Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "эго психология и саморазвитие" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Эго психология и саморазвитие
- 2 Эго-психология
- 3 Азбука мудрости → ЭГО
- 4 Происхождение расстройств и симптомов (теория – Эго-психология Кохута)
- 5 Отпусти свое раздутое Эго!
- 6 Эго психология и саморазвитие
- 7 Эго психология и саморазвитие
- 8 Теории эго-психологии
- 9 Эзотерика → Ты и есть эго
- 10 ЭГО| Саморазвитие, Психология.
- 11 Эго-психология
- 12 Психология саморазвития.
Эго психология и саморазвитие
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .
Смотреть что такое “ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ)” в других словарях:
Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
Персонология — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Эго-психология
Главные представители: Анна Фрейд, Э.Гартман, Э.Эриксон.
Одно из направлений психоанализа, возникшее как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что ее эго играет более важную и независимую роль, чем полагал 3. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями эго регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему защитных механизмов. При этом функции эго прямо не зависят от влечений. Ключевое для психоанализа понятие “конфликт” в эго-психологии заменяется понятием “диалог” индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию эго. Среда или социум рассматриваются в эго-психологии упрощенно, только как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития эго сводится к адаптации. Подлинно социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.
Азбука мудрости → ЭГО
3. В действительности эго не существует
На самом деле эго не существует само по себе, но обладает лишь видимостью существования. До тех пор пока это не станет совершенно ясно, останется страх перед смертью.
Как доказать, что у вас нет эго? Доказательство возникает тогда, когда у вас не появляется никакой эмоции. Появление эмоции говорит о том, что ваше эго здесь. Эго взаимодействует с другими ради собственной выгоды.
Но что же такое «я»? Всего лишь поток, одна из многих форм, следующая собственному пути. Одна из жизней в схеме жизни Природы.
Эго всеядно. Можно сказать, что само по себе — это постоянное желание быть. В глубине сердца эго чувствует, что может быть уничтожено, что оно не постоянно, но находится в процессе становления. Оно не обладает собственным бытием, а находится в процессе становления; как только этот процесс начинается, сразу появляется противодействие: не становиться, но быть.
Кто я? Вы — непрерывный поток перемен. Это вы и одновременно не вы. Тот, кто .видит непрерывный поток изменений, не меняется. Он неизменен. Он — Абсолют. И это — вы.
Будьте тем, кто вы есть. Каждое мгновение — обновлённый способ совершенства: «Я есть то, что я есть».
Происхождение расстройств и симптомов (теория – Эго-психология Кохута)
СИМПТОМ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ.
В Эго (Я)-психологии, разработанной Кохутом, пациент рассматривается как человек, нуждающийся в определенных реакциях со стороны других людей для поддержания самоуважения и целостности Я. Кохут изучал пациентов с нарциссическими личностными расстройствами. Эти пациенты жаловались на трудно поддающиеся описани ю чувство пустоты, депрессию и неудовлетворенность своими взаимоотношениями с окружающими. Их самооценка была крайне уязвимой для любых проявлений неуважения. В детстве эти пациенты страдали от неспособности их родителей выполнять свои родительские функции, в частности поддерживать потребность детей в идеализации родителей. И будучи детьми, и в зрелом возрасте они испытывали трудности в поддержании чувства целостности и самоуважения. Для Кохута развитие стабильного согласованног о уникального Я — основной вопрос развития личности. В результате нарушения данного процесса наблюдается психопатология. Психосоматический симптом может появиться в результате замещения любви родителей или их отражения, когда пациент имеет возможность получить внимание от персонала медицинских учреждений, проходя многочисленные обследования и лечение.
Эго-объекты играют решающую роль в формировании у человека согласованного Я. Эго-объект можно представить себе как человека, который обеспечивает важный набор функций для развития Я. Однако некоторые авторы подчеркивают, что правильнее говорить о функциях Эго-объекта, чем об Эго-объектах, так как решающую роль в действительности играют функции сами по себе.
