Стигматизация и дискриминация

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "стигматизация и дискриминация" с детальным описанием.

Стигма и дискриминация общества по отношению к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией

Стигма и дискриминация общества по отношению к людям,

живущим с ВИЧ-инфекцией.

Некоторые люди могут прятать голову в песок, как страусы, но они не гарантированы от эпидемии. Механизм самосохранения питает воображение и создает иллюзию, которая дает ощущение безопасности. Они считают, что ВИЧ-инфекция поражает только группы риска, отделенные и огражденные от общности, с которой они не имеют контактов. То есть клеймо и дискриминация, которые сопровождают ВИЧ, не только не сокращают эпидемию, но и способствуют ей.

На международном уровне специалисты различных сфер деятельности, а также представители объединений больных СПИДом на протяжении многих лет настойчиво настаивают на том, что все политические мероприятия относительно борьбы со СПИДом и его последствиями должны быть направлены в первую очередь на уважение достоинства и прав инфицированных. Но их рекомендации остаются на бумаге, если не получат общественного понимания и доброй воли со стороны ведущих политиков.

Стигматизация больных ВИЧ имеет значительное количество опасных для общества последствий. Мы сталкиваемся здесь еще с одним парадоксальным замкнутым кругом: чем более интенсивна стигматизация, тем меньше рационального в представлении об опасности, тем сильнее страх, а вследствие этого – стигма. Страх самой стигмы в случае ВИЧ приводит к отказу от тестирования, что во многом способствует разворачиванию эпидемии болезни. Иногда у некоторых людей бывает мысль: «Зачем мне знать о том «положительный» я или нет. Если да, то все узнают и от меня отвернутся – ни друзей не будет, ни подруг. Не хочу, чтоб от меня шарахались».

При поставленном диагнозе страх стигмы может вызвать отказ от лечения и любых видов социальной помощи для того, чтобы сохранить в тайне сам диагноз и избежать остракизма. Кроме того, вследствие стигматизации они теряют доверие к окружающему миру и формируют убеждение в том, что безопасных мест не бывает.

Чем выше информированность членов общества о реалиях проблем СПИДа, тем меньше разнообразных страхов, провоцируемых этими проблемами и, соответственно, тем меньше «эпидемии» стигмы.

Основные особенности просвещения против дискриминации должны учитываться в каждой стране согласно социального контекста и эволюции заболевания. Должна создаваться дружеская атмосфера для людей, больных СПИДом, они не должны сталкиваться с отторжением и безразличием. Это также может осуществляться для их родных и друзей, точно также как и для тех, кто ведет борьбу с эпидемией. Мы не должны забывать, что враг – это болезнь, а не люди, которые ею болеют. И всегда помните: ВИЧ-инфицированные люди нуждаются в помощи и поддержке.

Стигматизация и дискриминация

Стигматизация — (социальная) Стигматизация (религиозная) Установка (психология) психологические аспекты формирования предубеждений … Википедия

Стигматизация (социальная) — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Группа (социальная) — Социальная группа объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы: 1) наличие… … Википедия

Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Базалья — Базалья, Франко Франко Базалья Franco Basaglia Дата рождения: 11 марта … Википедия

Кибермоббинг — Кибермоббинг это термин, пришедший (от англ. Cyber Mobbing) английского языка, так же Интернет моббинг (Internet mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying), под которым понимают намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим … Википедия

Базалья, Франко — Франко Базалья Franco Basaglia … Википедия

Сексуальное насилие над детьми — Сексуальное насилие над детьми вид насилия над детьми, при которой взрослый или старший подросток использует ребёнка для сексуальной стимуляции[1]. К формам сексуального насилия над ребёнком относятся, в частности, предложение или… … Википедия

Вторая тень (фильм — Вторая тень (фильм, 2000) Вторая тень La seconda ombra Жанр драма, фильм биография, исторический фильм … Википедия

Вторая тень (фильм, 2000) — Вторая тень La seconda ombra Жанр драма, фильм биография, исторический фильм Режиссёр … Википедия

Социальная стигматизация наркозависимых

Стигматизация больных наркоманией потенциально указывает на способы взаимодействия с ними или на действия в отношении этой категории людей. Таким образом, стигма иллюзорно защищает индивида от неприятностей связанных с образом наркомана (например, опасности заражения венерическими заболеваниями).

Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из провинции, получили ярлыки «провинциалы», или «мешочники» (термин, популярный в советские времена), а не приехавшие – “заМКАДыши”. Считается, что они менее культурны, чем коренные москвичи, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации. Крайняя форма проявления стигмы это изоляция.

В процессе стигматизации наркоманы наделяются стереотипными чертами, что создаёт в отношении их атмосферу страха и не объективизированной угрозы.[1] В некоторых своих проявлениях дискриминация наркоманов сопряжена с нарушением прав человека.[2]

«Наркотик» — широко распространившееся изначально сленговое слово, означающее вещество из списка наркотических средств — по сути, юридический, а не медицинский термин, так как запрещённые психоактивные вещества принципиально не отличаются от остальных.

«Наркоман – опустившееся, безвольное, порочное существо, уничтожающее все живое, угроза обществу и нашим детям»[3] из учебника для курсантов академии МВД РФ по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Слово «наркоман» больше характеризует отношение говорящего, чем того, кого им описывают (один аспект выдвигается как занимающий центральное место среди всех характеристик человека), так как в глазах обывателей и некоторых врачей наркоманом становится не только больной наркоманией, но любой, кто употребил наркотик[3]: «любой человек, задержанный с наркотиками милицией, является наркоманом» д.м.н. профессор Эдуард Арменакович Бабаян

Еще статьи:  5 вещей, которые нужно сделать этой весной: советы для Знаков Зодиака

Наконец, «употребление наркотика» почти всегда трактуется как злоупотребление уже из-за самого факта того, что наркотик запрещён, в то время как: «Тот факт, что употребление определенного вещества вызывает неодобрение со стороны другого лица или общества в целом или может привести к социально негативным последствиям, таким как арест или расторжение брака, еще не является доказательством употребления с вредными последствиями» МКБ-10, раздел F1.

Наркотики (особенно опиоиды и стимуляторы) воздействуют напрямую на мозг, зачастую изменяют мотивационные механизмы таким образом, что человек выпадает из своей роли в социуме и может деградировать. Опыт нелегальной деятельности, связанный с приобретением наркотиков на чёрном рынке, а также синдром отмены вместе с высокой стоимостью наркотиков могут приводить к криминализации способов добывания денег наркозависимым. Важную роль в процессе дискриминации играет отсутствие информации о наркомании и наркоманах, вызываемое законодательными барьерами для научных исследований, вытеснение подобной информации пропагандой разного рода, мало имеющей отношения к объективной ситуации.

Среди потребителей инъекционных наркотиков выше, чем среди остальных наркоманов, заболеваемость ВИЧ-инфекцией, однако карательные и дискриминирующие меры по отношению к наркоманам не способны устранить ни распространение наркомании, ни ВИЧ.[3] Наркоманы от дискриминации ещё больше изолируются (что приводит к большей утере контроля над ними), а здоровые люди испытывают негативное психическое воздействие от созданного стереотипного образа наркомана.

Стигма наркоманов влияет также на наркологов и врачей, использующих для лечения ограниченные в обороте лекарства.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Стигма и дискриминация

Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия на пути осуществления эффектиной профилактики и медицинского ухода в связи с ВИЧ/СПИДом.
Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ-статус. Людям, инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод; известны случаи физического насилия или даже убийства. Стигма, окружающая ВИЧ/СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.

Уделяя основное внимание преодолению стигмы и дискриминации, нынешняя кампания призвана побуждать людей разрушить стену молчания и барьеры на пути эффективной профилактики и лечения в связи с ВИЧ/СПИДом. Только объявив войну стигме и дискриминации можно одержать победу над СПИДом.

Обзор проблемы стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом

Опыт развития эпидемии ВИЧ/СПИДа во всем мире показал, что эта эпидемия способна выявлять в людях как лучшие, так и худшие стороны. Наилучшие стороны проявляются, когда солидарность объединяет людей для борьбы с остракизмом со стороны правительства, общин и отдельных лиц, а также для оказания помощи и ухода за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Худшие стороны проявляются, когда люди подвергаются стигматизации и остракизму со стороны своих родных и близких и сообщества, а также дискриминации как со стороны отдельных лиц, так и общества.

