Татьяна Ефимова предлагает статью на тему: "мышление процессы мышления виды мышления" с детальным описанием.
Содержание
Виды мышления
Читайте также:
- Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции
- Краткая характеристика мышления.
- Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание.
- Лекция 37. Генезис человеческого мышления.
- Структура методов активизации творческого мышления.
- Типы экономического мышления.
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Описание различных видов мышления строиться на предпосылке, что нет мышления вообще, мышление неоднородно, существуют его разные виды.
Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строиться на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления.
Наглядно-действенное мышление связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, копаем землю, шьем и т.д. Этот вид мышления применяется тогда, когда мы разбираем что-то, чтобы понять как это устроено или собираем что-то ( лего, пазлы и т.д.). Наглядно-действенное мышление является основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление в большей степени оперирует на образы, человеку не обязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо его видеть и представлять. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем и анализируем зрительные представления.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, например, счастье, честность, гордость, стоимость и т.д. Это мышление неразрывно связано с нашими знаниями и опытом, и мы, опираясь на свой интеллектуальный запас и опыт, без труда расскажем, что означают эти понятия.
Все эти виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. В познавательном процессе все уровни мышления обычно взаимосвязаны.
По содержанию используемых средств различают наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы; другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач.
Теоретическое мышление – это познание законов и правил.
Практическое мышление основной задачей выдвигает разработку средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Этот вид мышления был изучен Б.М. Тепловым. Мышление педагога по данной классификации относится к разряду практического мышления.
Различают также интуитивное и аналитическое мышление.
Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Различают творческое и критическое мышление по их функциональному значению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим.
Огромное значение для педагогической практики имеет различение мышления на теоретическое и эмпирическое. В психологии эти виды мышления обстоятельно изучены и описаны В.В. Давыдовым. Как установлено в его исследованиях, эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач. Основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями. Согласно исследованию В.В. Давыдова, на формирование этого типа мышления нацелена массовая практика школьного обучения. Качественно иными особенностями характеризуется теоретическое мышление. Воспроизвести целостную систему взаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишь теоретическому мышлению.
Мышление и решение задач.
Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач.
Согласно античной легенде Архимед случайно открыл свой основной гидростатический закон. В действительности открытие Архимедом этого закона было итогом практических наблюдений и теоретических размышлений ученых многих поколений и самого Архимеда. Мыслительное действие не одномоментный акт, он состоит из нескольких этапов.
1. Возникновение проблемы. Первое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит проблемы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся (Например, Ньютон задумался над проблемой падения предметов и открыл закон всемирного тяготения, И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах, увидев проблему в том, что собака при виде еды облизывается). Чем больше знаний у человека, тем больше он видит проблем. Однако выделение проблемы и правильно поставленный вопрос еще не означает успешного решения задачи, необходимо выбрать пути решения поставленного вопроса. А для этого человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему.
2. Выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.
3. Человек рассматривает проблему, отделяет известное от неизвестного и формулирует задачу, т.е. происходит ограничение зоны поиска.
4. Делается предположение, каким образом решать эту задачу, т.е. выдвигается гипотеза.
5. Реализация гипотезы. Если предположение неправильно, то надо сделать другое предположение и проверить его.
6. Проверка гипотезы. Если предположение верно, можно приступать к решению задачи.
Конечно, человек не всегда выделяет этапы мышления так детально. Иногда решение приходит как бы само собой, внезапно. Тогда это будет интуитивное мышление.
Существенную роль в решении сложных задач играет умение использовать разнообразные приемы. Бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, ни имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач подключается творческое мышление.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению) он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием четырех особенностей.
· Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
· Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
· Способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;
· Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.
От понятия мышления человека неотделимо понятие интеллекта. Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Единого понимания этого термина до сих пор не существует. Одни ученые связывают интеллект со стилем умственных операций, другие – со стилем и стратегией решения жизненных проблем и т.д. Распространенной точкой зрения является мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект – это способность индивидуального ума адаптироваться к окружающей среде.
Современные ученые связывают интеллект с процессом мышления. Под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.
Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся экспериментальные исследования процесса мышления. В настоящее время широко используются тесты для оценки интеллектуального развития (тест А. Бине, тест Векслера и др).
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проблема и пути развития творческого мышления.
