Реальное общение детей

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "реальное общение детей" с детальным описанием.

Психология ребенка

Способы эффективного общения, которые помогут ребенку раскрыться и довериться родителям

Правильное общение детей и родителей

Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один человек разговаривает с другим, или невербальной, например, когда люди видят нахмуренное лицо мужчины, его мимика сигнализирует им о том, что он сердится. Коммуникация также может быть положительной или отрицательной, эффективной или неэффективной.

Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. В целом, если коммуникация между родителями и детьми хорошая, то и отношения тоже хорошие. Не стоит забывать, что дети учатся общаться, наблюдая за своими родителями. Если родители общаются открыто и эффективно, есть большая вероятность, что и их дети будут поступать так же. Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.

У детей начинают формироваться идеи и представления о себе на основании того, как их родители общаются с ними. Когда родители эффективно общаются со своими детьми, они демонстрируют им уважение. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие чего их самооценка повышается. С другой стороны, неэффективное и отрицательное общение между родителями и детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их не услышали или не поняли.

У родителей, которые эффективно общаются со своими детьми, дети более ответственные и исполнительные. Они понимают и знают, чего ожидать от своих родителей, и когда узнают о том, что родители ожидают от них самих, становятся более старательными, реализуя эти ожидания. Они также более уверенно чувствуют свою позицию в семье и, таким образом, лучше взаимодействуют с родителями.

Способы позитивного общения с детьми следующие.

Начинайте эффективно общаться с детьми, когда они еще маленькие. Прежде чем родители и их дети смогут начать общаться полноценно, обе стороны этого процесса должны почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы сделать шаг навстречу друг к другу. Пока дети совсем маленькие, родителям необходимо приступить к созданию благоприятных условий для открытой, эффективной коммуникации. Родители могут обеспечить их, становясь доступными для своих детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить. Кроме того, родители, которые дарят своим детям много любви, понимания и принятия, помогают создать хорошую атмосферу для открытого общения. Дети, которые чувствуют себя любимыми и принятыми своими родителями, имеют больше шансов раскрыться и поделиться с ними своими мыслями, чувствами и проблемами.

Но иногда родителям легче почувствовать принятие своих детей, чем выразить им это на деле. Родителям важно демонстрировать своим детям, что они любят и принимают их. Родители могут сделать это как вербальным (словесным), так и невербальным способом. Вербально они могут просто рассказать своим детям о том, что принимают их такими, какими они есть. При этом важно акцентировать внимание на позитивном восприятии. Например, когда ребенок сам убирает свои игрушки после того, как закончил играть, родители могут сказать о том, что они ценят его: «Я очень ценю, когда ты убираешь игрушки без подсказки». Во время разговора с детьми родителям следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к своим детям. Например, если родитель говорит что-то вроде: «Не мешай мне сейчас. Я занят!», дети могут подумать, что их желания и потребности не важны.

Невербально родители могут продемонстрировать детям свое принятие их посредством жестов, мимики и других несловесных форм внешнего выражения эмоций и чувств. Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик и кажущееся безразличие, когда они не обращают внимания на своих детей. Такое поведение мешает эффективному общению. Родителям предстоит научиться демонстрировать свое принятие теми способами, которые их дети смогут правильно понять и учесть. Практика непременно приведет вас к совершенству.

Общайтесь на уровне вашего ребенка. Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Например, малыши лучше всего поймут такую форму как, например, «не бей свою сестру», вместо «совершенно неприемлемо бить сестру». Родителям стоит попробовать использовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети способны понять, избегая при этом тех форм общения, которые заведомо останутся непонятыми. Физически родители не должны, например, возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что и их дети: стать на колени, присесть на корточки, сесть на стул, согнуться и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком, который легче будет поддерживать в течение беседы, причем, если дети смотрят прямо в лицо родителю (видят их взгляд), они будут меньше бояться их слов.