Маленький ребенок в первый год жизни не имеет Я (хотя у него есть внутренний потенциал для его развития). В данный момент его ощущение себя фрагментарно и несогласованно. Только на втором году жизни через реакцию важных для него воспитателей он начинает вырабатывать организованное сущностное «ядерное» ощущение себя. Самый главный способ развития — эмпатия. Еще более важным является осуществление матерью психологической поддержки. Всем, кто имел дело с маленькими детьми, знакомо их поведение «Посмотри на меня». Нужно иметь способность к «правильной оценке» и пониманию , для того чтобы дети выработали в себе чувство собственной ценности. При оптимальном развитии периодический недостаток эмпатического отражения позволяет ребенку научиться обеспечивать себе самоподцержку, т, е. можно сказать, что происходит «превращающая интернализация». Оптимальное эмпатическое отражение матери ведет к модулированию и смягчению претенциозных эксгибиционистских тенденций ребенка и к развитию здорового, зрелого самоуважения, амбиций и напористости.
Если ребенка успокаивает и развивает кто-то, кого он идеализирует, это укрепляет образ его Я и его самоуважение. Но по мере того как ребенок научается успокаивать себя, ему больше уже не нужно считать идеальным человека, который утешает его. Еще одна потребность маленького ребенка — чувствовать сходство с другими людьми и свою принадлежность к ним.
Став взрослыми, мы переживаем эту потребность в «близняшестве», когда, например, с удовольствием знакомимся с кем-то, кого находим очень похожим на себя. Способность ребенка выработать этот аспект своего Я связана с его способностью установить дружелюбные отношения с другими.
Развитие этих трех полюсов Я — претенциозного эксгибиционистского, идеализирующего и полюса близняшества — ведет к достижению согласованного ядерного Эго примерно на третьем году жизни, если все идет хорошо. Но это не значит, что теперь больше не нужны другие люди, когда мы достигаем здорового ядерного Я. Эго-психологая — это не теория сепарации-индивидуации, как теория объектных отношений, где здоровым исходом считается отдельное самостоятельное Я; здесь здоровое Я существует в межсубъектном поле. Не существует Я, полностью отделенного от других людей. Эго-психология, таким образом, утверждает радикально иной взгляд на человека — в отличие от Фрейда, теории объектных отношений и большинства традиционных западных теорий Я.
УЧЕБНЫЙ ПРИМЕР Юрий П., 36 лет
С детства был нелюбимым сыном у отца, часто подвергался физическим наказаниям. В первый год службы в армии потерял мать, которую очень любил. Мать умерла в 40 лет вскоре после операции по поводу язвенной болезни. Семейная история свидетельствует о том, что отец потребовал интимных отношений, когда у жены еще не были сняты швы.
Когда находится в районной больнице, психологическое состояние улучшается. Во время последней госпитализации ухватился за идею об инвалидности.
Кохут развивает теорию дефицита, в отличие от фрейдовской теории конфликта. Опираясь на концепцию автора, психотерапевту следует эмпатично исследовать нарциссические потребности и фрустрации пациента, становиться Я-объектом, способным заполнить «пустоты» Я.
Цитировано по книге АС Кулакова “Основы психосоматики”.
Отпусти свое раздутое Эго!
- Сколько раз вы начинали борьбу, чтобы удовлетворить свое самолюбие?
- Сколько раз вы злились только потому, что люди не относились к вам так, как вы думаете, вы заслуживаете?
- Сколько раз вы чувствовали себя плохо из-за того, что вы были не так успешны, как вам кажется?
- Сколько раз вы впали в депрессию только потому, что не смогли достичь целей, которых требовало ваше эго?
Некоторые люди живут всю свою жизнь, сражаясь ради удовлетворения своих раздутых эго. Каждый из нас так или иначе чувствует себя достойным, даже те, кто чувствует себя хуже. Но проблема возникает, когда это чувство собственной значимости становится преувеличенным до такой степени, что оно ведет человека к жизни, полной страданий и боли.
Как вы думаете, почему в некоторых компаниях есть здания, по длине близкие к небоскребам? Им действительно нужно все это пространство? Некоторые компании действительно нуждаются в этом, в то время как другие нуждаются в таких высоких зданиях, чтобы удовлетворить завышенное самолюбие владельцев!
Небоскреб здесь – просто символ, который отражает требования самолюбия человека. Мы все строим небоскреб, но в разных формах. Некоторые из нас становятся лидерами; другие стремятся к финансовому успеху, в то время как другие начинают войны только для того, чтобы удовлетворить потребности своего эго.
