Связаны с рефлексией

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "связаны с рефлексией" с детальным описанием.

Рефлексия — что это такое в психологии, значение и примеры

Рефлексия в психологии является феноменом, позволяющим человеку чувствовать, думать, анализировать и выгодно отличаться от представителей животного царства. Способность к рефлексии дает возможность справиться с неуверенностью в себе, побороть комплексы и приобрести ряд полезных навыков, необходимых для полноценной жизни в современном обществе. Reflexio в переводе с латинского языка означает «обратиться назад». Рефлексирующий индивид способен подвергать случающиеся с ним события детальному анализу, тем самым оказывая положительное влияние на настоящее и будущее.

Что такое рефлексия?

Рефлексия в психологии представляет собой способность размышлять над событиями прошлого и подвергать их детальному анализу. Данный психологический феномен заключается в возможности направить ход собственных мыслей, а также багаж накопленных знаний и умений в сторону уже совершенных поступков либо запланированных действий. Выражаясь простым языком, рефлексия является умением взглянуть внутрь собственного подсознания, дать адекватную оценку поведенческим шаблонам, эмоциональному реагированию на окружение и механизмам принятия решений.

Рефлексировать что это значит в психологии? Данный феномен представляет собой способность личности выйти за рамки собственных предубеждений, осуществить глубокий самоанализ и сделать соответственные выводы из произведенного анализа. Критический и адекватный взгляд на недостатки и стороны характера, которые должны быть подвергнуты позитивным метаморфозам, считается незаменимым атрибутом в современном обществе. Способность к самостоятельному анализу помыслов и поступков является признаком самодостаточного человека.

Сократу принадлежит высказывание, согласно которому рефлексия считается одним из наиважнейших инструментов самопознания, выделяющим человека из царства животных, не обладающих способностью к созерцанию себя со стороны. Личность, отвергающая знание и отказывающаяся от самопознания, не может рассчитывать на духовный рост и всестороннее развитие. Аристотель и Платон считали мышление и рефлексию атрибутами, свойственными высшему разуму (демиургу). Только божественный разум в понимании древнегреческих философов обладает способностью приводить мыслителя с его мыслями в единое целое.

В неоплатонизме (идеалистическом направлении, зародившимся в период поздней Античности) рефлексия считалась миротворческой активностью божества и рассматривалась с двух различных точек зрения. Согласно первой из них, только сам индивид обладает способностью подвергать детальному анализу собственные мысли и поступки. Другая позиция предполагает оценку действий и помыслов человека со стороны. Для людей, считающих себя верующими, роль объективного смотрителя выполняет верховный демиург (Бог). Членам общества свойственно наделять подобными полномочиями других людей, занимающих более высокое положение в социальной иерархии.

Философские концепции рассматривают рефлексию как наиболее существенное свойство человеческого сознания. Таким образом, думающей и здраво размышляющей можно назвать исключительно ту личность, которая обладает познаниями о качествах и механизмах функционирования собственной психики. Выражаясь простым языком, человек, неспособный подвергать анализу свои эмоции и душевное состояние, не может считаться думающим.

Развивая навыки к рефлексии, личность приобретает уникальные черты, выгодно выделяющие ее среди остальной массы людей, осознает собственную неповторимость и учится направлять ход мыслей в требуемое русло. Уровень рефлексии разнится в зависимости от возраста субъекта, его профессиональных навыков, жизненных ориентиров и взглядов на окружающую действительность. В отличие от бесполезного копания в прошлом и накопления обид, данный психологический феномен позволяет переосмыслить и улучшить свое существование в целом.

Что такое рефлексия в психологии? Пример данного феномена можно привести следующий: несколько человек просматривают одну и ту же кинокартину. Субъект, обладающий способностью к анализу, вынесет из просмотренного фильма намного больше полезного для себя, сумеет увидеть аналогии в линиях поведения героев ленты с собственной жизнью для того, чтобы использовать полученную информацию во благо.

Полезная информация! Рефлексия в психологии считается практическим навыком, который позволяет человеку вдумчиво переосмысливать и подвергать анализу прочитанные художественные произведения, просмотренные кинокартины, предметы искусства, и применять полученную информацию для собственного саморазвития.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Рефлексия — это в психологии отдельный термин, впервые выделить который предложил Адольф Буземан. По словам знаменитого американского ученого, данное понятие означает перенос акцента внимания с восприятия на уровне эмоций на внутренний мир человека. В 1920 году он приступил к серии экспериментов с целью провести масштабное эмпирическое исследование самосознания подростков. Лев Рубенштейн, известный общественный деятель и публицист, утверждал, что рефлексия представляет собой способность индивида здраво оценивать свой потенциал и выходить за рамки собственного «Я».