Научитесь слушать по-настоящему. Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью эффективного общения. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним и увлеченность их высказываниями. Вот несколько важных шагов, чтобы стать хорошим слушателем:

Пусть ваши разговоры будут краткими. Чем младше ребенок, тем труднее для него выдержать эти длинные речи. Есть одно хорошее правило для родителей – говорить маленьким детям, не дольше 30-ти секунд, затем попросить прокомментировать сказанное. Задача родителей передавать за раз небольшую порцию информации, проверяя при этом, удерживают ли дети свое внимание и понимают ли то, о чем им говорится. Родители также должны предоставить своим детям право решать, когда стоит остановиться. При этом родителям важно обращать внимание на те подсказки, которые укажут им, что детям уже достаточно полученной информации. Некоторые подсказки – ерзание, отсутствие зрительного контакта, отвлекаемость и др. Родители должны знать не только то, когда общаться со своими детьми, но и когда им нужно прекратить разговор.

Задавайте правильные вопросы. Некоторые вопросы способствуют продолжительной и плодотворной беседе, в то время как другие могут остановить общение, отбив всякое желание продолжать разговор. Родителям важно постараться при общении со своими детьми задавать открытые вопросы. Такие вопросы часто требуют обстоятельного ответа, который будет являться продлением беседы. Открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «куда», «кто» или «как», часто очень полезны для того, чтобы помочь детям лучше раскрыться. Родители должны избегать вопросов, требующих формального ответа «да» или «нет» (т. е. закрытых вопросов). Умение задавать правильные вопросы всячески способствует разговору, но родителям следует проявить осторожность, чтобы в ходе общения со своими детьми не задать слишком много вопросов. Когда это происходит, разговоры быстро превращаются в допрос, и детям становится очень сложно раскрыться.

При общении с детьми выражайте собственные чувства и идеи. Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Не только родители должны быть доступными и внимательно слушать детей, но и у детей должна быть такая же возможность; а значит, родители всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому научить своих детей, например, ценностям и морали. Однако и здесь родителям необходимо быть осторожными, чтобы не проявить осуждение или высокомерие. Вполне логично, что чем больше родители открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.

Еще статьи:  Угроза нарушения конфиденциальности

Планируйте и регулярно проводите семейные встречи или выделяйте время для общения. Есть один очень полезный инструмент общения для семей со взрослыми детьми – это регулярно запланированное время для него. При этом можно использовать различные варианты. Прежде всего это семейный совет. Семейный совет может созываться, например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что семья должна обсудить вместе. Семьи могут использовать время для семейных встреч, чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу по дому или определить время отхода ко сну. Время семейного совета можно использовать также для того, чтобы высказать обиды, жалобы, недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели. Важно то, что каждому члену семьи дается время высказаться, чтобы его услышали другие члены семьи.

Регулярно планируемое время на разговоры и коммуникацию не обязательно должны быть такими «официальными», как на семейном совете. Например, семья может каждый вечер использовать время ужина, чтобы «поймать» друг друга в суматохе дня. Или же родители могут выделить время, чтобы поиграть в коммуникативные игры, такие как, например, выбор конкретных тем для обсуждения и предоставление каждому члену семьи возможности выразить свое мнение. Важно, чтобы семья выделяла время на регулярной основе и с интересом общалась друг с другом.

Признайтесь, если вы чего-то не знаете. Когда дети задают вопросы, на которые их родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. Родители могут использовать такие случаи в качестве получения совместного (с ребенком) опыта обучения. Например, родители могут научить своих детей тому, как получить информацию, которую те ищут, взяв их в библиотеку, открыв для них энциклопедию или страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы.

Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были полноценными. Отвечая на вопросы детей, родители должны постараться дать им столько информации, сколько нужно, даже если тема такова, что, обсуждая ее, родители чувствуют дискомфорт. Это не значит, что они должны вдаваться во все возможные подробности. Просто важно, чтобы родители знали, какой объем информации нужен их детям, а затем давали его. Важно, чтобы родители убедились, что информация, которую они предоставляют своим детям, соответствует их возрасту. Также родители должны поощрять детей задавать вопросы. Это поможет выяснить, какую информацию ищут их дети. Если детям не предоставлять достаточно информации, они могут сделать определенные выводы, которые могут оказаться неверными.

20 Правил как общаться с детьми, подростком

Все родители иногда испытывают трудности, общаясь со своим любимым чадом. У одних эти проблемы начинаются рано, у других, когда чадо достигает дошкольного возраста либо становится подростком. А значит, важно знать, как общаться с детьми и разговаривать с ребенком правильно?

