Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "низкий уровня тревожности" с детальным описанием.
Содержание
- 1 Низкий уровень тревожности
- 2 Низкий уровень тревожности
- 3 Как снизить тревожность?
- 4 V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013
- 5 IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017
- 6 Определение уровня ситуативной и личностной тревожности подростков
- 7 Низкий уровня тревожности
- 8 Что делать с высоким уровнем тревожности?
Низкий уровень тревожности
И по внутреннему мироощущению, и по поведению в жизни люди очень сильно отличаются в зависимости от присущего им уровня тревожности. Низкая тревожность дает возможность чувствовать себя раскованно в потенциально опасной ситуации. Надо понимать разницу: не в опасной, а в потенциально опасной. Это значит, что если опасность угрожает непосредственно в текущий момент, все люди с нормально работающим инстинктом самосохранения будут реагировать одинаково, независимо от своего уровня тревожности. Например, оказавшись в критической ситуации на опасной горной дороге, любой будет испытывать страх и искать пути спасения. Действия и ощущения будут разными перед поездкой. Повышенный, и даже нормальный уровень тревожности может заставить нервничать задолго до поездки, вызвать раздражительность, погруженность в себя, и даже лишить сна. При низком уровне тревожности настроение будет спокойным накануне поездки, вплоть до самого ее начала, или даже до возникновения собственно угрозы.
Обладатели низкой тревожности производят впечатление людей безалаберных, толстокожих и ленивых. Отчасти это так и есть. Низкий уровень тревожности располагает к лени точно так же, как высокая тревожность располагает к постоянной деятельности по улучшению достигнутых результатов. Иногда их считают даже недальновидными и туповатыми. Разумеется, неумение прогнозировать опасность в силу глупости может дать спокойствие. Но в большинстве случаев дело не в этом. Просто природа устроена так, что у разных представителей одного и того же вида живых существ несколько разные подходы к решению типовых жизненных задач. Высокая тревожность сильно мотивирует человека, напрягая его задолго до наступления опасности, тем самым давая дополнительные бонусы в ее преодолении. Низкая тревожность напротив, дает возможность хорошо расслабиться, чтобы потом максимально мобилизоваться точно в нужный момент. Что лучше? У каждой из стратегий есть свои плюсы и минусы. Но раз они обе существуют на сегодняшний день, значит обе так или иначе оправдывают себя.
Люди с низким уровнем тревожности находят себя в профессиях, связанных с риском. Трудно представить себе тревожного каскадера. Как он будет спать перед трюками? И как он вообще будет спать, если трюки каждый день? Низкая тревожность подходит и летчикам-испытателям, космонавтам. Известно, например, что Юрий Гагарин в ночь перед полетом в космос спал здоровым сном. Смогли бы вы спокойно спать, зная, что завтра вас на неизвестном и никогда ранее не применяемом аппарате выбросят за пределы земной атмосферы? Низкий уровень тревожности совершенно необходим всякого рода шпионам и прочим гражданам, живущим двойной жизнью. Особенно когда разоблачение грозит крупными неприятностями. Жить, осознавая постоянно нависающую угрозу разоблачения, не выдавая себя замкнутостью и мрачностью, и даже ухитряться получать удовольствие от своего статуса – настоящее искусство.
Низкая тревожность сексуальна, особенно это касается мужчин. Мужчина, встречающий опасность играя, с юмором, неизменно становится объектом пристального женского внимания. Напротив, мужчина-нытик, мужчина-паникер или любитель попереживать по любому поводу, изрядно проигрывает в глазах противоположного пола. Женщины с низкой тревожностью более веселы, что тоже привлекает к ним дополнительное сексуальное внимание. Кроме того, женщина, которую не надо утешать, а которая сама может поддержать в трудной ситуации, вызывает интерес и уважение. В общем, люди с низким уровнем тревожности чувствуют себя в жизни комфортнее и увереннее, и больше нравятся другим. Но не надо забывать и про жирный минус людей спокойных и веселых – они склонны недооценивать опасность и позже на нее реагировать, что однажды может сыграть с ними злую шутку.
