Жизненные ценности подростков

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "жизненные ценности подростков" с детальным описанием.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

СЕМЬЯ (ОФИЦИАЛЬНЫЙ БРАК) В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.

В исследовании принимали участия ученики 9-11 классов лицея №3 им. А.С. Пушкина г. Саратова. Задавались вопросы «Какие у вас жизненные ценности стоят на первом месте?». И ответ был 50 на 50 в равной степени стояла семья и учеба, поступление в университет, карьера . Традиционно главным институтом воспитания подрастающего поколения является семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладывается основы личности ребенка. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Важность семьи заключается не только в продолжении рода, но и в поддержке, защите и конечно воспитательная функция семьи.

Следующий вопрос. «В каком возрасте вы бы хотели создать семью?» И на самом дели это был самый сложный вопрос, т. к многие задумались на этот счет, кто-то вообще не хотел заводить семью, кто- то говорил, что после 25-35 лет.

Третий вопрос был на закалку. «Какого числа ваши родители поженились?» И самое интересное, что все знали дату создания семьи, день рождение брака своих родителей.

Роль семьи №4 «Как часто вы проводите время с вашими родителями?» Многие затруднились ответить на этот вопрос, ребята проводят с семьей мало времени из-за занятости родителей. Основной тенденцией, которую можно наблюдать сегодня, и которая является побочным эффектом технической революции и убыстрения темпа жизни, является отстраненность семьи от воспитания, как такового. Занятые родители рано отдают детей в руки нянек, воспитателей детский садов, в мир компьютерных игр, планшетов и телефонов. Ребенок проводит свой досуг не вместе с родителями или друзьями во дворе, его планета погружается в мир одиночества и виртуальной реальности. Несмотря на это, даже «дыра» в общении формируется в определенные нормы социального поведения для каждого человека.

№5 «Любимые праздники вашей семьи?» Опрос показал, что в основном это новый год, рождество, пасха, дни рождения членов семьи, годовщины совместной жизни родителей.

№6 Как часто и при каких обстоятельствах вам помогают ваши родители? 70%учащихся ответили, что им помогают часто советом или по учебе, а остальные 30% сказали, что они сами справляются самостоятельно т. к считают себя вполне взрослыми. Кроме того, исследователи говорят о постепенном изменении модели современной семьи, а значит, и общества в целом. Традиционные ценности постепенно уступают место новым. Увеличение числа разводов и низкая рождаемость на фоне повышенной рождаемости вне брака, то есть изначальное вхождение ребенка в неполную ячейку своего первого общества – все это играет свою роль.

№7 Как вы считаете есть разница между гражданским и официальным браком? С т. Зрения терминологии, конечно. Зарегистрированный в установленном порядке через органы ЗАГС семейный союз и называется в Российской Федерации единственно “официальным” браком. Но на данный момент подростки считают, что гражданский брак – это лучший вариант. В бытовом обиходе понятием «гражданский брак» обозначают фактические семейные отношения (совместное проживание, ведение хозяйства, поддержку и т.д.) мужчины и женщины, без официального оформления (регистрации). По-другому такие отношения называют сожительством, реже — фактическим или браком без регистрации. В будущем они не считают обязательным регистрировать свои отношения официально через ЗАГС.

Несмотря на это, тактики семейного воспитания остаются почти неизменными:

первая – это диктат, когда взрослые подавляют желания детей, обрезая любые, по их мнению, отклонения ребенка от своих взглядов, как садовник ветки, формируя его личность на свой лад;

второй тип можно охарактеризовать, как сотрудничество. Это совместное развитие, деятельность и времяпрепровождение. В данном случае роль семьи в жизни маленького человека можно назвать самой здоровой и правильной;

опека. Детей, выращенных в условиях гиперопеки, мы обычно называем «тепличными». Родители пытаются оградить свое чадо от реалий мира, который считают враждебным. В данном случае у ребенка складывается либо идеализированное отношение к миру, и он становится абсолютно беспомощным, либо возникает желание погрузиться во всю ту «грязь», от которой его охраняли родители. В качестве протеста;

тактика невмешательства. Родители не вмешиваются в проблемы ребенка, считая, что подобный подход подарит ему самостоятельность и научит ориентироваться во взрослой жизни.

Какой бы стиль воспитания не выбрали родители для своего ребенка, им стоит помнить, что ребенок приходит в этот мир, для того, чтобы научить нас, показать наши внутренние проблемы, отражая их, как зеркало. Поэтому необходимо помнить, что от того, какой климат в вашей семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка в социуме.

