Обучение развитие саморазвитие

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "обучение развитие саморазвитие" с детальным описанием.

5 полезных курсов для саморазвития

Саморазвитие. Каждый понимает это слово по-разному. Для кого-то это — освоить новую профессию и начать получать большую зарплату. Кто-то посчитает саморазвитием то, что прочитал несколько книг за одну неделю. Третий будет гордиться тем, что смог достигнуть нового уровня в компьютерной игре и хвалиться тем, что он занимается своим саморазвитием.

У BroDude есть свое мнение по этому поводу, что не удивительно, мы ведь каждый день занимаемся своим саморазвитием, работаем над собой, самосовершенствуемся и вырабатываем новые личные качества. В сухом остатке, саморазвитие — это наполнения своего сознания новыми знаниями и умениями, а приставка само — значит, что ты добиваешься этого сам, без помощи экспертов. Это, кстати, намного продуктивнее, потому как тебе придется вникать в суть и тем самым получать больше информации. Это тебе не сидеть на лекции, играя в своем телефоне. Саморазвитие невозможно без твоего желания, а значит, позволяет тебе сконцентрироваться на получении знаний.

С чего же начать? Конечно с интернет-курсов для повышения своих навыков. Благо их сейчас огромное количество. Мы выбрали несколько, о которых сейчас и расскажем.

1. Основы программирования

Несложно спрогнозировать, что за программированием будущее. Оно уже наступило. Сейчас невозможно себе представить продвинутую личность без смартфона или компьютера. Социальные сети, многочисленные полезные сервисы, даже кофеварка запрограммирована на утро и сама сделает чашечку кофе ровно в 7:00.

Даже если ты гуманитарий и решил спешно пропустить этот пункт, то не торопись. Конечно, для программирования нужны знания в математике и даже в физике. Но сейчас уже не существует того способа написания программ, которым люди пользовались еще десять лет назад. Сейчас есть огромное количество удобных инструментов, которые подсвечивают, подсказывают или даже исправляют твои неточности в режиме реального времени.

Курс длится полторы недели и включает в себя 3 урока по 2 часа, каждый из которых рассказывает о специфике различных нюансов. После прохождения курсов ты получишь заветный сертификат с печатью. Бонусом тебе будут доступны все видеозаписи данного курса, а также ты напишешь свою первую программу, которой можно будет похвастаться в кругу друзей!

2. Основы маркетинга

Все товары, которые нас окружают, не будут продаваться и приносить прибыль без правильно построенного маркетингового плана. Нельзя создать новый продукт, не продумав его продвижение и рекламу.
Если вы создадите новый вид шоколада, который будет качественным, и при этом стоить в 10 раз дешевле, то вы не продадите его, если о нем никто не узнает. Без должной рекламы можно прогореть даже с гениальной идеей. На рынке важно правильно представить свой товар и именно поэтому маркетологи сейчас на вес золота. Хорошие специалисты вообще бесценны.

Можно с уверенностью сказать, что эти курсы не пройдут для тебя даром, и ты не потеряешь время впустую. Маркетинг — это далеко не все знания, которые ты получишь при желании саморазвиваться. Тут есть и программирование, и дизайн, и управление проектами.

3. Основы скорочтения

Тот поток информации, который сейчас окружает нас, поистине огромен. Зачастую наш мозг даже не справляется с массой текста, который поступает в твой мозг в течение дня. Если посчитать время, которое уходит просто на чтение информации, то ты поймешь, что тратиться оно в огромных масштабах. Если учесть то, что время — это самый ценный ресурс, которым мы обладаем, то беречь его нужно с особой тщательностью. Для этого и существуют курсы ускорения чтения. Они направлены на тезисное изучение информации и выделение самых важных моментов, отбрасывая так называемую «воду», которая как раз отнимает твое драгоценное время.

Обычный человек в среднем читает со скоростью 200-250 слов в минуту, тогда как мозг способен воспринимать около 500 слов за тот же отрезок времени. В итоге мы тратим практически в 2 раза больше времени на усвоение информации, чем могли бы.

