Ресоциализация и социальная адаптация

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "ресоциализация и социальная адаптация" с детальным описанием.

Ресоциализация и социальная адаптация некоторых категорий населения (стр. 3 из 3)

В ходе исследования было также установлено, что люди с более высоким уровнем образования, для избавления от своего одиночества используют активные, а респонденты с низким образовательным уровнем пассивные формы его преодоления. Также была зафиксирована обратная зависимость: чем ниже образование, тем в большей степени смотрят телевизор и ничего не предпринимают, чтобы справиться со своим одиночеством. Пожилые люди, имеющие неполное и среднее общее образование, пессимистичнее оценивают свое будущее, чем люди с высшим и средним специальным образованием: они чаще не строят планов на будущее, считают, что в их жизни произойдут изменения в худшую сторону.

Очевидно, что и коммуникативный потенциал людей с высшим образованием значительно выше, что проявляется в количественных и качественных характеристиках. Следует отметить, что у большинства пожилых людей (62%) круг постоянного общения очень узок (менее 5 человек). Однако было зафиксировано, что люди с высшим образованием (31%) в большей степени, чем с неполным средним (10%) постоянно контактируют с десятью и более людьми. На вопрос “Хотели бы Вы расширить круг своего общения?” 51% респондентов с высшим образованием ответило положительно. Среди пожилых людей с неполным средним образованием таких, к примеру, оказалось всего 15%.

Полагаем, что образование во многом обусловливает активность человека, которая сохраняется и в старости. Причем по сравнению с респондентами более низкого уровня образования они в большей степени общаются с супругом/й, детьми, внуками, другими родственниками, друзьями и бывшими коллегами по работе и в меньшей – с соседями, социальным работником и почтальоном. Соответственно, у пожилых людей с высоким уровнем образования (в прошлом инженеры, врачи, учителя и т.п.) крепкие семейные и дружеские отношения и, напротив, у людей старшего возраста с низким потенциалом образования преобладают периферийные связи.

Заключение

Таким образом, эмоциональный фон позитивной микросоциосреды, порождаемой рассматриваемым духовным социогеном, стимулирует целенаправленное моделирование конструктивных отношений индивида с окружением.

Жизненные неудачи и кризисы такой человек переносит спокойно и стойко, без попыток переложить ответственность и вину за свои неудачи на других. Он никогда не станет одиноким, даже если попадет в совершенно новую для него социокультурную среду. При неэффективности поведения такие люди не проявляют агрессивности и не впадают в уныние, а корригируют свои поступки в соответствии с требованиями и возможностями своей социокультурной среды. Если результаты их деятельности не находят признания у других, это не становится поводом для нервного срыва, а является лишь толчком для объективного анализа ошибок своего поведения. Такие люди терпимы, открыты для контактов с другими, а при необходимости осознанно меняют неэффективные черты своего поведения, приводя их в соответствие с императивами меняющихся социокультурных условий.

Образование, особенно высшее, необходимо рассматривать не только как особый ресурс индивида, способный приносить ему экономические (зарплата, прибыль) и неэкономические (социальный статус, особые культурные практики, сеть социальных связей) доходы, но и как определенного рода потенциал в преодолении различных трудных жизненных ситуаций, в том числе в старости.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2009.

2. Смелзер Н. Социология. – М.: Политиздат, 2006.

3. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии – 2008.

4. Максимова М.Л. Ресурсный подход в исследованиях системы образования / М.Л. Максимова // Перспективы. Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 6. – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008.

5. Сорокина, Н.Д. Образование в современном мире. Социологический анализ / Н.Д. Сорокина. – М.: Экономика и финансы, 2006.

Ресоциализация алкоголиков – этап социальной адаптации

Злоупотребление алкоголем налагает на жизнь жесткие ограничения. Все поведение зависимого подчиняется только поиску выпивки и переживанию тяжелых последствий попоек, а остальные сферы жизни и ценности остаются за бортом.

Во время реабилитации в стационаре человек получает квалифицированную медицинскую и психотерапевтическую помощь, которые останавливают развитие болезни. Когда приходит пора возвращаться в мир, многие бывшие пациенты испытывают замешательство и тревогу. Социализация алкоголика после реабилитации может значительно беспокоить его семью.

Возникает множество вопросов:

Как быть трезвым в обществе, где процветает традиционная лояльность к алкоголю?

Что делать, если встретятся бывшие компаньоны по употреблению спиртных напитков?

Кем работать и чем заниматься, если раньше об этом не задумывался?

Как наладить родственные и дружеские связи, которые разрушились из-за алкоголя?

Как научиться справляться c возникающими в жизни проблемами без помощи опасных вспомогательных средств?

Как не остаться в изоляции, если со старыми знакомыми уже не общаешься, а новых связей еще нет?