2. Средства развития мышления.
Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.
Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.
Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.
Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000
Рогов Е.М. Психология познания М.: 1996
Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.
Петухов В.В. Психология мышления. М.,1987г.
Лурия А.Р. Язык и мышление. М.,1979г.
| | следующая лекция ==> | |
Мышление как высший процесс познания | | | Коммуникативной деятельности |
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 585 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Виды мышления в психологии: классификация, примеры, характеристика. Понятие мышления
Мышлением является свойство психики человека, отражение субъектом окружающей его картины реальности. Для мышления характерно обобщение, установление связей и отношений между объектами. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. Рассмотрим основные виды мышления в психологии.
Этапы развития мышления
Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.
Понятийный (абстрактный) этап
Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах.
Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте.
Классификация видов мышления в психологии
Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.
1. Природа решаемых вопросов.
Мышление теоретического (концептуального) и практического характера.
2. Неординарность мышления, продуктивность.
Творческий и нетворческий виды мышления в психологии.
3. Сущность решаемых вопросов.
Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности.
4. Осознанность, детальность вопросов.
Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное).
Виды мышления в психологии и их характеристика
Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:
- мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
- наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
- мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера – оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).
Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.
Абстрактно-логические виды мышления в психологии
Теоретическое и практическое
Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления – в преобразовании окружающего мира.
Аналитическое, реалистическое и аутистическое
Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов.
Реалистическое – сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики.
Аутистическое – направлено на осуществление человеческих потребностей.
Продуктивное и репродуктивное
Продуктивное – это воссоздание нового мыслительного продукта.
Репродуктивное – это воспроизведение по шаблону.
Непроизвольное и произвольное
Непроизвольное – смена образов в сновидениях. Произвольное – целенаправленность мысли.
Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.
Мышление на уровне теории и практики
Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.
Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.
Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике. Или адвокат обдумывает выступление в суде. Из собранной информации он выделяет факты, позволяющие смягчить вину подзащитного. Одной из особенностей практического мышления является ограниченность во времени, то есть требуется применить быстро знания, любое понятие и виды мышления.
Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.
Творческий и репродуктивный типы мышления
Оригинальность результатов – это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.
Нетворческий тип имеет еще одно название – репродуктивный. Репродукция – это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.
По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.
В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.
Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:
- оригинальные и необычные идеи;
- способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
- гибкость при сравнении новых идей.
Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.
Роль логики в мышлении
В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.
Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.
Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.
Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.
Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые – специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.
Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым – логику.
Бессознательная мыслительная деятельность
Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.
В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.
Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.
Оперативное мышление
Особым видом мышления является оперативное, которое проявляется при ряде признаков:
- ограниченное время на решение задачи;
- тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации;
- информация и среда быстро меняются;
- оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку;
- оператор соотносит информацию об объекте с ранее накопленными знаниями и создает в мыслях четкий образ управляемого объекта.
Что такое аутистическое мышление?
Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.
Заключение
Мышление – это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.
Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.
Какие бывают типы и виды мышления? Как определить тип мышления человека?
Что такое мышление? Это процесс обработки информации, поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.
Общая характеристика мышления
- Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
- В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
- В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
- Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
- Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
- Конкретизация – это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.
Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие – основную единицу мышления.
Практическое (наглядно-действенное) мышление
Образное (наглядно-образное) мышление
Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.
Абстрактно-логическое мышление
Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:
- Понятие – это объединение одного или нескольких однородных предметов при помощи существенных признаков. Данную форму мышления начинают развивать у маленьких детей, знакомя их со значением предметов, давая им определения.
- Суждение может быть простым и сложным. Это утверждение либо отрицание какого-либо явления или взаимосвязи предметов. Простое суждение имеет вид короткой фразы, а сложное может быть в виде повествовательного предложения. «Собачка гавкает», «Мама любит Машу», «Водичка мокрая» – именно так мы учим малышей рассуждать во время знакомства их с внешним миром.
- Умозаключение – это логический вывод, следующий из нескольких суждений. Начальные суждения определяются как предпосылки, а конечные – как заключения.
Типы экономического мышления
Экономика – это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.
Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления – как постоянного и неизменного.
Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.
Философское мышление
- Концептуальная обоснованность – это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
- Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
- Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
- Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.
Рациональный тип мышления
Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.
Иррациональное мышление
Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты – деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.