Освободившееся время с легкостью можно будет пустить на совершенствование более нужных навыков. Подумай, сколько ты тратишь на прочтение обычной статьи и раздели это время на два. Теперь посчитай, сколько времени в течение дня ты сможешь сэкономить. Потратить его можно с пользой и саморазвитие будет куда продуктивнее.

4. Курс английского в реальной жизни

Глобализация идет полным ходом. Одним из связующих компонентов этого самого процесса является английский язык. Он позволит тебе устроиться на более высокооплачиваемую работу, поехать отдохнуть в любую европейскую страну и просто разбираться в этом мире немного больше остальных.
Существует огромное количество методик, по которым люди изучают английский язык. Одни уверяют, что нужно только желание, а другие, что нужно отправиться в англоязычную страну и прожить там от полугода. Мы же уверены, что перед тем как бросаться в крайности нужно подготовить себя и обзавестись азами. Без них ты не сможешь освоить ни одного дела. Для начала тебе нужно определить свой уровень владения языком. Для этого существует немало тестов, которые определят твои знания и выдадут тебе характеристику. Далее нужно определиться с методикой изучения. Правильным будет попробовать сразу несколько — возможно тебе не подойдут аудиокниги, но ты освоишь английский с легкостью с помощью просмотра сериалов с субтитрами или другим интересным способом. Нужно с чего-то начать. По-другому никак.

Еще статьи:  Неврастения у детей

Нет ничего плохого, чтобы начать с первого, чтобы понять, что ты его перерос и перейти на второй сразу же. Это не только поможет тебе повторить уже имеющиеся знания, но и потешит твое самолюбие, что напрямую связано с вдохновением для покорения новых знаний. Плюсов у этого курса много — более 230 видеоуроков, более 300 диалогов для разговорной практики и более 1000 полезных заданий.

Ничто так не вдохновляет саморазвиваться как наглядный пример человека, добившегося в жизни немалых высот. Мы смотрим на успешных людей и стараемся придумать себе оправдания. Уверяем себя, что они не сами добились своих успехов, им помогли, их продвинули. А ты вот без связей и средств не в состоянии что-то изобрести или придумать новый продукт. Это все бред. Многочисленные истории из жизни доказывают, что больше половины успешных и знаменитых людей добились успеха, занимаясь саморазвитием. Действительно, когда слушаешь или смотришь выступления успешных людей, хочется верить в то, что ты ничем не хуже, тебе нужно только поверить в себя. Это вдохновляет, поверь.

Образование и Саморазвитие

«Образование и саморазвитие» — рецензируемый научный журнал созданный в июне 2006 года. Журнал издается Казанским федеральным университетом и был основан В. И. Андреевым, действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором КФУ. Журнал издается ежеквартально.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Журнал публикует оригинальные научные статьи на русском и английском языках. Все статьи имеют названия, ключевые слова и аннотации на двух языках.

Поиск по сайту

Информация о журнале

Казанский федеральный университет
http://kpfu.ru/glavnaya

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс – 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге “Роспечать”

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.

Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:

1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.

2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.

4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.

5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.

6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.

7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.

8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

· воспитание детерминировано культурой общества;

· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;

· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Еще статьи:  Как выйти из депрессии после расставания

Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:

· организации жизни и деятельности.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9825 –

| 7406 – или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обучение, развитие, саморазвитие

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия

Обучение, развитие, саморазвитие

«. Процесс развития дефективного ребенка, — писал Л.С.Вы­готский в 1929 г., — двояким образом социально обусловлен: со­циальная реализация дефекта (чувство малоценное™) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направ­ленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нор­мальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Глубо­кое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка — вот наи­более схематическая форма социальной обусловленности этого процесса».

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Категория развития в специальной педагогике рассматривает­ся как диалектический процесс тождества, совмещения противо­положностей — внешнего (развития) и внутреннего (саморазви­тия). Любые внешние влияния оказываются успешными лишь по­стольку, поскольку личность действует сама. «Живой человек, Живой ребенок никогда не может быть простым “объектом воз-Действий”, “предметом обработки”, наподобие глины, дерева и т. п.

Действия. всегда. внешне обусловлены, но действовать субъект может только сам, и только собственное действие может произве­сти в нем какое бы то ни было качественное развивающее изме­нение. Причем это действие . не должно быть шаблонным, совер­шаемым по застывшей схеме, иначе никакого развивающего эф­фекта не будет, зато возможен весьма даже мощный деградирую­щий, разрушительный эффект».

