Тревожность в школе

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "тревожность в школе" с детальным описанием.

Как избавиться от тревожности учеников на уроке? Советы для учителя и упражнения для ученика

Одной из причин ученической неуспешности педагоги и психологи считают высокий уровень школьной тревожности. Остановимся подробнее, что именно провоцирует тревожность у учеников на уроке, как педагог может помочь детям от нее избавиться или снизить уровень ее проявления.

Чем опасно состояние тревожности для детей

Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка. Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.

При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников. Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии. Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес к содержанию предмета, а стремление избежать промахов, неудач.

В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.

Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.

Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?

К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.

  • Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
  • Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
  • Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
  • Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
  • Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
  • Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
  • Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.

Избавляемся от стрессообразующих факторов на уроке

Предлагаем несколько способов предупреждения детской тревожности в школе.

Упражнения на предупреждение и снижение тревожности

Вот несколько упражнений, чтобы избавиться от тревожности. Педагог может практиковать их время от времени на уроках и внеурочных занятиях, рассказать о них родителям.

Игра в Храбреца помогает преодолеть волнение, тревожность. Лучше подобрать героя мультфильма, сказки, истории, компьютерной игры, который интересен самому ребенку. В этом упражнении ученик поочередно исполняет две роли — Испуганного ученика и Храбреца. Сначала учитель предлагает ребенку рассказать о своих переживаниях в роли Испуганного ученика. Затем школьник садится на другое место и говорит от имени Храбреца. Таким образом строится диалог между персонажами, в котором, как правило, сам ребенок убеждает себя в том, что нет повода, необходимости волноваться. Учитель корректирует ситуацию, направляет разговор в нужное русло, следит, чтобы беседа закончилась репликой Храбреца.

В конце упражнения взрослый спрашивает ребенка, каким он считает Храбреца. Важно акцентировать внимание на положительных характеристиках («смелый», «отважный», «ничего не боится»). Затем учитель просит ребенка повторить: «Я смелый, отважный, ничего не боюсь». Эти утверждения нужно повторить 3-5 раз. После чего учитель подводит итог: «Я верю, что ты — настоящий Храбрец, только это пока не часто проявляется».

Нарисуем страх

Это упражнение поможет ребенку изменить свое отношение к тревожащим его ситуациям.

Учитель предлагает ученику нарисовать его Страх. Важно, чтобы на бумаге получилось изображение чудовища, в котором отражается «Все самое-самое страшное», затем в рисунок добавляются смешные, забавные детали (можно совместно учителем и учеником или только учеником). Рисуя их, ребенок сможет посмеяться над своим собственным страхом. Нужно, чтобы изображение перестало вызывать негативные эмоции, а стало смешным, нелепым.

На втором этапе упражнения чудовище нужно уничтожить. Лучше всего закрасить весь рисунок сплошным цветом (но предпочтительнее не темными, а светлыми красками). Затем учитель предлагает ученику порвать и выбросить получившуюся картинку, попрощавшись со своим Страхом.

Страна спокойствия

Сопровождать выполнение упражнения можно спокойной, приятной музыкой или рассматриванием картин. Педагог просит ученика пофантазировать вместе с ним, написать историю о Стране спокойствия. Это может быть как сочинение только ребенка, так и ребенка совместно со взрослым. В ней нужно подробно описать, как выглядит Страна спокойствия, что в ней есть. Какая там природа, какие живут персонажи, чем они занимаются. Что у них происходит приятного и интересного, смешного. Какие там школьники, как они учатся, чем интересуются.

Такое упражнение отвлечет ребенка от волнующих его мыслей, поможет избавиться от тревожности, настроит на спокойное настроение, легкое общение, а также поможет в развитии его воображения, творческих способностей.

Это скорее, не упражнение, а психологический прием. Когда учитель слышит, что ребенок выразил негативную оценку своей учебы, он должен привести два аргумента положительного характера (два «плюса»), касающихся этой ситуации. Важно, чтобы аргументы были конкретными, правдивыми.

