Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "деструктивная модель поведения в конфликте" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Стили и стратегии поведения в конфликтах.
- 2 Модели конфликтного поведения.
- 3 Модели поведения участников конфликта (деструктивная, конформная, конструктивная).
- 4 Теории поведения личности в конфликте
- 5 Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
- 6 Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
- 7 Модели поведения и типы конфликтных личностей
Стили и стратегии поведения в конфликтах.
Смысл конфликтного поведения «S» конфликта заключается в противоположно направленных действиях участников конфликта, в которых реализуются процессы в их мыслительной, эмоциональной и волевой сферах. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и соответствующее ограничение их интересов, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия «S» конфликтной ситуации взаимообусловлены, то в любом конфликте они приобретают характер конфликтного взаимодействия.
Конфликтному поведению присущи соответствующие принципы, стратегии (способы) и тактики (стили) взаимодействия.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что поведение людей в конфликтах, наряду с другими факторами, также предопределяется уровнем накопленного конфликтного опыта. При затяжных конфликтах конфликтующие достаточно глубоко узнают сильные и слабые стороны друг друга и в состоянии прогнозировать поведение оппонента и выбирать соответствующие приемы и способы воздействия друг на друга. В результате этого их действия, как правило, становятся взаимообусловленными.
Под воздействием этих факторов участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий.
В свою очередь эти принципиальные линии поведения конфликтующих сторон тесно взаимосвязаны и обуславливают три основные модели конфликтного поведения.
Модели поведения отражают взгляды и установки участников конфликта на конфликт в целом, на его динамику и способ разрешения в частности.
Конструктивная модель конфликтного поведения характеризуется стремлением уладить конфликт. Нацелена на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью и искренностью в общении, лаконичностью и немногословностью.
Деструктивная модель конфликтного поведения – свойственно стремление к расширению и обострению конфликта; постоянному принижению роли партнера, негативная оценка его личности, проявление подозрительности и недоверия, нарушение этики общения.
Конформистская модель конфликтного поведения. Для нее характерны: пассивность, склонность к уступкам; непоследовательность в оценках, суждениях, поведении; легкость к соглашению с точкой зрения соперника; уход от острых вопросов.
Оценивая приведенные выше модели поведения, следует подчеркнуть, что наиболее эффективной моделью является конструктивная. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной. Она, как правило, превращает конструктивный конфликт в деструктивный. С одной стороны, данная модель поведения опасна. Ее опасность кроется в том, что она провоцирует агрессивность соперника. С другой стороны, когда противоречия носят несущественный характер, конформистская модель может играть и положительную роль. Она может привести к быстрому разрешению конфликта.
Приведенные выше принципиальные линии и модели конфликтного поведения предполагают использование соответствующих поведенческих стратегий и тактик (стилей).
Наиболее широкое распространение в конфликтологии получила разработанная в 1972 году К.У. Томасом и Р.Х. Килменном двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Получившая название в отечественной конфликтологической литературе «Сетка Томаса-Килменна» позволяет проанализировать поведение оппонентов и выбрать соответствующие оптимальные стратегии и стили поведения. За основу в ней взяты ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента.
Прежде чем рассмотреть содержание сетки Томаса-Килменна, необходимо четко определиться, что понимается под стратегией, а что под тактикой (стилем).
Стратегия поведения в конфликтерассматривается как ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Стратегия по ходу конфликта, как правило, не меняется. Именно стратегия определяет смысл выбранных конфликтующими стилей (тактик). В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации конфликтующих, либо на достижение поставленной цели, либо на отношения с оппонентом.
Тактика (стиль) конфликтного поведения– совокупность характерных приемов и способов, отличающих образ действий «S» конфликта, т.е. способ преодоления проблемы, приведшей к конфликту. В том числе и манера взаимодействия.
Стратегия кооперации (партнерства) характеризуется ориентацией на учет интересов и потребностей партнера. Цель стратегии – поиск согласия, приумножение общих интересов. Ее смысл заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны.
Стратегия соперничества (напористости) характеризуется жесткой реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей. Жесткий подход: участники -противники, цель стратегии – победа или поражение. Сторонники стратегии напористы, нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко идут на обострение отношений.
Соперничество (напористость) – наиболее часто применяемая стратегия (более чем в 90% конфликтов). Конфликт собственно и заключается в противоборстве, поэтому личность или группа идут па конфликт, не имея других способов договориться с оппонентом. Это предопределяет тот факт, что тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и разноплановы.
