Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "возраст и возрастной кризис" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Понятие возраста. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды
- 2 Понятие возрастной кризис. Его черты. Основные кризисы в развитии человека.
- 3 Возрастные кризисы (стр. 1 из 7)
- 4 Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития (стр. 1 из 9)
- 5 Возрастные кризисы. Как преодолеть?
Понятие возраста. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.
Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений. Переход от одной возрастной ступени к другой знаменует перестройку и изменение психического развития.
Взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Первая попытка системного анализа категории возраста принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, в своей культурно – исторической концепции от называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль каждой частичной линии развития. Возраст он связывает с представлением о социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отражение в его переживаниях, и реализуется им в совместной деятельности с другими людьми.
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.
Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.
Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.
В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.
Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.
Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.
Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека.
Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.
Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.
Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.
Основания развития включают в себя:
• социальную ситуацию развития;
• ведущий тип деятельности;
Результаты развития включают в себя:
• новый вид деятельности.
Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.
Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.
В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. Так, новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).
На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.
Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.
Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.
В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Возрастной кризис – это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.
Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.
Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:
кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис подросткового возраста (13 лет).
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим.
Таким образом, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.
Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.
Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори:
– Сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет;
-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.
– Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет
– Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет
– Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет
– Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 – 6 лет
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Понятие возрастной кризис. Его черты. Основные кризисы в развитии человека.
Возрастной кризис – переходный этап от одного возрастного периода к другому. Возрастные кризисы сопровождаются:
- – депрессивными состояниями;
- – выраженной неудовлетворенностью собой;
- – трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;
- – резкими изменениями в поведении человека.
Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.
Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.
Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11-12 лет).
Возрастные кризисы (стр. 1 из 7)
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:
– Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
– Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homosapiens и завершающаяся сегодняшним днем.
– Онтогенез – индивидуальное развитие, т.е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
– Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.
Основными свойствами развития являются:
1) Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
2) Направленность – способность системы к поведению единой, внутренне взаимосвязной линии развития.
3) Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
– динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.)
– структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления
– каузальный – определение детерминант, движущих причин развития
– онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека – биосоциального существа на протяжении всей жизни.
Выделяют следующие виды развития:
– Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен.
– Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее.
– Психическое – развитие познавательных психических процессов.
– Личностное – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я» – концепции.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены и рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Для понимания механизма психического развития ребенка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс:
1) Социальная ситуация развития ребенка – конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности.
2) Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В рамках ведущей деятельности происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям.
3) Кризис развития – сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов личности ребенка. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением. Причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.
Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.
В словаре иностранных слов[1] кризис (от греческого krisis – решение, поворотный пункт, исход) преподносится как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. С.И. Ожегов в своем «Толковом словаре русского языка» говорит о кризисе как о затруднительном, тяжелом положении.
В.Б. Шапарь в «Рабочем словаре психолога – консультанта» под кризисом понимает любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности и мышления.
Что же это за кризисы и как они проявляются? Ребенок проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Не бывает такого, чтобы возрастные кризисы миновали ребенка. Кризисы – это прежде всего изменение системы связей ребенка с окружающими, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.
Основные этапы онтогенеза
Онтогенез – процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Пренатальный период. Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единое целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне – период первых трех месяцев.
Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, – главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях – наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, – наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.
Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.
Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.
В чем состоит различие в психологических понятиях «поведение» и «деятельность»? прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту – внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии – антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность – рациональное производство результата. Она во всех своих видах – игровом, учебном, трудовом – предметна, т.е. изменяет положение и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.
Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития (стр. 1 из 9)
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
« ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЕ ЭТАПЫ
Введение. Понятие кризиса. Возрастной кризис
2. Школьный возраст
2.1. Младший школьный возраст
2.2. Подростковый период
2.3. Кризис подросткового периода
5 . Взрослость. Средний возраст
5.1. Кризис среднего возраста
6. Середина жизни. Старость
6.1.«Узелковый период» . Кризис старости
Список использованной литературы
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
Кризис – это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни – это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех , семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период» …
Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа “Зачем я живу? Для кого?”, а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.
Хотя у человека и есть внутренние резервы ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека .
Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека – Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их тем не менее следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым .
В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития :
новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней – 1 год);
раннее детство (1-3 года);
первое детство (4-7 лет);
второе детство (8-12 лет);
подростковый возраст (13-16 лет);
юношеский возраст (17-21 год);
зрелый возраст (первый период: 22-35 лет – мужчины, 21-35 лет – женщины;
второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет – женщины);
пожилой возраст (61-74 года – мужчины, 56-74 года – женщины);
старческий возраст (75-90 лет – мужчины и женщины);
долгожители (90 лет и старше).
Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
1. Детство , включая младенчество (0- 7 года)
2. Школьный возраст ( 7 – 16 лет)
3. Юность ( 16 -20 лет)
4. Молодость ( 20-30 лет)
5. Взрослость ( 30 -60 лет)
6. Пожилой возраст и старость ( 60 – ….. лет )
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности , в период детства , формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.
« Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.
1.1. Кризис новорожденности
Родясь на свет, мы плачем-
К комедии дурацкой приступаться…
Само понятие « новорожденный » таит в себе огромный смысл – новый и рожденный ( др. слав. рож ( рожь) – жизнь ), то есть новая жизнь! Новый человек приходит в эту жизнь , и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни – рождением. Ему приходится отказаться от всего того, что у него есть – его привычного и комфортного мира, и мало того, еще и знакомство с другим, страшным и неизвестным, происходит через преодоление жутких трудностей и препятствий – процесса рождения. Для организма новорожденного, процесс рождения – это тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и является мощной стрессовой ситуацией. Как трудно в этот момент маме, но какой ужас при этом испытывает ребенок, сложно представить, хотя существуют теории, что каждый человек обладает воспоминанием об этом, которое хранится глубоко в бессознательном, и оказывает мощное влияние в дальнейшем на формировании психики.
Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в утробе матери. Его жизнь зависит от того, как организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.
Многие психологи современности указывают на важность процесса рождения естественным путем, ведь именно этот кризис является самым главным звеном в психическом развитии ребенка.
Официальная статистика доказывает, что дети, рожденные естественным путем, быстрее и эффективнее адаптируются в социуме, чем так называемые «кесарята» – дети, появившиеся на свет в результате «кесарева сечения», среди которых ярко выраженной особенностью является интровертность.
Сегодня распространено множество альтернативных вариантов рождения, направленных на возможное снижение психологического кризиса, такие как – роды в воде
Возрастные кризисы. Как преодолеть?
Человек проходит ряд стадий в своем развитии, от младенчества до глубокой зрелости. И в течение жизни каждый из нас неизбежно сталкивается с кризисами.
Что такое возрастной кризис?
Человек — существо социальное. Мы живем в обществе, взаимодействуем с другими, ведем определенную деятельность. Вне общества мы существовать не можем, и оно диктует нам необходимость освоения новых правил поведения, расширения спектра социальных ролей и функций. Когда-то у каждого из нас была лишь одна социальная роль – ребенок, и взаимодействие с обществом сводилось к общению с матерью. Позднее мы включаемся в игровую, учебную, трудовую и другие деятельности, у нас появляются роли: «супруг», «родитель», «сестра» и многие другие.
Человек обладает психикой, которая развивается на протяжении жизни, и психика у человека тоже социальна. На каждом этапе развития формируются качества психики, которые ранее отсутствовали, но были подготовлены всем ходом предыдущего развития. Речь, образное мышление, произвольное внимание, мировоззрение – вот некоторые примеры структур и качеств психики.
В определенный момент социальная ситуация развития вступает в противоречие с новым уровнем психического развития.
Такое противоречие приводит к слому прежних и построению новых отношений со средой. В целом, развитие протекает медленно, плавно, стабильно, происходят небольшие изменения, которые не заметны внешне.
Эти изменения накапливаются, и, в какой-то момент, происходит скачок в развитии, переход на новый уровень. В течение короткого периода личность меняется кардинально. Это скачок в развитии и есть кризис.
Кризис наступает неотчетливо, его границы размыты и могут отклоняться на 2-3 года в ту или другую сторону. Возникает субъективное чувство «Я — другой». Во время кризиса на первый план выходят негативные аспекты развития, процессы отмирания, отпада того, что сложилось ранее. Программы развития личности как бы затухают. Затухают прежние интересы, происходит отказ от прежних ценностей, а ничего нового как будто не появляется. Но негативное проявление это обратная сторона позитивных изменений. Новое появится тогда, когда будет расчищено место. Было бы нелепо, если бы прежние ценности, начиная с младенчества, мы тащили бы далее.
В каком возрасте случаются кризисы?
Кризис 1-го года. К концу первого года самостоятельность ребенка значительно повышается. Он владеет ходьбой, хватанием, причем эти действия представлены в генерализованном виде — идет везде, хватает всё. Ребенок впервые сталкивается с запретом. Это вызывает недовольство, яркие эмоциональные взрывы. Во внутреннем плане происходит разрушение ситуации «мы», ситуации тесного единства. Взрослый был продолжение ребенка. А на 1 году взрослый говорит «нельзя», первый этап психологического отделения ребенка от взрослого. Кроме того, к 1 году у ребенка формируется высокая потребность в общении, а средство общения (речь) практически не развито.
Кризис 3-х лет. Ребенок отделяет себя от окружающие, начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои чувства, желания, возможности. Начинает использовать местоимение «Я». Он отделяет свои действия от совместных действий со взрослыми и начинает противопоставлять действия. «Я сам», — классическая фраза 3-х лет. Ребенок пытается определить границы своего «Я», ищет границы своих возможностей, опробует ситуации. Кризис 3- х лет это кризис социальных отношений ребенка со взрослым. Ребенка не устраивают прежние формы опеки и контроля, он нуждается в изменении отношения к нему.