Еще статьи:  Тревожное расстройство лечение

Тревожность школьников — опасная ситуация не только в отношении их учебных достижений, но и в отношении их физического и психического здоровья. Поэтому учителю нужно самому не провоцировать повышение неуверенности у своих учеников, но и предпринимать попытки, чтобы предупредить ее развитие или помочь ребенку избавиться от тревожности. А какие способы снятия тревожности используете вы? Напишите в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Причины школьной тревожности у ребенка, и методы решения проблемы

Школьная тревожность – это повышенное беспокойство во время учебы в классной обстановке. Ребенок находится в ожидании чего-то плохого, боится отрицательных оценок, насмешек одноклассников. Ученик живет с чувством неполноценности, неуверенности в своих поступках. Как ее распознать и устранить, мы расскажем в статье. Вначале рассмотрим причины, из-за которых возникает это состояние.

Учебная перегрузка

Родителям нужно знать, что после шести учебных недель у детей наблюдается снижение работоспособности и возрастание уровня тревожности. Ребенок нуждается в отдыхе. К сожалению, график школьных каникул не совсем учитывает этот фактор.

Если вы заметили сильное снижение в работоспособности ребенка, постарайтесь, организовать ему полноценный отдых хотя бы три дня.

Влияние на перегрузку ребенка и повышение тревожности могут создать и загруженная занятиями школьная неделя. Наиболее работоспособным для первенца есть дни со вторника по четверг. Для полноценного восстановления сил должен быть хотя бы один день свободный от учебы. В том числе и от домашних заданий, и от внешкольных занятий.

Невозможность освоить учебный материал

Проблемы с усвоением школьного материала могут быть связаны с несоответствием уровня развития ученика и уровнем школьных программ. Это особенно часто встречается в учеников престижных школ – гимназий, лицеев. Так же с несформированостью психических функций ребенка.

По статистике высокий уровень тревожности имеют ученики с низкими и высокими балами. Дети, которые тянут программу на средние балы, более эмоционально устойчивы по сравнению с теми, кто ожидает получить высокие оценки.

Завышенные ожидания со стороны родителей

Родители часто ждут от школьников высоких баллов. В то же время оценка является не только результатом знаний и стараний ребенка, а часто и результатом отношений между учителем и школьником. Родители об этом часто забывают и не оказывают эмоционально поддержки, даже если дитя добивается результатов в учебе, но они не подкреплены оценкой.

В дальнейшем может сформироваться синдромом хронической неуспешности.

Плохие отношения с учителями

Могут быть результатом стиля взаимодействия учителя с учащимися. Например, в учителя с высокими требованиями, с жесткой дисциплиной в классе, склонного к резкой оценке ошибок ученика, девочка или мальчик будет испытывать тревогу при ответах или у доски. Может быть конфликт с учителем.

Смена школы или проблемы со сверстниками

Переход в другую школу сам по себе для ребенка является сильным стрессом. Особенно тяжело переживают смену школьного коллектива тревожные дети. Так как ученику необходимо по-новому завоевать свое место в классном коллективе. Неуспешность во взаимодействии с одноклассниками формирует чувство тревожности.

Как распознать тревожность

Проявления тревожности

  1. Учитель жалуется, что ученик невнимательный.
  2. Ребенок не хочет ходить в школу.
  3. Школьнику стало тяжело справляться с домашними заданиями. Он все время отвлекается.
  4. Задания стали вызывать сильное беспокойство.
  5. Излишняя старательность при выполнении домашних заданий. Особенно если ребенок стал многократно переписывать задания.
  6. Сын (дочка) стал застенчивым.
  7. Ваш ученик плохо спит, тяжело засыпает, ему стали сниться кошмары.
  8. У него часто холодные руки, плохое пищеварение, усилилось потоотделение. Пропал аппетит. Его беспокоят беспричинные головные боли.
  9. Появились страхи. Он стал беспокойным, часто расстраивается и плачет.
  10. Стал неуверенным в себе, боится новых дел.
  11. Появилась беспричинная агрессия и раздражительность.

Если вы заметили те или иные проявления, обратитесь за консультацией к школьному психологу.

Методы диагностики

Психолог может предложить пройти диагностику уровня школьной тревожности, для изучения состояния ребенка следующими методиками:

  1. Опросник школьной тревожности Филлипса. Методика позволяет оценить уровень школьной тревожности, а также узнать в каких сферах школьной жизни она наиболее высокая. Данный опросник используют для определения уровня школьной тревожности детей младшего и среднего школьного возраста.
  2. Для подростков 8–11 класса психолог проведет диагностику по “шкале социально-ситуативной тревожности” Кондаша. Преимущество этой методики заключается в том, что с ее помощью будет выявлено, что является для ученика основными источниками тревоги.

Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.
статья на тему

Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.

Вложение Размер
proyavlenie_shkolnoy_trevozhnosti_u_uchashchihmya_nachalnyh_klassov.docx 24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проявление школьной тревожности у учащихся начальных классов.

В последнее время все чаще на передний план выходят психологические аспекты современной системы образования. Учителя стараются найти личностный подход к каждому ученику, раскрыть в нем новые качества и развить навыки. Школьные годы играют весомую роль в жизни детей. В этот период происходит формирование личности. Изменения, которые происходят в обществе и системе образования, сильно влияют на эмоциональный фон детей и подростков. В такой атмосфере дети младшего школьного возраста начинают испытывать дискомфорт, и в их поведении проявляется тревожность.

Проблема тревожности детей начального уровня образования является достаточно актуальной в современном обществе и главным объектом для исследования таких ученных как: А.М. Прихожан, Е.М. Волкова, Е.А. Савинова и др. По данным исследований в течение последних лет отмечает устойчивый рост тревожности и страхов у детей. Школьная тревожность является ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет не только на учебную деятельность, но и на повседневную жизнедеятельность. Достаточно долгое нахождение в состоянии тревоги способствует закреплению акцентуации. Именно этим и определяется актуальность проблемы.

Еще статьи:  Таблетки для возбудимости

Первоначально у детей возникают переживания, которые связаны с угрозой для человека, как социального субъекта, когда опасности подвергаются все ценности, представления о себе, положение в обществе. Такое переживание называется «тревога». Оно характеризуется внутренним напряжением и связано с активацией вегетативной нервной системы, проявляется у человека в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Чувство тревоги имеет свойство трансформироваться в состояние тревожности. Это стадия является достаточно сложной, чтобы ребенок смог с ней справиться самостоятельно. Он нуждается в психологической поддержке, внимательном отношении и помощи.

Школьная тревожность – это обширное понятие, которое включает в себя различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она является специфическим видом тревожности, характерным для определенного класса ситуаций, а именно в ситуации взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Существует немало методик исследования тревожности. Одним из распространенных методов является тестирование. Примером служит опросник школьной тревожности Филипса. Он относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Такой тест содержит 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить «Да» или «Нет». Такие тесты достаточно распространены.

При обработке результатов выделяются вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Если в ключе стоит «-», а ребенок дал ответ «Да» – это проявление тревожности. При обработке теста подсчитывается количество общих несовпадений по всему тесту с ключом, число совпадений. После этого подсчитываются результаты, выявляется уровень тревожности и дается характеристика каждого синдрома.

Еще одна разновидность теста – тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом. Такой тест проводится на гендерном разделении, т.е. разделение на мальчиков и девочек. Обследование проводится на основе 14 рисунков, которые представляют модели ситуаций, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.

Проведенные исследования на базе общеобразовательного класса и классакомпенсирующего вида за 2011 – 2012 год указывают на то, что показатель «Общей тревожности» является повышенным у учащихся. Некоторые дети склонны к эмоциональным переживаниям, связанные с различными школьными ситуациями, переживают это с разной степенью интенсивности, возможно, не совсем закончен период адаптации в школе. Школа и школьные требования, трудности еще являются для этих учащихся эмоционально тревожным фоном, условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений создаются с трудом. Но большинство детей успешно адаптированы к школе, включены в школьную жизнь, нашли свое место в социуме, их эмоциональное состояние благоприятно.