Акт рефлексии является умением человека останавливать внутренний диалог, переключая вектор внимания с автоматизированного мыслительного процесса в сторону осознания степени духовного развития и внутреннего психического настроя. Овладев таким инструментом, как рефлексия, субъект получает ряд возможностей, позволяющих ему не только адекватно мыслить и анализировать события собственной жизни, но и значительно повысить ее качество. Благодаря рефлексированной деятельности человек обретает следующие способности:

  1. Избавиться от комплекса неполноценности, нерешительности и действовать четко в затруднительных ситуациях.
  2. Объективно оценивать сформировавшиеся шаблоны поведения и вносить в них коррективы по собственному усмотрению.
  3. Преобразовать скрытые способности в явные и заниматься плодотворным и продуктивным самопознанием.
  4. Очистить сознание от негативных шаблонов мышления, а также избавиться от установок, мешающих получать удовольствие от жизни.

На формирование самосознания оказывают влияние социальный статус, оценочные суждения окружающих, а также самооценка и соотношение идеализированного «Я» с реальным. Самосознание выступает одним из главных определяющих характер и поведение факторов, позволяет корректно интерпретировать приобретенный опыт, достигать временной тождественности и внутренней согласованности. Когда человек становится старше, уровень его рефлексии обыкновенно ниже, чем у подростка или юноши. Объясняется данный феномен ослабленной реакцией на внутренние и внешние раздражители и закостеневшим сознанием.

Что такое рефлексия в психологии, и в чем ее отличие от самосознания? Под термином рефлексия принято понимать трезвое и осознанное восприятие содержимого собственного жизненного опыта и сознания. Рефлексирующего человека можно считать своеобразным психоаналитиком, необязательно имеющим профильное образование и подготовку. Есть гендерная теория, согласно которой рефлексия более присуща женщинам, поскольку они обладают высокой чуткостью и тонким душевным складом.

Однако на текущий момент данное предположение остается недоказанным. Известно, что представительницы «прекрасного пола» с недостаточно развитой рефлексией обладают склонностью отстаивать собственные интересы с агрессией и в ущерб интересам окружающих. Рефлексирующие женщины, напротив, способны избегать скандалов и решать сложившиеся трудности путем нахождения компромисса, устраивающего все стороны конфликта.

Еще статьи:  Депрессия в декрете что делать

Рефлексирующим мужчинам присуща целеустремленность и умение отстаивать собственные интересы. Субъекты, не обладающие подобным навыком, предпочитают «глотать» обиды и проявлять адаптивность, в большинстве случаев идущую вразрез со здравым смыслом. Благодаря рефлексии человек может реагировать на происходящие с ним события не в аффективном ключе, а отслеживать и наблюдать свои чувства и эмоции, что позволяет ему в будущем избежать повторения нежелательных событий.

Самосознание или рефлексия?

Самосознание представляет собой чувства, поступки и мысли, которые находятся под непосредственным контролем человека. На самосознание оказывают влияние:

  • культура (как материальная, так и духовная);
  • нормы этики, свод правил и норм, принятых в обществе;
  • уровень взаимоотношений и взаимодействия с окружающими;
  • контроль за собственными действиями и поступками.

Совершенствование самосознания позволяет улучшить ряд как врожденных, так и приобретенных качеств, и взять бразды управления инстинктами и подсознательными процессами в свои руки. Самосознание обладает тесной связью с рефлексией и оказывает воздействие на данный феномен, для полного понимания которого необходимо располагать информацией о самонаблюдении, самокопании, самоанализе и механизмах обдумывания происходящих в жизни событий.