Как бороться со скукой и рутиной, которые невозможно полностью убрать из профессиональной и личной жизни?

Социальная реабилитация после алкоголизма

Возвращение в социум становится следующим этапом в процессе выхода из зависимости. При условии его правильной организации процесс излечения продолжается уже вне стационара.

Соцадаптация алкоголиков строится на нескольких основных принципах:

Выход в обычную жизнь происходит не резко, а постепенно. Часто пациенты вначале большую часть времени проводят в реабилитационном центре, а домой отправляются на выходных. Возможен вариант устройства на работу при постоянном проживании в центре.

Поддержка связи со специалистами и единомышленниками по программе, особенно если реабилитация давалась человеку очень тяжело.

Усвоение пациентом навыков конструктивного решения возникших психологических сложностей.

Психологическая подготовка зависимого к выходу в социум на специальных занятиях и обсуждение всех возможных ситуаций.

Работа с родственниками больного и выработка стратегий поведения с ним после окончания реабилитации.

В зависимости от стадии злоупотребления, личностных особенностей и других факторов, соцреабилитация алкоголиков проводится по индивидуальной программе.

Важную роль играет определение своего места в жизни, а также целей и задач на ближайшее время.

Социализация алкоголика после лечения сопряжена с выбором профессиональной сферы. Выбрать профиль зависимому часто нелегко. Алкогольное пристрастие часто стирает увлечения и интересы или возникает на почве их изначального отсутствия.

Что представляет собой профессиональная адаптация после лечения алкоголизма?

1. Занятия по профориентации с тестированиями и диагностикой ведущих способностей и интересов;

2. Творческие занятия для восстановления и развития талантов;

3. Лекции о различных видах деятельности;

4. Круглогодичные мероприятия, посвященные всестороннему знакомству с профессиями.

5. Обучающие тренинги и семинары, на которых человек может освоить одну или несколько сфер, а также получить сертификат и диплом.

Еще статьи:  Стадии развития интеллекта

Реабилитация после спиртного выводит на поверхность проблемы в общении. Многие алкоголики не умеют строить отношения без участия спиртного. В трезвом состоянии они не могут познакомиться с понравившейся девушкой. Для получения этого навыка они посещают коммуникативные тренинги, где тренируются уверенно находиться в любой ситуации общения.

В процессе возвращения пациента в социум большая роль отводится психологам, психотерапевтам и соцработникам, которые применяют весь свой профессиональный арсенал методов.

Результаты правильно проведенной ресоциализации:

Трезвая и здоровая жизнь;

Обретение своего места в обществе и статуса;

Новый круг друзей и стабильные отношения.

Но самый главный плюс социальной адаптации в том, что при успешном прохождении, риск срыва снижается в десятки раз! Ведь теперь у зависимого будет фундамент в виде нового круга общения, уверенности в себе, стрессоустойчивости и любимого дела!

Рассчитать стоимость реабилитации алкоголика

Задайте вопрос.
Анонимно. Круглосуточно. Бесплатно

научная статья по теме Ресоциализация и социальная адаптация условно осужденных Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Ресоциализация и социальная адаптация условно осужденных»

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ

Вопросы, связанные с ресоциа-лизацией осужденных, составляют важнейшую проблему наук уголовно-правового цикла и криминологии. По итогу этого явления (ресоциа-лизации) можно судить о том, достигло ли своих целей наказание или иная мера уголовно-правового характера, а следовательно, выполнены ли задачи, которые ставит перед собой уголовный закон. Представляется невозможным говорить о ресоциализа-ции осужденных без упоминания категории социальной адаптации. В криминологической литературе иногда процесс ресоциализации называют социальной адаптацией, в действительности же они являются взаимозависимыми процессами, в совокупности образующими такое социально-правовое явление, как исправление преступника. Действующему уголовному законодательству незнакомо понятие ресоциализации, но широко используется термин «социальная адаптация», которая как комплекс мероприятий выступает одной из задач уголовно-исполнительного законодательства. В ст. 1 УИК РФ говорится об оказании осужденным помощи в социальной адаптации. Однако в настоящее время в соответствии с УИК РФ норм о процедуре социальной адаптации явно недостаточно. Поэтому вопрос о постпенитенциарном надзоре требует глубокой проработки и, видимо, не только с позиций уголов-

ного и уголовно-исполнительного, но и административного права [1, с. 48-50].

Правовое содержание социальной адаптации в уголовно-исполнительном законе базируется на следующих нормах. Статья 108 УИК РФ «Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы» предусматривает возможность получения осужденным начального профессионального образования или профессиональной подготовки, если он таковой не имеет, либо они станут его новыми или дополнительными профессиональными знаниями. Кроме того, получение начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденным становится этапом его исправления и учитывается наряду с другими компонентами при характеристике поведения осужденного и его готовности к успешной социальной адаптации после освобождения [2, с. 276].