Чаще всего родители и педагоги стараются не обращать внимания на отклонения в поведении ребенка в школьные годы, они оправдывают его, говоря «очень ранимый», «мнителен» или «боится всего». Но отклонения в поведении ребенка являются серьезной проблемой, так как порождают тревожность. Один из высоких уровней школьной тревожности наблюдается у детей в период поступления в школу, которому характерно значительно выраженное падение самооценки.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка критической точки, после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Социально-психологические факторы или факторы образовательных программ напрямую связаны с возникновением школьной тревожности. Можно выделить несколько факторов, влияние которых способствует ее формированию и закреплению:

– неспособность учащегося справиться со школьной программой;

– неадекватные ожидания со стороны родителей;

– неблагоприятные отношения с педагогами;

– регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации;

-смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

Школьная тревожность может проявляться в виде целого ряда симптомов:

  • снижение сопротивляемости к соматическим заболеваниям;
  • ухудшение соматического здоровья учащегося;
  • нежелание ходить в школу;
  • излишняя старательность при выполнении заданий;
  • отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
  • раздражительность и агрессивные проявления;
  • рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках;
  • потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях;
  • тревога, связанная с опозданием в школу;
  • тревога за свои принадлежности;
  • резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.

Таким образом, школьная тревожность проявляется в целом комплексе разнообразных симптомов, которые проявляются как в зависимости от особенностей школьной ситуации, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

В младшем школьном возрасте тревожность ребенка несколько возрастает, что обусловлено объективной социальной ситуацией развития, связанной с поступлением в школу. При этом основы неадекватной тревожности закладываются в семье при условии дисгармоничных отношений с родителями. Тревожность ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в сфере учебной деятельности, взаимодействии с взрослыми и сверстниками и может носить как явный и даже культивируемый характер, так и быть скрытой, подавляемой ребенком.

В первую очередь на отклонения в поведении ребенка, должны обращать внимание родители и вместе с педагогом искать пути их решения.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор¬рекция. — СПб.: Речь, 2004.

Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование 1998, №2.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей М.: «Знание», 1994

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – Спб: Иматон, 2006

Еще статьи:  Мужчины стали женственными

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит.

В данном материале рассказывается о проблеме усвоения письма младшими школьниками.

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам.

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам.

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам.

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам.

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам.

Школьная тревожность у детей

Смысл тревоги

У этого переживания есть польза — ее задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. Но иногда это чувство приклеивается к нам, как тень: когда все хорошо, а на душе скребут кошки, и нам некомфортно и беспокойно. От постоянного напряжения психика истощается из-за чрезмерной мобилизации. Тогда тревожность из полезной и функциональной становится патологичной, дезадаптирующей, мешающей ориентироваться.

Поведенческие проявления тревоги: рассеянность, плаксивость, замкнутость, вспышки агрессивности, дезориентация, возбуждение. Внешними признаками являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Какие процессы в жизни ребенка вызывают тревогу?

1) Адаптация к школе: ребенок тратит много сил, чтобы ориентироваться в новой для него среде, все новое пугает и усиливает беспокойство.

2) Отсутствие поддержки в школе. Можно вспомнить известное выражение из мультфильма: «давай бояться вместе», бояться с кем-то вместе — легче, чем в одиночку. Если же ребенку не удалось в школе найти себе товарища, и не на кого опереться — напряжение у ребенка растет.

3) Хаос, непоследовательность взрослых, неясные правила в школьной жизни, внезапные перемены увеличивают беспокойство у детей. Когда есть порядок, когда жизнь предсказуема — мы можем расслабиться. Когда все на своих местах, когда понятны границы дозволенного — ребенку спокойно. В хаосе и внезапных переменах у любого человека обостряется страх и растет потребность в безопасности.

4) Чрезмерные требования к ребенку от взрослых рождают страхи и неуверенность, так же ребенок может сам от себя ожидать больше, чем он реально может. Страх оценки, страх быть пристыженным, страх опозориться, страх не справиться — вся это спутники тревоги.

5) Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих сильно влияют на качество жизни школьника. Будем ли мы чувствовать себя в безопасности, когда нас окружают недоброжелательные или агрессивные люди? Нет. Так и дети, они очень чувствительны к атмосфере в школе, и если в классе есть конфликты, если кто-то ведет себя агрессивно, если происходит травля — все это усиливает беспокойство.

6) Потери близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

Тревожный невроз

В результате высокого беспокойства происходит закрепление страха, застревание в стрессе, закрепление мыслей о том, что мир опасен, и я с этим не справлюсь. Невроз вызывает искажения мышления и сниженную самооценку. Мысли ребенка в этом состоянии цикличны: он много думает о катастрофах, которые ждут его впереди. Это могут быть плохие оценки, заваленные экзамены, разрушенные отношения с классом, вызов родителей к директору и прочие неприятности. Если у ребенка тревожный невроз — это становится проблемой для родителей и педагога: ребенок чрезмерно беспокоится, сжимается, растерян. Это происходит тогда, когда уровень тревоги перестал быть рабочим, а стал чрезмерным и способствовать дезадаптации ребенка в школе. Это состояние вызывает эмоциональное неблагополучие ребенка и необходима психологическая помощь.