Совсем недавно в семьях не задумывались о роли правильного общения в жизни детей. Считалось достаточным обеспечить базовые потребности: одежда и еда. Никто не думал, что нужно придерживаться каких-то правил, выстраивая правильную линию общения со своим чадом.

В настоящее же время, психологической составляющей общения ребенка уделяется очень большое внимание. И все больше семей хотят создать здоровый климат для общения и воспитания своих детей.

Поэтому рассмотрим несколько правил, которых требуется придерживаться, общаясь с маленьким существом.

Как общаться с детьми: основные правила общения

1. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть.
Все дети уже индивидуальны. Малыш может иногда копировать поведение близких ему людей, но в своей основе он уже личность. Ребенок пришел в этот мир уже готовым, поэтому от родителей требуется помочь ему раскрыться. Надо помочь детям выбрать правильное направление в жизни, но не навязывать его.

Лучше говорить слова поддержки, понимания, похвалы. Не надо сравнивать его с кем-либо, это лишь поселит в нем зависть и неуверенность в своих силах. (Кстати, рекомендую прочитать пословицы и цитаты про зависть , вы найдете много для себя интересных мыслей).

2. Надо дать свободу и свою поддержку.
Когда дети дойдут до определенного возраста, дайте им право делать что-либо самим. Малыш не просит о помощи, тогда не стоит ему помогать, вмешиваясь в то, что он выполняет. Пусть детки сами собирают свои игрушки, надевают одежду, затирают пролитый чай.

Главное — родителям не бежать все делать самим, а дать ребенку проявить самостоятельность Нужно помогать только когда он сам попросит. Ведь чем больше он научится самостоятельности в детстве, тем легче ему будет в будущем.

Родительский нейтралитет поможет ему понять, что он все делает правильно. Следовательно, он движется в правильном направлении.

3. Его проблемы не пустяк.
Общение с ребенком строится на том, что дети все воспринимают всерьез. Это для родителей его проблемы кажутся пустяками, но для ребенка это может быть равносильно смерти.

А значит, правильнее будет относиться к этим вещам с пониманием и сочувствием. Можно предложить помощь или совет, но не нужно все за него решать, проявите терпение.

4. Помогайте.
Карапузу необходима родительская помощь, и он просит об этом, обязательно помогите, но не нужно за него все делать. Необходимо выполнить только сложную для него часть работы. Остальное он обязан сделать сам. Таким образом, ребенок постепенно овладевает новыми знаниями и действиями, учась быть самостоятельным.

5. Не заставляйте.
Нельзя заставлять малыша делать что-нибудь против его воли. Конечно, это не затрагивает обязательные действия: посещение детского садика, школы, выполнение уроков. Личность и способность малыша формируется только в том виде деятельности, в которой ему интересно.

6. Не нужно постоянно оберегать своего ребенка от ошибок. Надо разрешать сталкиваться с отрицательными итогами от собственных действий или поступков. Это поможет ему быть ответственным и сознательным.

Еще статьи:  История болезни шизофренией

7. Давайте им чувствовать ответственность.
Интересуясь тем как общаться с ребенком и делать это эффективно, нужно учитывать тот факт, что дети постепенно взрослеют и осваивают новые навыки. Поэтому родители понемногу обязаны снимать с себя ответственность за личные дела детей, перекладывая ее на их плечи.

8. Ребенка нужно вводить в курс дела.
Можно рассказать, как ведется домашний бюджет либо откуда появляются деньги и как их можно экономить? А также обсудить планируемые покупки, чего не стоит покупать, а что наоборот очень необходимо в данном месяце.

Нужно посвящать детей в свои планы на отпуск, возможно, они захотят поучаствовать в выборе места отдыха.

9. Разговор как со взрослым.
Правильнее, разговаривать с ребенком как с взрослым человеком. Если назрела проблема, разберите ее сообща. К примеру, своими действиями чадо вызывает у родителей отрицательные эмоции, тогда необходимо сказать об этом правильно, используя совет ниже.

