Понятие социального статуса общество

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "понятие социального статуса общество" с детальным описанием.

Понятие социальной роли и социального статуса.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус – это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:

– Когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой;

– Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

1. Уровнем эмоциональности – одни роли эмоционально сдержаны, другие — раскованы;

2. Способом получения — предписанные или достигнутые;

3. Масштабом проявления – строго ограниченные или размытые;

4. Степенью формализации – строго установленные или произвольные;

5. Мотивацией – на общую прибыль или на личное благо.

Лекция 23. Понятие социального статуса. Виды статусов

Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия – статус и роль.

Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей. Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Например, господин Н. – мужчина средних лет, преподаватель, кандидат наук, заведующий кафедрой, член профсоюза, православный, муж, отец и т.д. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор. (Термин ввел Р. Мертон). Статусный наборсовокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, т.е. дифференцирующим конкретное общество.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющий свое место в обществе, в общественном мнении.

В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых. манеру поведения и т.п. Главными статусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например, профессиональный статус, образовательный статус и т.п.

Социальный статус – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то чернокожих в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому чернокожему – талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план. Национальные – на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

Еще статьи:  Разведчик по призванию батаев

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Уехав навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты (тем более их дети) нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.
После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король – приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Следовательно, приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 80-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии.

Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

Несовпадение статусов (статусная несовместимость). Каждый из нас причастен ко множеству групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится. Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Еще статьи:  Вернется ли мужчина дева

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

Понятие социального статуса

Рассматривая социальные системы, современные социологи разработали концепции, согласно которым люди не могут рассматриваться в качестве элементной базы общества. Люди, скорее, проживают в этих системах подобно жильцам многоквартирного дома, которые въезжают в квартиры, расположенные на разных этажах его, покидают их, переезжая в другие квартиры, расположенные этажом выше или ниже, или вообще — в другие дома. Взаимное расположение этих квартир (верхние этажи — нижние этажи) никоим образом не изменится от того, кто именно занимает их в данный момент. Хотя, в принципе, конкретные

жильцы в период своего обитания в квартире, конечно, могут придать ей свои индивидуальные черты, произведя по своему вкусу ремонт, держа ее в порядке или неисправности.

Примерно так же обстоит дело и с социальными системами. Они образуются в результате упорядочивания различных социальных позиций: одни позиции расположены в этой системе выше, другие ниже, третьи располагаются примерно на одном и том же уровне. Соответственно относятся друг к другу и люди, занимающие эти позиции: к одним они обращаются как к высшим, к другим — как к низшим, к третьим — как к равным. Чем же определяется взаимное расположение этих социальных позиций? Ответ на этот вопрос, по сути дела, содержится в самом переводе термина status — это, по-латыни, правовое положение. Другими словами, статус человека — это совокупность его прав и обязанностей по отношению к другим людям, обладающим иными статусами. Обратим внимание на двойственность этой связи: мои права в отношении другого человека оборачиваются его обязанностями по отношению ко мне, и наоборот.

Вряд ли можно считать наиболее общим и исчерпывающим такое определение статуса, которое дает, к примеру, В. Сапов: «положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением» . Нам думается, что перечисление всего, «в соответствии с чем» определяется тот или иной статус, вообще неуместно: человек имеет свой отдельный статус в каждой социальной сфере жизнедеятельности, к которой он причастен (более того, сам этот «набор» непрерывно изменяется на протяжении его жизни). Мы изменяем свой статус даже в течение одного дня. Проснувшись, мы идем завтракать со своими родителями, находясь в статусе сына или дочери; выйдя на улицу, мы вплоть до автобусной остановки сохраняем за собой статус пешехода; сев в автобус, приобретаем статус пассажира; войдя в двери своего института, вплоть до окончания занятий остаемся в статусе студента. Словом, всякий раз, когда мы оказываемся в составе какой-то общности людей, объединенных общими целями и совместной деятельностью, мы приобретаем определенный статус (точнее, нас наделяют им окружающие).

