать, за то время, что вы не виделись, у него может возникать много новых мыслей, опыта или чувств, которые чрезвычайно важно разделить с ним – вербально или невербально. И потому будьте особенно внимательны и бережны к нему на начальном этапе, и освободите как можно больше времени в Вашем графике для организации вашего совместного общения в этот период. Дополнение на тему времени (уже сто раз везде промусоленное и очень логичное, а потому не буду выносить его в отдельный пункт) – в период адаптации, как Вам, наверняка, известно, увеличивайте время пребывания малыша в саду постепенно, начиная с 30-60 минут в первый день и постепенно, за 1-4 недели доводя до изначально планируемого количества.

Ну и пятое – если Вы сам или сама чувствуете тревогу, печаль, вину, злость или любые другие острые чувства по поводу​ необходимости отдавать ребёнка в садик – пожалуйста, сначала разберитесь с ними (признав, прожив и т.д.), а потом уже “подкатывайте” с темой садика к своему ребёнку. Дети – существа, очень тонко чувствующие и легко улавливающие эмоциональное состояние значимых для них людей, и, если внутри Вас трясет при мысли о детсаде – как бы Вы не пытались излучать позитив по этому поводу внешне, ребёнок словит и перенесет на себя настоящее, внутреннее. А потому, в первую очередь позаботьтесь о себе и разберитесь с собственными чувствами, если таковые имеются и они достаточно ярки. Разберитесь сами, с техниками, с другими близкими или с психологом – но чрезвычайно важно это сделать, тем или иным способом. И лишь тогда, когда Вы сами спокойны на тему детсада, это закладывает устойчивый фундамент для формирования спокойного отношения к нему и у Вашего ребёнка.

Резюмируя все вышесказанное: если Вы всё же решили отдавать ребёнка в сад – осознайте и проживите собственные чувства по этому поводу, подготовьте плодородную почву для хорошей адаптации ребёнка, будьте ближе друг к другу, в особенности в первое время – и, вероятнее всего, адаптационный период пройдёт хотя бы относительно легко для Вашего малыша (а значит и для Вас). Дерзайте, и Ваша высшая сила Вам с ребеночком в помощь! И пусть как детский сад, так и время вне его, подарит Вашему крохе много приятных, незабываемых впечатлений.

Как родителям облегчить адаптацию ребенка

Как родителям облегчить адаптацию ребенка

Все очень индивидуально! И одного ребенка можно оставить на полный день в первое же посещение ДОУ, а другого придется забирать до обеда еще несколько недель. Тем не менее можно выделить несколько правил, соблюдение которых, поможет адаптации ребенка.

  1. Еще в подготовительный период обращайте внимание ребенка на то, что никто из детей не остается в детском саду на совсем. Их всех забирают родители. И он не будет исключением.
  2. Первое время ребенка можно оставлять не на полный день. Об этом важно предупредить ребенка доступным ему способом. Проще всего описать то событие, после которого Вы планируете его забрать. Например, «ты вернешься с прогулки и я за тобой приду».
  3. Расспрашивая ребенка о том, как прошел его день, не фиксируйтесь сами и не фиксируйте его на негативных событиях. Дети, особенно младшие и средние дошкольники, неизбежно будут выяснять отношения действиями, а не словами. Поэтому будут конфликты из-за игрушек, недопонимания. В этом возрасте руки работают быстрее, чем слово. Т.о. ребенок может рассказывать Вам, что его «толкнули», «побили» и т.д. При чем дети, как правило, не прослеживают причинно – следствинные связи. Хотя он сам мог спровоцировать другого ребенка на драку, ребенок может не придавать этому значения. И рассказывать так, будто на него напали ни с того ни с сего! Для большей объективности можно расспросить воспитателя.

Придумайте такие вопросы, которые помогли бы ребенку вспомнить хорошие моменты прожитого дня, моменты, где он был молодцом, моменты, которые поднимут ему настроение.