Наука психология трактует термин «самосознание» как способность человека отделять себя от других субъектов, взаимодействовать с окружающей реальностью, а также выявлять свои истинные потребности, желания, переживания, чувства, инстинкты и мотивы. Самосознание считается не изначальной данностью, а продуктом развития. Однако зачатки сознания наблюдаются даже у младенцев, когда они обретают способность отличать спектр ощущений, вызванный внешними явлениями, от ощущений, спровоцированных происходящими внутри тела процессами. Развитие самосознания проходит в несколько этапов:

  1. К одному году происходит открытие собственного «Я».
  2. В двух-трехлетнем возрасте у ребенка формируется возможность отделять результаты собственных действий от деяний окружающих, и четко осознавать себя в качестве деятеля.
  3. Способности к самооценке развиваются в период от семи до восьми лет.

Формирование нравственных ценностей и социальных норм завершается к юношескому возрасту, когда подросток определяется в поисках собственного призвания, стиля, и осознает себя отдельной и неповторимой личностью. Рефлексировать — это в психологии феномен, обозначающий возможность индивида сочетать итоги размышлений, касающихся самого себя, с оценкой со стороны других членов социума. Таким образом, рефлексия тесно связана не только с самосознанием, но и с обществом, без которого она утрачивает всякий смысл.

Как развить в себе рефлексию?

Рефлексия в психологии представляет собой навык, поддающийся как самостоятельной тренировке, так и улучшению при поддержке специалиста. Одним из базовых упражнений, позволяющих развить рефлексивность натуры, является выписывание на лист бумаги моментов, вызывающих особое волнение и имеющих наибольшее значение для конкретной личности. После того как они будут собраны в одном месте в пределах тетради, альбома или отдельной папки, необходимо выделить самые важные места с помощью маркеров разных цветов.

Подобный анализ позволяет избавиться от недостатков и неуверенности в себе, стать лучше и адаптироваться к условиям окружающей среды. Для развития способностей к рефлексии пригодятся следующие практические рекомендации:

  1. После того как решение было окончательно принято, необходимо проанализировать его последствия и эффективность. Нужно уметь увидеть альтернативные варианты выхода из сложившейся ситуации и учиться предусматривать итоговые результаты.
  2. В конце каждого дня требуется возвращаться мысленно к произошедшим событиям и подробно разбирать отрицательные моменты, подлежащие дальнейшей коррекции.
  3. Необходимо подвергать анализу свое мнение об окружающих людях, пытаясь делать объективные выводы. Важно общаться с непохожими людьми, разделяющими иные убеждения и взгляды на жизнь. Таким образом удастся развить в себе эмпатию, подвижность мышления и способность к рефлексированию.

Узнать много новой и полезной информации можно, посетив YouTube-канал Никиты Валерьевича Батурина. К примеру, в этом видеоролике автор дает ответы на пять популярных вопросов, позволяющих найти себя и собственное предназначение в жизни.

Связаны с рефлексией

рефлексивный — отражённый; возвратный; рефлективный Словарь русских синонимов. рефлексивный прил., кол во синонимов: 1 • рефлективный (7) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

рефлексивный — РЕФЛЕКСИЯ, и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

рефлексивный — ▲ направленный ↑ к себе рефлексивный направленный на самого себя. рефлексивность связь субъекта с самим собой; воздействие на самого себя. сам (я # сделаю). лично. о себе. непереходные глаголы. возвратный залог: ся (измениться). само. … … Идеографический словарь русского языка

рефлексивный — рефлективный и рефлексивный … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Рефлексивный — I прил. 1. соотн. с сущ. рефлекс I, связанный с ним 2. Свойственный рефлексу [рефлекс I], характерный для него; рефлективный I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. рефлекс III, связанный с ним 2. Свойственный рефлексу [рефлекс III], характерный для… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Рефлексивный — I прил. 1. соотн. с сущ. рефлекс I, связанный с ним 2. Свойственный рефлексу [рефлекс I], характерный для него; рефлективный I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. рефлекс III, связанный с ним 2. Свойственный рефлексу [рефлекс III], характерный для… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

рефлексивный — рефлексивный, рефлексивная, рефлексивное, рефлексивные, рефлексивного, рефлексивной, рефлексивного, рефлексивных, рефлексивному, рефлексивной, рефлексивному, рефлексивным, рефлексивный, рефлексивную, рефлексивное, рефлексивные, рефлексивного,… … Формы слов

рефлексивный — рефлекс ивный; кратк. форма вен, вна (к рефл екс) … Русский орфографический словарь

рефлексивный — рефлекси/вный и рефлекти/вный кр.ф. рефлекси/вен и рефлекти/вен, рефлекси/вна и рефлекти/вна, вно, вны (к рефле/кс) … Орфографический словарь русского языка