Глава 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» целиком посвящена организации работы, корректирующей поведение лиц, совершивших преступление. В ст. 109 УИК РФ говорится, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человечес-

кого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Глава 22 УИК РФ «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» в ст. 180-183 предусматривает ряд первоначальных мер по содействию освобождаемому лицу, заключающихся в помощи поиска места жительства, оплате проезда и обеспечении продуктами питания, помощи при трудоустройстве, в организации социального обеспечения для инвалидов и лиц престарелого возраста. Следует отметить важное в этой проблеме взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы совместно со службами занятости по трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также служб социального обеспечения.

Если с лицом, отбывавшим наказание или условно-досрочно освобожденным от него, проводится воспитательная работа в учреждениях, исполняющих наказания, и оказывается социальная и правовая поддержка, то ресоциализация и социальная адаптация условно осужденных происходит самостоятельно под воздействием уголовно-исполнительных инспекций и подразделений органов внутренних дел и только в форме контроля. Так, в Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в главе V ст. 118 сказано, что после постановки на учет условно осужденный вызывается в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их

невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, помимо этого предусмотрено проведение профилактических бесед (ст. 120). Об иной воспитательной работе, проводимой уголовно-исполнительной инспекцией в отношении условно осужденных, в инструкции не сказано.

Таким образом, по действующему законодательству с условно осужденными проводится минимальная воспитательная работа, закон только определил органы, обеспечивающие контроль. Однако следует отметить, что на территории Ставропольского края уголовно-исполнительные системы взаимодействуют с центрами занятости населения, предоставляют условно осужденным, не имеющим работы, возможность трудоустроиться, что положительно влияет на их ресоциа-лизацию и социальную адаптацию. Но, как показывает практика, существует проблема трудоустройства лиц, имеющих судимость, к которым относятся и условно осужденные в период испытательного срока. Работодатель часто склонен выбирать работника без криминального прошлого, а с учетом довольно высокого уровня б е зр аб о т ицы ш ансы трудоустроиться для условно осужденных невелики.

Проведенное исследование 200 лиц, к которым было применено условное осуждение, показало, что 73% из них на момент совершения преступления не имели работы и находились в тяжелом материальном положении. Их доход (продажа личного имущества, поденная работа, подсобное хозяйство

и другие источники непостоянного дохода) составлял от 35 до 94% от прожиточного минимума, установленного на душу трудоспособного населения. После осуждения, когда суд в приговоре обязал виновного трудоустроиться, 51 % из участвовавших в исследовании условно осужденных на вопрос о наличии работы ответили утвердительно, но упомянули о низкой заработной плате, которая в 58% случаев была ниже прожиточного минимума.

В свете рассматриваемой проблемы представляется важным создание специализированных программ по ре-социализации и социальной адаптации условно осужденных. Такие программы можно подразделить на два основных вида – это ресоциализация и социальная адаптация лиц, совершивших умышленные преступления, и ре-социализация лиц, совершивших преступления по неосторожности. Данная классификация приемлема потому, что для лица, совершившего умышленное преступление, требуется более основательная воспитательная работа, в плане ограничения его «обычного» досуга и круга лиц, составляющих сферу его общения, так как зачастую эта среда и является для условно осужденного криминогенной и препятствует его исправлению.

Программы ресоциализации и социальной адаптации условно осужденных разумно создавать в зависимости от субъекта преступления, т. е. лица, к которому условное осуждение применено (программы ресоци-ализации для несовершеннолетних,

женщин, инвалидов, случайных преступников и др.).

Еще статьи:  Как правильно пережить развод с мужем??

Главной положительной и одновременно отрицательной особенностью ресоциализации и социальной адаптации условно осужденного является то, что рассматриваемые процессы происходят без изоляции осужденного от общества. Следуя нормам закона, в обществе и происходит исправление преступника, а это значит, что нахождение в обществе, взаимодействие с обществом становится одним из факторов, способствующих исправлению. Но иногда складываются ситуации, когда неизоляция от общества, наоборот, способствует укреплению в сознании преступника вседозволенности в своих поступках и их безнаказанности.

Например, К. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 232 УК РФ, за что Шпаковский районный суд 14 октября 2005 г. приговорил его к двум годам лишения свободы, но, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, признание К. своей вины, то, что он ранее не был судим, счел возможным применить условное осуждение с испытательным сроком один год шесть месяцев. Однако следует упомянуть, что ранее 10 июня 1997 г. К. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, условно к одному году лишения свободы с испытательным сроком один год; 12 августа 1998 г. он осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на два года опять же условно с испытательным сроком три года, 24 апреля 2002 г. осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на три года

условно с испытательным сроком три года, 13 сентября 2004 г. осужден мировым судьей по ч. 1 ст. 231 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком шесть месяцев. Как видно из этого примера, К. совершает преступления сразу же после истечения испытательного срока, из-за чего в его преступной деятельности не наблюдается рецидива, так как судимость всегда становится погашенной и общественная опасность совершенных преступлений невелика, поэтому суд поступает в соответствии с законом, применяя условное осуждение. Но поведение самого К. свидетельствует о том, что он воспринимает условное осуждение как определенное прощение своих преступлений, не становится на путь исправления, а лишь временно прекращает совершение преступлений или старательно их скрывает в период испытательного срока.