Т. Зрения государственности.

Поскольку с позиции психологии, педагогики, философии, юридических и других наук положение несовершеннолетних, эффективность реализации их прав зависят от действий законных представителей, воспитателей несовершеннолетних, положение несовершеннолетних в целом определяется в значительной степени статусом ребенка в семье. Новый Семейный кодекс РФ гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, которое имеет не меньшее значение, чем право на жизнь. Семья – естественная среда обитания ребенка, формирующая предпосылки физических, интеллектуальных, нравственных качеств личности. От того, как государство поддерживает институт семьи, зависит правовая защищенность несовершеннолетних граждан. Для эффективной защиты прав несовершеннолетних путем поддержки семьи необходимо определить, что такое семья с правовой точки зрения. Семья представляет собой объект исследования различных наук: философии, юриспруденции, истории, социологии, демографии, психологии и других. В соответствии с Конституцией РФ семья находится под защитой государства, а, следовательно, государство признает семью объектом юридической защиты.

Религия Поскольку церковь в Российской Федерации согласно Конституции, отделена от государства, церковный брак, возникающий после обряда венчания (или соответствующего обряда в других конфессиях), не упоминается в законодательстве вообще. №8 Заключительный вопрос про религию про венчание, про никэх? «Что это такое? И ваши родители венчались в церкви?» 40 % детей знают в чем заключается процесс венчания, 35% детей не знают об этом, а оставшиеся 25% не осведомлены в религиозных церемониях при вступлении в брак.

То, что мы называем семьей сегодня, значительно отличается от того, что было семьей в древних обществах. В ходе развития общества и дифференциации в нем, изменились и отношения религии и семьи. Семья во многом утратила черты публичной организации, которой была в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни.

Еще статьи:  Любовь и любовная зависимость

Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся личным делом каждой семьи, каждого человека. То есть даже в рамках одной семьи ее члены могут придерживаться разных вероисповеданий, что в прошлом не допускалось. Сегодня, в первую очередь, многих привлекают религиозные обряды, которые связаны с семейной жизнью (бракосочетание, религиозное воспитание детей). Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность больше обращена к семейным ценностям, женщинам и детям.

В настоящее время связь семьи и религии не является столь обязательно и нерушимой, как это было раньше. В общественном сознании произошла переоценка ценностей, связанных с религиозным сопровождением значимых событий в жизни людей. Также в современном обществе произошло ослабление родственных связей, что привело к замене церковных ритуалов на какие-нибудь эквиваленты, не имеющих отношение к религии.

Вывод Интерес к семейным ценностям современной молодежи обусловлен и тем, что основной функцией семьи является рождение и воспитание детей. По данным статистики, 77,5 % от общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Таким образом, от успешного выполнения репродуктивной и социализационной функций семьи зависит не только демографическая ситуация в нашем обществе, но и его развитие в целом. Также, важную роль формирование семейных отношений должна пополнять школа. Эти и другие проблемы молодой семьи и семейно-брачных отношений требуют особого внимания, как со стороны всего общества, так и со стороны исследователей, что и обусловило актуальность изучения семейных ценностей современной молодежи в данной работе.

Жизненные ценности подростка
презентация к уроку (10 класс) по теме

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Вложение Размер
Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека… 418.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизненные ценности подростка Классный руководитель 10 класса Родина О.В.

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь. — Боже! Это ты! — Да, Я, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — Все, — был ответ. — Тогда, мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха, и много денег. Бог улыбнулся, и пошел за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой. — Это все! — воскликнула женщина. — Да, — ответил спокойно Бог, — разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте . Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).

Основополагающие общечеловеческие ценности Ценятся: Доброта Верность Взаимопомощь Честность и т.д. Отвергаются: Цинизм Обман Жадность Тщеславие Преступления и т.д.

Общечеловеческие ценности современного общества Семья Здоровье Образование Работа + личные ценности человека: Материальные Духовные

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении . Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом “от себя”, через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет) , наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: “А что я значу в этом мире?”, “Какое место я занимаю в нем?”, “Каковы мои возможности?”, “Какой я?”. Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок.

Самое главное для подростка – это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки . Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы . Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений , тогда как взрослые уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность . Настоящая свобода – это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает “удобную” позицию: “Для свободы я взрослый, для ответственности – маленький “. Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным.