10. Правильно выражайте свое недовольство.
Когда родителям нужно ребенку высказать свое негодование, тогда следует с ним разговаривать от первого лица. Говорите о собственных эмоциях, а не о нем и его поведении. Поэтому вместо слов: «Твой шум не дает мне спокойно работать», стоит говорить: «Не могу спокойно работать, когда рядом шумят».

Главное не строить фразы в форме обвинения. При этом ребенок понимает, что его не задевают как личность, поэтому у него нет желания все делать наоборот.

11. Равенство.
Психология общения с детьми заключается в том, что возраст и мудрость не всегда синонимы, поэтому не стоит ставить себя выше ребенка. Превосходство над ребенком не сделает отношения теплее или счастливее.

Нельзя переходить к агрессии, крику, а тем более к физическому наказанию. Никаких шлепков и подзатыльников, они могут в будущем привести к страхам и неврозам разной степени.

12. Не торопитесь с выводами.
Учитывайте хорошее высказывание — «устами младенца глаголит истина». Иногда и от ребенка может исходить умная мысль, поэтому не надо спешить с выводами.

Если есть несогласия, можно просто объяснить свою точку зрения ребенку, постаравшись прийти к взаимному согласию. Вкладывая в отношения свое время и энергию, вы в будущем получите гораздо больше.

13. Не требуйте невыполнимого.
Не следует требовать от ребенка выполнять какие-либо трудновыполнимые или невозможные для него вещи. Взрослые должны понимать, что не стоит выкладывать на стол конфеты, а затем запрещать ребенку к ним прикасаться. Он все равно их съест.

Лучше всего не иметь их дома либо спрятать как можно дальше. Цель — стараться уменьшить ребенку количество соблазнов, которые его могут окружать.

14. Учитывайте детские возможности.
Родители всегда должны соизмерять свои требования, а также ожидания с потенциалом собственного ребенка. Таким образом, получится воздерживаться от разнообразных конфликтов и проблем. Следует трезво оценивать ребенка, а также его способности.

Не стоит надеяться на то, что он сможет справиться с задачей, которая ему непосильна по возрасту либо развитию. Не нужно рассчитывать на то, что после родительской взбучки, раздражительный ребенок может превратиться в тихого и спокойного малыша.

15. Не стоит во всем винить себя.
Взрослые не должны стараться приписывать себе все эмоциональные проблемы своего ребенка. Если он часто нервничает или плачет, это не значит, что родители у него плохие и не справляются со своими обязанностями. Вероятно, у него такой характер.

Что нельзя говорить ребенку

В общении с детьми многие родители допускают непростительную ошибку — говорят слова, которые занижают детскую самооценку . Психолог Марина Романенко рассказывает, каких 7 фраз ни в коем случае нельзя говорить детям. Эти фразы должны быть для родителей STOP-словами. Смотрите видео.

Как общаться с подростком

Рождаясь, каждый человек должен иметь смысл и цель в своей жизни. К сожалению, в современном мире очень часто случается, что люди, а особенно подростки, не знают цели своего существования. У них нет определенного жизненного пути.

Они находятся в состоянии взрослости и детства одновременно. Это происходит потому, что физически дети подросткового возраста начинают выглядеть как взрослые, но психологически остаются еще детьми.

Если помнить о простых правилах общения с подростком, то ребенок будет чувствовать себя счастливым и любимым. Кризисные состояния ему будет легче преодолеть, имея в друзьях не только сверстников, но и родителей.

1) Учитывайте подростковый кризис.
Так как кризисное состояние обязательный этап становления взрослой и зрелой личности, то он может сопровождаться критическим поведением. Такое поведение бывает не у всех детей, но может случиться. Каковы его причины?

Подростки очень капризные люди. В этот период у них возникает очень много проблем. А именно: принятие решения куда поступить и кем быть, налаживается межличностное общение между детьми разного пола, возникают такие состояния, как «я взрослый», «хочу быть самостоятельным» и так далее.

Но сам подросток еще не готов к самостоятельной жизни и поэтому кризисные состояния неизбежны.

Что нужно делать родителям, чтобы общение с подростком было продуктивным? Подросткам нужно уделять внимание. Из-за быстрого темпа жизни и обилия информации родителям бывает просто сложно уследить за тем, как и сколько внимания они уделяют своему подростку. А ведь это очень важно.