Ваше Эго и депрессия
Все ли люди преуспели в создании своих собственных небоскребов? Конечно, нет, и поэтому некоторые люди впадают в депрессию. Если ваши достижения не были достаточно большими, чтобы удовлетворить ваши требования самолюбия, то вы, несомненно, впали в депрессию.
Серьезность этой депрессии будет зависеть главным образом от воспринимаемой разницы между вашими амбициями и вашими текущими достижениями.
Ваше Эго и отношения
Некоторые люди остаются неудовлетворенными своими токсичными отношениями, но не выходят из них просто для того, чтобы защитить свое самолюбие.
На моих консультациях я часто описываю, как проблемы с эго могут мешать человеку преодолевать какие-то сложности в отношениях в течение очень длительного периода времени.
В таком случае эго человека травмируется, потому что его бросили, а затем он неправильно думает, что ему плохо после разрыва отношений, потому что он был влюблен, а не осознавал, что все дело в его эго! В таком случае восстановление после распада напрямую зависит от способности человека отпустить его.
Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©
Эго психология и саморазвитие
ЭГО | Психология, саморазвитие
Нравятся мне люди, которые не боятся стареть.
Это умницы и это воины. Без подтяжек, без липосакций, зато с мыслью в глазах, с внуками, с конкретным делом в руках. Если человек встречает старость без истерик, значит, есть нечто за душой у человека.
Еще нравятся люди, вокруг которых чисто. Чисто в доме, чисто на прилегающей к дому территории, чисто на рабочем месте. Если видишь свинарник вокруг, значит, у людей внутри такой же свинарник. Грязь в мозгах и смрад в глубинах сердца неизбежно проявятся через кучи пустых бутылок вокруг, горы фантиков, лужи разлитых напитков и надписи на заборах.
Нравятся люди, могущие удивить. Думаешь: прост человек и до крайности обычен. Даже не интересно. А он вдруг со временем открывает все новые и новые грани характера, и видно, что много у него этих граней. Просто он не выпячивает все сразу и не красуется без толку.
Хороши те, кто делает что-либо своими руками и не только не боится всякой работы, но и любит ее. Работяги обычно – молчуны. Основательный человек не любит тратить силы в разговорах. Он знает, что ничто так не опустошает и не обессиливает душу, как бесплодная и беспредметная болтовня.
Еще нравятся те, кто много книг прочел не потому, что ученая степень требует, а потому, что душа книгу любит, невзирая на, может быть, самую простую профессию.
Если эти люди мне нравятся, значит, они есть. Не может же нравиться мне или другому человеку то, чего нет в природе. Такие люди есть! Но их не очень много, потому что то, чего очень много, всегда теряет в цене и перестает удивлять.
Люди, которые мне нравятся, есть, хотя их могло бы быть и больше. Мир должен стоять на чем-то, так вот он, возможно, на них и стоит.
Эго психология и саморазвитие
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое “эго-психология” в других словарях:
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — ЭГО ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego я) одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх Я, была изложена в статье 3 … Философская энциклопедия
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между «Я» и… … Энциклопедия социологии
эго-психология — сущ., кол во синонимов: 2 • психология (21) • эгопсихология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Эго–Психология — Эго психология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30 е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представит … Психологический словарь
Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — (ego psychology) подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: Если теория объектных отношений британская школа психоанализа, то эго психология американская (см. также Школа… … Большой толковый социологический словарь
Эго психология — – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт теорией и объект теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация» … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭГО ПСИХОЛОГИЯ — 1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся… … Толковый словарь по психологии
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между Я и… … Толковый словарь по социологии
Эго-психология — (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго психологии … Теории личности: глоссарий
Теории эго-психологии
Эго-психология – направление психоанализа, в основе которого лежит исследование проблем человеческого “Я” и психологических механизмов защиты. Проблемы эго-психологии находят отражение в работах Анны Фрейд, Хайнца Гартмана, Эрика Эриксона. В данном направлении психоанализа “Я” играет более существенную роль в функционировании личности, чем это считали представители классического психоанализа.
Функции “Я” формируются в процессе развития на первых годах жизни ребенка. Большое значение в развитии этих функций играет окружение взрослых (табл. 5.4) .
Основные функции развития “Я”
Функции ранних стадий развития
Функции, развивающиеся в контакте с окружением взрослых
Память
Мышление
Восприятие
Сексуальность и здоровая агрессивность
Моторика
Защита от страха
Язык
Воля и выдержка
Способности решать проблемы
Толерантность по отношению к фрустрации. Индивидуальность и вера в свои силы
В процессе развития “Я” формируются защитные механизмы, которые проходят определенные стадии развития от примитивных форм к более зрелым:
- • идеализация;
- • отрицание;
- • интроекция;
- • проективная идентификация.
