Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "саморегуляция психических состояний" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Саморегуляция психических состояний
- 2 Саморегуляция психических состояний
- 3 Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- 4 5.5. Методы саморегуляции психических состояний
- 5 Саморегуляция психических состояний как элемент психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях 2680
- 6 Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- 7 Что такое саморегуляция: понятие, классификация и методы
- 8 Стресс, его особенности и психическая саморегуляция состояния
Саморегуляция психических состояний
Способность человека к внушению широко используется и в психической саморегуляции: путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологическое состояние. Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать такое же воздействие, как и реальные объекты. Слово самовнушения может влиять на психофизиологические процессы. Человек способен полностью концентрироваться на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности.
В психической саморегуляции индивида наряду с гетерохронным внушением (внушением со стороны) существенное значение имеет самовнушение– аутосуггестия.
Сознание человека диалогично – даже наедине с собой человек включен в социальное общение. Рассуждая “про себя”, углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психическими образами социально освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается различным рекомбинациям. Образы воображения могут противоборствовать с образами реального мира.
Вся сложная внутренняя жизнь человека связана с процессами самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными и деструктивными. Человеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать только к положительному самовнушению.
Внедряя в сознание тот или иной образ, мы создаем определенный регуляционный механизм. Задумайтесь сейчас о механизме своего дыхания, создайте образ глубокого ритмичного дыхания, и оно обязательно несколько изменится. Создаваемые нами психические образы добра и зла, благополучия и неблагополучия, здоровья и нездоровья имеют реальную силу.
В системе древневосточной философии и психологии веками разрабатывалось искусство самонаблюдения и саморегуляции –медитация (от лат. meditatio – размышление) – система духовной практики, достигаемая индивидуальными упражнениями по погружению в свой внутренний мир. Медитация осуществляется на определенной культурно-исторической базе. В рамках восточной культуры (даосизм, йога) медитация предполагает растворение индивидуального сознания в безличностном абсолюте. (Это реализуется различными образами – например, образом соляной куклы, растворяющейся в мировом океане.) В рамках христианства медитация предполагает слияние человека с божеством.
К медитации относятся различные виды аутотренинга – психотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие релаксацию (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения), расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, которые создают ощущение тепла, приятного света и т. п.*
* Техника аутогенной тренировки излагается в следующих руководствах:
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989; Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986; Шулъц И. Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.
Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр тишины и покоя, видение себя как бы со стороны, просматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирской суеты. При этом не существует никакой “правильной” техники. Можно сидеть в позе “лотоса” или просто на стуле, держать руки на коленях или сомкнув пальцы рук. И необязательно следовать чуждой культуре. Необходима лишь направленность на себя, отрешение от повседневной рутины. За отвлекающими мыслями следует наблюдать спокойно и беспристрастно, превратиться в дружелюбного наблюдателя самого себя. Созерцайте то, что уводит вас от жизненных тревог, помечайте то, что происходит в вашем сознании – какие мысли и представления проплывают в нем. Мягко освобождайтесь от них. Используйте свои мантры – понятия, наиболее значимые для вас. Все это нормализует работу вегетативной нервной системы, оптимизирует эмоциональную сферу, укрепляет регуляционные механизмы вашей психики, мобилизует ее внутренние резервы. В состоянии медитационной нейтрализации сознания открывается прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже архаичные сферы нашей психики.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9591 –
| 7566 – или читать все.Саморегуляция психических состояний
Сознание человека диалогично — даже наедине с собой человек включен в социальное общение. Рассуждая «про себя», углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психическими образами социально освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается различным рекомбинациям. Образы воображения могут противоборствовать с образами реального мира.
Путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологическое состояние. Слово может быть средством самовнушения, может влиять на все психофизиологические процессы. Психические образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать такое же воздействие, как и реальные объекты. Человек способен полностью концентрироваться на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности.
В психической саморегуляции индивида наряду с гетеро-хронным внушением (внушением со стороны) существенное значение имеет самовнушение — аутосуггестия.