рефлексивный — 1. Syn: отраженный 2. Syn: возвратный … Тезаурус русской деловой лексики

Рефлексивный механизм и его этапы

В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между ее различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооператив) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок. Выход субъекта в мета-план деятельности (т.е. в план тех принципов, которые лежат как бы вне ее и вместе с тем, которые регулируют ее протекание или на которых она строится) осуществляется либо через занятие по отношению к ней внешней позиции, либо через осознание норм, исходных абстракций, и категорий мышления, или экспликацию эталонов оценки и контроля действия, или выделение ориентиров и инвариантов деятельности. Рефлексивное восполнение «разрывов» в деятельности обеспечивает ее воспроизводство и репродукцию в сходных условиях.

Еще статьи:  Код мкб приступ эпилепсии

Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий:
1) исследование ситуации;
2) выявление затруднений в деятельности;
3) установление причин затруднений;
4) критика старой нормы;
5) выработка новой нормы.

А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:
1. Рефлексивный вывод – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенциональность (интенция – направленность) – направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов понимали механизм рефлексии с точки зрения личностно-смысловой обусловленности, а именно «как переосмысления и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру».

В процессе переосмысления они выделяют 5 этапов (фаз):
1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;
2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;
3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;
4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново – собственно фаза «переосмысления»;
5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

Итак, рефлексирование – это сложная деятельность, требующая времени, усилий, определенных способностей. Однако именно рефлексия позволяет сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ

РЕФЕРАТ

Общая психология, история и методология психологической науки

Выполнила студентка 2 курс 3 семестр

Направление подготовки Психология

Форма обучения очно-заочная

Учебная группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Дымма Людмила Викторовна

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ.. 5

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО СОЗНАНИЯ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ. 9

СПИСОК РЕФЕРИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

ВВЕДЕНИЕ

Рефлексия от позднелатинскогоreflexio – обращенный назад, этомыслительный (рациональный) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.

Понятие рефлексия возникло в философии, когда возросла ценность человека как личности. Уже в схоластической[1] философии рефлексия понималась как обращенность разума на свои собственные состояния. Этапы развития понятия «рефлексия» связаны с первыми шагами к развитию свободы индивидуального самоопределения, которые были сделаны во времена эпохи Возрождения.

Итак, процесс рефлексии направлен на анализ, знание, понимание, осознание субъектом самого себя: собственных действий, задач, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений, назначенияи выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особаяформа рефлексии— предметно-рефлексивные отношения.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороныдругого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте.У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. У подростков рефлексия становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. По Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?». В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) рефлексия рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Рефлексия связана понятийно, процессуально и функционально с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием.

Общая проблема рефлексии в современной науке остается актуальной и является предметом изучения в различных отраслях научного знания – философии, психологии, педагогике. Нередко выделяют рефлексию языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др.В отечественной психологии рефлексия изучается с четырех основных позиций: кооперативной (А.В. Карпов, В.Е. Лепский, Г.П. Щедровицкий и др.); коммуникативной (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.); интеллектуальной (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов И.С. Ладенко др.) и личностной (Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.). При этом первые два направления представляют собой исследования коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессов общения, а другие два – исследования индивидуальных форм проявления мышления, сознания и самосознания.

Для понятия рефлексии характерна неопределенность его понятийного статуса и места в системе психологических понятий. Это вызвано широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии.Такая широта понимания рефлексии нередко приводит к противоречиям ее трактовок, особенно там, где разные аспекты рефлексивной проблематики сталкиваются между собой. Наиболее отчетливо данное противоречие проступает в рамках проблемы соотношения интеллектуальной и личностной рефлексии, где соприкасаются на первый взгляд две независимые психологические реальности: метакогнитивная регуляция познавательной деятельности и смысловая интеграция мотивационно-потребностной сферы личности. Однако прояснить их соотношение оказывается возможным, если обозначить то промежуточное звено, посредствам которого эти сферы психического взаимодействуют. Таким звеном может являться понятийное мышление человека (теоретические основания этого положения были заложены в работах Л.С. Выготского) – именно оно генетически связывает рефлексивное мышление и личностную рефлексию воедино.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ

Кажется, что человек рефлексировал испокон веков. Формула «познай себя» и утверждение Аристотеля о том, что «разум мыслит самого себя» принадлежит античности. Но даже задолго до античной науки в Шумеро-Вавилонской математике можно (при соответствующей реконструкции) усмотреть элементы рефлексивной деятельности (по Н.Г.Алексееву): затруднения в решении задач, остановку, отстранение, объективацию, анализ совершенной деятельности, наличие двух разных позиций, сопоставление знаковых форм и объектов. Итак, рефлексия была всегда. Однакоизвестно, что рефлексия появилась только в Новое время.

