Нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать

Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать" с детальным описанием.

Нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать

Элементарность курса грамматики и правописания, а также тех знаний, которые учащиеся получают на уроках развития устной речи и чтения, не исключает научности материала и систематичности его изложения. Несомненно, что нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать полноту и глубину сообщаемых детям сведений, но их научная достоверность не должна искажаться. Более того, учитель стремится максимально исправить неверные, неадекватные представления детей об окружающей жизни, которые могли возникнуть у них до школы. Вот почему специальные уроки развития устной речи организуются на базе тщательного изучения предметов и явлений реального мира. Точность сформированных у ребенка представлений дает возможность хотя и на элементарном уровне, но достоверно раскрыть перед ним причинную обусловленность тех или иных природных закономерностей.

Если умственно отсталые дети оказываются не в состоянии усвоить практически значимый, но сложный материал, теоретические сведения сводят до минимума, а умения формируют в процессе выполнения упражнений. Так, уяснив основной отличительный признак сложных предложений (наличие двух групп подлежащего и сказуемого), учащиеся тренируются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, используя указанные в программе союзы и союзные слова.

Новые достижения в области научных знаний, уже апробированные и прочно вошедшие в практику, отражаются и в программе специальной (коррекционной) школы. Так, в 50-е гг. в школьной орфографии существовало понятие о гласных буквах, которые смягчают предшествующие согласные. Более верные представления о звуках речи и об их отражении на письме, сформировавшиеся в науке, повлекли за собой изменения в преподнесении данной темы учащимся массовой школы: мягкость и твердость согласных — объективная закономерность фонетической системы русского языка. Обозначение на письме твердости или мягкости согласных осуществляется посредством букв а, о, у, ы; и, е, ё, ю, я. Достоверность научных знаний по этой теме находит также отражение в программе и учебниках для специальной школы. Обучая детей объяснять различие в написании слов с твердыми и мягкими согласными, учитель дает следующий образец разбора: «В слове мёд пишется ё, потому что [м’] — мягкий согласный», а не наоборот: «[м’] — мягкий согласный, потому что после м написана гласная ё».

Абстрактное мышление у детей и взрослых

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое абстрактное мышление

Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир. Есть точное и обобщенное мышление.

Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами. Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем.

Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения. Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник».

В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит.

Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного. При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету». Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик).

В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. перейти наверх Абстрактно-логическое мышление В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления.

Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать». Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Еще статьи:  Хорошо стать донором

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

  1. Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.
  2. Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.
  3. Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.
  4. Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.
  5. Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.
  6. Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Развитие абстрактного мышления

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:Попробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.

нарушения мышления

Категория: Сестринское дело в психиатрии/Клинические проявления основных психопатологических симптомов

Мышление – психический процесс обобщённого отражения существенных сторон предметов и явлений и их внутренних взаимосвязей. Человеческое мышление невозможно без речи и имеет свои логические формы: понятия, суждения, умозаключения.

Различают три вида мышления: наглядно-действительное, образное и абстрактно-логическое (отвлечённое). Мышления является основной составной частью интеллекта.

Симптомы патологии мышления делят на две группы: расстройства содержания и расстройства формы.

Нарушения формы мышления представлены нарушениями его темпа, подвижности, целенаправленности и грамматического строя речи.

Нарушения темпа мышления проявляются ускорением и замедлением.

Ускоренное мышлениеувеличение количества ассоциаций в единицу времени. Отмечается быстрая смена представлений, понятий, идей, многословие в сочетании с повышенной отвлекаемостью. Мышление становится поверхностным, малопродуктивным. Высшей степенью ускорения является симптом скачки идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Ускоренное мышление характерно для маниакального состояния.

Замедленное мышлениеуменьшение числа ассоциаций в единицу времени. При этом больной утрачивает способность быстро отвечать на вопросы, речь его медленная, однообразная. Такое наблюдается при депрессивных состояниях, астении, шизофрении.

Нарушения подвижности мышления проявляются обстоятельностью и вязкостью.

Обстоятельное мышлениеизлишняя детализация, невозможность отделить главное от второстепенного, постоянное застревание на мелочах с последующим возвращением к основной теме мысли. Такое мышление ещё называют лабиринтным.