Влияние тревожности на успеваемость ребенка в школе

Как тревожное напряжение влияет на успеваемость ребенка в школе? Рабочий уровень тревоги помогает ребенку собраться, заставить себя заниматься, готовиться к занятиям, и способствует увеличению успеваемости. Если же уровень беспокойства чрезмерный — то ребенку наоборот трудно собраться с мыслями. Он рассеян, испуган, действия его хаотичны и малоэффективны, мышление спутанное. Тревожное напряжение есть у всех людей — это нормальное функциональное состояние, невозможно и бессмысленно пытаться совсем избавиться от тревожности. Но некоторые люди хорошо переносят напряжение, а другие, наоборот, тяжело переносят, сильно пугаются, трудно успокаиваются. Почему так?

Факторы, способствующие высокой тревожности:

1) Возбудимость, подвижность нервной системы, незрелость коры головного мозга (низкая произвольность, вспышки аффектов).

2) Высокочувствительная нервная система: дети трудно переносят новое, медленно приспосабливаются к людям, острее чувствуют беспокойство.

3) Конфликтные отношения с родителями или в семье в целом.

4) Слишком высокие ожидания от успеваемости ребенка.

5) Неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.).

Факторы, помогающие хорошо переносить тревожные состояния:

Жизнестойкость, устойчивость нервной системы, адекватная самооценка, вера в себя, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, стабильность жизни.

Что может вызывать тревожное беспокойство у детей?

Тревогу вызывают нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка. Сильный ветер не может сломать крепкие ветки, а вот нежные и хрупкие деревья — сломает. Так и с психикой ребенка, если ребенок впечатлительный, чувствительный, возбудимый — от взрослых требуется большой запас поддержки и терпения, а так же последовательность. А если такой ребенок лишен поддержки близких, или мало поддержан — то он становится особенно уязвим для беспокойства.

Еще статьи:  Сострадание к больным

Тревожное напряжение связано с границами ребенка: насколько ясно он понимает правила школы, дома, насколько ясно он понимает свои возможности и свои ограничения. Если вокруг ребенка — хаос, непоследовательность, если окружающие его люди непоследовательны: то предоставляют ребенку полную свободу, то накидываются с требованиями — ответом на эту неразбериху будет усиление тревоги.

Помимо границ и отсутствия ясности, ребенок в школе может тревожиться просто в виду того, что ему никак не удается разобраться в школьной жизни, адаптироваться. Ориентировка — важная задача, ситуации в школе могут оказываться сложными и новыми для ребенка. Тревожное напряжение появляется для того, чтобы ребенок был настороже, был включен, был внимателен. Этап адаптации к школе напрямую провоцирует повышенное нервное напряжение у детей. Но со временем тревожное беспокойство должно снижаться в процессе адаптации к школе. Чем лучше ребенок ориентируется, чем выше его жизнестойкость и устойчивость — тем ниже будет уровень школьной тревожности. Если уровень беспокойства зашкаливает — это сильно затрудняет адаптацию, ребенок плохо ориентируется, чувствует себя потерянным.

Какие симптомы указывают на то, что уровень тревожности чрезмерен?

Вы можете заметить, что ребенок будто снова вернулся назад в прошлое, и ведет себя как более маленький. То есть от напряжения в школе ребенок регрессирует: плачет, сильно пугается, липнет к взрослому, просит защиты, хотя незадолго до этого всех этих признаков могло и не быть. Взрослые могут так же заметить, что вернулись старые страхи или внезапно появились новые.

Что делать, чтобы поддержать ребенка с высокой тревожностью?

Помощь ребенку с высоким тревожным напряжением может включать в себя: отношение педагога, общение с родителями, а так же психологическую помощь.

  • Как может помочь ребенку с тревожностью педагог?