В первой половине XVIIвека понятие рефлексии вошло в науку с именем Р. Декарта(1596-1650 гг.), описавшего рефлекторную функцию головного мозга человека. Р. Декартотождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться насодержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного.

Еще статьи:  Психология мужчины любовника

Дж. Локк (1632-1704 гг.) разделил ощущение и рефлексию.Он утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Дж. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Он заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии.

Философия И. Канта (1724-1804 гг.)основана на исследовании человеческого интеллекта в общезначимых схемах, не зависящих от эмпирического опыта отдельного человека. Предметом его исследования стали чувственность, рассудок, разум, воля человека. Особенность подхода И. Канта состояла в мысли, что освоение мира происходит в ситуации коллективной деятельности индивидов, действующих в особых субъективных формах, организующих его психическую работу. Ученый заложил основы рефлексивного мышления, моделирующего или творящего понятия и образы, причем моделирование происходит при наличии исходного материала, созданного человеком.

Феномен рефлексии стал предметом специального изучения в психологии благодаря А. Буземану (1925-1926 гг.), который трактовал ее как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» и предложил выделить специальную область психологической науки – психологию рефлексии, которая бы изучала рефлексивные процессы и сознание.

В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева (1907-1972 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.). Ученые рассматривают рефлексию как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. Принято считать, что рефлексия – это компонент структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Благодаря рефлексии происходит отражение во внутреннем плане осуществляемой деятельности, это дает субъекту материал, который можно наблюдать, подвергать критике и изменять. Рефлексия делает возможным совершенствование деятельности как во внутреннем плане, так и во внешнем. Рефлексия дает способность к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и как необходимая составляющая часть развитого интеллекта. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. A.Н. Леонтьева и других авторов заложены основы изучения рефлексии в когнитивном, генетическом, личностном и коммуникативном аспектах.

В научных трудах П.К. Анохина (1898-1974 гг.), Н.А. Бернштейна (1896-1966 гг.), А.Р. Лурия (1902-1977 гг.) в термине «рефлексия» подчеркивается ее особенность, заключающаяся в универсальности механизма ее действия, в основе которой лежит принцип обратной связи, проявляющийся на разных уровнях саморегуляции индивида: от нейрофизиологического уровня до личностного.Представители естественно-научного подхода к исследованию рефлексии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов) принцип обратной связи рефлексии обнаруживали в выполнении ею регулятивной и конструктивной функции. Рефлексия здесь отождествляется с самоощущениями собственного тела в процессе реальных двигательных актов. Ученые А.Н. Алексеев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн принцип обратной связи рефлексии видели в рефлексивных процессах самосознания, которые выполняли регулятивную и конструктивную функции и обеспечивали целостность и динамизм внутреннего духовного мира человека.

Г.П. Щедровицкий (1929-1994 гг.), изображая рефлексию как процесс и особую структуру в деятельности, представляет ее как механизм и закономерность «естественного развития самой деятельности» [4, с. 487]. Кроме того, он подчеркивает, что «это процесс и механизм воспроизводства деятельности» [3]. Г.П. Щедровицкий ведет речь о рефлексивном воспроизведении производящих основ деятельности и ее механизмов. В споре с Г.П. Щедровицким формируется представление о рефлексии у В.А. Лефевра (1936 г. рождения). Рефлексия – это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» [5, с. 10]. Автор рассматривает рефлексивные процессы как феномен, определяющий специфику взаимоотношений объектов-исследователей. Важным достижением В.А. Лефевра является введение им понятий «рефлексивной системы» и «рефлексивного управления». Под рефлексивным управлением, в частности, понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [5, с. 11-14]. Идеи Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра оказали большое влияние на развитие научной мысли в разработке проблематики рефлексии в философии, в психологии, педагогике и управлении.