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства , представление о ценностях, которыми мы были окружены . Самый естественный путь формирования жизненных ценностей – не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

“Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека…» В. А. Сухомлинский.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данная разработка урока была показана на конкурсе профмастерства “Учитель года -2011” , а позже отправлялась на Томский 7 областной конкурс методических разработок и среди прочих заняла первое место. .

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться.

Еще статьи:  Как весам завоевать женщину водолея

Лекция для родителей учащихся 9-11 классов.

Статья на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения.

8 класс…время перемен… И, естественно, помимо возрастных изменений у ребят происходят изменения и психологические. Обусловлено это, конечно, желанием почувствовать себя взрослым, самосто.

Родительское собрание знакомит родителей учащихся с результатами учебной четверти, с жизненными и нравственными при­оритетами подростков.

Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологическ.

Жизненные ценности подростков и детей

Как и у взрослых людей, у подрастающего поколения имеется определенная шкала жизненных ценностей, которые определяют основные направляющие их поведения. По мере взросления ребенка, шкала его ценностей должна меняться, определяя созревание его личности. Если в силу каких-либо причин ребенок “застревает” на определенном этапе своего взросления, то и ценности его не претерпевают должных возрастных изменений. В результате, вполне реально увидеть подростка с ментальностью младшего школьника, не готового адекватно реагировать на окружающий мир. Жизненные ценности детей несколько отличны от жизненных ценностей подростков.

Жизненные ценности детей

  • Психологический комфорт и чувство защищенности. Обязательное наличие значимого взрослого в жизни маленького ребенка определяет его нормальное психическое развитие и психологическое здоровье. Отсутствие этой важной составляющей детского мира приводит к состоянию, известному, как депривация.
  • Хорошие (дружеские) отношения со сверстниками. С того времени, как ребенок попадает в детский коллектив, для него начинает играть роль признание себе подобных. Отсутствие положительного опыта общения со сверстниками может привести к неврозам, комплексам и трудностям при адаптации ко взрослой жизни.
  • Наличие игрушек или вещей, которые бы представляли ценность и в глазах других детей. Эту жизненную ценность детей в настоящее время нещадно эксплуатируют продавцы всевозможных товаров, создавая новые искусственные сегменты рынка за счет малолетних потребителей и навязывая детям выдуманные ценности.

Жизненные ценности подростков

К сожалению, жизненные ценности подростков в большинстве случаев формируются на основе мусорной информации (ТВ-рекламы, мнения сверстников). Для них часто ценностью является модель поведения среднестатистического представителя их сообщества, который не всегда может считаться общепризнанным образцом человеческой добродетели. Подросток в меньшей степени зависит от значимого взрослого, больше интересуется своим внешним видом и состоянием здоровья, чем ребенок. Но при этом, попадая под влияние сверстников или среды, он может легко войти в зону маргинальных увлечений или начать вести асоциальный образ жизни. Зачастую материальные ценности и личностный рейтинг в обществе превалируют в шкале ценностей подростка. Таким образом, подросток во многом зависит от внешних факторов, формирующих его восприятие жизни. Поэтому так важно, чтобы и у ребенка и у подростка имелся грамотный наставник, который бы помог определиться юному человеку с настоящими ценностями. Как же помочь подростку выбрать правильное русло развития? Среди различных вариантов одним из лучших станет пройти курсы познания жизненных ценностей.

Кто может помочь

Центр М.С. Норбекова предлагает для детей и их родителей «Детский оздоровительный курс», во время которого родители смогут получить основные ориентиры в воспитании системы жизненных ценностей у детей. Подросткам же поможет определиться со своим местом в этом мире курс Центра М.С. Норбекова «Жизненные ценности». Курсы познания жизненных ценностей станут для подростков отличным источником для размышлений, и помогут в правильном развитии в будущем.

Ценности в подростковом возрасте

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром [14].

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт [11].

Многие авторы, указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов» [11]. Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.

Л.И. Божович говорит о том, что «с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии» [5].

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Юношей и девушек 11-12-15-16-17 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства до зрелости. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Еще статьи:  Снится сон муж уходит к другой

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне проявляется в негативизме – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростковой уникальной сущности, собственного «Я». Подростковый возраст благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом возрасте диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в достижении избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но вот еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.

Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями).