Если ребенок чувствует, что в семье его любят, поддержат и всегда готовы выслушать, то кризисное состояние пройдет намного спокойнее.

2) Терпение.
Никогда не стоит давить на ребенка. «Расскажи мне», «Я требую, чтобы ты все мне сказал как есть» — такие фразы могут заставить подростка замкнуться в себе. Нужно уметь быть терпеливыми родителями.

Иногда стоит переждать время, чтобы ребенок сам рассказал, что его тревожит. Если времени прошло достаточно, можно поинтересоваться, что произошло. Но это должно быть очень деликатно.

3) Вычерпывайте мысли его сердца.
В том, как разговаривать с подростком, да и не только с ним — это главное. Например, вечером, придя с работы, стоит спросить как дела у ребенка в школе.

Если идет на контакт, то аккуратно и ненавязчиво поинтересоваться его общением с противоположным полом и просто друзьями. Если ребенка будет что-то волновать, то доверительные отношения помогут ему раскрыться перед родителями и лояльно решить те или иные проблемы.

4) Интерес к увлечениям подростка.
Чтобы ребенок подросткового возраста не чувствовал себя одиноким и никому ненужным, стоит интересоваться его увлечениями. Родителям стоит просто попробовать вникнуть в современную жизнь подростков. Следует знать, что сейчас модно и интересно.

Если родители будут хоть немного разбираться в современной жизни детей, то подростки, видя это, смогут общаться со своими родителями открыто. Ведь общие интересы всегда сближают людей.

5) Скажите «нет» настойчивости.
Хорошо, когда родители интересуются личной и школьной жизнью детей, но не стоит перегибать палку, если хотите, чтобы общение с детьми было правильным. Родители – все-таки родители. Они должны быть не только друзьями, но и обязательно воспитателями для своих детей.

Поэтому слишком активного участия в жизни подростка не должно быть. У всех людей должны оставаться свои секреты и личное пространство, которое не будет тронуто ни чем и ни кем.

Еще статьи:  Послеродовая депрессия симптомы и признаки как бороться

Заключение

За чередой суеты и стрессов так не просто оставаться объективным к собственному ребенку. Как сказал Л. Н. Толстой: «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас». Поэтому надо начинать изменять мир с себя, а дети будут копировать поведение родителей. Тогда ребенок вырастит цельной и гармоничной личностью.

Как вы заметили вышеуказанные правила, как общаться с детьми, очень просты, однако часто родители о них забывают. Чтобы придерживаться их следует выработать в себе определенную привычку.

И самым простым методом является распечатка данных правил, а затем повесить их на самое заметное место, чтобы время от времени их перечитывать.

С уважением, Helen.

Рекомендую посмотреть пять правил правильного и позитивного общения с ребенком

Общение с детьми

Общение ребенка со взрослыми – первоочередное условие его полноценного развития. Гармоничное взаимодействие с малышом необходимо ему, как пища или медицинский уход. Специалисты считают его ускорителем психического роста, прививкой от детских фобий и комплексов.

Непослушные дети – «трудные», «проблемные», «забитые» – прямое следствие нарушенных контактов в семье. Не каждый родитель знает, что стиль общения с детьми во многом определяет их будущее.

Ребенок, лишенный внимания близких людей, – это кандидат в неудачники . Скорей всего, он будет зависим от водки или дурной компании. Очень вероятно, что его вообще ничего в жизни не будет интересовать.

Проблема детской невостребованности привлекает внимание психологов всего мира. В некоторых странах даже появились специальные курсы для родителей, объявивших «холодную войну» своим чадам.

Общение ребенка со взрослыми

Ученые советуют добиваться взаимопонимания с малышом, когда он находится еще в утробе матери. Уже в этот период ребенок все слышит и учится реагировать на знакомые голоса родителей.

Для новорожденного мамин голос – самый сладкий звук, а папины руки – самая надежная защита. Лишите его всего этого – и он будет расти как трава, пробивающаяся сквозь асфальт. Какое уж тут развитие – хватило бы сил выжить!