Наряду с понятием «рефлексия» в научной литературе встречаются понятия рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивные возможности, рефлексивные умения, рефлексивно-перцептивные умения, рефлексивная культура, рефлексивная компетентность, рефлексивные ожидания. Среди названных понятий лишь понятие рефлексивность получило необходимое теоретическое обоснование в работахА.В. Карпова (1956 г. рождения), который предлагает рассматривать рефлексивность как один из модусов рефлексии, как психическое свойство личности, два других ее модуса – рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. А.В. Карпов предложил не только теоретический конструкт, но и разработал процедуру и содержание методики диагностики рефлексивности. Согласно А.В.Карпову, «рефлексия – это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [6, с. 48]. В связи с этим рефлексию как индивидуальное психическое свойство, допускающее квантификацию и диагностирование, автор выделяет особо и предлагает называть рефлексивностью.

Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Процесс изучения рефлексии шел непоследовательно и сложно. Влияния бихевиоризма и когнитивизма в двадцатые годы ХХ века привело к утрате интереса к проблеме рефлексии в психологии. Но в когнитивной и гуманистической психологии рефлексия все же изучалась и рассматривалась как один из действенных факторов интеллектуального и личностного развития человека. Конец ХХ века характеризуется повышением интереса к данной проблематике.

Рефлексию изучали многие авторы, но в настоящий момент понятие«рефлексия» не получило в научной литературе однозначного толкования. Вслед за учеными И.Н. Семеновым и С.Ю. Степановым можно констатировать существование в современной психологии трех уровней понимания рефлексии: как объяснительного принципа психических явлений, как существенного компонента психических процессов и как предмета специального психологического исследования.

Рефлексия – что это такое простыми словами

Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой

Неожиданно, но считается, что именно умение рефлексировать выделяет человека из ряда млекопитающих. Это связано со способностью человека осознавать себя, знать чувства и желания.

Еще статьи:  Самовнушение успеха

Центральной идеей рефлексии является «Я есть». Успешное становление человека как личности напрямую зависит от того, насколько он осознает свой внутренний мир. Познание самого себя заключается в самонаблюдение.

Правильнее было бы говорить «рефлЕксия», при этом ударение падает на вторую Е. Происхождение термина связано с латынью, reflecto – обращение назад.

Рефлексия – способность давать верную характеристику поступкам, контролируя эмоциональный настрой м осуществляя контроль при проявлении чувств, приходить к правильным решениям, то есть умение направлять свои мысли и внимание внутрь себя.

Это переосмысление внутреннего «Я», критическое отношение к себе, сравнивая с другими и своего соответствия принятым нормам и правилам. Рефлексируя начинаешь наблюдать за собой со стороны.

Считается, что рефлексия вышла из философии. Которая обозначает ее как инструмент познания бытия человека. Среди древних философов считалось, что это единственно возможный способ отказаться от навязчивых мыслей, предрассудков различных стереотипов.

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Рефлексия многообразна

В настоящее время наука определяет 7 способов:

  • коммуникативная (решение находится во взаимодействии с социумом),
  • связанная с личностью (необходимость коррекции сознания),
  • с интеллектуальными процессами (способствует вариативному мышлению, несколько решений одной проблемы),
  • сугубо философствующая (предается мыслям о жизни),
  • социальная (о себе мыслями других),
  • научная (посвящена исследованию новых способов, методов и теоретических аргументаций).

Известны 3 формы, и зависят от направления внимания:

  • ситуационная (размышление о происходящем в данное время и в данном месте),
  • ретроспективная (связана с опытом из прошлого, выводы делаются на анализе прошедших событиях),
  • перспективная (связана с загадыванием на будущее, настраивает на возможные предстоящие событиям).

Научитесь рефлексировать

Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.

Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.

Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым.

Смотря на себя со стороны озадачьтесь:

  • можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
  • а что можно избежать,
  • или вообще не делать,
  • может чем-то дополнить.

Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.

Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.

Больше узнавайте окружающих людей, отличающихся от Вас. Ведь только познавая неиспытанное ранее становимся более гибкими. Делайте свои предположения и сверяйте их с реальностью, тренируя таким образом свой навык адекватно оценивать окружающую действительность.

Вечером «прокрутите» мысленно весь день.

Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.

Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!

Сущность рефлексии в философии

Рефлексия (в переводе с позднелатинского означает обращение назад) – один из видов умственной деятельности человека, направленной на осмысление себя и сложившегося мироздания.