Родительское собрание “Жизненные ценности подростков” 8 класс.
материал (8 класс) на тему

8 класс…время перемен… И, естественно, помимо возрастных изменений у ребят происходят изменения и психологические. Обусловлено это, конечно, желанием почувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком. Зачастую именно в этот период подростки, не найдя поддержки у взрослых, у родителей и учителей, могут отправиться в поисках истины «не в те компании», тем самым подвергнуть свою жизнь риску…Да, да, именно риску…потере жизненных ориентиров или вообще жизненных ценностей. Поэтому наш самый первый разговор с родителями в этом учебном году я решила начать именно с определения жизненных ценностей подростков, чтобы, если это необходимо, суметь вовремя прийти на помощь к своему ребенку… Как говорится, не упустить, не проглядеть.

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie_no_1._8_klass.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 1

«Жизненные цели подростков».

8 класс…время перемен… И, естественно, помимо возрастных изменений у ребят происходят изменения и психологические. Обусловлено это, конечно, желанием почувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком. Зачастую именно в этот период подростки, не найдя поддержки у взрослых, у родителей и учителей, могут отправиться в поисках истины «не в те компании», тем самым подвергнуть свою жизнь риску…Да, да, именно риску…потере жизненных ориентиров или вообще жизненных ценностей. Поэтому наш самый первый разговор с родителями в этом учебном году я решила начать именно с определения жизненных ценностей подростков, чтобы, если это необходимо, суметь вовремя прийти на помощь к своему ребенку… Как говорится, не упустить, не проглядеть.

Таким образом, основная цель данного родительского собрания – обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка, обменяться идеями и мнениями воспитания.

Добрый вечер,уважаемые родители, бабушки и дедушки! Рада вас видеть отдохнувшими, полными сил и энергии. Надеюсь, этот учебный год для нас с вами будет столь же плодотворным, как и предыдущий. Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.

У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.

В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.

Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»

Наш разговор хотелось бы начать со знакомства некоторых психологических исследований, а именно: психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет. Я вам приведу только некоторые из них, но именно эти признаки в поведении детей говорят, с точки зрения психологов, об отсутствии жизненных целей:

  • чрезмерно играет в компьютерные игры;
  • разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
  • ленивое времяпровождение у телевизора.
  • Демонстративное нарушение школьной дисциплины
  • Курение и выпивка
  • Употребление наркотиков
  • Грубость сверстникам и взрослым
  • Унижение маленьких и слабых
  • Ложь даже без причин
  • Доказывание своей правоты только с помощью силы
  • Разрисовывание стен
  • Порча школьного имущества
  • Гуляние на улице в течение долгого времени
  • Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.

Я думаю, данный список способен навести на размышления каждого из нас.

– Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:

  1. Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
  2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
  3. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
  4. Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
  5. Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?

Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.

Накануне родительского собрания была проведена с ребятами проектная методика «Мой жизненный выбор». Ребятам был предоставлен ряд незаконченных предложений. Им самостоятельно необходимо было продумать и записать концовку данных высказываний. Данная методика наглядно демонстрирует наличие или отсутствие у детей жизненных целей, а также что является причиной последнего.

  1. Цель моей жизни – это….
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
  5. Сегодня у меня пока не получается…
  6. Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
  7. Препятствием в достижении моих целей является…
  8. Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
  9. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Еще статьи:  Мужчины тельцы

К счастью, в нашем классе у всех детей, кроме одного есть свои цели, приоритеты и мечты. В основном на данном этапе эти мечты связаны с хорошей учебой и возможностью поступить в престижное высшее учебное заведение, чтобы в будущем обеспечить себя достойной работой.

Кроме того, проанализировав ответы ребят можно отметить, что несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление.

Поддержкой в достижении жизненных целей ребята, прежде всего, видят вас, родителей. Именно на вас они надеются в своей жизни, в достижении целей. Но есть и те, кто видит поддержку в друзьях и школе.

Но родители же для некоторых из подростков являются и препятствием в достижении своих целей, так как не относятся серьезно к их мечтам. Хотя основным препятствием многие считают свою лень.

И мы с вами должны детям показать, что в жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.

Что же можно посоветовать всем нам и вам в частности, уважаемые родители?

Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей:

1) Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.

2)Активно слушать его переживания и потребности .

3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах

4)Делиться своими планами, победами и неудачами

5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели

6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов

7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.

8)Бывать (читать, заниматься) вместе.

9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

10) Помогать, когда просит.

11) Делиться своими чувствами (значит доверять).

12)Конструктивно решать конфликты.

13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой. », «Мне нравится, как ты. », «Ты, конечно, справишься. », «Как хорошо, что ты у нас есть. » и другие.