Вся сложная внутренняя жизнь человека связана с процессами самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными и деструктивными. Человеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать только к положительному самовнушению.
Внедряя в сознание тот или иной образ, мы создаем определенный регуляционный механизм. Задумайтесь сейчас о механизме своего дыхания, создайте образ глубокого ритмичного дыхания, и оно обязательно несколько изменится. Создаваемые нами психические образы добра и зла, благополучия и неблагополучия, здоровья и нездоровья имеют реальную силу.
В системе древневосточной философии и психологии веками разрабатывалось искусство самонаблюдения и саморегуля-
ции — медитация (от лат. meditatio — размышление) — система духовной практики, достигаемая индивидуальными упражнениями по погружению в свой внутренний мир.
К медитации относятся различные виды аутотренинга — психотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие релаксацию, расслабление, состояние покоя, достигаемое путем принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, создающих ощущение тепла, приятного света и т. п.
Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр тишины и покоя, видение себя как бы со стороны, просматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирской суеты.
Необходимо превратиться в дружелюбного наблюдателя самого себя. Созерцайте то, что уводит от жизненных тревог, обесценивайте все, что тревожит вас. Используйте свои мантры — понятия, наиболее значимые и приятные для вас. Животворное ощущение внутреннего тепла и глубокого спокойствия постепенно оградит ваше сознание от внешнего мира.
Все это нормализует работу вегетативной нервной системы, оптимизирует эмоциональную сферу, укрепляет регуляционные механизмы вашей психики, мобилизует ее внутренние резервы. В состоянии медитационной нейтрализации сознания открывается прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Саморегуляция психического состояния с помощью нейролингвистического программирования (НЛП) |
Саморегуляция – Способы саморегуляции | |||
Разнообразные стрессы забирают энергию любого человека, а стрессов в нашей жизни хватает. Для регуляции своего психического состояния любому человеку нужно уметь диссоциироваться от негатива и ассоциироваться с благоприятными ощущениями. Рассмотрим несколько упражнений, помогающих выработать полезные способы ассоциирования-диссоциирования. Эти упражнения разработаны в рамках НЛП Е.И. Роговым в книге “Настольная книга практического психолога в образовании”. Предложена она для школьных учителей, но ее может с успехом применять и сам психолог. Упражнение 1 3. Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, закройте глаза, и это усилит возможности других чувств. Позвольте всем запахам и звукам проходить через органы ваших чувств неотфильтрованными и одновременно оставайтесь в настоящем (т. е. чувствуйте, думайте, переживайте то, что вы чувствуете, думаете и переживаете). 5. Подумайте, улучшилось ли ваше самочувствие, изменилось ли настроение, уменьшилась или появилась тревога. Это упражнение поможет вам создать арсенал образов ваших личных положительных ассоциированных состояний. Опираясь на эти ассоциированные состояния, вы получаете один из способов разрядки напряженных состояний и некоторых хронических стрессов. Упражнение 3 6. Как это ни неожиданно, но скоро вы увидите, что нескольких минут (5-10) вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на “тревожную игру”, вы достигнете цели – ассоциировавшись с тревогой, вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени. 5.5. Методы саморегуляции психических состоянийВ процессе консультирования клиента с СЭВ, целесообразно помочь ему сформировать личный «банк положительных эмоций», сюжетные образы ситуаций, связанных с яркими положительными моментами и в нужное время «доставать их из банка» (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., 2005). В тех случаях, когда не представляется возможным влияние на стрессоры, следует научить клиента регулировать свое эмоциональное состояние. С этой целью используются методы регуляции и саморегуляции психических состояний . Психологические методы. Большинство методов данной группы основываются на внушении и самовнушении. В настоящее время существуют специальные приемы психической регуляции и саморегуляции, способствующие выполнению тех или иных привычных профессиональных действий. Их цель, как правило, заключается в переключении от излишнего эмоционального возбуждения на какую-либо практическую, преимущественно моторную (но иногда и умственную) деятельность. Например, известный