Природа стигмы и дискриминации

  • “Нежелательные различия” и “испорченная индивидуальность”, обусловленные стигмой, связанной с ВИЧ/СПИДом, не существуют от природы – их создают люди и общины. Этот процесс девальвации ценностей характеризуется стигматизацией.
  • Стигма, связанная с ВИЧ/СПИДом, основывается на ранее существовавших предрассудках и усиливает их. Она играет на руку существующему социальному неравенству и усугубляет такое неравенство – особенно гендерное, половое и расовое неравенство.
  • Стигма и дискриминация, связанные с ВИЧ/СПИДом, играют ключевую роль в процессе продуцирования и репродуцирования отношений власти и контроля. Они обусловливают снижение ценности определенных групп, в то время как другие группы чувствуют свое превосходство. В конечном итоге стигма создает социальное неравенство и усиливается благодаря ему.

Стигма, дискриминация и права человека

Предубеждение и стигматизация часто приводят к тому, что люди делают что-либо – или предпочитают чего-либо не делать, – что в свою очередь ущемляет или отрицает права другого человека либо уменьшает или исключает возможность получения им каких-либо услуг. Например, такое отношение может исключать возможность пользования услугами системы здравоохранения для человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, или может привести к увольнению на основании того, что этот человек ВИЧ-инфицирован. Это – дискриминация.

Дискриминация имеет место, когда проводится различие между человеком и другими людьми, что приводит к несправедливому к нему отношению на основании того, что он принадлежит – или считается, что он принадлежит – к определенной группе.

Вследствие стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом, права людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и членов их семей часто нарушаются, поскольку становится известно о наличии у них ВИЧ или СПИДом или же это только предполагается. Такое нарушение прав затрудняет принятие ответных мер и усиливает отрицательные последствия эпидемии.

Свобода от дискриминации является основным правом человека, основанным на принципах естественной справедливости, которые являются всеобщими и вечными. Основные характеристики прав человека заключаются в том, что они присущи людям от рождения и касаются всех людей в мире.

Принцип недискриминации лежит в основе мышления и практики прав человека. Все международные документы по правам человека и Африканская Хартия [1] запрещают дискриминацию на основе расы, цвета кожи, половой принадлежности, языка, религии, политического или другого убеждения, национального, этнического или социального происхождения, собственности, инвалидности, финансового состояния, рождения или иного статуса.

Еще статьи:  Темперамент характер личность

В резолюциях, принятых в последнее время Комиссией ООН по правам человека, [2] ясно говорится о том, что “термин (или иной статус), используемый в положениях о недискриминации, включенных в международные документы по правам человека, следует понимать как термин, включающий состояние здоровья, в том числе в отношении ВИЧ/СПИДа”; комиссия подтвердила, что “дискриминация на основании статуса ВИЧ/СПИДа, фактического или предполагаемого, запрещена существующими нормами в области прав человека”.

Следовательно, дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, или людей, которые, как предполагается, являются таковыми, представляет собой явное нарушение их прав.

Формы стигмы и дискриминации, с которыми сталкиваются люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, многообразны и сложны. Люди подвергаются стигматизации и дискриминации не только на основании состояния их здоровья относительно ВИЧ/СПИДа, но и на основании того, что за этим может скрываться. Результаты последних исследований, проведенных в Индии и Уганде при содействии ЮНЭЙДС, показывают, что женщины, живущие с ВИЧ/СПИДом, могут подвергаться двойной стигматизации – как “женщины” и как “люди, живущие с ВИЧ/СПИДом”, – когда их статус становится известным. [3]

Государства обязаны уважать, защищать и осуществлять права человека. В отношении стигмы и дискриминации, например, обязанность уважать требует, чтобы государства не допускали прямой или косвенной дискриминации с точки зрения закона, политики или практики. Обязанность защищать требует, чтобы государства принимали меры, исключающие дискриминацию третьей стороной [4] , а обязанность осуществлять требует, чтобы государства принимали соответствующие законодательные, бюджетные, юридические, рекламные и другие меры, гарантирующие выработку стратегий, политики и программ, направленных на решение проблемы дискриминации, а также на выплату компенсации тем, кто пострадал в результате дискриминации.