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обес­печивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич­ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожи­даемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствую­щим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Как отмечает В.И.Бельтюков, процесс саморазвития может быть существенно затруднен в двух случаях: а) если переданные развивающемуся организму филогенетические накопления недо­статочно упорядочены или даже интегрированы с определенны­ми отклонениями от нормы; б) если переданы по наследству или приобретены в раннем детстве (в результате тех или иных заболе­ваний) нарушения периферических органов чувств (рецепторов), что лишает организм доступа внешних воздействий. В первом слу­чае имеют место разного рода органические нарушения централь­ной нервной системы и обусловленные ими отклонения в разви­тии психики и речеязыковой сферы. Во втором проявляются спе­цифические отклонения в развитии, связанные с функцией орга­нов чувств, и прежде всего слуха и зрения.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжает­ся всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специ­ального обучения и воспитания условия, адекватные поставлен­ным задачам.

Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формирование установки на саморазвитие

Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимся новой учебной информации, организации их на ее усвоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей [12]. Известно, что познавательная потребность является ненасыщаемой, это обусловило выбор третьего педагогического условия формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России – формирование у личного состава ГПС МЧС России установки на саморазвитие профессиональной культуры путем стимулирования рефлексивной позиции.

По мнению Э.Ф. Зеера, образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста [10]. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации, т.е. установки на саморазвитие. педагогический мотивационный саморазвитие культура

Психологами Вюрбургской школы (конец 19 века), сформулировавшими ряд важных положений, раскрывающих влияние осознанных и неосознанных целей на упорядоченность и направленность поведения, было введено понятие установки для обозначения готовности к различным формам направленного реагирования. Стали выделять моторную установку, готовность к зрительному фиксированию сигнала, установку сознания в процессе суждения и оценок.

Еще статьи:  Сельские новости бреды официальный

Наиболее разработанной в психологии является теория установки Д.Н. Узнадзе. В проводившихся опытах с иллюзией восприятия Д.Н. Узнадзе обнаружил состояние психики, которое было обозначено им как «фиксированная установка», т.е. установка, закрепившаяся в результате целого ряда установочных опытов. Эта установка есть лишь частный случай более общего явления, под которым понимали универсальное состояние готовности к определенной активности – деятельности [32].

В.А. Ядов рассматривает установку как готовность к осуществлению профессиональной деятельности и «отдельные» психологические феномены ее проявления есть единая мотивационная система, «актуальная социальная диспозиция личности» [34, с.3].

В нашем исследовании установка рассматривается как готовность к саморазвитию. Наиболее общее толкование «готовности» представлено в словаре С.И. Ожегова. Под готовностью он понимает такое «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [20]. Следовательно, понятие готовность к саморазвитию отражает возможность, определенный потенциал слушателей, который при определенных условиях может проявиться.

Выделяя данное условие, мы исходили из следующих положений. Во-первых, современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». В руководящих документах экс-министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу отмечалась необходимость поиска новых технологий, направленных на совершенствование системы педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России. Это позволит повысить уровень профессиональной подготовленности и, как следствие, положительно скажется на повышении эффективности деятельности государственной противопожарной службы современной России в целом. В связи, с чем главная цель системы дополнительного профессионального образования – создание условий, стимулирующих стремление личности к физическому и душевному здоровью, самоопределению, самопознанию, самосовершенствованию, самоактуализации, т.е. к саморазвитию.

Во-вторых, важнейшим компонентом профессиональной культуры личности является ее ориентация на саморазвитие. Доказано, что в сфере профессиональной деятельности наблюдается зависимость: эффективность профессионального творчества положительно и значимо коррелирует с установкой личности на самосовершенствование и саморазвитие.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что направленность на саморазвитие – центральное звено, на которое можно опираться при формировании профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

В психолого-педагогической литературе, сравнивая понятия «развитие» – «саморазвитие», ученые отмечают следующее. Когда речь идет о «развитии личности», то раскрытие данного понятия идет через признак «изменение», причем прогрессивное качественное и количественное изменение личности (мотивации, интеллектуальной сферы, эстетической, нравственной и т.д.). Этот процесс на разных пространственно-временных этапах идет с разной скоростью (медленно или быстро) и, как правило, под воздействием извне (внешних факторов), тем самым, оставаясь для личности часто незамеченным [18].