Родители первыми открывают ребенку секреты огромного мира, в который они его привели. С их помощью малыш познакомится с богатством эмоций и выразительностью речи. Благодаря им, он постигнет особенности социальных норм, узнает, что принято среди людей считать хорошим и плохим. Поведение мамы и папы будет служить ему наглядным примером.

Общение с детьми дошкольного возраста

Малышу, собирающемуся в школу, важно овладеть азами взаимодействия с одноклассниками. Благоприятный эмоциональный климат в семье – лучшая подоплека для этого. Доверие к малышу, признание его прав формирует в нем доброжелательность и открытость. Именно эти качества делают эффективным общение детей со сверстниками.

Родители дошкольника должны быть готовыми не только ответить на тысячу «почему». Помимо любознательности, просыпающейся к четырем годам, их малыш будет проявлять настойчивое стремление к личностному общению. Ему постоянно будет нужна поддержка взрослого, его сочувствие, одобрение.

Общение с детьми дошкольного возраста должно выработать у них уверенность в себе. Пропитанное любовью и уважением, оно все же должно быть достаточно строгим, не допускающим нарушения четко установленных правил.

Но к приказному тону следует обращаться нечасто, а крика в доме и вовсе желательно избегать. Любой ребенок – а ведь это формирующаяся личность – воспримет в штыки чрезмерную категоричность. Он может принять приказной тон за унижение. В ответ последует упрямое сопротивление.

Родителям нужно следить, чтобы в запрещающие фразы, адресованные ребенку, не прорывались грубость и раздражение. Иначе он будет не только дерзить взрослым, но и станет относиться к себе без уважения. Низкая самооценка неизменно повлечет за собой подавленность и апатию . Это пагубно отразится и на самочувствии ребенка, и на его успехах в школе, и на отношениях с одноклассниками.

Общение родителей с детьми

Психологи предупреждают о вредности обидных прозвищ, которыми родители часто награждают своих чад. «Задавака Маша» и «Забияка Миша» не исправятся. Напротив, они будут делать все назло, руководствуясь детской логикой: «Раз вы не верите в меня – стану для вас настоящей еще большей забиякой!»

Не воспринимают малые дети и нудных нотаций. Они их просто не слышат. На нравоучения, как и на постоянные окрики, у детей формируется психологическая глухота. Эффективней заменить долгие и скучные «лекции» личным примером.

Общение родителей с детьми должно быть теплым, но деликатным. Если ребенка трудно вызвать на откровенность, лучше отложить разговор на более благоприятный момент. Родительская наблюдательность и чуткость подскажут, что творится на душе у чада.

Стиль общения с детьми

Чтобы ребенок всегда доверял взрослым, они должны правильно выбрать манеру общения с ним. Психологи выделяют 5 основных коммуникативных стилей в семьях с разными поколениями:

1. Попустительский. Это когда «отцы» позволяют «детям» вести себя, как заблагорассудится; такая вседозволенность ничего не может породить в несмышленыше, кроме эгоизма , конфликтности и безответственности.

2. Отчужденный. Возведение непробиваемой стены между ребенком и взрослыми, полное отсутствие интереса к малышу, его нуждам.

3. Диктаторский. Утверждение родительского авторитета путем грубого насилия над ребенком, бескомпромиссное подавление всякой инициативы, исходящей от младшего члена семьи.

4. Покровительственный. Стиль общения, предполагающий излишнюю опеку над малышом, сдерживающую его самостоятельность и мешающую его развитию.

5. Уважительный. Проявление истинной заботы о ребенке через поощрение его индивидуальности, учет его потребностей и интересов, предоставление свободы осознанного выбора.

Последний стиль взаимодействия поможет избежать как непомерной враждебности по отношению к ребенку, так и излишнего либерализма.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональный наставник подрастающего поколения должен владеть следующими компетенциями:

  • направлять все усилия на сплочение детского коллектива;
  • формировать в каждом ребенке адекватную самооценку;
  • создавать здоровый микроклимат, способствующий полноценному развитию детей;
  • учитывать диалектику возрастных потребностей и возможностей подопечных;
  • использовать прямые и косвенные методы воздействия на воспитанников, отвечающие их возрасту, полу, интересам, уровню индивидуального развития;
  • сочетать строгость с непредвзятостью при порицании или одобрении ребенка;
  • уметь доступно изъясняться в непринужденном общении с маленькими собеседниками;
  • избегать скучных нотаций, владеть чувством юмора, умело использовать его в разговоре на серьезные темы.

