Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "возрастные кризисы детей возрастная психология" с детальным описанием.
Содержание
Возрастные кризисы в психологии
Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале xn----ctbetbqubfsc3c1hk.xn--p1ai.
Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.
Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.
Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.
Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.
Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.
В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.
Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?
Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.
Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.
Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.
Что такое возрастные кризисы?
Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.
Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.
Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.
Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.
Возрастные кризисы в психологии
Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.
Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.
Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:
- Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
- Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
- Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
- Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
- Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
- Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.
Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.
Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.
Возрастные кризисы и их характеристика
Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:
Особенности возрастных кризисов
В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.
Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.
Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста: кризис 1 года, 3 лет, 7 лет.
Кризис 1года связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания.
Кризис 3 лет.Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Уже есть возможность что-то делать самому. Нужно помочь ребенку: научиться анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, и регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что чувствовал малыш в тот или иной момент.
Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.
Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа — это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники — все люди со своими характерами и особенностями, возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка.
33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)
Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.
Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.
Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)
Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.
Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.
Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)
Признаки эмоционального сгорания:
1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.
2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.
3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.
Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.
Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.
Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).
С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).
Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.
Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).
В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.
Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.
Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.
Психология поздней зрелости (55-60 лет)
Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.
Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.
Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.
Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.
В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.
Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.
Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.
Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:
1) старость как продолжение активной жизни;
2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.
3) недовольство своей жизнью -депрессия.
4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).
Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.
Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться
Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте
возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.
Подростковый кризис
Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.
Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.
Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.
Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше?
У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.
Кризисы у детей по годам можно преодолеть, если прислушаться к советам психологов.
Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит конфликты.
Что делать, если ребенок не слушается? Советы психологов подскажут вам!
Психология и понятие
Кризисный возраст — что это такое?
Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.
Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.
Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.
Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.
Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.
По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.
Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.
Признаки детского кризиса и как его пережить
Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса. Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.
Первого года жизни
Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:
Отличительные признаки | Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие перепады настроения. Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется ревность: чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам. |
Причины кризиса в этом возрасте | Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики. |
Какие действия совершать нельзя | Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний. |
Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.
Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.
Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.
Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.
Полутора лет
Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки:
- Необъяснимое поведение. Дети могут сначала обнять близкого человека, а затем ударить его, либо внезапно выбросить на пол любимую игрушку.
Такие действия объясняются перестройкой работы нервной системы, взрослением.
Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка. У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.
В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.
Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша, но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.
В два года
В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность.
Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость.
Большинство детей в этом возрасте говорят: “не хочу”, “не буду”, “нет”, “я сам”. Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.
Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать. Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.
Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать “нет”. Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.
Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.
Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности. Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.
Психологи рекомендуют находить общий язык с детьми, пытаться вести себя по-дружески. Запреты должны разъяснятся, произносится спокойно, поскольку строгость воспримется, как приказ.
В три года ребенок становится еще самостоятельнее: пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.
Основными признаками кризиса трех лет являются:
- Негативизм. Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
- Строптивость. Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
- Деспотизм. Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
- Своеволие. Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.
В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.
Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.
Чадо уже не закатывает истерики, не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.
Перестройка организма проявляется по-другому:
- Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
- Формирование страхов. Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
- Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.
Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.
Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.
Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья, нужно будет принимать многие решения самостоятельно.
Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.
Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.
Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.
В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость. Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.
Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и самоуверенность, может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.
Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.
Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.
Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.
Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.
Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.
Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.
Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.
Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.
У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.
Кризисы детского возраста. Советы психолога:
Возрастные кризисы детей
Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.
Развитие ребенка происходит неравномерно, некоторые переходы от одного возрастного этапа к другому могут протекать болезненно, сопровождаясь упрямством ребенка, возражениями, конфликтностью и другими отрицательными чертами поведения. Если родители не отличаются педагогическим талантом, это и происходит, а когда это происходит повсеместно, укореняется мнение, что возрастные кризисы детей неизбежны и закономерны. Однако это не так.
