Способы самореализации личности

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "способы самореализации личности" с детальным описанием.

Самореализация личности

В каждом человеке имеются задатки и способности, которые присущи в индивидуальном порядке только ему. Каждому человеку заложено стремление найти свое место в этой жизни, предназначение, которое он будет реализовывать в реальном мире, что позволит ему достигать успеха в данной области и получать моральное удовлетворение от действительности. Это называется самореализацией личности, которая бывает социальной, профессиональной, творческой.

Самореализация – это нахождение индивидом задатков и талантов в себе с целью дальнейшего их использования в конкретных видах деятельности, развивать и получать от этого удовольствие. Согласно пирамиде Маслоу, самореализация является наивысшей потребностью индивида. Для достижения духовного развития человеку нужно понять, чем он может заниматься, на что направлять свою энергию, чтобы достигать максимальных результатов и получать моральное удовлетворение.

Что такое самореализация личности?

Самореализацией личности сайт психологической помощи psymedcare.ru называет внутреннюю потребность каждого индивида в нахождении в себе невыявленных задатков и талантов с дальнейшим их развитием и использованием в определенной деятельности, что будет способствовать достижению успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности заключается в том, что индивид должен выявить в себе определенные задатки, после чего эффективно их использовать. Сам процесс самореализации начинается с раннего детства. И здесь на каждом шагу возникают проблемы:

  1. Человек может не выявить своих задатков, поскольку не было соответствующих условий для их проявления.
  2. Родители или лично сам человек не создал условия для собственной самореализации, что мешает развитию.
  3. Лично индивид игнорирует наличие у себя задатков, не верит в себя, устремлен на другие желания и потребности окружающих людей, что мешает ему заниматься самореализацией.

Таким образом, человек, который желает самореализоваться в жизни, должен отбросить все стереотипы и шаблоны, начать жить по воле собственного сердца, прислушиваться к себе и заниматься лишь теми делами, которые доставляют удовольствие.

Человек живет в социуме, поэтому он в обязательном порядке должен занимать активную позицию. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые на сегодняшний день приемлемы в обществе и дают наибольшего успеха. Однако если идти не теми путями, на которые указывают другие люди, а той тропой, где человек реализовывает собственный потенциал, использует свои навыки и задатки, он достигает наибольшего успеха и счастья в жизни.

Самореализация – это способность человека в условиях окружающего мира и социального устроя применить навыки и наклонности, которыми он обладает. Самореализация осуществляется благодаря способности индивида предвидеть результат его действий, а также использованию эффективных методов и способов достижения целей.

Обычно человек старается самореализоваться сразу в нескольких областях жизни, а не только в одной. Так, он занимается не только построением карьеры, но и созданием семьи. Выделяют следующие стратегии самореализации:

  1. Самореализация с целью создания благоприятных условий жизни.
  2. Самореализация с целью покорения вершин славы и успеха.
  3. Самореализация с целью саморазвития, совершенствования собственных навыков и заложенных талантов.

перейти наверх

Творческая самореализация

Каждый человек испытывает внутреннюю потребность осознать, на что он способен, чем может заниматься, на что направлять свою энергию, в каких видах деятельности достигать успеха. Самореализация становится одной из базовых потребностей, которые позволяют человеку испытывать душевное удовлетворение от жизни. Творческая самореализация – это способность индивида применять имеющиеся задатки в том направлении, в котором ему наиболее удобно.

Под творческой самореализацией ни в коем случае не понимается, чтобы каждый читатель умел слагать стихи или писать романы. У каждого человека просто имеется творческий потенциал, то есть склонность применять имеющиеся у него навыки в совсем необычных и неформальных способах. Творчество – это проявление своих задатков в свободной форме, без ограничений и условностей. Только в таком случае человек начинает развиваться, когда ему не говорят, как именно он должен использовать имеющиеся у него навыки и наклонности.

Творчество рождается при отсутствии условностей и ограничений. Пусть человек не будет уметь танцевать или петь, однако он сможет разработать новый прибор, поскольку будет иметь к этому все задатки.