Наиболее эффективной формой общения воспитателя с детьми является игровая. Как показали результаты многих исследований, именно познавательные и развивающие игры способствуют самореализации ребенка.

Общение детей со сверстниками

В любом дворе или классе ребенка ждет сложный сценарий межличностных контактов. Ему нужно научиться успешно выходить из конфликтов, не ввязываться в драки, игнорировать ревность, прощать завистников и не копить в себе обиды .

Первый опыт отношений станет краеугольным камнем дальнейшего межличностного общения. Поэтому важно, чтобы он не был негативным. Родители должны помочь ребенку наладить связи с друзьями на основе взаимопонимания и поддержки.

Следует также оказывать содействие юному контактеру в преодолении внутренних изъянов, мешающих ему плодотворно общаться. Иначе, отвергнутый детским коллективом, он будет обречен на одиночество и деструктивные переживания.

Еще статьи:  Мужская психология как привязывается мужчина к женщине

В случае тупиковых ситуаций, рекомендуется обратиться за профессиональной психологической помощью.

Значение общения с детьми

В настоящее время, в основном из-за устоявшегося в современном мире темпа жизни, большинство родителей недооценивают значение общения с детьми. Само собой разумеется, что это в конечном счете сказывается на воспитании ребенка. Так почему же это происходит?

Как уже говорилось, главная причина кроется в темпе жизни прогрессивного человечества. Ежедневная суета, кипа дел, относящихся к работе или домашнему хозяйству, всплывающие на каждом шагу проблемы и заботы… Все это отнимает у родителей массу времени и усилий, из-за чего в конце концов ребенку уделяется не так уж много внимания.

При этом, то время, которое можно потратить на живое общение с ребенком и построение крепких доверительных отношений с ним, взрослые тратят только на свои исполнительные функции, торопясь сделать лишь то, что они «должны».

Таким образом, единственное, что взрослые делают в течение времяпровождения с чадом – это перечень моральных наставлений, постулатов, кажущихся им исключительно правильными стереотипов, которые они без конца диктуют малышу буквально на автомате, полагая, что таким образом они полноценно выполняют свой родительский долг.

Большой проблемой является факт того, что зачастую взрослые не умеют общаться со своими детьми. Если, скажем, родителей в свое время воспитывали максимально строго, то они будут постоянно пребывать в убеждении о том, что детей всегда должно быть видно, но не слышно. Некоторое из взрослых попросту стараются избежать каких-либо конфликтов, игнорируя любое их проявление. Факт отсутствия адекватного и полноценного общения с ребенком в семье может стать единственной и, тем не менее, решающей причиной дальнейшего разрушения какой-либо возможности сформировать нормальные отношения.

Дети в таких семьях становятся замкнутыми, раздражительными, поскольку ощущают отсутствие внимания и недостаток банального общения, что создает вокруг них сильно выраженную атмосферу изоляции. Также это может спровоцировать у них отсутствие навыков самостоятельного решения проблем. Необходимо понимать, что общение с ребенком, в первую очередь, это возможность в любой момент сделать его немного счастливее и уверенней в своей жизни, а также верный способ сформировать крепкие и доверительные отношения между взрослыми и ребенком в семье. Верный и эффективный путь к общению с ребенком, это признак того, что вне зависимости от типа возникающих проблем, ребенок любого возраста запросто обсудит их с вами.

Общение взрослых и ребенка

Все еще широко распространена рекомендация врачей о том, что общение взрослых и ребенка можно начинать уже в дни беременности будущей матери, когда плод начинает шевелиться. Это имеет значение в том плане, что малыш уже начинает воспринимать доносящиеся до него звуки из вне, поэтому систематическое общение с ним позволит ему в дальнейшем узнавать голоса своих родных. Следующий этап психологического развития малыша – это его общение с матерью и отцом уже после рождения.