Низкий уровень тревожности
Исследователи обнаружили, что у людей, ощущавших в детстве неспособность контролировать происходящие с ними события, сформировалась в итоге тенденция интерпретировать события как неподконтрольные. Из-за этой установки они и подвержены тревоге.
Тревожные инвесторы более склонны верить слухам и следовать советам, особенно в условиях недостатка информации. Предположим, произошел неожиданный скачок или падение курса, который аналитик не может объяснить. Если он тревожится, то скорее поверит мнению окружающих. Вкупе с недостатком информации такая тревожность ведет к тому, что инвестор руководствуется в принятии решений собственными фантазиями и ожиданиями.
Теряющие инвесторы воспринимают окружа-ющий мир как угрозу. Следовательно, они чаще испытывают страх и неудовлетворенность при вза-имодействии с окружающим миром.
У таких инвесторов имеются установки, искажающие интерпретацию событий. Они склонны
истолковывать неопределенные стимулы как угрожающие (пациенты, у которых нарушено чувство тревожности, предпочитают перерабатывать сигналы опасности).
Исследование Рубинштейна (КиЫп81аш), проведенное с участием 20 ООО читателей «Р$ус1ю1о8у Тодау», показало, что 67% мужчин и 75% женщин ассоциируют тревогу с деньгами, а 46% мужчин и 54% женщин ассоциируют деньги с депрессией. Четверть мужчин и треть женщин испытывали страх, чувство вины и панику в этой связи. Очень немногие связывали деньги и радость. При всем этом выборка состояла не из людей, испытывающих финансовые затруднения (только 23% опрошенных указали на такие проблемы). Следовательно, негативные эмоции в большинстве своем не были результатом нужды.
Теория «выученной беспомощности» гласит: трейдеры, считающие неприятные события временными, специфическими и вызванными внешними причинами, менее подвержены беспомощности и депрессии. Ряд исследователей утверждают, что де-прессия является результатом пессимистического сти-ля. Вы обычно не тревожитесь из-за произошедшего события как такового. Вы тревожитесь по причине обыденного «тревожного» объяснения ситуации.
По мнению Бека (Веек), инвестор в состоянии депрессии предубежден против самого себя. Этс приводит к таким ошибкам мышления, как слишком широкие обобщения и выводы без учета аль-тернативных точек зрения.
В состоянии тревоги трейдер неуверен в своих поступках и сомневается в правильности решений. У него сужается фокус внимания, что часто веде! к еще большим ошибкам. Для того чтобы помочь себе изменить психоло-гическое состояние, рекомендуется изменить тело. Следовательною, попробуйте:
Инвесторы, для которых время «движется быстро», в большей степени способны терпеть колебания рынка, чем те, для кого время «течет медленно». Поэтому, если курс акции не меняется в течение долгого времени, последние будут сильнее стремиться продать.
То, как инвестор переносит потерю, играет важную роль в том, как он рискует вообще. Поэтому, если «боль предыдущих потерь» еще не утихла, инвестор при принятии новых решений будет избегать рисков.
Хорошо спланированная стратегия снижает тревожность до минимума. Как говорил Синсере (Зтсеге), «мой день начинается в предыдущий вечер».
Как снизить тревожность?
Чувство беспокойства и тревоги периодически испытывает 60% населения планеты. Тревожностью люди называют ощущение дискомфорта на уровне физиологии. Это чувство проявляется внезапно, застает врасплох и отзывается в мыслях и настроении. Тревожностью непросто управлять, но снизить ее уровень можно.
Тревожность: что это?
Тревожность – психологическое состояние человека, вызывающее ощущение дискомфорта в грудной клетке и другие неприятные реакции организма. Негативное самочувствие на физиологическом уровне проявляется в виде спазмов в области живота, чрезмерной потливости, учащенного сердцебиения. Чувство тревожности иногда достигает такого уровня, что становится похожим на проявления панической атаки.
Тревожность часто отожествляют со стрессом. Однако эти ощущения представляют собой разную суть. Стрессовое состояние вызывается исключительно внешними причинами. Тревожность – чувство внутреннего внезапного дискомфорта. Стресс – результат обстановки в которую попадает человек (собеседование, вечеринка в незнакомой компании, экзамен и т.д.). Тревога возникает без видимых на то причин.
