Выявление эффективности технологий развития критического мышления

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "выявление эффективности технологий развития критического мышления" с детальным описанием.

Технология развития критического мышления

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

(получение новой информации)

(осмысление, рождение нового знания)

Три фазы технологии развития критического мышления:

Фаза вызова (evocation). Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые-дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала [3].

Некоторые пояснения. Иногда, далее в случае удачно реализованной фазы вызова, в процессе работы на фазе реализации интерес и активность учащихся ослабевают. Этому может быть несколько объяснений.

Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активно хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

Еще статьи:  Как вернуть любимую женщину

Нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [4].

Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления. Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Необходимые пояснения. Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием и смысловой насыщенностью. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах. Большая часть задаваемых вопросов – из разряда поясняющих или фактологических. Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока

Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания:
– получение новой информации;
– корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

ВЫЗОВ

Деятельность учителя – Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося – Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы – Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II.Осмысление содержания

Деятельность учителя – Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся – Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы – Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

III. Рефлексия

Деятельность учителя – Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся – Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Еще статьи:  Эвтаназия в голландии

Возможные приемы и методы – Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно-следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные вопросы.Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Приемы технологии РКМ
1. «Инвентаризация» – составление списка известной информации
· Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» – верные и неверные утверждения
· На стадии вызова учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
· На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3. Ключевые слова
· Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему. Почему Вы думаете . В чем различие . Предположите, что будет, если. ?

Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы . Верно ли .

5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать – узнал».

6. Прием « ИНСЕРТ » – маркировка текста значками по мере его чтения
I – interactive – интерактивнаяN – noting – размечающаяS – system – системаE – effective – для эффективногоR – reading and – чтения и
T – thinking – размышления
Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
· ” V ” – уже знал ” + ” – новое ” – ” – думаю иначе, не согласен ” ? ” – не понял, есть вопросы

7. Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

8. Эффективная лекция –
· Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
· Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
· Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
· Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9. Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

10. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

11. Р А Ф Т – Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
· Р – роль, от чьего лица составляется текст
· А- аудитория кому адресован текст
· Ф- форма
· Т – тема

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Стадия вызова
· «Инвентаризация»
· «Верите ли вы…»
· «Ключевые слова»
· «Тонкие» и «толстые» вопросы
· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
· Зигзаг
· Лекция
· Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
· Ответы на вопросы
· Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Эффективность использования технологии критического мышления

В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий);

Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;

КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;

В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;

Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный;

КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

У технологии критического мышления существует 3 основных стадии развития. Рассмотрим же их функции.

Стадия вызова. На данной стадии вспоминаются и актуализируются уже имеющиеся знаний по теме предмета, определяются цели её рассмотрения. Саму ситуацию вызова учитель может задать правильно заданным проблемным вопросом, который побудит учащихся к работе, введёт их в активную деятельность на уроке.

Функции стадии вызова:

1) Мотивационная (побуждение учеников к работе с новой информацией, её освоению и анализу, а также пробуждение интереса к новой теме).

2) Коммуникационная (обмен мнениями, обсуждение, дискуссия, не влекущая за собой какие-либо конфликты или негативные последствия).

Стадия осмысления содержания.Обычно на данной стадии происходит систематизация новой информации. У учеников появляется возможность задуматься об изучаемом объекте, научиться формулировать вопросы по данной информации.

Функции стадии осмысления содержания:

1) Информационная (получение, рассматривание и анализ новой информации по теме).

2) Систематизационная (классификация полученной информации по определённым категориям знания).

3) Мотивационная (поддержка и сохранения интереса по изучаемой теме).

Стадия рефлексии.На данном этапе происходит самоанализ и самооценка, обычно сопровождающаяся определёнными личными выводами. Кроме того, здесь же происходит обмен мнениями между учениками и на наш взгляд, данная стадия является самой главной, ибо на ней ученики берут анализируют и систематизируют уже полученную информацию.

Еще статьи:  Парень сказал забудь меня

Функции стадии рефлексии:

1) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации, обсуждение и анализ её же)

2) Информационная (приобретение новых знаний, выделение в мнениях остальных полезной информации).