Предложить помощь: спросить есть ли какие-то затруднения в предметах или ребенок чего-то не понимает в устройстве школы, есть трудности с одноклассниками. Можно предложить при сохранении конфиденциальности поговорить о затруднениях, которые испытывает школьник.

  • Как родители могут помочь?

Родители могут помочь, укрепляя у ребенка веру в себя, предлагая различные способы вместе провести время, придумывать и предлагать ребенку занятия, которые могут наполнять его силами и уверенностью.

Если у семьи есть возможность — то при высокой тревожности стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Многие направления психологической помощи эффективны при работе с детскими страхами и беспокойством: психодрама, песочная терапия, игровая психотерапия, детский психоанализ.

Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: рисование, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.

Как можно ухудшить ситуацию при высоком напряжении у ребенка?

Видеть, что ребенок неуспешен и не справляется — испытание для родителей. Иногда это пугает и заставляет родителя почувствовать стыд, и сомнения: что он как родитель сделал не так? Важно помнить, что тревожность ребенка — это не конец света, часто это временные трудности, который ребенок сможет со временем преодолеть. Чего не стоит делать? Давить на ребенка и стыдить за то, что он не справляется, что он боится и беспокоится. От этого напряжение ребенка будет только расти, и к этому еще добавиться грусть ребенка про то, что он подвел своих родителей.

Раньше бытовало мнение: чтобы научить ребенка плавать, нужно забросить его в глубину, и пусть сам выплывет. С тревогой такой подход малоэффективен. Если мы будем лишать ребенка поддержки и надежного тыла, и будем кидать его в гущу пугающих событий — мы можем получить на выходе либо тревожный невроз, либо нарушения привязанности к взрослым. Ребенок может сделать вывод, что его «тыл» ненадежен, что на родителей нельзя опереться, нельзя им доверять, и что опираться можно только на себя. В таком случае ребенок замыкается и создается ощущение, что ребенок справляется с тревожным напряжением теперь лучше. А на самом деле ситуация может не измениться. Ребенок может так же продолжать пугаться и беспокоиться, но теперь он не будет обращаться за помощью и защитой к взрослым, так как потерял к ним доверие.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка:

1) Важно не создавать вокруг ребенка проблемную историю, не относиться к тревоге как к постоянной и неотъемлемой черте характера ребенка: «Он у нас нервный», «он пугливый». Вместо этого можно использовать уважительные прилагательные, описывающие суть проблемы, например: нашему ребенку необходимо много сил на адаптацию к школе, ему трудно справляться с потоком изменений, с новизной.

2) Трудности ребенка и его беспокойство — сигнал о том, что сейчас как никогда актуально сохранять и укреплять контакт с ребенком, увеличивать доверие, проводить вместе время.

3) Помимо этого родители могут создавать альтернативную историю: замечать даже самые незначительные эпизоды, когда ребенок справился с тревожным состоянием, совладал с беспокойством. Хорошо замечать это и фиксировать: можно записывать, фотографировать, создавать память этих эпизодов, можно попробовать вместе рисовать комиксы этих событий или создавать грамоты для ребенка и сертификаты. Когда мы замечаем, что ребенок справляется со своим беспокойством — мы поддерживаем его самоуважение, подкрепляем его веру в себя и свои силы.

4) Можно вместе придумать программу тренировок навыка совладения с тревожным состоянием, для этого есть специальное приложение в телефоне «kids’skills».

Школьная тревожность — распространенное явление. Стресс или внезапные изменения в школьной жизни — плодотворная почва для беспокойства. С одной стороны, тревожное напряжение помогает детям быть в учебе собранными и старательными. Но когда уровень беспокойства чрезмерен — неминуемо истощение нервной системы, и эффективность обучения от этого будет падать. Важно, чтобы у детей в школе были источники поддержки: хорошие отношения с кем-то в классе, с учителем, интересные занятия и приятные воспоминания, связанные со школой. Ясность и забота хорошо помогают детям справляться со своей тревогой —для этого важно, чтобы детям объясняли порядки школьной жизни, школьные правила. Особенно тревожные дети заметны, они легко расстраиваются и пугаются, и иногда эта их черта становится предметом насмешек окружающих. Взрослым людям важно транслировать, что беспокойство и тревожность — это не страшно, что все люди часто беспокоятся, даже взрослые и уверенные в себе. Любой человек имеет право с чем-то не справляться, чего-то пугаться. Наша тревога не делает нас плохими людьми, и избавиться от нее полностью невозможно. Важно транслировать ценности уважения к чужим слабостям и предложение помощи и заботы тем, кто в этом нуждается.