Рассматривая процесс саморазвития, ученые выделяют те же характеристики, что и для процесса развития. Однако когда речь идет об их различии, то по сравнению с процессом развития ученые выделяют, по крайней мере, два существенных признака: 1) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя; 2) изменения происходят не только в структурных компонентах сознания (мотивах, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах и т.д.), но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении и т.д.

Главным механизмом как развития, так и саморазвития личности является разрешение противоречий. При этом, если развитие – это процесс разрешения внутренних противоречий, который чаще всего протекает спонтанно, то саморазвитие – это процесс целенаправленного, осознаваемого разрешения противоречий, который детерминируется самим субъектом. Процесс саморазвития охватывает все сферы личности, «он базируется и всякий раз поднимается на новый уровень функционирования, т.е. интенсифицирует процессы «самости». Саморазвитие личности – это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости». Концепция саморазвития как формы самовыражения личности находит свое отражение в следующих научных идеях: человек – активный субъект, познающий и преобразующий мир и самого себя в деятельности; самореализация личности осуществляется в творческой деятельности [25].

В научно-педагогической литературе доказано, что актуализации и поддержанию мотивации на уровне постоянного стимула способствует организация учебного процесса на основе методов активного обучения (Т. Е. Климова [13], Н.С. Лейтес [17], В.Г. Рындак [31] и др.).

Выше мы отмечали, что саморазвитие – это особый вид творческой деятельности человека. Тезис о творческой деятельности как системе с рефлексией доказан во многих философских, психологических и педагогических исследованиях (Т.Е. Климова, А.Я. Найн, Я.А. Пономарев, Н.Я. Сайгушев и др.). Логично предположить, что если мы ставим целью процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС обеспечение установки на саморазвитие, то просто вооружить их знаниями, умениями, навыками и включить в деятельность недостаточно. Необходимо инициировать выход слушателей в рефлексивную позицию.

Этот вывод согласуется и с общей тенденцией гуманистической психологии. К. Роджерс полагал, что человек должен быть открыт не только внешнему окружению, но и внутреннему опыту (ощущениям, чувствам, мыслям и т.д.). Открытость собственным чувствам означает, что человек знает, как называется его состояние, что он видит причины, которые его вызвали, и может предвидеть ход развития данного чувства. Таким образом, открытость собственным чувствам – это рефлексия своих истинных состояний и реакций.

Профессиональная рефлексия как сложный интеллектуальный и психологический феномен представлена в исследованиях Э.Ф. Зеером [10], Н.В. Калининой [11], Н.В. Поповой [26], А.Р. Фонарева [33].

Н.В. Калинина рассматривает рефлексию как условие развития профессионализма личности и ее готовности к деятельности в современной образовательной практике, ориентированной на развитие и саморазвитие. Это развиваемая способность, и наиболее интенсивное ее развитие происходит в специально организованной инновационной деятельности [11].

Еще статьи:  Мужчина боится женщин психология

Профессиональная рефлексия, по мнению А.Р. Фонарева, связана с личностной зрелостью и профессиональным развитием, она не столько констатирует наличие или отсутствие профессиональных качеств, сколько стимулирует их развитие, обогащение, усиление [33]. Способность специалиста ориентироваться не только на результат своего труда, но и на приемы снятия профессиональных проблем, рассматривается Э.Ф. Зеером как условие развития профессионализма [10].

Для будущего сотрудника ГПС МЧС России чрезвычайно важно овладеть всеми типами названных навыков, т.к. находясь в ответственной профессиональной роли, данные навыки определяют личное самосовершенствование, самоконтроль, овладение знаниями, навыками и умениями организации профессиональной деятельности на основе глубоких, перспективных внутренних мотивов, а также собственной инициативы, помогают принять правильное решение для эффективных действий при ликвидации пожаров.