Вязкость мышлениякрайняя степень обстоятельности. При этом детализация настолько искажает основное направление мысли, что делает её малопонятной, а мышление непродуктивны. Больные теряют способность удерживать центральную линию разговора, не могут самостоятельно вернуться к теме беседы, освободится от побочных ассоциаций.

Эти нарушения отмечаются при эпилепсии, психоорганическом синдроме.

Нарушения целенаправленности мышления могут проявляться: резонёрством, аморфностью и разорванностью.

  • резонёрство – пространные разлагольствования по несущественному поводу. Обычное их содержание – банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения;
  • аморфность – нечёткое использование понятий, при котором грамматически правильная речь приобретает расплывчатый характер. В результате мысль остаётся непонятной окружающим. Различая резонёрство и аморфность, можно сказать, что в первом случае непонятно “зачем”, а во втором “о чём” больной говорит;
  • разорванность – отсутствие логической связи между отдельными умозаключениями, суждениями, понятиями. В результате этого уловить смысл речи больного не удаётся, хотя она кажется упорядоченной. При очень выраженной разорванности может нарушаться и грамматический строй речи. При этом речь представляет собой набор случайных слов, обрывков фраз, “словесную окрошку”.

Наиболее часто эти симптомы встречаются при шизофрении.

Нарушение грамматического строя речи может проявляться также бессвязностью мышления. Расстройства мышления по содержанию проявляются бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивыми идеями.

Бредовые идеиболезненно искажённая оценка фактов окружающей действительности, неправильные суждения и умозаключения, не поддающиеся коррекции. Бред является одним из основных признаков психических заболеваний и входит в структуру большинства психотических синдромов.

Бред с пониженной самооценкой характеризуется болезненным преувеличением имеющихся или приписывание себе несуществующих недостатков.

Выделяют бред самообвинения (греховности), когда больные бичуют себя за допущенные “неисправимые ошибки”, якобы приведшие к гибели семьи, окружающего мира и другим негативным последствиям.

Бред самоуничтожения – болезненная убеждённость в собственном ничтожестве, приписывание себе исключительных моральных, интеллектуальных и физических качеств.

Ипохондрический бред – патологическая уверенность в наличии неизлечимой болезни. Больной находит у себя все признаки болезни, обращается к различным врачам, просит всесторонне обследовать его и лечить.

Бред с повышенной самооценкой характеризуется преувеличением реальных свойств собственной личности. К этой группе относятся:

  • бред изобретательства – убеждённость в совершении больным гениального изобретения или открытия;
  • бред величия – патологическая переоценка собственных достоинств, возможностей. Больной может считать себя великим поэтом, художником, полководцем;
  • бред богатства – болезненное убеждение в наличии мнимого богатства, ценностей у больного;
  • любовный бред – убеждённость во влюблённости определённых лиц в больного.
Еще статьи:  Как понять что на мужчине приворот

Бред преследования отличается убеждённостью в угрозе или вреде личности больного, ожидаемых или причиняемых извне. К этой форме относятся:

  • бред воздействия – патологическая уверенность больного, что он находится под воздействием гипноза, радиации, космических лучей;
  • бред ущерба – убеждённость в том, что больному причиняют материальный урон (порча и подмена вещей, воровство продуктов);
  • бред отношения – уверенность в том, что окружающие люди с подозрением, неприязнью относятся к нему, ущемляют его интересы;
  • бред ревности – убеждённость в неверности сексуального партнёра. Больной стремится найти улики, неверно истолкованные факты.

Сверхценные идеилогически обоснованные, эмоционально окрашенные убеждения, которым больные придают особо важное значение. Часто они являются составным элементом мировоззрения личности. Больной уверен в своей правоте и стремится доказать её любой ценой. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу. Путём убеждения больного или изменения ситуации их удаётся ослабить или устранить. Сверхценные идеи могут встречаться как самостоятельное расстройство у акцентуированных и психопатических личностей.