Кризис 7-ми лет. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Его перестал устраивать дошкольный образ жизни, он стремится заняться социально значимой деятельностью, приобрести новый статус. Ребенок чувствует, что детский сад это как-то несерьезно, нестатусно. Самооценка ребенка перестает быть абсолютно высокой и становится мотивированной (это показатель зрелости, готовности к школе). Основная особенность этого периода — потеря непосредственности, в поведении ребенка появляется что-то искусственное, нарочитое. Внутренняя причина этих изменнеий — обобщение переживаний. Повторяющиеся ситуации образуют чувства, которые вклиниваются в поведение ребенка, опосредуют это поведение.
Пубертантный кризис 11-15 лет. Происходит мощнейшая перестройка организма — половое созревание. Подросток сравнивает себя с другими, с идеалами, навязанными обществом. Это повышает его тревожность, неуверенность в себе. На этом этапе решается важная личностная задача — осознание единства и непрерывности своего «Я», осознание ценности своей личности. У подростка появляется представление о себе как о взрослом человеке, он требует изменения отношения к себе. Ведущая деятельность на этом этапе — общение со сверстниками. В этом общении идет формирование личности, понимание себя, построение Я-концепции, закладывается модель будущих социальных отношений.
Кризис 17 лет. Возникает на рубеже привычной школьной жизни и взрослой жизни. Изменяется социальная ситуация развития, появляется задача самоопределения, в том числе, профессионального. У подростка возникает необходимость делать выбор. Самоопределение продолжается в течение жизни, но базовые личностные установки формируются на этом этапе. На данном этапе появляются новые психологические структуры — формирующееся мировоззрение и нравственное самосознание. Нравственные мотивы, идеалы, ценности начинают выстраиваться в систему, благодаря чему поведение становится более устойчивым и менее зависимым от ситуации и обстоятельств.
Кризис 30 лет. Этот кризис еще называют кризисом смысла жизни. Человек оценивает свои достижения за последние 10 лет жизни, а также решения, принятые в юности. Человек часто чувствует, что благополучие жизни больше внешнее, кажущееся, что жизнь не соответствует его настоящим потребностям, что он хотел не этого. Происходит переоценка ценностей. Возникают переживания, связанные с уходом молодости. Восприятие времени меняется, темп времени субъективно ускоряется, появляется страх не успеть.
Кризис 40 лет. Человек, с одной стороны, переживает чувство стабильности, а, с другой стороны, сомнения в том, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Появляются вопросы:
- Для чего я живу?
- В чем смысл жизни?
- Неужели для этого я родился?
- Неужели ничего больше в жизни не будет?
Такие мысли вызывают отрицательные эмоции и даже депрессию. Человек понимает, что наиболее активный, продуктивный период уже в прошлом, а общество ждет результатов. Физические силы, внешняя привлекательность идут на убывание. Появляются проблемы со здоровьем, требующие изменения ритма жизни.
Считается, что этот кризис острее переживают мужчины, поскольку общество ждет от них больше результатов. Возникает чувство, что сейчас последняя возможность все изменить, начать заново.
Кризис ухода на пенсию. Происходит резкая потеря значимого социального статуса. Меняется привычный уклад при сохранившейся трудоспособности. Дети и внуки выросли и перестали нуждаться в опеке. Человек часто чувствует себя оказавшимся на обочине жизни. Проблемы со здоровьем начинают напоминать о себе все чаще. Возникают мысли об ограниченном времени жизни.
Любой кризис дает возможность переосмыслить ситуацию и привнести изменения в свою жизнь.
В качестве профилактики негативных явлений кризисов следует:
- Принять кризис как возрастную норму. Это закономерность развития, так должно быть.
- Не вытеснять негативные переживания.
- Оценить, что можно оставить, а с чем расстаться. Какие цели и ценности перестали быть актуальными.
- Поставить новые цели. Новые цели дают новые смыслы. Здесь может быть и получение дополнительного образования, развитие своего дела, хобби.
Кризис успешно преодолевается в том случае, если создается соответствующее возрастному развитию психологическая структура.
Однако, случается «зависание» в кризисе, в результате чего развитие зацикливается, потенциал человека не реализуется. А сам человек начинает испытывать недовольство, раздражительность, тревожность, беспокойство, депрессию.
В своей психологической практике чаще всего я сталкиваюсь с явлениями кризисов 30-40 лет. Я наблюдаю, как люди начинают метаться из крайности в крайность, менять деятельность, разрывать существующие семейные отношения, менять страну проживания. Но это устранение следствия, а не причины. Внутреннее состояние повсюду следует за человеком, убежать и спрятаться от самого себя не получится.На консультациях я помогаю людям принять свои переживания, здраво посмотреть на ситуацию, обрести новые смыслы жизни, извлечь пользу из кризиса.
Я не могу избавить человека от кризиса, но я могу помочь эффективно преодолеть этот период, без потери времени, сил, позитивного настроя.
Лариса Артамонова, психолог-консультант
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.