Итак, в современной науке рефлексивная позиция рассматривается как процесс оценки внутренних психических актов и состояний, что предполагает достаточную зрелость субъекта; как механизм взаимопонимания, т.е. осмысление субъектом того, как понимаются его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления; как процесс познания собственных индивидуально психологических особенностей и адекватное восприятие окружающей действительности.

Рефлексивная позиция представляет собой сложное образование, предполагающее определенный уровень личностной зрелости индивида, что обусловливает необходимость организации специальной деятельности, направленной на развитие рефлексивных качеств у слушателей.

Таким образом, важнейшим механизмом формирования у сотрудников ГПС МЧС России установки на саморазвитие профессиональной культуры выступает стимулирование выхода в рефлексивную позицию.

В практическом плане для реализации данного условия в учебный процесс учреждений дополнительного профессионального образования были включены рефлексивные приемы, приемы эмпатии, тренинги.

К рефлексивным приемам мы отнесли приемы самоанализа и самопознания. Анализ включен во все акты познавательной и практической деятельности человека, рассматривается в гносеологии, психологии, педагогике как познавательный процесс, как метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составляющие его части. Понятие самоанализа как самостоятельной категории не рассматривается в философии и психологии, хотя оно входит в состав таких категорий, как самопознание, самосознание, саморегуляция, самооценка [29].

Приемы самоанализа предполагают: рассмотрение в качестве объекта – собственного поведения в ситуациях социального взаимодействия, собственной личности, ее особенностей, системы ценностей и т.д.; выделение собственной системы критериев анализа собственного поведения, личностных качеств; отделение существенной информации от несущественной; отнесение вычленяемых свойств или явлений к некоторой группе (классификация); выявление противоречий.

Самоанализ предшествует самопознанию, именно на его основе происходит синтез имеющихся представлений, установок на собственное «Я», дополняющееся осознанием индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Результатом самопознания становится понимание себя, как личности, своего места в обществе, понимание того, каков твой образ в глазах других людей. Самопознание, как и познание, включает две стороны: логическую и эмоциональную, формирующие в совокупности самоотношение.

Следовательно, приемы самопознания предполагают конкретизацию и обобщение информации, получаемой в результате самоанализа на двух уровнях: логическом и эмоциональном. Так как в качестве объекта рассмотрения выступает собственное поведение в ситуациях социального взаимодействия, собственная личность, ее особенности, система ценностей и т.д., то результатом самоанализа и самопознания становится «Образ Я», как представление о собственных личностных особенностях, а также их представленность в глазах других людей.

Приемы эмпатии. С позиций монологического подхода в акте эмпатии эмоциональное переживание человека рассматривается как некий «объект», который копирует познающий субъект. С позиций диалогического подхода эмпатия включает не только эмоциональный отклик на переживание партнера, но и осознание этого эмоционального переживания, понимание содержания понятия, соответствующего этому переживанию. При этом осознание тесно связано с оценкой [30].

Развитие эмпатии основывается, прежде всего, на внутренней установке углубленного понимания собеседника. Процесс эмпатии последовательно проходит стадии от концентрации внимания на собеседнике, через ответную эмоциональную реакцию по типу заражения к сопереживанию и сочувствию (соучастию в эмоциях партнера). Таким образом, эмпатия является одним из важнейших механизмов взаимопонимания и является действенным способом формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС.

Тренинг. Его обучающие и развивающие возможности привлекают специалистов различных областей, в том числе педагогов. Анализ зарубежных и отечественных исследований оценки эффективности тренинга показал его преимущество по сравнению с традиционными методами (М.В. Кларин [12], Зайцева Т.В. [9] и др.). Целью тренинга как формы активного обучения, является прежде всего передача социально-психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков (в нашем исследовании – рефлексивных). Тренинг в процессе формирования профессиональной культуры личного состава ГПС МЧС учит владеть слушателей собственным богатым эмоциональным миром, «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.

31 сайт для саморазвития

Объем хранимой на Земле информации за двадцать лет увеличился примерно в сто раз. Если записать этот объем информации на компакт-диски, стопка из них покроет расстояние, на четверть больше, чем от Земли до Луны. По данным исследовательской компании IDC количество информации удваивается каждые 2 года. Неудивительно, что знания, полученные в университете несколько лет назад, сегодня могут быть совсем не актуальны.