О важности принятия специального закона, регулирующего процесс социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, говорилось давно и на уровне реально действующих законов, и в содержании законодательных инициатив. Так, в законе Республики Башкортостан в ст. 3 «Понятие и цели социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» говорится: под социальной адаптацией лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания (далее – учреждения), понимается комплекс государственно-правовых, организационно-практических мер по оказанию содействия в их трудовом и бытовом ус-

тройстве в период подготовки к освобождению и после отбытия уголовного наказания. В середине 2003 г. пермские правозащитники подключились к разработке проекта регионального закона «О социальной адаптации лиц, попавших в экстремальные условия». Создание такого закона объяснялось необходимостью эффективного решения проблем прописки, оформления документов, трудоустройства бездомных и вернувшихся из мест лишения свободы. Тем н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Ресоциализация и социальная адаптация некоторых категорий населения (стр. 2 из 3)

Нерешенность всех этих проблем позволяет говорить о массовом характере слабой адаптированности людей пожилого возврата в современном социокультурном окружении, ибо последствием ее воспроизведения является широкое распространение деструктивных тенденций. Ресоциализация преследует цель ослабить выраженность их действий и реакций, уменьшить межличностные напряжения и обеспечить благоприятный фон для изменения социального самочувствия пенсионеров.

Основные положения модели ресоциализации пенсионеров заключаются в следующем: человек должен делать все, что способствует улучшению его микросреды, и это в итоге будет способствовать его личностному росту. Для этого сначала ему нужно создать вокруг себя особую микросоциокультурную среду, являющуюся промежуточной между ним и более широким социокультурным окружением, но в силу социальной исключенности многим пенсионерам это не под силу.

Теоретически концептуализацию такой микросреды можно представить себе следующим образом. По своей сути человек существо общественное, и его социально-адаптивное поведение характеризуется тем, что удовлетворение его потребностей не нарушает аналогичные возможности других. На культурном уровне это означает необходимость следования социокультурным нормам и правилам. Это и обуславливает политическую и экономическую активность людей пенсионного возраста в современном мире.

Кризис середины жизни личности в контексте семейных отношений

В настоящее время существуют теории (З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон, Л Божович и т.д.), авторы которых утверждают, что полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. В большинстве концепций обозначается, что каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

В современной социологии исследованы детские и подростковые кризисы, а кризисы зрелых периодов жизни и старости значительно менее изучены. А ведь именно к середине жизни люди достигают определенного общественного положения, власти, получают возможность распоряжаться другими людьми. Термин кризис середины жизни или кризиса сорока лет был введен Левинсоном. В общем виде большинство авторов дают такое определение: кризис середины жизни это феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 35 – 45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что “жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно”. По мнению Г. Крайг кризис понимается как такое преодоление важного жизненного рубежа, при котором возможны осложнения, дискомфорт, ощущение утраты и т.д. При этом, чем активнее, успешнее, амбициознее человек, чем выше мотивация к успеху и уровень притязаний, тем тяжелее протекает кризис.

Середина жизни – это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал.

По мнению Д. Платоновой ближе к середине жизненного пути человек начинает ощущать расхождение между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления. И человек вдруг понимает, что уже очень много не успеет, не сможет сделать, что многие задумки не удастся реализовать.

О.Б. Дарвиш считала, что результатом кризиса или выходом из кризиса средних лет является переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувствовать свое положение приличным; ограничиться в планах на будущее. Достижением человека, преодолевшего кризис середины жизни, является – зрелость.

Внешними проявлениями кризиса является отвержение или разрушение человеком того, чего он достигал годами, и что другими людьми воспринимается как благо.

Еще статьи:  Что происходит когда бросаешь курить по часам

Он утрачивает интерес ко многим аспектам жизни, которые раньше для него представляли ценность. Поведение нередко становится менее нормативным, более свободным, эксцентричным.

Часто симптомами кризиса являются депрессия, тревожность, жалость к себе, неудовлетворенность жизнью, чувства подавленности, опустошенности. Убывание физических сил и привлекательности, утрата сексуальности – это одна из главных проблемы, с которыми сталкивается человек в период кризиса среднего возраста. Кризис середины жизни носит внутренний характер, поэтому перечисленные симптомы кризиса середины жизни заметны как правило близким людям, прежде всего супругам. Кризис середины жизни у одного из супругов непременно сказывается на отношениях между ними и может привести к разрыву этих отношений.