Причина тревожности в основном кроется в семейных ситуациях, которые травмируют психоэмоциональный фон человека, вызывая беспокойство. Предпосылкой тревожности может стать чувство вины, причем не всегда оправданной. Часто ощущение дискомфорта передается от окружающих, их негативных рассуждений, мировоззрения и нетерпимости.
Тревожность становится отправной точкой к появлению комплекса неполноценности. Беспокойство вызывает страхи, фобии и другие состояния, мешающие жить полноценно. Правильное отношение к чувству тревоги сделает его плацдармом для преодоления переживаний и достижения позитивных высот.
Как проявляется тревожность?
Повышенная тревожность – распространенная причина обращения к психотерапевту, но разобравшись в сути ощущения, причиняющего дискомфорт, снизить ее можно самостоятельно.
Для проявления тревожности видимых внешних обстоятельств не существует. Бывают ситуации, когда беспокойство и опасения даже полезны, но, если тревожность проявляется повсеместно – это повод задуматься и принять меры по снижению ее влияния.
Наиболее часто тревожность проявляется перед знаменательным событием или при принятии серьезного решения. Ее называют ситуативной тревожностью. Это ощущение абсолютно нормально и не требует принятия мер по избавлению. Ситуативная тревожность помогает сделать правильный выбор, оценить ситуацию с разных сторон и понять, какое действие в результате принесет наибольшую пользу. Такая тревожность исчезает без следа после того, как вызвавшее ее событие исчерпано.
Тревожность проявляемая, когда наступление событий, вызывающих беспокойство не очевидно, сложнее. Человек переживает, допустим, по поводу вероятного увольнения, предательства или тяжелого заболевания, хотя возможность того, что ситуация сложится именно так минимальна. Такая тревожность не оправданна и предпосылок для нее нет. Когда окружающие люди пытаются успокоить человека и убедить в том, что для тревоги, страха и беспокойства нет причин, срабатывает модель общения «да, но…». Человек сам себя накручивает еще больше и чувство тревоги только усиливается. В лучшем случае должно прийти осознания чрезмерности беспокойства. Тогда возникает закономерный вопрос: как снизить тревожность и радоваться счастливому настоящему?
В общепринятом смысле повышенный уровень тревожности проявляется в постоянном ожидании отрицательных событий. Пессимистичное настроение человека приводит к бессонницам и негативным мыслям. В состоянии тревоги человек растерян. Каждое событие повседневной жизни вызывает стресс и неприятие. С человеком, который страдает повышенной тревожностью невозможно общаться. Он не видит ничего позитивного в окружающем мире. От повышенного беспокойства нужно избавляться. Как же снизить повышенную тревожность?
Способы снижения тревожности
Когда тревога становится регулярным ощущением и не исчезает после события, вызывающего стресс, от нее нужно избавляться. Три основные методики снижения тревожности помогут преодолеть это чувство.
Изменение образа жизни
Стоит начать с изменения привычного рациона питания. Некоторые продукты в меню усиливают тревогу и беспокойство. Пересмотрите использование таких продуктов, как:
Кофе. Сложно представить себе пробуждение без этого распространенного по всему миру энергетика. Однако кофеин стимулирует возникновение беспокойства. Заменить излюбленный кофе можно на чай без содержания кофеина или на воду с лимоном.
Крахмал и сахар. Десерты и выпечка с высоким содержанием крахмала и сахара часто рассматриваются как продукты, используемые для помощи борьбы со стрессом и раздражительностью. Резкие скачки сахара в организме, напротив, оказывают неблагоприятное воздействие на организм и настроение. Замените десерты на фрукты.
Алкогольные напитки. После рабочего дня полного стресса и трудностей многие люди расслабляются за бокалом горячительных напитков. Алкоголь действительно снижает раздражительность и дает желанное расслабление, но это ощущение временно. Выпивать нужно умеренно, чередуя стаканчик спиртосодержащего напитка с чистой водой.
Стабилизировать настроение помогут продукты, содержащие полезные вещества и витамины:
Черника и пальмовые ягоды содержат антиоксиданты, необходимые для снижения стресса и тревожности. Ягоды улучшат настроение и гормональный фон.