3) Мотивационная (побуждения к дальнейшему расширению знаний и поиску новой информации по теме).

4) Оценочная (сопоставление новой информации и собственных имеющихся знаний, выработка собственного мнения по теме, оценка процесса обсуждения и оценка собственных суждений) [8, с. 12].

Как и в любой другой технологии, в технологии критического мышления есть свои преимущества, и есть, разумеется, недостатки. Конечно же, преимуществ обычно оказывается больше, чем недостатков. Но на наш взгляд недостатки имеют более весомую значимость, ибо по ним мы судим эффективность работы и благодаря им же мы можем выполнить нашу работу более правильно, в следующий раз.

К преимуществам мы можем отнести следующие пункты:

-есть возможность повторения, усвоения материала;

-усиливается диалог по поводу смысла текста (у учеников появляется возможность проанализировать текст и изменить его так, чтобы его поняли остальные, если это необходимо);

-появляется большая глубина понимания (способствует ученикам выдавать более глубокие мысли и более тяжёлые высказывания);

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-дети становятся более восприимчивыми к опыту других детей: ученики учатся слушать друг друга,;

-в ходе обсуждения появляются несколько трактовок одного и того же содержания (что опять же способствует более глубокому пониманию);

-развивает активное слушание (дети не только монотонно слушают слова учителя, но и участвуют в дискуссиях по тому или иному вопросу);

-исчезает страх перед аудиторией (ученики чаще отвечают у доски и перед классом).

К недостаткам мы можем отнести следующие пункты:

-реализовать полностью урок в данной технологии очень сложно (не все дети могут обладать определёнными навыками коммуникации);

-не все дети способны работать с большим объёмом информации (не все дети могут синхронно работать, кто-то будет отставать);

-технология не всегда эффективна в слабых классах (как в принципе и любая другая развивающая технология);

-непринятие некоторых приёмов детьми (например, творческого характера, а также могут быть большие объёмы информации, с которыми дети просто-напросто не справятся);

-сложность в подборе материала (информации много, поэтому зачастую её бывает просто не выбрать для определённой темы урока);

Благодаря данной технологии ученики будут развивать свои навыки, используя их по максимуму, для достижения поставленной цели, не сомневаясь в своём мнении, однако и оценивая себя тоже трезво.

Из всего этого можно сделать вывод: технология критического мышления, безусловно, эффективна и он имеет место быть в современном мире.

Таким образом, особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе:

· чтение — суммирование в парах;

· чтение с остановками;

· прием «Верите ли вы, что…»;

· таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

· работа с вопросниками;

· написание творческих работ;

· создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. В следующей части нашей курсовой работы мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир».

Дата добавления: 2017-04-15 ; просмотров: 672 | Нарушение авторских прав

Технология развития критического мышления

Второва НА Занятие 2

Технология развития критического мышления

Ответьте на вопрос, в чём смысл критического мышления, познакомившись со статьёй на сайте – http://www. *****/?q=node/56

Критическое мышление – очень важная и нужная форма мышления, жизненно необходимая. Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология критического мышления дает ученику:
– повышение эффективности восприятия информации;
– повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
– умение критически мыслить;
– умение ответственно относиться к собственному образованию;
– умение работать в сотрудничестве с другими;
– повышение качества образования учеников;
– желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:
– умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
– возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
– стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Критическое мышление есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки:

– убедиться в его достоверности и правильности,

– учесть вскрытые достоинства и недостатки;

– вскрыть возможные ошибки;

– обнаружить возможный тайный умысел;

Критическое мышление является разновидностью рефлексивного мышления.

Какова цель, такова и критика. Предметом критического мышления является сам человек, либо другие люди. Те, с которыми он может вступить или уже вступил в общение. Как организовано это общение, так выглядит и высказанная в нем критика

– критическое мышление над собой;

– критическое мышление «для союзника».