Что же делать? Учите ребенка предупреждать обидчика, прежде, чем давать сдачи (У правила «бей первым!» есть одно негативное последствие. Ребенок может ударить первым не только обидчика, но и того, кого он обидчиком посчитает. Иногда может ударить достаточно сильно).

Еще статьи:  Кризис младшего подросткового возраста

Учите ребенка привлекать внимание воспитателя к тому, что его обижают. Помощью взрослого нельзя пренебрегать. В этом возрасте дети еще не способны самостоятельно разрешать свои конфликты.

Учите ребенка вежливо просить игрушки или разрешения присоединиться к чужой игре, а не хватать то, что ему понравилось.

В связи с конфликтом или дракой у ребенка все равно останутся негативные эмоции: обида, злость, гнев. Помогите ему не накапливать их, а выразить в конструктивной форме. Порисуйте с ним эти эмоции, полепите, проиграйте.

4. Пребывание родителя в группе в период адаптации. Это момент спорный. Во-первых, далеко не все воспитатели готовы к такому. И не потому, что делают в группе что-то нехорошее. Просто им не комфортно. А ведь от настроения воспитателя зависит общая атмосфера в группе. Во-вторых, если у ребенка есть рядом мама, то автоматически отпадает необходимость выстраивать какие-то отношения с другими взрослыми и детьми. В-третьих, ребенок все время отвлекается на маму, следит за ее реакциями и, как правило, больше заинтересован этим, чем происходящим в группе. Если же мама находится не в самой группе, а в раздевалке, то ребенок будет постоянно стремиться выйти к ней, чтобы удостовериться в ее наличии. Как правило? в этой ситуации тревога мамы подпитывает тревогу ребенка и успокоиться им обоим бывает труднее, чем каждому по отдельности. Возникает парадокс: хотя мама находится в группе, чтобы ребёнку было спокойнее, события развиваются не по этому сценарию.

5.Отправляться по своим делам, а не оставаться под дверью группы. Когда мамы или бабушки остаются под дверью группы и слушают стенания ребенка, то сердце их разрывается от боли. Они очень сильно переживают и, либо могут в какой-то момент вернуться в группу, чтобы успокоить ребенка, либо очень сильно расшатать свои нервы, что уже понадобится человек, который бы успокаивал их. Как правило, дети успокаиваются в течение 5 – 10 минут с момента прихода в детский сад.

6.Не подходить к детской площадке, чтобы посмотреть «все ли в порядке с ребенком». Если ребенок Вас не увидел, то считайте, что Вам повезло. Обычно дети запросто различают своих родителей, особенно, когда еще не влились в детский коллектив и наблюдают за ребятами издалека. И, когда ребенок Вас заметит, будьте уверены, что он продемонстрирует всю гамму чувств, чтобы показать Вам, как ему здесь плохо. (Девочка, которую приводила мама и сидела с ней в группе)

7.Вспомните, как Вы ходили в детский сад? С какими эмоциями это было связано? Плакали ли Вы, оставаясь в группе? Что думали про своих родителей, когда они задерживались? Были ли какие-то страхи, связанные с детским садом? И т.д. Может быть так, что Ваши собственные переживания и тревоги того времени влияют на нанешнюю ситуацию, заставляя Вас переживать сверх необходимого.

8.Проигрывайте и рисуйте с ребенком те ритуалы, которые существуют в группе. Например, после прихода в раздевалку – надо раздеться (приучайте ребенка делать это самостоятельно), поздороваться с воспитательницей, помыть руки после улицы и т.д.

9.Сочиняйте с ребенком сказки про детский сад, чтобы помочь ему адаптироваться.

Как облегчить процесс адаптации в детском саду

  • Сообщений: 2
  • Спасибо получено: 0

Здравствуйте! Я скоро впервые со своим ребенком пойдем в детский сад. Конечно, Я очень волнуюсь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться мне и моему ребенку и как сделать процесс адаптации более мягким?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • solnyshko
  • Автор темы –>
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 2
  • Спасибо получено: 0

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Консультация для родителей “Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду”.
консультация на тему

В данной методической разработке даны рекомендации для родителей по облегчению адаптационного периода.. Материал предназначен родителям малышей, будет интересен педагогам, работающим на группе раннего возраста.