Она представляет собой инструмент познания, активно применяющийся в философии. Это способ познания существующих понятий и определений, открытых и доступных человеку.

Рассуждение возможно только в случае известных знаний или возникших проблем. При отсутствии начальной теоретической базы невозможно суждение. То есть всегда обязательно присутствие какой-то направляющей составной части, элементов для мыслительной деятельности.

Перед философской рефлексией стоит цель постоянного поиска истины. Она ничего не утверждает, но наоборот, подвергает сомнениям сложившиеся представления о тех или иных объектах человеческого восприятия. Это явление есть мышление о мышлении. При этом происходит обработка теорий, всех знаний.

Различные точки зрения складывались в период формирования данного понятия. Древние мыслители и философы расходились в своих мнениях. Вариантов трактовки понятия достаточно много. Порой это больше походит на какую-то гонку, на стремление создать собственную неповторимую версию. И чем больше было мыслителей, тем сложнее они выдвигали свои определения.

Истина в философии непредсказуема и постигается поэтапно. Её понятие может довольно сильно колебаться с течением времени жизни человека. Здесь просматривается зависимость изменения восприятия и, следовательно, получения нового понимания сущности происходящего. Благодаря восприятию человек получает свой реальный опыт. Но истина не связана прямо с опытом. Потому что полученные знания всегда разнообразны.

Еще статьи:  Проекция стороны на прямую

Таким образом, перцепция имеет второстепенное значение в проблеме поиска истины, так как не обеспечивает должной достоверности. Но в то же время она является инструментом получения информации. Если перцепция только открывает для себя новое, то апперцепция уже подтверждает или показывает известный субъекту факт, то есть она ожидаема и не имеет очевидной неизвестности.

Люди обращаются к философской рефлексии, чтобы познать себя, чтобы понять жизнь.

Философия Гегеля

Данный мыслитель определил две разновидности рефлексии:

Первый вид помогает человеку при помощи рассуждений подойти к решению вопроса. Анализирование, установление связей между понятиями позволяет получить близкое к истине представление. По мнению Гегеля, теоретическая рефлексия приближает человека к познанию собственной сущности. Практическая рефлексия – это движение к идеальному образу человека. И здесь задействованы мотивы, которые побуждают что-либо сделать.

Гегель считает, что мысль находит себя только тогда, когда способна породить себя. Мышление становится адекватным при осознании самого процесса мышления; при рассмотрении мышления в качестве объекта. Рефлексия подвергает сознание анализу, она обрабатывает уже готовый материал.

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией. В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии. Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Условия философской рефлексии

Чтобы рефлексировать человек должен учитывать следующие моменты:

  1. Уметь абстрагироваться. Должно быть хорошо развито воображение. В философии это одно из самых важных условий мысли;
  2. Уметь создавать вероятные условия эксперимента;
  3. Устанавливать связи сразу между целой системой объектов;
  4. Быть скептически настроенным, то есть абсолютно всё подвергать сомнению. Философия всё подвергает сомнению, чтобы найти истинное знание.

В общем смысле слова философская рефлексия направлена на самопознание своего существования. Это продвижение человека на пути к просветлению, на пути к наилучшему самоосознанию. Это открытие абсолютно новых направлений мысли; это расширение границ видения всего сущего. Рефлексия позволяет в какой-то степени увидеть относительность предметов друг от друга, определить их величину, значение.

Почему человек постоянно обращается назад, перебирает события прошлого. Потому что движение вперёд допустимо в случае какого-то воздействия в направлении «вперёд». Всякое движение осуществляется благодаря чему-то, благодаря способствующим событиям. Если никакого влияния извне на предмет не происходит, то и предмет продолжит находиться в состоянии покоя. Поэтому тщательное изучение имеющихся фактов, имеющихся единиц для осуществления мыслительной деятельности и непрерывное движение к истине постепенно создаёт импульс, который необходим для движения вперёд. В философии инструментом создания этого импульса является обращение назад.

Истина постигается лишь терпеливыми. Теми, кто способен сохранять спокойствие; кто умеет устанавливать связи между событиями; кто чувствует потребность в истине. Рефлексия чем-то похожа на состояние медитации. В каком-то смысле это так и есть, но здесь не применяются медитирующие техники. Человек находится в привычном состоянии, но мыслительная деятельность отвлечена от настоящих внешних раздражителей.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here