Профессиональная самореализация

В основном человек пытается самореализоваться в двух областях жизни – профессиональной и любовной (семейной). Работе человек отдает большую часть своего времени и сил. Более того, именно через деятельность человек саморализовывается, то есть когда применяет свои навыки в практической работе. Таким образом, самореализация зависит от того, насколько верно человек понимает самого себя и свои задатки, в какой области деятельности их применяет и насколько успешен здесь. Самореализация в основе своей является профессиональной.

Вот почему индивид должен внимательно относиться к выбору профессии. Если человек с задатками педагога отправится работать на завод, тогда он никогда не достигнет самореализации и не получит удовольствия от работы, даже не станет достигать вершин в своей карьере. Только в педагогической среде человек с задатками педагога будет успешен и доволен. То же справедливо и для других сфер жизни.

Насколько человек верно выбрал себе профессию, можно определить по уровню его удовлетворенности своей работой, интереса к своему виду деятельности и успешности, которую он достигает в итоге.

Выбирая ту или иную работу, нужно ориентироваться на возможность получения больших денег или все-таки искать тот вид деятельности, который будет вами интересен и любим? Сама идея работы для самореализации разрушительна. Хорошо, если вы самореализовываетесь. Но это становится неважным, если в холодильнике пусто. Работа предназначена для заработка. А самореализовываться можно, имея хобби.

Уже много людей потратили много времени для взращивания собственной бедности, руководствуясь идеей о том, что нужно не зарабатывать, а самореализовываться. В таком случае, зачем придумали такие понятия, как «хобби» и «увлечения»? Работа не предназначена для самореализации. Если вам удалось найти свое любимое дело и еще заработать на нем, тогда вам вдвойне повезло. Но следует понимать, что изначально работа предполагает под собой труд и зарабатывание денег, а не самореализацию.

Для работы важно одно – что у вас получается делать лучше всего? Вам может это не нравиться, но если у вас это получается, то это может дать вам много денег. Соответственно, если вы видите, что вам что-то удается делать легко, быстро и качественно, то вы можете заработать именно на этом. И довольно часто люди не испытывают «любовных» чувств к собственным навыкам. Но это еще не значит, что вы должны не обращать на них внимания. Если у вас что-то получается качественно делать, то этот навык может принести вам много денег. В этом и заключается работа. И не имеет значения, нравится вам это делать или нет.

Еще статьи:  Женщина склонная к меланхолии

На втором месте стоят деньги. Чем больше вы их зарабатываете, тем лучше. Несомненно, нужно думать о том, сколько вы зарабатываете. Плоха та работа, на которой вы трудитесь и получаете гроши. Нужно думать о количестве получаемых денег, ведь это – ваш заработок и то, ради чего вы вообще работаете.

И лишь потом важна самореализация. Если на работе вы самореализовываетесь, это хорошо, вам повезло. Но не впадайте в крайность, когда есть деньги, но нет удовольствия, или есть удовольствие, но нет денег. Лучше найти себе такую работу, когда вы не просто зарабатываете деньги, но и получаете хоть малейшее удовольствие от своего труда.

Социальная самореализация

Социальная самореализация проявляется в устремленности человека что-то делать для других людей, быть уважаемым и одобряемым ими, становиться полезным. Причем самореализовывается человек именно тогда, когда достигает тех целей в социальной жизни, которые он перед собой ставит, а не живет так, как у него получается или как говорят другие люди.

Следует отличать социальную самореализацию, которая заключается в полезности и способности индивида устанавливать нужные контакты с важными людьми, от достижения вершин в карьере, зарабатывании денег и мелькании по телевизору.

Условия самореализации личности

Для самореализации нужны определенные условия, которые предоставляются личности. Поскольку самореализация начинается с раннего возраста, в первую очередь за саморазвитие личности отвечают родители и общество в целом. Первыми условиями, в которых ребенок оказывается и способен себя проявить, являются воспитание и образование.

Для выявления собственных задатков и наклонностей у ребенка должны быть все условия, а именно личное пространство, свобода действий и передвижения. Дело в том, что выполняя конкретную работу и позволенное родителями/учителями, ребенок не сможет понять, раскрыл ли он все возможные у себя задатки. Нужна свобода и личное пространство, где ребенок будет экспериментировать, пробовать, сталкиваться с чем-то новым, что не предоставляется ему родителями и другими взрослыми людьми.