Чтобы быть успешной, необходимо держать руку на пульсе и заниматься самообразованием. Мы подобрали для вас ресурсы, которые помогут «прокачаться» в разных сферах, не выходя из дома.

Общеобразовательные сайты

1.Coursera – предоставляет доступ к онлайн-курсам зарубежных университетов. Имеет выбор направлений: от писательского мастерства до веб-программирования.

2. EDX – совместный проект «Гарварда» и Массачусетского института технологии. Здесь можно пройти курсы по самым разным направлениям: биология, химия, бизнес, экономика, финансы, юриспруденция, литература, философия и другие. Всего более 300 программ, большая часть из них — бесплатные.

Еще статьи:  Муж ушел как справиться

3. Future Learn – онлайн-платформа, предлагающая бесплатное обучение по курсам лидирующих мировых университетов. Большой выбор направлений: от личной эффективности до сферы искусства. Из самого необычного — курс по выживанию на марсе от астрофизиков.

4. the Balance — платформа, где делятся знаниями эксперты в самых разных сферах, площадка для постоянного саморазвития. Кулинарные курсы, продвижение в Instagram, развитие харизмы, правильное питание, курс, о том, как поступить в зарубежный университет и многое другое. Каждый месяц на платформе появляется 10 новых курсов.

Формат обучения — micro learning — каждый курс состоит из 7–10 уроков до 10 минут каждый. Только суть, примеры и практика. Идеально для тех, кто хочет много знать, развиваться в разных сферах, а не тратить по полгода на изучение одного курса.

5. Лекторием – подходит желающим повысить квалификацию в теме финансов, 3D-проектирования или научных коммуникаций. Для того, чтобы пройти некоторые курсы, необходимо сдать тестирование. Также имеется свободный доступ к архиву видеолекций.

6. Интуит – курсы доступны бесплатно, а за высшее образование, мини МБА и повышение квалификации необходимо заплатить.

7. Теория и практика – постоянно обновляемый сайт образовательных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге.

Личная эффективность

8. Pick the brain – мотивация, продуктивность, здоровье и самосовершенствование. Есть доступ к 30-дневной и 90-дневной программе саморазвития.

9. Академия Брайана Трейси – доступ к мероприятиям академии и видеообучению.

10. Все 10 – для тех, кто хочет научиться слепому набору на клавиатуре.

Профессиональные навыки

11. Udemy — помогает прокачать навыки к знаниям в области программирования. В меню можно отсортировать курсы на платные и бесплатные и выбрать необходимый язык.

12. HelpX — короткие видеоинструкции для работы с Adobe Photoshop CC. Рассчитан как на новичков, так и на профессионалов.

13. Womenbz.education — образовательная платформа для девушек-предпринимателей (закрылась).

14. Uniweb — платформа для повышения квалификации в сфере маркетинга, проектного менеджмента и бизнес-администрирования.

15. Eduson — доступ к международным бизнес-школам. Все материалы адаптированы на русском языке.

16. Stepic — обучает компьютерным наукам, социологии и естествознанию.

17. HTML Academy — онлайн-курсы для желающих освоить веб-программирование.

Обучение, развитие, саморазвитие

Проблема: «. Процесс развития дефективного ребенка, — писал Л.С.Вы­готский в 1929 г., — двояким образом социально обусловлен: со­циальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направ­ленность компенсации (курсив наш. — Н.Н.) на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нор­мальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Глубо­кое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка — вот наи­более схематическая форма социальной обусловленности этого процесса» 1 .

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обеспечивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожидаемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствующим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специального обучения и воспитания условия, адекватные поставленным задачам.

Необходимо предупредить возникновение вторичных и после­дующих отклонений в развитии, поэтому должны быть предусмотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психофизического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике спосо­бами.

Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ре­бенка, имеющего нарушения, па каждом возрастном этапе разви­тия в связи с ограничением сто индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий разви­тия у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему спе­циальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образователь­ных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и уме­ния пользоваться им в образовательных, познавательных и ком­муникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение умением ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответству­ющим поведением и многое другое.

Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here