Действия, направленные против стигмы и дискриминации

Права человека обеспечивают доступ к существующим процедурным, институциональным и другим механизмам контроля за соблюдением прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, а также для противодействия ущербу, наносимому в результате дискриминационных действий, и возмещения такого ущерба.

Соответствующие механизмы уведомления и правоприменения – от оказания юридической помощи до организации “горячих линий” с целью информирования об актах дискриминации и насилия – оказались на практике мощным оперативным средством, позволяющим смягчить наихудшие последствия стигматизации и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом.

Опыт показал, что для решения проблем стигмы и дискриминации требуется два вида дополняющих друг друга стратегий, направленных на смягчение последствий: (i) стратегии, предупреждающие проявление стигматизации и предвзятости, и (ii) стратегии, которые позволяют разрешить и исправить ситуацию, если стигма не искореняется и приводит к дискриминационным действиям, результатом чего могут стать отрицательные последствия или отказ в осуществлении прав или предоставлении услуг другим лицам.

Наконец, борьба против стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом, дает наиболее эффективные результаты на уровне общины и на общенациональном уровне.

Общины и их лидеры должны выступать за всеобщность и равенство независимо от ВИЧ-статуса.

[1] Право на недискриминацию реализовано в Статье 2 Всеобщей декларации прав человека; Международном пакте о гражданских и политических правах; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции о правах ребенка; и Африканской Хартии

[2] Комиссия по правам человека, резолюции 1999/49 и 2001/51

[3] Материалы (pdf)

[4] Например, принимать законодательство, гарантирующее равный доступ к уходу за здоровьем и услугам в связи с охраной здоровья, предоставляемым третьими сторонами; обеспечивающее контроль за продажей лекарств и медицинского оборудования, а также выполнение практикующими врачами и другими профессиональными работниками здравоохранения соответст.вующих стандартов, касающихся их подготовки, профессионального мастерства и этических норм поведения.

При подготовке страницы использовались материалы Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (UNAIDS)

Copyright © “Социальная фобия” – познавательный сайт 2001-2019.

Стигма и ВИЧ: определение

Проблема стигмы и дискриминации была основной сложностью борьбы со СПИДом с самого начала эпидемии. Но если понятие дискриминации знакомо русскоязычному читателю, то слово “стигма” является относительно новым, не всегда понятным термином. О том, что принято называть стигмой, и какова ее связь с ВИЧ, рассказывается в данной статье.
Стигма (дословно “ярлык”, “клеймо”) – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относится к человеку только как к носителю нежелательного качества. Существуют различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследования позволяют сказать: каждый раз, когда речь идет о стигме, можно увидеть три общих черты – три правила стигмы:

Стигматизация и дискриминация

В 2003 году ООН объявила, что темой международного дня борьбы со СПИдом и компании 2003 -2004 года остается прошлого года «Стигма и дискриминация». Проблема стигмы и дискриминации было основной сложностью борьбы со СПИДом с самого начало эпидемии. Но если понятие дискриминации знакомо русскоязычному читателю то слова « стигма» является относительно новым, не всегда понятным термином.

Стигма (дословно « ярлык», «клеймо») – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя, относится к человеку только как к носителю нежелательного качества. Существует различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследование позволяют сказать: каждый раз, когда речь идет о стигме, можно увидеть 3 общих черты – три правила стигмы:

  1. Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными.
  2. Людям с различиями приписывают негативные качества.
  3. Люди делятся на «нас» и «их».

Если люди считают какое-то отличие очень важным, приписывают людям, у которых оно есть, отрицательные черты, и могут легко разделить по этому признаку людей на «нас» и «их»- речь идет о стигме.

В обществе существуют различные виды проявлений стигмы, который поддерживает друг друга:

  • Культурная стигма
  • Институциональная стигма
  • Личная стигма
  • Межличностная стигма

У стигмы, как у медали есть 2 стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направленно ли она на других людей либо на самого себя.

Еще статьи:  Как простить мужа за измену??

Дискриминация стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ- положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же у врача есть стигма по отношению к пациенту с ВИЧ, то дискриминация тут же становится, возможно, например, он может отказаться от оказания мед. помощи. Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так «повезло» на стигму?