Сначала должны быть условия для выявления задатков. Зачастую ребенок сам обнаруживает у себя наклонности, а не родители или учителя ему в этом помогают. Однако потом возникает необходимость взрослым создать все условия для развития в ребенке его талантов, которые он в себе обнаружил. Обычно ребенок начинает чем-то увлекаться, интересоваться, просить ему купить то, что соответствует его талантам и интересам. Если родители предоставят все условия для развития талантов ребенка, тогда он начнет свой путь к самореализации.

Цели самореализации

В процессе всей своей жизни человек направляет свои действия на самореализацию. Чем бы человек ни занимался, все его поступки направлены на то, чтобы проявить себя в максимально возможной форме, достичь желаемого результата, показать самого себя. Насколько хорошо это получается, уже зависит от условий и собственных задатков.

Человеку важно не только выявлять у себя задатки и проявлять их, но и достигать определенных результатов, которые будут указывать на то, насколько человек развит в своем интересе. Более того, в процессе жизни человек постоянно меняет свою деятельность, интересы и желания, что является нормальным. Самореализация меняет свое направление в зависимости от того, что важно человеку на данный момент.

Самореализация зависит от того, насколько сильно человек развивает самого себя. Мало просто выявить в себе задатки и интересы, важно их еще развивать и применять в определенной области деятельности. Выделяют следующие направленности в саморазвитии:

  • Нежелание человека заниматься определенной деятельностью, агрессивное противостояние ей.
  • Уход в другой вид деятельности с целью нежелания заниматься предыдущей работой.
  • Выполнение работы по шаблону, так как это принято.
  • Желание развивать свои навыки и совершенствовать в определенной работе.
  • Стремление совершенствовать свои навыки, развиваться профессионально, использовать творческий потенциал.

перейти наверх

Самореализация – одна из потребностей любого индивида, который просто желает знать, где он может найти свое место, чем заняться, в чем себя максимально проявить и использовать весь имеющийся у него потенциал. На это уходит время, порой вся жизнь человека, который сначала должен обнаружить в себе задатки, затем побороться с обществом за право заниматься их развитием и проявлять в определенном виде деятельности, после чего получать результаты и стремиться к более высоким вершинам.

Способы самореализации

Ваш самый главный актив – это вы
сами. Вложите своё время, свои
усилия и деньги в обучение,
подготовку и поддержку вашего
самого главного актива.
Том Хопкинс.

Каким образом я могу реализовать себя? В чём моё призвание и смысл жизни? Каковы способы моей самореализации? Для чего я живу?

Каждый здравомыслящий и духовно мыслящий человек задаёт себе подобные вопросы. Такие вопросы возникают от того, что человек стремится к удовлетворению в своей жизни, к ощущению полноты и счастья. Если себе не ставить вопросы о способах своей самореализации, о смысле жизни, то человек проживёт свою жизнь впустую, это будет не жизнь, а существование, при котором поддерживается только физическое тело (накормить едой, обеспечить сном и т.д.). Счастье открывается именно тогда, когда человек реализовывает себя, живёт по своему призванию, открывает себе смысл жизни.

1) Чтобы осознать способы самореализации и понять, как именно, в какой области я могу себя раскрыть и реализовать, в первую очередь, нужно понять себя. Как понять себя? Только через взаимоотношения с другими людьми, только во взаимодействии с людьми, только в деятельности.

2) Понимая себя, раскрывая свои таланты, осознавая все ваши сильные и слабые стороны, нужно принять и полюбить себя такого, какой вы есть.

3) Следующим шагом по самореализации является усиленная работа над собой и своими внутренними позитивными качествами, свои таланты, которые необходимо развивать. Определите свои ценности в жизни, что для вас является главным, а что – второстепенным. Ответить на вопросы, кто я и какой я в 30 лет, 40 лет, 50 лет и т.д.

Еще статьи:  Как пережить потерю близкого человека??

4) Необходимо определить область деятельности, в которой вы любите заниматься.