Навязчивые идеинепроизвольное возникновение мыслей, не зависящих от воли больного. Эти мысли носят неотступный характер, от них невозможно освободиться, хотя больной оценивает их критически и хочет от них избавиться.

  • навязчивые сомнения – больной постоянно не уверен в правильности и завершённости своих действий, не может принять решение;
  • навязчивые абстрактные мысли – бесплодные мудрствование или “умственная жвачка”;
  • контрастные мысли – их содержание противоречит мировоззрению и морально-этическим принципам личности, вызывая страдания;
  • навязчивые воспоминания – непреодолимые, ненужные в данный момент воспоминания о событиях своей жизни, часто сопровождающиеся чувством стыда и раскаяния.

Навязчивые идеичастный вариант навязчивостей, к которым относят также навязчивые страхи (фобии) и навязчивые влечения. Навязчивости характерны для неврозов.

  1. Справочник медицинской сестры по уходу/Н. И. Белова, Б. А. Беренбейн, Д. А. Великорецкий и др.; Под ред. Н. Р. Палеева.- М.: Медицина, 1989.
  2. Бортникова С. М.,Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  3. Кирпиченко А. А. Психиатрия: Учеб. для мед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1989.

Нарушения мышления по форме: расстройства темпа мышления, расстройства подвижности мышления, расстройства целенаправленности мышления, нарушения грамматического строя мышления; их феноменологические характеристики

Расстройства мышления по форме:

1. Ускорение процесса мышления — увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. Непрерывно возникающие мысли, суждения, умозаключения становятся более поверхностными, «обусловленными случайными связями. Мышление приобретает крайнюю отвлекаемость с преобладанием образных представлений над абстрактными идеями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений. Тема мышления непрерывно меняется, часто в зависимости от созвучия произносимых слов, предмета, случайно попавшего в поле зрения. (Маниакальный с-м)

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей». При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

2. Замедление процесса мышления — замедление возникновения ассоциаций, уменьшение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени. Мысли и представления образуются с трудом, их мало, содержание однообразно, бедно. Замедленный темп речи. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение. (Депрессия)

3. Обстоятельность мышления — замедление образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. При этом утрачивается способность отделения главного от второстепенного, существенного от несущественного, что приводит к снижению продуктивности мышления. При изложении чего-либо привлекается масса ненужных деталей, старательно описываются не имеющие никакого значения мелочи. (Органич. заболевания, эпилепсия)

5. Ментизм (наплыв мыслей) — непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей», наплыв «образов, представлений.

6. Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления — выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедленностью, крайней тягучестью. Торпидными становятся также речь и действия больных. Сужение объема мышления — крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мыслительных процессов. Исчезает способность к противопоставлению различных мнений, затрудняется переключение с одной темы на другую.

6. Речевые стереотипии – повтор мыслей, фраз, отдельных слов:

1) Персеверация мышления — на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса длительное преобладание одной какой-либо мысли, одного представления. Так, правильный ответ на первый вопрос больной упорно повторяет и повторяет ряд последующих вопросов иного содержания. (Слабоумие)

2) Вербигероации – расстройства мышления, больные стереотипно, иногда в рифму произносят порой бессмысленные сочетания звуков («лежу
-лежу», «гляжу-гляжу»).

3) Стоячие обороты – стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. (эпилепсия, слабоумие)

7. Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, к соединению восприятии, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу и синтезу. Мышление исчерпывается хаотически образующимися бессмысленными связями. Речь состоит из беспорядочного набора слов, произносимых без смыслового и грамматического отношения, нередко в рифму. (Аменция)

8. Резонерство — нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерство предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но, несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию. (Шизофрения)

9. Разорванность — нарушение ассоциативного процесса при котором отсутствуют связи между отдельными мыслями, предложениями, между понятиями и представлениями. Грамматическая стройность речи при этом не нарушается, словосочетания соединены в отдельные предложения, однако уловить смысл речи больного не удается. (Шизофрения)

10. Шизофазия- распад речи, когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Еще статьи:  Бросить курить 60 лет

11. Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

12. Аутистическое мышление — выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

13. Символическое мышление — характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

14. Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

9 нарушений мышления: Резонерство, разноплановость, отсутствие саморегуляции, бредовые идеи, ускорение, сверхценные идеи, бессвязность, замедление, патологическая обстоятельность

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение — это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение — большой скачок идей.
  3. Замедление — это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность — это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность — уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность — здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость — это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность — трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство — когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей — насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия — когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. Сверхценные идеи — возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи — возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе сознание пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи — это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Еще статьи:  Антон демченко мастер иллюзий

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде, человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде, идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение — эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях. В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией. Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию. За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной. Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь. В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

Нарушения операции абстрагирования

Проявляются неспособностью выделять существенные в данном контексте свойства объектов и отвлекаться от второстепенных и случайных.

Одним из ярких клинических признаков расстройства является чрезмерная детализация мышления, при которой теряется способность отличать главное содержание мысли от сопутствующих ей коннотаций (от лат. con — вместе, noto — отмечаю, обозначаю), а также говорить кратко и точно. Чрезмерная детализация мышления может иметь разные причины, поэтому иногда возникает необходимость специальной проверки способности к абстрагированию. Это делается с помощью метода исключения лишнего. Из группы предъявленных объектов, их изображений или названий пациенту надлежит исключить какой-то один объект, не относящийся к этой группе. В более сложной модификации опыта подсказка отсутствует, пациенту говорят, что в группе может находиться лишний объект, который нужно назвать и при этом пояснить, почему он считает его лишним.

Приведём три возрастающие по сложности группы заданий. Первая: диван, кровать, стол, ваза; кашель, боли, мокрота, грипп; шапка, пальто, костюм, галстук; кошка, рысь, собака, корова; танкист, лётчик, солдат, сапёр; хлеб, зерно, каша, борщ; водка, пиво, самогон, коньяк; врач, юрист, шахтёр, рабочий. Вторая: красный, жёлтый, зелёный, белый; море, река, озеро, пруд; крест, квадрат, круг, шар; мысль, чувство, желание, действие; три, два, четыре, сто; утюг, камень, дерево, скала; рабочий, крестьянин, капиталист, профессия пациента; вор, насильник, убийца, преступник; психолог, психиатр, терапевт, хирург. Третья: понятие, слово, цифра, рисунок; минута, час, полдень, неделя; голова, грудь, мозг, живот; немец, бурят, татарин, американец; Азия, Россия, Европа, Африка; кислород, азот, водород, углекислый газ; длина, высота, ширина, величина; улыбка, смех, хохот, веселье; скрытность, жадность, общительность, печаль.

Еще статьи:  Этапы процесса целеполагания
Подобные задания включает в себя психологическое обследование при подозрении на шизофрению

При выраженной умственной отсталости и слабоумии пациенты не справляются и с заданиями первой группы. При органическом снижении уровня абстрагирования пациенты делают исключение, опираясь на наглядные, ручные, операциональные и ситуативные признаки: «Галстук узкий и длинный, и я не умею его вязать… Галстук можно и не носить, он не греет, а без всего другого не обойтись… Галстук — не одежда, он указывает на культурный статус. Говорят даже, что он удавка империалиста». Релевантный ответ может быть таким: «Галстук — это предмет личного обихода». При шизофрении часто принимаются во внимание наглядные, случайные, формальные, латентные признаки: «Море лишнее, оно самое большое по размерам… Лишний пруд, берега у него заболочены… Лишнее озеро, в этом слове пять букв, в остальных — по четыре… Лишнее море, в нём солёная вода». Алкоголик нередко затрудняется в выборе лишнего спиртного напитка: «Может быть, пиво, но опять же с бодуна оно лучше».

При нарушениях операции абстрагирования особенно затруднена идентификация логических отношений. Например, можно попросить в правой части уравнения найти логическое отношение, представленное в левой его части. Уравнение таково: лес/дерево = почва/песок, ветер/пыль, деревья/сосна. Пациенты с органическим снижением мышления крайне редко справляются с таким заданием, а если и дают определённый ответ, то знак равенства обычно ставят с последней парой. Из разных пациентов задание могут правильно выполнить, пожалуй, только больные шизофренией, это указывает на то, что у некоторой их части абстрагирование хотя бы в течение непродолжительного времени может осуществляться на достаточно высоком уровне.