Рыба, хлеб с отрубями, темный шоколад и другие продукты, содержащие магний, помогают в борьбе с тревожностью. Рекомендуемая доза магния необходима для поддержания позитивного настроения.
Кефир и корейская капуста – продукты, содержащие нейромедиаторы. Они действуют как успокоительное и улучшают сон.
Спорт – не только способ поддержания стройности и улучшения фигуры, но и замечательный помощник в борьбе с психологическими расстройствами. Упражнения, ослабляющие беспокойство и тревожность:
Кардиоупражнения (бег, скакалка и т.д);
Езда на велосипеде;
Тяжелая атлетика и другие направления, воздействующие на рост мышечной массы;
Йога в успокаивающей обстановке.
Если регулярное занятие спортом не для вас, чаще гуляйте в парках. Это тоже физическая нагрузка, которая сохранит приподнятое настроение.
Кроме спорта, справится с тревогой поможет дыхательная гимнастика. Медленное и глубокое дыхание мгновенно снижает беспокойство и тревожность. Чтобы избавиться от тревожности вы должны медленно вдохнуть, задерживая воздух в легких, не более восьми раз в минуту.
Тревожность и беспокойство возрастают, если человек не имеет занятия, которое отвлечет от жизненных неурядиц. Выделяйте хотя бы 15-20 минут на то, что вас успокаивает. Это может быть что угодно: чтение, вышивание, кройка и шитье, танцы. Посещайте курсы по интересующему занятию. Во время занятия хобби не думайте о событие, возвращающем негативные мысли и беспокойство. Растворяйтесь в любимом деле полностью. Такая отдушина справится не только с текущей тревожностью, но и не позволит беспокойству овладеть вашей жизнью в долгосрочной перспективе.
Научитесь расслабляться в домашних условиях. Принимайте горячие ванны, слушайте релаксирующую музыку. Сделайте дом настоящим убежищем от стресса и тревоги.
Давайте себе передышку и не переутомляйтесь. Постоянная работа на дому, бесконечные встречи с друзьями и потакание всем просьбам возможно и улучшают определенные сферы вашей жизни, но и непременно приводят к стрессу и беспокойству. Научитесь говорить «нет» и отдыхать.
Высыпайтесь. Сон – лучшее лекарство и от тревожности в том числе. Засыпайте и просыпайтесь в одно и то же время. Здоровый и регулярный сон помогает организму избавится от избытка гормона, вызывающего нервозность и тревогу.
Ментальные способы борьбы с тревожностью
Тревогу вызывают определенные ситуации, которые человек может взять под контроль. Разберитесь с источниками тревоги и беспокойства и определите, что из этого списка можно контролировать. Заведите журнал, в который запишите все причины негативного настроения. Записывая мысли, вы можете обнаружить источник тревоги, о котором раньше не подозревали. Даже если причина неподконтрольна вам, то, как вы к ней отнесетесь вполне в вашей власти. Из любой неприятной ситуации есть выход. Иногда, чтобы его найти, достаточно оценить положение с другой стороны.
Избегайте ситуаций, которые вызывают беспокойство, тревогу или страх. Определите границы поведения и не нарушайте их. Предположим, тревожность вызывает необходимость лететь на самолете. Зачем доводить себя до невроза, если лучше воспользоваться другим видом транспорта? То же самое касается неприятных людей в окружении, нелюбимой работы и т.д.
Медитируйте. Релаксирующие упражнения снижают тревожность. Начать занятия можно с инструктором, а можно воспользоваться Интернетом – в сети находится множество видео уроков по медитации и расслаблению.
Если самостоятельно справится не удается, обратитесь за помощью к близким, друзьям, супругу или знакомым. Иногда высказывания беспокойства достаточно, чтобы снизить тревожность и избавиться от негатива.
Снижение тревожности с помощью медицины
Снизит проявление симптомов тревожности народная медицина. Избавят от беспокойства:
Цветы ромашки;
Женьшень;
Полинезийский перец;
Корень валерианы.