5) Постановка своей цели является основополагающим пунктом при реализации своего потенциала. Ответьте себе на вопросы: «Что именно я хочу?», «Когда именно я хочу этого достичь?»

6) Вера в себя. Если нет, развивать через действия.

7) Как только определена цель, необходимо сразу приступать к действиям по реализации своей цели, не медлить, выполняя свою работу самым лучшим образом, с максимальной отдачей.

8) Быть преданным своей мечте, не останавливаться на достигнутом, всегда стремиться вперёд.

9) Сильное желание и потребность заниматься своим любимым делом. Когда вы считаете, что будете заниматься своим любимым делом несмотря ни на что, знайте, что вы близки к самореализации.

10) «Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти». Ошо

Говоря о способах самореализации, стремясь достичь своих целей, не забывайте при этом быть просто человеком. «Когда я говорю о вашей самореализации, я не имею в виду, что вы должны стать великим поэтом или великим музыкантом. Я имею в виду, что вы должны стать тотальным, полным человеком. Я не говорю великим человеком, потому что великий человек всегда частичен. Величие в чем угодно всегда является частичным. Человек все движется и движется в одном направлении, а во всех других измерениях, во всех других направлениях он остается тем же самым – он становится односторонним.…

Когда я говорю о том, что нужно стать тотальным человеком…я имею в виду, что надо создать равновесие …что надо быть реализованным в качестве человека, а не в качестве поэта, музыканта, артиста – нужно быть реализованным в качестве человека». Эти слова принадлежат Бхагавану Шри Раджнишу, который более всем знаком под именем Ошо.

Помимо приведённых выше способов самореализации существует множество других путей и указателей. К своей самореализации каждый идёт по своему пути, в соответствии со своими внутренними ощущениями. Ваше страстное желание – заниматься определённым видом деятельности, будет являться вашей подсказкой в определении именно вашего способа самореализации. Об этом притча «Как достичь самореализации (просветления)»:

Однажды ученик пришел к своему учителю и сказал: «Учитель, как мне достичь просветления?». Старый мудрый гуру в ответ на это отправил ученика на берег реки Ганг и велел ему встать на колени в воде так, чтобы его голова была над водой. Потом учитель положил руку на шею ученика и погрузил его голову в воду. Через полторы минуты ученик стал задыхаться, он пытался вырваться, но рука гуру казалась стальной, и ученик никак не мог освободиться. Через 2 минуты, когда ученику стало казаться, что его лёгкие сейчас разорвутся, гуру отпустил его. Ученик поднял голову над водой и жадно вдохнул свежий воздух. Гуру улыбался.

– Скажи мне, – мягко произнёс он, – чего тебе сейчас хотелось больше всего?

– Дышать, – ответил ученик, который всё ещё не мог отдышаться.

– Вот, – продолжал гуру, – когда твоё желание получить просветление будет таким же сильным, тогда ты и получишь его.

Итак, если ваше желание достичь самореализации и просветления велико, то вряд ли что-нибудь сможет удержать вас от действия, направленного на достижение желаемого.

Я желаю вам самореализации уже в этом воплощении.

Понравилась статья? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Метод осознанного выбора стратегии самореализации личности
или “Как найти свое место в жизни?”

Ставя перед собой вопрос: “Как найти свое место в жизни?”, следует для начала определить стратегию самореализации своей личности и свои персональные ресурсы. Найти свое место в жизни – это значит научиться использовать свои персональные ресурсы во благо себе и своему окружению.

Если беспристрастно взглянуть на то, каким образом мы действуем в этом мире, всех нас условно можно разделить на две группы в зависимости от стратегии, которой мы придерживаемся. Под словом “стратегия” я понимаю не придуманную для самого себя некую предполагаемую программу событий (на час, на день, на год..), а осознанный выбор одного из двух направлений своего личностного развития (программу движения “ОТ” или программу движения “К”). Две возможные стратегии противоположны по смыслу, и, соответственно, влекут за собой различные (противоположные) последствия. Только программа движения “К” помогает личности самореализоваться и найти свое место в жизни.

СТРАТЕГИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (программа движения “К”) описывается как: ”хочу (радоваться)”, ”могу (все изменить)”, ”умею (создать комфортные условия)”, ”способен (с этим бороться)”. Стратегия самореализации личности ведет человека к уникальному, ни на кого не похожему жизненному образу и предполагает тот индивидуальный сценарий, который в свою очередь дает ключ к обладанию всеми необходимыми для жизни персональными ресурсами.

СТРАТЕГИЮ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ (программу движения “ОТ”) можно кратко охарактеризовать словами: ”не хочу (страдать)”, ”не могу (это терпеть)”, ”не умею (жить в такой нищете)”, ”не способен (с этим мириться)”.
Частица “не” равна бесконечности вариантов решений, кроме одного отрицаемого. Поэтому, принимая решение “не делать что-то”, мы по сути ничего не решаем, то есть ограничиваем себя в решении. Привычка “ничего не решать” приводит человека к слепому следованию общественным стандартам и к уходу ОТ своей индивидуальности.

Многовариантность нашей жизни – это индивидуальная, уникальная для каждой личности, последовательность биполярных выборов (программы движения “ОТ” или программы движения “К”) в каждый момент своей жизни. Просчитать все возможные варианты всех возможных выборов в прошлом и будущем не по силам даже такому мощному компьютеру как наш мозг. Однако в конкретный момент – в настоящем – выбор достаточно прост: либо персональный сценарий Стратегии недопотребления, либо персональный сценарий Стратегии самореализации личности. Эта последовательность биполярных выборов как своеобразная “Нить Ариадны”, помогает нам выйти из лабиринта психологических проблем и найти свое место в жизни.

Любой выбор определяется фундаментальными особенностями нашего мировосприятия, нашей поведенческой стратегией и степенью нашей социальной адаптации. Эти три компонента (МИРОВОЗЗРЕНИ + СТРАТЕГИЯ + АДАПТАЦИЯ) составляют основу моей авторской программы развития личности, раскрытия индивидуальности и коррекции психологического состояния “НИТЬ АРИАДНЫ”.

Еще статьи:  Верю в искренность

Персональные ресурсы личности и уникальный жизненный образ

Есть похожие направления развития, похожие смыслы и цели жизни, но не бывает двух одинаковых наборов персональных ресурсов личности. Именно уникальностью персональных ресурсов (жизненных обстоятельств) определяется наша самопроявленность, самореализация в жизни, наш уникальный жизненный образ.

Греческий оригинал: “Вначале был Логос” можно перевести и как “Вначале было Слово”, и как “Вначале был Разум”. Слово разумно и материально. Это волшебный инструмент для получения ресурса от жизни. Сравните, например, два слова: ”вещь” и ”вещать”. Русский язык объединил эти слова. Они получили значение информирования нас о том, какой ресурс предлагает нам жизнь.

Ресурсы для каждой личности уникальны. Когда два человека произносят одно и то же слово, оно для них имеет порой очень разный смысл. И они оба правы, потому что смысл определяется персональным жизненным сценарием человека. А для того, что бы не играть по чужому сценарию, не заходить на чужую территорию и не получать ненужный ресурс, существует простое, полезное и совсем не обидное слово: ”нет”.

И поэтому любые споры абсолютно неразумны. Разумно сообщение о своем персональном сценарии, разумен интерес к информации о персональном сценарии другого человека. Абсолютно неразумно намерение “перетащить другого на свое место”, так же как и неразумно пытаться ”встать на место другого”.

Такие важные для каждого человека понятия как Цели и Смысл жизни появляются сами по себе. Их отсутствие или наличие – сигнал того, какой из двух возможных для себя жизненных стратегий придерживается человек: персональной Стратегии личностных самоограничений или персональной Стратегии самореализации личности.

Знать свою персональную стратегию и сценарий, особенности своего уникального жизненного образа – это значит иметь ключ к обладанию всем необходимым для жизни ресурсом, позволяющим личности найти свое уникальное место в жизни. Этими вопросами мы займемся с Вами во время консультации-тренинга.