Защитные механизмы способствуют развитию навыков самоконтроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Эти важные методологические положения позволяют в теории социальной работы анализировать проблемы личности в системе координат “личность – среда”.
Концепции эго-психологии имеют большое значение для психосоциальных теорий социальной работы. На вооружение берутся представления о психосоциальной защите и способах функционирования “Я” (табл. 5.5). В подходах к психосоциальной защите рассматриваются механизмы, которые действуют как при нормальных, так и при психопатологических состояниях “Я”.
Важнейшие механизмы защиты
Механизм
Способ функционирования “Я”
Проекция
Нежелательные мысли, связанные с чем-либо, что Эго стремится защитить, приписываются нашим сознанием другому человеку или объекту
Отрицание
Самый ранний механизм защиты “Я”, объективные чувственные впечатления представляются как неистинные
Расщепление
Противоречивые мысли и чувства хранятся в разных слоях психики и, возникая, по отношению к разным людям или ситуациям приводят к разным и непредсказуемым результатам
Сублимация
Энергия (исходящая из “Оно”), первоначально направленная на нежелательное поведение (часто сексуальное), перенаправляется на более допустимые действия
Рационализация
Находятся убедительные объяснения отдельным видам поведения, в то время как реальные причины действий являются неприемлемыми и подавляются
В психосоциальной теории социальной работы клиенты рассматриваются как субъекты со слабым или дефектным Эго. Они обладают следующими основными характеристиками:
- 1) трудно усваивают нормы и мораль;
- 2) у них недостаточная вера в себя;
- 3) нарушен самоконтроль;
- 4) легко вступают в противоречие с окружением и его требованиями;
- 5) имеют сложности в исполнении жизненных ролей.
Среди механизмов защиты у людей со слабым Эго
доминируют отрицание и проекция, более характерные для детей, чем для взрослых. Клиенты со слабым Эго в детстве не получали необходимой поддержки, находились в ситуациях травматического кризиса, которые не были ими преодолены. Для данных клиентов характерен аффективный голод, поскольку в детстве им не хватало спонтанных позитивных чувств со стороны родителей. Недостаток любви и эмпатии впоследствии привел к “экранированию” чувств, неспособности их проявлять.
Как считают исследователи, клиенты со слабым Эго происходят из семей с тяжелой социальной и психологической проблематикой. Социальная среда, в которой формировались эти индивиды, имеет следующие характеристики:
- 1. В грудном возрасте они никогда не находились в симбиозе с матерью. Такая связь не возникла, поскольку со стороны матери не проявлялось:
- – внимание к потребностям ребенка;
- – правильное их толкование;
- – удовлетворение потребностей в течение времени;
- – последовательность в отношениях.
- 2. Потребности родителей конкурировали с потребностями ребенка. Родители не помогали контролировать импульсы ребенка, социальная и психологическая среда его существования была беспорядочной и нестабильной.
- 3. Имели место повторяющиеся сепарации (психологическое отделение ребенка от родителей), например, по причине болезни, смерти, развода родителей. Наиболее частыми причинами являются заброшенность и насилие над ребенком.
- 4. Родители осуществляли сверхнадзор.
Подходы эго-психологии дают для теории и практики социальной работы ориентиры в понимании проблем клиента, а также установку на стратегии помощи клиенту. Вот почему важнейшей задачей в психосоциальном подходе является укрепление слабого Эго клиента, поиск стратегий, направленных на понимание и формирование механизмов сознательного контроля индивидом своих импульсов, саморегуляцию, создание адекватных механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях.
Эзотерика → Ты и есть эго
Другими словами, Та Самость стала этой отдельной сущностью, которая вынуждена проживать свою жизнь в тех обстоятельствах, в которые она была помещена.
Невозможно однако, игнорировать тот факт, что хотя по сути своей индивидуальное человеческое существо на самом деле является Самостью — «это» по сути своей есть ТО – в действительности именно «этому» индивидууму приходится сталкиваться с тревогами и невзгодами повседневной жизни. И проблемы повседневной жизни «этого» не могут быть разрешены простым утверждением, что «это» по сути своей является ТОЙ Самостью. Этот момент четко не осознается теоретиками Адвайты.