Вышеуказанные растения можно принимать в виде настойки, добавлять в чай или использовать в фармакологических вариантах, допустим, гранулированный женьшень или таблетки на основе корня валерианы.
Если чувство тревожности со временем только усиливается и никакие советы не помогают, это повод задуматься и обратиться за помощью к психотерапевту. Доктор проконсультирует и назначит курс лечения, который снизит тревожность надолго. Врач подбирает медикаментозные средства индивидуально. Не стоит затягивать с визитом к доктору, если тревожность не покидает вас на протяжении долгого времени. Если от этого чувства не избавится, возможно возникновение панических атак и даже проявление социофобии.
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013
ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [3].
Стойкое отсутствие эмоционального благополучия приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении ситуативной и личностной тревожности, снижении психосоматического здоровья. Высокий уровень тревожности обычно сопровождается неадекватным поведением личности и снижает результативность деятельности, в том числе и учебной [2].
Одной из причин, вызывающих детскую тревожность, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями. Функциональное состояние центральной нервной системы в значительной степени определяет поведение организма и его возможности в процессе обучения. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых, важно, чтобы оно было положительным [4].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что школе сегодня важно не просто дать учащимся знания, умения и навыки, но и сохранить при этом их здоровье. Поэтому необходимо проводить соответствующую диагностику, особенно в критические периоды развития детей. Одним из таких периодов является младший подростковый возраст.
Сравнительная характеристика реактивной тревожности сельских и городских пятиклассников представлена в таблице 1.
Уровни реактивной тревожности городских и сельских пятиклассников (%)
Согласно данным таблицы 1, детей с высоким уровнем реактивной тревожности не выявлено как в городской, так и в сельской школе. Однако следует обратить внимание на тот факт, что среди сельских детей больше пятиклассников с оптимальным уровнем реактивной тревожности (мальчики – 67%, девочки – 70%). Таким образом, сельские школьники менее напряженно адаптируются к новым условиям обучения в пятом классе. Низкий уровень реактивной тревожности преобладает у мальчиков города (55%). Низкая тревожность указывает на слабую мотивацию к разным видам деятельности и снижении чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Повышенный уровень реактивной тревожности, отражающий напряжение функционального состояния, выявлен в большей мере среди городских пятиклассников (12%-мальчики, 19% -девочки).
Повышенный уровень реактивной тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Тревожность оказывает позитивное влияние на деятельность и развитие личности, однако оно ограничено ее выраженной приспособительной, адаптивной природой [5]. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях, люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других, они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [1].
В таблице 2 представлены данные исследования уровня личностной тревожности у пятиклассников.
Уровни личностной тревожности городских и сельских пятиклассников (%)
Анализ полученных результатов по уровню личностной тревожности свидетельствует о том, что пятиклассники города и селаразделились на две функциональные группы: первая группа – дети с высоким уровнем личностной тревожности, вторая – с оптимальным уровнем. Оптимальный уровень личностной тревожности выявлен у большинства (78%) мальчиков городской школы. У девочек городской школы преобладает высокий уровень личностной тревожности (67%). Высокий уровень личностной тревожности преобладает среди сельских пятиклассников (67%-мальчики, 80%-девочки). Высокая личностная тревожность в течении длительного периода времени может привести к эмоциональным и невротическим срывам, психосоматическим заболеваниям [5].
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. А эмоциональное благополучие ученика является обязательным условием развития его личности [6].
Согласно показателям уровня реактивной тревожности более успешно адаптационные процессы к новым условиям обучения протекают у пятиклассников сельской школы. Но учащиеся сельской школы имеют более высокий уровень личностной тревожности.
Результаты исследования расширяют представления об особенностях уровня тревожности у современных младших подростков находящихся в разных социумах и могут быть использованы для прогнозирования возможных отклонений в состоянии их нервно-психического здоровья и правильной организации учебно-воспитательного процесса.
Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Per Se.,2008. – С.56-70.
Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. 1998. Т. 5. №2.
Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Дис.канд.психол.наук. – Томск,1996. – 120с.
Прихожан А.М. Психология тревожности. – М.: “Питер”, 2007. – С.23-30.
Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. – №7. – С. 21-24.
Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. – №5. – С.19-35.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью работы является исследование уровня тревожности у детей старшего школьного возраста разного физического развития.
Гипотеза исследования строиться на предположении о том, что уровень физического развития ребенка влияет на существование тревожности определенного психологического содержания.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе СОШ №5, среди детей старшего школьного возраста (15-17 лет), с помощью методики – Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ), разработанная сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Психодиагностическая структура многомерной оценки включает 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет.
Результаты и их обсуждение. Всего в исследовании приняли участие 56 респондентов, 29 мальчиков (мезосоматотип – 12, макросоматотип – 17) и 22 девочки (мезосоматотип – 15, макросоматотип – 7). Из общего числа респондентов всего 5 детей соответствовали низкому уровню физического развития (микросоматотип), что явилось недостаточным для исследования их уровня тревожности.
На основании результатов, полученных по 10-ти шкалам, была получена информация о структурных особенностях тревожности детей разного физического развития (мезосоматотип, макросоматотип) по четырем основным направлениям психологического анализа.
Оценка уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка («Общая тревожность», «Тревога, связанная с оценкой окружающих», «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения»).
Среди девочек мезосоматотипа 13.33% составляют низкий уровень тревожности, 60% – средний, высокий – 17.78% и крайне высокий уровень тревожности – 8.89%. Тогда как у девочек макросоматотипа низкий уровень тревожности – 23.81%, средний – 38.1%, высокий – 23.81% и крайне высокий – 14.28%.
Мальчики (мезосоматотип) имеющие низкий уровень тревожности составляют 22.22%, средний – 66.67%, высокий – 11.11%. При этом у мальчиков макросоматотипа данные показатели составляют 29.41%, 58.82% и 4.77%, соответственно.
Оценка особенностей психофизиологического и психо-вегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях («Снижение психической активности, обусловленное тревогой», «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой»).
16.67% девочек (мезосоматотип) имеют низкий уровень тревожности, 50% – средний, 30% – высокий, 3,33% – крайне высокий. У девочек макросоматотипа низкий уровень тревожности составляет 14.28%, средний – 64.3% и высокий – 21.42%.
У мальчиков (мезоосоматотип) следующие уровни тревожности: низкий – 16.67%, средний – 70.83% и высокий – 12.5%. В то время как у мальчиков макросоматотипа: низкий – 29.41%, средний – 55.88%, высокий – 14.71%.
Оценка роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов («Тревога в отношениях со сверстниками», «Тревога в отношениях с учителями», «Тревога в отношениях с родителями»).
Низкий уровень тревожности у девочек мезосоматотипа – 35.56%, средний – 60% и высокий – 4.45%. Тогда как среди девочек макросоматотипа низкий уровень имеют 9.53%, средний – 80.94% и крайне высокий – 9.53%.
В группе мальчиков (мезосоматотип) низкий уровень тревожности составляет 47.22%, средний – 44.45% и высокий – 8.33%. А в группе мальчиков макросоматотипа низкий – 43.14%, средний – 50.98%, высокий – 3.92% и крайне высокий уровень тревожности – 1.96%.
Оценка роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением («Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», «Тревога, связанная с успешностью в обучении»).
Девочки (мезосоматотип) имеющие низкий уровень тревожности составляют 3.33%, средний – 90%, высокий – 6.67%. В то же время девочек (макросоматотип) с низким уровнем тревожности – 7.14%, средним – 64.29% и высоким – 28.57%.
Мальчики (мезоосоматотип) с низким уровнем тревожности – 16.67%, средним – 75%, высоким – 8.33%. Мальчики (макросоматотип) с низким – 26.46%, средним – 52.95%, высоким – 17.65% и крайне высоким уровнем тревожности – 2.94%.
Таким образом, анализируя результаты оценки полоспецифических и физических особенностей динамики тревожности у детей старшего возраста можно сказать о том, что гипотеза исследования подтвердилась – уровень физического развития ребенка влияет на существование тревожности определенного психологического содержания.
В связи с этим считаем необходимым проведение специальных мероприятий (выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска; участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; помощь психолога учителям в реализации коррекционных программ) для всех участников образовательного процесса с целью психопрофилактики, психокоррекции различных состояний дезадаптации.