Причина в том, что для развития стигмы необходимо почва: не зная и страх. Если людям не хватает информации, то они выполняют эту не хватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если, эти стереотипы связаны с чем- то, что пугает человека, то людям, обладающими этим качеством начинают приписываться негативные черты, поддерживающие существующие страхи и целый ряд факторов способствует стигматизации людей с ВИЧ.

Важно также помнить о том, что стигма – это полностью иррациональное чувство, и даже эти факторы не могут объяснить, почему люди так слепо соглашаются со стигматизированной точкой зрения.

Гонение и дискриминация представляет собой серьезнейшее препятствия на пути осуществления эффективности профилактики и медицинского ухода связи с ВИЧ и СПИДом. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи со СПИДом или открыто признать свой ВИЧ- статус. Людям инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод: известны случаи физического насилия и даже убийство. Стигма, окружающая ВИЧ и СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.

Стигма описывается как динамичный процесс девальвации личности, который «в значительной степени дискредитирует» индивидуума в глазах окружающих. Качества, на основе которых возникает стигма, могут быть самыми случайными – например, цвет кожи, манера говорить или сексуальная ориентация. В различных культурах или обществах определенные качества принято считать дискредитирующими или недостойными.

Стигма в связи с ВИЧ многогранна и имеет тенденцию к развитию и усилению негативных факторов вследствие того, что ВИЧ и СПИД ассоциируются с видами поведения, которые и без того считаются маргинальными, например секс-бизнесом, незаконным потреблением наркотиков, гомосексуализмом или транссексуальными отношениями. Кроме того, она усиливает страхи «аутсайдеров» и представителей уязвимых групп, таких как заключенные и мигранты. Распространено мнение, что люди, живущие с ВИЧ, заслужили свою судьбу, потому что совершили какие-то «неправильные проступки». Обвиняя отдельных людей или определенные группы населения («не такие, как все»), другие представители общества не признают собственный риск, избавляют себя от ответственности за решение проблемы и предоставление ухода пострадавшим.

В определенной степени стигма, основанная на страхе, вызвана боязнью людей перед последствиями ВИЧ-инфекции, в частности, высокой смертностью (особенно если лечение не предоставляется широко), или боязнью заразиться, или страхом тех, кто воочию увидел состояние больных СПИДом на последней стадии болезни.

Стигма имеет глубокие корни и основана на критериях повседневной жизни. Хотя связанные со СПИДом образы и различаются, принципиальная основа стигмы в связи со СПИДом способствует усилению социального неравенства. Особенно это касается неравенства по гендерному, расовому и национальному признаку, а также по сексуальной ориентации. Так, например, зачастую к женщинам и мужчинам относятся по-разному, если они инфицированы ВИЧ или если их в этом только подозревают: чаще всего вину возлагают на женщину, даже если источником инфицирования был ее муж; кроме того, инфицированные женщины имеют меньше шансов на то, что их не отвергнут общины, к которым они принадлежат.

Этот процесс связан с давно существующим гендерным неравенством, подкрепляемым представлениями о мужских и женских качествах, из-за которых во все времена именно женщин обвиняли в передаче любых сексуально передаваемых инфекций и приписывали им склонность к «супружеской неверности». Точно так же обвинения в адрес гомосексуалистов и транссексуалов основаны на давней стигматизации в связи с общественными представлениями об их образе жизни и сексуальных предпочтениях. Расовые и этнические стереотипы также способствуют стигме в связи со СПИДом. И, наконец, уязвимость к ВИЧ среди общин, живущих в нищете, усиливает и без того существующую стигматизацию экономически неблагополучных групп населения.

Таким образом, стигматизация в связи с ВИЧ представляет собой процесс дискредитации людей, живущих с ВИЧ. От этого могут пострадать не только люди, действительно инфицированные ВИЧ, или только подозреваемые в этом, но и те, кто пострадал от СПИДа косвенно – например, сироты или дети и члены семей ВИЧ-инфицированных.

Стигматизация может происходить и на другом уровне. Люди, живущие с ВИЧ, могут внутренне примириться с негативным отношением и реакцией окружающих, и зачастую такой процесс приводит к тому, что называется «внутренней стигмой» или самостигматизацией. Самостигматизация связана с тем, что некоторые авторы описывают как «ощущаемая» стигма в противоположность «внешней стигме», поскольку она в первую очередь затрагивает самолюбие и чувство собственного достоинства отдельного человека или общины. У людей, живущих с ВИЧ, это может проявляться в чувстве стыда, собственной неполноценности, заставляет их винить себя в том, что с ними произошло, и все это, вместе с чувством социальной изоляции, может привести к развитию депрессии, замыканию в себе и даже возникновению суицидальных мыслей.