Другими словами, адвайтист должен быть в состоянии решать проблемы «этого» индивидуального человеческого существа в его повседневной жизни. Бесполезно говорить этому индивидууму, чтобы он отказался от своего эго, чтобы убил эго. Ты и есть эго. Как можно просить тебя «убить эго»? Это Божественная шутка.
Так почему же Источник создал фиктивное «это-я», которое страдает от проблем повседневной жизни? Это обоснованный вопрос, который не может игнорироваться адвайтистом. Ответ довольно прост. Непроявленная единственность как потенциальная энергия была вынуждена активизировать себя в качестве проявления в двойственности: большой взрыв создал проявленную вселенную, основой которой является двойственность, начиная с мужского и женского – все мыслимые взаимозависимые противоположности. Функционирование этой проявленной вселенной есть «жизнь», какой мы ее знаем.
Основу повседневной жизни составляют межчеловеческие отношения между «мной» и «другим». Чтобы происходила жизнь, какой мы ее знаем, – игра или лила Бога – должны иметь место и межчеловеческие отношения; а чтобы межчеловеческие отношения имели место, должны были быть созданы многие эго, обладающие ощущением личного действия. Очевидно, что именно безличностная энергия функционирует через каждый индивидуальный механизм тело-ум, который производит то, что ему полагается производить в соответствие с Божьей Волей/Космическим Законом. Индивидуальному эго, однако, полагается думать, что оно является лицом, совершающим «действия», не понимая, что все просто случается.
Это в какой-то мере похоже на то, как электричество функционирует через каждый отдельный электроприбор, и при этом электроприбор, если бы мог поддаваться внушению, думал бы в терминах «меня», который производит жареные хлебцы или производит тепло или свет. В этом и состоит весь процесс духовного поиска: Божественный гипноз создает ощущение личного действия, и Божьей волей начинается процесс уничтожения этого ощущения личного действия, ведущий в некоторых особых случаях к осознанию (реализации) себя или просветлению.
Возникает вполне обоснованный вопрос: если индивидуальное эго не является субъектом какого-либо действия, тогда как же функционирует тело-ум? Ответ заключается в том, что через организм тело-ум всегда функционирует Источник, безличностная энергия, верит эго в то, что является лицом, выполняющим действие или нет. То что запускает механизм действия является «рабочим умом», функционирующим в настоящий момент. Индивидуальный «делатель» — это «думающий ум», который хочет знать, что же случится со «мной», после того как действие будет совершено; что произойдет, если действие будет неудачным, или еще что-нибудь в том же духе, что относится к иллюзорному будущему. Единственным способом, которым «думающий ум», «обезьяний ум», концептуализирующий ум – создающий ненужные страхи и надежды в иллюзорном будущем – может быть успокоен, это случай, когда имеет место полное приятие того факта, что единственным субъектом действия является Бог, Самость, делающая все, что необходимо, в соответствии с Космическим Законом, и таким образом, просто не может быть никакого «я» или «другого» в качестве индивидуального лица, выполняющего действие.
Другой правомерный вопрос: Если я не являюсь лицом, выполняющим действие, почему с меня следует спрашивать за мои действия? Ответ таков: Бог делает возможным выполнение какого-то действия, которое индивидуум должен принять как свое собственное в том обществе, в котором живет, и Бог ожидает, что индивидуум примет вердикт общества, касательно последствий того действия, как часть его повседневной жизни, над которой ни у одного индивидуума никогда не было контроля. И важным фактом является то, что даже когда общество налагает на меня ответственность за «мое» действие, зная, что это действие не мое, я никогда не испытываю страха перед Божьей карой. Мне не приходится бояться Бога, и таким образом, ничто не препятствует моей любви к Богу. Действие и его последствия – на благо или во зло – никогда не были подконтрольны человеческому существу.
ЭГО| Саморазвитие, Психология.
Добавлен в индекс
Комплекс неполноценности — сильная и постоянная неуверенность в себе, заниженная самооценка, ощущение превосходства окружающих над собой. Это понятие ввёл в научный оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер.
Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности.