Синтезирующий тип мышления
Люди-аналитики
Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи – это типичные представители аналитического типа мышления.
Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.
Идеалистический тип мышления
Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.
Люди «Зачем?» и люди «Почему?»
Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.
Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.
Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.
Методика «Тип мышления»
На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.
Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.
Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.
Виды и процессы мышления
Сущность мышления
Все, что окружает человека, проходит несколько стадий: восприятие, кодирование, хранение, воспроизведение. Между восприятием и кодированием протекает мыслительный процесс.
Мышление – 1) способность расширять границы познания через выход за пределы чувственного восприятия; 2) раскрытие того, что не дано при восприятии; 3) обобщенная форма отражения психики, которая устанавливает связь и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мыслительного процесса заключается в выявлении:
- отношений между предметами;
- связей;
- случайных и неслучайных совпадений.
Мышление выполняет такие функции, как:
Мыслительный процесс проходит в две стадии:
- допонятийная (первичная стадия развития мышления у ребенка, когда оно сформировано отлично от взрослого: суждения детей носят единичный характер и касаются конкретных предметов. Дети все сводят к частному, знакомому. Суждения в основном вызванные сходством, так как в этот период главную роль играет память. При нормальном развитии ребенка допонятийное мышление заменяется понятийным, где создаются уже конкретные образы );
- понятийная (формируется через промежуточные этапы. Например, дети имеют мышление понятийно-конкретное, в то время как у младших школьников появляется логика. Они (школьники) базируются на практике и наглядно-чувственном опыте, которые сначала развиваются в простой форме словесно-логического мышления, т.е. в форме абстрактных понятий. Мыслительный процесс теперь представляет только практические действия и наглядные образы в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Далее ученики средней и старшей школы приобретают абстрактно-понятийное мышление, которое подразумевает: обобщение операций; расширение диапазона переноса операций в различные ситуации; развитие рассуждения; развитие обоснования суждений; появляется контроль над рассуждениями; происходит овладение общими методами и т.д. ).
Классификация мышления и мыслительного процесса
Мышление можно разделить на 3 вида:
- Наглядно-действительное;
- Наглядно-образное;
- Словесно-логическое.
1. Данный мыслительный процесс отвечает за реальное преобразование во взаимодействии с предметами и опирается на их восприятие.
2. Мышление, которое опирается на образы. Функции:
- представление ситуации;
- представление каких-либо изменений;
- воображение того, что человек, хочет в действительности;
- становление невозможных сочетаний предметов, свойств.
Ситуация преобразуется только в образ.
3. Мышление заключается в использовании логики и понятий. Формы:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения:
- дедуктивные;
- индуктивные.
Мышление можно разделить на два уровня:
- рассудок (здравый смысл; повседневное мышление; способность ясно рассуждать, логически выстраивать мыли, кодировать факты);
- разум (высший уровень познания теории, способность понимать сущность вещей, законы, противоречия).
Также мышление бывает:
- теоретическим/практическим;
- интуитивным/аналитическим;
- реалистическим/аутистическим;
- продуктивным/репродуктивным.
Мышление решает задачи с помощью большого количества различных операций:
- сравнение (сопоставление вещей, явлений, свойств, при котором выявляют сходства и различия. Конечный результат – классификация вещей);
- анализ (при помощи данной операции расчленяются предметы, явления, ситуации, чтобы выделить составляющее элемента. Результат – отделение существенных от несущественных связей);
- синтез (противоположность анализу. Собирает в целое, находя необходимые связи и отношения);
- абстракция;
- обобщение.
Базовыми формами логики мыслительного процесса являются три аспекта: понятия, суждения, умозаключения.
Мыслительный процесс – особенность мышления, которая подразумевает процесс понимания исходной ситуации.
Классификация мыслительного процесса:
Формы мыслительного процесса:
- понятия;
- образы;
- результат (переосмысление, моделирование суждений, решение проблемы и т.д.)
Для того чтобы решить проблему, необходимо пройти четыре стадии:
- подготовку;
- вырабатывание и развитие решения;
- вдохновение;
- проверка действенности решения.
Рассмотрим структуру мыслительного процесса решения проблемы:
- Мотивация. Человеку необходим стимул, желание решить проблему.
- Анализ. На данном этапе оцениваются исходные сведения, каких не хватает, что в избыточном состоянии и т.д.