Как можно видеть, вообще все умственные операции пациенты нередко совершают с различными ошибками — в зависимости от того, какие признаки или свойства объектов и явлений они считают адекватными. Несмотря на то что ответы в целом достаточно индивидуализированы и весьма разнообразны, их можно привести в некую систему. Существуют некоторые основания предполагать, что эти ошибки обусловлены в том числе актуализацией таких мыслительных структур, которые неконгруэнтны характеру выполняемых заданий. Так, если актуализируется наглядно-действенное мышление, то пациенты предпочитают наглядные, сенсорные признаки объектов (цвет, вкус, форма, величина и др.), а также действия или, точнее, указания на ручные действия, которые могут совершаться с этими объектами («кирпич можно разбить, а камень нет», «воду можно пить, а лёд — только раскусить», «фрукты сладкие, а овощи нет»). Если включается наглядно-образное мышление, на первый план выходят признаки смежности, а также операциональные признаки, то есть указания на действия, вытекающие из сугубо практической ситуации («овощи садят в грядках, а фрукты собирают на дереве», «волк в лесу живёт, а собака — во дворе», «из кирпича можно строить, а из камня нет», «если есть кровать, то зачем диван, спать есть на чём»).

Операциональные признаки понятий весьма наглядно демонстрируют, в частности, пациенты с амнестической афазией: они не могут вспомнить название предмета, но могут сказать или показать, для чего нужен этот предмет либо что можно им сделать. При включении образного мышления преобладают ситуативные признаки, а также эмоциональные признаки, указывающие на то, что пациент может тот или иной объект представлять себе в самых разных ситуациях и, соответственно, по-разному к нему относиться («можно пруд исключить, он искусственный, а можно и реку, в ней проточная вода», «можно белый цвет исключить потому, что он состоит из смеси разных других цветов, а можно это сделать и потому, что его нет в светофоре», «исключить нужно капиталиста, честных капиталистов не бывает, но верно и то, что лишней тут является профессия»). Ответы таких пациентов могут в этом смысле широко варьировать, из нескольких ответов им приходится выбирать тот, который в данный момент кажется ему более адекватным. Актуализация концептуального мышления влечёт более или менее точные ответы, основанные на выборе релевантных признаков, вполне отвечающих цели задания («камень — это природный объект, кирпич — объект материальной культуры», «море, озеро, пруд, река — это водоёмы, из них только пруд является рукотворным»).

Склонность к псевдоабстрагированию может проявляться также в том, что пациенты дробят символы на составляющие их элементы и при этом как бы отвлекаются от значения этого символа — симптом диссоциации символов. Так, больная сообщает, что «временами теряет способность понимать прочитанное. Предложения текста, — поясняет она, — распадаются на отдельные слова, а слова, в свою очередь, дробятся на буквы. И я перестаю соображать, о чём я читаю». Некоторые пациенты во фрагментах распавшегося символа могут усматривать собственное их значение, они, по их словам, приобретают способность «расшифровывать» некие скрытые ранее значения символов. Расщепление символов может рассматриваться и как признак нарушения операции синтеза. Иногда, напротив, символы как бы сливаются друг с другом, так что образуется некий новый символ со смешанным значением. Н.Гоголь в «Записках сумасшедшего» шаг за шагом описывает историю помешательства своего героя. К концу рассказа у больного появляются слияния символов:

«Мартабря 86 число. Между ночью и днём». Позднее Е.Блейлер назовёт это явление сгущением и в качестве иллюстрации приведёт такое высказывание пациента: «Господь Бог — это корабль пустыни». В этой фразе, считает Е.Блейлер, воедино сплелись мысль из Библии, а также представления о пустыне и верблюде. Если это действительно так, то разорванность мышления, а фраза пациента указывает именно на эту разорванность, является следствием сгущения разных мыслей, возникающих одновременно. Сгущение можно, вероятно, интерпретировать и как патологию операции синтеза.

Автор статьи: Татьяна Ефимова

Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here