Симптомами комплекса неполноценности обычно являются: попытки привлечь внимание к своим страданиям, боязнь людей, страх допустить ошибку, напряжение, порой – дефекты речи, нервный тик. Молодые мужчины нередко маскируют комплекс неполноценности повышенной агрессивностью или алкоголем, а также разными символами статуса, такими как спортивные автомобили, вызывающая одежда и т.п. Высокомерие также может говорить о тщательно скрываемом комплексе неполноценности.
В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы
Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.
Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу “Да, но…”, “Я бы сделал это, если бы не…”. Они отражают их постоянные внутренние сомнения.
У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.
Эго-психология
Публикацией “Эго и Ид” (1923) Фрейд представил свою структурную модель и открыл новую эру в развитии психоаналитической теории. Исследователи-аналитики переместили свой интерес с содержаниябессознательного напроцесс, посредством которого это содержание удерживается вне осознания. Эрлоу и Бреннер (Arlow & Brenner, 1964) убедительно доказывали, что структурная теория, с ее упором на понимание процессов, происходящих в Эго, имеет большую объяснительную силу. Но существовали и практические клинические причины, почему терапевты приветствовали смещение фокуса с Ид на функционирование Эго, с глубоко бессознательного материала на материал, связанный с желаниями, страхами и фантазиям, которые были ближе к сознанию и стали более доступными при работе с защитными механизмами Эго пациента. Далее следует краткий экскурс в структурную модель. Приношу извинения перед искушенными читателями за смелость, с которой я позволяю себе обращаться со столь сложными идеями.
Ид– термин, который Фрейд использовал для обозначения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации “страх-желание” и фантазии. Она ищет только немедленного удовлетворения и абсолютно “эгоистична”, функционируя в соответствии с принципом удовольствия. В когнитивном плане она довербальна, выражая себя в образах и символах. Она дологична, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций,первичным процессом мышления.
Ид полностью бессознательно, но его существование и власть может быть выведены, тем не менее, из дериватов– мыслей, действий и эмоций. Во времена Фрейда было распространено тщеславное убеждение, что “цивилизованные” существа являются рационально мотивированными созданиями, ушедшими от чувственности “низших” животных и “дикарей” – не-западноевропейцев. (То, что Фрейд подчеркивал нашу животность, включая доминирование сексуальной мотивации, явилось одной из причин того, что его идеи вызывали ненависть в викторианскую и поствикторианскую эпоху.)
Эго —имя, которое Фрейд дал набору функций, позволяющих приспосабливаться к требованиям жизни, находя пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества (сравни с Hartmann, 1958). Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбельювторичного процесса мышления(последовательного, логического, ориентированного на реальность познания). Таким образом, оно является посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный – то, что большинство людей понимает под термином “Собственное Я” (“self”, сэлф, “самость”), или “Я”, в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы – вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию. Благодаря структурной теории аналитики открыли для себя новые пути в понимании некоторых типов патологии характера; а именно – каждый развивает защитные реакции Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, но оказываются неадаптивными вне семьи.
Одним из аспектов модели, важным как для терапии, так и для диагностики, являлось представление о том, что Эго имеет широкий диапазон действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В течение процесса психоаналитического лечения “наблюдающее Эго”, сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего Эго, в то время как “переживающее Эго” вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.
“Терапевтическое расщепление Эго” (Sterba, 1934) рассматривалось как необходимое условие эффективной аналитической терапии. Если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более внутренних эмоциональных реакциях, то первой задачей терапевта является помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего Эго стало диагностической величиной первостепенной важности, поскольку наличие симптома или проблемы, дистоничной (чуждой) наблюдающему Эго, делало процесс излечения гораздо более быстрым, чем если бы мы имели дело с проблемой, внешне выглядящей аналогично, но которую пациент никогда не рассматривал как заслуживающую внимания. Это открытие продолжает жить в языке аналитических диагностов, когда они говорят о проблеме или личностном стиле “Эго-дистонный” или “Эго-синтонный”.
Важная роль Эго в восприятии и адаптации к реальности позволяет ввести полезное психоаналитическое понятие “сила Эго”. Оно подразумевает способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, не прибегая к более примитивной защите, подобной отрицанию. В ходе развития психоаналитической клинической теории стало проводиться различие между более архаичными и более зрелыми защитными реакциями. Первые характеризуются психологическим избеганием или радикальным отвержением беспокоящих фактов жизни, последние – включают в себя большую приспособляемость к реальности.