Что такое дискриминация?

Там, где действует стигма, возникает дискриминация. Дискриминация представляет собой действия или бездействие, и направлена против тех людей, которые подвергаются стигматизации. По определению ЮНЭЙДС (2000 г.), приведенном в «Протоколе для выявления случаев дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ», дискриминацией считается любая форма произвольного проведения различий между людьми, их изоляция или ограничение прав, что негативно воздействует на людей, как правило (но не только) в связи с присущими им личностными характеристиками или предполагаемой принадлежностью к конкретной группе – в случае с ВИЧ и СПИДом это касается людей с подтвержденным или подозреваемым ВИЧ-положительным статусом, – независимо от того, оправданы ли такие меры.

Еще статьи:  Развитие мышления в онтогенезе

Дискриминация в связи со СПИДом может происходить на разных уровнях. Существует дискриминация в семье и общине, и некоторые авторы называют такую форму «установленной стигмой». Имеются в виду намеренные действия или бездействие, совершаемые для того, чтобы унизить других людей, отказать им в предоставлении услуг или реализации их прав. Примеры такого типа дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ, могут быть самыми разными: остракизм, то есть, изгнание женщины из семьи мужа к своим родственникам, если она получила положительный диагноз тестирования на ВИЧ, или если отмечаются первые признаки заболевания, или после того, как ее партнер умер от СПИДа; общественная изоляция и отказ от повседневного общения; словесные нападки; физическое насилие; словесные оскорбления и обвинения; распускание сплетен и отказ в предоставлении традиционных похоронных обрядов.

Существует дискриминация и на уровне институциональных организаций – в частности, на рабочих местах, в медицинских учреждениях, тюрьмах, образовательных учреждениях и социальных службах. Такая дискриминация закрепляет «привычную стигму» в институциональной политике и практике, которые дискриминируют людей, живущих с ВИЧ, или приводит к неприменению антидискриминационной политики или процедур для борьбы с дискриминацией. Примеры такого типа дискриминации людей, живущих с ВИЧ, приведены ниже.

  • Медицинские учреждения: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала.
  • Рабочие места: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса, обязательное тестирование на ВИЧ, исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни.
  • Школы: отказ в приеме детей, пострадавших от ВИЧ, или увольнение учителей.
  • Тюрьмы: принудительная изоляция ВИЧ-положительных заключенных, недопущение к коллективной деятельности.

На национальном уровне дискриминация может стать отражением официально принятой или узаконенной стигмы, которая закреплена в существующих законах и политике и применяется на практике. Это может привести к дальнейшей стигматизации людей, живущих с ВИЧ и, в свою очередь, узаконить дискриминацию.

Так, например, во многих странах действуют законы, ограничивающие права отдельных граждан и групп населения, пострадавших от ВИЧ. Предусмотренные ими действия включают:

  • обязательное тестирование и скрининг групп населения и отдельных лиц;
  • запрет людям, живущим с ВИЧ, заниматься определенными видами деятельности и профессиями;
  • изоляция, заключение под арест и принудительное медицинское обследование, и лечение инфицированных лиц;
  • ограничения на международные поездки и миграцию, включая обязательное тестирование на ВИЧ для тех, кто обращается за разрешением на работу, а также депортация ВИЧ-инфицированных иностранцев.

Дискриминация происходит и вследствие бездействия, например, из-за отсутствия или невыполнения законов, политики и процедур, направленных на удовлетворение и защиту прав людей, живущих с ВИЧ.

Стигматизация и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ

Стигматизация и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ
Что такое стигматизация и дискриминация?

Буквальное значение слова «стигма» – «метка» или «пятно» на ком-то или чем-то. На ВИЧ часто смотрят отрицательно, и общественное отношение может нанести ущерб инфицированным людям или тем, кого подозревают в том, что они инфицированы.

Дискриминация определяется, в основном, юридическими правами и правами человека. Когда человек теряет работу из-за отрицательного подтекста или восприятия ВИЧ, это очевидная дискриминация.