14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».

15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была

16)Быть самому примером для ребёнка!

Уважаемые родители, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии

его личности играют цели, представления о будущем и т.п.
Можно для себя отметить следующие выводы и донести их до детей:

1) Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.
2) Не предавайся бесплодным мечтаниям.
3) Разрабатывай конкретные планы на будущее и пр.

И наше собрание наш разговор мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока:

«Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете и целей которые перед ним ставите».

Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!

Спасибо всем за внимание, рада была услышать мнение каждого из вас!

Жизненные ценности подростков

Библиографическая ссылка на статью:
Петриченко Э.С. Изучение содержания ценностных ориентаций современных подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/4030 (дата обращения: 26.03.2019).

Актуальность данной проблемы мы видим в том, что на сегодняшний день всё более остро перед педагогами и родителями встают проблемы переходного подросткового возраста (девиантное и делинквентное поведение, беспризорность и др.).

Как отмечают ученые, подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. При которой происходит «массированное влияние на детей стихийных отрицательных факторов, нередко аморальных, которые подключают такие неосознанные механизмы социализации, как идентификация, внушение, заражение, подражание, которым часто не могут противостоять целенаправленные воспитательные воздействия…» [1, с. 292].

Негативные явления в подростковом возрасте наблюдаются, главным образом, из-за кризиса ценностей. Подростки выставляют неверные ценностные приоритеты, в результате чего выходят во взрослую жизнь уже травмированными личностями. Причин формирования «ложных» ценностей множество. Одна из них заключается в том, что на формирование ценностных ориентаций подростков в большей степени влияет социальная уличная микросреда, СМИ, неформальные объединения и др. Старшее поколение в этом вопросе постепенно отходит на второй план.

Цель нашего исследования связана с выявлением ценностных ориентаций современных подростков.

Анализ философской (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.) и психолого-педагогической (З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова и др.) литературы показал, что ценности связаны с реальной жизнью, с общественными и личными потребностями, интересами и целями людей. Ценность возникает, функционирует и изменяется в реальной социокультурной среде. Это обусловливает необходимость анализа современной культуры. Значимые ценности современной культуры выделены в работе С.Ю. Шаловой:

– витальные ценности (человеческая жизнь как абсолютная ценность)

– прагматические ценности (благо, успех, польза, целесообразность)

– интеллектуальные ценности (знание, интеллектуальные способности)

– социальные ценности (общение, сотрудничество, свобода, справедливость)

– нравственные ценности (доброта, гуманизм)

– эстетические ценности (красота, гармония) [2, с. 17].

Однако, как отмечает автор, было бы ошибкой считать эти ценности едиными для всех. В одной и той же социокультурной ситуации можно выделить разные группы ценностей, присущие разным социальным институтам, разным возрастным группам и т.д. При этом каждое сообщество в качестве одной из важнейших ставит перед собой задачу формирования у своих членов таких ценностных ориентаций, которые бы находились в соответствии с их социальным статусом.

Еще статьи:  Современное понятие личности

Понятие «ориентация», согласно концепции З.И. Васильевой, следует рассматривать в двух аспектах: как интегративное лич­ностное образование и как процесс его формирования. В прямом смысле ориентация определяется как умение раз­бираться в окружающей обстановке. В переносном значении ори­ентация – это направленность какой-либо деятельности.

З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [3, с. 12].

В ряде исследований (С.В. Старшинина, Е.И. Казакова, Л.И. Лапочкина, С.Ю. Гуревич, Т.В. Бондарук и др.) представлена структура данного качества, возможности, условия и методы его формирования.

Основными структурными компонентами ценностных ориентаций являются:

  • когнитивный компонент (осознание объективной ценности);
  • мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);
  • поведенческий (выражающийся в определенных поступках);
  • прогностический (программирование будущего).

Такой подход к структурному составу ценностных ориентаций основывается, с одной стороны, на теории ценностей, с другой стороны, на системном подходе к анализу личности и ее формированию. Сформировавшись под воздействием обстоятельств жизнедеятельности человека, ценностные ориентации преобразуют и окружающую действительность, и саму личность. При этом обеспечивается внутренняя детерминация поведения не только в настоящем, но и устремленность человека в будущее [4].

Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте показал, что в этот период начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. У подростков развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.

Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Поэтому, когда речь идет о формировании ценностных ориентаций подростков, подразумевается педагогически контролируемый и организованный процесс, в котором осуществляется воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации [5, с. 98].