Другим важным клиническим предположением, которое вытекало из Эго-психологии, стало предположение, что для психологического здоровья необходимо иметь не только зрелыезащитные реакции, но также быть способным использоватьразнообразныезащитные процессы (Shapiro, 1965). Другими словами, стало ясно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией) не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными, зависящими от обстоятельств способами. Понятия типа “ригидность” личности и “панцирь характера” (W. Reich, 1993) являются отражением идеи, что душевное здоровье связано с эмоциональной гибкостью.
Фрейд ввел понятие “супер-Эго” для той части собственного “Я”, которая наблюдает за происходящим в основном с точки зрения морали*. Близкое по значению понятию “совесть” супер-Эго является той частью Эго, которая одобряет нас, когда мы делаем лучшее, на что способны, и критикует, когда мы оказываемся ниже своих стандартов. Это часть Эго, хотя она и ощущается нами, как нечто отдельное. Фрейд полагал, что супер-Эго формируется в течение эдипова периода через идентификацию с родительскими ценностями, но современные аналитики находят его истоки гораздо раньше – в примитивных представлениях младенца о том, что хорошо и что плохо.
Супер-Эго, подобно Эго, которому оно принадлежит, является частично сознательным и частично бессознательным. И вновь оценка того, ощущается ли пациентом непропорционально карательное супер-Эго как Эго-дистонное или Эго-синтонное, имеет важное диагностическое значение. Клиентка, заявляющая, что она плохая, поскольку плохо думала о своем отце, очень отличается от клиентки, утверждающей что, одна часть ее личности чувствует, что она плохая, когда у нее возникают подобные мысли. Обе пациентки могут быть депрессивными, самообвиняющими личностями, но проблема первой женщины настолько глубже проблемы второй, что требует иного уровня классификации.
И снова, в развитии концепции супер-Эго было много полезных с клинической точки зрения моментов. Терапия пошла дальше попыток сделать бессознательное сознательным; терапевт мог рассматривать задачу терапии как включающую в себя, кроме всего прочего, еще и изменение супер-Эго клиента. В первой половине XX столетия, когда в среднем и средне-высшем классах существовала тенденция к воспитанию слишком жесткого супер-Эго, обычной терапевтической задачей становилась помощь пациенту в переоценке слишком высоких моральных стандартов (например, антисексуальных структур или внутреннего порицания за мысли, чувства, фантазии). Психоанализ как движение, у Фрейда в особенности, носил подчеркнуто негедонистический характер, но модификация нечеловечески жесткого супер-Эго была одной из его очень частых целей. На деле это скорее приводило к более моральному, а не наоборот, поведению, поскольку люди с чересчур осуждающим супер-Эго зачастую не подчинялись ему, особенно в состоянии интоксикации или когда их поведение могло быть оправдано (рационализировано). Попытки раскрыть функционирование Ид, вынести бессознательную жизнь пациента на белый свет, не имели большого терапевтического эффекта, если пациент смотрел на это как на доказательство своей порочности.
Достижения Эго-психологии в описании процессов, которые сегодня объединяются общим понятием “защита”, являются центральными в диагностике характера. Подобно тому, как мы пытаемся понять человека, исходя из фазы развития, олицетворяющей текущую борьбу, мы также можем классифицировать людей в соответствии с характерными для них способами справляться с тревогой. Представление о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (супер-Эго), было наиболее элегантно развито Анной Фрейд (1936) в ее книге “Эго и механизмы защиты”.
Среди оригинальных идей Зигмунда Фрейда можно встретить замечание о том, что тревожные реакции вызываютсязащитами, а наиболее явно – подавлением (мотивированное забывание). Не находящие выхода чувства рассматривались как источник внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. Когда Фрейд сместился на позиции структурной теории, он, напротив, стал рассматривать вытеснение как одну из реакций на тревогу, посредством которых люди стремятся избежать непереносимых чувств или иррационального страха. Фрейд начал рассматривать психопатологию как состояние, при котором защитные механизмы не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с нею, когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным. В главах 5 и 6 мы рассмотрим защиты, обнаруженные Зигмундом и Анной Фрейд, а также другими исследователями, включая некоторые довербальные, архаические процессы, впервые изученные Мелани Кляйн. Этот обзор создаст фундамент, достаточный для дальнейшего рассмотрения различных типов характера.
Психология саморазвития.