Определение уровня ситуативной и личностной тревожности подростков
Результаты ответов, полученных с помощью методики Ч.Д.Спилбергера, были занесены в таблицу №2:
Сводная таблица диагностики уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся
Личностная тревожность (ЛТ) (балл)
Ситуативная тревожность (АТ) (балл)
По данным нашего исследования у подростков данной группы среднее значение показателя личностной тревожности соответствует показателю 39,05, а среднее значение показателя ситуативной тревожности соответствует показателю 36,36. Данные значения говорят, что в среднем по группе отмечается средний уровень ситуативной и личностной тревожности.
Анализ индивидуальных значений позволяет говорить, о том, что у основной группы учащихся (в количестве 17 человек), отмечен умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При умеренной АТ человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой человек старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро. При умеренном уровне ЛТ человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях люди с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.
Низкий уровень СТ отражает недостаточно высокую значимость для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. Низкий уровень тревоги может также наблюдаться у школьников, в эмоциональном опыте которых подобные ситуации встречались. Такой школьник воспринимает происходящее или в соответствии с его объективной эмоциогенностью, или как незначащее, или как преодолимое. Он уверен в себе, доволен собой, своим состоянием, положением дел, внутренне расслаблен, настроен на успешное преодоление препятствий и чувствует в себе достаточно сил для этого.
При умеренной СТ подросток придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания. Такой подросток старается объективно оценивать возникающие ситуации, однако, это ему удается или не сразу, или он не совсем уверен в своих силах, возможностях, опыте. Поэтому возможно кратковременное, но не очень существенно нарушенное эмоциональное равновесие, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро.
Высокий уровень СТ свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится подросток, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, подросток воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Подросток, обладающий высокой СТ, чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем, которое кажется ему опасным и непреодолимым. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе.
Подросток с низким уровнем ЛТ, как правило, воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими регулируются уверенностью в успехе, в возможности разрешения конфликтов. В возникновении конфликтов он часто обвиняет других людей; критические замечания окружающих переносит спокойно, без раздражения; похвалу, одобрение воспринимает как реально заслуженные.
При умеренном уровне ЛТ подросток чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел успешно адаптироваться, в которых он знает как надо себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуаций возможно появление беспокойства, тревоги. Однако в таких случаях школьники с умеренной тревожностью быстро восстанавливают эмоциональное равновесие.
Высокий уровень ЛТ означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается подросток, воспринимаются как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.
Низкий уровня тревожности
Особенности современных условий жизни, быстрые темпы развития интеллектуальных программ, переход на студенческую жизнь, рост значимости информации обуславливают повышенные требования к молодому организму. Однако многие аспекты умственного и психоэмоционального перенапряжения изучены еще недостаточно. Одним из факторов риска возникновения отклонений в психическом состоянии студента являются сдвиги в уровнях личностной и ситуативной тревожности [1]. Это характеризуется наличием определенных затруднений в усвоении учебного материала. У студентов при этом наблюдаются различной степени выраженность невротических расстройств (снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность), которые чаще всего возникают в период экзаменационных сессий или рубежного контроля.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Выделяют два вида тревожности – ситуативная, или реактивная (РТ) и личностная (ЛТ). Реактивная тревожность – показатель интенсивности переживаний, которая возникает по отношению к типичным событиям. Реактивная, или ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Личностная тревожность – готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность – это устойчивое состояние. Она характеризует склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень «полезной тревоги» [2,3].
Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования были учащиеся первого курса КазНМУ в количестве 70 человек, из них 22 юношей и 48 девушек. Общий возраст: от 17 лет до 19 года. Для исследования были выбраны периоды, характеризующиеся наиболее заметными изменениями в тревожности: в обычный учебный день, перед рубежным контролем и после.
1) Степень выраженности тревожности по шкале оценки личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Шкала состояла из 20 вопросов.
Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывался по формуле:
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Е2 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.
Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более – тревожность высокая. [4-6].