Уровни самореализации личности

В настоящее время выделено четыре уровня самореализации личности: 1) примитивно-исполнительский; 2) индивидуально-исполнительский; 3) уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста); 4) наивысший уровень самореализации – уровень смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности). Для примитивно-исполнительской реализации характерна мотивация на уровнях физиологических потребностей и потребности в безопасности. Индивидуально-исполнительская реализация соответствует мотивации привязанности, любви, поскольку в немалой мере направлена на удовлетворение соответствующих потребностей, ради которых достаточно часто и осуществляется. Уровень потребности в признании и оценке соотносится с уровнем реализации ролей и норм в ближнем окружении, социуме. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентаций, т.е. на данном уровне имеет место сущностная, аутентичная самореализация – осуществление потребностей в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением самого себя.

Низкому уровню саморегуляции способствует малоактивная и малоосознанная жизненная позиция. Стратегии самореализации на данном уровне в наибольшей степени обусловлены мотивом “хочу”, проявляемом в гедонистической позиции и небогатом жизненном мире. В мотиве “хочу” превалируют влечения, желания и мало представлены интересы, т.е. эмоциональный (аффективный) компонент явно преобладает над когнитивным. Индивидуально-исполнительскому уровню соответствует мотивация “могу” (“могу ли?”). Для данного уровня самореализации характерны малоактивная жизненная позиция и слабая дифференциация самоотношения, самооценки и самопознания. Уровень реализации ролей и норм осуществляется с помощью мотива “надо”. На самом высоком уровне самореализации личности наблюдается баланс мотивов “хочу”, “могу” и “надо”, а также мотива “принятие решения” при ведущей роли смысложизненных и ценностных ориентаций и адекватном развитии мотивационно-потребностной сферы. Мотив “принятие решения” отражает когнитивную ориентацию, обусловленную приоритетом обращения к познавательным процессам, но не в ущерб эмоциональным, что корректируется мотивом “хочу”, включающим в себя не только интересы, но и желания, аутентичность, наличие слабых для личности ситуаций [1] .

Этапы профессиональной самореализации личности

Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы: 1) профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности); 2) становление в избранной профессии; 3) профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Необходимо отметить, что человек периодически уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этану.

► Предпосылки самореализации как начальные условия генезиса самореализации, определяющие ее первый этап – профессиональное самоопределение, уже достаточно устойчивы у учащихся лицеев, училищ и тем более студентов первого и второго курсов вузов. При этом самоопределение рассматривается как феномен ценностно-смысловой природы; активное определение своей позиции по отношению к социально значимым ценностям, условиям жизнедеятельности в обществе, объективируемым в жизненных целях, планах и перспективах профессионального развития. На этом этапе превалирует мотив “хочу” (интересы, желания, влечения, аутентичность).

В случае превалирования мотива “надо” при выборе будущей профессии предпочтение отдается долженствованию, социальному запросу, т.е. мнениям других лиц (родителей, родственников, друзей, сверстников и т.д.), или ориентации на престижные профессии, без учета своих интересов и склонностей. И тогда затруднения начинают возникать в ходе самореализации личности уже на этапе самоопределения и переносятся на последующие этапы.

Этап становления в профессиональной сфере жизнедеятельности. Если на этапе самоопределения в результате преобладания соответствующих мотивационносмысловых связей превалирует мотив “хочу”, то на этапе становления – мотив “могу”, после которого следует мотив “надо”. На данном этапе могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо доопределяется и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

Этап профессионального роста предполагает развитие профессиональной компетентности и последующую адаптацию уже не себя к профессии, а профессии к себе. Безусловно, существует преемственность, плавный переход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности – уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности существует сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока “хочу”, взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями.

Еще статьи:  Меньше паники ведь мы не в титанике

Для обучающихся специалистов с более выраженными предпосылками самореализации свойственны способность жить полной жизнью, положительное самовосприятие, уважение и самопринятие. Подобное самовосприятие соответствует высокому уровню личностной зрелости и аутентичности. Для студентов данной группы в целом характерны положительное представление о людях и способность к целостному восприятию образа мира и человека.