- Непосредственно поиск:
- Основываясь на известный алгоритм (репродуктивное мышление).
- На базе выбора оптимального решения из множества.
- На базе комбинации.
- Поиск нового решения на базе (за это отвечает творческое мышление):
- углубленных рассуждений на основе логики (классификация; умозаключение и т.д.);
- применения аналогов;
- применения эвристических приемов;
- применения эмпирического метода.
В случае неудачи у человека наступает отчаяние; уход из одной деятельности в другую; инкубационный период, где развитие действий может быть по следующим сценариям: генерирование новых идей; депрессия; озарение, вдохновение; инсайт; быстрое принятие решения (за это отвечает интуитивное мышление).
- Факторы, которые приводят к озарению:
- максимальная погруженность в проблему;
- вера в нахождение решения проблемы;
- обладание большого количества информации по данной проблеме, наличие опыта;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (например, при температуре).
- Логика решения.
- Воплощение найденного решения.
- Проверка.
- Коррекция. Если это необходимо, то нужно вернуться в пункт два и пройти все этапы заново.
Специфика реализации, индивидуальные различия и стили мыслительной деятельности
Она реализуется на сознательном и бессознательном уровне и характеризуется сложными переходами и взаимодействиями. Результат эффективного действия:
- получение планируемого результата;
- получение того, чего не планировалось в сознательной цели по отношению к побочному продукту.
Побочный продукт, также реализуется человеком, но в сознании не имеет вербальной формы. Он формируется за счет определенных свойств вещей и явлений, включенных в процесс, но не несущих существенность для цели.
Можно выделить несколько отличительных признаков мыслительной деятельности:
- широта (умение охватывать весь вопрос, принимая во внимание необходимые частности);
- глубина (способность видеть природу сложных вопросов. Противоположность – поверхностные суждения);
- самостоятельность (человек сам ищет и выдвигает новые пути к решению, не пользуясь чужой помощью);
- гибкость мысли (способность к быстрой смене действий и к освобождению от стереотипов);
- быстрота (умение быстро адаптироваться, разбираться в проблеме и принимать решения. Суть заключается в том, что при таком мышлении человек смотрит на все только с одной стороны и дает непродуманный ответ. Быстрый или медленный мыслительный процесс зависят от вида нервной системы);
- критичность (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям. В отличие от быстроты, в критичности ума продумываются все стороны проблемы).
Стиль мышления напрямую влияет на способы решения, поведение и личностные качества субъекта.
Структура способов активизации мышления
- «Мозговой штурм»;
- «Синектический штурм»;
- Метод фокальных объектов;
- Способ морфологического анализа;
- Способ контрольных вопросов.
1. Для данного процесса можно использовать «мозговой штурм», или брейнсторминг. Этот способ разработал американский исследователь Осборн А. Цель метода: генерировать идеи в работе с группой. Рассмотрим основные правила:
- в группе 7-10 человек разной профессии. Это необходимо для того, чтобы снизить стереотипизацию подходов;
- отсутствие чужой критики;
- участники должны быть расслаблены. Все сказанное фиксируется на аудиовизуальной аппаратуре, без указания авторства слов;
- собранные идеи обрабатываются экспертами. Из них (идей) только 10% подходящих. Участники не могут входить в состав жюри.
2. «Мозговой штурм» заложен в основу синектики, которую предложил американский ученый Гордон У. Во время «синектического штурма» выполняется четыре приема, базирующихся на аналогии:
- прямой (поиск решения с какой-то общей задачей);
- личной, или эмпатия (способ рассмотрения проблемы с точки зрения образа);
- символической(определение образа в двух словах);
- фантастической (воображение уже решенной проблемы).
3. Данный метод отвечает за перенос случайных признаков на рассматриваемый объект. Это позволяет избежать примитивности. Например, объект – тигр, фокальный – карандаш, результат – полосатый карандаш.
4. Суть метода: выделение главных характеристик объекта, с последующим выявлением всесторонних вариантов.
5. Суть: использование интенсификации поиска и контрольных наводящих вопросов, начинающихся с: «А если….?»
Вышеперечисленные методы стимулируют воображение человека, т.е. вызывают ассоциативные образы.
Позвольте представиться. Меня зовут Татьяна. Я уже более 8 лет занимаюсь психологией. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.