“«Кризис» поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых”, – писал Д.Б. Эльконин↑. Аналогична позиция и А.Н. Леонтьева: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» (1983, т II, с 288 Возрастные кризисы детей).
Кризисы у детей лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Они возникают там, где родители не вовремя или неграмотно реагируют на желание ребенка проявить свою самостоятельность. В хороших семьях, где у родителей разумная, согласованная позиция и воспитанием они управляют, возрастные кризисов у детей не бывает.
Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:
- кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства; (См. →)
- кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту; Подробнее см. → (См. также Капризы годовалого и трехлетки – разные)
- кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; См. →
- кризис подросткового возраста (13 лет), см.→.
Возрастные личностные кризисы взрослых людей
Гейл Шихи выдвинула предположение, что для личностные кризисы посещают нас каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет “Я не маленький!”, 23 года – “Я полноценный взрослый”, 30 лет – “Мечты юности несостоятельны”, 37 лет – кризис середины жизни, замаячила Смерть, и так далее. Смотри →
Возрастные кризисы детей возрастная психология
Каждый ребенок, пребывая в возрасте от 0 до 15 лет, независимо от места проживания и семейного социального статуса переживает в своей жизни несколько кризисных периодов, связанных, прежде всего, с психологическими изменениями во время перехода от одного этапа развития к другому. Такие периоды наиболее чаще и выразительнее встречаются в возрасте 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 12-15 лет.
Каждые родители должны знать, что кризы у детей явление хоть и неприятное, но и нет причины, чересчур беспокоится по этому поводу и бить тревогу. Для того чтобы помочь ребенку, как можно легче и максимально безболезненно их пережить, необходимо знать об их особенностях, причинах возникновения и методах преодоления.
Кризис 1 года жизни ребенка возникает в возрасте 12-18 месяцев и связан, прежде всего, с его первыми шагами, развитием первоначальной речи и пониманием того, что он становится похожим на взрослых. Он преодолевает первые трудности к становлению новой, хоть и маленькой личности, при этом, будучи очень активным и любознательным.
На данном этапе важнее всего становится правильное построение отношений маленького члена семьи со всеми остальными взрослыми на социальном уровне. В этом возрасте, деткам нужно дать больше свободы в передвижении, при этом, не переставая контролировать, позволить самостоятельно преодолевать препятствия во время ходьбы. Также, обязательным моментом в благоприятном исследовании малышом окружающего мира, есть обеспечение родителями и другими членами семьи полной безопасности и комфорта: все острые и опасные предметы должны пребывать в недоступном для него месте, а пространство — быть максимально просторным.
Кризис первого годика жизни малыша пройдет наиболее гладко и безболезненно для него и его родных, если вторые начнут больше считаться с его желаниями. Взрослым пришло время понять, что любые капризы ребенка – это всего лишь показатель того, что пришло время изменить свое отношение к маленькому чаду. Родители должны вооружиться терпением и спокойствием, окружить ребенка добротой и заботой, тогда все перемены пройдут гладко и незаметно.
Кризис 3-х лет
Первоначальной и главной причиной возникновения кризиса у ребенка в трехлетнем возрасте есть становление собственного «Я» как личности со своими требованиями и потребностями. В этом возрасте увеличиваемая самостоятельность и активность малыша, требует у родителей вовремя перестроить свое отношение к нему.
Кризис трех лет есть фактически периодом перестройки отношений ребенка с социальной средой. Это желание быть взрослым, действовать на уровне взрослых. Кризис у ребенка в три года сопровождается не только знанием своего «Я», но и его качества. Он хорошо знает такой хороший и больше никакой. В его лексиконе все чаще звучит словосочетание «Я сам! ». Он уже достаточно опознал окружающий мир и хочет в нем самостоятельно действовать.