Вложение Размер
adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

“Как облегчить адаптацию

ребенка к детскому саду”

Тесленко Татьяна Александровна

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Адаптация – от латинского «приспособляю» – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад — новый период в жизни ребенка . Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду:
1. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

– самостоятельно садиться на стул;

– самостоятельно пить из чашки;

Помните , что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали – укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку.

Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!

Чтобы помочь себе, нужно:
1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже
если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за “нытье”. Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие “ноу-хау” есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

как облегчить адаптацию к д/с?

из опыта своего расскажите. что мы уже сделали: кушать сам умеет, в садике гуляли с его группой несколько раз уже, режим у нас как в саду, частенько гулять отправляю с бабушками или тетей (раз в неделю точно ходит, при этом со мной спокойно расстается). Планирую с папой отправлять в садик т.к. если я ухожу — плачет, а папу спокойно за дверь отпускает. Что-то еще нужно? ах, да, от груди не отучаю, но т.к. мы на св с месяца он без нее обходится, если не предлагать и он не голодный, то просить не станет.

Еще статьи:  Закон привлечения и сила мысли

Как облегчить адаптацию на новой работе

Советы от одного из самых успешных HR-директоров СНГ Михаила Притулы специально для читателей Лайфхакера.

Head of HR Preply. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR.

Теме адаптации сотрудников, или, как её называют на Западе, onboarding, посвящено много исследований, статей, рекомендаций и даже книг в стиле «Ваши первые 90 дней на новой работе». Не буду перегружать вас упоминаниями книг, статистикой, ссылками и прочим, а сразу перейду к делу и дам несколько советов из моего 12-летнего опыта работы в HR.

Адаптация не происходит сама по себе

Какой бы крутой ни был профессионал. Распространено убеждение, что если мы берём на работу суперкрутого профи, то он уж точно сам разберётся, что делать и как адаптироваться. Мол, это чуть ли не признак профессионала. Не адаптировался — значит, не профи. Следующий!

На самом деле в лучшем случае адаптация затянется и сотрудник выйдет на полную мощность через 3–6 месяцев (зависит от уровня позиции и сложности должности). С качественной адаптацией этот срок сокращается вдвое.

Сколько вы там платите вашему новому маркетинг-директору? 5 000 долларов в месяц? И как вы считаете, стоят ваши усилия 15 000 долларов, которые вы сэкономите компании? Агентствам за поиск кандидатов вам три зарплаты платить жалко, а на адаптации вы их легко теряете?

Первый день критичен

Итак, вы поняли, что адаптация — крайне полезная штука. Что делать, куда бежать? Нанимать срочно HR-менеджера, который займётся адаптацией ваших сотрудников? Нет, сначала успокоиться. 90% успеха адаптации заложены в первом рабочем дне, и руководителю под силу сделать это качественно самому. Но придётся подготовиться.

Удостоверьтесь, что к этому времени документы подписаны (сотрудники не любят, когда подписание документов с компанией затягивается на несколько дней). Лучше сделать это заранее, если возможно.

В «СТБ» мы, например, высылали анкету кандидата, которую человек заполнял дома и присылал нам. В «1С» у нас были шаблоны всех договоров, куда мы подгружали анкету кандидата и за 5 минут печатали все документы. Сотруднику не придётся ждать, пока ваш кадровик наберёт его данные от руки.

В Preply мы вообще подписываем все контракты в DocuSign, у нас даже нет такого понятия, как пойти в отдел кадров. Человек высылает скан паспорта, мы вносим в контракт, загружаем в DocuSign и высылаем на подпись СЕО и сотруднику. Подпись цифровая, можно поставить даже с телефона.

Рабочее место и необходимые доступы

Все учётки должны быть заведены: почта, Slack и прочее. Мы это делаем сразу после подписания контракта.