Внутри двух стратегий выделяют пять основных тактик (стилей) поведения:
– избегание (уход, уклонение) – характеризуется низким уровнем кооперации и низким уровнем соперничества, стремление под любым предлогом уйти от конфликта;
– уступка (приспособление) – низкий уровень соперничества, но высокий уровень кооперации, стремление любым способом обеспечить интересы партнера с целью сохранения отношений;
– конкуренция (соперничество, соревнование, противоборство) – высокий уровень соперничества, низкий уровень кооперации, обеспечение и учет только собственных интересов;
– компромисс – средний уровень кооперации и соперничества, взаимные уступки, сохранение отношений с оппонентом;
– сотрудничество – высокий уровень кооперации и соперничества, стороны стремятся овладеть «О» конфликта и сохранить взаимоотношения. «Мы не против друг друга, а вместе против проблемы» – смысл данной тактики, одной из наиболее сложных, но наиболее эффективной.
Таким образом, качественная характеристика выбираемого поведения – оценка интересов в конфликте соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы.
Вместе с тем следует отметить, что данная двухмерная модель не учитывает ценности межличностных отношений противоборствующих сторон. Такие ценности межличностных отношений (ЦМЛО), как дружба, любовь, товарищество, партнерство оказывают значительное влияние не только на выбор стратегии, но и на выбор стиля (тактики). В этом плане определенный интерес представляет трехмерная модель конфликтного поведения, разработанная С.М. Емельяновым, дополнившим модель Томаса-Килменна третьим измерением – ценности межличностных отношений (ЦМЛО).
При положительной оценке межличностных отношений преобладают такие тактики, как уступка, сотрудничество, компромисс, уход, а при отрицательной оценке МЛО такие, как принуждение, борьба, соперничество.
Данная модель более полно учитывает значимые факторы, определяющие процесс формирования конфликтного поведения.
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК – Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Искусство комплимента.
Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие – в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.
Комплименты являются важным подспорьем для создания приятного настроения в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в комплиментах слышатся подготовка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.
Грубая лесть – не что иное, как лицемерие, она всегда неуместна, и не лучшим образом характеризует говорящего такой комплимент. Впрочем, получать его тоже унизительно.
Очень хорошо, когда комплимент произносится вовремя и к месту. Сказанный вовремя и облеченный в изящную вежливую форму комплимент всегда доставляет удовольствие. Он придает уверенность человеку стеснительному, помогает раскрыться замкнутому, повышает настроение пребывающего в грусти.
У многих вошло в привычку делать комплименты, не заботясь о том, насколько они своевременны и к месту сказаны. Часто по отношению к женщине мы слышим такие слова: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” Теперь давайте представим себе, что вместо слов благодарности за комплимент дама задает естественный вопрос: “Разве вчера я выглядела очень плохо?”
А уж комплимент “Какая вы сегодня красивая!” вообще комплиментом назвать трудно. В ответ невольно напрашивается вопрос: “Что, в остальные дни обо мне этого не скажешь?”
Делая комплимент, всегда помните: он не должен иметь двойного смысла. Слова “Какая вы сегодня нарядная!” в качестве комплимента не годятся именно в силу двойного смысла.
Комплимент не должен содержать в себе ярко выраженной лести.
Делая комплимент, избегайте преувеличений и неумеренного восторга.
В комплименте следует избегать нравоучительных советов типа: “Вам так идет это платье, надевайте его почаще”.
В какой манере следует произносить комплимент?
– Уверенным тоном, но доброжелательно, с улыбкой
– Избегайте дешевых театральных эффектов, излишней восторженности
– Мимика и жесты должны соответствовать словам
– В комплименте не может быть даже намека на иронию
– Избегайте штампов;
– Ценятся только те комплименты, которые сказаны вовремя и к месту;
– Не делайте комплиментов мимоходом, между делом
Готовя комплимент, нужно просчитывать возможную реакцию на него. Если есть вариант негативного отношения к тому, что вы собираетесь сказать, воздержитесь от задуманного.
Говорить комплимент одной даме, если ваши слова может услышать другая, следует осторожно. В некоторых ситуациях это может ухудшить настроение последней, например, если она в малознакомом обществе или рядом нет спутника.
Между мужчинами комплименты не только не приняты, но даже считаются неприличными и делают смешными как тех, кто их говорит, так и тех, к кому они относятся, по крайней мере, в тех случаях, когда не облечены в форму невинной шутки. Так же и дамы, а в особенности молодые девушки, не должны говорить комплиментов мужчинам. Иначе они могут оказаться в очень неловком и смешном положении и рискуют сконфузить и себя, и хваленного кавалера.
Дамы, выслушивая тонкий комплимент кавалера, не должны поддаваться самомнению, так как часто одно и то же качество не может нравиться всем и каждому. Вообще, принимать всякий комплимент с одобряющим видом следует осторожно, так как бывает, что в высказываемых любезностях кроются ложное расположение и мнимая любовь.