Ребенок в три года начинает себя сравнивать с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, стремится повторять их действия и быть самостоятельным. Для того чтоб размягчить у ребенка проявления негативизма, нужно проявлять тактичность, давать ему больше свободы в действиях, но при этом контролировать. Причем контролировать не самого ребенка, а среду его обитания, проследить и гарантировать его безопасность.
Очень часто попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, раздражают родителей, им проще самым накормить или одеть ребенка, но если не дать ему такую возможность сейчас, то можно вырастить не уверенную в себе личность. Пусть ребенок делает сам как умеет, он старается и обязательно нужно его хвалить при этом.
Нужно уметь найти выход с любой, на первый взгляд, тупиковой ситуации в форме ролевой игры. Старшие должны быть достаточно гибкими, чтобы суметь переключить ребенка с упрямства на восхищение, на то что ему очень нравится.
В условиях правильного воспитания, избегая любых форм насилия, своевременной реакции на возможности ребенка, удовлетворения его потребностей в новой форме деятельности и отношений со взрослыми, кризисный период существенно сократится и пройдет более незаметно.
На рубеже между дошкольным и школьным периодом жизни ребенка проявляется кризис 6-7лет. Это своего рода этап саморегуляции, ведь теперь ему необходимо вступить в отношение с обществом, которое помогает осуществить полезную и необходимую деятельность. Все, что касается учебы, выходит на первый план, что касается игры, становится менее важным.Родителям в отношении с ребенком стоит уменьшить болезненность его неудач, помочь эмоционально преодолеть ситуации, которые связаны с не самыми хорошими оценками в школе. Также очень важно показывать, что его любят, несмотря на достижения или неудачи, не забывать хвалить его.
Необходимо научится честно и терпеливо отвечать на все вопросы, задаваемые сыном или дочкой, каждый день стараться находить время, чтобы побыть с ними наедине. Не нужно стесняться утверждать, что родители гордятся своим чадом.
Нужно также помнить, что отношение ребенка к себе в большей степени зависит от того как к нему относятся взрослые, поэтому они должны быть прежде всего мудрыми и терпимыми в своих действиях и высказываниях.
Подростковый кризис 12-15 лет
Подростковый период проходит у детей в возрасте 12-15 лет. Он характеризуется переходом от детства к взрослению. Такой вид кризиса проявляется в ответ на несогласие взрослых менять свое поведение и отношение к ребенку, на появление у подростка новых форм взаимоотношений с ними.
На этом этапе подросток ищет свое место в жизни и прежде всего себя как личности, пытается быть независимым и даже обходится без взрослых. Родным же необходимо научится относиться к желаниям ребенка с уважением. Подростка нужно чаще хвалить, особенно за оценки в школе, за помощь взрослым. Полезно также невзначай сказать, что он сильно повзрослел, стал очень покладистый и ответственный.
Родители должны создать все условия для комфортного пребывания, взрослеющего ребенка в семье, обеспечить взаимопонимание на всех стадиях его развития, чтобы он знал, что несмотря ни на что его непременно любят.
Надо быть в курсе всех его событий, переживаний, познакомится с друзьями, организовывать совместное времяпровождение. Если подросток начал проявлять несвойственное для него поведение, не нужно лезть к нему с расспросами, пусть он сам все объяснит.
Самое главное — нужно всегда любить своего ребенка и понимать его, тогда вся энергия будет направлена в нужное русло и поможет ему как можно скорее преодолеть этот тяжелый для всей семьи период.
Кризисные периоды в жизни детей, явления неизбежные, но они приходят в ответ на постепенное поэтапное становление малыша взрослеющей личностью со своими потребностями и интересами. Родители и окружающие взрослые в такие не очень приятные периоды должны, всячески помочь своему любимому чаду их преодолеть с помощью своей безграничной любви, заботы и терпения, исходя со своего накопившегося опыта.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.