Общение детей 6 7 лет

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "общение детей 6 7 лет" с детальным описанием.

Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже “вчувствоваться” в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила (Ефимкина).

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти норы усваиваются ребенком прежде всего под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, – та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином – дровосеком, ребенок пяти лет говорит : «Дядя хороший : он мальчика нашел, а лес плохой : он его заблудил ». Прослушав рад русских сказок об Иванушке – дурачке, четырехлетний мальчик спросил : «Мамочка, дураки хорошие или плохие?».

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно – гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила обращения с игрушками. Они не просто подчиняются требованиям взрослых, но и сами стремятся овладеть правилом.

Процедура определения психологической готовности к школе.
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений .

Психометрический подход
Одна из первых с начала XX в. теорий интеллек­та состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источ­ником индивидуальных различий, наблюда .

Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфи­ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринима­ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опреде­ленные отношения. .

Общение детей 6 7 лет

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинает ся в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

Физиологическое развитие

В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Еще статьи:  Женщина стань лучше

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

Развитие личности

Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время “стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально “приемлемые рамки”. Он выразил суть конфликта формулой “инициатива против чувства вины”. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Еще статьи:  Вернись и полюби

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно – личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

  • инициирование общения;
  • первые привязанности;
  • потребности друг в друге, в признании и уважении;
  • соревновательное подражание:
  • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
  • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

  • освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
  • способность позитивного общения с людьми,
  • развитие половой идентификации,
  • формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной

Елена Ясницкая
Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной

Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной.

Features of communication in preschool children of 6-7 years. Forms of communication M. I. Lisina.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности контакта детей дошкольного возраста со своими сверстниками и взрослыми в период смены форм общения. Описываются способы работы с дошкольниками для их успешного личностного развития.

Ключевые слова: общение, коммуникативная деятельность,внеситуативно-познавательная форма общения, внеситуативно-личностная форма общения.

Key words: communication, communicative activities,visitation-cognitive form of communication, visitation-personal form of communication.

Abstract: the article discusses the features of the contact of the preschool children with their peers and adults in the period of changing forms of communication.Describes how to work with preschool children for their successful personal development.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей – социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремиться к самоутверждению и персонализации себя в обществе, но весьма важно воспитать в нем социально значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают новые проблемы: не просто организовать социальное развитие дошкольников, а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми с ориентацией на нравственные ценности общества. [5]

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Эти качественные ступени М. И. Лисина называла формами общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым [2]

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой в 0,2. Существенная черта ситуативно-личностного общения — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0; 06 до 3; характеризуется предметно-манипулятивной деятельностью детей. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны. [3]

Внеситуативно-познавательное общение проявляется в старшем дошкольном возрасте. Формирование внеситуативно- познавательного общения имеет важное значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Непочтительное отношение взроcлого к новым способностям ребенка, подозрения в лживости глубоко ранят, вы зывают обиду, сопротивление.

Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6–7 лет) – это жажда сотрудничества, которое носит практический, деловой характер, раз- вертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией приходит игры с правилами. В этой связи важно отметить одну из ключевых позиций педагогической работы в детском саду – ее гуманизацию, связанную с признанием уникальности личности ребенка, реализацией его интересов и самооценкой. [2].

В различных ситуациях взаимодействия, в которых дети проявляют недоброжелательность к сверстникам, взрос лым надо использовать не наказание, а по ложительную оценку доброжелательного отношения друг к другу. Наблюдение поведения детей в группе сверстников дает положительные примеры для выявления представлений дошкольников о том, что значит быть добрым. Постановка де тей в ситуации морального выбора дает возможность судить об их способности следовать в своих поступках этическим нормам, отражающим отношение к сверстнику. Индивидуальные беседы выявля ют представления детей о доброте. Эффективным методом формирования доброжелатель- ности по отношению к сверстникам является постановка детей в специально созданные ситуации морального выбора. Например, проведение в детском саду Дня добрых дел. [5]

Внеситуативно-личностная форма общения появляется у детей в конце дошкольного детства (5–7 лет): она связана с овладением ими системой отношений людей. Им впервые открывается жизнь с этой ее особой стороны, перед ними встают новые задачи: освоить правила поведения в мире людей, постичь зако ны взаимосвязи в этой сфере деятельности, научиться контролировать свои поступки и действия. Взрослый в глазах дошкольника – воплощение образа того, как надо себя вести. В решении новых проблем опора на образец поведения взрослого и на его оценку становится основой усвоения детьми норм морали, понимания своего долга и ответственности перед окружающими. [5].

В дошкольном возрасте у детей последовательно сменяются четыре формы общения.

Еще статьи:  Как понять что хочет мужчина козерог

Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Дети с внеситуативно-личностной формой общения способны к сопереживанию, управлению своим поведением.

1. Копеашева Улмекен Гимрановна. Общение ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками//Ступень в педагогическую науку/Статья в сборнике трудов конференции. – 2013.- с. 26-29.

2. Лисина М. И. Развитие общения со сверстниками [Текст] //Дошкольное воспитание / М. И. Лисина. – 2009. – № 3. – С. 22.

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М: «Педагогика»-1986.- с 144.

4. Старостина Н. В. Сущностная характеристика понятий «общение» и «педагогическое общение» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2007.- № 7 – с. 237- 241.

5. Трубайчук Л. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста//Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2015.-№ 6- с 85-91.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Тема «Имя доброе моё и твоё» Задачи: – актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; -создать.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Психологический тренинг по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Интерактивные формы работы с родителями ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период Тема.

Конспект НОД по этикету «Азбука общения» для детей среднего дошкольного возраста Конспект ООД в средней группе «Азбука общения». Ст. воспитатель МБДОУ № 33 Григоренко М. А. Цель: дать представление о различных формах.

Культура речевого общения детей дошкольного возраста Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Текст к слайдам 1-й слайд. Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Общение ребенка со сверстниками 3 – 6 (7) лет

Выполнила: студентка 4-го курса

психология в образовании»

образования и развития

Ивушкина Наталья Юрьевна

2012 Обоснование проекта

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности — игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие.

Целевая аудитория: направлена наспециалистов, которые работают или готовятся к работе с детьми, педагогов, психологов, социальных работников, воспитателей детских садов, дефектологов, , студентов соответствующих вузов и факультетов. Ну и, конечно, всем тем, у кого есть ребенок или кто ожидает его в скором будущем, всем мамам и папам.

Возможности использования: использование информации в целях наиболее успешного воспитания ребенка, обеспечения его психического здоровья, успешного формирования психических свойств и качеств личности.

Общение ребенка со сверстниками

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей..

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Еще статьи:  Ревнивый мужчина

Общение ребенка 5-6 лет.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов в 5-6 лет.

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года в месяц прибавка в весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Еще статьи:  Мужчина любит двух женщин одновременно психология

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

Общение детей 6 – 7 лет
статья по теме

Особенности общения детей этого возраста.

Вложение Размер
obshchenie_detey_6_-_7_let.docx 15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Общение детей 6-7 лет.

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Почему ребенок одинок?

Как научить ребенка общаться с другими детьмиБывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким. Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты). Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, – вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.

Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.

Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.

Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?).

Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.

Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.

Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.

Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).

Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.

Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

Приобщение детей к иноязычной речи в 1 классе.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Программа дополнительного образования.

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса сочетаются с произношением специального речевого материала.

В Статье представлен теоретический и практический материал по оказанию логопедической помощи в условиях Центра ПМСС дошкольникам и младшим школьникам, входящим в группу риска по возникновению оптическ.

Основа работы-чередование заданий с натуры и работы по воображению.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here