Гнёт половых ролей.
Почти в каждой женской просьбе помощи поднятия уверенности в себе дублируются советы типа: «вспомни, какая ты красивая в платье», «вспомни, как за тобой бегали мужчины» и «ощути на себе сотни мужских взглядов, когда ты выглядишь красиво». А что на счет того, когда говорят, что нужно сменить гардероб и поменять прическу?
Давайте поговорим на тему таких советов. Действительно ли они действенные и что за ними стоит? Хочу сразу заметить: данная статья является сугубо моим собственным мнением, не претендующим на.
Женщина как солнышко в своей семье.
Сегодня я хочу поговорить о роли женщины в семье.
Не помню у какого восточного мудреца я услышала, что роль женщины в семье — это роль теплого солнышка. Если девочка росла в любви, если родители ей давали проявить себя, если ее поддерживали близкие в ее ошибках и несчастьях, то такая девочка наполняется любовью и может излить ее в мир.
Отдать можно только то, что переполняет. Иначе это будет истощение.
Если такая замечательная девушка встретит такого же наполненного любовью юношу, а она его обязательно встретит.
Истерика как процесс иллюзорного развития или компенсация развития.
Истерика прочно вошла в жизнь человека, как способ получения желаемого и как способ развития. Человек живет и не замечает, как истерика начинает влиять на его жизнь
В обществе выделяют ярко выраженную истерику, которая проявляется в следующих вариантах:
1. Плачь. Обычно маленькие дети так выпрашивают у взрослых «вкусняшки» или игрушки. Женщины так же используют этот способ для получения желаемого, так как мужчины не могут устоять перед слезами.
2. Крик. Часто используемый способ у малышей привлечение к себе внимания.
«Меня замучил нарциссизм».
Как правильно оценивать свою часть личности под названием «нарциссизм»?В подростковом возрасте, я часто задумывалась – какая я есть. И я собой была очень довольна. Мне казалось, что я идеальный ребенок для своих родителей, отличная подруга для своих друзей и вообще – замечательный человек. И не важно, как я выгляжу: на.
Что поможет легче пережить кризис середины жизни.
Средний возраст (плюс/минус 35-45 лет) может быть вершиной развития человека, его карьеры, творческого пути, и это доказывают многочисленные примеры из жизни. Какие же личностные особенности помогают достичь процветания в жизни. Как раз это и рассмотрено в статье ниже.Очень важно обратить внима.
Как почувствовать свою значимость?
Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных серии «Люди из шкафа». В предыдущем материале была начата тема самореализации. Как говорилось ранее потребность в самовыражении – это единственная здоровая потребность, которая может являться одной из важных составляющих успешности, но для себя, а не для общества.
Что такое самовыражение? Это проявление себя. Это «отправление в реальност.
Меняется ли в течение жизни человек?
Мы открываем цикл статей, посвященных серии книг «Люди из шкафа» (автор Наталья Москалева). Серия состоит из семи книг. Каждая книга повествует законченный этап преодоления ряда внутренних переживаний. Сюжет изложен в виде сюрреалистических сказок, действие которых подобно сказкотерапии. Вместе с книгой читатель поэтапно про.Путь к себе через принятие своего внутреннего ребёнка.
В жизни человека бывают моменты, когда он чувствует, что идёт не тем путем и не знает, каким образом можно выйти на правильный курс.Страхи и душевные травмы из детства затеняют и закрывают настоящее чувство себя и своё настоящее “я”. В итоге – неполная, не уд.
Кто Я? Куда я иду? Какое у меня призвание.
Если Вы хотите начать путь к себе, то эта статья для Вас. Так как невозможно решить проблемы, возникающие в различных сферах нашей жизни, если не знаешь, кто ты и куда идёшь. Человек приходит в этот мир, развивается, взаимодействуя с окружением, познаёт этот мир, и начинает изменять его, изменяясь сам. Е.На осинке растут апельсинки: не бойся быть “другим”!
Удивительная вещь, что многие “понятия”, по которым мы живем, не верны. Например, общепринятые выражения ” На осинке не растут апельсинки” и “Яблоко от яблони не далеко падает” не верны. На осинке растут апельсинки и наоборот и яблочки могут улететь крайне далеко.Человек, как раньше думали, рождается не «Tabula rasa (лат. «чистая доска»)», а имеет культурно-историческ.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.