Кого касаются стигматизация и дискриминация?

Всех людей, инфицированных ВИЧ или потенциально подверженных риску инфицирования ВИЧ. Например:
потребители инъекционных наркотиков;
коммерческие секс-работники;
дети, ставшие сиротами из-за ВИЧ;
семья и друзья ВИЧ-позитивных людей из группы высокого риска;
сиделки при больных ВИЧ.

Многие люди становятся изолированными от общества не единожды, а дважды. Сначала их отталкивают из-за их статуса ВИЧ-инфицированного, а затем из-за их предполагаемого поведения, которое привело их к тому, что они стали ВИЧ-позитивными.

Где происходят стигматизация и дискриминация?
На рабочем месте.
В правоохранительных учреждениях.
В средствах информации.
В сообществах.
В системе здравоохранения и т.д.

Все это ведет к социальной изолированности затронутых ВИЧ людей.

Как «работают» стигматизация и дискриминация?

Стигма относится не только к ВИЧ/СПИДу. Она также имеет место в случаях туберкулеза, сифилиса и проказы. Она встречается при заболеваниях, которые связаны с несоответствиями социальным нормам.

Язык имеет ключевое значение для стигматизации. Мощные метафоры используются для усиления и узаконивания стигматизации. В них ВИЧ/СПИД соотносят со смертью, ужасом, стыдом, наказанием и т.д.

Стигматизация может быть внутренней или внешней. Внутренняя стигматизация (которую человек ощущает или воображает) – это стыд, связанный с ВИЧ/СПИДом и страхом дискриминации. Внешняя стигматизация относится к реальным проявлениям дискриминации.

Они могут сделать жизнь невыносимой для тех, кто живет с болезнью.

Стигматизация может вызвать у людей, которые ей подверглись, нежелание проходить тесты, может заставить их изменить поведение, отказаться от профилактических мер, а также привести к низкому качеству ухода и дискриминации.

Например, женщина может не хотеть кормить ребенка из бутылочки, если она думает, что это заклеймит ее как ВИЧ-инфицированную.

Жертвами стигматизации и дискриминации зачастую становятся семьи, друзья, коллеги ВИЧ-инфицированных людей.

Поддержка тех, кто затронут ВИЧ, включает в себя такие мероприятия как:

– программы визитов на дом,

– работа, направленная на преодоление страхов,

– распространение образовательной информации, адаптированной для целевых аудиторий (например, для медицинских работников),

– предоставление слова людям, затронутым ВИЧ/СПИДом,

– поощрение формирования поддерживающей атмосферы через общение,

– защита прав людей, затронутых ВИЧ/СПИДом.

Стигматизация и дискриминация

Проблема стигмы и дискриминации была и остается одной из основных сложностей в борьбе с ВИЧ-инфекцией с самого начала эпидемии, вызванной вирусом иммунодефицита человека. Что же означают два этих не вполне понятных широкому кругу читателей термина?

Еще статьи:  Жажда не безумие безумие альмира рай

Стигма (дословно « ярлык», «клеймо») – чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение человека к другим людям и к самому себе, заставляя, относится к стигмированному человеку только как к носителю нежелательного качества. Существует различные попытки определить стигму как явление. Однако многочисленные исследование позволяют сказать, если люди считают какое-то отличие очень важным, приписывают людям, у которых оно есть, отрицательные черты, и могут легко разделить по этому признаку людей на «нас» и «их» – речь идет о стигме.

У стигмы, как у медали есть две стороны, она может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, направленно ли она на других людей либо на самого себя.

Почему же из всех инфекций и заболеваний именно ВИЧ так «повезло» на стигму? Причина в том, что для развития стигмы необходима почва: незнание и страх. В отношении ВИЧ-инфекции оба фактора налицо. Во-первых, несмотря на широкую санитарно-просветительную работу, и простой обыватель, и даже медицинские работники (это стоит отметить с особым прискорбием) все еще мало знают о ВИЧ, или же их знания в этой области сильно искажены уже существующими стереотипами. Во-вторых диагноз «ВИЧ-инфекция» явно пугает многих, так как на данный момент пока еще не найдено средств для абсолютного излечения данного заболевания. Хотя при регулярном наблюдении и надлежащем уходе ВИЧ-инфицированный человек может жить обычной жизнью.