Совокупность всех статусов, характеризующих на данный момент личностные и социальные позиции одного и того же человека, называется статусным набором. Можно считать, что именно сочетание, комбинация всех прав и обязанностей в известной мере характеризует индивидуальность человека, его неповторимое место в системе общественных отношений. Однако всякий раз любой конкретный статус в любой сфере жизнедеятельности и в каждой из общностей характеризуется определенными правами и определенными обязанностями. В контексте данного вопроса представляется более приемлемым дать определение, которое отталкивается от дефиниции Н. Смелзера: статусом называется позиция человека в большой или малой социальной группе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других, сопряженных социальных позиций. (Смысл понятия «сопряженные» в данном контексте приобретет более четкие очертания при рассмотрении понятия социальных институтов, о чем мы будем говорить позже.)

Права и обязанности — это всегда две стороны одной и той же социальной связи. Например, права, которые дает родителям их статус в отношении их детей, имеют своей оборотной стороной не только и не столько обязанности детей по отношению к родителям, сколько их же, родителей, обязанности по отношению к детям.

Отметим два важных момента, связанных с понятием социального статуса.

Во-первых, совокупность всех статусов в любом обществе организована в иерархические ряды. Другими словами, статусы находятся в соподчиненности друг другу, а значит, соотношение их, как правило, выражается в понятиях «выше-ниже». Статусы, как правило, не равны друг другу и отражают неравенство людей.

Во-вторых, понятие статуса всегда относительно. Понятие статуса неприменимо к человеку, пока он находится один, сам по себе, вне связи с другими людьми. Для того чтобы это понятие обрело смысл, требуются, по меньшей мере, два человека, статус одного из которых неизбежно будет отличаться от статуса другого. Так что можно смело утверждать, что Робинзон не имел никакого статуса, пока на острове не появился Пятница.

Следует отметить, что аскриптивный статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными, строго говоря, могут считаться только три социальных статуса: пол, раса, национальность. Это ситуация, в которой социальное положение определяется исключительно биологическими факторами. Вплоть до самого последнего времени изменить их было в принципе невозможно. Однако в связи с последними достижениями медицины выяснилось, что в результате серий чрезвычайно сложных хирургических операций оказывается возможным изменить не только цвет кожи (и специфические черты лица, определяемые расовой принадлежностью), но и пол, Так что вопрос о прирожденности этих статусов также приобретает некоторую неопределенность.

Определенным набором статусов обладает система родства. Причем только часть этих статусов являются аскриптивными — т. е. теми, что выражают ту или иную степень кровного родства (отец, мать, сын, дочь, брат, племянник, кузен и т. п.). Целый ряд родственных статусов являются приобретаемыми. Так, женившись, мужчина приобретает не только статус мужа собственной жены, но и получает в родственники всю ее кровную родню.

Вообще, большую часть статусов из своего статусного набора человек, конечно, завоевывает, прилагая к этому какие-то усилия. Для того чтобы приобрести статус студен

та, необходимо пройти вступительные испытания в вуз, а чтобы удержать (подтвердить) этот статус, приходится два раза в год сдавать экзаменационные сессии; достижение статуса специалиста с высшим образованием потребует немало потрудиться над дипломным проектом и подготовкой к государственным , экзаменам. Такие статусы именуются достигаемыми (или приобретенными). Исторический анализ жизнедеятельности обществ, находящихся на различных уровнях развития, показывает, что в статусных наборах членов традиционных социумов преобладают аскриптивные статусы, а по мере развития обществ повышается удельный вес достигаемых. Это отражает рост общей социальной мобильности.

Еще статьи:  Полина дашкова легкие шаги безумия

Признание со стороны окружающих обладания человеком тем или иным статусом (иногда даже отождествление его личности с этим статусом) называется идентичностью. При этом независимо от того, получена ли идентичность от рождения или же достигнута в результате затраченных усилий, она в любом случае усваивается индивидом через процесс взаимодействия с другими людьми, окружающими его. Именно другие идентифицируют его особым образом. Только если идентичность подтверждена другими, она становится. реальной для самого индивида, считающего, что он обладает ею. Другими словами, идентичность — это продукт взаимодействия идентификации и самоидентификации.