Поэтому в этот период супругам важно прислушиваться к мнению друг друга, давать советы, искать компромиссы. Но часто один из супругов, находящийся в кризисе не находит понимания со стороны другого, либо сам ничего не хочет менять. А как известно, поддержка отношений между членами семьи – важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком – то взрослый человек постепенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы деятельности: личное здоровье, религию, работу.

Задачи исследования заключаются в рассмотрении проблемы кризиса середины жизни в современных научных концепциях, а так же изучения особенностей отношений между супругами в период кризиса середины жизни;

В исследовании участвовало 30 семейных пар (60 человек) в возрасте от 35 до 45 лет. В качестве показателей кризиса были выбраны следующие переменные: удовлетворенность браком, уровень депрессии, уровень тревожности и удовлетворенность жизнью. В результате проведенного исследования было выявлено, что подгруппа пар, неудовлетворенных браком, характеризуется повышенным уровнем депрессии, как у мужей, так и у жен (по сравнению с подгруппой пар, удовлетворенных браком), кроме того, у мужчин более выражена неудовлетворенность жизнью. Отсюда можно сделать вывод, что кризис середины жизни у мужчин в парах, где оба партнера не удовлетворены браком, протекает острее, поскольку отражается не только на браке, но и на удовлетворенности жизнью в целом. У женщин же выражен преимущественно эмоциональный компонент содержания кризиса (повышенный показатель депрессии по сравнению с подгруппой пар, удовлетворенных браком). Таким образом, кризис в семейных парах, не удовлетворенных браком, протекает одновременно и наличие кризиса середины жизни у одного партнера связано с удовлетворенностью браком у обоих партнеров.

Опыт переживания одиночества пожилыми людьми с различным уровнем образования

Одной из основных проблем пожилых людей как социальной группы является одиночество. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. Интегрированная и дифференцированная оценка социальных и социально-психологических особенностей позволяет выявить преимущественную ориентацию лиц старческого возраста на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы.

Автором в ходе исследования был зафиксирован интересный факт, что опыт переживания одиночества пожилыми людьми во многом зависит от уровня образования. Полагаем, объяснить этот феномен можно ресурсным подходом к образованию, который приобретает все большую актуальность в последнее время. В рамках этого подхода образование рассматривается не только как процесс передачи знаний и фактор социализации, но и как ресурс индивида, который приносит ему определенные социальные вознаграждения.

По степени переживания одиночества мы различаем три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее. О хроническом одиночестве можно говорить тогда, когда индивид всегда чувствует себя одиноким; одиночество преследует человека независимо от времени суток, его включенности в социальное взаимодействие. Считаем, что данный тип переживания одиночества является патологическим и опасным; может характеризоваться различными деструкциями личности, например, суицидальным поведением. Ситуативное одиночество мы фиксировали тогда, когда человек часто ощущает себя одиноким, причем, указывая на трудность переживаемого состояния. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества. Такой тип одиночества не несет серьезных жизненных затруднений.

Рассмотрим две крайние позиции: опыт переживания хронического и преходящего одиночества. Анализ ответов респондентов показал, что переживания хронического одиночества становится меньше от неполного среднего к высшему образованию. Среди пожилых людей с неполным средним образованием таких оказывается большинство (9%), со средним общим – 7%, со средним специальным – 3%. Пожилые люди с высшим образованием указывают на то, что не испытывают хронического одиночества. И, наоборот, противоположная тенденция наблюдается относительно преходящего одиночества. Соответственно, можно предположить, что образование определяет миро – и самоощущение человека. Развитый в процессе обучения культурный и социальный потенциал помогает справляться с личностными переживаниями в старости.

Ресоциализация и социальная адаптация в УИС

Темы контрольных работ по учебной дисциплине

1. Понятие ресоциализации лиц, отбывающих наказание, и ее закономерности.

2. История учений о возвращении обратно в общество лиц, отбывших наказание

3. Международное право о возвращении в общество лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

4. Особенности применения средств исправления и ресоциализации в современных условиях

5. Закономерности и механизмы социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы

6. Стадии ресоциализации личности осужденного к лишению свободы

7. Специфика социальной адаптации осужденных-инвалидов, освобождающихся из ИУ.

8. Деятельность социального работника по трудоустройству лиц, освобождаемых из ИУ.

9. Деятельность социального работника по содействию в решении жилищных вопросов лиц, освобождающихся из ИУ

10. Особенности подготовки осужденных к освобождению из ИУ

11. Технология ресоциализации осужденных престарелого возраста и инвалидов.

12. Технология ресоциализации осужденных, утративших на свободе определенное место жительства.