Стигма в связи с ВИЧ многогранна и имеет тенденцию к развитию и усилению негативных факторов вследствие того, что ВИЧ и СПИД ассоциируются с видами поведения, которые и без того считаются маргинальными, например секс-бизнесом, незаконным потреблением наркотиков, гомосексуализмом или транссексуальными отношениями. Кроме того, она усиливает страхи «аутсайдеров» и представителей уязвимых групп, таких как заключенные и мигранты. Распространено мнение, что люди, живущие с ВИЧ, заслужили свою судьбу, потому что совершили какие-то «неправильные проступки». Обвиняя отдельных людей или определенные группы населения («не такие, как все»), другие представители общества не признают собственный риск, избавляют себя от ответственности за решение проблемы и предоставление ухода пострадавшим.

Таким образом, стигматизация в связи с ВИЧ представляет собой процесс дискредитации людей, живущих с ВИЧ. От этого могут пострадать не только люди, действительно инфицированные ВИЧ, или только подозреваемые в этом, но и те, кто пострадал от вируса иммунодефицита косвенно – например, сироты или дети и члены семей ВИЧ-инфицированных.

Стигматизация может происходить и на другом уровне. Люди, живущие с ВИЧ, часто страдают от «внутренней стигмы» или самостигматизации. Это может проявляться в чувстве стыда, собственной неполноценности, навязчивом самобичевании в связи с тем, что с ними произошло. Все это вместе с чувством социальной изоляции, может привести к развитию депрессии, замыканию в себе и даже возникновению суицидальных мыслей.

Дискриминация – это стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе. Так пациент может стигматизировать врачей, считая, что они все плохо относятся к ВИЧ- положительным и ничего не понимают в лечении. Подобные взгляды являются стигмой, но они не могут привести к дискриминации. Если же, к примеру, у врача или руководителя трудового коллектива есть стигма по отношению к пациенту/работнику с ВИЧ, то это явление уже может быть дискриминацией. Ведь подобное отношение может быть выраженно действием/бездействием. Например, медработник может уклонитьсяся от оказания медицинской помощи данному пациенту, а работодатель может поспособствовать всяческому притеснению и даже увольнению своего подчиненного, хотя оба не имеют на это юридического права. Другие примеры дискриминации людей, живущих с ВИЧ, приведены ниже.

На уровне медицинских учреждений: пониженные стандарты ухода, отказ в доступе к уходу и лечению, проведение тестирования на ВИЧ без согласия пациента, нарушение конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам и внешним организациям, негативное отношение и унижающие человеческое достоинство действия со стороны медицинского персонала.

На рабочих местах: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса, обязательное тестирование на ВИЧ, исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни.

В школах: отказ в приеме детей, пострадавших от ВИЧ, или увольнение учителей.

В тюрьмах: принудительная изоляция ВИЧ-положительных заключенных, недопущение к коллективной деятельности.

Гонение и дискриминация представляет собой серьезнейшее препятствия на пути реализации эффективной профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Страх подвергнуться дискриминации может удерживать людей от того, чтобы обратиться за лечением в связи с ВИЧ-инфекцией или открыто признать свой ВИЧ(+) статус. Людям инфицированным ВИЧ или подозреваемым в этом, в реальной жизни может быть отказано в получении медико-санитарных услуг, жилья или работы, в страховании или въезде в иностранное государство, от них могут отвернуться их друзья и коллеги. В некоторых случаях их выгоняют из дома их собственные семьи, их супруги подают на развод, известны и случаи физического насилия. Стигма, окружающая ВИЧ и СПИД, может переходить и на следующее поколение, ложась тяжким бременем на плечи детей, пытающихся справиться с последствиями смерти своих родителей от СПИДа.

Поэтому преодоление проблемы стигмы и дискриминации станет залогом успешной борьбы с ВИЧ-инфекцией. Достижению этой цели в первую очередь послужит искоренение первопричин возникновения стигмы и дискриминация – дальнейшая активная санитарно-просветительная работа по вопросам ВИЧ среди населения и особенно медработников, а также внедрение эффективной юридической базы, направленной на проведение антидискриминационной политики на всех уровнях власти.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here