Еще статьи:  Обработка и интерпретация данных

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет школьная тревожность. Вы узнаете, каковы характерные признаки данного состояния. Выясните, по каким причинам оно возникает. Поговорим о способах борьбы с тревожностью.

Общие сведения

Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.

Актуальность данной проблемы в следующем:

  • тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
  • она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

Характерные признаки

  1. Учитель начинает жаловаться на то, что ребенок невнимательно ведет себя на уроках.
  2. У сына или дочери пропадает желание посещать школу.
  3. У ребенка возникают проблемы с выполнением домашних заданий, он постоянно отвлекается.
  4. Малыш слишком старается, находясь дома, чтобы результат был на «отлично». Переписывает задания по несколько раз. Выполняя домашку, его посещает сильное беспокойство.
  5. Ребенок стал излишне застенчивым.
  6. Малыш плохо засыпает, его тревожат ночные кошмары.
  7. У ребенка усиливается потоотделение, появляются проблемы с пищеварением, часто наблюдаются холодные руки, возможно исчезновение аппетита, головные боли без причины.
  8. У ученика возникают определенные страхи, родители начинают замечать, что он часто находится в расстроенном состоянии, стал беспокойным, нередко плачет.
  9. Появилась неуверенность в себе, ребенку сложно браться за новое дело.
  10. У ученика замечена раздражительность и агрессия без причины.

Диагностика

Опытный педагог при знакомстве с классом сразу выявит детей, имеющих эмоциональное неблагополучие. Но окончательные выводы должны быть сделаны после определенных наблюдений за конкретным ребенком. Причем наблюдать за ним необходимо, как во время уроков, так и на перемене, в разное время, в разные дни недели.

Для того, чтобы правильно диагностировать наличие тревожности, нужно обратить внимание на присутствие таких признаков:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • беспокойство;
  • мышечное напряжение, проявляемое на лице и шее;
  • раздражительность.

Тревожность в школьных стенах можно определить при помощи опросника Лаврентьева и Титаренко. При помощи шкалы, которая была разработана Кондашем, удается узнать про школьную тревожность у подростков с 8 по 11 классы. Данный метод также позволяет определить основные причины ситуации.

Способы борьбы

Для коррекции тревожности школьника используются такие способы.

Когда не получается справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к психологу. Для начала можно пойти к школьному специалисту.

  1. Психолог расскажет, как нужно создавать ситуации успеха, как контролировать нагрузки эмоционального характера, как правильно создать дневной распорядок.
  2. Будет проведена глубокая психодиагностика.
  3. Работа с учеником, которая направлена на актуализацию тревоги, символическое уничтожение, выработка новых поведенческих реакций в тревожных ситуациях.
  4. Если есть необходимость, ребенка определяют в группу, занимающаяся развитием коммуникативных навыков.

Теперь Вы знаете, какой может быть тревожность школьника. Родители должны понимать, что подобное состояние ребенка не позволит ему нормально учиться, сосуществовать в школьном коллективе. Выявив у своего малыша, характерные проявления, не пускайте ситуацию на самотек, сразу приступайте к активным действиям.

Фобия школы или школьная тревожность?

Литература:
1. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008.
2. Большой психологический словарь. Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко.Спб.: “Прайм-Еврознак”; 2006.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.
4. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста. ЗАОр НПП “Джангар” 2010, с.704
5. Кордуэлл М. Психология А-Я М.:”Гранд”2003.
6. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. М.: Смысл. “Академия”, 2008.
7. Прихожан А.М. Психология тревожности. М.: “Питер” 2007.
8. Ратанова Т.А. , Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитив-ными особенностями младших школьников. Психологический журнал, 2009, т.30№3 с. 39-51.
9. Раттер. Помощь трудным детям. -М.: Апрель пресс, Изд-во Эксмо-пресс, 1999.
10. Хейс Н., Оррелл С. Что такое психология?-М.: Эксмо, 2005.
11. Шапарь В.О. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д,: Феникс, 2007.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here