Факторы самореализации личности

В приведенном определении самореализации личности отчетливо поставлен акцент на том, что самореализация предполагает активность самого субъекта под выраженным воздействием социальных факторов. Т.е. самореализация осуществляется во взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Поскольку, как уже упоминалось, самореализация тесно связана с развитием личности, для изучения факторов самореализации целесообразно рассмотреть подробно изученные в психологической науке факторы развития личности.

Известно, что личность развивается под влиянием биологических и социальных факторов. Согласно классической культурно-исторической теории Л.С.Выготского, «личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества» [7]. В результате социальных влияний человек как биологическое существоиндивид – становится социальным существомличностью. Процесс развития личности при этом осуществляется в процессе социализации путем интериоризации общественного опыта (внешнее переходит во внутреннее).

Однако вся сущность человека не ограничивается понятиями «индивид» и «личность». Этих понятий недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Существует еще одна, высшая, ступень развития человека – индивидуальность. «Процесс развития индивидуальности можно назвать индивидуализацией, в основе которой лежит механизм экстериоризации, то есть социальной отдачи личности, творчества. Но стать индивидуальностью можно, лишь став личностью, однако для этого недостаточно социальной детерминации. Здесь вступают в силу индивидуальные, личностные, субъектные факторы. Выдающаяся индивидуальность становится как бы над обществом, вступает с ним в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Такой уровень развития нельзя свести к формированию. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется, саморазвивается» [7]. Процесс развития при этом совпадает с процессом самореализации и осуществляется в процессе творческой деятельности путем экстериоризации (внутреннее переходит во внешнее).

Следует отметить, что перечисленные ступени развития личности не имеют четких границ между собой: «уровни развития человека не следует понимать как этапы, разделенные во времени, точно также ступени развития – это не хронологические стадии, а скорее характеристики неких качественных результатов развития, которые не всегда последовательны» [7].

Иногда процесс самореализации наблюдается на ранних этапах онтогенеза, как видно на примерах детской одаренности. «Раннее развитие способностей, казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете биологических факторов. Однако это развитие возможно только при определенном уровне социализации человека, без которой не формируется готовность к самореализации» [7].

Важно, что, развиваясь в самореализации, личность сама выбирает для себя направления деятельности и тем самым самостоятельно руководит процессом собственного развития. Т.е., если процесс социализации как основы развития личности происходит преимущественно под влиянием внешних факторов, то для процесса самореализации как развития индивидуальности характерна преимущественно внутренняя мотивация. «Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора … Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора» [9]. Другими словами, в процессе самореализации личность является субъектом собственного развития.

Однако это не означает, что внешние социальные факторы, действовавшие на этапе социализации личности, утрачивают свою актуальность. Они продолжают действовать, но уже не как внешние, а как внутренние факторы, ранее усвоенные (интериоризованные) личностью.

Кроме того, самореализация всегда предполагает непосредственное взаимодействие человека с предметной и социальной средой, она осуществляется в направлении во внешний мир, и текущие характеристики внешней среды всегда оказывают на нее определенное воздействие: «индивидуальная самореализация … детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется» [9]. «Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. … путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире» [3].

Поэтому принято считать, что «Проблема самореализации личности является узловой пробле­мой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: соци­альная детерминация индивидуального сознания и роль собствен­ной активности субъекта в этой детерминации» [2].

В связи с этим подвергается критике одно из положений теории Маслоу, согласно которому самореализация представляет собой максимальное развитие всего заложенного в человеке потенциала. «Как указывает М.Б.Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация – точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу». В.Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, – замечает в этой же связи еще один автор. – Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [14].

Таким образом, личность никогда не реализует все свои возможности, она выбирает для себя определенные направления самореализации, и на этот выбор оказывают влияние социальные факторы.

Эта закономерность отчетливо прослеживается в результатах гендерных исследований. Известно, что общество предписывает мужчинам и женщинам различные социальные роли. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, усвоив гендерные стереотипы, юноши и девушки склонны выбирать направления социализации, соответствующие своей гендерной роли: «в самореализации юношей и девушек отражены гендерные сте­реотипы, характеризующие нормативные представления общества о мужчинах и женщинах … для самореализации девушек свойственна … приоритетная на­правленность на сферу семейных и межличностных отношений, в то время как для самореализации юношей – … мотивация, проявляющаяся преимущественно в про­фессиональной и учебной деятельности» [8].