Важным фактором, определяющим всю важность общения с ребенком, является тот факт, что оно необходимо для дальнейшего воспитания, позволяющего вырастить гармонично развитую личность. Если ребенок, независимо от пола и его социальной среды обитания, изначально лишился живого общения и внимания со стороны родителей, существует огромная вероятность того, что он не станет своевременно культурно и нравственно развитым, цивилизованным человеком, будучи предоставленным самому себе.

Главная задача общения с ребенком – это раскрытие для него мира, демонстрация всего лучшего, позитивного, а также отрицательного, чем обладает человечество в целом. Именно родители. В первую очередь, могут раскрыть ребенку весь спектр возможных эмоций и переживаний, культурных явлений, особенностей языка и речи. Именно в рамках семьи зарождается первое понимание особенностей культуры общения, поведения, ведь родители и семья в целом – это первые люди в жизни любого ребенка, с которыми он будет больше всего общаться.

Пример взрослого облегчает ребенку понимание определенных социальных норм, поскольку демонстрирует определенные модели поведения, воспринимаемые им как «правильные», что делает более легкой приспосабливаемость к социальным влияниям. Именно исходя из этого необходимо всегда объективно оценивать свое собственное поведение перед ребенком, позволять ему осмысливать, понимать, развиваться, а не навязывая определенные устоявшиеся постулаты исключительно потому что «так принято».

Варианты стиля общения с ребенком

Ответственность за эффективность и результативность общения в семьи всегда лежит на взрослых, поскольку их ребенок только познает мир и пытается адаптироваться к различным социальным условиям. При этом он переживает целый ряд различных возрастных кризисов и конфликтов навязанных ему моральных ценностей и личных предпочтений. Адекватное общение с ребенком должно сплотить семью.

Тем не менее, большинство родителей в буквальном смысле выбирают неверный стиль в общении со своим чадом. При этом привести к конфликтам может не только откровенно враждебная настроенность взрослого, но также и его либерализм.

Существуют следующие варианты стиля общения с ребенком, при правильном выборе или избегании некоторых из них они могут послужить залогом формирования адекватного взаимопонимания:

Общение дошкольника со сверстниками

​В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их – важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.

Как общаются малыши

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

  • Яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Первое, что бросается в глаза, – это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно – кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Еще статьи:  Как избавиться от эмоциональной зависимости

Еще одна важная особенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно?

Что же дает дошкольникам такое странное общение?

Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул – и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.

Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. Всем известны «разборки» в песочнице, когда два малыша цепляются за одну машинку и с криком тащат ее каждый в свою сторону. А мамы при этом убеждают детишек не ссориться и играть дружно, вместе. Но беда в том, что играть вместе в игрушки малыши еще не умеют. Их общение пока не связано с предметами и с игрой. Новая интересная игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Поэтому предмет как бы закрывает собой другого ребенка, внимание малыша притягивается к игрушке, а сверстник воспринимается как помеха. Совершенно другое дело, когда таких отвлекающих предметов нет, когда между малышами происходит «чистое общение» – тут уж они соединяются в общем веселье и наслаждаются обществом сверстника.

Хотя самого сверстника дети воспринимают весьма своеобразно. Для большинства младших дошкольников характерно индифферентное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Им гораздо важнее поддержка и признание взрослого, чем другого ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний своего сверстника. Он плохо запоминает его имя и даже внешний облик. Ему в принципе все равно, с кем возиться и носиться, важно, чтобы он (партнер) был такой же, действовал и переживал то же самое. Таким образом, сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.

Получается, что, несмотря на свою «разнузданность» и, казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень даже полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Однако для родителей такого рода детские радости весьма утомительны, особенно в квартире, где негде укрыться и где детская беготня угрожает опасностью как имуществу, так и самим детям. Чтобы избежать напряженностей, можно придать детскому общению более спокойную и более культурную форму, не нарушая при этом его психологической сущности. Для такого общения подходят все игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры («Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Каравай» и пр.), а также игры в любых зверюшек – лягушек, птичек, зайчиков, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. п. Такие забавы обычно с восторгом принимаются детьми и, помимо чистой детской радости, несут с собой организующее и развивающее начало.

В 3-4 года общение со сверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают более сложные и не всегда радужные отношения.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них – эмоционально-практическая (второй – четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. См. →

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here