ученый Б. Паскаль преодолевал недомогание и даже зубную боль, сосредоточиваясь на решении математических задач. К числу методов, способствующих решению профессиональных задач, следует отнести и способы управления вниманием. В частности, используются приемы концентрации внимания на определенных предметах и явлениях, не связанных с потенциально фрустрирующей или психотравмирующей ситуацией. Внимание может сосредоточиваться на мысленно представляемом состоянии покоя. Положительный эффект могут обеспечивать также идеомоторные действия, осуществляемые в аспектах решения планируемых задач, противостоящих негативным психогенным воздействиям. Позитивное значение имеет и тренировка концентрации внимания. Например, путем многократного повторения можно добиться достаточно четкого воспроизведения 5-секундного интервала, затем 10-секундного, 15-секундного и др. Сосредоточение внимания можно тренировать и путем концентрации на определенной мысли или предмете, например стрелке прибора. Такая тренировка должна длиться от минуты и более. Чаще всего в целях саморегуляции психического состояния используются различные словесные формулы внушения и самовнушения. Их формулировка, как правило, строится по утверждающему принципу. Они должны быть краткими и предельно простыми. При этом чрезвычайно важно чувство исходной уверенности в позитивном эффекте данных формул. Примерами таких формул являются слова: «Я спокоен!», «Я готов к меткому выстрелу!», «Я сохраню скорость бега!», «Я смогу преодолеть страх!» (Маклаков А. Г., 2005). Методы психофизиологической саморегуляции. (Психофизио-логические методы). Регуляция мышечного тонуса. Произвольное повышение тонуса мышц не требует выработки специальных навыков, так как эта функция достаточно развита и подконтрольна у человека. Отработка же навыков релаксации требует специальной тренировки, которую следует начинать с расслабления мышц лица и правой руки, играющих ведущую роль в формировании общего мышечного тонуса. Для расслабления мышц лица внимание вначале сосредоточивается на мышцах лба. Брови при этом принимают нейтральное положение, верхние веки спокойно опускаются вниз, а глазные яблоки слегка поворачиваются кверху, так что внутренний взор оказывается сосредоточенным в бесконечность в области переносицы. Язык при этом должен мягким, а его кончик находится у основания верхних зубов. Губы полуоткрыты, зубы не соприкасаются друг с другом. Данную маску релаксации необходимо научиться делать в любой обстановке и поддерживать в течение 3-5 минут. В дальнейшем легко вырабатывается навык расслабления мышц всего тела. Релаксация, проводимая под непрерывным контролем мысленного взора, обычно начинается с правой руки (для правшей), затем продолжается в таком порядке: левая рука – правая нога – левая нога – туловище. Управление ритмом дыхания. Здесь используются некоторые закономерности воздействия дыхания на уровень психической активности. Так, во время вдоха наступает активация психического состояния, тогда как при выдохе происходит успокоение. Произвольно устанавливая ритм дыхания, в котором относительно короткая фаза вдоха чередуется с более длительным выдохом и следующей за этим паузой. Это позволяет добиться выраженного общего успокоения. Тип дыхания, включающий более длительную фазу вдоха с некоторой задержкой дыхания на вдохе и относительно короткую фазу выдоха (достаточно энергично), приводит к повышению активности нервной системы и всех функций организма. Продолжительность паузы находится в прямой связи длительности вдоха и во всех случаях равна ее половине. Правильно поставленное брюшное дыхание имеет ряд физиологических преимуществ. Оно вовлекает в дыхательный акт все этажи легких, увеличивает степень оксигенации крови, жизненную емкость легких, массирует внутренние органы. Поэтому данному вопросу должно быть уделено особое внимание. Занимающиеся должны уяснить, что во время вдоха мышцы передней стенки брюшины выпячиваются, купол диафрагмы уплощается и тянет за собой вниз легкие, вызывая их расширение. Во время выдоха мышцы живота несколько втягиваются, как бы вытесняя воздух из легких. Увеличенная кривизна диафрагмы поднимает легкие кверху. Успокаивающий тип дыхания используется в целях нейтрализации избыточного возбуждения после конфликтных, стрессовых ситуаций, для снятия нервного перенапряжения. Он характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. Пауза при этом равна половине вдоха и осуществляется после выдоха. На втором этапе удлиняются вдох и выдох. На третьем – удлиняется вдох до тех пор, пока он не будет равен выдоху. На четвертом – продолжительность дыхания возвращается к исходной величине. Удлинять дыхание больше, чем до счета 10 не рекомендуется. Мобилизирующий тип дыхания помогает преодолению сонливости, вялости, утомления, связанных с монотонной работой и мобилизирует внимание. Дыхательные упражнения положительно влияют на сердечнососудистую, дыхательную системы, пищеварительный аппарат, тканевой обмен, повышает функциональные возможности систем организма, определяя в конечном итоге его общий тонус и бодрое состояние. Аутогенная тренировка (АТ). В основе использования аутогенной тренировки лежит овладение возможностями самовнушения или аутосуггестии (от греч. autos – сам, suggestio – внушение). Необходимыми условиями этого являются концентрированное самонаблюдение за протеканием внутренних процессов, осуществляемое скорее в пассивной, чем в активно-волевой форме, и представление желаемого изменения (например, потепления, облегчения, потяжеления, успокоения и др.). Главным элементом АТ является усвоение и оперирование вербальными формулировками (формулами самовнушения) в виде самоприказов. По сути дела формулы самовнушения представляют собой субъективные маркеры, опосредованно отражающие сложные комплексы чувственных представлений: органических ощущений, чувство мышечного напряжения, эмоционально окрашенных образов и др. Переживание состояний аутогенного погружения для методов, направленных на формирование самоуправляющих воздействий, не является самоцелью. Главное состоит в достижении требуемого состояния «на выходе» из аутогенного погружения, а также получении отсроченного оптимизирующего эффекта. Для этого используются специальные формулировки самоприказов – так называемые «формулы цели», задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния. Формулы цели, осваиваемые в процессе приобретения навыков саморегуляции так же, как и формулы самовнушения, могут иметь разную направленность: способность дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну – или же оказывать активирующее воздействие при необходимости сразу после окончания сеанса релаксации приступить к деятельности. Надо иметь в виду, что такие формулы цели являются необходимым завершающим элементом применения любой модификации АТ. Саморегуляция психических состояний как элемент психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях 2680Деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных условиях. Психологическая готовность к деятельности зависит от особенностей личности, лежащих в ее основе, и психических состояний. Одной из проблем психических состояний, имеющей практическое значение, является проблема их саморегуляции, основная цель которой – гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой. Эта цель может быть достигнута благодаря активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции. В статье рассматривается значимость изучения индивидуального стиля саморегуляции, компонентами которого являются индивидуальные приемы, способы, формы поведения, общения, познания, практических действий. Индивидуальный стиль саморегуляции реализуется в своеобразии целостной системы саморегуляции произвольной активности человека и описывается различными комплексами ее индивидуально-типических особенностей. Тип: научная статья Ссылка для цитирования Человек на протяжении всей своей жизни часто сталкивается с различными ситуациями, когда приходится делать выбор между различными способами осуществления активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его среды, особенностей людей, с которыми он взаимодействует. Экстремальная ситуация создается комплексом экстремальных факторов и их особенностями. Экстремальными факторами могут выступать как физические факторы среды (шум, наличие вредных примесей в среде, высокая или низкая температура и т. п.), так и эмоциональные факторы (дефицит времени, опасность, повышенная ответственность и т. д.). Экстремальность деятельности сотрудников правоохранительных органов создается постоянно действующими негативными факторами. К ним могут быть отнесены не только частый дефицит времени, противодействие заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или дефицитом информации, но и постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения, а также то обстоятельство, что при выполнении служебной деятельности сотрудник правоохранительных органов сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками, которые не оставляют его безучастным [12]. Pierson T. Critical Insident Stress: A Serious Law Enforcement Problem // Police Chief. 1989. № 2. Ваш психолог. Работа психолога в школе.Самое популярное
|