Например, сегодня все чаще появляются материалы о трансвеститах (причем не. только в специальной литературе, но и в широкой прессе) — индивидах, которые идентифицируются как мужчины, но которые предпочли бы быть женщинами (или наоборот). Они готовы испытывать на себе любые виды хирургических вмешательств для того, чтобы «реконструировать» свой организм с точки зрения желаемой новой идентичности. Однако сущностная цель, которой они стремятся достичь, состоит в том, чтобы по крайней мере некоторые другие приняли эту новую идентичность, т. е. идентифицировали их с этой точки зрения. Невозможно очень долго быть чем-то или кем-то только для себя. Речь идет о том, что при идентификации нашего статуса другие должны сказать нам, кто мы есть, другие должны подтвердить нашу идентичность. Хотя, конечно, имеются случаи, когда индивиды настойчиво твердят о своей идентичности, которую больше никто в мире, кроме них самих, не признает как реальную. П. и Б. Бергеры называют таких индивидов «психотиками», считая, что они «явлют собою маргинальные случаи» самоидентификации .

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же,. человека. Личный статус — это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус — это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный — позиция, занимаемая им в большой социальной общности. Социальный статус носит в значительной степени без- личный (формальный) характер, тогда как личный статус всегда подчеркивает индивидуальные качества человека.

Различие социального и личностного статуса всегда отчетливо просматривается в степени авторитета и влияния, которыми обладает человек в структуре коллектива той формальной или неформальной организации, к которой он принадлежит. Скажем, в ходе исследования рейтинга преподавателей, которые проводятся в виде опроса студентов, выставляющих им оценки по целому ряду профессиональных качеств, предлагается составить ранжированный список данных преподавателей. Этот список возглавляют лидеры — преподаватели, получившие самые высокие оценки (рейтинг), а замыкают аутсайдеры — преподаватели, оцененные студентами ниже всех. Другими словами, одни преподаватели имеют более высокий статус, а другие — более низкий. Однако речь здесь идет исключительно о личном статусе, ибо социальный статус у всех преподавателей, входящих в список рейтинга, конечно же, одинаковый. И, конечно же, личностный статус является в гораздо большей степени достигаемым, нежели социальный (за исключением, может быть, того особого статуса, которым мы наделяем своих близких родственников).

И точно так же, как каждый из нас обладает целым набором социальных статусов, наша жизнедеятельность характеризуется и определенным комплексом статусов личных. Это связано с тем, что на протяжении своей жизни мы одновременно (точнее попеременно) принимаем участие в жизни множества малых групп своих семей, компаний друзей, учебных и производственных коллективов, спортивных команд. При этом в каждой из них у нас устанавливается свой особый личностный статус — высокий, средний или низкий.

Мы уже говорили, что социальные статусы — это что-то вроде пустых ячеек. Люди, которые заполняют эти ячейки, неизбежно привносят в них свою индивидуальность. В конце концов, любые права и любые обязанности можно соблюдать с большей или меньшей степенью добросовестности или охоты. Другими словами, прочность социального статуса в какой-то степени нередко зависит от личного статуса человека. Но и личный статус в немалой степени определяется уровнем статуса социального.

Понятие и виды социального статуса

Помимо понятия социальной роли, в социологии существует понятие социального статуса. Содержательное раз­личие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возмож­ность качественной оценки того, насколько индивид соответ­ствует ролевым требованиям.

А социальный статус — это просто положение человека в структуре группы или обще­ства, связанное с определенными правами и обязанностя­ми, Говоря о статусе, мы абстрагируемся от всякой качествен­ной оценки человека, который его занимает, и его поведе­ния. Таким образом, статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много. В целом, любой статус предполагает соответствующую роль, и наоборот. Как и роли, статусы бывают приписываемыми (аскриптивными) и достигаемыми.