13. Технология ресоциализации осужденных, имеющих трудноизлечимые и неизлечимые заболевания.

14. Технология ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

15. Технология ресоциализации осужденных женщин.

16. Возможности постпенитенциарной ресоциализации осужденных.

17. Роль религиозных организаций в подготовке осужденных к освобождению из ИУ и последующей их адаптации к жизни на свободе.

18. Влияние психотравмирующих факторов лишения свободы на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных.

19. Взаимодействие ИУ с местными органами самоуправления по трудоустройству лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

20. Специфика ресоциализации в ИУ осужденных, имеющих наркотическую зависимость.

21. Зарубежный опыт социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

22. Деятельность сотрудников ИУ (специалистов по социальной работе) по восстановлению социально-полезных связей освобождающихся осужденных.

23. Воспитательно-профилактическая работа с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

24. Психологическая подготовка как направление ресоциализации осужденных, освобождающихся из ИУ.

25. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по социальной адаптации осужденных после освобождения.

Еще статьи:  Агрессия в год

26. Взаимодействие ИУ с общественными организациями с целью социальной адаптации освобождающихся лиц.

27. Ведомственные нормативные акты о ресоциализации и социальной адаптации осужденных, освобождающихся из ИУ.

28. Роль благотворительных организаций в создании благоприятных условий ресоциализации осужденных в ИУ.

29. Технологии восстановительного правосудия в социально развитых странах как элементы ресоциализации осужденных

30. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 135.

Ананьев О.Г., Александров Б.В., Щербаков Г.В. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, отбывающих уголовные наказания: в схемах и таблицах : учебное пособие

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl

Меню портала

Архив материалов

В виде календаря

« Сентябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Помог ли Вам портал?

Уважаемые посетители, Вы
просматриваете сайт методического обеспечения
ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.

Ресоциализация и социальная адаптация

За время употребления наркотиков, алкоголя, психотропных веществ человек деградирует. Его главная цель – найти наркотик или средства для его приобретения и употребить. Все социальные ценности – семья, родные, работа, учеба, дети, родители, положение в обществе – уходят далеко на «задний план». Человек становится асоциальным, может вести криминализированный образ жизни, воровать, становится агрессивным и социально опасным, безразличным к тому, что раньше было ему дорого.

Что такое ресоциализация?

Ресоциализация и социальная адаптация – возвращение нормального человека в общество. Программа ресоциализации позволяет при поддержке опытных специалистов полноценно адаптироваться к социуму, возродить себя как полноценную личность – полноценного члена общества. Вернуть уважение общества к себе, утвердить свои духовно-нравственные ценности, получить серьезный личностный рост, определиться с выбором профессиональной деятельности, более утвердиться в трезвости и занять стойкую, правильную, жизненную позицию.

Программа ресоциализации

Из многолетнего практического опыта известно, что работа над собой начинается на этапе реабилитации. Человек меняется как личность. Происходит переоценка ценностей. Теперь необходимо адаптироваться под реалии социума, не утратив все то, что приобреталось, взращивалось и зарождалось на всем этапе реабилитации.

Во время этапа ресоциализации подопечный, вышедший за стены реабилитационного центра, должен вновь отыскать свое место в социуме и стать полезным членом общества, независимым от наркотиков, алкоголя и табака. Это станет залогом стабильности изменения образа жизни этого человека на максимально продолжительный период времени.

Главные цели и задачи – предоставить возможность участникам продолжить свое обучение или вернуться на прежнюю работу, профессиональная ориентация с учетом индивидуальных особенностей конкретного человека, реализация новых жизненных планов, где нет места наркотикам и алкоголю.

Как это происходит?

Программа ресоциализации включает регулярные занятия в группах под руководством специалистов. Участие в различных профилактических программах помогает подопечным построить новые взаимоотношения со своими ровесниками, а также взглянуть по-новому на проблему наркомании.

Индивидуальные личные консультации. Консультации по телефону. Коллективное проведение трезвого досуга, в том числе дней рождения, праздников. Семейные консультации и консультации для созависимых. Обучение новым специальностям с возможностью дальнейшего трудоустройства.

Обучение новой профессии

Курсы профессиональной переориентации:

  • строитель;
  • повар;
  • мастер маникюра;
  • парикмахер-стилист;
  • тренер по фитнесу;
  • web-дизайнер;
  • PR-менеджер;
  • Предпринимательские курсы

Помогаем с трудоустройством после прохождения курса реабилитации!

Результаты

Возвращение в общество. Уважение близких, сослуживцев, однокурсников. Признание бывшего зависимого полноценной личностью – достойным членом общества. Вера в свои силы. Работа и учеба. Создание семьи. Мы даем мотивации людям на лечение.