Как правильно реагировать на искренний комплимент?
– С достоинством и благодарностью
– Слова благодарности нужно высказать искренно, не ограничиваясь дежурным “спасибо”
– Воздержитесь одергивать льстящего. Ограничьтесь словами вежливой благодарности
– Комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные) лучше оставить при себе
– Принимая комплимент, не возражайте. Не умаляйте своих достоинств
– Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии
Теперь, обладая минимумом знаний о комплиментах, можно и потренироваться. Рекомендую начать с друзей и знакомых. Даже если у вас что-то пойдет не так, они вас простят и поймут быстрее, чем малознакомые люди. Удачи вам в ваших начинаниях!
Искусство критиковать.
В 1930 году в руки директора Пекинского колледжа китайского языка Уильяма Петтаса попало необычное китайское эссе. Оно начиналось с того, что «постоянное сдерживание негативных эмоций рано или поздно приводит к заболеванию. Поэтому, если у вас возникло желание высказать в чей-либо адрес критическое замечание, правильным будет дать ему выход, и в этом нет ничего дурного».
Дальше говорилось о том, что большинство людей не обладают навыками, необходимыми для того, чтобы «правильно» критиковать окружающих, то есть без риска усугубить ситуацию. Затем следовали практические советы по освоению «искусства критиковать».
Петтас перевёл эссе на английский язык, не зная, кто его автор. А позже узнал, что оно принадлежало перу первого переводчика Шекспира на китайский язык Ляна Шицю.
Ниже вы найдёте 10 советов Шицю для желающих овладеть вышеупомянутым искусством.
Модели конфликтного поведения.
При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия. Выделяются три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
1. Конструктивная. Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
2. Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
3. Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими характеристиками субъектов конфликтного взаимодействия.
Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует его. Иначе говоря, данная модель по сути является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях
Дата добавления: 2016-11-22 ; просмотров: 1566 | Нарушение авторских прав
Модели поведения участников конфликта (деструктивная, конформная, конструктивная).
Конструктивная модель конфликтного поведения характеризуется стремлением уладить конфликт. Нацелена на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытостью и искренностью в общении, лаконичностью и немногословностью.
Деструктивная модель конфликтного поведения – свойственно стремление к расширению и обострению конфликта; постоянному принижению роли партнера, негативная оценка его личности, проявление подозрительности и недоверия, нарушение этики общения.
Конформистская модель конфликтного поведения. Для нее характерны: пассивность, склонность к уступкам; непоследовательность в оценках, суждениях, поведении;
Опытный руководитель, накапливая опыт управления конфликтами, постепенно превращает его в своего рода свод правил, кодекс принципов. Один из таких сводов правил поведения в конфликтной ситуации предлагает отечественный конфликтолог В. И. Андреев.
Он включает в себя следующие правила:
1. Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.
3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
6. Традиции хороши, но до определенного предела.
7. Сказать правду тоже надо уметь.
8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
9. Не превращайте настойчивость, в назойливость!
10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
12. Не проявляйте инициативу там. Где в ней не нуждаются.
13. Проявляйте доброжелательность!
14. Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.
15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
психологических механизмов управления конфликтами. Выделяют три основные психологические механизмы регулирования конфликтов:
воздействие на партнера;
оценка выигрышей – проигрышей;
Механизм воздействия на партнера состоит из нескольких технических приемов:
демонстрация усиления собственных ресурсов: одна сторона доказывает свою правоту с помощью инструкций, постановлений и т. п. Реакция на прием может быть двойной: сторона-конфликтер признает свое поражение или дополнительно мобилизует ресурсы;
использование тактики ожидания для создания ситуации неопределенности для оппонента;
внезапное нападение на противника;
побуждение путем навязывание противоположной стороне специальных условий со сужение степени ее самостоятельности;
дезориентация, дезинформация противоположной стороны в случае создания критической (криминогенной) обстановки.
В случае использования механизма оценки выигрышей-проигрышей конфликтная ситуация рассматривается в качестве игры, где каждый ход зависит от предыдущего, и поэтому постоянно идет субъективное оценивание всех индивидуальных шагов. Отсутствие быстрой и правильной реакции одной из сторон на действия другого оценивается как проигрыш. О степени выигрышности ситуации свидетельствует факт социального принятия или социального одобрения действий.
Механизм обучения заключается в том, что при определенной практике можно научиться распознавать людей по типичной реакцией, манерой поведения и на основе этого регулировать их действия в процессе конфликта. Эти знания могут заключаться в соответствующую схему, что позволяет прогнозировать поведение людей и вовремя снимать напряжение в конфликтных ситуациях.
Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Их сторонами могут быть: администрация, профсоюзная организация, представители трудового коллектива и др.
Стадия процесса переговоров
Она включает следующие этапы.
Этап 1. Начало переговорного процесса
- представляются участники переговоров;
- стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто предъявлять соображения, желание договориться в мирной обстановке;
- выстраивается генеральная линия поведения;
- выясняются взаимные ожидания от переговоров;
- формируются позиции сторон.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Теории поведения личности в конфликте
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:
Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Тема 5. Теории поведения личности в конфликте
При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.
Материал для самостоятельного изучения
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Основные модели поведения личности в конфликте
Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:
Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Личность как субъект и объект общественных отношений
Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут
вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А
поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на
переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п. Чем легче будут
эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,
недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть
отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные
факторы взаимодействия людей в обществе.
Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или
индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.
Они определяют разные стороны сущности человека.
Индивид – это живой организм, биологическое
существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему
физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид –
субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,
который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства
определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.
Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые
складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.
Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая
противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,
проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность
не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и
Индивидуальность – проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,
мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей
оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т.д. Так, к
примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье
имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника
трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего
времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.
Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую
общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед
собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.
Объектом же общественных связей
люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,
довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.
Каждый отдельно взятый человек – существо социальное, обладающее самосознанием, активно
деятельное, т.е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде
всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,
средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем
государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,
рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только
обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.
Обладая социальной определенностью, личность включается в тот или иной вид общественных
отношений как носитель специфических качеств соответствующих общностей. Вне общественных
отношений нет личности, а вне социально-классовых отношений нет и политической личности. Личность
живет во времени и может оценивать себя, сравнивая с собой в прошлом или в желаемом будущем. Многие
психологи считают, что для самооценки одного себя мало. Каждая самооценка говорит о выраженности не
столько данного качества у человека, сколько о степени его отклонения от некоторого эталона, точки
отсчета в оценивании. (1)
Личность – явление многомерное. «Бывают часы, – писала Жорж Санд, – когда я ускользаю от самой
себя, когда чувствую себя травой, птицей, вершиной дерева, облаком, проточной водой, горизонтом,
цветом, формой и ощущениями, преходящими, неопределенными;. живу в том, что составляет среду
развития, являющегося как бы расширением моего собственного существа». (2) Ученые часто задают себе
вопрос: «Где первоисточники самопознания, где рождается само Я, которому суждено увидеть себя добрее
чем. » С материалистической точки зрения определяющая роль отношений с другими людьми в развитии
личности впервые была осмыслена Людвигом Фейербахом. «Отдельный человек, – писал он, – как нечто
обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в
Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в
единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». (3) Эти идеи стали одними из
ключевых в марксизме: «. человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека». (4)
Люди рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в
реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует
вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или
слабостей. Для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех
причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке с кем общаешься и
взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки
определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.
Специалисты-психологи называют основными качествами человека – интеллектуальные, волевые и
эмоциональные. К интеллектуальным качествам относятся такие свойства, как мышление, совокупность
знаний человека, его стремление к истине, а также взгляды, принципы и жизненная позиция. Волевые
качества связаны, прежде всего, с мотивами, которые побуждают к действию, проявлению способностей
человека, расположенностью его к другим людям. Эмоциональные качества вбирают в себя самые
разнообразные нервные возбуждения, переживания и чувства, связанные с такими моральными ценностями,
как добро, долг, честь, дружба, любовь и т.п. Эмоции, взятые вместе, могут эффективно сигнализировать об
актуализации жизненных сил, о готовности личности приносить людям пользу, отвечать перед обществом и
самим собой за свои поступки.
Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества своей особой социальной
значимостью выделяются справедливость, ответственность и правосознание. Все эти свойства личности, без
сомнения, влияют на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. Специалисты
акцентируют внимание еще на одном свойстве человека – рефлексии, т.е. самоанализе каждым своих знаний
и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются
Ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают особого внимания. Прежде всего,
существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом – теми устойчивыми
свойствами индивида, которые характеризуют динамические особености психики данного человека, относя
его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам. Известно, что
сангвиник активен и быстр, легко сходится с людьми, жизнерадостен и деятелен, но не переносит
однообразия и монотонной работы. Флегматик более сдержан в поведении и терпелив, владеет собой, но,
как правило, мало активен. Холерик бывает, вспыльчив и излишне прямолинеен, часто демонстрирует
высокую работоспособность, одного его активность и энергия то бьет через край, то испытывает временный
спад. Меланхолик впечатлителен, эмоционален и отзывчив, но нередко проявляет нерешительность и
медлительность, плохо адаптируется к новым условиям, болезненно переживает неудачи, легко впадает в
уныние. Влияние индивидуального склада, отчетливо выраженных психических свойств личности на ее
конфликтность оказывается более заметной. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение
человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а
флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые
характеристики. Выделяют две основные психологические оси личности: экстраверсия – интроверсия;
эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность. Экстраверты – люди, требующие
постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым
впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Интроверты стимулы для жизненной активности черпают
изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, любят порядок, дружат с немногими,
но преданно. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным
напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
Эмоционально стабильные люди – им свойственны эмоциональная уравновешенность, неспособность
глубоко сочувствовать переживаниям других людей. Эта типология черт характера была дана Карлом
Юнгом (1875-1961гг.) в книге «Психологические типы» (1921г.), которая до сих пор считается одной из
самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии.