Еще статьи:  Рентгенография легких в 2 проекциях

Рассмотрим внешние и внутренние факторы самореализации личности более подробно. Согласно большинству классификаций, выделяют факторы самореализации, которые могут быть соотнесены с внешними и внутренними: зависящие и не зависящие от человека, объективные и субъективные и т.п. [12; 13; 21 и др.]. Согласно более подробной классификации факторов самореализации, различают [13]:

  1. Психоэкологические факторы – влияние экологических факторов (загрязнение воздуха, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться снижение жизненного тонуса и другие явления, отрицательно влияющие на самореализацию.
  2. Психофизиологические факторы – анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также свойства нервной системы и темперамента.
  3. Психологические факторы – познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния, способствующие или препятствующие самореализации личности.
  4. Педагогические факторы – особенности обучения и воспитания личности, уровень образования.
  5. Социальные факторы – различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Наибольшую значимость при этом представляют психологические факторы. По мнению П.П.Горностая, вся совокупность психологических факторов, влияющих на самореализацию личности, образует одну обобщенную характеристику – психологическую готовность к самореализации. Психологическая готовность к самореализации представляет собой «системное явление, проявляющиеся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющихся диалектическим единством психических состояний и свойств личности» [7]. В структуре психологической готовности к самореализации П.П.Горностай выделяет следующие блоки [7]:

Еще одним основанием для классификации факторов, влияющих на самореализацию личности, является характер этого влияния, в зависимости от которого различают факторы, способствующие и препятствующие самореализации личности [2; 10 и др.]. При этом факторы, препятствующие самореализации, рассматриваются как барьеры самореализации.

О том, что неудовлетворение потребностей более низкого уровня препятствует проявлению потребности самоактуализации, говорил и А.Маслоу: «движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении» [22]. Таким образом, барьером для самореализации личности могут стать такие условия ее жизнедеятельности, в которых не могут быть удовлетворены ее базовые потребности или их удовлетворение требует чрезвычайно больших временных и энергетических затрат.

Отечественные авторы так же подчеркивают, что социальные факторы могут как способствовать, так и препятствовать развитию самореализации, обращая внимание, например, на «особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. … для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора» [21].

Разновидностью социальных барьеров социализации являются барьеры, связанные с гендерными стереотипами: «Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. … Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях» [24].

Среди психологических (внутренних) барьеров самореализации личности отмечают низкую самооценку [10], пассивную и неадекватную жизненную позицию [2], различного рода страхи [14] и т.п. Многие авторы [6; 21 и др.] считают одним из важных психологических барьеров самореализации ригидность как негибкость, неготовность и неспособность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий: «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях» [6]. Все перечисленные внутренние факторы ассоциируются с психологической адаптацией, душевным здоровьем человека.

Изучая жизненную ретроспективу пожилых людей, Т.З. Козлова обнаружила, что «объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и пр.), а другая – в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и т.д.)» [10].

А.Маслоу также указывал, что процесс самоактуализации может быть ограничен различными внешними и внутренними факторами, к которым он относил [22]:

  1. Негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают личность в непродуктивмом поведении;
  2. Социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности;
  3. Внутренние защиты, которые отрывают личность от самой себя.

Таким образом, на особенности самореализации личности влияет огромное количество внешних и внутренних, способствующих и препятствующих самореализации факторов. Общая закономерность состоит в том, что в каждом человеке природой заложен мощный внутренний потенциал, особенности реализации которого в течение жизненного пути зависят от внешних воздействий. Влияние социальных факторов определяет, какие из заложенных природой возможностей человека будут развиты и реализованы, а какие нет. То, в какой мере первые будут развиты, зависит так же от внутренних факторов, внешних условий среды и их взаимодействия между собой.

Такие выводы имеют большое практическое значение. Из них следует, что для максимального саморазвития личности необходимо создание оптимальных условий саморазвития, устранение барьеров саморазвития. Эта мысль хорошо проиллюстрирована Карен Хорни: «Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), – пишет она, – учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки» [23].

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here