Экспериментальное исследование, направленное на изучение содержания ценностных ориентаций подростков проводилось в общеобразовательной школе № 23 г. Таганрога.

Для получения эмпирических данных мы использовали следующие методы исследования:

– анкетирование подростков с целью выявления их ценностных ориентаций

– анкетирование представителей старшего поколения с целью выявления их мнения о ценностных ориентациях подростков.

В исследовании приняли участие 80 человек. Из них:

  • 40 человек – подростки;
  • 40 человек – представители старшего поколения.

Так как данная проблема является не до конца изученной в современной науке, методик, отвечающих поставленной цели мы не нашли. Поэтому в данном исследовании использовались авторские анкеты, вопросы которых отвечали сути исследования.

Анкета для подростков включала 15 вопросов различного характера: о наиболее значимых ценностях, об интересах и идеалах, об отношениях с другими людьми и т.д.

Каждая из анкет была предназначена для одной из трех возрастных категорий подростков (11-12, 13-15 или 16-17 лет). И, в зависимости от возраста, указанного подростком, и ответов на вопросы анкеты, мы могли сравнивать суждения о ценностных ориентациях разных возрастных групп подростков.

Анкета для представителей старшего поколения также включала 15 вопросов, касающихся содержания ценностных ориентаций внука/внучки. Это помогло нам получить более достоверные сведения. Ведь они опирались не только на мнение подростков, но, главным образом, учитывалось мнение представителей старшего поколения.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выявление жизненных ценностей подростков

11-12 лет

13-15 лет

16-17 лет

Возраст подростков

Ценности

Счастье в семье 15% 12,5% 5%
Материальная обеспеченность 2,5% 10% 17,5%
Здоровье 15% 12,% 2,5%
Любовь 7,5% 10% 7,5%
Карьера 0% 0% 10%
Нравственность 0% 0% 0%
Образование 0% 7,5% 15%
Власть 0% 2,5% 0%
Дружба 25% 20% 5%
Развлечения, отдых 2,5% 10% 12,5%
Саморазвитие и духовное просвещение 0% 5% 2,5%

По данным таблицы мы можем проследить, как с изменением возраста подростков меняются ценности, представляющие наибольшую важность.

Например, такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развлечение и отдых» с взрослением подростков приобретают всё большую значимость. А ценность «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют свою важность.

Нас удивил тот факт, что ценность «нравственность» не была отмечена ни одним респондентом, как наиболее важная. Также, лишь единицы отметили важными для себя ценность «саморазвитие и духовное просвещение» и «власть».

Далее мы выявляли предпочтения и интересы подростков. Ответы на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» были помещены в таблицу 2.

Таблица 2. Выявление предпочтений и интересов подростков

11-12 лет

13-15 лет

16-17 лет

Возраст подростков

Занятия

Чтение книг 2,5% 2,5% 0%
Просмотр телевизора 10% 10% 2,5%
Встречи с друзьями 7,5% 15% 12,5%
Посещение кружков по интересам 10% 2,5% 0%
Посещение дискотек, ночных клубов и др. 0% 2,5% 12,5%
Занятия спортом 0% 5% 5%

Представителям старшего поколения был кроме всего прочего задан вопрос: «С чем, по Вашему мнению, может быть связана проблема формирования жизненных ценностей подростков?» Как распределились ответы, отражено на рис. 1.

Рис 1. Мнение старшего поколения о причинах возникновения проблемы формирования жизненных ценностей подростков

Анализируя результаты проведенного нами эмпирического исследования, можно сделать некоторые выводы о ценностных ориентациях подростков:

  1. Современные подростки главным образом ориентированы на такие ценности, как «материальная обеспеченность», «образование», «развлечение и отдых», которые по мере взросления подростков приобретают всё большую значимость. Ценность «счастье в семье», «здоровье», «дружба» – наоборот, теряют свою важность. Причиной этого, по мнению большинства представителей старшего поколения, является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
  2. Большинство респондентов пожилого возраста хотели бы видеть в своих внуках в будущем такие качества, как трудолюбие, чувство ответственности, бережливость, порядочность, уважение к другим и пр. К сожалению, воспитать в будущих молодых людях тягу к творчеству, воображение, бескорыстие хотели бы лишь единицы.
  3. Большинство респондентов пожилого возраста считает, что главным фактором, способствующим формированию ценностных ориентаций подростков, выступают средства массовой информации.
Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here