Бесплатный звонок по России
Ежедневно, круглосуточно, анонимно

Услуги по лечению наркомании

Услуги по лечению алкоголизма

АНО “Здоровый выбор”
Россия, Москва, улица Олеко Дундича, 25

© 2013-2019 Наркологический реабилитационный центр “Практик”

Все предложения на сайте носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

24/7. Все звонки бесплатны и конфиденциальны

Ресоциализация и социальная адаптация

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Эти проблемы требуют серьезного осмысления. В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права нет единства мнения относительно понятия и содержания рассматриваемых терминов. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения в этой сфере имеют серьезные недостатки. Проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы анализируются в статье с учетом авторской позиции. Сделан вывод, что необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, включая занятия спортом, художественной самодеятельностью, получение общего и профессионального образования. Следует повышать правовую культуру осужденных, включая оказание им бесплатной юридической помощи. Автором определены факторы, осложняющие ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных в условиях изоляции, предложены меры правового и организационного характера, способствующие их минимизации.

Ресоциализация и социальная адаптация некоторых категорий населения (стр. 1 из 3)

Исследование форм социальной стигматизации молодых людей с ограниченными возможностями

Кризис середины жизни личности в контексте семейных отношений

Опыт переживания одиночества пожилыми людьми с различным уровнем образования

Существенным фактором, влияющим на формирование социального статуса людей с ограниченными возможностями (ОВ) жизнедеятельности, является социальная стигматизация. В социологической науке стигматизация определяется как процесс прикрепления “ярлыков” к социальному статусу индивида, отклоняющегося по тем или иным характеристикам от массового или общепринятого.

Постарение населения в мире отражает не только увеличение удельного веса лиц старших возрастов на земле, но и рост их социальной значимости в обществе, возможности влиять на общественные процессы.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро – и микроуровне.

Исследование форм социальной стигматизации молодых людей с ограниченными возможностями

Людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности приписывается так называемая “стигма тела”. Для выявления форм стигматизации людей с ОВ, нами было проведено социологическое исследование характера стигматизации молодёжи, имеющей инвалидность с детства. Исследование проводилось на базе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), а также Муромского института (филиала) ВлГУ. Уровень достоверности данных исследования составляет не менее 95%. Для проверки эмпирических гипотез был применен критерий достоверности U-Манна-Уитни. Анкетный опрос молодых людей с инвалидностью дополнен опросом здоровых сверстников. Кроме того, в целях исследовании феномена стигматизации дополнительно был проведен социометрический опрос в студенческих учебных группах, где обучаются инвалиды. Использовались также е методы интервью и неформализованного наблюдения.

В процессе исследования были подтверждены следующие эмпирические гипотезы:

Еще статьи:  Парни быстро забывают девушку

1) люди с ОВ подвержены стигматизации, причем главными агентами стигматизации являются ответственные за них социальные группы (родители, медицинские и социальные работники);

2) приписанная стигма становится дополнительным фактором ограничения жизнедеятельности индивида, обусловливая пассивную социальную роль;

3) в социальной среде имеют место четыре основных формы стигматизации людей с ОВ (типология разработана на основе общепринятых парадигм инвалидности):

1. Изоляция. По мнению людей с ограниченными возможностями, именно он имеет наибольшее распространение (38% респондентов). Анкетный опрос здоровых сверстников дополнительно подтвердил существенное влияние данной формы стигматизации в сфере досуга и организации семьи. Социометрический опрос в учебных группах Муромского института выявил, что инвалиды в большинстве случаев не имеют контактов со здоровыми, несмотря на нахождение коллективе. Признаками изоляционной формы являются: отрицательное отношение к созданию семьи между здоровыми и инвалидами, которое отметили 78% опрошенных здоровых сверстников. Для данной формы также свойственен отказ от общения здоровых с людьми, имеющими ОВ (в пользу этого выступают 42% опрошенных здоровых сверстников), нежелание трудиться в одном коллективе (19%).

2. Безразличие. Данную форму фиксируют 35% инвалидов. Это также дополнительно подтверждается социометрическим опросом.

3. Гиперопека. Её наличие отмечают 12% людей с ОВ. Широкое распространение она имеет в среде работников медицинских учреждений, которые проявляют чрезмерное чувство жалости к больным и инвалидам. В результате анкетного опроса 45,5% людей с ОВ отмечают, что медицинские работники проявляют по отношению к ним недопустимое чувство жалости. Такое отношение к своей личности 31% людей с ОВ воспринимает как вмешательство в личную жизнь; 27% опрошенных считают это оскорбительным.