Проверьте, что компьютер готов, стол и стул ждут хозяина. Вишенка на торте — пакет новичка: ручка и блокнот с фирменным логотипом, футболка, набор наклеек, ленточка для пропуска, значок компании (бюджет — 10–15 долларов).

Знакомство с офисом и сотрудниками

Сотрудники должны быть проинформированы. Если в компании работает менее 100 человек — пишем в Slack, кто к нам присоединился, бросаем ссылку на профиль в LinkedIn (в России — на Facebook). Если в компании больше 100 человек — делаем то же самое, но только в пределах департамента (который тоже до 100 человек).

В первый день устройте экскурсию по офису: здесь у нас кухня, здесь туалет, тут переговорная (которую мы бронируем вот так), курим мы вот там, здесь бухгалтерия, а тут любимый пони нашего директора.

Познакомьте новичка с теми, кто сидит рядом: «Коллеги, минуточку внимания, к нам присоединился (…), прошу любить и жаловать».

Как себя вести, если вы…

Руководитель

Поздравляю, вам выпала честь адаптировать нового сотрудника. За вас это никто не сделает, но точно смогут помочь. Итак, что же от вас требуется:

  1. Встретьте сотрудника утром. Отметьте это сразу в своём календаре или попросите HR всегда отмечать даты выхода нового сотрудника.
  2. Проведите его по офису. Покажите рабочее место, проверьте, что сотрудник везде залогинился.
  3. Уделите час беседе с новичком. Поговорите о вашей компании, о подразделении, об основных задачах (общих и персональных). Расскажите, что сотруднику нужно изучить в первую неделю, чего от него ждут в первые три месяца.

Новый сотрудник

  1. Подумайте, какой информации вам не хватает и где вы её будете брать. Смело задавайте вопросы.
  2. Поймите свои задачи на первую неделю, месяц, три месяца. Если руководитель не озвучил, спрашивайте сами.
  3. Записывайте имена всех, с кем знакомитесь. Вообще, первое время рекомендую записывать всё: объём информации большой, точно забудется.
  4. Рассказывайте о себе очень кратко при каждом знакомстве, например:

Мог бы написать целую книгу, но дам несколько наиболее важных советов:

  1. Делайте дни новичков: соберите их перед старыми сотрудниками и попросите кратко рассказать о себе (5 минут). Мы так делаем в Preply, и это очень круто работает.
  2. Используйте специальный софт для настройки уведомлений сотруднику и всем вовлечённым, чтобы те не забывали, что нужно сделать при выходе сотрудника. Мы пользуемся BambooHR, где есть раздел Onboarding, позволяющий настроить уведомления любым сотрудникам с любыми задачами и указанием сроков. Например, за три дня до выхода сотрудника админ получает уведомление о создании учётной записи, а в день выхода — руководитель о необходимости поставить задачи.
  3. Регулярно общайтесь с новичками. Если у вас нет HR-бизнес-партнёра, пусть ваши рекрутеры общаются с новичками один раз в неделю.

Конечно, как коллега вы не имеете никаких обязанностей по адаптации новичков, но определённо можете извлечь пользу для себя. Люди хорошо помнят, кто им помогал в трудные минуты (хотя не всегда говорят об этом публично), поэтому у вас есть все шансы построить хорошие отношения с новичком и потом расчитывать на его помощь. Вот несколько советов:

  1. Познакомьтесь первым. Подойдите и скажите: «Привет, меня зовут Миша, я здесь Head of HR. Вижу, ты новенький, давай знакомиться».
  2. Скажите, чтобы он обращался к вам по любым вопросам.
  3. Расскажите, что сами считаете важным и нужным.
  4. Пригласите на обед.
  5. Расспросите новичка о прошлом опыте, планах и целях. Дайте информацию, полезную для их достижения.

Заключение

Адаптация во многих компаниях либо не осуществляется, либо осуществляется крайне плохо, в результате чего страдает как бизнес, так и сотрудник. Причина — отсутствие понимание процесса с обеих сторон. Простые советы, описанные выше, помогут значительно улучшить процесс адаптации в компании, даже если у вас нет HR-сотрудников.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here