– критическое мышление «на противника»;

– критическое мышление «от себя»;

Как Вы поняли, технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать её в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:

Я готов (а) применять технологию развития критического мышления

Еще статьи:  Как называется нервное расстройство

учащихся на своих уроках

1. Учатся работать с большим объёмом информации;

2 Технология даёт учащимся возможность размышлять;

3. Принимаются любые идеи, аргументы, т. е. дети не бояться высказывать своё мнение и быть высмеянным;

4. Разнообразие приёмов, которые педагог может изменять, подстраивать под себя;

5. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом виде;

6. На уроках присутствует дифференциация:

выбор текста (большой – маленький), запись в таблице (можно 2-3 слова и небольшой текст).

. Учатся работать в группах и парах

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации, техника

чтения не у всех одинакова, не все могут синхронно работать;

2. Многим ученикам трудно выразить свои мысли

3. Технология не всегда эффективна в слабых классах;

4. С технологией нужно подробно познакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки;

5. Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии в обучение;

6. Большие моральные и материальные затраты (подготовка к уроку требует много времени и обилия информации;)

6. Затруднения в выставлении оценок, когда работают в группе.

Учителя теоретически недостаточно подготовлены в вопросе развития критического мышления учащихся и не владеют всеми приёмами его развития. Они осознают актуальность проблемы развития критического мышления, считают, что необходимо научить учеников добывать информацию самостоятельно, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, развивать критичность и логичность их мышления.

Мы пришли к выводу, что технология развития критического мышления ещё недостаточно распространена и мало используется в практической педагогической деятельности, но многие педагоги осознают важность владения ею и готовы заняться изучением приёмов и стратегий развития критического мышления.

Технология критического мышления учащихся меня привлекла, но применять её на своих уроках я боюсь, так как мала наполняемость классов.

1. Каковы, с Вашей точки зрения, преимущества использования технологии развития критического мышления на уроках?

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.

Преимущества технологии развития критического мышления:

1. Возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся.

2. Обучение каждого в «зоне ближайшего развития».

3. Возможность одновременного эффективного решения задач обучения развития.

4. Возможность организации работы учащихся с различными источниками информации (специальные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя).

5. Возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.

Плюсом данной технологии также является то, что формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком, также самостоятельное, ответственное мышление, убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения, явление рассматривается с разных сторон, формируется личностная культура работы с информацией.

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе

Дата публикации: 20.11.2015 2015-11-20

Статья просмотрена: 5820 раз

Библиографическое описание:

Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 08.09.2019).

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия

Сегодня выпускник школы 21 века должен:

 уметь самостоятельно приобретать знания

 применять их на практике для решения разнообразных проблем

 самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем

 работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать

 быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Для того чтобы сделать предмет интересным, учить без принуждения, а главное успешно развиваться ученику и учителю в образовательном процессе необходимо критически нестандартно мыслить. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». [2, с 63] Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер. Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения, то есть мышление есть искание и открытие нового. В педагогике мышления есть три основных подхода:

1) мышление ребенка развивается само по себе, в то время, когда учащийся овладевает знаниями в школе, а учитель помогает ему в этом.

2) мышление необходимо развивать специально, вплоть до создания специального предмета по развитию мышления.

3) необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть в среде учащегося: в школе и дома.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. Соединив методы развития мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту проблему. [3, c 21]

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая появилась в середине 90х годов 20 века. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период расширения информационного пространства формирование критического мышления особо актуально.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

Во-первых — это мышление самостоятельное

 Во-вторых — это мышление обобщенное;

В-третьих — это мышление проблемное и оценочное

В четвёртых — это мышление аргументированное;

В пятых — это мышление социальное.

В основе данной технологии — трехфазовая структура урока:

I фаза: Вызов (пробуждение имеющихся знаний)

II фаза: Реализация (осмысление)

III фаза: Рефлексия

На стадии вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация («вызов») имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом. Ученик вспоминает информацию, которая ему известна по данной теме, делает предположения и отмечает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии вызова часто применяются следующие приемы:

Еще статьи:  Психопаты в сети

 «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики — нолики»)

 «Толстые и тонкие» вопросы

 Рассказ-предположение по ключевым словам

 Перепутанные логические цепочки

На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии вызова, отмечают новые цели и задачи, соотносят имеющиеся знания с новыми знаниями, формируется собственная позиция и систематизация полученных знаний. Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом. На стадии осмысления часто применяются следующие приемы:

 Методы активного чтения: «Инсерт», «Фишбоун», «Понятийное колесо», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний»

 Ведение различных записей: «бортовой журнал»; «сюжетная таблица» и др.

 Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной информации. Именно на стадии рефлексии учащиеся выражают полученную информацию собственными словами. Слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка — «reflection» и является синонимом таким словам, как «обратная связь», «самооценка и самоанализ». Еще одной важной задачей рефлексии является обмен идеями между учащимися. В процессе дискуссии (диалога) учащиеся высказывают собственную точку зрения и дополняют друг друга, тем самым корректируя собственное мнение. Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления. Приемы, используемые на стадии рефлексии:

 Резюме (Я понял(а), что…).

 «Шесть шляп мышления»

 Возврат к ключевым словам

 «Письмо по кругу»

 Различные виды дискуссий

 Написание творческих работ

 Исследование по отдельным вопросам:

Роль учителя в технологии развития КМ:

 Направляет усилия учеников в определенное русло;

 Сталкивает различные суждения;

 Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

 Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

 Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. [4]

Подводя итог всему вышесказанному в этой статье, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления состоит из творческих приемов, которые позволяют сделать урок интересным, дать мощный посыл ученикам к изучению предмета. Умение самостоятельно работать с информацией, нестандартно, то есть критически мыслить позволяет стать человеком, который хочет учиться в течение всей своей жизни и ответственно относиться к своему образованию. В этой статье специально не рассматривались приемы развития критического мышления, так как цель статьи немного иная: познакомить с теорией технологии развития критического мышления и сделать «вызов», читателям данной статьи. Вспомните, какие приемы этой технологии знакомы, с какими хотелось бы познакомиться, что уже применяется на практике и насколько успешно!? В качестве примера можно рассмотреть прием технологии, который очень успешно позволяет работать с текстом: сокращает время работы с текстом, позволяет увидеть ключевые моменты текста и вызывает интерес учащихся.

Story map (карта повествования)

Time (Время)______________

Place (Место) ____________

Main characters (Главные герои) ________

Plot (Сюжет) Event 1 _________________

Event 2 _________________

Event 3 _________________

Result (Результат) ________

5 w

1) What happened? What do they do there? Что произошло? Что они там делали?

2) Who was there? Кто там был?

3) Why did it happen? Почему это произошло?

4) When did it happen? Почему это произошло?

5) Where did it happen? Почему это произошло?

  1. Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М. Академия 2007–477с
  2. Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.
  3. Загашев И. О., Заир — Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст] / И. О. Загашев, С. И. Заир –Бек, И. В. Муштавинская — Издание 2-е.-СПб: «Альянс Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003–192с.
  4. «Использование технологии критического мышления на уроках химии»- Григорьева Э. С., [Электронный ресурс] / http://festival.1september.ru/articles/528850/ — дата доступа -04.11.15

Ключевые слова

Похожие статьи

Развитие критического мышления на уроках иностранного.

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое слово, английский язык, стадий вызова, III, технология развития, FSES.

Использование рефлексивных технологий в развитии.

критическое мышление, рефлексия, умение, технология развития, ученик, учитель, стадий вызова, собственная деятельность, рефлексивный характер, педагогическая наука.

Применение технологии критического мышления на уроках.

критическое мышление, учащийся, иностранный язык, проблема, ученик, текст, стадий вызова, английский язык, группа, информация.

Образовательная технология развития критического.

Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная.

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития. »

Технология критического мышления — одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Фаза «вызова» в технологии развития критического.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях.

критическое мышление, студент, профессионально-ориентированный иностранный язык, текст, прием, стадий вызова, группа, иностранный язык, занятие, технология развития.

Технология развития критического мышления через чтение.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

На стадии рефлексии возвращаемся к утверждениям, высказанным обучаемыми, чтобы выяснить, какие из них оказались верными.

Развитие критического мышления как актуальная проблема.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо предполагает три фазы

Фаза рефлексии (reflection). На стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here