Приписываемый статус — это статус, полученный от рождения или в силу независящих от его носителя факторов — в силу пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения ро­дителей.

Например, по закону нельзя получить водитель­ские права, вступить в брак, участвовать в выборах или по­лучать пенсию, не достигнув необходимого для этого возрас­та.

Достигаемый статус — это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам. Уровень образова­ния, профессиональные достижения, карьера, удачный в со­циальном отношении брак — все это сказывается на статусе человека в обществе.

Ни одно общество не может игнориро­вать реальных успехов индивида, и потому существование достигаемого статуса несет в себе возможность в значитель­ной мере компенсировать низкий приписываемый статус лич­ности.

Из всей совокупности социальных статусов индивида ка­кой-то один выступает как основной. Это ключевой статус,преимущественно определяющий социальное положение и значение человека. Например, у ребенка его основным стату­сом является возрастной. В традиционных обществах основ­ным статусом женщины является пол. В современном обще­стве, как правило, основным статусом становится професси­ональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть личным и групповым. Личный статус проявляется на уровне малой группы, в ко­торой индивид функционирует непосредственно: семьи, тру­дового коллектива, круга близких друзей. Он определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой ста­тус характеризует индивида как члена большой социальной группы — как представителя класса, нации, профессии, носи­теля определенных половых и возрастных признаков и т. д.

Еще статьи:  Ветераны вооруженных конфликтов

Статусная иерархия.

Французский социолог Р. Будонрассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями: горизонталь­ным и вертикальным.

Под горизонтальным измерением он понимает систему социальных контактов и взаимообменов — как реальных, так и просто возможных, — которые склады­ваются между носителем статуса и другими индивидами, на­ходящимися на том же уровне социальной лестницы.

Верти­кальное измерение образуют контакты и обмены, возникаю­щие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях. Такое представле­ние дает Будону возможность определить социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, под­держиваемых индивидом с другими членами общества.

Будон подчеркивает также значение статусной иерархии для любой организации. Действительно, без четкой статус­ной иерархии организация невозможна: благодаря тому, что все члены группы знают статус каждого, и происходит сла­женное взаимодействие звеньев организации.

Однако фор­мальная структура организации далеко не всегда совпадает с ее реальной структурой. Отсюда понятие «неформальной структуры» и ее статусов. Такой разрыв между иерархиями, в одних организациях скрытый, а в других разительный, порой выявляется не только социометрическими исследова­ниями, но и виден простому наблюдателю.

Ведь установле­ние статусной иерархии является ответом не только на воп­рос «кто здесь самый главный, но и на вопрос «кто здесь самый авторитетный, самый компетентный, самый популяр­ный среди сотрудников?».

Реальный статус определяется не только формально занимаемой должностью, но и личными качествами, квалификацией, обаянием и т. д.

Двойственный характер статусной иерархии в настоящее время стал предметом социологического изучения. Многие современные социологи обращают внимание на функциональ­ный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархи­ческого и функционального статусов.

Такое несовпадение может возникать в результате отдельных компромиссов, ког­да некоторые распоряжения приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных дей­ствий». Результат может быть как в целом положительным и сказываться в повышении гибкости реагирования организа­ции, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Проблема статусной иерархии затрагивает не только орга­низации, но и акторов, влияя на «культуру» их группы. Путаница статусов выступает как критерий социальной де­зорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения.

Связь нарушений статусной иерархии и состоя­ния аномии рассматривал Э. Дюркгейм. Согласно Дюркгейму, разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы. Во-первых, в значительной мере не­определенными становятся ожидания индивида в связи с за­нимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду.

Если в рамках традиционного жизненного цикла каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и соответственно этому хорошо понимал свои права и обязанности, то в индустриальном об­ществе нарастающее разделение труда и нестабильность тру­довых отношений все чаще заставляет человека сталкивать­ся с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов.

Например, если в средние века получение универси­тетского диплома автоматически вызывало резкое и необра­тимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу. Во-вторых, статусная нестабиль­ность оказывает влияние на структуру социального возна­граждения и уровень индивидуальной удовлетворенности сво­ей жизнью.

Чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах? Если обратиться к совре­менным обществам Востока (кроме кастовых), можно обна­ружить три важных элемента, влияющих на социальное по­ложение индивида.

Это пол, возраст и принадлежность к оп­ределенному «сословию». Эти элементы закрепляют за каж­дым членом общества его жесткий статус. Вообще переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из- за ряда правовых и символических ограничений.

Сословная система отличается от кастовой тем, что здесь статусной иерар­хии не приписывается сакральная ценность. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах, там, где леги­тимация статуса происходит через отсылку к традициям пред­ков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т. д.), дух предпринимательства и обогащения, личная бла­госклонность владыки влияют на распределение статусов, несмотря на ограничения.

Однако, в конечном счете распре­деление статусов в традиционном обществе остается религи­озным. Даже в кальвинистских странах статусная иерархия напрямую увязывалась с проявлением благодати. Так что последней гарантией сохранения социальной иерархии оста­ется, как говорил А. Турен, «метасоциальный фактор».

Статусная иерархия в современном западном обществе может рассматриваться либо в рамках меритократической идеологии (как справедливое и неизбежное признание лич­ных заслуг, талантов и способностей), либо с точки зрения холистического социологизма (как результат, строго обуслов­ленный социальными процессами).

И та, и другая крайность предлагают очень упрощенное понимание природы статуса. Ведь еще остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Например, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяс­нить наличие почти в любой организации формальной и не­формальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает не­совпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различ­ных формах и на различных уровнях, когда решения прини­маются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой лич­ной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимым остается несовпадение профессиональной ква­лификации и материального и статусного вознаграждения.

Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчи­ваются во имя меритократического идеала «статуса по заслу­гам». Например, в современном российском обществе типич­ной стала ситуация низкого материального вознаграждения и — как следствие — низкого престижа и статуса высокооб­разованных и высокоинтеллектуальных людей.

Так, В.И. Добреньков и А.И. Кравченко отмечают: «Профессия физика в шестидесятые годы пользовалась высоким престижем в СССР, а бухгалтера — низким. В современной России они поменя­лись местами. В данном случае престиж прочно связан с эко­номическим статусом данных видов занятий

Поскольку системы стратификации являются более слож­ными и подвержены более быстрой эволюции, механизм при­писывания статуса остается неопределенным. Во-первых, пе­речень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, все труднее становится свести сово­купность разнообразных статусных атрибутов, принадлежа­щих каждому индивиду, к единому символу, как в традици­онных обществах, где достаточно было сказать «это сын та­кого-то», чтобы стал сразу известен социальный статус этого человека, его материальный уровень, круг знакомых и дру­зей.

В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению.

Тождество личности уже не зада­ется: она сама строит его своими усилиями на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляет­ся наш социальный статус.

В то же время тождество лично­сти ощущается не столько через связь с фиксированным ста­тусом, сколько через чувство собственной ценности и непо­вторимости.

Понятие «социальный статус»

Социальный статус — это положение, занимаемое человеком в обществе в соответствии с происхождением, национальностью, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой; взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

Еще статьи:  Бросила мужа инвалида

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Это понятие ввел в науку американский социолог Р. Мертон.

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком — значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Маргинальный статус — противоречие между личным и социальным статусом.

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписываемый» статус в современном понимании в 1936 г. выдающийся американский социолог и антрополог Р. Линтон (Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936).

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.

В отличие от него, достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит большая социальная группа либо социальная категория.

В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг». Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальные нормы (предписанные правила поведения) характеризуют именно роль, а не статус.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию. Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям. Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами, если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие.

Понятие «статусный набор», введенное в науку Р. Мертоном, обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанцированием от роли.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции.

Студент и профессор — не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент — ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но, когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью — неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Поскольку последние допускают фамильярность, они свидетельствуют об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) показать отличие его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза — являются личностно незначимыми для человека.

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так, чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here