4. Элиминация. По мнению людей с ОВ имеет такую же степень распространения, как и гиперопека. Его отмечают 12% опрошенных инвалидов. Фиксация данной формы является противоречивой, так как во многом зависит от субъективного мнения самих инвалидов. Однако здесь можно выделить такой эмпирический показатель как, негативное отношение здоровых к реализации людьми с тяжелыми заболеваниями своих репродуктивных прав. Например, 56% опрошенных здоровых сверстников отмечают, что люди с психическими заболеваниями не должны иметь детей, что, на наш взгляд, соответствует элиминационной форме. Так как продолжение рода в некотором смысле – “это продолжение самого себя”.

Исследование показало, что люди с ограниченными возможностями находятся в неблагоприятных условиях. Социальная изоляция – главная особенность их образа жизни. Это требует выработки определенных адаптационных мер социально-психологического характера. В качестве организационной формы решения данной проблемы нами была разработана модель клуба для молодёжи с ограниченными возможностями, имеющая целью адаптацию личности к окружающей социальной среде.

В 2008 г. модель была реализована. Реализация осуществлялась в двух социальных средах: в Муромском отделении Всероссийского общества инвалидов, среди молодёжи с ограниченными возможностями, и в Муромском институте среди студентов той же категории. Результаты исследования, проведённого в рамках проекта, выявили существенные различия между двумя выборками. Выявлено, что обе группы подростков с ОВ, исследуемые в рамках проекта, значимо различаются по уровню адаптации от других подростков, не имеющих физических ограничений. Однако у молодых инвалидов из Всероссийского общества инвалидов, уровень адаптивных способностей значительно ниже, чем у студентов данной категории.

Это, по-видимому, объясняется тем, что подростки, состоящие во Всероссийском обществе инвалидов, не имеют стимулов в наличных областях жизнедеятельности. Их жизненная позиция пассивна. С одной стороны, им свойственна большая обеспокоенность состоянием здоровья и ярко выраженная негативная мотивация в профессиональной, семейной, социальной сфере с другой стороны. Данное обстоятельство, мы считаем следствием социальной стигматизации, проявляющейся во вторичной “девиации” личности – “вживания” в роль больного и немощного. Результаты исследования среди студентов с ОВ также подтверждают гипотезу о стигматизации инвалидов. Это иллюстрирует, например, такой факт, как желание молодых людей с ОВ скрыть статус инвалида. Это можно объяснить сложившимся негативным стереотипом.

Ресоциализация пенсионеров как фактор успешной социальной адаптации к современным условиям

Трансформационные процессы во всех сферах российского общества изменили образ жизни всего населения, существенно увеличили адаптационную нагрузку всех социальных групп. Особенно негативно влияние транзитивности общества отразилось на жизни социальной группы людей пожилого возраста (пенсионеров).

Если вследствие демографических изменений пожилые люди количественно занимают все больше мести в жизни общества, то социальные изменения в России имеют прямо противоположную направленность пожилые люди обретают самый низкий статус в социальной иерархии, превращаясь в наиболее дискриминируемую социальную группу. Таким образом, следует говорить о модели ресоциализации пенсионеров, которая бы позволила им более успешно социально адаптироваться в современном обществе.

Ресоциолизацией называется процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни, таким образом, данное явление это: – усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

В современных социокультурных условиях, характеризующихся неизвестностью и высокой степенью сложности, у пенсионеров появилась необходимость адаптироваться к такой изменчивости, которая соизмерима не только со временем их индивидуально неизменного цикла, но даже с его отдельными периодами. Все живущие ныне поколения оказались плохо подготовленными к этому в силу различных обстоятельств. Особенно тяжело пришлось людям пожилого возраста, поскольку уже нет возможности работать, также вследствие плохого самочувствия и очень маленькой пенсии. Анализ сложившейся ситуации указывает на необходимость существенных внутренних изменений как отдельного человека, так и значительной общественной группы (пенсионеры).

Изучение проблемы массовой социокультурной адаптированности становится актуальным. Возрастает необходимость понимания причин и последствий слабой адаптированности людей и возможностей ее преодоления. Несмотря на принципиальную обратимость плохая адаптированность нередко имеет затяжную форму, в ряде случаев еще более ухудшается и может приводить к деструктивности в поведении и эмоциональном самочувствии.

Нередко сам факт плохой адаптированности остается неосознанным на социальном уровне. Это приводит к тому, что большое количество людей безуспешно воспроизводит неадекватные отношения с окружением.

Существуют крайние взгляды на плохую адаптированность, сторонники которых рассматривают ее или как этап развития личности, или даже достоинство, свидетельствующее о неординарности личности, где яркая индивидуальность является пусковым механизмом дезадаптации. Однако большинство исследователей считают низкий уровень адаптированности социогенным явлением, которое можно и нужно преодолеть с помощью ресоциализации.

Сложность и динамизм современной социокультурной жизни порождают личностные проблемы, связанные с необходимостью контролировать окружение. В настоящее время массовый характер распространения этих проблем обусловил их переход в статус социально значимых.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here