2) Для оценки личностной тревожности использовался тест: Самооценка функционального состояния (САН – самочувствие, активность, настроение).
Тест САН разработан сотрудниками I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем и М.П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), состоящей 30 пар полярных признаков, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4, оценки превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования уровня ситуативной тревожности (далее СТ) студентов представлены в табл. 1.
Что делать с высоким уровнем тревожности?
– Что делать с высоким уровнем тревожности и что почитать на эту тему?
– Высокий уровень тревоги обычно связан с нашим внутренним миром, который оказывается враждебным из-за возможных травм в нашей истории. Если пойти чуть поглубже, то можно увидеть, как моя тревога на самом деле связана с вытесненной в бессознательное агрессией.
Для начала скажу, что агрессия это прежде всего сила для реализации наших подлинных потребностей. Сила, которая позволит мне развиваться, реализовывать себя и свои желания. Тогда можно будет сказать, что у меня получается присваивать свою агрессию и я умею ею управлять.
Однако если по какой-то причине я не мог направить свою агрессию на кого-то во внешнем мире, и она по разным причинам блокировалась, то тогда она перенаправится на меня самого. Она как бы будет жить в моем внутреннем мире. И запускать мою тревогу, как бы нападая изнутри.
В таком случае агрессия будет вытесняться в тень вместе с моими возможностями и потребностями. И в свою очередь порождать тревожность, подпитывая её страхом, стыдом и чувством вины.
Теперь что касается снижения высокой тревожности, тут несколько моментов.
Во-первых нужно будет тренироваться присваивать свою агрессию. Для этого нам понадобится для начала хорошо изучить свои потребности, чтобы аккуратно и постепенно направлять агрессию как силу на их реализацию.
Во-вторых нам нужно будет “нарастить” относительно прочные, но вместе с тем гибкие личностные границы. Чтобы быть способным проявлять свои чувства, не блокируя их. Этого можно достичь, хорошо зная и ощущая, что именно скорее всего моё, а что наверное все-таки нет. И выражать это.
И наконец нам понадобится надежный внутренний контейнер, который будет способен нашу тревогу контейнировать. Это означает, что у нас появится способность как бы выдерживать её, а потом снижать её уровень и даже сводить на нет. И это часто самое главное, с чем приходится работать – нарабатывать в себе постепенно такой навык самоконтейнирования возникающей тревоги. На первых порах контейнирующим пространством в том числе является терапевтическое пространство и сам терапевт, в которого как бы помещаются тревожащие и пугающие аспекты личности клиента. Он их тоже контейнирует и перерабатывает, чтобы вместе с клиентам научиться с ними просто быть. И в таком взаимном процессе тоже получается выработать в себе навык самоконтейнирования.
Однако ключом к снижению высокого уровня тревоги будет именно постепенное обнаружение и реализация своих подлинных потребностей.
Что касается книг, по теме тревоги советую почитать юнгианского аналитика Дональда Калшеда “Внутренний мир травмы”, например главу “природа тревоги Мэри”.
В первой части мы поговорили про отвержение. А во второй о том, что такое психическая травма. Как травма влияет на наши отношения и самореализацию. Как её исцелить и чем в этом может помочь работа с психологом. Распределил основные темы по времени:
00:10 – про отвержение, когда мы можем сами его воспроизводить
00:50 – почему мы можем сами воспроизводить отвержение? В чем его механизм и как его проработать?
6:36 – о тени отвергающего (о собственной идентификации с отвергателем)
7:04 – отвержение как защита от близости и от потери. Зачем нужны дистантные отношения?
10:34 – как взаимодействовать со своей тенью?
12:07 – как происходит расщепление живой уязвимой части в психике при утрате (травме)? Как психика создает защиты, чтобы сохранить травмированную часть? Как травма блокирует наши возможности и потенциал, и как их высвободить?
14:48 – нужно ли чтобы излечить травму ходить к психологу? Как происходит работа с травмой и в чем её особенности?
17:42 – как выбрать психолога, умеющего работать с травмой?
22:30 – что такое первичные установочные сессии с психологом и зачем они нужны?
22:54 – как увидеть, есть ли прогресс в проработке травмы?
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.