Согласно взглядам А.Адлера формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни
человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у
него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на
поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п.
Данная типология убедительно показывает, что характеры людей разные (по крайней мере, существует
16 типов характеров). Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда
бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты
своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. Суть теории Эрика
Эриксона (1902-1994гг.) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального
развития личности, на каждом из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом
возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное.
Уровень личностного развития -еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного
конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и
воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с
общепринятыми нормам и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и
характера приходится держать под постоянным контролем.
Понятие социализации является одним из центральных понятий таких учебных дисциплин, как
социология, психология, политология и других. Несмотря на то, что каждая из этих дисциплин вкладывает в
понятие социализации свой смысл, в целом под социализацией понимается совокупность всех социальных
процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный опыт, в результате общения и деятельности
приобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать в качестве члена
Модели поведения и типы конфликтных личностей
В специальной литературе рассматривают три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.
Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.
При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.
Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, условиями конфликтной ситуации, особенностями межличностных отношений и индивидуально-психологического состояния субъектов конфликтного противостояния. Модели поведения определяют действия участников конфликта, его динамику и способы разрешения.
Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный и поэтому является 1ежелательной и вредной, приводящей конфликт в тупик. Конформистская модель поведения способствует агрессивности cоперника, а иногда и провоцирует ее. Конформистская модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.
Примером конструктивной модели поведения личности в конфликте может служить разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы соперника*.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. », «Что потеряю. », «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника. » и т.д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уклонение, конфронтация, компромисс, приспособление или сотрудничество). Как правило, достижение интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии сопряжено с мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика поведения конфликтующих сторон. В модели Томаса — Киллмена она дополняется количественными показателями: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. Графически двухмерная модель поведения в конфликте Томаса — Киллмена представлена на рис. 9.1.
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы другой стороны зависит от:
• характера предмета конфликта;
• особенностей межличностных отношений соперников (степени заинтересованности соперников в сохранении отношений);
• индивидуально-психологических особенностей конфликтующих личностей.
Особое место в поведении личности в конфликте занимает важность для нее сохранения личных отношений с конфликтующей стороной. Если для одного из соперников личные отношения с другим (дружба, любовь, сотрудничество и т.д.) не являются необходимостью, то и поведение его в конфликте будет деструктивным (конфронтация, борьба, соперничество). И наоборот, желание сохранить личные отношения с субъектом конфликтного контакта является причиной конструктивного поведения в конфликте и направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уклонение или приспособление.
Уровень направленности на интересы соперника
Уровень направленности на собственные интересы
Рис. 9.1. Двухмерная модель поведения в конфликте Томаса — Киллмена
Как отмечалось выше, немаловажным обстоятельством, определяющим поведение индивида в конфликте, являются особенности индивидуально-психологического состояния конфликтующих сторон. В специальной литературе многие авторы выделяют пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Дадим кратко характеристику каждого из них.
Поведение демонстративного типа личности можно охарактеризовать так: хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся, ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное, планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает, не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный тип: подозрителен, обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждения собственной значимости, часто не учитывает изменение ситуации и обстоятельств, прямолинеен и не гибок, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением, почтение со стороны окружающих воспринимает как должное, выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду, не самокритичен по отношению к своим поступкам, болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.
Неуправляемый тип конфликтной личности: импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо, ведет себя вызывающе, агрессивно, часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения, характерен высокий уровень притязаний, несамокритичен, во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других, не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь, недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами, из прошлого опыта (даже негативного) извлекает мало уроков.
Сверхточный тип личности: скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и к окружающим (причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается), обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ему кажется, что его обидели, страдает от себя самого, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головной болью и т.п.), сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях, слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Бесконфликтный тип личности: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, характеризуется некоторой непоследовательностью поведения, ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.